Ракеты ФАБ 500 / © РИА Новости. Комплекты для модернизации превращают обычные бомбы в планирующие бомбы с GPS-наведением. Военный эксперт Виктор Литовкин подтвердил , что на ФАБ-3000 можно уставить УМПК, а также системы самонаведения. «Возможность сброса ФАБ-500 на относительно малых высотах сильно играет на руку нашим военнослужащим при штурме. фугасная авиабомба весом 5000 кг. Бомба, имеющая массу 1,5 т (ФАБ-1500), несет гораздо больше взрывчатки, чем ракета.
Авиабомбы ФАБ-500 считаются эксклюзивом СВО
Российские военные превратили обычную авиационную бомбу, не обладающую способностью к наведению, в авиационную управляемую бомбу с определенной – Самые лучшие и интересные антифишки по теме: СВО, ФАБ-3000, российская на развлекательном портале При том, что «ФАБ-500» это одна из самых слабых по мощности авиационных бомб. Что известно про ФАБ-3000. Фугасная штурмовая авиационная бомба ФАБ-500Ш, предназначена для преодоления авиацией зон ПВО и поражения с горизонтального полета с малых и предельно малых высот (100-200м) военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов. Фугасные авиационные бомбы (ФАБ), сбрасываемые на объекты военной инфраструктуры на Украине, стали настоящим эксклюзивом специальной военной операции. 2022 г. апрель - применение бомб ФАБ-3000 М-46 и, возможно, М-54 с бомбардировщиков Ту-22М3 по укрепрайону "Азовсталь" в Мариуполе в ходе СВО.
Где эти бомбы использовались
- Зачем нужны ФАБ
- Зачем нужны ФАБ
- 3 буквы разрушения: на что способна главная авиационная бомба России ФАБ-500
- Мощнее «Искандера»: как работают российские ФАБ-1500, что говорят в ВСУ
- В Краснодаре заметили, как перевозят мощные авиационные бомбы ФАБ-500 - ВИДЕО
Россия сменила тактику и активно уничтожает ВСУ с воздуха
Экипажи Су-34 превратили украинский опорник в груду земли и щебня | На видео от Министерства обороны России показана планирующая бомба ФАБ-1500 М54, оснащенная новым комплектом “одно крыло”, с прогрессивным закругленным обтекателем, который закрывает тупую носовую часть оружия. |
От «Кузькина отца» не спрятаться, не скрыться | Фугасная авиационная бомба ФАБ-500-М54 (модификация 1954 г.) обладает следующими тактико-техническими характеристиками: 1. Общая масса: 528 кг. 2. Масса заряда ВВ: 201 кг (ТГАФ-5М). |
ФАБ-1500 ускорит конец СВО: неплохо для бомбы 70-летней давности, но в чём суть?
Оснащение таких боеприпасов крыльями и системой управления было логичным и ожидаемым решением — точно так же поступили в свое время в США и некоторых других странах НАТО. Рассеивание обычных бомб, как правило, составляет десятки метров. И логично, что с применением УМПК цель, на которую раньше требовалось потратить 20—25 бомб, может быть гарантированно уничтожена одной-двумя. Это значительно повышает эффективность боевой работы фронтовой авиации и, как мы видим, способствует успехам ее совместных операций с наземными войсками. Авиационная бомба ФАБ-3000 Фото: Министерство обороны РФ Но для взлома укрепрайонов типа авдеевского требовались более эффективные боеприпасы повышенной мощности — в полторы тонны и более. Такие авиабомбы выпускаются промышленностью в ином форм-факторе — М-54 — это менее обтекаемые бомбы с головным опорным кольцом и литым корпусом, которые создавались в свое время для применения из внутренних отсеков тяжелых бомбардировщиков. Самым легким самолетом, который мог быть носителем ФАБ-1500, был фронтовой реактивный бомбардировщик Як-26 — он мог взять один боеприпас.
Современный Су-34 может нести три ФАБ-1500, но с учетом эффективности применения таких тяжелых боеприпасов ему пришлось бы делать большое количество вылетов.
В условиях военного времени предприятия тыла работали по минимально упрощенным технологиям, чтобы бесперебойно снабжать «сталинских соколов» боеприпасами. Головную часть бомбы штамповали из листовой стали толщиной 16 мм на фрикционных или пневматических штамповочных молотах с весом падающих частей от 1000 до 2000 кг в три - четыре удара за один нагрев. Цилиндрическую часть корпуса вальцевали из 4-мм стали и сваривали двусторонним швом без подготовки кромок.
Коническую часть корпуса бомбы штамповали из 2-мм стали или сваривали из двух частей - конуса и дна. Все детали коробчатого стабилизатора штамповали из листовой стали толщиной 1-2 мм. После заводских испытаний ФАБ-50шг в 1943 г. И хотя грунт представлял собой суглинок толщиной 0,4 м глубже - песок , прочность корпусов определить не удалось - все авиабомбы упали на болотистую почву.
Ее предполагалось использовать для борьбы с кораблями и фортификационными сооружениями противника. Но свое применение боеприпас нашел в несколько иной сфере. Психологический эффект Именно ФАБ-9000М-54 советский генералитет решил использовать против засевших в горах и ущельях моджахедов во время Афганской войны.
И опять результат оказался далек от ожиданий. Во-первых, для размещения пятиметровой бомбы в грузовом отсеке бомбардировщика требовалась его переделка. Во-вторых, при метании с больших высот точность оставляла желать лучшего.
В-третьих, поражающая сила также оказалась не очень большой. Взрывная волна приводила к смерти лишь в радиусе 50-60 метров, а в радиусе 225 — к контузиям.
Он позволяет наносить точные удары по неприятелю с безопасного для самолета удаления от линии боевого соприкосновения. Экипажи получили от разведки подтверждение уничтожения целей и вернулись на аэродром.
В российском оборонном ведомстве добавили, что истребители-бомбардировщики Су-34 выполняют задачи по уничтожению скоплений живой силы врага, опорных пунктов и иных военных объектов неприятеля ежедневно.
В России расконсервировали бомбы ФАБ-3000 на фоне операции на Украине
Все об авиационных фугасных бомбах - ФАБ - 500,1500, 5000 - Новости сегодня | К традиционному фугасному "чугунию" относится и ФАБ-1500Т, одна из последних оставшихся бомб в армии из полуторатонного семейства. |
Что такое ФАБ и почему российские авиабомбы всех пугают. Простыми словами | Бомба ФАБ-5000 М-54 может быть оснащена АВПЗ на минирование, с самоликвидацией в течение нескольких суток. |
20 «умных» бомб каждый день прилетает по позициям ВСУ, откуда не ждали | Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. |
Россия возобновляет производство трёхтонных бомб ФАБ-3000: какую роль они сыграют на поле боя | При том, что «ФАБ-500» это одна из самых слабых по мощности авиационных бомб. |
Супербомба из прошлого: ФАБ-3000 вновь встает на службу российской армии | Авиаудар бомбами ФАБ-500 с универсальными модулями планирования и коррекции наносился в зоне ответственности группировки войск «Восток». |
Поумневшие советские авиабомбы меняют ход СВО
"Сплошные разрушения в круге диаметром 40 метров": на что способна ФАБ-3000 | Российские авиабомбы ФАБ-250 были доработаны при помощи инерциальной навигационной системы, что превратило их в высокоточные боеприпасы. |
Что такое УМПК? Что за оружие такое – ФАБ с УМПК | Российские авиабомбы ФАБ-250 были доработаны при помощи инерциальной навигационной системы, что превратило их в высокоточные боеприпасы. |
Фугасная авиационная бомба ФАБ-50 | | Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Одна из самых мощных русских бомб ФАБ-500. |
Россия сменила тактику и активно уничтожает ВСУ с воздуха | Фугасная штурмовая авиационная бомба ФАБ-500Ш, предназначена для преодоления авиацией зон ПВО и поражения с горизонтального полета с малых и предельно малых высот (100-200м) военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов. |
ФАБ-1500 ускорит конец СВО: неплохо для бомбы 70-летней давности, но в чём суть?
Тяжёлые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так только за 3 месяца 1988г бомбардировщики ТУ-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000 М54. При том, что «ФАБ-500» это одна из самых слабых по мощности авиационных бомб. «Возможность сброса ФАБ-500 на относительно малых высотах сильно играет на руку нашим военнослужащим при штурме. самую массовую авиационную бомбу СССР, ФАБ-100 - основную советскую авиабомбу и наиболее мощную и тяжёлую бомбу периода войны - ФАБ-5000. Бомба ФАБ-5000 М-54 может быть оснащена АВПЗ на минирование, с самоликвидацией в течение нескольких суток. Трехтонная фугасная авиабомба ФАБ-3000, массовое производство которой налажено в России, обладает такой разрушительной силой, что ее можно будет применять для РИА Новости, 22.03.2024.
Авиационные царь-бомбы. На что способны боеприпасы, находящиеся на вооружении ВКС России
Таким образом, это становится серьезной проблемой для ВСУ, поскольку позволяет российским бомбардировщикам оставаться глубже в тылу своей территории при бомбометании. ФАБ при этом существенно дешевле. Однако, тут стоит оговориться, что Россия сейчас не может производить спутники для ГЛОНАСС из-за санкционных запретов, поскольку они собираются с существенной долей импортных комплектующих. Более того, за последние годы Россия только теряли спутники. Впрочем, сейчас группировка восполнена до необходимого количества спутников для покрытия всей планеты, и до 2030 года планируется заменить 18 спутников первого поколения, на новые ГЛОНАСС-К, которые будут обеспечивать более высокую точность. К слову, Россия по общему количеству действующих спутников находится лишь на четвертом месте в мире, и сильно уступает в этом показателе тем же США. Так, по данным на 2022 год, у США было 2944 спутника, в то время как у России 69.
При этом, спутники у России самые старые — в среднем возраст их 7,4 года, в то время, как у США возраст спутников 3,1 года, а у Великобритании при возрасте 1,7 года есть 452 спутника. Возвращаясь к планирующим бомбам.
Массированное применение подобных боеприпасов эффективно "выносит" с поля боя укрепрайоны и натовское вооружение ВСУ в оперативном тылу, западные системы ПВО здесь бессильны. Планирующие авиабомбы большой мощности российская корпорация "Тактическое ракетное вооружение" производит не первый год, однако специальная военная операция на Украине определила особую роль УПАБ в ускорении взлома эшелонированной обороны противника. Известно, что по Авдеевскому укрепрайону ежесуточно прилетает от пяти до девяти высокоточных бомб, а по важному объекту ВСУ в Сумской области самолеты ВКС России в ночь на 24 марта нанесли удар десятью управляемыми планирующими бомбами одновременно. Эти фугасные боеприпасы образца 1962 года также оснащаются раскладными крыльями, аппаратурой навигации и превращаются в высокоточные планирующие авиабомбы. Расширяя производство нового вооружения и ускоряя модернизацию старого, российский ОПК за год кратно увеличил выпуск обычных и высокоточных боеприпасов.
Россия перешла "на военные рельсы" без милитаризации экономики, к чему Запад оказался совершенно не готов. Первыми попали под раздачу боевики запрещенной в России группировки "Азов" на территории "Азовстали". Боевыми возможностями УПАБ-1500Б напоминает крылатую ракету "воздух — поверхность", полет корректируется с помощью небольших крыльев в средней и хвостовой частях корпуса. Реализуется принцип "запустил — забыл". Авиабомба устойчива к помехам.
Авиабомба ФАБ-1500 российского производства может корректироваться с расстояния, рекордного для боеприпасов подобного плана, отмечают военные эксперты. Аэродинамические улучшения ФАБ-1500 позволили прицеливаться с таких расстояний, которые ранее считались недостижимыми.
В результате использования таких боеприпасов разрушаются не все сооружения.
В безопасности остаются конструктивные, которые состоят из балок, металлических перегородок. Только вылетят стекла, большие мощные панели. Каркас останется. А националистов раздавит ударной волной», — пояснил летчик. Избавиться от нацистов, засевших на территории «Азовстали» и в порту, можно всего за сутки, считает эксперт. Для этой цели стоит на время отвести войска, чтобы не мешать работе авиации. Можно было бы свободно спуститься вглубь завода, и войска бы никто не встретил. Все противники были бы уничтожены.
Уже завтра нам бы "Азовсталь" никак не угрожал. Даже в подвалах бы уже не было противников.
Супербомба из прошлого: ФАБ-3000 вновь встает на службу российской армии
Первая линейка тяжелых фугасных авиационных бомб (ФАБ) весом от 50 кг до 5 т появилась в СССР в 1930-х годах. Современная линейка отечественных фугасных авиационных бомб (ФАБ) начала формироваться во второй половине сороковых годов. ФАБ расшифровывается как "фугасная авиационная бомба". это такая балда, для которой основным поражающим фактором является взрывая волна. самую массовую авиационную бомбу СССР, ФАБ-100 - основную советскую авиабомбу и наиболее мощную и тяжёлую бомбу периода войны - ФАБ-5000. Эксперты поясняют, что ФАБ-1500-М54 представляет собой дальнейшее развитие бомбы КАБ-1500, которая была еще в 1970-х годах разработана в Советском Союзе, а начала использоваться в 1980-х годах.
Зачем нужны ФАБ
- Короли денацификации: авиабомбы серии ФАБ для бандеровцев
- Операция "Чугун": 5 самых мощных умных бомб России
- История ФАБ весом 5000 кг и конструкция бомбы, технические характеристики
- Фугасная авиабомба ФАБ-1500: что известно о российской боеголовке | 360°
Одна из самых мощных русских бомб ФАБ-500. На что она способна
Экзамен был выдержан блестяще. Hовая конструкция передавалась в серийное производство, а около сокращенного наименования изделий было решено поставить буквы HГ. Это было 12 июня 1941 года. Hа руководителей оборонной промышленности слова "экономия металла" оказывали магические действие.
И молодое конструкторское бюро продолжило работу по сокращению металлоемкости авиационных бомб. Снова цепь расчетов и экспериментов. Снова полигонные испытания.
Шел 1942 год. Hа вооружении армии появились новые, более скоростные самолеты. Остались не у дел когда-то грозные тяжелые бомбардировщики ТБ-3.
Из-за низкой скорости полета они становились легкой добычей истребителей. Как раз в это время стала ощущаться необходимость в оружии, которое могло бы одним ударом с воздуха уничтожить крупные военные объекты противника - аэродромы, заводы, укрепления и т. Одновременное сбрасывание нескольких бомб среднего калибра не приводило к желаемому результату из-за их неминуемого рассеивания.
Требовалось мощное, сосредоточенное воздействие на цель. Оригинальную идею выдвинул инженер-полковник В. По его замыслу отслужившие срок ТБ-3 следовало превратить в самолеты-снаряды и наводить их на цель по радио с другого самолета.
Предложение заинтересовало командование авиации дальнего действия, и создание боевой "начинки" весом до 6,5 т было поручено конструкторскому бюро. Hаружная подвеска огромной бомбы длиной свыше 6 м и диаметром 1 м под фюзеляжем ТБ-3 исключалась по аэродинамическим и маскировочным соображениям. А погрузить ее в фюзеляж нельзя было из-за недостаточных размеров бомбоотсека и конструкции силовых элементов, не рассчитанной на такое применение самолета.
И вот главный конструктор КБ пришел к выводу, который, несмотря на кажущуюся неожиданность, прямо вытекал из предыдущих работ: бомба должна быть тонкостенной и... Рассмотрев разные варианты, инженеры остановились на очень простом решении - собирать бомбу прямо в фюзеляже самолета из 6 цилиндрических отсеков, Отсеки по окружности снабдить фланцами, а фланцы стягивать обыкновенными болтами и гайками. С торцов таким же способом прикрепить конические крышки.
Hа снаряжательном заводе заливать взрывчатой смесью каждый отсек в отдельности. Оставалось решить еще одну проблему: добиться одновременного срабатывания всей многотонной массы ВВ. При инициировании в одной точке она могла просто раздробиться и разлететься во все стороны без полного взрыва.
И тут удалось избежать усложнений. В каждом из отсеков при заливке смеси оставляли осевой и диаметральный каналы, которые затем заполняли надежно детонирующими шашками. А в торцах каналов устанавливали взрыватели мгновенного действия.
Общий вес бомбы достигал 6, 2 т, причем на долю взрывчатки приходилось 4, 8 т. Собранная внутри самолета и намертво прикрепленная растяжками к силовым шпангоутам и лонжеронам фюзеляжа, бомба напоминала цистерну. И вот, когда все уже было готово, возникло непредвиденное препятствие.
Радиоинженерам не удалось справиться с трудностями управления самолетом-снарядом на взлете. Оказалось, что для решения этой задачи необходимо значительно усложнить аппаратуру. Конструкторы бомбы находят выход из тупика, в который зашли специалисты по телемеханике.
Летчик должен поднять самолет-снаряд в воздух, переключить управление на радиоаппаратуру, а затем спрыгнуть на парашюте. Однако выбранная система управления предусматривала визуальное слежение за самолетом-снарядом. Во время первого же летного эксперимента самолетный тандем попал в сплошную облачность, и летчик-оператор потерял ТБ-3 из виду...
Это как если бы четыре КамАЗа поставили друг на друга, они полностью скрылись бы в такой ямине. Она была была принята на вооружение еще в 1946 году и много раз модернизировалась. Предназначается такой боеприпас для поражения промышленных, городских, портовых сооружений, крупных укрепленных целей, мощных опорных пунктов. Радиус сплошного поражения ФАБ-3000 — до 50 метров, осколочное поле при дроблении корпуса и разрушении цели — 260 метров. Бомба запускалась с бомбардировщиков и могла быть сброшена с большой высоты для достижения максимального разрушительного эффекта. С тех пор как ФАБ-3000 была введена в эксплуатацию, она стала одним из самых мощных видов вооружения в арсенале советских ВВС. А вот "протирать с нее складскую пыль" начали во время штурма Азовстали в Мариуполе. Украинские боевики, сдавшиеся в плен, потом признавались, что от мощи этих ударов многие "сходили с ума и решили выйти из подземелий с поднятыми руками".
Он упомянул инцидент с нештатным взрывом авиабомбы , имевший место 21 апреля прошлого года в Белгороде. Тогда, по сообщению Минобороны, произошёл «нештатный сход авиационного боеприпаса» с истребителя-бомбардировщика Су-34. На месте взрыва образовалась воронка радиусом 20 метров, несколько человек получили травмы. По ряду сообщений, речь шла о ФАБ-500. Такая же бомба была обнаружена 22 апреля, там же в Белгороде, на глубине 7 метров. Это был единственный случай «нештатного схода». Это нечастое явление, но его нужно стараться избегать. Тем более что ранее пуски осуществлялись по одной-две штуки.
Сейчас Су-34 их сбрасывают россыпью, нужно повышать точность применения», — отметил собеседник ИА Регнум. На «чугуниевой» основе Адаптация полуторотонных авиабомб к модулю УМПК может серьёзно расширить возможности тактической авиации по поддержке наземных сил. Тяжёлые боеприпасы могут применять при точечных ударах по укреплённым позициям, долговременным огневым точкам и другим узлам обороны противника. Для создания «умной» бомбы используются ранее уже готовые боеприпасы — обычные неуправляемые бомбы, которые иронически называют «чугуниевыми». Таким образом, изготовление наших «умных» боеприпасов обходится дешевле, чем производство схожих по характеристикам американских бомб семейства JDAM. Противник оценил российскую новинку Впервые бомбы ФАБ-1500, оснащённые модулем планирования и коррекции, были применены в октябре 2023 года.
Киевский режим встревожен "новой угрозой" — ежедневными прилетами по позициям и объектам ВСУ российских корректируемых по спутнику авиабомб калибра 500—1500 килограммов. Крылатые "валькирии" отделяются от бомбардировщиков вне зоны действия украинской ПВО на высотах до 15 километров, преодолевают до 50 километров в планирующем полете и гарантированно поражают цели.
Минимальное отклонение обеспечивает инерциально-спутниковая система наведения. Максимальное разрушение зависит от массы боевой части, для самой мощной авиабомбы УПАБ-1500Б это 1 010 килограммов. Полуторатонная "кувалда" очень эффективно уничтожает особо прочные объекты военной инфраструктуры противника, к примеру, заглубленные командные пункты ВСУ. Максимальная дальность планирующего полета — до 40 километров. Авиабомба предназначена для высокоточного поражения вооружения и военной техники, военно-промышленных объектов, автомобильных и железнодорожных мостов противника с использованием с инерциально-спутниковой системы наведения круговое вероятное отклонение от цели — не более 10 метров. Массированное применение подобных боеприпасов эффективно "выносит" с поля боя укрепрайоны и натовское вооружение ВСУ в оперативном тылу, западные системы ПВО здесь бессильны. Планирующие авиабомбы большой мощности российская корпорация "Тактическое ракетное вооружение" производит не первый год, однако специальная военная операция на Украине определила особую роль УПАБ в ускорении взлома эшелонированной обороны противника. Известно, что по Авдеевскому укрепрайону ежесуточно прилетает от пяти до девяти высокоточных бомб, а по важному объекту ВСУ в Сумской области самолеты ВКС России в ночь на 24 марта нанесли удар десятью управляемыми планирующими бомбами одновременно.
Зачем нужны ФАБ
- Российская бомба напугала ВСУ
- Супербомба из прошлого: ФАБ-3000 вновь встает на службу российской армии | Военное дело
- Операция "Чугун": 5 самых мощных умных бомб России
- На фронт СВО начнут массово поставлять ФАБ-3000: что это за бомба
- «Будто открылись врата ада». На вооружении ВКС — новая планирующая бомба
«Плохая новость для ВСУ и НАТО»: эксперты оценили трехтонные бомбы ФАБ-3000
Расчетная грузоподъемность Пе-8 составляла всего 4 т. Высота отсека была мала: после подвески бомбы створки люка полностью не закрывались, между ними оставался полуметровый просвет. Перегрузка машины, да еще при нарушении ее аэродинамики, представлялась крайне рискованной, В мирное время авиаконструкторы без раздумья отвергли бы такой проект. Hо шла война, и они хорошо понимали, какую неоценимую пользу армии принесет новый сверхмощный фугас. Летные характеристики Пе-8, его потенциальные возможности подверглись тщательному анализу. Hаконец сделан вывод: самолет должен выдержать. Опираясь на решения, найденные в процессе работы над тонкостенными ФАБами и фугасом для самолета-снаряда, КБ приступило к техническому проектированию. Делать корпус сборным теперь не было нужды.
Его части соединялись сваркой. Конструкция стабилизатора ничем не отличалась от обычной, поражали лишь его гигантские размеры. Для экономии времени Гельперин отказался от продувки модели в аэродинамической трубе. Он был уверен в правильности расчетов на продольную устойчивость. Модель, выполненную в масштабе 1: 1, наполнили смесью песка с древесными опилками и привезли на военный аэродром. Там базировалось одно из подразделений Пе-8, которому было поручено испытать и в случае положительных результатов первому применить пятитонку против фашистов, Пока водворили бомбу на место, прошло гораздо больше времени, чем предполагалось. Испытания, которые должны были решить судьбу новой конструкции, пришлось отложить на следующий день.
Заснуть никто не пытался. Сначала инженеры делились последними сомнениями, которые тут же рассеивали контраргументами. Потом, когда совсем стемнело, ходили на старт провожать на боевую работу экипажи дальних бомбардировщиков. Потом с разрешения командира соединения сидели на командном пункте, впившись глазами в табло, где отмечались координаты и боевые действия каждого самолета. Счастливые, что в ту ночь вернулись все, встречали отбомбившиеся машины на стоянках. И вот наступило утро. Конструкторам в тот день пришлось волноваться дважды.
Сначала за самолет - оторвется ли он от земли? Hа старте собрались все участники работы, командный состав части. Пришли, недоспав, и летчики - наступила их очередь "болеть" за инженеров. После сигнальной ракеты Пе-8 начал разбег, показавшийся всем бесконечно долгим. Он и в самом деле был почти вдвое больше обычного. Hаконец у всех вырвался вздох облегчения - самолет в воздухе! Медленно, кругами Пе-8 набрал высоту.
Теперь настало время волноваться вторично - не закувыркается ли бомба? Hо и тут все прошло благополучно. Летчик сбросил ее недалеко, за краем летного поля. Устойчивый полет пятитонки все видели очень хорошо. Теперь надо было делать опытную партию. Когда корпуса были готовы, их отвезли на снаряжательный завод. Создателям пятитонки предстояло преодолеть еще одно грозное препятствие.
Аппарата для приготовления сразу 4 т взрывчатой смеси не было.
Как раз в это время стала ощущаться необходимость в оружии, которое могло бы одним ударом с воздуха уничтожить крупные военные объекты противника - аэродромы, заводы, укрепления и т. Одновременное сбрасывание нескольких бомб среднего калибра не приводило к желаемому результату из-за их неминуемого рассеивания. Требовалось мощное, сосредоточенное воздействие на цель.
Оригинальную идею выдвинул инженер-полковник В. По его замыслу отслужившие срок ТБ-3 следовало превратить в самолеты-снаряды и наводить их на цель по радио с другого самолета. Предложение заинтересовало командование авиации дальнего действия, и создание боевой "начинки" весом до 6,5 т было поручено конструкторскому бюро. Hаружная подвеска огромной бомбы длиной свыше 6 м и диаметром 1 м под фюзеляжем ТБ-3 исключалась по аэродинамическим и маскировочным соображениям.
А погрузить ее в фюзеляж нельзя было из-за недостаточных размеров бомбоотсека и конструкции силовых элементов, не рассчитанной на такое применение самолета. И вот главный конструктор КБ пришел к выводу, который, несмотря на кажущуюся неожиданность, прямо вытекал из предыдущих работ: бомба должна быть тонкостенной и... Рассмотрев разные варианты, инженеры остановились на очень простом решении - собирать бомбу прямо в фюзеляже самолета из 6 цилиндрических отсеков, Отсеки по окружности снабдить фланцами, а фланцы стягивать обыкновенными болтами и гайками. С торцов таким же способом прикрепить конические крышки.
Hа снаряжательном заводе заливать взрывчатой смесью каждый отсек в отдельности. Оставалось решить еще одну проблему: добиться одновременного срабатывания всей многотонной массы ВВ. При инициировании в одной точке она могла просто раздробиться и разлететься во все стороны без полного взрыва. И тут удалось избежать усложнений.
В каждом из отсеков при заливке смеси оставляли осевой и диаметральный каналы, которые затем заполняли надежно детонирующими шашками. А в торцах каналов устанавливали взрыватели мгновенного действия. Общий вес бомбы достигал 6, 2 т, причем на долю взрывчатки приходилось 4, 8 т. Собранная внутри самолета и намертво прикрепленная растяжками к силовым шпангоутам и лонжеронам фюзеляжа, бомба напоминала цистерну.
И вот, когда все уже было готово, возникло непредвиденное препятствие. Радиоинженерам не удалось справиться с трудностями управления самолетом-снарядом на взлете. Оказалось, что для решения этой задачи необходимо значительно усложнить аппаратуру. Конструкторы бомбы находят выход из тупика, в который зашли специалисты по телемеханике.
Летчик должен поднять самолет-снаряд в воздух, переключить управление на радиоаппаратуру, а затем спрыгнуть на парашюте. Однако выбранная система управления предусматривала визуальное слежение за самолетом-снарядом. Во время первого же летного эксперимента самолетный тандем попал в сплошную облачность, и летчик-оператор потерял ТБ-3 из виду... Работая над сборной сверхбомбой, молодые инженеры-конструкторы приобрели уникальный опыт.
Hо задание командования с первой попытки, увы, осталось невыполненным. Hадо было срочно создавать прицельно сбрасываемую многотонную фугасную бомбу. Единственным подходящим для этой цели самолетом оказался тяжелый бомбардировщик Пе-8. Hачались предэскизные проработки конструкции.
Выяснились примерные параметры бомбы: длина со стабилизатором 5,2 м, диаметр около 1 м, вес около 5, 4 т, из них 3, 2 взрывчатки. Пе-8 был отличным для того времени самолетом, с четырьмя мощными двигателями, прекрасно вооруженный. Hо он не предназначался своим творцом для перевозки пятитонки. Расчетная грузоподъемность Пе-8 составляла всего 4 т.
Высота отсека была мала: после подвески бомбы створки люка полностью не закрывались, между ними оставался полуметровый просвет. Перегрузка машины, да еще при нарушении ее аэродинамики, представлялась крайне рискованной, В мирное время авиаконструкторы без раздумья отвергли бы такой проект.
Это было 12 июня 1941 года. Hа руководителей оборонной промышленности слова "экономия металла" оказывали магические действие. И молодое конструкторское бюро продолжило работу по сокращению металлоемкости авиационных бомб.
Снова цепь расчетов и экспериментов. Снова полигонные испытания. Шел 1942 год. Hа вооружении армии появились новые, более скоростные самолеты. Остались не у дел когда-то грозные тяжелые бомбардировщики ТБ-3.
Из-за низкой скорости полета они становились легкой добычей истребителей. Как раз в это время стала ощущаться необходимость в оружии, которое могло бы одним ударом с воздуха уничтожить крупные военные объекты противника - аэродромы, заводы, укрепления и т. Одновременное сбрасывание нескольких бомб среднего калибра не приводило к желаемому результату из-за их неминуемого рассеивания. Требовалось мощное, сосредоточенное воздействие на цель. Оригинальную идею выдвинул инженер-полковник В.
По его замыслу отслужившие срок ТБ-3 следовало превратить в самолеты-снаряды и наводить их на цель по радио с другого самолета. Предложение заинтересовало командование авиации дальнего действия, и создание боевой "начинки" весом до 6,5 т было поручено конструкторскому бюро. Hаружная подвеска огромной бомбы длиной свыше 6 м и диаметром 1 м под фюзеляжем ТБ-3 исключалась по аэродинамическим и маскировочным соображениям. А погрузить ее в фюзеляж нельзя было из-за недостаточных размеров бомбоотсека и конструкции силовых элементов, не рассчитанной на такое применение самолета. И вот главный конструктор КБ пришел к выводу, который, несмотря на кажущуюся неожиданность, прямо вытекал из предыдущих работ: бомба должна быть тонкостенной и...
Рассмотрев разные варианты, инженеры остановились на очень простом решении - собирать бомбу прямо в фюзеляже самолета из 6 цилиндрических отсеков, Отсеки по окружности снабдить фланцами, а фланцы стягивать обыкновенными болтами и гайками. С торцов таким же способом прикрепить конические крышки. Hа снаряжательном заводе заливать взрывчатой смесью каждый отсек в отдельности. Оставалось решить еще одну проблему: добиться одновременного срабатывания всей многотонной массы ВВ. При инициировании в одной точке она могла просто раздробиться и разлететься во все стороны без полного взрыва.
И тут удалось избежать усложнений. В каждом из отсеков при заливке смеси оставляли осевой и диаметральный каналы, которые затем заполняли надежно детонирующими шашками. А в торцах каналов устанавливали взрыватели мгновенного действия. Общий вес бомбы достигал 6, 2 т, причем на долю взрывчатки приходилось 4, 8 т. Собранная внутри самолета и намертво прикрепленная растяжками к силовым шпангоутам и лонжеронам фюзеляжа, бомба напоминала цистерну.
И вот, когда все уже было готово, возникло непредвиденное препятствие. Радиоинженерам не удалось справиться с трудностями управления самолетом-снарядом на взлете. Оказалось, что для решения этой задачи необходимо значительно усложнить аппаратуру. Конструкторы бомбы находят выход из тупика, в который зашли специалисты по телемеханике. Летчик должен поднять самолет-снаряд в воздух, переключить управление на радиоаппаратуру, а затем спрыгнуть на парашюте.
Однако выбранная система управления предусматривала визуальное слежение за самолетом-снарядом. Во время первого же летного эксперимента самолетный тандем попал в сплошную облачность, и летчик-оператор потерял ТБ-3 из виду... Работая над сборной сверхбомбой, молодые инженеры-конструкторы приобрели уникальный опыт. Hо задание командования с первой попытки, увы, осталось невыполненным.
Позже стали появляться ролики о бомбардировках бомбами ФАБ-1500.
То есть, условно говоря, второй тип больше, тяжелее первого, а соответственно и мощнее. Именно с ними стало поступать больше рассказов о применении. Россия производила их в большом количестве еще с середины прошлого века. В некоторых военных конфликтах они уже применялись и в современной истории, например в Сирии в 2015 году. Тогда был задействован широкий спектр авиабомб.
От кумулятивно-осколочных до осколочно-фугасных. ФАБ-1500 может сбрасываться с бомбардировщика с высоты около 12 километров, и за несколько десятков километров от цели бомбометания. Доработанная небольшими крыльями, такая бомба летит не строго вертикально вниз, а по параболе к земле, за счет чего ее называют «планирующей».
В Краснодаре заметили, как перевозят мощные авиационные бомбы ФАБ-500 - ВИДЕО
Фото: кадры видео О применении Россией планирующих бомб в военном конфликте против Украины мы слышим давно. В ультрапатриотических пабликах от, так называемых военкоров, можно посмотреть видеоролики, как с нанесением ударов авиабомбами, так и последствия таких ударов. Однако, чаще всего речь шла о бомбах ФАБ-500. Позже стали появляться ролики о бомбардировках бомбами ФАБ-1500.
То есть, условно говоря, второй тип больше, тяжелее первого, а соответственно и мощнее. Именно с ними стало поступать больше рассказов о применении. Россия производила их в большом количестве еще с середины прошлого века.
В некоторых военных конфликтах они уже применялись и в современной истории, например в Сирии в 2015 году. Тогда был задействован широкий спектр авиабомб.
Защищённые цели требовали должных мер воздействия, и тут подходящими оказались те самые авиабомбы крупных калибров. Фугасный удар сверху вызывал сотрясения, растрескивание и обрушение камня заваливавшего пещеры, а обвалы засыпали их входы. Бомбометание по склонам давало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб, и на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели. Чтобы мощь взрыва не расходовалась впустую на поверхности, взрыватели выставлялись на срабатывание с замедлением, дававшим бомбе углубиться и взорваться в толще горы. Обычно применялись электрические взрыватели АВУ-Э и АВ-139Э, специально предназначенные для бомб большого калибра и высотного бомбометания. Они отличались повышенной безопасностью - окончательное взведение происходило лишь через 18-23 с после отделения от самолета. Тяжёлые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне.
Эффективность увеличивалась при сбросе бомб в небольшие ущелья, которые буквально "складывались" от такой мощности. Эту тактику позднее там же использовали американские ВВС в 2001-02 гг. Бомбардировщики В-1В и В-52, используя точность своих ПрНК, "укладывали" бомбы весом 9980кг в небольшие ущелья с тем же эффектом.
Руководство завода сообщило о значительном увеличении темпов производства в сравнении с прошлым годом, в том числе и по линии ФАБ-3000. Такое нововведение существенно увеличит эффективность ее использования, позволив точно поражать выбранные цели и минимизировать побочные повреждения. Производство ФАБ-3000 уже возобновлено, и первые партии изделий, вероятно, уже направлены в войска.
Выходные данные «Утренний Юг» смотрите здесь. Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор.