При выборе основного коррекционного подхода должны учитываться следующие факторы. Технологии коррекционного воздействия, или интервенции: Коррекционное воздействие является частным случаем психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия закрепляет необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Основные методы коррекционного воздействия. Представим влияние двух подгрупп методов на формирование.
Методы психологической коррекции
Вместе с тем в исследовании С. Карповой и Л. Лысюк [69] представлена модель соотношения реальных и игровых отношений детей в игре и их роли для психического развития ребенка. Авторы полагают, что функция игровых отношений состоит в ориентировке в системе социальных смыслов, мотивов, норм и правил.
Отсюда становится понятной необходимость существования двух центров в детской коррекционной игре. Роль взрослого состоит в организации ориентировки детей в проблемных и конфликтных ситуациях, а функция отношений между сверстниками определяется необходимостью организации усвоения новых способов деятельности и поведения в психологически благоприятной атмосфере игровых коррекционных занятий. Игровая комната.
Ее оборудование Успешность коррекционной работы в значительной мере определяется организацией необходимых условий проведения игровой терапии и, в первую очередь, специально оборудованным для игровых занятий помещением. Игровая комната должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечить: возможность организации и проведения самых разнообразных видов игр: сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, подвижных игр с правилами например, «салочки», «жмурки», «прятки» , игровых упражнений под музыку, занятий рисованием и лепкой; возможность осуществления как групповых, так и индивидуальных форм игровых занятий; физическую и личностную безопасность всех, кто принимает участие в занятиях. В игровой комнате должна быть исключена либо сведена к минимуму угроза физическому здоровью и безопасности детей.
Для обеспечения личностной безопасности — чувства комфорта и отсутствия тревожности — участники игровых занятий должны иметь возможность уединения и «интимизации» своей деятельности, пространственного отделения от участников группы и психолога, ведущего игровые занятия, при желании в любой момент изменить позицию участия в игре — от активного участника до позиции наблюдателя за игрой сверстников. Предоставление ребенку свободы выбора характера своего участия в игре, права самому определять и регулировать формы игровой активности обеспечивают чувство его безопасности и являются важным условием формирования способности регулировать свою деятельность. И наконец, в игровой комнате должна быть атмосфера уюта, комфорта, что стимулирует творческую активность ребенка, обеспечивает условия для свободного самовыражения личности.
Размеры игровой комнаты должны быть таковы, чтобы в зависимости от числа участников обеспечить всем детям возможность свободно взаимодействовать друг с другом и в то же время возможность в любой момент перейти к индивидуальной игре. Слишком маленькие размеры комнаты создают тесную пространственную близость участников занятий и вызывают фрустрацию и возбуждение. Кроме того, небольшие размеры комнаты не позволяют создать необходимые для эффективной работы зоны игр — для сюжетно-ролевой игры с куклами, для подвижных игр с правилами и игр-упражнений на релаксацию, для занятий изобразительной деятельностью.
Напротив, если комната слишком велика, она провоцирует неорганизованную, нецеленаправленную активность ребенка — бегание, прыжки, лазание, крики и т. Традиционный набор мебели для игровой комнаты включает: шкафы с открытыми и закрытыми полками для игрушек, игр, бумаги, красок, карандашей, мячей, хранения документации и методических материалов психолога; длинный низкий вытянутый стол с расположенным на нем кукольным домом для игры «в семью»; круглый стол, покрытый клеенкой или пластиком, для занятий рисованием и лепкой если нет круглого стола, то его с успехом можно заменить двумя сдвинутыми столами, расположенными таким образом, чтобы дети размещались лицом друг к другу для облегчения кооперации и сотрудничества , небольшой стол для психолога, детские стулья и стул для психолога, большая доска с мелом на стене, раковина с водой, ковер на полу. Желательно иметь также большое зеркало на стене, которое в случае необходимости можно задернуть занавеской.
В ряде случаев бывает полезно а психоаналитики настаивают на этом иметь ящик с песком размером 1 х 1 м, позволяющим по воле и желанию ребенка конструировать свой мир и населять его различными персонажами. Ящик с песком может быть размещен на клеенке на полу или на специальном низком столе и снабжен необходимыми совками, лопатками, ведерком. На стенах размещаются детские рисунки и картинки с любимыми персонажами детей из сказок и мультфильмов.
При расстановке мебели необходимо запланировать «уголок уединения», например отдельно стоящий детский стол со стулом, который мог бы с равным успехом использоваться как при желании самого ребенка уединиться, выйти на время из игры, занять более пассивную позицию наблюдателя, так и в случае необходимости для временной изоляции ребенка психологом или ограничения его агрессивности и чрезмерной неорганизованной активности. Важным элементом хорошо оборудованной игровой комнаты является окно Гезелла, прозрачное лишь со стороны наблюдателя, позволяющее, во-первых, осуществлять наблюдение за детьми с диагностическими целями в отсутствие психолога в комнате; во-вторых, реализовать при необходимости супервизию и иметь возможность профессионального обсуждения наиболее трудных случаев; в-третьих, оно незаменимо при работе с родителями, предоставляя возможность объективировать в игре детей, сделать очевидным для родителей некоторые особенности детско-родительских отношений, моделируемые в игре ребенком, и остро нуждающиеся в коррекции; пролить свет на характер взаимоотношений ребенка со сверстниками, часто скрытый для родителей; выявить некоторые личностные особенности ребенка, остающиеся не отрефлексированными родителями в процессе рутинного ежедневного общения с ребенком. В состав оборудования игровой комнаты входят также магнитофон или проигрыватель с необходимым набором пластинок или аудиозаписей.
Даже краткое перечисление необходимого оборудования вполне однозначно свидетельствует о насыщенном стимульно-средовом окружении ребенка. Поэтому, как ни банально прозвучит рекомендация не перегружать игровую комнату излишними с точки зрения коррекционных целей предметами, ее следует повторить еще раз. Любой новый предмет обладает определенной притягательной силой, «валентностью» К.
Левин , стимулирует желание ребенка опробовать предмет, реализовать специфичный для него способ действия. Если это новое действие идет вразрез с логикой программы коррекционных занятий, то это может привести к дезорганизации деятельности участников группы, возрастанию хаотичности и случайности их действий, к типичному «полевому» поведению. В силу этого при организации игровой комнаты и ее оборудовании правилом должно стать, взыскательное ограничительное.
Адекватная организация среды и игровых предметов поможет свести к минимуму запрещения, ограничения активной деятельности детей в процессе игровых занятий. Игрушки и игровые предметы включают сюжетные игрушки, игровые предметы с фиксированной функцией, неоформленные игровые предметы, которые могут быть использованы и как предметы-заместители для сюжетно-ролевой игры, и как игровые предметы для неструктурированных игр игр-манипуляций, не имеющих четко структурированного сюжета и роли. Приведем примерный перечень игрушек и игровых предметов, отвечающих указанным выше требованиям [95; 200].
Рекомендуется также включать в набор игрушек куклу с непрорисованным «пустым» лицом, позволяющим ребенку осуществить идентификацию с любым значимым другим или самим собой в условиях актуализации защитных механизмов, сопротивления, а также на ранних стадиях реализации игровой коррекции. В случае наличия специальных физических дефектов или хронических заболеваний ребенка целесообразно включать в набор игрушек куклу, обладающую тем же дефектом куклу на костылях, с сильными шрамами на лице, в очках и пр. Игрушки не должны быть слишком большими — ребенку должно быть легко и удобно держать их в руке и манипулировать ими.
Куклы должны быть гибкими, что позволит ребенку свободно придавать им желаемую позу, не хрупкими, не ломаться при легком увеличении усилия. Для игры «в детский сад» «в школу» необходим аналогичный набор кукол, предназначенный для изображения учителей, воспитателя, родителей, сверстников, парты столы , кровати для игры в «детский сад» , доску с мелом для игры «в школу». Для игры «в больницу» «в доктора» кроме набора кукол и необходимой мебели нужно иметь игрушечный набор «Айболит» — шприцы, термометр, бинты и пр.
Для всех указанных сюжетных игр полезно иметь набор кукольных животных, которые могли бы заменить людей при наличии, например, барьеров, препятствующих разыгрыванию семейных отношений. Разнообразие набора животных позволит ребенку осуществить выбор соответствующего персонажа для идентификации и даст психологу, наблюдающему за игрой, ценный диагностический материал для выявления личностных особенностей ребенка и особенностей переживания им своих отношений со значимыми людьми. В состав набора необходимо включить «диких» агрессивных животных, позволяющих ребенку выразить агрессию в социально приемлемой форме.
Широко используются также наборы животных, позволяющие разыграть драматизации известных сказок в коррекционных целях, таких как «Репка», «Теремок» и др. Помимо обычных кукол весьма полезно оказывается использовать и кукол, надевающихся на руку. Само физическое действие — надевание на руку этих кукол ребенком для разыгрывания сюжета — облегчает принятие роли и идентификацию с персонажем, с которым ребенок теперь составляет как бы одно физическое целое, служа «мостиком», соединяющим мир реальности и мир воображения.
Аналогичную функцию выполняют маски различных персонажей сказок, в том числе маски животных. В наборе игрушек необходимо также предусмотреть транспортные игрушки, позволяющие путем перемещения в пространстве выразить в сюжетно-ролевой игре эмоциональные отношения к значимым для ребенка лицам, символизируя путем приближения свою симпатию, потребность близости, желание общения и путем удаления — неприязнь, ревность, стремление к избеганию контактов, неприятие, уход от коммуникации. Кроме того, транспортные игрушки предоставляют ребенку возможность в ходе выполнения игрового действия с ними безбоязненно исследовать игровую комнату, приблизиться к психологу и вызывающим интерес сверстникам, сохраняя необходимую меру личностной безопасности.
К транспортным игрушкам относятся машина в набор должна быть включена грузовая машина , самолет, лодка, корабль. Для выражения агрессии помимо диких агрессивных животных волк, крокодил, дракон необходимо иметь игрушечные пистолеты, автоматы, наручники, щит и меч, шумовые музыкальные игрушки барабан, бубны, горн , набор игрушечных солдатиков и соответствующего армейского оборудования, включая военную технику. Для выражения конструктивных и деструктивных намерений и проигрывания наиболее типичных конфликтных ситуаций полезными оказываются строительные наборы — конструкторы различных размеров — от маленьких до больших, в рост ребенка.
Большие кубы и параллелепипеды должны быть легкими можно использовать в качестве основы картонные ящики, обшитые материей , доступными для свободного манипулирования ребенка и тем самым должны утверждать его могущество над вещами, утверждать его Я, не причинять ущерба ребенку, не представлять опасности для его здоровья. Из такого строительного набора можно построить дом, пещеру, крепость. Используется он также для игры-драматизации сказки «Теремок».
Полезно использовать в качестве строительного материала для подвижных игр большие мягкие подушки или тряпичные легкие валики для игры «Осада крепости». Для организации управления играми и регуляции поведения детей полезно иметь часы со стрелками, песочные часы для игр-соревнований , два игрушечных телефона для облегчения коммуникации с замкнутыми детьми , «волшебную палочку», «шапку-невидимку» и пр. Для подвижных игр и игр-соревнований нужно иметь мячи большие и маленькие , кегли, мишень с дротиками, скакалки.
Можно также использовать настольные игры в футбол, хоккей. Для формирования эмоциональной устойчивости и произвольной регуляции полезно использовать так называемые «фортунные» игры. Такие игры, выигрыш в которых определяется случаем, позволяют создавать ситуацию переживания ребенком успеха или неудачи и формируют у него необходимую толерантность.
Нужно предусмотреть предметы, которые могут быть использованы в качестве предметов-заместителей в игре: кубики, лоскутки, палочки, пуговицы, скакалка, одеяло или занавеска. Для занятий изобразительной и конструктивной деятельностью нужны цветная бумага различных размеров, краски, кисти большие и маленькие , цветные и простые карандаши, ластик, пластилин, глина, конструктор, мозаика, ножницы с тупыми концами, пластмассовые емкости для воды. Игрушки должны находиться в отведенных для них местах в определенном порядке так, чтобы ребенок, освоив этот порядок, мог сам достать интересующую его игрушку и вернуть ее на место, а вся атмосфера игровой комнаты внушала бы ему уверенность в порядке, стабильности и постоянстве мира.
Кто должен убирать и наводить порядок в игровой комнате. В решении этого вопроса все практики игротерапии проявляют единодушие: не ребенок. Приведение игровой комнаты в порядок должно стать заботой ассистента психолога или другого лица, поддерживающего помещение в чистоте.
Показания для проведения индивидуальной и групповой форм игровой коррекции В зависимости от состава участников игровых занятий различают две формы коррекционной работы: индивидуальную и групповую игротерапию. Несмотря на их очевидные различия, фокусом психологического воздействия в том и в другом случае является каждый ребенок, а не группа в целом. В игротерапии не ставятся групповые цели и не преследуется задача достижения групповой сплоченности.
По мнению подавляющего большинства специалистов в области игровой терапии, групповая игротерапия безусловно обладает большей эффективностью и лишь она позволяет обеспечить гармоническое развитие личности, способной достигнуть оптимального баланса между автономией и независимостью, с одной стороны, и умением строить отношения коопераций и сотрудничества с другими людьми — с другой [954; 200]. Однако само наличие широкой практики индивидуальной игротерапии свидетельствует о том, что в ряде случаев именно индивидуальной работе с ребенком отдается предпочтение. Выбор индивидуальной или групповой формы проведения коррекционных занятий в каждом конкретном случае определяется характером психологических трудностей развития, испытываемых ребенком.
Как указывает В. Акслайн, в том случае, когда проблемы ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, показана групповая игротерапия. Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективной на начальных этапах занятий оказывается индивидуальная игротерапия.
Таким образом, целостный процесс игротерапии включает два этапа — этап индивидуальной игротерапии, который в благоприятных условиях может быть сведен к знакомству с психологом и установлению с ним первичных отношений доверия и взаимопонимания, и второй этап — групповой игротерапии, обеспечивающий обобщение приобретенного позитивного опыта и перенос его в реальную практику социальных отношений. Иначе говоря, вопрос о выборе формы игротерапии должен быть переформулирован так: в каких случаях игровую терапию можно сразу начинать в групповой форме, а в каких групповой терапии должна предшествовать индивидуальная? Главным критерием для выбора групповой формы терапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, мотивов заслужить одобрение у сверстников и взрослого, стремление к высокому социальному статусу [201].
Только при условии сформированности системы социальных мотивов и коммуникативной направленности оправданно включение ребенка в группу.
В этом контексте перед психологом стоят следующие задачи: помочь клиенту выйти на новую ступень личностного развития; стимулировать к росту эмоционально-волевую сферу; предложить профилактические приёмы, которые воспрепятствуют эмоциональному выгоранию; выявить корни детских страхов; сформировать отсутствующие навыки, например, коммуникативные; способствовать развитию памяти, мышления, произвольного внимания; откорректировать деструктивные модели, заложенные в сознании клиента; помочь с повышением социально-психологического статуса человека в коллективе; подтолкнуть клиента к творческому самовыражению; улучшить стрессоустойчивость и работоспособность; до определённых пределов «сдвинуть» барьеры, которые установила психика для собственной защиты; исправить пищевое поведение. Виды коррекционной терапии Психокоррекция делится на несколько типов. Она может быть клинической, педагогической, социальной и спортивной. Каждое направление классифицируется по определённым признакам. По типу решаемых задач Деление происходит на коррекцию семейного и индивидуального типа.
В первом случае решаются проблемы, связанные с взаимодействием с родителями, детьми, супругами. При индивидуальном подходе рассматривается психика конкретного человека. По направленности и продолжительности Согласно этой классификации, работа психолога направлена на устранение симптоматики купирование негативных поведенческих реакций, эмоциональных проявлений в течение трёх-пяти сеансов и реализацию каузального подхода.
Согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой. Утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Принцип программированного обучения Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Виды коррекционных программ. Общая модель коррекции - это система условий оптимального возрастного развития личности в целом.
Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, типичных проблем; Существуют стандартизированные и свободные коррекционные программы. Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции. Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, который включает в себя четыре основных блока: 1. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни. Коррекционный блок.
Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности. Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки. Основные требования к составлению психокоррекционной программы: при составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты: четко формулировать цели коррекционной работы; определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы; выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы; четко определить формы работы с клиентом; отобрать методики и техники коррекционной работы; определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы; определить частоту необходимых встреч; определить длительность каждого коррекционного занятия; разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий; планировать формы участия других лиц; подготовить необходимые материалы и оборудование. По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности. Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения разрешения реальных трудностей развития; постановки целей и задач коррекционной программы. Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности. Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний. Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей. Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.
Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента. На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции 1.
Ожидания клиента. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. Характер проблем клиента. Готовность клиента к сотрудничеству. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия. Профессиональный и личностный опыт психолога. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции. Оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. В практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в коррекционных целях большинство психологов используют сочетание различных методов; даже один и тот же метод в руках специалистов разной квалификации дает разные результаты.
Понятие психологического здоровья, его структура, критерии нарушений Термин «психологическое здоровье» был введен Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. В последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья - «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития». В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. Психологически здоровый человек - это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Основная функция психологического здоровья - это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Таким образом, можно говорить о том, что психологическое здоровье - это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде. Компоненты психологического здоровья - положительные самоотношения и отношения к другим людям, личностная рефлексия и потребности в саморазвитии. Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции: обучение положительному самоотношению и принятию других; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии. Таким образом, можно увидеть, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, а не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью. Для психологического здоровья норма - это, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма - это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Факторы риска нарушения психологического здоровья. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к различного рода нарушениям развития ребенка.
Однако помимо дефицита общения можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Так, дефициту общения противоположна 1. Чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, т. Формальное общение, т. Этот вид может реализовать мать, стремящаяся полностью построить уход за ребенком по книгам, советам врача, или же мать, находящаяся рядом с ребенком, но по тем или иным причинам например, конфликты с отцом эмоционально не включенная в процесс ухода. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком можно отнести: а слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т. Важную роль в становлении психологического здоровья играет и то, как осуществляется воспитание опрятности ребенка. Это «основная сцена», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил - ребенок защищает свое право делать то, что хочет. Поэтому фактором риска можно считать излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка.
Место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а подает ребенку пример отношений с матерью - отношений между автономными субъектами; б выступает прообразом внешнего мира, т. Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет столь значим для формирования психологического здоровья ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска внутрисемейных взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы. Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок - кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следующий фактор риска - это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Вызывает глубокий внутренний конфликт у ребенка, может привести к нарушениям половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей - привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию. Но, как отмечает Г. Фиг-дор, чаще всего изменения в поведении детей обращают на себя внимание лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности.
Следующее явление родительского программирования, которое может влиять на него неоднозначно. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры - предпосылки духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям. Наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа. Условно можно выделить следующие этапы в процессе снижения самооценки. Сначала ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть хорошим». Но на этом этапе у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Далее пропадает вера, но ребенок еще хочет быть хорошим. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление, что означает стойкую депривацию притязания на признание.
Подростковый возраст от 10-11 до 15-16 лет. Это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Бодров три основные характеристики устойчивости: контроль, самооценка и критичность. При этом контроль определяется как локус контроля. По их мнению, экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы же обладают большим внутренним контролем, более успешно справляются со стрессами. Самооценка здесь - это чувство собственного предназначения и собственных возможностей.. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности.
Во-вторых, они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе. Групповая коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников Так же, как и для дошкольников и младших школьников, программа групповых занятий для подростков должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития. Соответственно и в работе с подростками можно рассматривать такие основные направления: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает прежде всего умение сделать выбор, принять ответственность за свои выборы, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление будет отличаться своим наполнением для учеников разных классов. Но в целом оно должно обеспечить формирование к концу подросткового возраста следующих основных новообразований: эго-идентичности, половой идентичности и личностного самоопределения. При этом под эго-идентичностью, согласно Э.
Эриксону, понимается ощущение собственной целостности, активности и жизненной силы, осознание собственной ценности и компетентности. Для V класса характерно резкое повышение интереса учащихся к своему внутреннему миру. Соответственно важным для них становится, с одной стороны, его исследование, с другой - принятие его окружающими людьми. Поэтому главная тема V класса - «Я и мой внутренний мир». В VI классе, как правило, проявляются типичные трудности подростков: возрастает агрессивность, обостряется проблема непокорности, начинаются подростковые конфликты с родителями, в основе которых лежит стремление подростка отстоять свою самостоятельность и чувство взрослости. Поэтому центральной должна стать тема «Типичные проблемы подростка». В VII классе занятия проводятся в форме тренинга, ибо необходимая атмосфера доверия и безопасности уже сформирована как в группе, так между подростками и психологом. Поэтому главная тема в VII классе - Я и другие. В VIII - IX классах можно проводить уроки психологии, ибо уже сформирован определенный уровень абстрактного мышления и учащиеся готовы к принятию психологической информации.
Среди самых эффективных дискуссионных методов можно выделить «Неоконченные предложения», «Чужие проблемы», «Чужие письма». В методе «Неоконченные предложения» подросткам предлагается закончить те или иные предложения на какую-либо значимую для них тему, а потом обсудить, кому удалось закончить их наиболее интересно, например: «Когда у родителей плохое настроение... Подводя итоги описанию групповых занятий с подростками, можно сделать вывод, что основа этих занятий - это обучение учащихся жизненно важным навыкам или психосоциальной компетентности - способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром. И включение подростков в такие занятия будет способствовать не только сохранению психоло гического здоровья, но и улучшению учебной мотивации, повышению работоспособности, стабилизации внимания и памяти, снизит риск наркомании и алкоголизации. Индивидуальная коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста по проблемам адаптации к школе. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы Формы и методы. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания, чувств образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Неполнота эмоциональной жизни вызывает у детей различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям, у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность.
Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, снижении потребности в достижении успеха, повышенной агрессивности, недоверии к окружающим, чрезмерной импульсивности, эмоциональной холодности, нарушении эмоциональных контактов с окружающими. Коррекционно-диагностическая работа имеет несколько этапов реализации: диагностический, коррекционный и заключительный. На этапе диагностики эмоционально-волевой сферы используется определенный банк диагностических методик. Восьмицветовой тест Люшера. Тест самооценки Дембо-Рубинштейна. Шкала тревожности Бэка. Опросник "Самочувствие, активность, настроение" САН. Самооценка психических состояний по Айзенку. Тест школьной тревожности Филлипса.
Проективные методики: "Несуществующее животное". Структура психодиагностического исследования состоит из трех основных этапов: подготовительный, проведение экспериментального исследования, анализ и интерпретация результатов подготовка психодиагностического заключения. На первом подготовительном этапе мы осуществляем сбор сведений о ребенке следующим образом: 1 ознакомление психолога с медицинской, социальной и педагогической документацией; 2 беседа психолога с социальным работником и врачом с целью собрать большее количество информации и сформулировать конкретные задачи психологического исследования; 3 беседа психолога с ребенком, имеющая самостоятельное диагностическое значение и формирующая у ребенка правильное отношение к исследованию. Главным моментом на данном этапе является установка контакта и доверительных отношении с ребенком. Этап заканчивается плдбором экспериментальных методик. Второй этап проведение экспериментального исследования включает предъявление ребенку сформированного на первом этапе комплекса методик в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий по каждой методике должна предшествовать четкая и лаконичная инструкция. Во время выполнения заданий наблюдается поведение ребенка и ведется запись проводимого обследования протокол. Этап завершается подсчетом баллов, оценок, коэффициентов.
На третьем этапе психологического исследования подготавливаем заключение по результатам обследования. Полученная на предыдущем этапе исследования количественная и качественная информация соотносится с данными анамнеза, беседы, наблюдения. По результатам диагностики определяется психологический статус ребенка и составляются рекомендации дальнейшей работы с ребенком для воспитателя, социального педагога, медиков. Коррекция эмоционально-волевой сферы ведется в соответствии с программой реабилитации. С целью коррекции эмоционально-волевой сферы личности используются различные методы и техники. Одним из направлений коррекционной работы является метод куклотерапии, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, мультфильма или с любимой игрушкой. Ребенок переносит свои проблемы на куклу и с помощью игровой ситуации решает их. Данный метод наиболее эффективен в коррекции страха медицинских процедур у детей с ограниченными возможностями. Это вызвано тем, что дети с ограниченными возможностями чаще, чем обычные дети, получают медицинские процедуры, а также с их эмоциональной неустойчивостью.
Для снятия страхов медицинских процедур мы используем элементы игровой и куклотерапии. Дети делают куклам массаж, уколы, лечебную гимнастику. Это помогает детям преодолеть страх, понять необходимость медицинских процедур, почувствовать уверенность в своих силах и действиях. Для коррекции эмоционально-волевой сферы также используется курс психогимнастических занятий. Основная их цель - научить детей справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снять психологическое напряжение, создать возможность для самовыражения.
Окружающая среда может влиять на выбор метода коррекционного воздействия через следующие факторы: Физическое пространство: Размер, форма и организация пространства могут оказывать влияние на эмоциональное состояние человека. Например, слишком тесное пространство может вызвать чувство дискомфорта и стресса, в то время как просторное пространство может способствовать расслаблению и комфорту. Предметы и обстановка: Видимые предметы и обстановка могут также оказывать влияние на эмоциональное состояние человека и его поведение. Например, яркие и стимулирующие цвета могут повысить энергию и настроение, тогда как тусклые и спокойные цвета могут способствовать расслаблению. Отношения и поддержка: Взаимодействие с окружающими людьми может быть как поддерживающим, так и вызывающим стресс. Сильная поддержка со стороны близких людей может снизить уровень тревожности и повысить уверенность в себе, в то время как отрицательные отношения могут вызывать депрессию и тревогу. При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать влияние окружающей среды и создавать условия, которые будут способствовать благоприятному воздействию на индивида или группу. Это может включать изменение физического пространства, создание поддерживающей обстановки и установление позитивных отношений с окружающими людьми. Оцените статью.
Факторы, определяющие эффективность психокоррекции
Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной более 6 мес неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция». ЭСТ элекстросудорожная терапия при лечении психических расстройств.
Одновременно они указывают, что при преобладании одной только конфронтации критика перестает восприниматься как дружелюбная и конструктивная, что ведет к усилению психологической защиты. Конфронтацию необходимо сочетать с эмоциональной поддержкой, которая создает атмосферу взаимного интереса, понимания и доверия. Инсайт означает понимание ребенком неосознаваемых прежде связей между особенностями своей личности и неадаптивными способами поведения. Инсайт относится к когнитивному научению и вместе с эмоциональным коррекционным опытом и опытом нового поведения объединяется в категорию интерперсонального научения.
Коррекционный эмоциональный опыт. Коррекционный эмоциональный опыт представляет собой интенсивные переживания актуальных отношений или ситуаций, благодаря которому происходит коррекция неправильного обобщения, сделанного на основе тяжелых прошлых переживаний. Сущность этого механизма состоит в том, что клиент в условиях психокоррекционной ситуации, будь то индивидуальная или групповая психокоррекция, повторно переживает эмоциональный конфликт, который до сих пор был не в состоянии разрешить. Но реакция на его поведение психолога или члена группы отличается от той, которую он обычно провоцирует у окружающих. Проверка нового поведения. В соответствии с осознанием старых неадаптивных стереотипов поведения постепенно осуществляется переход к приобретению новых.
Психокоррекционная группа предоставляет для этого целый ряд возможностей. Прогресс зависит от готовности ребенка к изменениям, степени его идентификации с группой, от стойкости его прежних принципов и позиций, от индивидуальных черт характера. В закреплении новых реакций большую роль играют импульсы со стороны группы. Социально неуверенный ребенок, который пытается завоевать признание пассивным ожиданием, начинает проявлять активность и высказывать собственное мнение. При этом он не только не теряет симпатии своих товарищей по группе, но его начинают больше ценить и признавать. В результате этой положительной обратной связи новое поведение закрепляется и ребенок убеждается в его выгодах.
Предоставление информации, обучение наблюдению. В группе ребенок получает новые знания о том, как люди ведут себя, информацию об интерперсональных отношениях, об адаптивных и неадаптивных персональных стратегиях. Здесь имеется в виду не обратная связь, которую ребенок получает в отношении собственного поведения, а сведения, которые он приобретает в результате своих наблюдений за поведением других. Ребенок проводит аналогии, обобщает, делает выводы, наблюдает и таким образом учится и познает некоторые закономерности человеческих отношений. Он может теперь взглянуть на одни и те же вещи с разных сторон, познакомиться с разными мнениями по одному и тому же вопросу и многому научиться, даже если сам не будет принимать активного участия в обсуждении. Осипова говорит о том, что эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия.
Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития. Автор отмечает следующие факторы, определяющие эффективность психокоррекции: Ожидания клиента. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. Характер проблем клиента.
Данный подход предполагает индивидуальное обучение ребенка с преподавателем или специалистом, что позволяет учитывать его особенности и настраиваться на его ритм работы. Групповые занятия. Такой метод коррекционного воздействия предполагает работу в малых группах, что позволяет детям развивать коммуникативные навыки, учиться сотрудничать и взаимодействовать друг с другом.
Компьютерные программы. Современные технологии позволяют создавать специальные программы для коррекционного обучения, которые помогают развивать у ребенка навыки в интерактивной форме. Метод поддерживающего окружения. В данном случае важно создать такую среду, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и поддерживаемым. Такой метод помогает детям справляться с трудностями, развиваться и достигать лучших результатов. Работа с помощью игр и карточек. Игры и различные материалы могут быть эффективными средствами коррекции, поскольку они позволяют детям через игровую деятельность развивать навыки, тренировать память и внимание.
Физическая активность. При использовании данного метода коррекционного воздействия дети занимаются специальными упражнениями, которые способствуют развитию и укреплению мышц, координации движений и улучшению общей физической формы. Выбор метода коррекционного воздействия должен основываться на комплексном анализе особенностей развития ребенка и его потребностей. Важно подобрать такой метод, который будет эффективным и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Критерии выбора оптимального метода При выборе метода коррекционного воздействия требуется учитывать ряд критериев, которые помогают определить оптимальный подход к решению задачи. Важно учитывать следующие факторы: Тип нарушения. Каждый метод коррекционного воздействия эффективен для определенного типа нарушения.
Например, для речевых нарушений может быть рекомендована логопедическая коррекция, а для нарушений двигательной координации — физиотерапия. Индивидуальные особенности ребенка. Каждый ребенок уникален, поэтому необходимо учитывать его возраст, уровень развития, психоэмоциональное состояние и т. При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать такие особенности и подбирать индивидуальный подход к ребенку. Доступность метода.
История психокоррекции[ править править код ] Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период — описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей методика «Доска Сегена». Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических , познавательных процессов. Второй период — этап возникновения теории и практики психокоррекции.
Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы.
Факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия в ответ
Способ коррекционных воздействий. Особенности коррекционного воздействия. Выберите основные методы коррекционного воздействия. Техники и методы коррекционного воздействия. Словесные и сенсорные методы.
Методы словесного воздействия. Методы и приемы коррекционного воздействия. Методы методам коррекционного воздействия. Направления коррекционного воздействия.
Направления осуществления коррекционного воздействия. Коррекционное воздействие это. Коррекционно Развивающее направление. Методы коррекционной направленности.
Что значит коррекционный класс. Основные направления коррекционного воздействия. История PR презентация. История развития паблик рилейшнз.
Непосредственный предшественник. Импульс развития. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры. Психологические механизмы коррекционного воздействия:.
Психологические механизмы коррекционного воздействия игры.. Основные механизмы коррекционного воздействия.. Механизмы групповой психокоррекции. Механизмы коррекционного воздействия.
Механизмы группового воздействия. Основные механизмы коррекционного воздействия в группе. Правила коррекционной работы. Правила и принципы коррекционной работы.
Формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Общие требования коррекционной игры. Коррекция речевых нарушений. Исправление речевые нарушения.
Период Hyper коррекционной речи. Минусы коррекционного образования. Виды коррекционного воздействия. Коррекционные методы обучения.
Средства обучения в коррекционном образовании. Принципы и методы коррекционной работы с детьми. Принципы коррекционной работы с детьми. Принципы работы с трудновоспитуемыми детьми.
Принципы коррекционной работы. Методы коррекционной работы. Процедура коррекционной работе. Соломенная башня итоги методики.
Цель создания медцентра. Мотивация здоровья создания медцентра. Механизмы развивающего воздействия игры. Психологические механизмы влияния.
Механизмы воздействия в психологии. Характеристики зрительного восприятия. Механизм зрительного восприятия. Специфика зрительного восприятия.
Методы развития зрительного восприятия. Задачи психокоррекции. Виды психокоррекции. Основные принципы психокоррекции.
Виды психокоррекции схема. Методы коррекции эмоциональных состояний. Коррекция негативных эмоциональных состояний. Методы коррекции.
Методы психоэмоциональной коррекции.
От того, как именно понимаются причины и условия развития ребёнка, то есть в зависимости от представления о модели развития ставятся цели коррекционной работы. Постановка целей коррекционной работы прямо связана с принимаемой теоретической моделью психического развития ребёнка и определяется ею. В практике коррекционной работы можно выделить различные модели объяснения причин трудностей в развитии: медицинская, биологическая, интерракционистская, педагогическая и деятельностная модель; В отечественной работе цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребёнка как активного деятельностного процесса.
Постановка целей коррекционной работы осуществляется в контексте деятельностной модели, ставящей во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности. Следует выделить три основных направления в области постановки коррекционных целей: 1 Оптимизация социальной ситуации развития. При конкретизации целей коррекции следует руководствоваться следующими правилами: — цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме; — цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностью переноса ребёнком нового опыта коммуникации и новых способов действий в реальную практику жизненных отношений; — при постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближнюю перспективу развития ребёнка; — кроме того нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала и поэтому говорить о закреплении или об «утере» ребёнком позитивных эффектов коррекционной программы, можно лишь спустя определённое время. Эффективность коррекции может быть оценена с точки зрения различных уровней функционирования участников коррекционной программы: — на уровне разрешения реальных трудностей развития; — на уровне постановки целей и задач коррекционной программы.
Так, например, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей в развитии, а ставить более узкую цель на ограниченный временной интервал. Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию и тактику их разработки, то есть определяют цели и задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия на ребёнка. Ведущими принципами коррекционных программ являются: принцип систематичности коррекционных, развивающих и профилактических задач; единства диагностики и коррекции; приоритетности коррекции казуального типа; учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка; комплексности методов психологического воздействия; активного привлечения ближайшего социального окружения ребёнка к участию в коррекционной программе; деятельностной принцип коррекции.
Эта проблема оказывается для них нередко неразрешимой. Тогда учитель указывает путь ее решения. Изложение знаний, т. В процессе изложения знаний учитель выделяет существенные признаки, варьируя несущественные, ведет учащихся, опираясь на чувственную основу, к выводам, правилам, обобщениям. Объяснение нового материала во вспомогательной школе не должно быть продолжительным, особенно в младших классах. На одном уроке излагается небольшой по объем материал. Изложение учитель может иногда прерывать вопросом, обращенным к учащимся: «Как вы думаете, что нужно делать дальше?
Вопросы ставятся для того, чтобы выяснить, понимают ли учащиеся излагаемый материал, успевают ли следить за изложением или внимание их отвлечено. Они активизируют и познавательную деятельность учащихся, позволяют направлять их внимание. Нередко объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядных пособий, практической работой учащихся с дидактическим материалом. Однако метод изложения знаний требует максимума активности от учителя, а не от учащихся. Этим требованиям отвечает использование метода беседы, особенно эвристической. После беседы учитель должен дать учащимся образец ответа в виде связного рассказа. Например, после беседы и выводов о количестве элементов в прямоугольнике и свойствах его углов и сторон учитель дает образец ответа детям: «Прямоугольник имеет 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Все углы у прямоугольника прямые.
Существует несколько основных подходов. Поведенческий подход связан с методами поведенческой терапии - тренинги, поощрения и наказания за определенные формы поведения. Гуманистический подход опирается на личностно-ориентированные методы - арт-терапию, терапию творческим самовыражением. Общие принципы коррекционной работы Любой метод выбирается и реализуется с соблюдением общих принципов: научности, систематичности, учета возрастных и личностных особенностей, доступности, наглядности. Особенно в коррекционной работе важны такие принципы, как "Не навреди! Таким образом, что влияет выбор метода коррекционного воздействия в итоге - это не только внешние, но и внутренние факторы, связанные с профессиональным и личностным подходом самого педагога.
Психокоррекция в рилив-терапии методом проблемных тематических вопросов
Особо следует остановиться на выборе методов и техник коррекционного воздействия. Важные факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия. используется метод арт-терапии, который включает в себя различные приемы,такие. Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации. Влияние личных особенностей на выбор метода При выборе метода коррекционного воздействия на человека играют важную роль его личные особенности. Выбор метода коррекционного воздействия является ответственным и сложным процессом, который зависит от множества факторов.
Специфика проблемы и ее уровень
- Методы и задачи психологической коррекции - Блог Викиум
- Факторы, определяющие выбор метода для коррекции поведения
- Публикация «Эффективные методы и формы используемые на коррекционных занятиях» размещена в разделах
- Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия
- Основные принципы психологической коррекции (Евгений Александрович Седов) / Проза.ру
- Виды коррекционной терапии
1.9.4. Методы коррекционного воздействия
Выбор метода коррекционного воздействия является одним из важных аспектов в работе по улучшению психологического и эмоционального состояния человека. Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Отсюда следует возможный способ влияния на поведение через воздействие на его результаты.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия
Существует несколько основных подходов. Поведенческий подход связан с методами поведенческой терапии - тренинги, поощрения и наказания за определенные формы поведения. Гуманистический подход опирается на личностно-ориентированные методы - арт-терапию, терапию творческим самовыражением. Общие принципы коррекционной работы Любой метод выбирается и реализуется с соблюдением общих принципов: научности, систематичности, учета возрастных и личностных особенностей, доступности, наглядности. Особенно в коррекционной работе важны такие принципы, как "Не навреди! Таким образом, что влияет выбор метода коррекционного воздействия в итоге - это не только внешние, но и внутренние факторы, связанные с профессиональным и личностным подходом самого педагога.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ. Требования, предъявляемые к участникам коррекционной ситуации Профилактика синдрома сгорания Коррекционная ситуация включает в себя пять основных элементов. Человек, который нуждается в психологической помощи, — клиент. Коррекционная программа имеет шанс быть эффективной для клиента при следующих условиях: существует запрос на изменение при помощи психологической коррекции, сформулированный и уточненный с помощью специалиста, основанный на анализе как можно более полного сбора информации о характере проблемы и личностных особенностях клиента, с привлечением мероприятий первичной диагностики на начальном этапе коррекции.
При этом сохраняется возможность опосредованного воздействия на аффективную сферу. Социальная ситуация развития. Чтобы решить, как работать с ребенком, необходимо проанализировать, каковы реальные и потенциальные возможности его социальной адаптации. При знакомстве с семьей Вы должны сделать если не заключение, то хотя бы предположение о том, какое место занимает ребенок в семье, каковы ожидания родителей. Позиция родителей в отношении ребенка, требования, которые они к нему предъявляют, их готовность к сотрудничеству и участию в коррекционном процессе очень важны при выборе подхода. Если такое сотрудничество невозможно например, в ситуации, когда родители работают, а с ребенком сидит бабушка , то, на наш взгляд, лучше применять эмоционально-уровневый подход, в рамках которого основная работа ведется «здесь и сейчас». Поведенческий и ТЕАССН-подходы в большей степени рассчитаны на изменение всех сфер жизни ребенка на продолжительный срок, поэтому их применение можно начинать, если есть уверенность в том, что семья будет работать в том же направлении, что и специалисты. Однако, несмотря на это, необходимость обучения ребенка жизненно важным навыкам например, навыкам самообслуживания; невербальной коммуникации порой заставляет отступать от этого правила. В связи с тем, что в нашем государстве практически отсутствует система специализированной помощи детям с аутизмом, их будущее в целом представляется пока достаточно неопределенным.
Анималотерапия берёт свои истоки из глубины веков. Передаваемый по наследству опыт, что у животных есть чему поучиться, лежит в основе современных представлении об анималотерапии. Являясь одним из психологических методов, анималотерапия базируется на исследованиях и законах психологии человека, зоопсихологии. Задача метода анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находится в сбалансированном взаимодействии с окружающими. В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции : сказкотерапией, игротерапией, арттерапией. Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Факторы, определяющие выбор метода коррекционного воздействия при планировании стратегии
Описание случаев, когда применяют КПТ, а также методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии. Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка. Важные факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия. используется метод арт-терапии, который включает в себя различные приемы,такие. Нередко в один урок включается материал из разных разделов математики, что влияет на его организацию, структуру, выбор методов и приемов. Деятельностный принцип определяет предмет приложения коррекционных усилий и задает способ коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки. На коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов использую не сами животные, а их образы и символы.
Факторы эффективности психологической коррекции
Представим влияние двух подгрупп методов на формирование. Методы коррекционного воздействия направлены на формирование адекватного физического и социального контакта детей с расстройством аутистического спектра. Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации.