В России нет адекватной законодательной основы для рассекречивания документов. В России с 1 января 2022 года будут действовать новые правила секретности и гостайны.
В России ужесточают закон о защите государственной тайны
Напомним, всего в России предусматривается три степени секретности, включая сведения особой важности, совершенно секретные и секретные. Контакты ГУ МЧС России по субъектам РФ, осуществляющих надзорные функции в области государственного пожарного надзора. Каждая из них определяет уровень секретности сведений, которые использует сотрудник, плюс его обязанность сохранить (и не разглашать) их. При этом президент получил право определять порядок обеспечения режима секретности в своей администрации. Например, глава государства, согласно законопроекту, наделяется полномочиями определять «порядок обеспечения режима секретности» в Администрации президента России. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.
Мишустин утвердил новые правила секретности и гостайны
Карточка допуска руководителя оформляется в результате прохождения проверочных мероприятий ФСБ. Форму допуска в лицензии определяет заказчик секретных работ, для выполнения которых изначально производится оформление разрешительного документа. Директор организации, имеющей лицензию ФСБ, может допускать своих сотрудников к ознакомлению с информацией под грифом «секретно» без проверочных мероприятий. При этом он несет личную ответственность за возможные последствия противоправных действий допущенных сотрудников.
Прежняя инструкция утрачивает силу. Среди новшеств можно выделить такие: добавляют раздел "Особенности оформления допуска к государственной тайне руководителей организаций, имеющих несколько организаций-заказчиков"; форма справки становится единой для всех 3 форм допуска. В том числе из-за этого меняют номера ряда форм журналов учета, списка на оформляемого и родственников и др. Это смогут сделать, если гражданин включен в реестр иноагентов или он нарушил законодательство о гостайне ; допуск могут прекратить , если гражданин больше не исполняет обязанности полномочия , которые связаны с гостайной.
О причинах такого решения красноречиво говорит статистика уголовных дел и проведённых проверок. Они были завербованы иностранными спецслужбами во время выезда за рубеж, в том числе под угрозой негативных последствий в отношении имеющегося у них за рубежом имущества и денежных средств. После вступления в июле 2022 г. Генерал Пискарёв 24 мая, по итогам пленарного заседания нижней палаты парламента: "Госдума приняла в первом чтении наши поправки, которые вводят дополнительные основания для отказа в допуске к государственной тайне. Благодарю коллег за поддержку. Предложенные изменения в законодательстве, в том числе, помогут защитить от враждебных действий западных спецслужб и предотвратить утечку государственных секретов. В последнее время органами безопасности зафиксировано практически двукратное увеличение акций различного характера вербовки с элементами шантажа, провокации и т. В 2017-2022 гг. В «группе риска» среди тех, кто имеет допуск к государственной тайне, сегодня более 16000 имеют за рубежом недвижимость, близких родственников, счета в банках, что используется иностранными спецслужбами для давления на таких граждан с целью завладения государственными секретами России.
А на непосредственное российское правительство возложили дополнительные обязательства, которые унифицированы в п. И с начала действия изменений власти РФ дополнительно обязуются: утверждать правила оформления и прекращения доступа уполномоченных лиц и прочих жителей РФ, включая людей с другим гражданством либо не имеющих такового; устанавливать порядок обеспечения и внедрения режима секретности в российском государстве; издавать нормативно-правовые акты по вопросам, которые связаны с выездом за пределы лиц, имеющих сейчас или ранее допуск к гостайне. Отдельной статьей власти выделили обязанности граждан, которым открыли доступ. Они будут отражены в новой статье 21. Лица с допуском к гостайне претендуют на социальные гарантии в виде доплат, процентных надбавок к основному окладу. Оформление доступа к госсекретам Так, согласно новшествам, видоизменят ст. Например, регистрация допуска осуществляется только с разрешения самого гражданина предусматривая: предоставление анкеты, которую человек заполнил и подписал собственноручно; проверку лица на отсутствие причин, указанных в статье 22; ознакомление человека с нормами и порядком применения полномочий; принятие решения о доступе госорганом.
Уровни секретности шреддеров
В постановлении, которое подписал Михаил Мишустин, говорится, что степень секретности должна «соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений». Степени секретности сведений: как классифицируют секретную информацию в России по уровням важности. Кто устанавливает уровень секретности, перечень сведений, входящих в категорию государственной тайны? В закон вводится понятие «режим секретности» — совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту сведений, составляющих государственную тайну. Законопроектом уточняется сфера действия Закона Российской Федерации «О государственной тайне», вводится понятие «режим секретности», уточняется понятие «допуск к государственной тайне», устанавливается процедура его оформления. Режим секретности в России усиливается и развивается. Новые поправки усложнят получение допуска к особо секретным сведениям. Под уровнями секретности документов следует определять градацию бумаг по степени их разглашения.
Уровни секретности шреддеров
С 1 января 2022 года вступают в силу новые правила градации сведений, составляющих государственную тайну, по степеням секретности. Используемые грифы указывают на степень секретности материалов и величину возможного урона безопасности РФ при распространении сведений. Закон о гостайне РФ был принят Государственной Думой 21 июля 1993 года. Закон о гостайне РФ был принят Государственной Думой 21 июля 1993 года. КС РФ отметил, что проценты по ГК РФ не взыскивают за задержку выплат незаконно уволенному работнику. Российском законодательством предусматривает классификация секретности информации по трем уровням.
Мишустин утвердил новые правила секретности и гостайны
Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о дополнительных ограничениях допуска к государственной тайне. Читайте также Дума приняла во II чтении законопроект о дополнительных ограничениях допуска к гостайне Спикеры СФ и Госдумы будут принимать решения о выезде за границу парламентариев Документ был внесен на рассмотрение палаты в марте группой депутатов во главе с председателем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым. Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне становятся проживание его или его близких родственников за границей, а также наличие у гражданина и его близких родственников иностранного гражданства, вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на постоянное проживание за рубежом. Еще одним основанием для отказа в допуске к гостайне станет нарушение гражданином требований законодательства РФ о гостайне. Новые нормы уточняют, что под гостайной в законе подразумеваются защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Документ также закрепляет в законе понятие "режим секретности" - под ним подразумевается совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на сохранность сведений, составляющих государственную тайну. Устанавливается, что гражданин или должностное лицо при оформлении допуска к гостайне должен предоставить собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы, в которой будут указаны сведения о нем и его близких родственниках. К близким родственникам предлагается отнести супругов, родителей, детей, в том числе усыновленных, усыновителей, а также всех братьев и сестер, в том числе неполнородных. Предоставление такой анкеты будет необязательным для граждан, призванных на военную службу или военные сборы.
Правительство утвердило новые правила о секретности и гостайне Документ подписан премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Постановление вступает в силу со следующего года. Также правила касаются сведений, связанных с различными степенями секретности.
Если же они согласия не дадут, в выдаче паспорта может быть отказано. Если решение Федеральной службы безопасности будет положительным, заграничный паспорт могут оформлять в течение 3 месяцев. В большинстве должностных инструкций прописано, что заграничный паспорт хранят в специальном отделе. Его отдают лишь с согласия представителей ФСБ. При оформлении допуска к государственной тайне лицо дает согласие на то, что его права могут ограничиваться. По этой причине обжаловать запрет в судебном порядке нельзя. Начиная с допуска к 3 форме секретности, нужно готовиться к тому, что суды встанут на сторону государства при защите государственной тайны. Специалист может добиться сокращения сроков, на которые накладываются ограничения. В таком случае нужно доказать, что срок ограничений необоснованно долгий.
Распространение информации Лицам, допущенным к секретным данным, запрещается разглашать соответствующую информацию. Кроме того, при 1 и 2 формах секретности имеются ограничения, связанные с правилами хранения и передачи засекреченных государственных сведений. Также нередко запрещается использовать открытия, которые представляют собой государственную тайну. Но нужно учитывать, что признаком секретности в 3 форме не может быть запрет на использование вне предприятия какого-либо прибора, который засекречен. На лиц с 1 и 2 формой допуска может накладываться запрет на вывоз чертежей, прототипов изобретений, которые также относятся к государственной тайне. Не допускается использовать засекреченные данные в качестве аргумента или примера в публикациях либо научных работах. Неприкосновенность Важно учитывать, что даже при оформлении 3 формы секретности может нарушаться право лица на неприкосновенность частной жизни. Так, сотрудники ФСБ проверяют все сделки, операции по банковским счетам, делают запросы во всевозможные органы, чтобы получить информацию о лице. Те, кто проверяет при 3 форме секретности жизнь подопечного, ту же процедуру проводят и в отношении членов его семьи.
Ограничение права на неприкосновенность частной жизни может проявиться лишь во время предварительных проверок. В дальнейшем право могут нарушить лишь по особым основаниям, которые отмечены в законодательстве. О государственной тайне Государственная тайна может относиться к военной, экономической, разведывательной сфере. Разглашение сведений данного характера должно наносить ущерб интересам государства. Нужно учитывать, что признак секретности в форме 3 - информ в поле заполняется определенными цифрами. Ограничения на распространение засекреченных сведений возникает с момента их создания. Чтобы упорядочить этот процесс, официальные органы создают соответствующие нормативные акты. Существуют официальные перечни информации, которая подлежит засекречиванию. Используя данные перечни, выносят решение о присвоении степени секретности данным, проводят ограничительные мероприятия.
Помимо этого, официально составлен перечень сведений, которые никогда не могут быть отнесены к государственной тайне.
Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.
Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан. Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения разработки или заблаговременно.
Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; абзац утратил силу. Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.
Граждане вправе обжаловать такие решения в суд. Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены разработаны.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.
В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.
Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием. Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан далее - собственник информации , если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне.
Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению.
При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством. Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.
Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена разработана ими без нарушения законодательства Российской Федерации. Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей Основанием для засекречивания сведений, полученных разработанных в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию.
При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. При невозможности идентификации полученных разработанных сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных разработанных сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению изменению. Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению изменению действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные: о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию; об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя; о регистрационном номере; о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены. При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.
Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений. Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и или в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
С 17 февраля 2024 года изменится порядок допуска должностных лиц и граждан к гостайне
В России существуют три грифа секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Новые правила градации сведений по степеням секретности, которые составляют государственную тайну, утвердил председатель кабинета министров РФ Михаил Мишустин. Например, глава государства, согласно законопроекту, наделяется полномочиями определять «порядок обеспечения режима секретности» в Администрации президента России. Постановление Правительства РФ от 07.02.2024 N 132 об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне — Редакция от 07.02.2024 — с последними изменениями скачать на сайте ив. Правительство РФ обновило «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», сильно сократив документ.
С 2022 года меняется определение степеней секретности гостайны
Президент РФ сможет определять полномочия должностных лиц по обеспечению защиты гостайны и порядок обеспечения режима секретности в администрации президента. В правительстве России утвердили новую редакцию правил, связанных со сведениями, которые составляют государственную тайну. Согласно статье 8 закона «О государственной тайне»[1], уровень секретности информации должен соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности государства вследствие распространения указанных сведений. В правительстве России утвердили новую редакцию правил, связанных со сведениями, которые составляют государственную тайну. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Это высший уровень секретности, при котором контролируется не только выезд за границу, но нередко и поведение человека в определенных обстоятельствах.