священник Александр Богдан Соборуемся по правилам Во время Великого поста почти во всех храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало б. Само понятие Соборование означает, что это Таинство должно совершаться собором, то есть собранием, состоящим из 7 священнослужителей. Что означает соборование?» на канале «Руководство к Творческой Практике» в хорошем качестве, опубликованное 6 сентября 2023 г. 15:36 длительностью PT3M58S на видеохостинге RUTUBE. Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024.
Правда и мифы о таинстве Соборования
Соборование: вопросы и ответы | Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. |
Соборование. Таинство для болящих и не только | И перед тем как собраться совершить Соборование, в первую очередь надо озаботиться не столько тем, можно ли перед ним кушать, сколько всерьез задуматься о том, чем нагрешили в жизни, и очиститься от грехов. |
Что такое соборование и как оно проводится? Таинство соборования | Узнаем, что такое соборование, как его правильно проводят и чем оно отличается от миропомазания. |
Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы (Дмитрий Сыров) / Проза.ру | история, значение и во Елеосвящение (Соборования), впрочем, как и все Таинства Церкви, установлено Господом. |
БОЛЬНОМУ СОБОРОВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ – СРАЗУ УМРЁТ?
Соборование это не только помазание елеем, но и чтение молитв и других священных текстов. В начале священник благословляет умирающего. Затем читает молитвы в определенной последовательности. Первым следует канон, затем короткие ектении, после этого освящают елей. Далее батюшка должен семикратно прочесть отрывки из «Апостола» и «Евангелий», произнося между ними тайносовершительную молитву и ектенью.
В завершении ритуала умирающему на голову возлагают Евангелие, и произносят разрешительную молитву. Наконец, на лоб, руки и ноги крестообразными движениям наносят святой елей. Как подготовиться к соборованию дома или в больнице? Разумеется, посещение церкви для умирающих невозможно.
Поэтому соборование разрешается проводить дома или в лечебном учреждении. Причем Таинство можно совершить сразу над несколькими людьми. Серьезной подготовки от родственников или медицинского персонала не потребуется.
И нужно сделать какое-то особое духовное усилие, для чего и собираются семь пресвитеров. Число семь — символ полноты — в данном случае условно: имеется в виду, что собраться должны все священники этой общины и помолиться за человека, жизни которого угрожает опасность. Тому есть примеры.
Даже если собиралось не семь, а один-два пресвитера, но при этом ещё и церковная община или даже её часть — человек исцелялся от серьёзных проявлений редких болезней, когда медицина помочь уже не могла — и возможности организма, а иногда и финансы, были исчерпаны. Есть ли какие-то общецерковные нормы или принципы, правила? Но в церковную культуру вошла практика, когда люди стали собороваться постами. Священник Павел Бибин Люди стали участвовать в главном таинстве — евхаристии, таинстве благодарения — очень редко, всего раз в год. И чтобы чаще чувствовать приобщённость к благодати Божьей, стали стремиться за Великий пост успеть и исповедоваться, и причаститься, и собороваться. И сейчас соборуют в основном постом.
Но вообще соборовать можно в любой день, это никак с постом не связано. И народное сознание трактовало их так, что в таинстве соборования в принципе человеку прощаются все грехи. И сейчас часто ходят на соборование не для того, чтобы исцелиться, а чтобы получить прощение грехов, ведомых и неведомых, то есть очиститься: вдруг на исповеди что-то утаил или забыл. Смысл таинства стал изменяться и его современное понимание с изначальным таинством соборования почти не связано.
Кто-то добавляет его в пищу... Но это выглядит кощунственно по отношению к освященному продукту.
Священники в большинстве своем говорят, что масло положено сжигать. Мазать себя можно маслом от лампады, маслом от мироточивых икон. А масло после соборования призвано, чтобы отпускать грехи, а отпускать грехи может только священник. Нужно ли соборовать детей и беременных? К соборованию допускаются все православные, кроме детей до 7 лет. Беременные женщины могут проходить соборование.
Запрещено в такие дни только принимать причастие. Когда проводится соборование? Соборование всегда проводится в период Великого поста - узнать расписание в вашем храме вы можете просто подойдя туда.
Это происходит в Великий четверг Страстной недели последний четверг перед Пасхой. В 2022 году общее соборование пройдёт 21 апреля.
На нём, как и на частном соборовании отдельного человека, обращаются к Господу с просьбой избавить от болезни, отпустить грехи. Верующие люди говорят, что соборование, если и не избавляет от болезни, то облегчает её течение, а вера в отпущение прегрешений помогает исправиться, не совершать ошибок, очищает совесть. Кто и где совершает соборование умирающего Когда Русь приняла православную веру в единого Бога, христианские обряды стали необходимым элементом религиозной жизни общества. Стало принятым совершать таинство соборования над умирающим человеком. Соборование заказывают для крещёного человека, стоящего на пороге смерти, главное, чтобы он был не моложе семи лет.
Соборование умирающего можно проводить дома, в больнице. Полный чин соборования проводят обычно семь священников, но в исключительных случаях допускается совершение соборования одним священником. Как совершается соборование умирающего Сила веры в Божью благодать была так велика, что умирающий и его окружение считали соборование последним необходимым событием в жизни. Так как смысл соборования состоит не только в избавлении от разных болезней и хворей, но и в отпущении грехов, то по логике человек должен рассказать священнику о том, что же он натворил нехорошего, в чём раскаивается.
Кто может собороваться
Хотя все эти церковные таинства означают очень серьёзные события в жизни человека, которые совершаются Божьей любовью и человеческой верой. Это же событие! Нельзя превратить это в обыденность — пять раз за месяц на всякий случай. Самая большая проблема в том, что к таинствам начали относиться потребительски. Само название богослужебного сборника — «Требник» — заставляет об этом задуматься. Нельзя к таинствам церкви относиться потребительски, и церковь не должна торговать таинствами, благодатью. Но для того, чтобы всерьёз об этом говорить, а не критиканствовать, должна быть нормальная община людей, которые друг за друга отвечают, вместе стараются жить по-христиански и дома, и на работе, и в храме. Это совсем не то же, что набрать семь священников, которых ты первый и последний раз в жизни видишь, и пригласить их к себе домой. Если есть магическое отношение — ожидание, что всё произойдет само собой, если только исполнишь обряд — то не надо собороваться. Человек, ради которого оно совершается, должен всё зависящее от себя, чтобы исцелиться от болезни, сделать прежде, чем просить церковь сугубо помолиться за него. Но главная подготовка к соборованию заключается в том, чтобы жить церковно, то есть соборно — любить своё церковное собрание, быть в дружестве с людьми и Богом.
Это как раз то, чего не хватает на сегодняшний день практически во всех церковных таинствах: личностности и соборности. А это таинство даже называется «соборование».
В храме святого Иоанна Русского тоже совершается Елеосвящение — для тех, кто приступает к Таинству впервые, мы составили небольшую памятку с ответами на часто задаваемые вопросы. У нас в 2021-м году — по субботам, во время Великого поста, в 14:00. Солдата Корзуна, на берегу реки Новой. Как правило, в первые дни людей приходит немного, поэтому и Таинство проходит быстрее. Какова цель этого Таинства? И, кроме того, все мы грешны, а цель Таинства — оздоровление не столько тела, сколько души происходит реставрация памяти, вспоминаются забытые грехи, ведь причины болезни — грех. Не допускаются к Таинству малые детки, люди под воздействием алкоголя или наркотиков, психически больные люди, женщины во время естественного очищения.
Записаться можно за 15-30 минут до начала Таинства, приходить и «занимать очередь» за несколько дней до Соборования не нужно.
Но в силу разных обстоятельств можно собороваться в любом храме. Есть ли какие-то "противопоказания" для участия в соборовании? Вероятно, тяжелые нераскаянные грехи также могут стать препятствием к участию в таинстве, потому что прощение грехов не может быть автоматическим, без участия и желания самого человека. Также есть разные точки зрения на возможность соборования людей, находящихся без сознания.
И едва ли нужно участвовать в таинстве соборования маленьким детям, тем более младенцам. Для женщин определенные физиологические периоды также возбраняют участие в таинствах. Как проходит соборование? Во время таинства верующие стоят с зажженной свечой в руке. После предначинательных начальных молитв и псалмов священники читают специальный канон Спасителю об исцелении.
Затем следует семь чтений из Апостола, Евангелия, семь специальных молитв об исцелении, каждая из которых завершается молитвой "Отче Святый, Врачу душ и телес... После каждого из этих чтений совершается помазание освященным елеем маслом, смешанным с вином. В полном чинопоследовании помазание освященным елеем происходит семь раз, но в больнице или в иных походных и домашних условиях применяется сокращенный вариант с одним помазанием. Он называется "Последование святаго елеа, совершаемаго поскору" название на церковнославянском языке — прим. В конце чинопоследования на голову больного или всех собравшихся возлагается Евангелие и читается заключительная молитва "Царю Святый".
После этого бывает отпуст заключительная молитва — прим. ТАСС , где поминается святой апостол Иаков, первый епископ Иерусалима и "брат Божий", в послании которого и рассказывается об этом таинстве.
Если же Елеосвящение не предваряет исповедь, то эти рассуждения теряют свою логику. Как пишет протоиерей Михаил Архангельский: «В покаянии подается отпущение всех исповеданных грехов, а в Елеосвящении, дополнительно, отпускаются и такие нравственные недуги, которые, по ненамеренности и т. Поэтому: «Елеосвящение, в отношении к отпущению грехов, может быть названо таинством дополнительным». В ситуации с общим Соборованием здоровых людей, как уже указывалось выше, на первое место выходит факультативное значение Елеосвящения как таинства отпущения грехов. Святитель Симеон Солунский, описывая обстоятельства допуска к Елеосвящению здоровых людей, приносивших покаяние, однозначно представлял помазание елеем как акт, венчавший их покаянный труд. Красносельцев об этом писал: «Обряд освящения и помазания, совершённый при указанных условиях, не мог быть ничем иным, как только обрядом, дополнявшим торжественную обстановку воссоединения публично каявшихся и имевшим простой историко-символический смысл здесь имеется в виду пример евангельской блудницы, получившей прощение грехов после помазания елеем ног Спасителя. Соборование здоровых людей — это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало Да и само время совершения общего Соборования в конце Великого поста, на Страстной седмице, показывает, что оно рассматривалось как акт окончания покаяния. Подвиг покаяния в течение Великого поста неизбежно оказывается состоящим из соблюдения поста и исповеди.
При таком «покаянно-подвижническом» понимании возможность участия в Соборовании здоровых людей — это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало. Однако сегодня на общее Соборование приходят в немалом количестве люди, которых редко видно или вообще нет в церкви, которые, может быть, даже и не начинали этот подвиг покаяния. Наличие нераскаянных тяжелых грехов, препятствующих человеку участвовать в Соборовании. Выявить их как раз и должна исповедь перед Соборованием, которая «необходима потому, чтобы не преподать таинства тому, кто не имеет права и способности к принятию его, как то: неверному, иноверцу, оглашаемому, проходящему церковное покаяние, отступнику, безбожнику…Из православных не могут быть допущены к Елеосвящению нераскаянные и ожесточенные грешники». Допускать таких к Елеосвящению, по мысли протоиерея Михаила Архангельского, то же самое, что бросать жемчуг перед свиньями ср. В качестве современного примера здесь можно привести одновременное занятие эзотерикой и ведение церковной жизни с участием в таинствах церковных. Случаться такое совмещение может либо по невежеству, либо по дерзкой гордости человека, находящегося в прелести и считающего, что одно другому не мешает. Пастырская целесообразность. Как уже упоминалось, в общем Соборовании часто принимают участие люди невоцерковленные. Во время исповеди им можно дать какие-то наставления, сориентировать и т.
Участие же в Соборовании для таких малосведущих людей без предварительной исповеди и беседы способно выводить на первый план преимущественно житейские соображения «пойти пособороваться, чтобы не болеть». Выводы Для участия в общем Соборовании необходима предварительная исповедь. Допущение к Соборованию без предварительной исповеди является нарушением литургического Предания и искажением содержания таинства Елеосвящения в его соотношении с таинством Покаяния. Кроме исповеди в подготовку к общему Соборованию должно входить и соблюдение Великого поста, во время которого совершается Елеосвящение. Об этом правила нет, но такова сама логика, смысл совершения Соборования в главный пост Церкви. Ведь, как указывалось выше, сама традиция общего Елеосвящения исторически неразрывно связана с завершением Великого поста, когда к нему приступали те, кто этот пост соблюдал и нес подвиг покаяния и воздержания. С точки зрения необходимости установления хотя бы некоторой связи современной практики как с содержанием самого таинства Елеосвящения, так и с традицией общего Соборования, следует допускать к нему тех, кто соборовался последний раз не менее года назад в соответствии с недавним напоминанием об этом Священным Синодом РПЦ от 25 декабря 2012 года , соблюдал весь Великий пост, во время него хотя бы один раз исповедовался и взял у исповедующего священника благословение на участие в этом таинстве. К сказанному следует также добавить, что допущение к участию в Соборовании здоровых людей — это всё-таки скорее исключение, чем норма. Исследователь истории таинства Елеосвящения протоиерей Михаил Архангельский об этом писал так: «Известно, что почти нет правил без исключений. Елеопомазание, совершаемое по местам для здоровых, есть именно сделанное святою Церковью исключение из общего правила совершать его только над тяжко больными».
На Руси и в греческих церквях общее Соборование здоровых людей совершалось только раз в году — на Страстной седмице. В современной греческой традиции общее Елеосвящение проводится не только после утрени Великого четверга, но также, как правило, в навечерие Рождества Христова.
Что такое соборование и как оно проводится? Таинство соборования
Соборование: о значении таинства, когда совершается, кто может собороваться, как часто можно собороваться. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Что означает соборование?» на канале «Руководство к Творческой Практике» в хорошем качестве, опубликованное 6 сентября 2023 г. 15:36 длительностью PT3M58S на видеохостинге RUTUBE. Что такое таинство соборования, всем ли верующим надо в нем участвовать и как к нему готовятся, рассказал священник Павел Бибин.
Два названия одного таинства
- Что можно делать, а что нельзя после соборования?
- Соборование для тяжелобольных на дому: для чего и как готовиться к Таинству Церкви
- Что такое Соборование
- Обряд соборования. Его предназначение
- Соборование: вопросы и ответы
- Что такое Соборование?
Таинство Соборования: что оно значит для православных
история, значение и во Елеосвящение (Соборования), впрочем, как и все Таинства Церкви, установлено Господом. соборование, а после него - причащение. Соборование (или Елеосвящение) — это одно из церковных таинств, особый чин, при котором совершается помазание тела елеем (маслом). Главная» Новости» Пасхальное соборование в церкви 2024 когда.
Соборование
Цель Таинства… Целью Таинства было помазание тяжело больных людей, которые сами не могли посещать церковь. К больному в дом приходили семь священников, которые благоговейно произносили молитвы. Считалось недопустимым, чтобы один священник читал все семь молитв. Должен быть один больной и 7 священнослужителей, а не 700 больных и 1 священник. Нередко серьезное, таинственное Соборование на дому давало чудесное исцеление, ведь собиралось 7 священников, которые усердно молились над болящим. Сегодня это потерялось в погоне за «охватом» и материальной составляющей. В настоящее время число 7 считается только библейским элементом, а не обязательным символом чинопоследования. Можно ли помазать умирающего? На Западе чинопоследование воспринималось как «последнее помазание», совершали его только над лежащими на смертном одре. Для этого нет оснований, ведь целью помазания является исцеление болящего, а не напутственные молитвы перед смертью. Часто священник, вызванный к лежащему на смертном одре, совершал сразу три таинства — одно за другим, ведь нередко умирающий уже не мог исповедоваться.
Такое Елееосвящение освобождало его от тяжести тех грехов, в которых он очень хотел, но не успел покаяться. Веществом для чинопоследования было только оливковое масло, но оно было слишком дорогим, да и в отдаленных деревнях России его было не найти. Тогда его стали заменять растительным маслом. Но эта замена считается искажением церковной традиции. Еще одна сложность при стечении большого количества людей: священник не успевает прочесть имена всех пришедших, поэтому многие века запрещалось помазать здоровых людей. До революции диаконам выдавались грамоты, где говорилось, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Здоровый человек должен сам прийти на исповедь, а потом причаститься. Да и молитва, которая произносится при возложении Евангелия на голову больного в который раз подтверждает, что Соборование — это способ воссоединения с Церковью отпавших от нее не по своей воле, а из-за болезни. Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме. Тяжелобольного человека приносили в храм на носилках.
Многие люди получали исцеление, ведь за него молились сразу много людей. Проходить ли Соборование здоровому человеку? Великим постом все верующие стараются собороваться, а потом исповедаться если до этого не исповедались и причаститься. Когда проводится помазание? Рождественским или Великим постом. Соборование — одно из семи Таинств в православии, которое совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Прощаются только забытые грехи, а не специально утаенные. Совершается семикратное помазывание некоторых частей тела верующего освященным елеем. Над верующим читается молитвы Апостола и Евангелия.
Важно преодолеть свою косность, разорвать этот порочный круг, а для этого предпринять внутреннее усилие, помня слова Спасителя:Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его Мф. Господь милостиво принимает человека, потрудившегося при всей своей немощи для жизни духовной. В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению. А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище — соединяется со Христом в жизнь вечную. И как ночной мрак рассеивается с появлением первых солнечных лучей, так и угнетающие душу мысли исчезают, когда мы достойно принимаем Святые Таинства. После святого Причастия чуткая душа ощущает удивительный мир, чистоту, подлинное освобождение от оков греха и земной суеты. Достойно причащающийся христианин обретает рассудительность, мудрость. Когда автор этих строк учился в Московской Духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, которой было уже больше восьмидесяти лет. Она мучилась многими болезнями, ноги ее были покрыты язвами, так что она почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин, — а причащалась она на дому, — в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, и в этой умиротворенной и просветленной душе уже не было ни тени смущения, ропота, тревог. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, так что она теперь укрепляла ближних. Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота — это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в трех упомянутых Таинствах. После Соборования В самом начале совершения Таинства освящается елей, которым священники затем семь раз помазывают верующих. По совершении Соборования святой елей обычно остается в достаточном количестве и его раздают всем желающим. Святое масло наливается в маленькие пузырьки, которые, принеся домой, необходимо хранить в достойном месте, рядом со святой водой и другими святынями. Для чего оно нам нужно? Соборным маслом, как его еще называют, можно помазываться в случае болезни, с верой обращаясь к Богу и молясь о выздоровлении. Святым елеем можно просто крестообразно помазывать свое чело то есть лоб каждое утро после прочтения утренних молитв, со словами: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь, испрашивая у Бога благословения на день грядущий. Таким образом, хотя Таинство «прошло», но освященный елей остался, им можно помазываться, и потому Елеосвящение продолжает приносить свои плоды.
Существует общий принцип, по которому участие в таинствах должно предваряться покаянием в случае с Крещением или совершением таинства Исповеди во всех остальных случаях. Этот принцип зиждется на евангельском призыве: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф. Так, перед Крещением в сознательном возрасте крещающемуся необходимо осознать свои грехи и иметь решимость их исправить. По современным указаниям, катехизатору рекомендуется с готовящимся ко Крещению провести «исповедальную беседу» [13]. Перед Миропомазыванием в случае присоединения к Православию необходимо проводить генеральную исповедь. Например, в руководстве по присоединению раскольников говорится, что епископ или священник, наставив присоединяющегося в учении православной веры, «да повелит ему исповедати вся грехи своя, елика от юности своея памятствует» [14]. Необходимость Исповеди перед причащением Святых Тайн Христовых является общеизвестной истиной здесь не рассматривается более частный вопрос о том, нужно ли исповедоваться каждый раз перед причащением — в современности допускаются разные подходы. Перед Венчанием также совершается таинство Исповеди. В 50-й главе Кормчей об этом говорится так: «Прежде Венчания и благословения брачнаго да накажет иерей и повелит жениху и невесте исповедь сотворити всех грехов своих, и аще мощно есть приуготовляти себе постом и молитвами и к святому Причащению» [15]. Перед Хиротонией обязательно совершается ставленническая исповедь [16]. То же самое касается и таинства Соборования. Протоиерей Михаил Архангельский в своем исследовании о Елеосвящении пишет: «Покаяние и исповедание грехов, как необходимое условие принятия Святого Духа, вообще, требуется перед совершением христианских таинств, например Крещения, Миропомазания, Причащения, Священства, брака и равного им Елеосвящения» [17]. Таким образом, Крещение вводит человека в Церковь, открывает для него другие таинства. Таинство Покаяния как «второе» Крещение возвращает в Церковь человека, отпавшего от нее, примиряет его с ней и с Богом. Никогда не исповедовавшиеся, исповедовавшиеся давно больше года отделяют себя от Церкви накапливающимися грехами и неучастием в ее спасительных таинствах. Вернуть таковых в Церковь должна, прежде всего, исповедь, но уж никак не Соборование. А на общих Соборованиях обычно бывает немало людей, которые давно не исповедовались и не имеют живой связи с Церковью. Об обязательности совершения исповеди перед Елеосвящением указывается в руководствах по совершению Соборования. Например, в предисловии к Елеосвящению Требника святителя Петра Могилы говорится: «В-первых, убо к совершению Тайны сея то есть Елеосвящения. В книге «О должностях пресвитеров» заповедуется: «…понеже отпущение грехов и вера во Иисуса Христа, живая и спасительная, не бывает без истинного покаяния, потому больной прежде Елеосвящения да приуготовит себя истинным покаянием и, исповедав грехи, разрешение да приимет» [19]. В исследовании протоиерея Михаила Архангельского указывается: «…согласно с практикой апостольскою и вселенской Церкви в настоящее время в нашей Церкви обязательно требуется исповедь недужного перед совершением Елеосвящения» [20]. Предваряющую Елеосвящение исповедь однозначно подразумевают молитвы чинопоследования Соборования. Во второй молитве освящения елея больному испрашивается «совершенное избавление грехов». Потому что он «первое избавление» получил в таинстве Исповеди. Это соотношение таинств Исповеди и Елеосвящения в отношении отпущения грехов кратко формулирует отец Михаил: в «покаянии грехи отпускаются без Елеосвящения, а в Елеосвящении — с предварительным совершением исповеди и покаяния» [21]. Далее, в молитве перед вторым помазыванием говорится: «Всели в раба твоего имярек, познавшаго своя согрешения». Когда же он осознал свои согрешения? Очевидно, когда испытывал свою совесть и результаты своего покаяния принес в таинстве Исповеди, о чем и свидетельствует священник, читая эту молитву, что такое покаяние было принесено, ибо он и узнаёт об этом собственно в исповеди. Ведь свидетельствование о грехах и является одним из сущностных моментов таинства Исповеди — исповедь приносится Богу, а священник об этом свидетельствует и читает разрешительную молитву, благодатью Божией разрешая кающегося от грехов. А если исповедь не совершается перед Соборованием или совершается после , то это выражение о познании грехов с точки зрения совершителя Соборования становится гадательным: может быть, познал, а может, и не познал, ведь всё находится в тайниках души человека.
Очевидно, когда испытывал свою совесть и результаты своего покаяния принес в таинстве Исповеди, о чем и свидетельствует священник, читая эту молитву, что такое покаяние было принесено, ибо он и узнаёт об этом собственно в исповеди. Ведь свидетельствование о грехах и является одним из сущностных моментов таинства Исповеди — исповедь приносится Богу, а священник об этом свидетельствует и читает разрешительную молитву, благодатью Божией разрешая кающегося от грехов. А если исповедь не совершается перед Соборованием или совершается после , то это выражение о познании грехов с точки зрения совершителя Соборования становится гадательным: может быть, познал, а может, и не познал, ведь всё находится в тайниках души человека. Та же мысль присутствует в последней молитве, при чтении которой на главу больного возлагается Евангелие. Священник в ней молится, чтобы Бог принял больного, «кающагося о своих си согрешениих». В сакраментальном отношении здесь священник опять свидетельствует об имевшем место покаянии человека. Кроме того, в самом конце Соборования, после отпуста, приступившие к таинству троекратно испрашивают у священников прощение грехов: «Благословите отцы святи…». Святитель Симеон Солунский сообщает, что этот обряд испрашивания прощения есть форма утверждения прощения, ранее уже полученного в покаянии [22]. Если всё-таки говорить о том, что в Елеосвящении прощаются «забытые» грехи, то это могут быть только грехи, о которых человек не знал или забыл во время исповеди. Если же Елеосвящение не предваряет исповедь, то эти рассуждения теряют свою логику. Как пишет протоиерей Михаил Архангельский: «В покаянии подается отпущение всех исповеданных грехов, а в Елеосвящении, дополнительно, отпускаются и такие нравственные недуги, которые, по ненамеренности и т. Поэтому: «Елеосвящение, в отношении к отпущению грехов, может быть названо таинством дополнительным» [24]. В ситуации с общим Соборованием здоровых людей, как уже указывалось выше, на первое место выходит факультативное значение Елеосвящения как таинства отпущения грехов. Святитель Симеон Солунский, описывая обстоятельства допуска к Елеосвящению здоровых людей, приносивших покаяние, однозначно представлял помазание елеем как акт, венчавший их покаянный труд. Красносельцев об этом писал: «Обряд освящения и помазания, совершённый при указанных условиях, не мог быть ничем иным, как только обрядом, дополнявшим торжественную обстановку воссоединения публично каявшихся и имевшим простой историко-символический смысл здесь имеется в виду пример евангельской блудницы, получившей прощение грехов после помазания елеем ног Спасителя. Да и само время совершения общего Соборования в конце Великого поста, на Страстной седмице, показывает, что оно рассматривалось как акт окончания покаяния. Подвиг покаяния в течение Великого поста неизбежно оказывается состоящим из соблюдения поста и исповеди. При таком «покаянно-подвижническом» понимании возможность участия в Соборовании здоровых людей — это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало. Однако сегодня на общее Соборование приходят в немалом количестве люди, которых редко видно или вообще нет в церкви, которые, может быть, даже и не начинали этот подвиг покаяния. Наличие нераскаянных тяжелых грехов, препятствующих человеку участвовать в Соборовании. Выявить их как раз и должна исповедь перед Соборованием, которая «необходима потому, чтобы не преподать таинства тому, кто не имеет права и способности к принятию его, как то: неверному, иноверцу, оглашаемому, проходящему церковное покаяние, отступнику, безбожнику… [26] Из православных не могут быть допущены к Елеосвящению нераскаянные и ожесточенные грешники» [27]. Допускать таких к Елеосвящению, по мысли протоиерея Михаила Архангельского, то же самое, что бросать жемчуг перед свиньями ср. В качестве современного примера здесь можно привести одновременное занятие эзотерикой и ведение церковной жизни с участием в таинствах церковных. Случаться такое совмещение может либо по невежеству, либо по дерзкой гордости человека, находящегося в прелести и считающего, что одно другому не мешает. Пастырская целесообразность. Выводы Для участия в общем Соборовании необходима предварительная исповедь. Допущение к Соборованию без предварительной исповеди является нарушением литургического Предания и искажением содержания таинства Елеосвящения в его соотношении с таинством Покаяния. Кроме исповеди в подготовку к общему Соборованию должно входить и соблюдение Великого поста, во время которого совершается Елеосвящение. Об этом правила нет, но такова сама логика, смысл совершения Соборования в главный пост Церкви. Ведь, как указывалось выше, сама традиция общего Елеосвящения исторически неразрывно связана с завершением Великого поста, когда к нему приступали те, кто этот пост соблюдал и нес подвиг покаяния и воздержания.
Часто задаваемые вопросы о Соборовании
В России его принято именовать Соборованием – ведь издревле в нём принимал участие «собор» из нескольких священников (обычно семь), хотя в исключительных случаях, как и ныне, соборовать мог и один. Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом нашим Иисусом Христом. Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. Но это не значит, что недугующий человек может в Великий пост собороваться каждую неделю. Нельзя часто собороваться в надежде, что если много раз пройти через семикратное помазание освященным маслом, то можно превратиться из больного человека в здорового. Соборование или Елеосвящение, — одно из семи таинств Православной Церкви.
Таинство Елеосвящения
Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Вопрос: Какие грехи прощаются в Таинстве Елеосвящения? Ответ: Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах.
Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление. Важно при этом понимать, что соборование не заменяет собой исповедь и причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах таких как убийство, в т.
Вопрос: Как часто нужно собороваться? Ответ: С Таинством соборования связаны самые странные предрассудки и заблуждения.
Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств. Последование таинства Елеосвящения Применительно к его совершению одним священнослужителем, как это обычно имеет место на практике. В храме или в комнате больного перед иконами ставится стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд или просто чистый стаканчик для освящения елея.
В пшенице вертикально укрепляют семь палочек, обернутых на концах ватой стручцы , и семь свечей. В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей оливковое, растительное, вазелиновое или подобное масло и немного красного вина. На столе полагаются Евангелие и крест. После каждения, возгласа священнослужителя, чтения предначинательных молитв, псалма 142 , покаянных тропарей и 50-го псалма читается " канон о елее", раскрывающий в своих тропарях духовную значимость и силу Таинства. Затем совершается приготовление елея: в пустой сосуд священником вливаются и смешиваются масло и вино; вино знаменует собою Кровь Христову, пролитую на Кресте для спасения людей, а смешивание масла и вина напоминает нам Евангельский рассказ о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками Лк. После этого возжигаются семь свечей, установленные в пшенице; кроме этого, зажженные свечи даются всем присутствующим и тому, над кем совершается Таинство. Священник, читая молитву, совершает освящение елея. После прочтения священником первого Апостольского чтения из Соборного послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения Иак.
После этого совершает краткую ектению с молениями о болящем и, взяв в руки стручец, крестообразно помазывает елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки соборующегося. При этом священник читает тайносовершительную молитву: "Отче Святый, Врачу душ и телес...
Да, это — важное условие Таинства Елеопомазания. Как бы за него хорошо не молились, больной должен веровать и искренне молиться Богу. Иначе Таинство будет недействительным. В молитвах Елеопомазания говорится также, чтобы человеку простились все его грехи, вольные и невольные, ведомые о которых он знает и неведомые. В последнее время это Таинство стали проходить и здоровые люди, мотивируя это тем, что во время помазания освященным маслом прощаются даже забытые грехи.
Но раньше этот чин проходили только лежачие больные, близкие к кончине земной жизни. Конечно, нельзя человеку запретить проходить это Таинство, поэтому пусть каждый решает сам, стоит ли ему в нем участвовать. Или можно спросить у духовника и действовать по его благословению. Да, на Соборовании прощаются грехи, но лишь те, которые послужили причиной болезни. Ведь, как известно, все корни заболевания лежат во грехах.
Соборование не заменяет таинство покаяния и не отменяет его. Можно ли продолжать медицинское лечение после соборования? Духовное врачевание не отменяет медицинского лечения, так как это разные вещи. Необходимо пройти весь курс назначенной терапии до конца. Можно ли есть мясную пищу после исцеления? Многие люди уверены, что полученное исцеление налагает на них запрет употребления мясной пищи. Это суеверие, не связанное с церковными правилами. Нужно ли после исцеления поститься по понедельникам, кроме среды и пятницы? Это тоже относится к суеверию, соборование не возлагает обязательства дополнительного поствования. Есть еще одно суеверие, что после соборования запрещено иметь супружеских отношений и париться в бане. Это абсолютное заблуждение, которое не относится к церковным канонам и правилам. Как правильно применять освященный елей, взятый из церкви? Елей можно добавлять в еду, а также мазать крестообразно больные места после произнесенной молитвы. Что делать с зернами пшеницы, взятыми после соборования в церкви? Из них можно сварить кашу либо прорастить на блюде с водой и скушать. В церковной практике нет специального обряда с пшеничными зернами, которые употреблялись на елеосвящении. Вино после соборования можно добавлять в еду, принимать внутрь. Свечи после елеосвящения зажигают дома, когда кто-нибудь из домочадцев занедужит. Однако, если в таинстве елеосвящения принимало участие много больных людей, свечи лучше не брать домой. Поделитесь с друзьями или сохраните для себя: Оценка статьи: 1 оценок, среднее: 5,00 из 5 Загрузка...