Дело в том, что Чкалов отличался не только исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Как известно, знаменитый летчик Валерий Чкалов любил выпить и похулиганить в воздухе, за что привлекался к ответственности и приговором военного трибунала в 1928 году был осуждён на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии.
2 февраля 2024 года – 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза Валерия Чкалова
Когда об этом происшествии узнал командир эскадрильи, он спросил Чкалова: « А ты представляешь, что случится, если все наши летчики попытаются завтра сделать то же? Он никогда не оправдывался, его грубоватая прямота многих подкупала. И выгнать из военной авиации его решались. Как летчику Чкалову не было равных, если большинству для освоения фигуры требовалось не меньше 50 летных часов, то Валерию достаточно было и пяти. На аэродроме говорили, что если о самолете Чкалова несколько часов не поступает никаких известий, значит, у летчика просто закончился бензин. Сам же он с усмешкой говорил про себя, что заговорен. Пройдет немного лет и неукротимая фантазия Чкалова подтолкнет его на изобретение и оттачивание абсолютно новых фигур пилотажа. Как и все новое, его элементы будут поначалу восприняты в штыки, а Чкалова заклеймят «нарушителем».
Лишь потом придет понимание того, что сделал Валерий Павлович в области авиации. Основанием послужило серьезное дисциплинарное нарушение — драка в пьяном виде. Позднее срок заключения для летчика снизили до шести месяцев. После возвращения в часть летчик в 1926 году принял участие в перебазировании всей первой Краснознаменной авиаэскадрильи на военный аэродром города Троцка ныне — Гатчина. Весной 1927 года после того, как Чкалов побывал на курсах повышения летного мастерства, командование предложило ему показать то, чему он научился. Валерий Павлович же решил продемонстрировать все фигуры, в том числе и те, которые мог выполнять в воздухе только он один. Таких полетов гатчинский аэродром еще не видел.
При планировании на посадку Чкалов исполнил «замедленную бочку» и, успешно посадив самолет, радостный выскочил из него. Однако счастливое состояние вскоре померкло: комэск, поблагодарив за технику, сделал лишь положенные по инструкции замечания, а вот комбриг дал двадцать суток гауптвахты и на столько же дней отстранил от полетов. В 1927 году Валерий Чкалов женился на ленинградской учительнице русского языка и литературы Ольге Эразмовне Ореховой. Познакомились они в 1925 году, два года длился их роман, а когда девушка окончила институт, Валерий сделал ей предложение. Чкалову сказочно повезло с женой — Ольга Эразмовна все и всегда понимала правильно. В доме летчик бывал только наездами, за одиннадцать лет их брака вместе они прожили не более шести. Обычно он не сообщал ей о своих командировках и планах, мог уехать или приехать в любой момент.
Она не задавала лишних вопросов, всегда ждала его и гордилась им. В январе 1928 года у них родился сын Игорь. К этому времени Валерия Павловича уже перевели в Брянск, и оттуда он постоянно писал письма: «Лелик, выросли у сынки зубки?.. Как он сидит?.. Капризничает или нет?.. Как подрос?.. Вес, какой?..
Ты знаешь, как я хочу все знать! Свою душу на бумагу не выложишь, ну да ты ее и так понимаешь». Кроме прочего он представил пятнадцать фигур высшего пилотажа своего собственного изобретения, в числе которых был полет вверх колесами и восходящий штопор. Байдуков так описывал представление в небесах: «Валерий, пикировал с высоты, заигрывал с землею, чуть не цепляя ее в двойных и учетверенных переворотах через крыло, затем, восстанавливая высоту, ввинчивался вверх, завершая подъемы прекрасными иммельманами или неожиданными, необычными полетами вниз головой…. По чистоте и резвой веселости его полет напоминал полеты стрижей в летнее время». В этот же день вечером Валерий написал домой: «Лелик, только представь, то, за что меня отправляют на гауптвахту, здесь отмечено денежной премией! После блестящего выступления Чкалов был поставлен командиром звена истребителей.
Однако и в новой должности он по-прежнему занимался высшим пилотажем, и однажды это окончилось трагически — в ходе отработки бреющих полетов было разбито несколько самолетов его звена. К счастью, никто не погиб, однако по законам того времени Чкалов был взят под арест и предстал перед военным трибуналом. На нем Валерию припомнили все. И пролет под Троицким мостом, и полеты вокруг Исаакиевского собора, и «гатчинские выкрутасы». Чкалова обвинили в многочисленных нарушениях дисциплины и воздушном лихачестве, в соответствии с приговором от 30 октября 1928 он был уволен из рядов Красной Армии и приговорен к одному году тюремного заключения. Его разместили в одиночной камере, расположенной на втором этаже Брянской тюрьмы. Летчику было разрешено держать у себя в камере карандаш и бумагу, Чкалов писал в импровизированном дневнике: «Дни проходят однообразно, камера небольшая, но теплая.
Ночью не могу долго уснуть. Не дают покоя мысли о жене и сыне. Как они там в Ленинграде? Делать в тюрьме было решительно нечего, он перечитал все книги в местной библиотеке, слушал радио. Спал днем. Проснулся, когда принесли обед. Лежал, сидел, ходил, все уже надоело», — написано также в его дневнике.
Однако известность пилота была уже слишком велика в стране. Благодаря ходатайству бывших командиров, а также вмешательству ряда высокопоставленных особ наказание Чкалова заменили на условное. Всего в Брянской тюрьме летчик отсидел… девятнадцать дней. Хотя, когда читаешь его записи, то, кажется, что он находился там не меньше года. У Валерия Павловича вообще была такая особенность — он страшно торопился жить. Точно знал, что судьба ему отмерила совсем немного…. Вернувшись к семье в Ленинград, безработный Чкалов засел за учебники и книги.
Не надеясь на возвращение в армию, он решил пойти в институт. Однако тоска по аэродрому, по кабине самолета и голубому небу не давала ему покоя. Валерий с радостью принял предложение поработать летчиком-инструктором в местном отделении Осоавиахима. Он летал на прогулочном самолете, катал туристов и пассажиров, учил мальчишек летному мастерству. И снова благодаря вмешательству его бывших начальников было принято решение вернуть искуснейшего авиатора в истребительную авиацию в качестве летчика-испытателя НИИ ВВС.
Оказывается, генерал сообщил какой-то фирме, что у нас нет костюмов, и та, невзирая на то, что было воскресенье, доставила нам 60 костюмов - выбирайте. Тут было все: носки, ботинки, запонки... Им это реклама". Смотрю на Трояновского, он говорит, что можно.
И вот, наши штаны висели в витрине, и к ним было паломничество, чтобы посмотреть, в каких штанах мы прилетели". Нас посадили на самый шикарный пароход "Нормандия". Я весь пароход не видел, не знаю, можно ли его осмотреть за рейс. Я не представляю, по-моему, нельзя. Это восьмиэтажный пароход, что-то 70 000 тонн водоизмещением, четыре турбины, четыре гребных винта. Каждый винт диаметром пять метров. Скорость больше 50 километров в час, идет и не уменьшает. Этот пароход держит голубую ленту за быстрый переход через Атлантический океан. Все на этом пароходе предоставлено для пассажиров первого класса".
Хочешь - не хочешь, надевай накрахмаленную грудку, наклонишься - она жгутом делается, значит, стой, как истукан. Воротничок высокий подпирает, тебе глотать надо, а воротничок мешает... Мы честно выполнили все традиции капиталистического мира и нисколько не нарушили его своим присутствием". Ночью ждали, пока не придет поезд. Мне лично не пришлось спать ночами, а Байдуков с Беляковым менялись. На каждой станции нас хотели видеть и приветствовать.
Командир эскадрильи сдался, распорядился закрепить за Чкаловым самолет «Фоккер-Д-7», на котором можно было летать без особых ограничений. Валерий Павлович ликовал: теперь не только на пальцах, но и в воздухе можно заняться высшим пилотажем... Как только в Ленинград приходили белые ночи, 1-я истребительная эскадрилья выезжала в лагеря.
Летали с аэродромов Дудергофа и Гатчины. Вскоре и вовсе подразделение перебазировалось в Гатчину. Однажды, это было летом 1927 года, Валерий Павлович шепнул жене: — Если хочешь посмотреть, как я буду летать, выходи в поле. Ольга пришла. Аэродром располагался неподалеку от дома. Долго ждать не пришлось. Послышался звук мотора, а потом показался и самолет. Женщина ахнула — летел он вверх колесами. Что это ее Валерий, у нее сомнений не было.
Зато были потом серьезный разговор и укоры. Чкалов делал виноватый вид, а сам улыбался: дескать, это не я, это самолет так повел себя в воздухе. Нечто подобное он попытался сказать и командиру эскадрильи Антошину: — Пошел на «мертвую петлю», в верхней точке завис, и самолет, вместо того чтобы свалиться на крыло, стал планировать на спине... Иван Панфилович сделал удивленное лицо и пообещал сегодня же вечером проверить, что это за фокусы выделывает самолет.
Отец, Павел Григорьевич Чкалов — котельщик Василёвских казённых мастерских. Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. Вторая жена отца — Наталья Георгиевна. В семь лет Чкалов пошёл учиться в василёвскую начальную школу, которую окончил в 1916 году.
Учился средне, но выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер, как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы. Однако из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации — кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян». Деятельность В 1919 году в 15 лет Валерий Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов в этом авиапарке. После её окончания в апреле 1923 года в 19 лет он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебск во 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного флота, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища в октябре 1923 года, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, Чкалов был направлен на обучение в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных лётчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые самолёты истребители Martinsyde и Фоккер С-3. В конце мая 1924 года Чкалов прибыл в Серпухов для обучения в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания.
За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года Чкалов был осуждён военным трибуналом на 1 год лишения свободы за «дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии» вышел на службу в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев. В январе 1925 года 1-й советской эскадрилье было присвоено почётное наименование «эскадрилья имени В.
Жить под замком невыносимо. К столетию со дня рождения Валерия Чкалова
В официальном сообщении тогда говорилось: товарищ Чкалов был срочно доставлен в Боткинскую больницу, где и скончался. И тогда же по Москве поползли слухи о том, что легендарный летчик погиб неслучайно. Спустя годы появилось множество версий гибели этого незаурядного человека. Чкалов торопился с испытанием самолета, хотя в машине было недоработок.
По другой версии, летчики приказали поднять самолет в воздух, он тогда еще сказал: «Не хочется лететь, но надо». Говорили и о том, что Сталин не забыл слова Чкалова по поводу массовых арестов и репрессий.
В январе 1933 г. Летчик-испытатель В 1933-1936 гг. Валерий Чкалов был летчиком-испытателем Московского авиазавода им. Провел испытания истребителей И-15 и И-16, а также опытного истребителя И-17.
Придумал и первым выполнил новые фигуры высшего пилотажа - восходящий штопор и замедленную бочку. Всесоюзную известность получил как командир экипажа самолета АНТ-25 второй пилот - Георгий Байдуков, штурман - Александр Беляков , совершившего в 1936-1937 гг. Удд ныне - о. Чкалова в Сахалинском заливе Охотского моря. Протяженность полета составила 9 тыс. Ванкувер США, шт.
Вашингтон; до Сан-Франциско долететь не удалось из-за нехватки топлива , ставший первым в истории трансарктическим перелетом из Европы в Америку. Экипаж за 63 ч 16 мин преодолел 9 тыс. С декабря 1936 г. Кончина 15 декабря 1938 г. Валерий Чкалов погиб при выполнении первого вылета на опытном истребителе И-180. В его самолете заглох двигатель, и Чкалову, который нарушил полетное задание и вылетел за пределы Ходынского аэродрома Москва , не хватило запаса высоты, чтобы спланировать до взлетно-посадочной полосы.
Торжественное открытие прошло 1 августа. По словам Игоря Чкалова, его задача заключается в том, чтобы сделать все возможное для того, чтобы все происходящее здесь способствовало культурному развитию, а не деградации молодого поколения. Он ведет работу по сохранению объектов культурного наследия в РФ. От имени руководителя проекта Захара Прилепина он поручил Чкалову контролировать использование лестницы, особенно значимой для всего региона.
Легенда для многих продолжает оставаться эталоном и примером для подражания. Наш регион, как и вся страна, отмечает 119 лет со дня рождения выдающегося летчика. Ас пилотажа, легенда авиации и человек с большой буквы. Все это - Валерий Чкалов.
Знаменитый летчик-испытатель известен не только в нашей стране, но и во всем мире. Легендарный перелет Москва - Северный полюс - американский Ванкувер. Более 9 тысяч километров, 63 часа 16 минут в небе, без посадки и дозаправки, на самолете АНТ-25. В 1937-ом году это стало шоком для всего мира.
Подвиг совершенный Валерием Чкаловым
- Валерий Чкалов: биография, личная жизнь, жена и дети (фото)
- Детство и юность Валерия Чкалова
- Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
- Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
- Что еще почитать
80 лет триумфальному полету Чкалова
За 2 года работы Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Правнук знаменитого летчика Валерия Чкалова Игорь Чкалов получил статус хранителя Чкаловской лестницы в Нижнем Новгороде. Но сам Чкалов не мог этого сделать. Согласно его медкарты, острота зрения правого глаза была 0,7, левого – 0,8. С таким зрением сложно вписаться в пролет моста. Выдающийся летчик-испытатель Валерий Чкалов 80 лет назад совершил первый длительный беспересадочный перелет почти на 10 тысяч километров: именно Свердловск сыграл ключевую роль в его успешном финале, обеспечив принятие единственно верного решения в критических. «Вы сделали меня популярным, — признавался он Чкалову, — а у нас это дороже денег!». «Мы сидели, делали уроки, Вдруг ужасную узнали весть: Лётчик, дорогой товарищ Чкалов Героическую принял смерть.
2 февраля 2024 года – 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза Валерия Чкалова
Сталин пригласил Чкалова к себе в кабинет и предложил ему огромное повышение в должности — оставить авиацию и совмещать сразу два поста в правительстве СССР: пост наркома транспорта и пост наркома внутренних дел тогда в НКВД шла борьба между двумя злодеями — наркомом Ежовым и его заместителем Берия. Победил Берия, а Ежов был расстрелян как враг народа. На предложение Сталина Чкалов ответил дипломатичным отказом, сославшись на незавершенные работы над новыми самолетами. Нужно сказать, что в те времена не каждый честный человек мог отказать вождю, а уж тем более отказать возглавить НКВД, а вот Чкалов отказался, что вызвало плохо скрываемый гнев у Сталина.
А Чкалов еще подлил масла в огонь. В марте того же года, когда проходил процесс по делу так называемого «Антисоветского правотроцкистского блока» во главе с Бухариным и Рыковым, Чкалов пришел к Сталину и заявил, что убежден в их невиновности. Сталин ему ответил: «занимайся своим делом».
Чкалов ушел, хлопнув дверью. Чкалов отлично понимал, что тучи над ним явно сгущаются. Его сын рассказывал, что его отец в те годы прятал на ночь под подушкой наган.
И 15 декабря 1938 года эти тучи разразились. В свете трагедии летчика Валерия Чкалова вполне вероятной представляется одна из версий гибели Юрия Гагарина, которого любили во всем мире.
Кумиром миллионов мальчишек. Идея принадлежала любимцу Сталина - летчику Сигизмунду Леваневскому. Будущий полет широко разрекламировали в СССР, даже почтовую марку выпустили. Летчик Сигизмунд Леваневский не верил в советских конструкторов. Но мировой рекорд не состоялся. Спустя несколько часов потекло масло из двигателя. Леваневский решил вернуться.
За штурвалом был второй пилот Георгий Байдуков. Он хотел продолжить полет, полагая, что все обойдется, техники просто перелили масло при заправке так оно позже и оказалось. Но вспыльчивый поляк достал пистолет... На разборе полета в кабинете Сталина Леваневский в присутствии авиаконструктора заявил: мол, Туполев вредитель, сознательно делает плохие самолеты. И он, Леваневский, летать на них больше не будет! И вообще в СССР нет надежных машин для такого рекорда. Иосиф Виссарионович командировал любимца за океан.
Испытатель Валерий Чкалов возмутился «наездом» на Туполева. Но Сталин назначил им другой маршрут: Москва - Петропавловск-Камчатский. Спустя 56 часов беспрерывного полета, преодолев в сложнейших условиях 9375 км, АНТ-25 сел на острове Удд в Охотском море. Все трое получили звания Героя Советского Союза, ордена Ленина. Чкалову вождь подарил самолет У-2, на котором тот позже катал маму и сынишку с друзьями. Остров Удд переименовали в честь летчика. Так испытатель стал знаменитым на весь Союз.
Валерий Чкалов в центре , Георгий Байдуков слева и Александр Беляков после приземления на острове Удд 22 июля 1936 года. Кстати, позже Удд переименовали: он стал островом Чкалова. Причем именно через полюс. Расчет был прост: воздушный путь из Москвы до Сан-Франциско через Тихий океан - около 18 тысяч км, через Атлантику - 14 тысяч, через Северный полюс - лишь 9605. Разница значительная! Мы во второй раз обращаемся по вопросу о перелете в Америку из Москвы через Северный полюс. Вынуждены это сделать по следующим мотивам: 1.
Приведём выдержки из заметки 1937 года: «Вчера с утра город жил радостным ожиданием: сегодня из Горького приезжает Чкалов. Весть распространилась мгновенно. Задолго до прихода парохода на дебаркадер, украшенный приветственными лозунгами, стали стекаться делегации фабрик и заводов, представители общественных организаций. Трудящиеся Куйбышева пришли сюда, чтобы достойно встретить славного сталинского питомца, который вместе со своими отважными товарищами по воле народа и партии по маршруту, начертанному Сталиным, совершил беспримерный в истории беспосадочный перелет из Москвы в США.
Совсем недавно пролетарская столица с любовью и восхищением приветствовала этих трех богатырей социалистической родины, возвратившихся после перелета на родную советскую землю. И в неудержимом гуле оваций, в ликующих возгласах, в ласковых улыбках, которыми одарили москвичи своих любимцев, отразилось неиссякаемое чувство советского патриотизма, присущее всему народу нашей страны. И это же чувство переполняло каждого, кто пришел 4 сентября сюда, на куйбышевскую пристань. Необычная приподнятость, взгляды, излучающие какую-то особую теплоту, разговоры преимущественно о них — о бесстрашных советских летчиках, с честью выполнивших задание партии и правительства, как бы подчеркивали великое единство советского народа, его безграничную преданность Ленинской партии, его огромную гордость за героизм лучших сынов родины.
Работница станкостроительного завода прижимает к груди большой букет цветов. Кто-то восклицает: «Какой прекрасный букет! Действительно, каждая делегация пришла с цветами. Георгины, астры, левкои.
И с каждой минутой цветов становится вс больше. Прибывают новые и новые делегации. Накрапывает мелкий дождь. Люди напряженно прощупывают взглядом сизую дымку тумана.
Что же так долго не идет пароход? И вот пароход показался. На борту все явственнее обозначается название: «Михаил Калинин». Беспокойные возгласы: «Почему не видно Чкалова, где Чкалов?
Вот мелькнуло такое знакомое по портретам, такое близкое, мужественное лицо. Чкалов обнимается с родными.
В марте 1928 г. VII, задев на бреющем полете телеграфные провода. После этого был приговорен военным трибуналом Белорусского военного округа к одному году исправительных работ за "недисциплинированность в полетах, именуемую хулиганской тактикой, проходящей красной нитью через всю его полетную службу". Был уволен из РККА. В 1929-1930 гг. Валерий Чкалов работал летчиком-инструктором Ленинградского аэроклуба, руководил школой планеристов.
В 1930 г. Совершил более 800 испытательных полетов. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы "Звено-1" бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях. В 1931 г. В январе 1933 г. Летчик-испытатель В 1933-1936 гг. Валерий Чкалов был летчиком-испытателем Московского авиазавода им. Провел испытания истребителей И-15 и И-16, а также опытного истребителя И-17.
Придумал и первым выполнил новые фигуры высшего пилотажа - восходящий штопор и замедленную бочку. Всесоюзную известность получил как командир экипажа самолета АНТ-25 второй пилот - Георгий Байдуков, штурман - Александр Беляков , совершившего в 1936-1937 гг.
Космическую сумму потратят нижегородцы на дом Чкалова
Чкалов, Валерий Павлович | Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. |
2 февраля 2024 года – 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза Валерия Чкалова | В.П. Чкалов и его товарищи приобрели всенародную известность, стали подлинными народными героями страны Советов. |
С позиции силы небесной. Перелёт Чкалова сделал СССР лидером в Арктике | Погиб Чкалов на самолёте конструкции Поликарпова, и его смерть, как считают историки, не была случайной. |
Ответы : что сделал Чкалов для Нижнего Новгорода? | Известно, что Чкалов сам рвался испытывать новый истребитель, очевидно и то, что он, как всегда, проигнорировал полетное задание: ему было поручено сделать один круг над аэродромом, не убирая шасси, и сесть. |
Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс | Чкалов был среди участников этого праздника и ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на малой высоте. |
10 рассекреченных фактов о полёте Валерия Чкалова в Америку
Сделав несколько сложных фигур высшего пилотажа, Чкалов сорвал овации зрителей, а сам Ворошилов распорядился выписать лётчику денежную премию за высочайшее мастерство. В.П. Чкалов и его товарищи приобрели всенародную известность, стали подлинными народными героями страны Советов. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: СК призвали проверить слова правнучки Чкалова о ядерном ударе по Москве В Киеве демонтируют памятник Чкалову. Биография летчика Валерия Чкалова: личная жизнь, создание семьи, жена, рождение детей, сын. Служба в рядах Красной армии В 1918-1919 гг. Валерий Чкалов работал помощником молотобойца, кочегаром. 18 августа представители партии во главе с руководителем регионального отделения Владиславом Егоровым возложили цветы к памятнику Валерию Чкалову в Нижнем Новгороде.
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза | Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). |
Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс | Чкалов, Байдаков и Беляков сделают посадку в Чите». Эта радостная новость разнеслась по городу мгновенно. |
Борьба с бутербродами: чем пожертвовал Чкалов, чтобы долететь до Америки - МК | Глеб Никитин принял участие в церемонии открытия бюста Валерию Чкалову в Минске. |
Валерий Чкалов | Как это делали в 37‑м. Отлёт экипажа Чкалова к Северному полюсу состоялся на фоне организованной по всей стране кампании ярости в связи с процессом над участниками «заговора» в Красной армии, который завершился расстрелом верхушки командования. |
Как Чкалов покорил Северный полюс грех сказать на чем - Совсем Другой Город | За короткий срок Михаил Громов передал Валерию Чкалову свой опыт и сделал из него лётчика экстракласса. |
С позиции силы небесной. Перелёт Чкалова сделал СССР лидером в Арктике
Как отметил губернатор Глеб Никитин, эти слова до сих пор отражают нижегородцев. Это часть нашего культурного кода», — заключил глава региона. Напомним, герой Советского союза Валерий Чкалов родился в нижегородском селе Василево городе Чкаловске 2 февраля 1904 года. Основные праздничные мероприятия в честь юбилея летчика запланированы на лето.
Спустя 10 часов полета из двигателя потекло масло, и машину пришлось посадить на ближайшем аэродроме. Причина оказалась проста: в баке было слишком много масла.
Пилот сделал вывод, что на одномоторном самолете полет такого масштаба не совершить, а других подходящих машин не было. Георгий Байдуков, который был вторым пилотом при неудачной попытке перелета в Америку, предложил Чкалову вместе покорить маршрут. Бесстрашный испытатель загорелся идеей, поскольку был уверен в возможностях АНТ-25. Сталин не сразу одобрил очередную попытку. Однако разрешил беспосадочный перелет на Дальний Восток.
Полет, получивший название «Сталинский маршрут», совершили Чкалов, Байдуков и Беляков летом 1936 года. Перед вылетом на Дальний Восток на аэродроме «Щелково». Слева направо: члены экипажа АНТ-25 Г. Байдуков, В. Чкалов, А.
Беляков и конструктор самолета А. По возвращении в Москву летчиков встречал сам Сталин. Надпись «Сталинский маршрут» на борту самолета сохранилась и при полете через Северный полюс, который все-таки был одобрен руководством год спустя. Это было непростое испытание для летчиков. Запасы кислорода были ограничены, постоянно присутствовал риск обледенения машины.
В какой-то момент лопнула трубка водяной системы охлаждения двигателя. Поломку удалось восстановить только благодаря смекалке и быстроте реакции Чкалова. Они благополучно долетели до Ванкувера, установив мировой рекорд, преодолев 11 340 км за 63 часа 16 минут. Их встречали как героев. Встреча на Белорусском вокзале.
Валерий Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем.
Он мог часами вести самолет в облаках по приборам, выдерживать курс, терпеть болтанку, не теряя пространственной ориентации. Далеко не все летчики это умели. К примеру, Чкалов такими навыками не обладал, и каждый раз, когда самолет приближался к стене очередного циклона, он звал второго пилота. А поскольку плохая погода была на протяжении почти всего перелета, то и пилотировать самолет в этих тяжелых условиях в основном пришлось Байдукову. Недаром после посадки в Америке, которую тот осуществил после 13-часовой бессонной вахты, командир экипажа назвал его трехжильным. Конечно, Чкалов и сам был талантливым летчиком. Именно он является автором фигур высшего пилотажа, таких как «восходящий штопор» и «замедленная бочка».
Перед рекордным перелетом он хорошо изучил АНТ-25, поверил в эту машину, много тренировался на ней. В отличие от высокомерного Леваневского, который не снисходил до общения с механиками, Чкалов любил поговорить с ними, следил за подготовкой самолета и не спал ночами, когда инженеры регулировали мотор. Мастер высшего пилотажа, Чкалов не раз спасал самолеты. Чего стоит одна только его посадка в неблагоприятных погодных условиях на узкую, каменистую косу острова Удд ныне — остров Чкалова при перелете на Дальний Восток в 1936 году. Даже гений штурвала Байдуков побоялся тогда вести машину на бреющем полете над штормовым морем. В другой раз у самолета Чкалова во время тренировочного полета порвался стальной трос системы уборки шасси. Одну из стоек удалось вытянуть в посадочное положение вручную. Но вторую заклинило намертво.
И Чкалов ухитрился посадить махину с 34-метровыми крыльями на однулевую «ногу». Позже выяснилось, что механик забыл в лебедке сверло. Взлет на таком самолете как АНТ-25 представлял собой задачу непростую. Поскольку у него был только один винт, его вращение ничем не компенсировалось, и машину на взлетной полосе постоянно уводило в сторону. Даже на истребителе контролировать такой увод непросто, а на тяжелой машине для этого требовалась мгновенная реакция, физические усилия и большое мастерство. Малейшее уклонение от прямолинейного разбега приводило к катастрофе. Чкалов ранним утром 18 июня 1937 года не просто поднял перегруженную на тонну машину, но еще и умудрился помахать в иллюминатор провожающим. Нельзя не отметить и роль штурмана Александра Белякова.
В экипаже его называли профессором, так как он был не только начальником штурманской кафедры Военно-воздушной академии им. Жуковского, но и педантом в работе. Роль штурмана в трансполярном перелете огромна: полет происходил надо льдами, при непредсказуемой погоде, без всяких ориентиров. В условиях, когда магнитный компас не работает, штурман ориентировался по солнечному компасу, что требовало постоянного наблюдения и большой концентрации. На пути экипажа Чкалова встретились четыре циклона, которые приходилось пробивать, обходить или перелетать на высоте до 6 км с неоптимальным расходом топлива. Над Канадой пришлось и вовсе отклониться от прямолинейного маршрута, перемахнуть Скалистые горы и далее двигаться к югу над океаном вдоль берега. У Чкалова пошла из носа и ушей кровь и заболела нога, так что он не мог управлять самолетом. За штурвал сел Байдуков.
Кислород для дыхания кончался, его остатки отдали Байдукову, а Чкалов с Беляковым, экономя дыхание, без движения лежали на полу. Но АНТ-25 с героическим экипажем на борту упорно стремился к цели. Самолет несколько раз обледеневал. Особо опасным оказалось так называемое фарфоровое обледенение, длившееся порядка 16 часов. Уйти от него выше облаков не удалось, и Байдуков пошел вниз. И тут наступил самый страшный момент перелета. Байдуков практически пикировал, убрав до предела обороты мотора. Двигатель остыл, из-за чего замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения.
Давление паров в нем возросло, пробив ледяную пробку, но вместе с паром выплеснулось и много воды. Ее уровень понизился, головки цилиндров остались без охлаждения. Это означало, что через несколько минут двигатель перегреется и заклинит над ледяными просторами Арктики. Бросились искать воду, но ее запасы замерзли. Хладнокровие и находчивость проявил Чкалов. Он распорядился залить в систему чай и кофе из термосов. На этой смеси и долетели. Байдуков вспоминал, что именно после этого происшествия впервые заметил в волосах командира седину.
Дальше была посадка на военном аэродроме в Ванкувере, штат Вашингтон, триумфальное турне по США, всемирная слава и прием у президента Рузвельта. За 63 часа 16 минут экипаж преодолел 9130 км, однако по прямой расстояние между точками взлета и посадки составило всего 8504 километра. Встречные ветры и плохие погодные условия удлинили реальный путь самолета, и мирового рекорда установить не удалось. В баках после приземления осталось всего 77 литров топлива из изначальных 5700. Меньше чем через месяц после старта чкаловской машины, 12 июля 1937 года, из Щёлково вылетел второй АНТ-25. Изначально было решено, что стартовать оба экипажа должны были с разницей в полчаса. Громовский экипаж, возглавляемый опытным пилотом-испытателем, был подготовлен лучше, поэтому Чкалову, Белякову и Байдукову отводилась миссия разведчиков, а рекорд должны были поставить Громов с Юмашевым и Данилиным. Однако незадолго до перелета, придя в ангар, Громов обнаружил, что мотор с его самолета сняли и переставили на машину Чкалова.
Причины он так и не узнал. Экипажу Громова пришлось ждать, пока на стенде «обкатают» другой мотор. Зато в ходе подготовки второго «рекордного» самолета было выявлено, что увеличение количества бензина на 1 литр увеличивало дальность полета на 1 километр. Уменьшение веса конструкции на 1 килограмм давало возможность увеличить дальность на 3 километра. С самолета сняли всё, что можно, почти 250 кг: надувную резиновую лодку, соль, теплую одежду, запас продовольствия, запасное масло. Второй АНТ-25 был максимально облегчен и смог взять на полтонны больше горючего, чем первый.
Газеты пестрят портретами Чкалова. Тогда же ему предлагают принять участие в важном пропагандистском деле — полёте из Москвы на остров Удд в Охотском море и обратно. Лётчики должны были лететь над Северным Ледовитым океаном, добраться до острова и вылететь обратно в Москву.
Полёт имел важное значение. Менее десяти лет назад американец Линдберг перелетел Атлантику, проделав путь в 5800 километров, и стал главной мировой звездой. Советским лётчикам предстояло пролететь 9374 километра. Первоначально планировалось лететь в Америку, но Сталин не разрешил. Полёт прошёл успешно и стал значимым событием, все советские газеты писали о нём, а лётчики стали общесоюзными знаменитостями. Когда они возвращались в Москву, Сталин встречал их лично. Все трое членов экипажа получили звание Героев Советского Союза. Летом 1937 года та же команда в составе Байдукова, Чкалова и Белякова вылетела с подмосковного аэродрома, взяв курс на Ванкувер. Через 63 часа самолёт благополучно приземлился в Америке.
После возвращения Чкалов получает звание комбрига, мандат депутата Верховного Совета, орден Красной звезды, а его родной посёлок Васильево переименовывают в его честь. Его начинают приглашать на кремлёвские банкеты. Однажды Сталин даже лично провозгласил тост в честь Чкалова, назвав его "талантливым человеком, каких мало не только в СССР, но и во всём мире". Несколько месяцев Чкалов отдыхал от полётов, выполняя обязанности депутата. Тем временем к испытаниям готовился новый самолет И-180, который должен был стать более совершенным продолжением уже начинавшего устаревать И-16. Самолёту уделялось первостепенное внимание, однако на заводе не успевали подготовить новинку к полётам. Тем не менее летом 1938 года нарком оборонной промышленности Каганович настоял на том, чтобы провести испытания до окончания года. В начале декабря Чкалова вызвали из отпуска для испытаний. При этом заводской технический контроль отказывался подписать акт о готовности, ссылаясь на множество дефектов.
Однако боявшийся выволочки сверху директор завода настаивал. Дошло даже до жалоб на сторону. В конечном счёте пришли к компромиссному варианту: техконтроль дал добро на полёт со строгими ограничениями по скорости и дальности, а самого Чкалова предупредили о наличии дефектов. Тем не менее он желал лететь. Однако в тот день полёт так и не состоялся. Во время рулёжки сломалась тяга газа, и вылет пришлось отложить. К 15 декабря поломку починили, а также устранили в авральном темпе несколько имевшихся дефектов. Перед вылетом директор завода даже позвонил Кагановичу, чтобы подстраховаться и получить от него разрешение на полёт в таких условиях. Чкалов был прекрасно осведомлён о том, что самолёт недоделан.
Тем не менее это не пугало его. Во-первых, никаких фигур пилотажа не планировалось, это был простейший полёт на 10—15 минут на небольшой высоте с выпущенными шасси над аэродромом. В таких условиях это, казалось, не предвещало никакой опасности для столь опытного пилота. Полёт проходил без эксцессов. Первый круг пилот сделал над аэродромом, а вот второй что он не должен был делать зачем-то решил сделать побольше и удалился от аэродрома на несколько километров. Это и стало фатальной ошибкой, стоившей ему жизни. При возвращении и заходе на посадку мотор самолёта заглох примерно за километр до ВПП.
Под капотом самолёта
- 80 лет триумфальному полету Чкалова - Новости РГО
- Воздушный хулиган сделал невозможное
- Жить под замком невыносимо. К столетию со дня рождения Валерия Чкалова – Учительская газета
- Последние новости
- Подвиг совершенный Валерием Чкаловым
- Последние новости
Жуткая тайна гибели Валерия Чкалова. Кто хотел его убить?
Валерий Чкалов едва смог посадить экспериментальную машину авиаконструктора Поликарпова, но с трагическим финалом, так как она была недоработана, изначально опасна. Ровно 87 лет назад, 22 июля 1936 года, экипаж советских летчиков на самолёте АНТ-25 под командованием Валерия Чкалова достиг Петропавловска-Камчатского. Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем на отдыхе, 1936 год. 1929–1930 годы Валерий Чкалов руководит школой планеристов и работает инструктором при Осоавиахиме Ленинграда. Сцену обессмертил Михаил Калатозов в фильме Валерий Чкалов, что вышел через два года после гибели летчика. Но лётчик решил пойти на второй круг и мотор заглох Чкалов упорно старался запустить двигатель, но бесполезно.
15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза
Правнук знаменитого летчика Валерия Чкалова Игорь Чкалов получил статус хранителя Чкаловской лестницы в Нижнем Новгороде. Чкалов, Байдаков и Беляков сделают посадку в Чите». Эта радостная новость разнеслась по городу мгновенно. А как погиб Чкалов в действительности? самолет И-180 имел множество конструктивных недостатков, в том числе отсутствовала система регулировки охлаждения мотора. Отец, Павел Чкалов, — первым нижегородским мастером-котельщиком, лучше всех умевшим облицовывать турбины, делать клепку и варные топки.
2 февраля 2024 года – 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза Валерия Чкалова
Чтобы его распутать, Чкалов 40 минут швырял машину из стороны в сторону, делал резкие развороты, переворачивал ее колесами вверх, но это не помогало. Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США и в мае 1937 года разрешение было получено. А как погиб Чкалов в действительности? самолет И-180 имел множество конструктивных недостатков, в том числе отсутствовала система регулировки охлаждения мотора. А Чкалов сделал больше, правда делал он их над Ленинградом, за что и был справедливо посажен комэском Антошиным на гауптвахту. Ровно 87 лет назад, 22 июля 1936 года, экипаж советских летчиков на самолёте АНТ-25 под командованием Валерия Чкалова достиг Петропавловска-Камчатского.