Советская программа лунных пилотируемых полётов — это ряд проектов и две параллельно реализовывавшиеся программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевших своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом. Несколько лет назад в интервью Радио ООН космонавт Алексей Леонов рассказал о советской лунной программе. Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников. Эксперты отмечают, что современная российская лунная программа отличается от советской и направлена на решение более трудных задач.
«Луна-16»: триумф после поражения
К юбилею запуска «Роскосмос» обнародовал ранее хранившиеся под грифом «секретно» материалы о первой советской Лунной программе. Наиболее известные миссии лунной программы Советского Союза — в материале «Вечерней Москвы». рассказывает о советской пилотируемой лунной программе. Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года. Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем.
Роскосмос рассекретил документы советской лунной программы
Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Беседа с испытателем, прошедшим полный курс советской лунной программы. Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро. Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро. Лунные программы с советским экипажем представляли собой серию программ, осуществляемых Советским Союзом по высадке людей на Луну в рамках конкуренции с американской программой "Аполлон".
Этот день в истории: 1959 год — начало советской Лунной программы
Бабакина, начальника СКБ И. В документе содержится план-график работ по созданию дополнительных объектов Е-8-5 и Е-5, предусмотренных решением Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам от 20 июня 1969 года. Лавочкина тт.
Длужневской ученому секретарю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР Письмо сообщает о предложении руководителя обсерватории Пульсниц ГДР отправить в СССР «образцы лунной породы, которую предполагается получить из США после полета «Аполло-11» в обмен на «аналогичные образцы лунной породы, как только они будут получены советскими учеными». Виноградова в адрес главного конструктора ОКБ завода им. Лавочкина Г.
Среди них, в частности, шифротелеграмма от 4 января 1963 года, направленная в адрес председателя Совета министров СССР Никиты Хрущева, о неудачной попытке запуска к Луне первой станции серии Е-6 с указанием первичной причины невыполнения задачи пуска.
Так, в документе говорилось: "…Для выяснения причин незапуска двигателя четвертой ступени создана комиссия под руководством тов. Одновременно составлен план подготовки носителя с объектом Е-6 к запуску на Луну 2-3 февраля с. Несмотря ни на что, Сергей Королев упорно и настойчиво двигался вперед. Выявив и проанализировав ошибки, специалисты ОКБ-1 к весне 1965 г. В 1965 году по инициативе Королева работа была передана в КБ им. Здесь под руководством Георгия Бабакина было освоено производство обновленной станции, которая в результате и достигла успеха: "Луна-9" произвела мягкую посадку на Луну.
На следующий день после прилунения по команде с Земли она начала обзор лунного ландшафта и передачу его изображения.
Главная проблема заключалась в том, что СССР не мог делать двигатели с достаточной тягой, способные выдержать необходимую нагрузку. Кроме того, эксперты усомнились в том, что специалисты в те времена смогли бы обеспечить посадку в автоматическом режиме, как это планировали советские инженеры.
Современная лунная программа выглядит намного более сбалансированной и реалистичной. Подробности космической гонки между сверхдержавами На Луну и обратно «Российские космические системы» РКС передали «Известиям» уникальный исторический документ, раскрывающий ранее неизвестные подробности истории освоения космоса. Подготовленный 56 лет назад инженерами научно-исследовательского института 885 НИИ-885, сегодня — РКС технический отчет содержит подробную информацию о формировании принципов автономной радиоэлектронной системы управления, которая должна была обеспечить запуск на Луну пилотируемого корабля с экипажем из трех человек.
Панорама снята телефотометром, установленным по левому борту лунохода — Документ, который мы публикуем сегодня, — это классический пример того, как скрупулезно ведется работа по созданию технологии, которую до этого никто не делал.
«Роскосмос» рассекретил документы по советской лунной программе
Их было много. Надеюсь, что нынешнему руководителю «Роскосмоса» — Юрию Ивановичу Борисову многие негативные последствия удастся преодолеть. Он человек опытный с точки зрения своей радиотехнической и организационной квалификации. Но летать надо. Тренироваться надо. И подключать в таких сложных запусках, конечно, надо управленцев-ракетчиков, которые имеют лётную квалификацию, учитывающую ландшафт приземления, а не тех, кто занимается запуском спутников». И всё же. Зачем этот запуск был нужен?
Но те и другие из программы давно вышли. Что было заменено и изменено в аппарате? Второе — почему для миссии «Луна-25» использовали разгонный блок «Фрегат», который никогда в полётах «в дальний космос» не использовался? И третье. Судя по фразе о некоем нештатном импульсе двигательной установки перед посадкой на Луну, речь могла идти о затянутом либо укороченном включении двигателя. То есть если бы двигатель спускаемого аппарата работал дольше нужного времени при торможении перед Луной либо дольше нужного времени перед посадкой. И уж совсем из области конспирологии.
За несколько часов до гибели станции вдруг пошли сообщения, что «Луна-25» могла бы сфотографировать место посадки американских аппаратов «Аполлон». Вернее, остатки спускаемых аппаратов и американских луноходов. Сами американцы много говорили о том, что их пролёты на Луну были мистификацией. Доказательством как раз и были бы снимки места посадки. Все они на обратной стороне Луны. Не случилось.
В целом же историки отечественной космонавтики ныне считают, что крах советской лунной программы с участием ракеты Н1 во многом был обусловлен не только экономическими трудностями тех лет и расколом среди главных конструкторов, но ещё и установкой руководства страны по этому проекту. Правительством не была чётко просчитана его финансовая сторона, и потому, когда дело дошло до выделения для него необходимых средств, руководители страны потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии. Случилось же это в тот самый момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована, и потому лидерам державы нужно было не экономить, а принимать одно из двух чисто политических решений: или доводить проект до логического конца, или чётко отказаться от его продолжения. Половинчатость же позиции привела лишь к «сырым» конструкторским решениям и резкому снижению надёжности новой космической техники.
Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены и стали достоянием гласности только в 1990 году. До этого времени СССР официально отрицал существование этих программ, заявляя, что выбрал путь создания околоземных пилотируемых орбитальных станций и лунных исследований автоматическими средствами. Однако доля правды в этом была. Изначальное недостаточное внимание к пилотируемой лунной программе было вызвано также и спором конструкторов по поводу практической эффективности освоения космоса, где взглядам Королёва о необходимости пилотируемого освоения космоса противостоял взгляд Г. Бабакина о том, что только освоение космического пространства автоматами даст реальную и быструю пользу человечеству. И решающее слово в этом соперничестве было за Челомеем , который, будучи одним из ключевых создателей ракетно-ядерного щита СССР и главой второй из главных организаций по созданию космической техники в том числе пилотируемой , с одной стороны, в определённый период взгляд Бабакина рассматривал как более перспективный, а с другой стороны, предложил конкурирующе-альтернативные КБ Королёва «свой» лунно-облётный корабль ЛК-1 на том же «своём» носителе «Протон» и лунно-посадочный комплекс из «своих» корабля ЛК-3 и носителя УР-700. Так или иначе, несмотря на отставание в пилотируемых лунных программах и в качестве некоторой компенсации, в СССР параллельно им были развёрнуты также программы автоматических лунных межпланетных станций и самоходных аппаратов. За несколько дней до американской высадки « Аполлона-11 » двумя советскими автоматическими межпланетными станциями « Луна-15 » и предыдущая были предприняты попытки по первой в мире доставке на Землю лунного грунта, оказавшиеся неудачными. СССР смог получить первые образцы лунного грунта через год — с помощью АМС « Луна-16 » в 1970 году , после чего доставка небольших порций грунта в сумме составивших несколько сотен граммов была повторена ещё два раза. Также несколько позже в 1970 и 1973 гг.
Конспирология Основная статья: Лунный заговор В некоторых конспирологических теориях о « лунном заговоре США » инсценировке полётов «Аполлонов» с американскими астронавтами на Луну утверждается, что, признав проигрыш в «лунной гонке», СССР мог вступить в сговор с США и остановить свои пилотируемые программы облёта и высадки на Луну [12] ради достижения экономических и политических выгод.
Весомым преимуществом предложенной концепции была высокая степень готовности материальной части: УР-500К вместе с блоком «Д» проходила летные испытания пусть и не без аварий , система E-8 с посадочной ступенью и луноходом участвовали в наземной отработке. Все это выглядело настолько заманчиво, что позволяло в теории даже опередить Америку с доставкой грунта, да еще и за гораздо меньшие деньги. Первым же пунктом в нем указывалось: «Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов E-8-5».
Источник: Роскосмос Таким образом, программа исследования Луны автоматами получала приоритет перед пилотируемыми миссиями и, по сути, стала их альтернативой. Последняя представляла собой унифицированный ракетный блок с корректирующе-тормозной двигательной установкой, системой из четырех сферических топливных баков, соединенных цилиндрическими проставками две играли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой и раздвижными посадочными опорами. Часть топлива размещалась также в двух парах навесных топливных баков, на которых стояли приборные отсеки. Для того чтобы максимально увеличить массу груза, доставляемого на Луну, управление работой не только посадочной платформы, но и всей части, отделяющейся от ракеты-носителя включая разгонный блок «Д» , велось с автономной системы управления космического аппарата.
Она включалась перед стартом и использовалась для ориентации и стабилизации E-8, а также для включения и регулирования двигательных установок на всех участках полета вплоть до касания лунной поверхности. Посадочная ступень E-8 — платформа КТ — с луноходом и сбрасываемыми топливными баками. Фото НПО имени С. Лавочкина «Глазами» и «ушами» системы управления служили солнечные и звездные датчики, трехстепенная гиростабилизированная платформа и доплеровский радиолокатор, «мозгом» — бортовое вычислительное устройство и автоматы стабилизации.
Электропитание обеспечивали химические аккумуляторы. С Земли по радиоканалу приходили управляющие уставки, задающие те или иные алгоритмы работы систем. Все это хозяйство выдавало управляющие сигналы на силовые элементы, прежде всего — на микродвигатели ориентации и корректирующе-тормозной двигатель. Электрорадиоаппаратуры было так много, что она размещалась не только в двух цилиндрических проставках КТ, но и в приборных отсеках сбрасываемых баков и на переходной ферме, соединяющей платформу с разгонным блоком «Д», и даже внутри лунохода.
Как правило, блоки имели солидный вес и габариты и требовали для нормальной работы «тепличных» условий — герметичного отсека и активных действий системы терморегулирования. Для справки: большинство западных космических аппаратов уже с середины 1960-х строилось на приборно-элементной базе, не требующей размещения в герметичных отсеках. Для решения задачи возврата грунта на Землю луноход и пандусы для его схода на лунную поверхность были сняты и заменены тороидальным приборным отсеком, который играл роль стартового стола. Сверху отсека стояла возвратная ракета, снизу, на платформе КТ, крепилась система отбора образцов.
Она состояла из подъемной штанги с двухстепенными электроприводами, на которой монтировалось компактное буровое устройство с ударно-вращательным колонковым буром — полой трубкой с твердосплавной зубчатой коронкой на конце и специальной пробкой, удерживающей образцы грунта внутри. Собранная станция E-8-5 с возвратной ракетой и сбрасываемыми топливными баками. Источник: Роскосмос Для выбора места бурения на платформе установили фары освещения и два телефотометра, разнесенные на 50 см и развернутые друг относительно друга по вертикали. Они формировали стереоизображение поверхности Луны между посадочными «ногами», а также снимали процесс бурения и позволяли определить точную ориентацию посадочного аппарата путем измерения положения Земли на панорамном изображении.
Бур проверялся на земле и на твердых, и на мягких и сыпучих грунтах. Вплоть до включения бур был герметизирован и теплоизолирован, а его разгерметизация выполнялась непосредственно перед началом работы. Электромотор бура дублировался, а некоторые его части смазывались специальным составом для снижения трения в вакууме. Испытания бурового устройства.
Фото из архива НПО имени С. Лавочкина В верхней части платформы КТ установлена космическая ракета «Луна — Земля» — самостоятельный ракетный блок с системой топливных баков, жидкостным ракетным двигателем, приборным отсеком и возвращаемым спасаемым — по терминологии разработчиков аппаратом, который отделялся при подходе к Земле. Возвратная ракета имела собственную автономную систему управления и стабилизации полета, аккумуляторы, радиокомплекс и бортовую электроавтоматику. По первым прикидкам ракетно-космический комплекс УР-500К — E-8-5 «не завязывался»: масса космической головной части превышала возможности ракеты-носителя.
Луноход, хоть и немаленький аппарат, прибыв на Луну, на ней и оставался. По какой? Классическим способом считалось возвращение с предварительным выходом на окололунную орбиту, необходимым фазированием траектории и последующим отлетом к Земле. Сложная процедура была растянута по времени и приводила к накоплению ошибок, вследствие чего на трассе «Луна-Земля» требовалось выполнить коррекции траектории, чтобы не пролететь мимо территории СССР.
Из-за сложной системы управления с учетом весовых параметров советской элементной базы фактически она должна была содержать такой же комплект приборов и датчиков, как и ступень КТ возвратная ракета получалось слишком тяжелой. Альтернативный вариант исключал выход на окололунную орбиту и предусматривал прямой полет к Земле с упрощенным управлением. Для этого применили хитрости небесной механики — расчетными методами на поверхности Луны определялись районы, стартовав из которых в точно выбранное время и выдержав величину и направление разгонного импульса, можно отправить ракету на такую траекторию, что она без каких-либо коррекций в нужный момент встретится с Землей, и возвращаемый аппарат окажется на территории Советского Союза. Система управления возвратной ракеты резко упрощалась — в ней достаточно было оставить гироскопы и интегратор скорости.
Общая схема полета станции E-8-5. Лавочкина Для этого требовалось сначала прилуниться в таком районе, из которого после приема грунта при строго вертикальном старте обеспечивается попадание в нужный сектор земной поверхности. В этом случае достаточно было построить местную вертикаль и запомнить ее положение, а при старте ракеты направить вектор тяги строго вдоль вертикали. После достижения необходимой скорости движение происходило в основном под действием земного тяготения; земная гравитация и приводила ее в нужный район.
При этом промежуточные коррекции не нужны.
Последняя отечественная миссия на Луну, беспилотная «Луна-24», стартовала почти 46 лет назад. Она осуществила забор грунта и доставила его обратно на Землю. Так впервые удалось доказать наличие воды в лунном реголите. А за последние четверть века российская космонавтика не смогла полностью самостоятельно произвести ни одного аппарата, предназначенного для работы дальше околоземной орбиты.
Это позволяет предположить, что необходимые для их разработки технологии не развиваются на современном уровне. Фактически весь российский проект пилотируемых полетов на Луну и строительства базы на ней вырос вокруг «Луны-25». История этого проекта насчитывает почти 25 лет, первые наработки появились в начале 2000-х, а текущий облик на чертежах аппарат принял в начале 2010-х. С 2008 года миссия сменила, как минимум, 13 ориентировочных дат запуска, две ракеты-носителя и один космодром.
За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне?
Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1. Последним запуском по советской лунной программе была станция «Луна-24». Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов. Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. К 60-летнему юбилею запуска советского аппарата «Луна-2» «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе. Несколько лет назад в интервью Радио ООН космонавт Алексей Леонов рассказал о советской лунной программе.
«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе
Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Сильный удар по проекту советской лунной программы нанесла и смерть многих участников.