Суть дозаправки в воздухе состоит в том, что один самолет передает топливо другому непосредственно в процессе полета. Компания Airbus успешно испытала технологию автономной дозаправки беспилотников, используя многоцелевой транспортный самолет A310 Multi-Role Tanker Transport (MRTT), который управлял несколькими целевыми беспилотниками в ходе имитации операции. Беспилотный летательный аппарат MQ-25 Stingray предназначен для дозаправки в воздухе самолетов радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler, а также истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Super Hornet и F-35. Пилоты Южного военного округа отработали дозаправку на скорости около 600 километров в час. В ходе мероприятий боевой подготовки экипажи многоцелевых истребителей Су-30СМ, Су-30СМ2 и фронтовых бомбардировщиков Су-24М отработали дозаправку в воздухе от самолета-топливозаправщика Ил-78 ВКС России в темное время суток.
Беспилотник Boeing впервые осуществил дозаправку самолета в воздухе
ВВС США сообщили, что заключили контракт на $13 млрд с компанией Sierra Nevada Corp. на разработку преемника военного самолета Boeing E-4B, известного как «самолет Судного дня» из-за его способности выжить в ядерной войне, пишет Reuters. Дозаправка в воздухе самолета А-50 от заправщика ИЛ-78. РИА Новости. Американская компания Boeing испытала систему дозаправки самолетов в воздухе с помощью специализированного беспилотника Boeing MQ-25 Stingray на еще одном истребителе, сообщается в пресс-релизе компании. Минобороны США продемонстрировало редкую воздушную дозаправку самолета Boeing E-4B, летающего командного пункта, известного как самолет "судного дня", передает со ссылкой на РИА Новости. Ночная дозаправка летчиками Морской авиации подобных самолетов на сборах проводилась впервые. Летчики «морских охотников» Ту-142 ТОФ впервые отработали ночную дозаправку в воздухе – это уникальный процесс работы летного состава морской авиации.
Впервые в небе над Камчаткой произошла дозаправка противолодочных самолётов
Об этом сообщает пресс-служба Западного военного округа Минобороны России. Дозаправка в воздухе — один из самых сложных видов летной подготовки. К дозаправке допускаются летчики 1-го и 2-го классов, налет которых составляет более 400 часов. Обучаемые летчики первые 8-10 стыковок совершают с инструкторами, далее 3-4 вылета самостоятельно.
Обучаемые летчики первые 8-10 стыковок совершают с инструкторами, далее 3-4 вылета самостоятельно. В ночное время дозаправка выполняется с использованием дополнительного освещения, установленного как на Ил-78, так и на заправляющемся самолете. Воздушная заправка топливом — необходимый элемент подготовки летчиков морской авиации. Способность дозаправляться топливом в воздухе значительно расширяет радиус действия авиации и позволяет действовать самолетам как в оперативно-тактической глубине, так и для решения задач в районах, находящихся на большом удалении от места базирования с применением всей номенклатуры вооружения класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Истребители МиГ-31И получили систему дозаправки в воздухе 515 Истребители МиГ-31И — те самые носители гиперзвуковых ракет «Кинжал» — смогут дозаправляться в полете. Экипажи самолетов уже прошли соответствующую лётную подготовку. Увеличивается возможность воздействия на цели, которые находятся на большой глубине. Она никогда лишней не бывает.
Роль заправляемого выполнял МИГ-19. Макеты топливоприемников на нем устанавливались в трех вариантах: в носовой части над воздухозаборником двигателя, на правом и на левом крыле. Отработка системы шланг-конус на МИГ-19. Различное местоположение приемной штанги. Испытания системы проходили очень непросто. Сильные аэродинамические возмущения от носовой части фюзеляжа при сближении заставляли конус очень ощутимо колебаться попросту говоря, болтаться , что затрудняло сцепку. Первая дозаправка в воздухе М-4А опытный вариант М4 от М-4-2 была выполнена в июле 1955 года, но и та оказалась неудачной. После перекачки первых 400 л топлива была нарушена герметичность замка сцепки, и при расстыковке конус оборвался. В дальнейшем было много нештатных ситуаций с обрывом конусов, забросом шланга на оперение заправщика, разлива топлива при расстыковке и т. Но со временем проблемы в пилотировании и технические проблемы устранялись и дело пошло на лад. Например, 8 февраля 1957 года было проведено две дозаправки без промежуточной посадки и самолет за 17 часов полета преодолел 14500 км. Государственные испытания системы «шланг-конус», в течение которых было проведено множество дозаправок, в том числе повторных и ночных, проходили с сентября 1956 года по июнь 1958 года и завершились положительно. Бомбардировщик 3М с заправочной штангой. В это время на смену довольно неудачному М-4 пришел улучшенный бомбардировщик 3М. Поэтому все имеющиеся в эксплуатации «четверки» с 1958 года начали переделывать в заправщики. Эта переделка, впрочем, оставалась обратимой, так как КАЗ и дополнительные баки можно было демонтировать. С появлением таких заправщиков на стратегических бомбардировщиках ТУ-95 и 3Мстали устанавливать заправочные штанги с приемным топливным оборудованием. Однако 22-е «М»-ки проносили их недолго. После заключения договора ОСВ-2 в 1979 году их пришлось демонтировать. Бомбардировщик ТУ-22. Заправочная штанга налицо. В дальнейшем, вплоть до 1987 года последний самолет стратегические 3М особенно те, что выводились в резерв тоже стали переделывать в заправщики, получившие наименование 3МС-2 и 3МН-2. Заправщик 3МС-2. Заправщик 3МН-2. Их переоборудовали из модификаций бомбардировщика 3МС и 3МН, отличавшихся друг от друга установленными на них двигателями. Заправочное оборудование было аналогично оборудованию М-4-2. Они могли отдавать заправляемым самолетам до 40 тонн топлива на расстоянии до 4000 км от места своего базирования. Дозаправка в воздухе самолета 3М от однотипного заправщика. Дозаправка 3М от М-4-2. Надо сказать, что агрегат КАЗ системы «шланг-конус» от самолета В. Мясищева устанавливали и на другой самолет. Причина такого решения была в том, что заправщики типа М-4-2 и 3МС-2 из-за своих размеров и массы могли базироваться только на аэродромах определенного класса например в Энгельсе. Поэтому часто для того чтобы дозаправить, к примеру ТУ-22, размещавшиеся а Белоруссии, им приходилось преодолевать немалые расстояния. Поэтому решено было приспособить под заправщик уже хорошо известный и меньший по размерам ТУ-16, который бы вполне мог разместиться на том же аэродроме, что и заправляемые им самолеты. Этот самолет получил наименование ТУ-16Н. На нем стояло оборудование в точности такое же, как и на 3МС-2, только топливный бак был, естественно, меньших размеров. Соответственно и запас перекачиваемого топлива был меньше. Предусмотрен был демонтаж заправочного оборудования при необходимости, после чего самолет превращался в обычный бомбардировщик. Для удобства выдерживания строя при дозаправке на нижней части фюзеляжа ТУ-16Н была нанесена продольная красная полоса. Видна полоса на фюзеляже ТУ-16Н. С 1963 года переоборудованные заправщики начали поступать в войска. В дальнейшем около 20 машин ТУ-16З с системой дозаправки «с крыла на крыло» были переделаны для работы по системе «шланг-конус». Было снято старое оборудование, а также задняя пушечная установка. Такие самолеты получили название ТУ-16НН. Интересно, что еще в первой половине 50-х один экземпляр ТУ-16, названный впоследствии ТУ-16Д переделывался для испытаний дозаправки в воздухе по системе «шланг-конус» в качестве заправляемого самолета. Заправочная штанга с соответствующим оборудованием располагалась над фонарем кабины пилота. Испытания были довольно успешны, однако в серию такие самолеты не пошли и находящиеся в эксплуатации переделывать тоже не стали. Он был создан даже несколько позже главного орудия своей работы, если так можно сказать. Летающий танкер ИЛ-78М. Выпущены заправочные шланги подкрыльевых УПАЗов. Дело в том, что непосредственные действия по дозаправке в воздухеосуществляются с помощью специального подвесного агрегата, который носит название унифицированный подвесной агрегат заправки УПАЗ. Кодовое название программы его разработки — «Сахалин». После последних серьезных работ по созданию систем дозаправки в воздухе, имевших место в 50-х годах, в этой области наступило некоторое затишье. Однако с появлением в ВВС нового фронтового бомбардировщика СУ-24 1975 год встала задача улучшения его боевых возможностей, а конкретно дальности. Особенно это актуально было для европейского театра военных действий. Бомбардировщик должен был «достать» до любой точки Европы. Многие существующие заправщики к тому времени уже устарели как морально так и по техническому состоянию , а оставшиеся не могли быть оптимальным вариантом для СУ-24. Наиболее правильной показалась идея использовать для дозаправки в воздухе такой же, однотипный самолет, причем без каких-либо кардинальных переделок и базирующийся на том же аэродроме. То есть требовался комплекс оборудования, соединенный в едином агрегате, который был бы самодостаточен и мог бы легко подвешиваться под любой бомбардировщик СУ-24, превращая его тем самым в танкер. Почему подвешиваться? Потому что бомбоотсека у «Сухого» нет. Именно таким агрегатом и стал УПАЗ. Но потом появилась идея об использовании его и на других самолетах с теми же целями. Первым кандидатом для этого кроме самого СУ-24 стал транспортный самолетИЛ-76, как нельзя лучше подходивший для этих целей и по техническим параметрам и по скорости своего полета. Идея по созданию заправщика на базе ИЛ-76 возникла еще в 1968 году, когда этот транспортник только разрабатывался. Но по имеющимся тогда техническим данным он смог бы отдавать только 10 тонн топлива, что никак не могло удовлетворить потребности универсальной дозаправки в воздухе. Но когда появилась улучшенная модификация военная — ИЛ-76МД, то разработки продолжили. К тому же тогда уже был почти готов подходящий для этих целей агрегат УПАЗ.
Танкеры в небе: история и развитие самолетов-заправщиков
До 1984 года в эксплуатации в USAF был самолет Republic F-105D Thunderchief, имевший две точки дозаправки, одна по методу probe-and-drogue, вторая — flying boom. Но он был, кажется, единственным в своем роде. Проще все же было, видимо, приспособить под заправку самолетов с различными заправочными системами сами самолеты-заправщики. Дозаправка F-105 Thunderchief от самолета-заправщика КС-135 по методу flying boom. Заправочная убирающаяся штанга самолета F-105D-6-RE Thunderchief для дозаправки по методу probe-and-drogue. Есть и точка дозаправки flying boom, к сожалению не видна :-. В этой ситуации обычно самолет, оборудованный телескопической штангой flying boom , получал еще по одному подвесному агрегату заправки, работающему по методу probe-and-drogue под каждую плоскость, а также была возможна установка третьей точки probe-and-drogue в фюзеляже. Кроме того, в этом направлении имеет место еще одна доработка. На некоторые самолеты-заправщики, оборудованные системой flying boom, на конец топливной трубы устанавливается специальный адаптер в виде короткого отрезка топливного шланга порядка 4-5 м с заправочным конусом на конце Boom Drogue Adapter, BDA. То есть, тем самым, такой самолет- заправщик приспосабливается для дозаправки в воздухе самолетов, оборудованных системой probe-and-drogue. В этом случае телескопическая штанга удерживается в статическом состоянии чаще всего опущенном , а заправляемый самолет осуществлял сцепку с конусом.
Справедливости ради стоит сказать, что с точки зрения удобства и безопасности это конструктивное решение оказалось не самым лучшим. Дело в том, что в этом случае конус с частью шланга не может быть убранным в обтекаемый корпус фюзеляж, либо корпус подвесного агрегата и остается, так сказать, обдуваемый всеми ветрами в течение всего полета. Поэтому его из соображений прочности пришлось сделать хоть и облегченным, но достаточно жестким, стальным, не таким, как мягкие, ажурные конусы традиционных систем. Пилотирование для осуществления сцепки и расцепки усложнилось. Если в традиционном конусе приемная штанга при контакте попадала не в центр конуса, то его мягкая боковая поверхность гасила удар, и штанга все равно «съезжала» в центр. А в конусе BDA удар штанги в более жесткую боковую поверхность может вызвать неуправляемые колебания конуса с довольно большой амплитудой, что может стать причиной повреждений штанги и элементов фюзеляжа. Та же история возможна при расстыковке. Более того, в обычной системе probe-and-drogue во время процесса заправки поддерживается определенное натяжение шланга. Он автоматически сматывается при уменьшении расстояния между самолетами для отсутствия провисания и исключения эффекта «хлыста». В адаптере BDA такая система конечно же отсутствует.
Это тоже затрудняет пилотаж заправляемого самолета. Пилот должен четко выдерживать расстояние. Если он подойдет слишком близко, то шланг может намотаться на штангу приема топлива, повредить обшивку или остекление фонаря. Возможен также жесткий контакт с самой телескопической штангой. Если же он отойдет дальше, чем необходимо, то возможно рассоединение контакта и прекращение заправки. Все большие самолеты-заправщики не «приятели» :- обычно делаются на базе уже имеющихся самолетов. Наиболее целесообразны в этом плане бывшие транспортные или пассажирские самолеты. Первый заправщик с реактивными двигателями, пришедший на смену заправщикам поршневым типа КС-97 , это танкер Boeing KC-135 Stratotanker. Этот самолет, совершивший свой первый полет в 1956 году, успешно летает и работает до сих пор имея, конечно, определенные изменения и модификации :-. Всего их было выпущено более 800 штук.
Он был построен на базе самолета-прототипа Boeing 367-80, который стал также предшественником первого реактивного пассажирского Boeing 707. Прототип КС-135 и В-707, самолет Boeing 367-80. Как самолет-заправщик, он изначально оборудовался системой flying boom. Но с целью унификации некоторое количество КС-135-х было дооборудовано для подвески на консоли крыла подвесных агрегатов заправки. Сам КС-135 тоже может дозаправляться с использованием телескопической штанги. Самолет-заправщик КС-135Е. Техническое обслуживание адаптера BDA. Интересно, что оператор, управляющий процессом заправки в 135-ом располагается в своем отсеке лежа ничком. У него для этого дела даже специальная подставка-упор под грудь и подбородок имеется. Наверное, не очень-то это легко так лежать :-.
Оператор заправки на своем рабочем месте в KC-135 Stratotanker. А вот в другом самолете-заправщике оператор располагается сидя, в просторной кабине, расположенной сразу за главным узлом крепления телескопической штанги в нижней части фюзеляжа. Он создан на базе известного пассажирского DC-10 точнее его модификации DC-10-30 который в этом варианте уже практически перестал летать. Самолет-заправщик КС-10А. Основная используемая модификация КС-10А обладает возможностью дозаправки как с помощью телескопической штанги , так и по методу «шланг-конус». Оборудование «шланг-конус» располагается в фюзеляже в хвостовой части справа, недалеко от узла крепления телескопической штанги. Главный топливный клапан телескопической штанги КС-10А. Дозаправка в воздухе F-18 от танкера КС-10 с использованием фюзеляжного комплекта probe-and-drogue system. Несмотря на определенное разнообразие заправочного оборудования, заправляться от такого КС-10 может одновременно только один самолет. Однако сейчас многие такие заправщики дооборудуются для возможности размещения под каждой консолью по одному подвесному агрегату заправки метод заправки probe-and-drogue.
В этом случае возможность одновременной заправки получают сразу три самолета. КС-10А, кстати, и сам может дозаправляться по методу flying boom. Для этого у него предусмотрена заправочная горловина. Симпатичная девушка в ролике — это и есть оператор заправки. И просторное помещение, где она сидит одна — ее рабочее место :- : Интересно, что существуют две гражданских авиакомпании Omega Air Refueling, Global Air Tanker Service , владеющие двумя самолетами KDC-10, которые были переоборудованы по специальному заказу из модификации DC-10-40. Они могут дозаправлять обоими способами, при этом имеют возможность подвески крыльевых агрегатов заправки. Эти самолеты предназначены для сдачи в аренду всем желающим :- , то есть, по сути дела, вооруженным силам. Что и делалось этими фирмами уже неоднократно. Вообще, говоря о способе дозаправки «шланг-конус» probe-and-drogue , нужно бы нам сделать небольшое отступление, вернуться чуть назад и вспомнить о фирме Flight Refuelling Limited FRL , то есть о той, с которой, вобщем-то, все начиналось как я уже говорил выше :-. Она объединяет много различных фирм, и одно из направлений ее работы — разработка и производство оборудования для дозаправки в воздухе по методу «шланг-конус».
Одна из сфер деятельности фирмы Cobham plc дозаправка в воздухе. Большая часть оборудования, стоящего на самолетах производства стран НАТО — это оборудование Cobham или точнее подразделений, в эту корпорацию входящих. Причем у этой фирмы зачастую разработаны несколько вариантов для одного и того же самолета. К тому же Cobham plc занимается перспективными разработками для новых самолетов. Ныне существующая фирма FRL как подразделение Cobham plc, расположена в Англии производит, к примеру, подвесные агрегаты заправки МК 32В длинна 4,4м, максимальный диаметр 0,9м. Принцип их действия примерно такой же, как у наших УПАЗов или у нас такой же как у них :- , привод энергетики насосы, намотка шланга от набегающего потока. Для этого и стоит носовая крыльчатка. Фюзеляжный комплект probe-and-drogue system фирмы Cobham plc для танкера КС-10А. Это агрегат Cobham 754. Фирма Sargent Fletcher тоже подразделение Cobham plc, расположена в Америке производит подвесные агрегаты заправки для самолетов использующих метод «buddy store».
Одна из интересных разработок этой же фирмы — дозаправка в полете подвесной топливной емкости, имеющей убирающуюся приемную топливную штангу. Запрвляемый в воздухе подвесной бак с выдвижной заправочной штангой производства фирмы Sargent Fletcher. Заправляемый в воздухе подвесной бак фирмы Sargent Fletcher. Еще один любопытный факт, только уже не с Запада, а с Востока. Это, в некотором роде, модификация нашего ТУ-16. У нас этот самолет использовался за редким исключением ТУ-16Н для дозаправки по способу «с крыла на крыло». В Китае же тамошние танкеры дозаправляют, используя способ «шланг-конус». При этом агрегаты заправки подвешиваются у них под крыло Н-6, и агрегаты эти все те же МК-32В.
Завершить создание самолета планируют в 2036 году. С помощью самолета «Судного дня» командование США может осуществлять связь со стратегическим и нестратегическим вооружением в условиях в том числе ядерной войны. Самолет может находиться в полете до семи дней при условии дозаправки в воздухе.
ВВС США планируют, что в будущем беспилотники возьмут на себя обязанности самолетов-заправщиков, которую в настоящее время выполняют обычные истребители. Это позволит разгрузить боевые самолеты и освободить их для выполнения основных задач. Испытания с ним все еще продолжаются.
Такая необходимость возникает во время осуществления продолжительных полетов, что позволяет значительно увеличить радиус действия боевых единиц. Для отработки навыков самолеты подняли в небо с разных аэродромов России. При выполнении упражнения продолжительность полета составила более восьми часов. Известно, что 3 марта в небо поднялось около 10 самолётов дальней авиации ВКС России.
Экипажи самолётов Ту-142 Северного флота отработали дозаправку в воздухе
ВВС США заключили контракт на поставку нового «самолета Судного дня» за $13 млрд - Ведомости | Власти США заплатят $13 млрд американскому авиапроизводителю Sierra Nevada Corporation за разработку нового «самолета Судного дня». |
Появились первые кадры дозаправки в воздухе модернизированного Ту-160 | РИА Новости. Американская компания Boeing испытала систему дозаправки самолетов в воздухе с помощью специализированного беспилотника Boeing MQ-25 Stingray на еще одном истребителе, сообщается в пресс-релизе компании. |
Самолёты научились дозаправлять в воздухе автоматически | Основой нового самолета будет коммерческое реактивное судно, модифицированное и защищенное согласно военным требованиям. |
Airbus обучает беспилотники дозаправке в воздухе | Впервые в истории авиации американский беспилотник MQ-25 Stingray в воздухе совершил дозаправку другого самолёта. Об этом сообщает компания Boeing, разработавшая летательный аппарат. |
Беспилотник Boeing впервые в истории заправил самолет в воздухе
Дозаправка в воздухе новости. Последние новости по теме дозаправка в воздухе | Созданный американской компанией Boeing летательный аппарат MQ-25 Stingray стал первым беспилотником, осуществившим дозаправку другого самолета в воздухе. Об этом говорится в распространенном в понедельник сообщении Boeing. |
Танкеры в небе: история и развитие самолетов-заправщиков | Кроме того, предусмотрена возможность дозаправки в воздухе, что позволит самолету находиться в воздухе неопределенно долгое время в случае экстренной ситуации. Проект будет реализован в три этапа: разработка, тестирование и серийное производство, первые поставки. |
Технические решения со всех концов света для дозаправки самолетов в воздухе
Продукт MQ-25 Stingray (палубный беспилотник-заправщик), 2021 Использование для дозаправки самолётов в воздухе, 2017 Презентация палубоного беспилотника, Робототехника. говорится на сайте Boeing. Выходит, что военные самолёты дозаправляют в воздухе не ради экономии, а просто потому что по-другому нельзя. Летательный аппарат MQ-25 Stingray компании Boeing стал первым беспилотником, который дозаправил другой самолет в воздухе. Об этом сообщили в пресс-службе корпорации в понедельник, 7 июня.
На Камчатке самолеты ТОФ впервые провели ночную дозаправку в воздухе
Он разрабатывался в рамках проекта MQ-25 Stingray. Американский гигант не раскрыл технические характеристики беспилотного топливозаправщика. Судя по опубликованной фотографии, летательный аппарат построен по традиционной самолетной схеме, хотя хвостовые стабилизаторы, которые, вероятно, будут служить дополнительными крыльями, сильно разнесены в стороны. Палубный беспилотный летательный аппарат MQ-25 Stingray При этом отклоняемые поверхности на килях будут одновременно рулями высоты и рыскания. Шасси беспилотника создано трехстоечным, а воздухозаборник двигателя находится сверху фюзеляжа за гаргротом. Танкер Boeing может быть запущен в воздух с помощью катапульты или самолета-перевозчика. Производитель не уточнил, будут ли складываемыми крылья и кили, однако, скорее всего, такое будет реализовано для сокращения поперечных размеров аппарата для его компактного размещения на стоянке на палубе или в ангаре авианосца.
Дозаправка в воздухе позволяет увеличить дальность полета ударных самолетов и массу полезной нагрузки, сократить время перебазирования авиации, провести взлет с минимальным запасом топлива с укороченных полос. Однако она требует очень высокого уровня подготовки пилотов и считается одной из самых опасных летных операций. Экипажи двух воздушных судов должны сблизить их на расстояние до 26-28 м. И это на высоте 6-10 тыс. В российских ВКС для выполнения этой процедуры танкер выпускает подвижный шланг с конусом, а пилоту заправляемой машины нужно попасть в него специальной штангой. Ил-78-2 может одновременно заправлять два самолетов. В минуту перекачивается до 2,7 т топлива. Резкое изменение любого из параметров полета может привести к разрыву шланга, разливу топлива и его воспламенению. При дозаправке в воздухе пилоты теряют до 4-5 кг веса. Во время этой процедуры у абсолютно здорового военного летчика фиксировали частоту пульса в 180-200 ударов в минуту норма - 76-80 , а в отдельных случаях она достигала 220 ударов. В США и ряде других стран используется иная схема дозаправки.
Чем больше длительность полета летательного аппарата ЛА , тем больше радиус действия боевой машины и дальность беспосадочного маршрута транспортной. Обычно все летательные аппараты, которые способны выполнять дозаправку в воздухе, именуются самолетами-заправщиками. Идея — российская, патент — американский Идея дозаправки в воздухе была впервые выдвинута в 1917 году в России и запатентована в 1921 году в США русским эмигрантом Александром Северским. Первая дозаправка в воздухе одним самолетом другого с помощью гибкого шланга произведена в 1923 году в США. В 1933 году в СССР была осуществлена дозаправка самолета-разведчика, а в Великобритании в 1934 году — бомбардировщика. По 1941 год освоение этого способа с целью увеличения продолжительности полета носило не столько прикладной, сколько спортивный характер. К воплощению идеи дозаправки в воздухе в военных целях американцы и англичане приступили в годы Второй мировой войны. Так, в США в 1942 году для увеличения дальности полета бомбардировщиков В-24 некоторое число бомбардировщиков В-17 переоборудовали в самолеты-заправщики КВ-17. После начала холодной войны перед командованием ВВС США была поставлена задача нанесения ударов, в том числе с применением ядерного оружия, по объектам, расположенным на всей территории Советского Союза. Принимая во внимание обширность территории нашей страны, американское командование осознавало, что решение данной задачи зависит от наличия самолетов-заправщиков, способных обеспечить необходимый боевой радиус действий для самолетов стратегической и тактической авиации. Из произведенных в 1947—1953 годах 370 бомбардировщиков В-50 свыше 160 машин с 1950 года были превращены в СЗ КВ-50 для дозаправки самолетов стратегической и тактической авиации. В 1950—1956 годах американцы построили 2049 самолетов В-47 и с 1951 года приступили к созданию для бомбардировщиков и разведчиков этого типа самолетов-заправщиков КС-97 в количестве 888 единиц. Появилась в США мысль сделать 244 бомбардировщика В-1 фактически построено 100 в 1984—1988 годах и сделать носителями ядерного оружия около 800 истребителей F-16 первая эскадрилья стала боеготовой в 1979 году , и уже с 1981 года ВВС начинают получать первые из 60 новейших ТЗС КС-10. В конце 1946 года в американском Стратегическом авиакомандовании на 148 бомбардировщиков В-29 не было ни одного СЗ, но уже в 1948 году принимается решение о создании СЗ КВ-29 и в том же году они приступили к дозаправке бомбардировщиков В-29, а в следующем — и бомбардировщиков В-50. К концу 1953 года на 762 стратегических бомбардировщика приходилось уже 500 СЗ, а к концу 1957 года при 1655 стратегических бомбардировщиках имелось свыше 750 СЗ. На рубеже 50—60-х годов руководство ВВС приняло решение иметь в Стратегическом авиационном командовании на один бомбардировщик один заправщик. В середине 60-х годов это решение было выполнено, а в дальнейшем и перевыполнено. В итоге на один бомбардировщик приходилось три заправщика. Тактическая авиация ВВС США в 1950 году начала беспосадочные трансокеанские перелеты с дозаправкой в воздухе, а в 1952 году приступила к ведению боевых действий при обеспечении заправочной авиации. В американских ВМС в прошлом веке функции заправщиков выполняли в разное время свыше 200 самолетов. Кстати говоря, на базе военно-транспортного самолета С-130 были созданы не только заправщики, но и спасательные и специальные самолеты ВС США, обладавшие функцией дозаправки в воздухе. Уже в 70-е годы в США была отработана дозаправка в воздухе транспортных самолетов. К 1980 году 4500 самолетов США были способны принимать топливо в воздухе. В британских ВВС с 1958 года заправщиками последовательно стали порядка 55 из 323 бомбардировщиков «Вэлиант», «Виктор» и «Вулкан». ВВС Франции, располагая 14 СЗ американского производства КС-135 и таким же числом СЗ своего производства С-160 , практиковали дозаправку самолетов тактической авиации от истребителей со съемным топливозаправочным оборудованием. KC-130R заправляет самолеты Harrier.
Государственные испытания системы «шланг-конус», в течение которых было проведено множество дозаправок, в том числе повторных и ночных, проходили с сентября 1956 года по июнь 1958 года и завершились положительно. Бомбардировщик 3М с заправочной штангой. В это время на смену довольно неудачному М-4 пришел улучшенный бомбардировщик 3М. Поэтому все имеющиеся в эксплуатации «четверки» с 1958 года начали переделывать в заправщики. Эта переделка, впрочем, оставалась обратимой, так как КАЗ и дополнительные баки можно было демонтировать. С появлением таких заправщиков на стратегических бомбардировщиках ТУ-95 и 3Мстали устанавливать заправочные штанги с приемным топливным оборудованием. Однако 22-е «М»-ки проносили их недолго. После заключения договора ОСВ-2 в 1979 году их пришлось демонтировать. Бомбардировщик ТУ-22. Заправочная штанга налицо. В дальнейшем, вплоть до 1987 года последний самолет стратегические 3М особенно те, что выводились в резерв тоже стали переделывать в заправщики, получившие наименование 3МС-2 и 3МН-2. Заправщик 3МС-2. Заправщик 3МН-2. Их переоборудовали из модификаций бомбардировщика 3МС и 3МН, отличавшихся друг от друга установленными на них двигателями. Заправочное оборудование было аналогично оборудованию М-4-2. Они могли отдавать заправляемым самолетам до 40 тонн топлива на расстоянии до 4000 км от места своего базирования. Дозаправка в воздухе самолета 3М от однотипного заправщика. Дозаправка 3М от М-4-2. Надо сказать, что агрегат КАЗ системы «шланг-конус» от самолета В. Мясищева устанавливали и на другой самолет. Причина такого решения была в том, что заправщики типа М-4-2 и 3МС-2 из-за своих размеров и массы могли базироваться только на аэродромах определенного класса например в Энгельсе. Поэтому часто для того чтобы дозаправить, к примеру ТУ-22, размещавшиеся а Белоруссии, им приходилось преодолевать немалые расстояния. Поэтому решено было приспособить под заправщик уже хорошо известный и меньший по размерам ТУ-16, который бы вполне мог разместиться на том же аэродроме, что и заправляемые им самолеты. Этот самолет получил наименование ТУ-16Н. На нем стояло оборудование в точности такое же, как и на 3МС-2, только топливный бак был, естественно, меньших размеров. Соответственно и запас перекачиваемого топлива был меньше. Предусмотрен был демонтаж заправочного оборудования при необходимости, после чего самолет превращался в обычный бомбардировщик. Для удобства выдерживания строя при дозаправке на нижней части фюзеляжа ТУ-16Н была нанесена продольная красная полоса. Видна полоса на фюзеляже ТУ-16Н. С 1963 года переоборудованные заправщики начали поступать в войска. В дальнейшем около 20 машин ТУ-16З с системой дозаправки «с крыла на крыло» были переделаны для работы по системе «шланг-конус». Было снято старое оборудование, а также задняя пушечная установка. Такие самолеты получили название ТУ-16НН. Интересно, что еще в первой половине 50-х один экземпляр ТУ-16, названный впоследствии ТУ-16Д переделывался для испытаний дозаправки в воздухе по системе «шланг-конус» в качестве заправляемого самолета. Заправочная штанга с соответствующим оборудованием располагалась над фонарем кабины пилота. Испытания были довольно успешны, однако в серию такие самолеты не пошли и находящиеся в эксплуатации переделывать тоже не стали. Он был создан даже несколько позже главного орудия своей работы, если так можно сказать. Летающий танкер ИЛ-78М. Выпущены заправочные шланги подкрыльевых УПАЗов. Дело в том, что непосредственные действия по дозаправке в воздухеосуществляются с помощью специального подвесного агрегата, который носит название унифицированный подвесной агрегат заправки УПАЗ. Кодовое название программы его разработки — «Сахалин». После последних серьезных работ по созданию систем дозаправки в воздухе, имевших место в 50-х годах, в этой области наступило некоторое затишье. Однако с появлением в ВВС нового фронтового бомбардировщика СУ-24 1975 год встала задача улучшения его боевых возможностей, а конкретно дальности. Особенно это актуально было для европейского театра военных действий. Бомбардировщик должен был «достать» до любой точки Европы. Многие существующие заправщики к тому времени уже устарели как морально так и по техническому состоянию , а оставшиеся не могли быть оптимальным вариантом для СУ-24. Наиболее правильной показалась идея использовать для дозаправки в воздухе такой же, однотипный самолет, причем без каких-либо кардинальных переделок и базирующийся на том же аэродроме. То есть требовался комплекс оборудования, соединенный в едином агрегате, который был бы самодостаточен и мог бы легко подвешиваться под любой бомбардировщик СУ-24, превращая его тем самым в танкер. Почему подвешиваться? Потому что бомбоотсека у «Сухого» нет. Именно таким агрегатом и стал УПАЗ. Но потом появилась идея об использовании его и на других самолетах с теми же целями. Первым кандидатом для этого кроме самого СУ-24 стал транспортный самолетИЛ-76, как нельзя лучше подходивший для этих целей и по техническим параметрам и по скорости своего полета. Идея по созданию заправщика на базе ИЛ-76 возникла еще в 1968 году, когда этот транспортник только разрабатывался. Но по имеющимся тогда техническим данным он смог бы отдавать только 10 тонн топлива, что никак не могло удовлетворить потребности универсальной дозаправки в воздухе. Но когда появилась улучшенная модификация военная — ИЛ-76МД, то разработки продолжили. К тому же тогда уже был почти готов подходящий для этих целей агрегат УПАЗ. Первый свой полет он совершил в 1983 году, а в войска стал поступать с 1987-го из-за довольно долгой доводки. По сравнению с ИЛ-76МД он получил следующие изменения: в грузовой отсек были установлены два топливных бака общей емкостью около 28000 кг топлива с необходимой топливной аппаратурой, кабина кормового стрелка была переоборудована в кабину для оператора заправки. Имелось специальное светотехническое оборудование. Топливный бак в грузовом отсеке ИЛ-78. Кормовая кабина оператора заправки на ИЛ-78. Кроме того на самолет установили комплекс системы ближней навигации РСБН-7с«Встреча», позволяющий осуществлять обнаружение и взаимодействие танкера и заправляемого самолета особенно в сложных метеоусловиях. УПАЗы подвешиваются в трех точках: две под крылом и одна слева в задней части фюзеляжа в районе хвостового оперения. Подкрыльевые точки предназначены для заправки всех самолетов, имеющих соответствующее оборудование. Фюзеляжный УПАЗ, заправочный шланг размотан. Стандартные варианты заправки — это либо два истребителя от подкрыльевых точек или один «тяжелый» самолет от фюзеляжной точки. Однако возможна и одновременная дозаправка в воздухе сразу трех самолетов.
Регистрация
- Четыре экипажа Ту-142 отработали сложнейшую дозаправку в воздухе
- Дозаправка в воздухе в ВВС Израиля: oleggranovsky — LiveJournal
- Военный эксперт оценил технические возможности самолета "Судного дня" США
- Исторический момент. Аппарат без пилота заправил самолет (видео) - Hi-Tech
Airbus обучает беспилотники дозаправке в воздухе
Дозаправку в воздухе Су-30СМ и Су-24М показали на видео | Дозаправка в воздухе самолета А-50 от заправщика ИЛ-78. |
Су-30СМ и Су-24М заправляют в воздухе — видео | 360° | Российский истребитель пятого поколения впервые отработал дозаправку в воздухе. Как отмечают специалисты, данное испытание носит весьма важный характер, так как в ближайшем времени эти самолёты планируется массово поставлять в российские вооружённые силы. |
Военный эксперт оценил технические возможности самолета "Судного дня" США | Компания Boeing сообщила, что беспилотный летательный аппарат MQ-25 Stingray совершил первую в истории дозаправку самолета в воздухе. В испытаниях принимал участие истребитель ВМС США F/A-18 Super Hornet. |
Пилоты успешно отработали ночную дозаправку Ту-142 в воздухе над Ейским районом
RoverMarket:: Все новости:: Самолёты научились дозаправлять в воздухе автоматически. Продукт MQ-25 Stingray (палубный беспилотник-заправщик), 2021 Использование для дозаправки самолётов в воздухе, 2017 Презентация палубоного беспилотника, Робототехника. Продукт MQ-25 Stingray (палубный беспилотник-заправщик), 2021 Использование для дозаправки самолётов в воздухе, 2017 Презентация палубоного беспилотника, Робототехника.
Липецкие летчики отработали дозаправку в воздухе
Great flying by these aircrews. Thank you so much. Проект носит название "Звено-3С". Самолеты "судного дня" предназначены для эвакуации высшего руководства страны и управления войсками в случае уничтожения наземной и спутниковой инфраструктуры.
На вопрос о преимуществах таких самолетов он ответил, что они состоят в том, что этот самолет предназначен для проведения стратегических операций против противника, обладающего ракетно-ядерным оружием. Самолет нужен для обезоруживания противника, чтобы он не смог нанести ответный удар.
Мощный радиолокатор, мощная система связи, которая управляет не только наземными комплексами стратегических ракет, но и подводных лодок, и стратегической авиации", — пояснил Литовкин. По словам эксперта, существующий сейчас в США самолет несколько устарел. Кроме того, американцы будут создавать новые стратегические ракеты, а для новых ракет, для новых систем связи нужен новый самолет и новые приборы.
В-третьих, удастся уменьшить финансовые затраты на ремонт, техобслуживание и т. Дозаправка гражданской авиации связана со множеством трудностей. В первую очередь, это вопрос безопасности, когда на борту находятся сотни пассажиров. Технология, несмотря на современные доработки, остается сложной. Исследователи утверждают, что упростить ее можно за счет автоматизации всего процесса. В любом случае внедрение данной технологии станет настоящим прорывом в авиации. Еще несколько лет назад были проведены испытания специальной автоматизированной системы дозаправки в воздухе. В перспективе ее можно применять и по отношению к гражданским самолетам. Главное в этом вопросе — обеспечить возможность безопасной дозаправки с первой попытки. Специалисты в сфере авиации называют эту технологию запланированным сближением двух самолетов, поскольку расстояние между ними должно составлять не менее 22 м. Дозаправка гражданских самолетов в воздухе теоретически возможна, но в настоящее время не осуществляется. Эта технология используется только по отношению к военной авиации и имеет несколько преимуществ. Она увеличивает дальность полета и позволяет воздушному транспорту перевозить большие грузы. Работы над внедрением дозаправки в полете пассажирских самолетов ведутся много лет. Для этого требуется обеспечить максимальный уровень безопасности процедуры. Поделиться с друзьями Научный консультант редакции сайта «Как и Почему». Издание «Как и Почему» kipmu.
An E-4B refuel mid-flight simply never gets old. My goodness, the skills it takes! Great flying by these aircrews. Thank you so much.
Летчики Балтфлота отработали ночную дозаправку самолетов в воздухе
Американский беспилотник впервые в истории осуществил дозаправку самолета в воздухе. Самолеты МиГ-31И ранее были оснащены специальным оборудованием, но в связи с особенностями конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась. Минобороны России представило видео процесса отработки экипажами самолетов дальней авиации Ту-160 и Ил-78 дозаправки топливом в воздухе. Экипажи самолётов Ту-142 противолодочной эскадрильи отдельного гвардейского смешанного авиаполка Северного флота (СФ) отработали в воздухе дозаправку от воздушных танкеров Ил-78 ВКС России. «Ночная дозаправка в воздухе самолётов Ту-142МЗ на Тихоокеанском флоте прошла впервые. Самолеты совершили более 20 стыковок с самолётом-заправщиком с применением одной из наиболее распространённых систем заправки типа «шланг-конус». РИА Новости. Американская компания Boeing испытала систему дозаправки самолетов в воздухе с помощью специализированного беспилотника Boeing MQ-25 Stingray на еще одном истребителе, сообщается в пресс-релизе компании.