Правило взятия на проходе возникло, чтобы пешки не становились проходными слишком легко, просто перепрыгивая через битое поле. Может ли пешка есть назад в шахматах. Важно запомнить, пешка назад в шахматах не ходит! Ходы в шахматах: если вы начинающий игрок, то начинать изучать шахматы следует с правил игры, с изучения всех шахматных фигур, как они ходят, бьют, ходят ли назад.
Отработка (тренировка воинов-пешек)
- Особенности шахматных пешек, преимущества фигур
- Шахматы правила пешки
- Взятие на проходе — Википедия
- Как бьет пешка в шахматах схема - 98 фото
Шахматы кто как ходит и бьет. Правила игры в шахматы для начинающих
Владеющий мировой шахматной короной с 2013 года норвежец Магнус Карлсен отказался во второй раз защищать титул против Яна Непомнящего. В итоге соперником россиянина стал Дин Лижэнь. Российский гроссмейстер выиграл в 2022 году турнир претендентов, китаец стал вторым.
Например, в позиции на диаграмме белые ставят мат в 2 хода с помощью взаимодействия ферзя и пешки: первым ходом белые с шахом играют 1. Фh7 под защитой пешки, а в ответ на отход короля 1. Крf8 ставят мат 2. Фh8, пешка на поле g6 отнимает у короля поле отступления f7. А иногда пешка и сама может поставить мат — ситуации «мата пешечкой» королю в центре доски всегда являются очень эффектными. В позиции на последней диаграмме у черных большой материальный перевес, но их король застрял в центре — белые пешки отнимают у него все поля отступления. Белые играют 1.
Крd3, и неожиданно оказывается, что у черных нет никакой защиты от угрозы мата пешкой на втором ходу 2. Мы разобрали, насколько важны пешки в шахматах и сколько у них необычных особенностей — от превращения в другие фигуры до уникального взятия. Теперь, услышав в жизни крылатые фразы «все мы — только пешки», или «даже пешка может стать ферзем», мы точно знаем, о чем идет речь!
Согласно шахматным правилам пешка бьёт фигуру противника, или, как говорят в народе, съедает её по диагонали на одно поле вперёд. Допустим белая пешка с e3 бьёт чёрную фигуру на f4. Или чёрная пешка бьёт белую фигуру с g6 на f5. Взятие на проходе.
Этот ход заключается в том, что пешка, которая идёт вперёд на два поля, может быть побита пешкой соперника. Например, фигуру, совершающую ход с e7 на e5, есть белая фигура, располагающаяся на f5. Взятие на проходе возможно только пешкой и исключительно пешки противника. Приёмы, которые можно сделать при помощи пешки в шахматах О том, как ходит пешка в шахматах, сказано достаточно. В заключении выделим несколько приёмов, применяемых при участии этой удивительной фигуры.
Однако пешка имеет особые правила бития. Изначально, пешка может бить только противника, который находится на клетке по диагонали и находится в соседних столбцах перед пешкой. Таким образом, пешка не может бить фигуры, которые находятся впереди или позади нее. Но есть особое правило исключения: пешка может выполнить взятие на проходе. Это означает, что если противникова пешка двигается на две клетки вперед от своей стартовой позиции и оказывается рядом с пешкой противника, тогда пешка противника может сделать ход и бить пешку с таким взятием на проходе.
Однако, пешка в шахматах не может бить назад. Она может перемещаться только вперед и только бить фигуры противника по диагонали. Поэтому стратегия игры с пешками требует тщательного планирования и расчетов, чтобы использовать их эффективно в битве с противником. Побочные атаки В шахматах есть различные типы атак, которые пешка может совершать в зависимости от своего положения на доске. Обычно пешка может двигаться только вперед, но есть случаи, когда она также может «есть» назад. При выполнении определенных условий, пешка может совершить атаку «назад». Например, если пешка достигает последней горизонтали доски, то она может превратиться в другую фигуру, такую как ферзь, ладья или слон. Это позволяет пешке совершить атаку назад, используя новую фигуру. Также, есть особый ход в шахматах, называемый «взятием на проходе». Если пешка двигается на два шага вперед из начальной позиции и оказывается рядом с пешкой противника, эта пешка может «укусить» пешку противника, перемещаясь по диагонали назад и занимая место побитой пешки.
Хотя пешка обычно двигается только вперед, существуют некоторые исключения и особые ходы, позволяющие ей совершать «побочные атаки» и «есть» назад. Битие вражеских фигур В шахматах, пешка — одна из самых слабых и самых многочисленных фигур на доске. Она может ходить только вперед, но бить вражеские фигуры по диагонали. Пешка может передвигаться на одну клетку вперед или две клетки вперед из начальной позиции. В процессе передвижения пешка может совершить взятие вражеской фигуры, если она находится на соседней клетке по диагонали. Читайте также: Где найти анимированную картинку вечного огня на костре Однако пешка не может бить назад и по горизонтали. Это ограничение связано с особенностями хода этой фигуры. Пешка может только передвигаться вперед, в сторону противника, и атаковать вражеские фигуры на прилегающих по диагонали клетках. Таким образом, пешка не может менять направление движения и атаковать врага сзади. Именно ограничения в битии делают пешку уязвимой перед вражескими фигурами.
Они могут легко уничтожить пешки и лишить их опоры на доске. Поэтому стратегия игры с пешками включает в себя защиту фигуры, а также использование пешек в качестве щита для более сильных фигур. Ограничения бития назад В шахматах пешка, по совместительству самая многочисленная и важная фигура на доске, может совершать ходы только вперед. Таким образом, она не обладает возможностью «съесть» фигуры, находящиеся позади нее по горизонтали. Однако существуют некоторые исключения, когда пешка все же может произвести взятие «назад». Например, варьант взятия на проходе en passant. Это особое правило, позволяющее пешке «съесть» пешку противника, если она пропускает пешку соперника две клетки вперед и она оказывается рядом с ней.
Содержание
- Изучаем пешку (часть 5) -
- Как ходит пешка
- Как ходят фигуры в шахматах: король, конь, пешка, слон, ферзь (королева), ладья, с примерами | SH
- Взятие пешки на проходе в шахматах: как бьет, правила
- Что еще может пешка?
- Бьет ли пешка назад по диагонали
Please wait while your request is being verified...
Пешки олицетворяют в шахматной армии пехоту. Может ли пешка ходить назад в шахматах. Согласно шахматным правилам пешка бьёт фигуру противника, или, как говорят в народе, съедает её по диагонали на одно поле вперёд. Благодаря тому, что бьет пешка в шахматах по диагонали, нередко в игре возникает «вилка», так называется положение, когда по обеим диагоналям находятся фигуры противника. Бьёт ли пешка назад в шахматах.
Непомнящий и Дин Лижэнь сыграли вничью в десятой партии матча за шахматную корону
- Может ли пешка в шахматах есть бить назад
- Может ли пешка в шахматах бить назад?
- Может ли пешка в шахматах съесть назад? Особенности ходов пешек в шахматной игре
- Получите до 3 бесплатных уроков по шахматам при первой оплате
Как ходит пешка в шахматах, как (рубит) и бьет фигуры?
Одно из самых часто задаваемых вопросов новичками, когда они начинают изучать шахматы, — это может ли пешка бить назад по диагонали. Обучайся шахматам вместе с каналом Chesswave! Удачный шахматный ход; Роль пешки в шахматах. Назад пешке пути нет. Два шага за один ход можно сделать пешкой, если она стоит на первоначальной позиции (на диаграмме 8 это белая пешка b2 и черная д7). Пешка не может бить назад, поэтому, если на доске по невнимательности игроков происходит такой ход, партия сразу же объявляется законченной, а игроку, который допустил этот промах, засчитывается поражение.
как ходят пешки в шахматах для новичков картинках
Можно сказать, что это главная цель пешки в партии. При достижении пешки последней горизонтали для чёрной — первой , она имеет право превратиться в любую другую фигуру, кроме короля. Причём, бывают ситуации, когда выгоднее вместо пешки поставить не ферзя, а другую фигуру. В этом случае лучше пешку заменить конём: 32 Если здесь вместо пешки белые поставят ферзя, то чёрные могут пойти ферзём на f3 и забрать пешку. Результатом партии будет ничья.
Создавайте цепи из пешек. Пешки, расположенные по диагонали, защищают друг друга. Избегайте ситуации, когда пешки расположены на одной вертикали. В таком случае они становятся уязвимыми.
Занимайте пешками центр — это даёт пространство другим фигурам.
Надеемся, вы запомните эту картинку и таких вопросов у вас больше не возникнет. Как ходит пешка в шахматах? Для полноты картины считаем, что нужно рассказать, как же ходит пешка. Она может пойти на 1 или 2 клетки из начального положения вперед. С других клеток пешка ходит вперед только на одну клетку вперед, а бьет наискосок по диагонали также на 1 клетку. Дойдя до 8-ой или 1-ой горизонтали пешка может превратиться в любую фигуру. Про превращение пешек мы писали здесь. Кстати, с помощью пешки часто можно осуществлять двойные удары.
Белая пешка, стоящая на поле b6 не может пойти дальше, так как на ее пути стоит черный конь, но как только конь покинуть свое поле, белая пешка сможет дальше продолжить свое движение. Также и с черной пешкой, стоящей на поле g4. Давайте рассмотрим, как же все — таки следует правильно бить пешкой.
Для начала следует выучить правило: пешка бьет по диагонали только на одну клетку. Посмотрим на следующую позицию, а точнее на пешку стоящую, на поле f2, если пешка соперника или фигура черных станет на клетки е3, g3, то белая пешка может их побить. На этом наш шахматный урок подошел к концу, если возникли вопросы их можно задать используя форму для комментариев которая расположена ниже статьи.
Также рекомендую подписаться на наше бесплатное обновление уроков и новостей. Она разделена на 64 поля — маленькие квадраты, состовляющие в совокупности один большой квадрат. Эти 64 квадрата располагаются в виде восьми горизонтальных и восьми вертикальных линий.
Для лучшего обозрения доски эти поля окрашивают попеременно в белый и черный цвет, так что с давних времен шахматная доска имеет такой вид. Чтобы получить возможность коротко и ясно объяснять происходящее на доске, каждому полю дали название. Эти математические названия напоминают систему координат, вроде той, которая была установлена Декартом.
При этом вертикали обозначаются по порядку буквами: a, b, c, d, e, f, g, h; горизонтали обозначаются цифрами : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Говорят, таким образом, о линии «а», о линии «b» и т. Так как каждое поле может принадлежать только одной линии и одному ряду, то оно совершенно точно определяется указанием этой линии и этого ряда.
Например поле b5 — это поле линии «b», которое находится в 5-м ряду. Эта система дает, таким образом, возможность просто и единообразно обозначать каждое поле на доске. Шахматные фигуры Войска, которые сражаются на шахматной доске, состоят из белых и черных шахматных фигур.
Коротко их называют просто «белыми» и «черными» фигурами. У белых и черных имеются одни и те же фигуры: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Таким образом у каждой стороны насчитывается 16 фигур.
К началу игры фигуры расставляются определенным, раз навсегда установленным образом, а затем играющие изменяют это расположение, делая поочередно ходы, то есть передвигая свои фигуры с одного поля на другое. Правила ходов Ладья Ладья может ходить только по прямым линиям по вертикалям и горизонталям на любое доступное количество клеток. Ладья не может перепрыгивать через фигуры, рубит также как и ходит.
Слон Слон ходит только по диагоналям по клеткам своего цвета на любой количество клеток. Слон рубит также, как и ходит, и не может перепрыгивать через фигуры. Конь Конь ходит буквой «Г», а именно два поля прямо и одно вбок прыг-скок-и-вбок.
Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через препятствия в виде других фигур. Рубит конь также как и ходит, но срубить он может только ту фигуру, на чье место он встает, остальные фигуры остаются на доске конь их перепрыгивает. Ферзь Ферзь умеет ходить и по прямым линиям и по диагоналям на любое количество клеток.
Он также рубит и не может перепрыгивать через фигуры. Пешка Пешка может ходить только вперед по одной клетке. Назад, вбок и наискосок ей ходить запрещено.
Если пешка ни разу не ходила, то ей можно сделать прыжок через клетку, но только один раз. Если же пешка уже сделала ход, то ей разрешается ходить только по одной клетке. Пешка рубит не так как ходит, пешка рубит наискосок на одну клетку в обе стороны.
Когда пешка доберется до противоположного края доски, она должна превратиться в любую фигуру, кроме короля по выбору игрока. Еще есть сложное правило, которое называется взятие на проходе — если пешка при своем ходе перепрыгивает через битое поле другой пешки пешки соперника , то последняя может ее срубить, так, словно она сходила на одну клетку. Взятие на проходе можно осуществить только сразу, иначе это право теряется.
Король Король может ходить по одной клетке в любую сторону, также и рубит. Когда на короля нападает чужая фигура, говорят, что королю шах. Король не может находиться под шахом, если королю шах, он должен от него избавиться любым возможным способом — уйти, закрыться или срубить нападающую фигуру.
Если это сделать невозможно, то говорят что королю мат. Сторона, которая сумела поставить мат королю противника выигрывает партию. Рокировка Рокировка — это особенный ход, когда король единственный раз в партии прыгает через одну клетку в сторону любой ладьи, а ладья прыгает через короля и становится рядом.
Рокировку можно сделать, только если выполнены следующие условия: королю нет шаха, король и ладья еще ни разу не ходили, путь от короля до ладьи свободен, после рокировки ни король, ни ладья не находятся под ударом. Некоторые случаи ничьей Иногда партия заканчивается вничью, то есть ни один из игроков не победил и не проиграл. Такое случается, если у одной из сторон нет ходов, но и нет шаха королю.
Такое положение называется пат, и это ничья. Если ни один из противников не чуствует себя в силах довести довести партию до мата, то партия по взаимному соглашению признается ничьей. Это соглашение может быть добровольным или вынужденным.
Вынужденная ничья бывает в случае троекратного повторения позиции, нехватки материала два короля, король против короля и слона или короля и коня , вечного шаха. У пешки есть возможность ходить только вперед. С начального положения, она может сделать два шага вперед, но затем может делать лишь один.
Пешка может «съесть» фигуру противника только по диагонали, двигаясь при этом, конечно, только вперед. Правда, такое «съедание» допустимо только в тех случаях, когда делается первый ответный ход. Если пешке удалось дойти до крайней горизонтали, тогда имеется возможность вернуть утраченные фигуры, а именно ладью, слона, ферзя или коня.
Такой выбор никак не повлияет на оставшиеся игровые фигуры. Вернувшиеся фигура вполне может стать третьим конем или ферзем — правилами игры такое не запрещается. Такую замену пешки на более мощные фигуры, называют «превращение пешки».
Ведь пешка, по отношению к другим, довольно слабая фигура, пусть и с нее начинается вся игра, и стратегическое расположение пешек, в общем-то, может решить исход всей партии. Профессиональные игроки, однако, способы разрушить пешечную цепь выстроенную соперником. Такой подрыв может в корне изменить все положение партии, так что, к такой тактике стоит относиться серьезно, тактика имеет название «подрыв пешечной цепи».
Однако, пешку порой выгоднее превращать в фигуры послабее например ладья, намного слабее ферзя или коня , так как иногда бывает необходимым избежать такой игровой ситуации как «пат», или же создает возможность создать «пат», в чем может помочь слон или ладья. Также значительно увеличивается шанс поставить «шах» или «мат». Правда, такие решения лучше применяется в шахматных композициях, чем в традиционной игре.
В шестой Ян играет чёрными фигурами. На «Чемпионате» ведётся онлайн-трансляция поединка шахматистов в шестой партии. Матч будет состоять из 14 партий, в случае ничьей по их итогам будет проведён тай-брейк из четырёх партий.
Может ли пешка в шахматах есть бить назад
Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и вле во. В том случае когда пешка дошла до конца шахматной доски она может превратиться в любую фигуру кроме короля. На своëм втором ходу в партии российский гроссмейстер выронил из рук пешку, что шахматные комментаторы сочли недобрым знаком.
как бьет пешка
Видите, все большое строится из малого. Короля, кстати, оценивать пешками не принято, но все же он стоит 4-х пешек. Да, так мало ввиду его особенностей. Я вот дерзнул отнести пешку к фигурам, и боюсь, что сейчас на меня набросятся гроссмейстеры с криком «Пешка не фигура! Но сделал я это для обобщения и лучшего понимания, хотя гроссмейстеры правы — пешка фигурой не является. Пешка — это пешка, а фигуры — это все остальные «действующие лица» шахматной партии. Кстати, фигуры делятся на легкие и тяжелые, и ни к одной классификации пешка не относится, подтверждая свой низкий статус.
Главный «козырь» пешек — их массовость. Но на этом их особенности не заканчиваются. В начале игры любая пешка не заблокированная: перед ней нет ни союзных, ни вражеских фигур имеет возможность походить на два поля сразу один квадрат — одно поле. То есть пешка из исходной позиции может перепрыгнуть один квадрат. Еще одной удивительной и моей любимой особенностью обладает пешка — это превращение. Если пешка смогла каким-то образом дойти до крайней горизонтали противника, то она может быть превращена в любую другую фигуру по выбору игрока.
Обычно — это королева как самая сильная фигура , но в отдельных ситуациях могут быть выбраны другие шахматы — слон, ладья, конь. Естественно, своего же цвета. Подобное превращение может произойти со всеми пешками если, конечно, удастся их дотащить до тыла противника. Таким образом, на шахматном поле у Вас может быть сразу 9 королев. Только представьте! Хотя подобный исход маловероятен, но по правилам все «законно».
В зависимости от положения на поле, у пешек может быть разный статус: блокированная, изолированная, проходная и так далее. Не буду в это вникать — это так, прикладная терминология, которую знать положено только ярым фанатам этой игры. Пешка способна бить только по диагонали на одну клетку поле вперед. То есть, стоящие друг перед другом возможно сзади или сбоку друг от друга пешки не способны нанести какого-либо вреда одна другой. Только по диагонали. Получается, что побив пешкой какую-то фигуру, Вы можете поставить на одну вертикаль две и больше пешек.
Ходит она просто — одна клетка вперед или две клетки, если эта фигура еще стоит на исходной позиции, и Вы ее не двигали. Кстати, Вы можете походить обычно на одно поле вперед, не использую способность «прохода» — перепрыгивания через одно поле. Взятие на проходе. Еще одной уникальной способностью обладают пешки. Помните, я говорил о такой особенности пешки, как первый ход из исходной позиции , где любая пешка может перепрыгнуть одно поле? Так вот, если Ваша пешка ходит таким образом, а на соседней вертикали стоит пешка противника, то противник спокойно может побить Вашу пешку своей.
Причем его пешка станет на то поле, через которое Вы перескочили. Вы прошли перепрыгнув одну клетку , а он у Вас забрал пешку. Отсюда и «взятие на проходе». Вам понятнее будет, если взгляните на рисунок. Обычно объединение пешек 3-4 штуки выстраивают в шахматном порядке, чтобы задние ряды прикрывали передние, а сами задние будут прикрываться более мощными фигурами, которые хороший игрок не спешит сильно двигать вперед. К тому же вывод ладей всегда затруднителен: они находятся в углу.
Вот они, в большинстве случаев и являются прикрытием всей группы пешек, хотя все это объединение можно легко «развалить» всего лишь одной фигурой при правильном командовании. Пешка ходит вперед, а бьет по диагонали, и все это на одну клетку. Мы же с Вами свободные люди, и можем делать больше. Поэтому предлагаю Вам подписаться на обновления блога и поделиться статьей со своими друзьями, если подобранный мной материал Вам был полезен. Обязательно оставляйте комментарии и пишите, что думаете. Всем победных партий.
Восемь белых и восемь чёрных пешек — их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры. На каждую маленькую пешку приходится целых пять правил передвижения по доске. Поставим на шахматную доску несколько белых и чёрных пешек и рассмотрим правила ниже. Правило 1 как пешки ходят Маленькие шахматные пешки ходят 1 по вертикали, 2 вперёд, 3 на одну клетку.
Ферзь Самая маневренная и мощная фигура. Ходит так же, как слон и ладья, вместе взятые. То есть по вертикали, горизонтали и диагонали на любое количество клеток и во всех направлениях. У него есть только одно ограничение: нельзя перепрыгивать через фигуры.
В случае опасности ферзь может скрыться в любом направлении. При необходимости — атаковать с какой угодно точки доски. Ферзь — самое сильное оружие в руках шахматиста. Король Самая важная и требующая постоянной защиты фигура. Ей и завершим изучение вопроса о том, как ходят фигуры в шахматах. У короля практически нет возможности скрыться, т. Конечно, ходить он может в любом направлении: по диагонали, вертикали или горизонтали. Но и контролировать его тоже довольно легко при условии значительного удаления. Король ест вражеские фигуры так же, как и ходит, - перемещаясь на 1 клетку.
Вот все, что можно сказать про то, как ходят фигуры в шахматах. Именно с королем связано окончание игры. Ему ставят мат. Это означает, что самая главная фигура находится под ударом, и скрыться ей негде: кругом противники. Своих фигур, за которыми можно спрятаться, тоже нет поблизости. Если создается такое положение, партия заканчивается. А тот, кому поставили мат, считается проигравшим. Шах — это такое положение, когда король под ударом, но он может уйти или заслониться.
Это правило называется взятие на проходе, и это — единственный пример взятия в шахматах, при котором для того, чтобы совершить взятие, фигура не встает на место съедаемой фигуры соперника. Взятие на проходе возможно, когда пешка делает из начального положения прыжок через клетку, при этом перелетая через поле, атакованное пешкой соперника битое поле. При взятии на проходе пешка также перемещается наискосок, забирая перепрыгнувшую это поле вражескую пешку. Пример на диаграмме: белая пешка перешла середину доски и контролирует клетки d6 и f6. Если черная пешка на линии d или f пойдет на одну клетку, то это будет простое взятие. Но даже если одна из этих пешек сделает прыжок через клетку например, с d7 на d5 , то белая пешка все равно сможет забрать ее «на проходе», переместившись на пустую клетку d6 и при этом забрав с доски черную пешку с поля d5. Представим это в виде такой ситуации: черная пешка d7 делала свой двойной прыжок, но в момент, когда она пролетала атакованную клетку d6, белая пешка ее «подстрелила». Черная пешка долетает до поля d5 подраненной, и на этом ходу ее можно съесть — для этого пешка соперника перемещается наискосок на пустую клетку c e5 на d6, забирая перелетевшую ее пешку. Обратите внимание: взятие на проходе игрок может совершить только в течение одного хода, того самого, когда пешка перелетела битое поле. Если взятие не было совершено сразу, то к следующему ходу пешка «подлечивается», и забрать ее на проходе будет уже нельзя. И еще: по правилам игры в шахматы на проходе можно забирать только пешки соперника!
Если пешка продвинулась со стартовой позиции на две клетки и оказалась на соседней по горизонтали клетке от вражеской пешки, та может «съесть» чужую пешку. При этом она займет клетку не сбоку, а позади «съеденной» пешки, так как продвинется по диагонали вперед. Реализовать взятие на проходе можно лишь на следующий ход после передвижения со стартовой позиции. Если игрок выбрал другой вариант хода, «съесть» пешку из той же позиции он уже не сможет. Превращение пешки. Если пешка доходит до противоположного края доски, она превращается в коня, слона, ладью или ферзя — на выбор игрока. При этом количество фигур в игре не ограничивается, в теории на доске могут одновременно оказаться девять ферзей одного цвета. Также особый ход предусмотрен для пары ладья — король, он называется рокировкой. Ее суть в том, что ладья перемещается вплотную к королю, а тот «перепрыгивает» через нее, оказываясь на клетке по другую сторону от ладьи. Ни король, ни ладья до момента рокировки не делали ходов. В момент рокировки король не находится под шахом. При рокировке король не встает на клетку, которую на следующий ход может атаковать соперник, и не «прыгает» через такие клетки. Сравнительная сила фигур в шахматах Поскольку каждая фигура обладает определенными возможностями и особенностями, они имеют разную ценность. Это условный показатель, который не влияет на правила, но помогает лучше ориентироваться в игре. Сила фигур измеряется в пешках — самых слабых «участниках» игры. Ценность коня. Сравнительный вес коня — три пешки. Это соизмеримо со слоном, однако у фигур есть свои особенности. Например, только конь может атаковать другую фигуру — кроме чужого коня — без угрозы ответного удара. Кроме того, ходы конем сложнее просчитывать наперед. Поэтому при цейтноте, то есть нехватке времени у соперника, наличие коней на доске ценится больше. Ценность слона. Слон примерно равен коню или трем пешкам. Его сила ограничена тем, что перемещаться каждый слон может только по половине доски: чернопольный — по черным клеткам, белопольный — по белым. Однако в середине и концовке партии пара слонов обычно ценится больше, чем пара коней. Такой перевес даже назвали «преимуществом двух слонов». Ценность ладьи. Ладья оценивается примерно в пять пешек. Она может атаковать поле целиком и участвовать в рокировке. По силе и универсальности ладья уступает только ферзю, при этом две ладьи ценятся выше одного ферзя. Ценность ферзя. Самая сильная фигура на доске, оценивается примерно в девять пешек, три коня или слона, но немного уступает двум ладьям. Весь потенциал ферзя раскрывается в середине и концовке игры, когда поле становится свободнее, а ему уже не так сильно угрожают вражеские фигуры. Ценность короля. Сравнительную силу короля оценить сложно: вокруг него строится игра, взятие фигуры означает проигрыш — в этом смысле король бесценен. С другой стороны, в концовке партии, когда угроз на доске меньше, королем можно перейти из защиты в атаку. Учитывая возможности фигуры, ее можно оценить в 3—4 пешки. Шахматисты часто жертвуют ценной фигурой, чтобы на следующий ход «съесть» фигуру противника. Это и называется разменом. В зависимости от силы фигур размены могут быть хорошими, плохими или честными. Если один игрок побил вражескую ладью слоном, поставив свою фигуру под удар, для него этот размен выгодный: относительная ценность ладьи — пять пешек, слона — три пешки. А вот для соперника этот же размен считается плохим, по условным очкам он ушел в минус. Справедливым считается размен одинаковых по ценности фигур. Например, ладья на ладью или конь на слона. На самом деле такие размены тоже могут быть выгоднее для одного из игроков, но это менее очевидно и определяется этапом игры и в целом ситуацией на доске. Шах, мат и ничья в шахматах Перемещение фигур по доске служит главной цели шахмат: поставить королю соперника мат, то есть взять его в плен своими фигурами так, чтобы у него не осталось возможности выйти из-под атаки. Первый шаг на пути к мату — шах, то есть нападение на короля. Для этого игрок должен расположить свои фигуры так, чтобы на следующий ход он мог атаковать чужого короля. Соперник в свой ход обязан защититься от шаха, чтобы не проиграть партию. В шахматах выделяется несколько особых шахов, выполняемых при определенных условиях: Двойной шах. В этом случае королю одновременно угрожают две вражеские фигуры или пешки. Перекрестный шах. Объявляется в ответ на шах соперника, если игрок смог не только защититься, но и одновременно поставить под угрозу чужого короля. Вскрытый шах. В этом случае королю угрожает не та фигура, что двигалась в этот ход, а та, что раньше была закрыта. Вечный шах. Ситуация, в которой один игрок объявляет шах, второй уходит из-под угрозы, но первый тут же ставит еще один шах — и так может продолжаться бесконечно.