На прошлой неделе в широкий прокат вышла картина Константина Смилга, посвященная известному уральскому режиссеру Алексею Балабанову.
Читайте также
- Продюсер Балабанова рассказал, какие фильмы не успел снять режиссёр
- Алексей Балабанов: «Я умру, а вы останетесь» - МК Санкт-Петербург
- Человек не нашего времени: 65 лет назад родился Алексей Балабанов
- Кинопровокации Алексея Балабанова: Почему создателя «Брата» обвиняли в национализме и жестокости
- Он видел судьбу Европы еще 15 лет назад: как фильмы Алексея Балабанова предсказывали будущее
- «Я хотел показать то, что показал»
В день рождения Алексея Балабанова в Петербурге пройдут встречи и экскурсии в память о режиссере
Это, по задумке создателей киноленты, должно стать данью уважения Алексею Балабанову. С 25 сентября по 5 октября предпремьерные показы фильма пройдут на киностудиях «Ленфильм» и «Лендок», в кинотеатрах Аврора и «Родина». Узнать о графике показов фильмов фанаты режиссера смогут на сайте киностудий и кинотеатра. Почитатели таланта Алексей Балабанова из Москвы смогут также увидеть фильм до официального выхода на экраны кинотеатров. В киноклубе «Сине Фантом» в Электротеатре Станиславский 2 октября состоится специальный показ фильма, после которого участники смогут обсудить картину с режиссером и съемочной группой, а также коллегами Алексей Балабанова. Попасть на него можно будет через сайт киноклуба. Отдельные специальные показы будут организованы в Нижнем Новгороде, в том числе для студентов Нижегородского государственного лингвистического университета им.
В 2000 г.
Кинокритики и культурологи неоднократно отмечали, что эти фильмы, в которых были широко отражены социальные реалии 1990-х гг. Образ их главного героя - Данилы Багрова в исполнении Сергея Бодрова - младшего - также получил ряд различных оценок и характеристик. Распространена его трактовка в качестве "фольклорного героя" своего времени или "странника", не останавливающегося ни перед чем в деле восстановления или достижения справедливости, понимаемой им как помощь "униженным и оскорбленным" и наказание их обидчиков. В 1998 г. В 1999 г. В 2002 г. В том же году эта кинокартина была удостоена главного приза фестиваля "Кинотавр" Сочи, Краснодарский край.
В 2005 г. В 2007 г. Фильм вызвал широкую общественную дискуссию и неприятие части зрителей из-за "очернения" позднесоветской реальности. В 2008 г. Последним фильмом Алексея Балабанова стала притчевая драма "Я тоже хочу" 2012. Режиссер являлся автором или соавтором сценариев большинства своих фильмов.
Рене Клер, французский классик, говорил: «Кино готово, осталось его только снять». Это про Балабанова. Он старался писать сценарий, уже выбрав натуру, объекты и желательно актеров. И уже писал его как план для себя. Мне-то все было понятно, а коллегам не всегда, потому что его сценарии были… сухими — неправильное слово. Они были лаконичными. На съемках фильма «Морфий». Анна Евсикова Когда я искал партнеров для фильма «Брат», денег не было ни у кого. Как снимать кино — не очень понятно, но я все-таки рассчитывал разделить это бремя с кем-то из коллег. Они Лешу уважали. За «Замок», за «Счастливые дни», за «Трофима» — совершенно блестящая короткометражка. Они понимали, что Балабанов — уже большой режиссер. Но все мне говорили: «Серега, слушай, ну, что там Леха понаписал? И я тогда… ну, справились. Где вы брали деньги, чтобы снимать такое кино: резкое, про неприглядную и непроглядную жизнь? Компания «СТВ» снимает разное кино. Где мы брали деньги? У меня никогда не было инвесторов, и нет до сих пор. Это все собственные средства и государственная поддержка, когда она бывает. А тогда денег не было. Но мы стремились построить рынок, нормальную индустрию. Тогда об этом совсем смешно было говорить, тем не менее, мы этим занимались. Фильм долго держался на позиции мегахита, и сейчас его не забыли. Кинопрокат не мог приносить денег, просто потому, что не было кинотеатров. Телевидение платило очень мало. Но был рынок VHS-кассет — насквозь пиратский. Самые большие компании — «Видеосервис», «Союз» и другие — все-таки делали вид, что они немножко «белые», то есть какое-то количество прав покупали и прикрывались этим. Предлагали 5 тысяч долларов за фильм, и то: «Ну, не знаем, наверное, может быть». Что такое 5 тысяч долларов?! Мы знали, конечно, что они пираты, что деньги есть. И решили это грубо проверить. Объявили тендер: «Ребят, вот у нас новый фильм Рогожкина. Начальная цена — 100 тысяч долларов». Его купила компания Леонида Ярмольника «L-Club», он занимался видеодистрибуцией некоторое время, недолго. Мы проделали большую работу для всей индустрии. Поняли, что картинка, в общем-то, интересна зрителям. Пусть ты ее и недорого делаешь — до 200 тысяч долларов. Алексей Балабанов и Никита Михалков на съемках фильма «Жмурки». Год-полтора эта схема работала, а потом рухнула в 1998-м, потому что с дефолтом рухнуло все. Но несколько фильмов мы сделали таким способом, в их числе — «Брата». Поскольку сценарий никому не нравился, а Балабанов не делал до этого таких хитов, как, скажем, Рогожкин, то получить за него тысяч сто было, конечно, абсолютно нереально. Но всем хотелось делать кино, все в съемочной группе были друзьями. Работали за совсем небольшие деньги, снимали в своих квартирах, в том числе у Балабанова, сами снимались в эпизодах. Приносили реквизит — кто что мог. Надя Васильева жена Балабанова, художник по костюмам одежду для съемок находила на каком-то вещевом рынке, в частности этот свитер Данилы Багрова купила рублей за 30. У меня все расходы поместились на листе А4. Мы знали, что «Брат» будет хорошим кино. Но что оно станет настолько нужным… Мы начали продавать его на VHS 5 июня 1997 года — у меня плохо с датами, но эту почему-то запомнил. И цифры росли, росли. К концу лета мы поняли, что сделали что-то очень нужное для соотечественников. Нет, без Сережи он бы не стал делать этот фильм. Это же внутреннее предательство какое-то.
Работа с полным метром Его первой полнометражной картиной стала социальная драма "Счастливые дни", которая вышла в 1991 году. Она приняла участие во внеконкурсной программе Каннского фестиваля, была основана на драматических и абсурдных произведениях Сэмюэля Беккета. В 1994 году вышла экранизация романа Франца Кафки "Замок". Уже в них Балабанову удалось продемонстрировать новаторские кинематографические приемы, создать у зрителя ощущение клаустрофобии и чувство абсурда, заложенные и в литературных источниках. Это история про вернувшегося из армии Данилу Багрова в исполнении Сергея Бодрова-младшего , который приезжает в родной провинциальный город. Скучная жизнь не устраивает героя этой ленты, поэтому он отправляется в Санкт-Петербург к своему старшему брату, который, по слухам, за это время стал большим человеком. Когда он его отыскивает, все оказывается не так просто. Его брат работает киллером. Даниле предстоит столкнуться с криминальным миром 90-х, ни на минуту, не забывая о своей принципиальности, обостренном чувстве справедливости. Багров стал героем целого поколения, а Бодров - одним из самых популярных актеров 90-х. Картина получила Гран-при фестиваля "Кинотавр" и множество других наград. Действие этой картины разворачивается в самом начале XX столетия. В центре - две благополучные семьи, а также таинственный владелец фотостудии Иоганн, который в подвале создает собственный фотографический театр Маркиза де Сада. Иоганн снимает фотографии, которые вызывают похоть, пробуждают в человеке самые низменные чувства. Своей работой он разрушает благополучные семьи, превращая простых людей в уродов, погрязших в пороках. Картина попала в программу Каннского фестиваля, получила премию "Ника" в номинации "Лучший фильм". На этот раз действия разворачивались в России и США. Фильм неоднократно обвиняли в неполиткорректности. Таких же подозрений удостоилась и картина "Война", рассказывающая о событиях в Чечне. В картине повествование ведется от первого лица, историю рассказывает подследственный Иван Ермаков, который дает интервью журналисту.
СМИ в соцсетях
Причина смерти Алексея Балабанова, фото которого есть в этой статье, еще долго обсуждалась его знакомыми и почитателями таланта. Всё про советского и российского режиссера Алексея Балабанова. Алексей Балабанов остался в истории кино как ключевая фигура рубежа веков, XX и XXI, конца 90-х — начала нулевых.
Сталлоне «прокатили» на «Оскаре», зато реабилитировали на «Золотой малине»
- Алексей Балабанов: «Я умру, а вы останетесь» - МК Санкт-Петербург
- Алексей Балабанов: «Я умру, а вы останетесь»
- Фестиваль авторского кино «Зимний» открылся фильмом об Алексее Балабанове
- На «Ленфильме» впервые показали последнее интервью режиссера Балабанова
- Алексей Балабанов
- Рейтинг всех фильмов Алексея Балабанова — от худшего к лучшему
Скончался режиссер Алексей Балабанов
Мнение автора: «Морфий» — это лучший фильм Алексея Балабанова, ибо тут режиссёр уже окончательно демонстрирует свой режиссёрский стиль. 18 мая исполняется восемь лет со дня смерти режиссёра Алексея Балабанова. Вдова режиссера Алексея Балабанова: «Леша считал себя плохим человеком.
Русский православный режиссер: 12 реальных фактов о Балабанове
18 мая исполняется восемь лет со дня смерти режиссёра Алексея Балабанова. Алексей Балабанов, известный широким массам в первую очередь как создатель кинокартины «Брат», режиссёр удивительный. Алексей Балабанов, известный широким массам в первую очередь как создатель кинокартины «Брат», режиссёр удивительный. Смерть Балабанова для всех была ужасающей, нелепой, буквально — невозможной — новостью.
Названа точная причина смерти Алексея Балабанова
Сидят люди первобытные у костра. Кругом хаос первобытный. Звери ходят, ящеры всякие. И вдруг один человек встает и говорит: «Вот сейчас будет так — нужно защищать брата, нужно защищать женщину, нужно защищать слабого! Сергей Бодров, актер В 1997 году фильм «Брат» показали в каннской программе «Особый взгляд». Картина получила гран-при Кинотавра, Золотую медаль на фестивале в итальянском Триесте и премию Ника в номинации лучший фильм. Снимал в своей коммунальной квартире в Петербурге: высокие потолки и голландская печь помогали воссоздать атмосферу начала XX века. По сюжету, господин Иоганн одержим порнографическими фото и хочет зарабатывать на их производстве. В качестве бизнес-партнера он зовет интеллигента Путилова. Главные роли сыграли Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков — актеры, которые уже работали с режиссером в его других картинах.
В интервью Сергей Сельянов вспоминал: «Леша с актерами не то, что не разговаривал. Он не репетировал. Значит переиграл. Он говорил артистам: «Не играй». Не играй и все». Несмотря на появление технологии цифровой съемки, Балабанов снимал на пленку. Это живая субстанция. Она сохраняет энергию, которую ты отдаешь. А цифра энергии не передает.
Вот я на ней и снимаю» Алексей Балабанов интервью журналу «Медведь» Алексей Балабанов считал фильм «Про уродов и людей» лучшим в своей режиссерской карьере. Премьера состоялась в 1998 году на Каннском кинофестивале. Картину высоко оценили критики: второй год подряд фильм Балабанова стал лучшим на премии Ника. Режиссер задумал продолжить историю героев, но уже в жанре комедии. Некоторые эпизоды снимали в США. Параллельно режиссер работал над сценарием фильма РЕКА о жизни прокаженных якутов. Балабанов хотел экранизировать повесть «Предел скорби» польского этнографа Вацлава Серошевского. Съемки проходили в Мурманской области. Работу прервала трагедия: исполнительница главной роли Туайра Свинобоева погибла в автокатастрофе.
Она была в одной машине с Балабановым и его семьей. На одном из поворотов автомобиль занесло, и он вылетел с трассы. Все кроме актрисы выжили, но получили серьезные травмы. Режиссер решил не продолжать работу над фильмом. Через несколько лет после аварии отснятый материал смонтировали как короткометражку: эпизоды соединили закадровым текстом. Съемки проходили в относительно спокойной Кабардино-Балкарии , жили в домах у местный жителей. Во время работы творческую группу охранял специальный отряд быстрого реагирования. До приезда на Кавказ режиссер тщательно готовился: смотрел хронику, встречался с командующими войск в Чечне, собирал истории пленных. Состав актеров был интернациональными.
Они по несколько часов сидели в выкопанных ямах: Балабанов считал, что кино про войну нельзя снимать в павильонах с декорациями. И он все время кидался к ней, жаловался, как его заставили сидеть в яме, как его заставили лезть в реку, как он там чуть не утонул, как Балабанов кому-то прямо при Йене сказал, что он плохой актер. И Инга терпеливо объясняла, что русские всегда так работают, что у русских такая практика, что русские всегда орут, а если начинают стрелять, то исключительно настоящими патронами. Поэтому у русских принято по-настоящему тонуть и по-настоящему спасаться» Сергей Бодров в интервью журналисту Елене Кутловской Алексей Чадов в роли сержанта Ивана Ермакова, кадр из фильма ВОЙНА 2002 Для большей достоверности Балабанов пригласил непрофессиональных актеров: многих чеченцев играли местные жители, русских военных — реальные солдаты. Один из дней чуть не закончился этническим конфликтом: съемочный вертолет случайно сбросил снаряд на старое кладбище, и оно загорелось. Успокоить местных жителей смог только бывший чеченский капитан, охранявший съемочную группу. Режиссер тяжело пережил потерю. То есть, конечно, это один и тот же человек… Алеша хотел быть там. Вот это его преследовало, что он не оказался вместе с Сережей, Мариной, Володей, с другими близкими нам, близкими ему людьми.
И это чувство его не отпускало». Кадр из фильма ГРУЗ 200 2007 Чтобы помочь другу выйти из кризиса, он предложил Балабанову снять два фильма по чужим сценариям. Картина была готова быстро: месяц ушел на сценарий, полтора месяца на съемку. В основу легли реальные события: режиссер рассказал историю девушки, которую похитил милиционер. В фильме много жестокости и насилия. Прочитав сценарий, от главной роли отказались актеры Сергей Маковецкий и Евгений Миронов. В итоге утвердили Алексея Полуяна. Анжелику сыграла студентка Щукинского училища Агния Кузнецова.
Путешествия на край света, первые фильмы и свердловский рок В 1983 году Алексей Балабанов демобилизовался из армии. Отец смог договориться о его поступлении во Всероссийский государственный институт кинематографии ВГИКе на сценарное отделение научно-популярных фильмов. Однако проучился Балабанов там недолго: на первом же экзамене преподаватель раскритиковал его рассказ «День рождения», и он забрал документы из института. В интервью для книги «Балабанов» режиссер рассказывал: «Он мне говорит: «Вот по твоему сценарию будут снимать кино. Как ты сделаешь, что вода обжигает ноги? Уехал с сессии и больше не приезжал». Он вернулся в родной город и устроился на Свердловскую киностудию. Его взяли третьим помощником режиссера — на самую низкую должность. Работа предполагала частые командировки: фильмы снимали на Дальнем Востоке и крайнем Севера, в Сибири. В 1987 году он успешно прошел вступительные испытания и поступил на Высшие режиссерские курсы в Москве. Алексей Балабанов попал на курс «Авторское кино» к известному режиссеру Борису Галантеру. Картина появилась случайно: знакомый студент-оператор попросил Балабанова помочь ему с курсовой работой. Съемки проходили в Свердловске. Режиссер за ночь написал сценарий и привлек в качестве актеров своих знакомых рок-музыкантов. Эта была история девушки, которую предал возлюбленный. Основное действие разворачивалось в ресторане, где играли Nautilus Pompilius. Там он познакомился с Сергеем Сельяновым, который учился на отделении игрового кино. Они быстро подружились. И через несколько минут стало ясно, что мы как-то очень про него одинаково понимаем. Говорим по-разному, наверное, но чувствуем одинаково. Как в «Маугли»: мы с тобой одной крови, ты и я». В Москве Балабанов встретил свою будущую жену Ирину. Они познакомились на вечеринке общих друзей, и он сразу же в шутку предложил пожениться. Вскоре свадьбу сыграли по-настоящему. У них родился сын Федор, и Ирина Балабанова переехала с ребенком в Свердловск, где с воспитанием помогали родители режиссера. Сергей Сельянов помог другу устроиться работать на Ленфильм в мастерскую к знаменитому режиссеру Алексею Герману. Сценарий был создан по мотивам творчества ирландского писателя Сэмюэла Беккета. Главный герой картины — маленький человек без имени и прошлого скитается по городу и становится для прохожих каждый раз другим человеком. Мужскую роль исполнил актер Виктор Сухоруков. Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: «У меня ноги мерзнут…» А он: «Ничего-ничего, потерпи…» Потом оказалось, что это все специально. На ее премьерный показ в Дом кино пришла Надежда Васильева — художник по костюмам «Ленфильма». В интервью Васильева вспоминала: «Сидела в зрительном зале и смотрела «Счастливые дни». Потому что на экране был мир человека очень близкого мне по духу». Они полюбили друг друга. Балабанов развелся с первой женой, и сделал предложение Надежде Васильевой. Все свои дальнейшие фильмы Балабанов снимал при ее участии. Балабанов переснял знаменитый фильм братьев Люмьер , добавив туда главного героя. В центре внимания оказался один из пассажиров поезда — деревенский мужик, который из ревности убил родного брата топором и сбежал из села. Сценарий картины уже был готов. Однако идея снять киноленту про первых производителей порнографии не понравилась продюсерам, а своих денег у режиссера не было. Чтобы заработать, Балабанов решил снять массовое кино о бандитах и музыкантах. Балабанов вспоминал: «Он мне очень понравился тогда. Я Сереже предложил: «Давай кино вместе сделаем. Только у меня денег нет». Он говорит: «Ну давай». Они быстро нашли общий язык и стали близкими друзьями. Бюджет фильма был 100 тысяч долларов — маленький по меркам киноиндустрии. Экономили на всем: съемки проходили в квартирах и на дачах друзей режиссера, играли в своей одежде. Они уехали, и мне говорит один знакомый: «Серега, тебе не нужна пленка? По квартирам знакомых снимали. Гримерши сосиски с картошкой варили на обед». Криминальная драма о Даниле Багрове, который переехал из провинции в Петербург и стал киллером, сразу стала культовой. Персонажа Сергея Бодрова называли «героем нового поколения».
Интерес к творчеству проявился у Алексея еще в детстве. Мальчик обожал читать, с удовольствием ходил в кино и занимался музыкой. Поступил он в Горьковский педагогический институт иностранных языков, где освоил профессию переводчика. Балабанов был старательным студентом, во время учебы ездил на практику в Англию, что произвело на него незабываемое впечатление. В 1981 году, получив диплом, Алексей начал службу в рядах Советской армии. Отдельной страницей биографии стало участие в Афганской войне. В родной город Алексей возвратился в 1983 году. Он уже знал, что не будет работать по специальности. Отец устроил сына на киностудию в качестве ассистента режиссера документального кино. В то время Свердловск переживал расцвет андеграундной культуры. В городе появилась своя школа рок-музыки. Алексей Балабанов был лично знаком с участниками группы «Наутилус Помпилиус». Музыка этого коллектива впоследствии сопровождала многие картины великого режиссера, сливаясь в единое целое с эстетикой Балабанова. Дебютной работой режиссера стала картина «Раньше было другое время», снятая в 1985 году. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, куда пригласил друзей из группы «Наутилус».
Его любимой присказкой на площадке была фраза: «Давайте, ребята, снимаем талантливо! Близкими друзьями для него стали Виктор Сухоруков, вместе с которым режиссер с супругой какое-то время жили в одной квартире, и Сергей Бодров-младший, ставший его главным открытием. Преждевременная трагическая гибель актера в 2002 г. Его жена Надежда рассказывала: «Жизнь после этого была очень странная. Мы не спали вообще… Леша начал пить. Причем по-страшному. Мне сказали, чтобы я не вмешивалась, потому что он должен «отпить свое», иначе ему не прийти в себя. У Леши началась внутренняя трагедия, что это должен был быть он, потому что Сережа был святой, был очень хорошим человеком, а Леша считал себя плохим человеком». Режиссер с женой Фото: peoples. Он знал о том, что ему осталось немного, и, по словам знакомых, старался завершить все дела. Алексей Балабанов скончался от острой сердечной недостаточности. Режиссер Виталий Мельников о нем говорил: «Он постоянно бросал вызов себе и зрителю. Он хотел, чтобы зрители задумывались, задумывались и задумывались. Он был беспощаден к себе и к зрителям. И прав был, наверное, потому что в этом задача художника. Наверное, поэтому так быстро и ушел».
Материалы с тегом
- «Счастливые дни»
- Самое интересное в виде мозаики
- Эфиопия, Сирия, Ангола: Балабанов — военный переводчик
- Продюсер Балабанова рассказал о нереализованных проектах культового режиссера - Ведомости
- Детство и семья
- Эфиопия, Сирия, Ангола: Балабанов — военный переводчик
Новый Крест Балабанова тут же становится кодом Петербурга. Как его найти
Для меня все это было просто невероятным. Съемки шли очень быстро, на каждую сцену уходило по два-три дубля, потому что у себя в голове Алексей Октябринович уже все снял и смонтировал. Он точно знал, какой должна быть Анжелика, показывал, с какой интонацией она должна говорить, как следует плакать. К актерам Алексей Октябринович относился очень бережно. Например, мне в самом начале съемок приставили ассистентку Тату Лелик, которая лишний раз ко мне никого не подпускала. Режиссер терпеливо ждал, пока я сидела в декорациях и настраивалась на тяжелые сцены, чтобы выдать нужную эмоцию, надрыв, который он увидел на пробах. Впервые «Груз 200» я посмотрела на закрытом показе перед премией «Кинотавр» и была просто поражена гнетущей атмосферой этого фильма.
В процессе все это ощущалось не таким тяжелым и страшным. До сих пор не понимаю, как Алексей Октябринович все это сделал. Потом мы ездили по разным фестивалям, Алексей Октябринович рассказывал о своих будущих фильмах, о ролях, которые я смогу сыграть. Он даже предложил мне самой выбрать любую героиню в фильме «Морфий». К сожалению, из-за своей глупости я не поняла, что он хочет этого на самом деле, поэтому не воспользовалась таким щедрым предложением и сыграла там того, кого мне предложили, — сестру милосердия. Я безумно рада тому, что смогла поработать с Алексеем Октябриновичем, он дал мне бесценный урок кинематографической эстетики, культуры, надежности, показал, как следует вести себя в профессии, и сделал многое другое.
Если бы я могла повернуть время вспять, то снова бы согласилась на эту тяжелую роль Анжелики Набоевой.
Он не только потрясающий продюсер. Но и замечательный друг. Даже если друг или жена что-нибудь сделают нехорошее, нужно простить. Мы с женой 12 лет прожили вместе. У нас дети общие. Это главное. А на обиды — тьфу!
Я это особенно почувствовал в Америке. У меня товарищ живет в Нью-Йорке, Вадик, с которым мы учились вместе. Он там простой водила… Я приехал к нему, говорю — Вадька, бросай работу, поехали Америку смотреть… Я хочу кино здесь снять. Ну, поехали. Взяли машину напрокат, заехали к моему другу Майклу Минису, который теперь живет в Петербурге на Васильевском, а в Филадельфии у него очень богатая семья… Взяли его с собой и поехали через всю Америку. Этот маршрут мы повторили потом в фильме «Брат-2». Сморим на одно и то же — Вадим говорит: «Какое уродство! Что одному — красота, другому — кошмар.
Мы абсолютно по-разному видим мир. И на стыке русского понимания и американского мы сделали фильм. А теперь вот на таком стыке я хочу сделать фильм о России. Посмотреть на Россию глазами американца. У них дочка замечательная. Они счастливы. Он учит русский язык и нам помогает. Мне хочется снять кино, как американец, который был там крутой по всем статьям, приехал к нам и превратился в бомжа.
И стал счастливым человеком. Эта стилистика воспринимается сегодняшней молодежью, как никакая другая. Я уверен, что она неверна. Но одно дело — идеология, а другое — кино. Люди смотрят и думают каждый по-своему. Один думает — вот какая крутая жизнь. А другой — какой ужас! Разве можно так жить?
Он симпатичен, говорит какие-то правильные вещи, рискуя собственной жизнью, помогает другу. При этом хладнокровно убивает «уродов». Кого надо — убью, а потом в баньке попарюсь… — Не знаю. Я выбрал некую форму условности. И на этом уровне и работал. Если бы я снимал кино про какого-то святого, то это бы было совсем другое кино. Идея была в контрапункте, в этом, как бы, перевертыше. Губошлеп с открытым чистым взглядом.
И вот, как он живет, вот, как борется за справедливость. Боюсь, что найдутся дяди, которые из таких вот вольных стрелков захотят сделать сводный отряд Павок Корчагиных.
Через «Мастера и Маргариту», между прочим, подошел к Евангелию. Я прочитал сначала Булгакова, а потом Евангелие. И понял, насколько Евангелие мощная и сильная книга. Есть ли она в России?
А вот политика центральная отказалась от нее. Я был сейчас в Иркутске. Там чеченцы рулят вовсю. Держат игорный бизнес. Что хотят, то и делают. Их наши парни боятся.
Они кому надо отстегнут, у них все куплено. Китайцы ресторанным бизнесом заправляют и торговлей. А нашим людям места нет. Алюминий или бумагу варить — вот их место. А в школу пойди, у учителей ни зарплаты, ничего. Дети как учатся...
В Питере в этом плане гораздо лучше. А там, на востоке, где Россия настоящая, русским нет места. И они завоевывают. Это люди другой структуры. Они другие. Они так устроены.
С ними бесполезно говорить. Не договоришься. Их пускать нельзя. Они победят нас. А по закону никто этого не сделает… — Расскажи немного о Сергее Бодрове. Как ты с ним познакомился?
Он был на Кинотавре с фильмом своего отца «Кавказский пленник». Фильм неплохой, но мне не понравился, мне понравился Сережа… Был банкет после фильма, я подошел, говорю: давай с тобой кино вместе сделаем. Я сказал, что денег не будет. Ничего не будет. Я снимал любительское кино. Он на это сразу согласился.
Я обрадовался и понял, что классный человек, и после этого мы уже сидели и не говорили об этом, а просто разговаривали, как старые приятели. Он не хотел туда идти, просто он дружил с Сашей Любимовым и не мог ему отказать. Это же американская программа или какая-то… лицензионная. Это правда. У меня нет никакого подтекста, потому что если что-то начнешь выдумывать, то сразу получается ерунда. Ясно, что это поиск ответов на вопрос «что же происходит в России?
Я растерялся.
И тот факт, что российские зрители так полюбили Данилу кассовые сборы и продажи на носителях не дадут соврать , многое говорит о постсоветском обществе, которое, подобно подростку, хотело иметь понятную, черно-белую картину мира, где ясно, кто свои, а кто чужие. Данила так и видит мир: есть наши, а есть «черножопые»; есть русские, а есть американцы. Бытовая ксенофобия и национальная неполноценность, долго зревшие в советской «тюрьме народов», получили своего выразителя, за что фильм критиковала наиболее проницательная часть публики Герман, говорят, после «Брата» зарекся подавать Балабанову руку. Внутренняя противоречивость образа киллер с щенячьими глазами и мировоззрением подростка , кажется, даже спустя двадцать лет так и не была понята массовым зрителем.
Данила — не защитник всех обездоленных, он не заменяет собой дисфункциональные государственные институты, как это происходило в голливудских боевиках. Он защищает «своих». Данила стал пророком консервативного поворота во внутренней политике постсоветской России, поэтому его афоризмы, хорошо усвоенные националистически заряженной аудиторией, так зловеще звучат сегодня. Зловеще они звучали уже тогда — двадцать лет назад. Второй «Брат», вышедший аккурат на стыке тысячелетий, носил такой рекламный слоган: «Данила — мой брат.
Путин — мой президент». На большое историческое кино о Великой войне денег не было, афганская травма еще не была закрыта, но уже шла Первая чеченская кампания. Фильм Балабанова, по словам самого режиссера, был «неполиткорректным» ответом Бодрову-старшему. Критикам тогда все стало ясно с Балабановым: из модерниста и свободного художника он превратился в патриота и певца авторитаризма. Идейно «Война» — кровный наследник фильмов о Даниле.
Это тоже фильм о силе и правде, о своих и чужих. И своих в нем, конечно, не бросают. Балабанов взваливает на себя непосильную задачу — «окончательно решить» кавказский вопрос, который бередит умы националистов с XIX века. Режиссер хотел работать максимально натуралистично, поэтому перед съемками он накачивал команду просмотром настоящего снафф-видео с казнями солдат, а Ингеборга Дапкунайте действительно плавала голой в холодной воде, да что уж там — фильм частично снимали в Чечне, когда еще шла вторая кампания. Замах у Балабанова был как минимум на «Апокалипсис сегодня» , а получились «Зеленые береты» — милитаристская агитка с Алексеем Чадовым вместо Джона Уэйна.
В «Войне» Балабанов вновь обращает внимание на феномен видео — фильм о своих мытарствах в России снял попавший в плен англичанин Джон. Видео в фильме Балабанова носитель ненависти частый партнер режиссера, оператор Сергей Астахов в связи с просмотром снаффа говорил, что работать над картиной психологически было трудно. Так складывается формула, балабановская триада, которая лаконично описывает главные фильмы в творчестве режиссера, — секс, насилие и видео. Как смотреть «Войну» сегодня? Как «Звездный десант».
И этически, и эстетически «Война» двадцать лет спустя смотрится наивно. Так же наивно выглядит и импровизированный сиквел балабановского фильма — «Своя война» Алексея Чадова, который еще можно посмотреть в кинотеатрах. Если сила в правде, а на войне, как говорил Балабанов, правда у каждого своя, то его фильм, как и всякое видео о войне, по определению несостоятелен, а потому и буквально воспринимать его невозможно. Равно как невозможно всерьез воспринимать и «Брата». Время обезвредило эти фильмы.
Горькая ирония, связанная с Данилой Багровым, заключается в том, что Бодров-младший был против той рекламы с Путиным. Во-первых, потому что они — впервые в творчестве режиссера — сняты по чужим сценариям. Во-вторых, в них режиссер пробует себя в новых жанрах: в криминальной комедии и мелодраме. И в обоих пытается переизобрести себя.
Алексей Октябринович Балабанов
Алексей Балабанов был тяжело болен и ждал смерти // Новости НТВ | Кинорежиссер Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). |
Скончался режиссер Алексей Балабанов | В этой картине Балабанов снялся в роли себя самого — режиссера, который умирает, будучи отвергнутым этой колокольней. |
«Я хотел показать то, что показал»
Алексей Балабанов оставил после себя как ушедшие в народ фильмы («Брат», «Жмурки», «Груз 200»), так и фестивальные хиты. Режиссер, сценарист, продюсер Алексей Балабанов | Фото. За свою карьеру Алексей Балабанов снял два десятка картин, но всенародную известность ему принесли фильмы "Брат" и "Брат-2". По словам вдовы режиссера Надежды Васильевой, Балабанов предлагал Бодрову помочь на съемочной площадке, но тот хотел самостоятельности. Балабанов против Балабанова: как сегодня выглядят фильмы важнейшего постсоветского режиссера.