Когда святая вода становится непригодной для пития, то ею можно с ладошки окропить свое жилище, детей, родственников.
Батюшка ответил, стоит ли выливать испорченную святую воду
Какие-то джинсы с рваными коленями или слишком в обтяжку — это просто незачем. Опять же, означает ли это, что Бог не услышит ее молитву? Господь услышит. Здесь уже момент чисто культуры и эмпатии. Я уважаю людей, которые стоят со мной в храме, я не буду приходить в одежде, пахнущей бензином, в грязной одежде или в одежде, которая будет мешать другим молиться. Странно приходить девушке в монастырь, где люди приняли обет безбрачия, в соблазняющей одежде. А с другой стороны, если у нее что-то случилось, она пришла в первом попавшемся, — да, ну пришла и пришла. Слава Богу, пришла, а не в петлю полезла… Как-то приходит ко мне женщина, лет 35-ти.
Говорит: «У нас ссора, муж не церковный, и он запрещает мне в храм ходить. Наверное, я с ним разведусь». Я прошу: «Подождите, поподробнее… С чего все началось? Это очень хорошо. Человек старался проникнуться духом монашеской жизни. Но ей какая-то матушка сказала, что Страшный Суд может наступить в любой момент, а ты должна предстать перед Богом одетой. И ты тоже должна спать в халате и платочке, потому что должна предстать перед Богом, как в храме стоишь».
Представьте реакцию мужчины, мало воцерковленного, у которого вдруг жена приехала из монастыря. Они люди молодые, и он ждет, что она наденет какую-нибудь кружевную рубашечку, которая ему нравится. А она вместо этого напяливает халат махровый, повязывает платок и ложится в таком виде. Сказать, что я был в шоке, — это не сказать ничего, хотя я много чего слышал. Давайте определимся: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Семья есть малая церковь. Это тоже определенная социальная ячейка.
Вы тот устав сюда не несите. Принято у них так в монастыре — пожалуйста, там можете спать как угодно. Но то, как муж и жена одеваются в своей семье, что они делают в своей спальне, — это не касается никого. И не надо сюда подводить никаких религиозных мотиваций, потому что на кону стояла семья этой женщины, она трещала по швам. А женщина была недавно воцерковленная и все воспринимала как откровения небесные. Я сказал: «Не беспокойтесь, Господь нас видел голенькими, когда мы рождались. Он нас сотворил».
Говорят, что после Причастия нельзя плеваться. Соответственно, нельзя чистить зубы, есть семечки и рыбу, чтобы тоже потом не плюнуть. Они, в общем-то, вполне понятны. То есть человек принял святыню — и, конечно, чтобы не выплюнуть частички Причастия, лучше какое-то время от подобных вещей воздержаться. С другой стороны, человек же Причастие запивает. Запивка — как раз для того, чтобы ополоснуть уста и чтобы никакие крошки не остались. Я своим прихожанам советую, что три часа после Причастия лучше все-таки не выплевывать.
Но если у человека какие-то болезни, если ему приходится сплюнуть, тут я рекомендую лучше взять с собой бутылочку воды и хорошенько прополоскать рот сразу после Причащения. Но, извините, после Причастия до вечера проходит много часов. И перед сном надо почистить зубы. В общем-то, я чищу. Первые два-три часа все-таки в полости рта что-то может быть в промежутке между зубами. Это чисто практические вещи. Опять же, вот человек пообедал, съел первое, второе, к этому моменту, думаю, он уже все частички поглотил.
Если вдруг ему надо есть рыбу и попалась косточка, то надо сплюнуть все и спокойно к этому относиться. Есть другой момент. Я лично думаю, что лучше на день Причастия не планировать визит к стоматологу. Это имеет под собой какие-то основания? Если человек на следующий день собирается причащаться, он исповедовался накануне, то лучше ему вечером не идти в компанию, где будут пересуды, ненужные разговоры и сплетни — чтобы сохранить вот эту сосредоточенность. Но это не означает, что он не должен ни с кем общаться. Например, если его пригласили в гости, он может пойти к своим друзьям, к родным, поздравить близких людей.
Например, очень яркая ситуация — первое января. Время от времени каждому священнику приходится служить первого января, даже если он не служит ночную. А его родные пригласили праздновать Новый год. Он что, должен сказать: «Вы знаете, у меня служба и вообще пост, и вы все тут безбожники, а я такой благочестивый, я к вам не пойду»? Да нет, сходи, поздравь близких, покушай там чего-то постненького. Конечно, если я приду в эти гости и буду там отплясывать, петь песни, участвовать в каких-то обсуждениях, что вот вокруг все плохие, мы одни хорошие, это будет неправильно. Надо смотреть, что за гости, что за люди меня приглашают.
Тут уже здравый смысл и личная ответственность христианина. Только он ответственен за свою духовную жизнь — не батюшка, не кто-то там, не книжка, которую ты прочитал, а ты сам, взрослый человек. Чего только не встретишь. Нельзя слишком кланяться, потому что преломляешь крест. И наоборот: надо кланяться на совесть. Надо часто. Надо редко.
И пусть меньше, да лучше. Количество не всегда здесь переходит в качество. Я знаю людей, которые во время чтения молитв начинают беспрерывно креститься часто или медленно — и это уже идет как невроз. То есть человек не может без креста читать молитву. Лучше перекреститься благоговейно — не торопясь, полностью, а после поклониться. И сделать это один раз. Можно перекреститься и поклониться два, три, пять раз за всю службу, не обязательно это делать на каждом прошении ектеньи, на каждый возглас или каждый раз, когда хор поет «Аминь».
Здесь это вообще не регламентировано.
Именно космические силы и удерживают в Крещение энергию на Земле», — сообщил кандидат технических наук Анатолий Стехин. Священники считают, что хранить остатки прошлогодней воды не стоит, однако и выливать ее в раковину тоже нельзя. Они предлагают вернуть в воду в реку, либо же вылить ее в чистое место под дерево.
Также остатки воды можно добавлять в ванну во время купания.
А наговаривали — молитвами… Так что нет греха, если человек сделал добро — от доброты и милости сердца. Это лучше, чем пить или колоть антибиотики… Воду неугодную — вылейте на цветы, или куда угодно со словами: как пришло, так и ушло… но это тоже своеобразный заговор , а просто так — нельзя, пары воды обратимы. Ну, а батюшки — она всего лишь ЛЮДИ, они все разные, у них тоже есть разная энергетика, разные «вибрации», запахи, разного характера «флора» слюна, дыхание … и говоря с некоторыми, можно много чего «получить»… Потому вода-воде рознь… Если сомневаетесь, берите святую воду, она всегда дезинфицирована серебром.
Оно же щиплет, его лучше в глаза-то не капать. По поводу того, что люди набирают и оно потом портится… У нас была семейная традиция. Мы каждый вечер молимся с семьей, с детьми — ну для детей кратенько, потом сами уже с супругой молимся отдельно.
И каждый вечер у детей было такое послушание: один достает иконы, каждому дает поцеловать, кто-то другой достает баночку с освященным маслом и кисточку, и мы всех помазываем. То есть если человек с верой взял это масло, помазывает им — это внешний знак. Когда дети выросли — сейчас им шестнадцать, тринадцать и девять, — то старшая дочь сказала: «Знаешь, папа, я молюсь, но помазываться каждый вечер я не хочу, я не вижу в этом смысла». И мы отнеслись к этому спокойно. То же самое, думаю, постепенно в той или иной мере происходит в духовной жизни, когда человек от внешней святыни, от окружения себя атрибутикой приходит к главному. Сначала у него всего много, а потом он сосредоточивается на некоем минимализме. Это Евангелие, Новый Завет, несколько любимых святых отцов — те духовные авторы, которых он регулярно читает и перечитывает.
Это, конечно же, Евхаристия, это общение с близкими по духу людьми. Куда нам девать все эти «святыньки» и «святынечки»? Вроде бы и выбросить нельзя… И что делать с освященным маслом? В саду под вишню вылить? Если у нас есть печка, мангал на огороде, можно сжечь. Само масло можно вылить под деревце какое-нибудь, да. То же самое со святой водой...
Вот она стояла на солнышке и зацвела. Когда люди говорят, что она абсолютно никогда не портится, это неправда. В «Известии учительном» — это руководство для священников, как быть в разных неожиданных ситуациях, — есть такой пунктик: «Если Святые Дары заплесневели или испортились». Святые Дары, Причастие! Говорится прямо, что такое может произойти. И если что-то произошло со Святыми Дарами, они сжигаются, и пепел потом высыпают в непопираемое место. Ну Святые Дары обычно высыпают под престол.
Не в каждом храме есть такая возможность, поэтому высыпают в какой-нибудь сухой колодец, например. А почему вы ее не выпили за весь год, зачем вы изначально ее столько брали? Я лично беру в полтора литра бутылочку. С утра встали, налили в чашку, все по глоточку выпили, помолились, потом просто доливаем в течение года. На следующий год можно обновить. Вода становится святой по молитве. Она без веры не действует.
Если же она испортилась, нужно ее просто вылить. Кстати, с яблок спустя несколько часов святая вода высыхает. Мы можем спокойно это яблочко скушать, а огрызок выбросить. То же самое со скорлупой, потому что само вещество, которым освящают, уже отсутствует — мы не выбрасываем святую воду. А вот, например, что делать с пластиковыми наклейками с изображениями икон вокруг яиц? Китайская Народная Республика штампует все это километрами, люди покупают, обклеивают, потом приносят в храм: «Что с этим делать? Это опять же нарушение заповеди, нельзя использовать святыни в каких-то второстепенных вещах.
Когда продают кагор с изображениями святых или храмов на бутылке… «Кагор церковный», читаешь: винный материал какой-то, этиловый спирт. То есть там даже кагором-то и не пахнет, это просто спиртосодержащая крашеная жидкость. Но люди покупают, и это бутылка с иконой. Как ее выбрасывать? Рука не поднимается. Но если уже так пошло, приходится соскрести эту надпись или же ее в водичке подержать, чтобы она отошла, высушить и сжечь, а бутылку потом спокойно выбросить. Все, паника.
Сама концентрация на «можно», «нельзя», «как быть» говорит о том, что акценты расставлены неправильно. Человек бросается на внешнее: сюда встань, туда не ходи, эту свечку поставь, эту записку подай о здравии, этих можно писать, этих нельзя писать. И прежде чем он встретится со Христом, он встречается с совокупностью ритуальных предписаний. И этот приоритет изначально искажает вообще восприятие духовной жизни. Человек может десятилетиями ходить в храм, иногда всю жизнь, но с Богом так и не встретиться. Давайте обсудим суеверия и традиции в храме. Я сегодня пришла к вам в джинсах и без платка, и мне бы кто-нибудь обязательно сказал: «Ай-ай-ай, надо платок и юбку, да подлиннее».
И вообще говорят, что нужен только платок, другие головные уборы не считаются. И я сомневаюсь, что конкретно в нашем храме вам кто-то сделает замечание. Здесь все-таки прихожане в этом плане достаточно воспитанные. Знаете, есть определенные социальные традиции, которые воспринимаются уже как церковные — в плане того же платка. До революции замужние женщины ходили либо в платочке, либо в каком-то головном уборе, в берете, в шляпке. Мы можем посмотреть фотографии императрицы Александры Федоровны или, например, преподобной мученицы Елизаветы. У замужних женщин голова должна была быть покрыта, но не обязательно платком, платок — это крестьянская одежда.
Сейчас стало восприниматься, что женщина обязательно должна быть в платке. И девочка… И в юбке в пол. Можно увидеть, когда на двух—трехлетнюю девочку пытаются напялить платок. А дети в этом возрасте вообще не любят, чтобы им что-то надевали. Девочка срывает, потому что ей жарко, неудобно и так далее. Девочке десять, двенадцать, даже пятнадцать лет. Слава Богу, подросток вообще пришел в церковь, зачем на него накладывать какие-то дисциплинарные правила, которые, в общем-то, не основополагающие?
Думаю, психология поменялась во время Великой Отечественной войны, в храмы хлынуло огромное количество вдов, сирот. В каких они платках приходили? В темных. Храм для них — это место скорби. И сейчас очень часто у многих женщин, даже светских, такая подсознательная установка: платок для храма должен быть темный. Прямо как будто все вдовы с пятилетнего возраста.
Куда деть остатки святой воды и заплесневевшую просфору?
Что же делать, если запасы святой воды с прошлогоднего Крещения полностью не израсходовались? полить ею комнатные цветы. Можно использовать старую воду, чтобы еще раз окропить ею свое жилище, добавить в пищу, а вот мыться или окатывать себя ею как из душа не стоит". Куда деть старую святую воду. Как употреблять святую воду христианину. Крещенская вода, освященная в церкви накануне, в Крещенский сочельник, либо в сам день праздника, считается особенной, потому что ее святят по чину Великого освящения.
Батюшка ответил, стоит ли выливать испорченную святую воду
Святая вода испортилась и позеленела – что делать в таком случае? Святую воду на Крещение и в Сочельник рекомендуется пить весь день. Куда девать крещенскую прошлогоднюю воду, можно ли вылить. Дома есть святая вода и получилось,что на крещение взяли новую, а куда девать старую святую воду? Нет, это очень хороший вопрос, потому что, думаю, будет немало вопросов, что делать с бутылками, на которых наклейки с храмами, крестами, иконами. Уже появля.
Что делать с прошлогодней крещенской водой?
На них христианские верующие должны опираться даже в том случае, при котором крещенская вода не испортилась, но её всё равно необходимо по той или иной причине вылить. Согласно правилам православной церкви, прошлогоднюю крещенскую воду нельзя выливать в раковину. Запрещено допускать того, чтобы святыня контактировала с обычной, не освящённой трубопроводной жидкостью. Это будет считаться осквернением крещенской воды. Так, в случае, при котором она пришла в негодность, а также в некоторых других ситуациях, с жидкостью необходимо поступить определённым образом: вылить воду в открытый водоём.
Подойти может ручей, река, или же другое место, в котором есть течение; колодец. В подобное место можно выливать воду исключительно по рекомендациям священнослужителя; неиспользуемый участок земли. Вылить воду можно в место, по которому не ходят ни люди, ни животные. Церковные правила также гласят, что при утилизации прошлогодней крещенской воды православные верующие должны поблагодарить святыню за те блага, которые ею были осуществлены.
После этого некоторые священнослужители также рекомендуют помолиться, а сосуд, в которой хранилась вода, вымыть и использовать в следующем году с теми же целями.
Слово «освящение» происходит от слова «святость». В буквальном переводе с еврейского это означает «чистота, обособленность». Если говорить об освящении предметов в церкви, в полном смысле слова освящаются те, которые используются в богослужении. В первую очередь это Святые Дары и миро, затем — богослужебные сосуды и облачения. Все остальное — то, что будет иметь употребление в повседневности, например пасхальная трапеза или автомобиль, — скорее, благословляется молитвой, хотя это и называется освящением. Правила, регламентирующие утилизацию священных предметов, собраны в «Известии учительном», составленном в помощь священнослужителям в конце XVII века. Такой способ утилизации святынь или предметов, соприкасавшихся со святынями, вероятнее всего, восходит к ветхозаветному обычаю уничтожения остатков мяса жертвенных животных см.
В том числе — к антидору частям просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец; в греческой традиции их раздают непричащавшимся верующим. Маленькие просфоры, которые в Русской Церкви обычно получают верующие после литургии, не упоминаются в «Известии», поскольку они появились в русском церковном обиходе позже, чем был написан этот труд. Но поскольку их частицы участвуют в веществе Евхаристии, на них распространяются те же принципы благоговейного употребления. Так же стоит относиться к артосу большому хлебу с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемому в день Пасхи. По аналогии с этими рекомендациями верующие стали поступать с другими пришедшими в негодность, но требующими благоговейного отношения если не по церковному канону, то по внутреннему ощущению предметами — от скорлупы крашеных пасхальных яиц до бутылочек из-под лампадного масла. С одной стороны, это скорее плюс в пользу благоговения и правильного отношения ко всему, что связано с Церковью. С другой, постепенно накапливаются вопросы, не имеющие решения в опыте прошлого. Как сжигать что-то, если живешь в центре мегаполиса, где нельзя разводить костры? Как быть, если предмет изготовлен из неразлагающегося пластика, ведь сжечь, закопать или бросить в реку — неэкологично а заботиться о природе, созданной Богом, для христианина естественно?
Кстати, многие артефакты, имеющие священную символику, например термоэтикетки для пасхальных яиц с изображениями икон, — явления недавние, к настоящей православной традиции отношения не имеющие, а проблем с утилизацией создающие множество. Если такие изображения все-таки попали к вам, их лучше сжигать, считает священник. Бросать в воду? Любой способ плох.
Часто православный христианин прозаичные и бытовые вещи принимает как дурные или хорошие знаки. Например, выронил батюшка случайно обручальное колечко на венчании — жить не будут молодые. Или: когда молился Пресвятой Богородице, чтобы что-то исполнилось, увидел, как солнечный лучик упал на лик и образ будто бы улыбнулся, значит желаемое осуществится; испортилась крещенская водичка — благодать Божия отошла от дома, жди беды. Это, конечно, суеверия, то есть суетная вера. Святые отцы однозначно говорят: знаков не искать, суевериям не предаваться и не разжигаться ни позитивными, ни негативными мыслительно-эмоциональными установками на этот счет. Все должно принимать равнодушно, как будто бы этого и не было. На все воля Божья. Ей и доверяться, основываясь в первую очередь на заповедях Господних и советах святых отцов. Нужно, как говорится, не заполошничать и не впадать в панику, но четко и трезво осознавать, что наше спасение зависит от воли Божией и от того, насколько ревностно мы работаем над собой для искоренения греха и очищения-освящения своего внутреннего человека. Утилизировать же святую воду, которая испортилась, можно очень просто. Вылить ее куда-то под кустик или дерево, на травку или землю в чистое место, где нет мусора. Если это квартира, то вылейте ее в вазон с цветами, но не в канализацию, чтобы не мешалась святыня с нечистотами. Если святая вода хранилась в бутылке пластиковой, то ее лучше в чистом месте сжечь, а если в стеклянной таре — ее можно хорошо несколько раз прополоскать и также вылить в чистое место. Когда святая вода становится непригодной для пития, то ею можно с ладошки окропить свое жилище, детей, родственников. И таким образом использовать святыню по назначению своему духовному, чтобы крещенская вода силой Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа освятила, очистила наше жилище, а наши души и тела получили спасительную и животворящую силу Божьей благодати. Приятно наблюдать, когда заходишь в иной дом и видишь святую водичку и чашечку, стоящую возле нее, и мешочек с просфорами. И ты уже знаешь, что этот человек регулярно вкушает святую воду и просфоры. А иногда можно видеть, что у человека крещенская вода принесена в дом в праздник Богоявления Господня, поставлена в закрытом виде в шкаф и достается оттуда лишь на следующий год 19 января. Она выливается или восполняется запасами свеженькой крещенской водичкой. Это, конечно, печально. Потому что крещенская вода должна служить нам во благо. Она при правильном потреблении каждодневно может и должна поддерживать наши духовные и телесные силы. Она — средство освящения нашего духовно-телесного естества. И потому желательно, чтобы день православного христианина начинался именно с нее. Ведь водичка в числе других, освященных Церковью средств, помогает нам бороться с грехом и приближаться к Богу. Великая святыня-агиасма — символ праздника Богоявления Господня. Бог явился людям Своим и пребывает среди них вечно… Поэтому потребление после утреннего правила натощак просфоры и святой воды с определенной молитвой является неким отголоском-символом Литургии, неким очень важным моментом нашего личного домашнего богослужения, в котором Бог освящает и нас, и наступающий день, преподавая нам в нем Свое благословение. Самые популярные вопросы и простые, лаконичные ответы о святой воде. Приди, виждь и пей от источника благодати Божией. Вот так и святая вода. Мы усердно молимся над нею. Призываем силу Божию, осеняем воду священническим благословением, погружаем в воду Крест Господень. Можем мы надеяться, что Господь услышит моления не двух-трех, а сотен тысяч, миллионов людей. Господь слышит нас.
В допетровское время также устаивали «шествие на осляти», во время которого патриарх ехал на осле, а рядом с ним шел государь. Этот обычай запретил Петр I. Также был популярен обычай слегка ударять друг друга веточками вербы, особенно детей. Делалось это в воскресенье утром после освящения ветвей, как правило, с приговором, суть которого была в пожелании здоровья. В 2024 году праздник Вход Господень в Иерусалим отмечают 28 апреля Вербное воскресенье 2024: во сколько святить вербу, что с ней делать потом Обычно вербу срезают за два дня до праздника или накануне, в Лазареву субботу. Освятить ветви можно в любом храме как в субботу, так и в само Вербное воскресенье. Если возможности оказаться в храме нет, вербу окропляют святой водой дома и читают молитву на «освящение всякой вещи» — она есть в большинстве молитвословов. Обычно ее ставят рядом с иконами, где она может остаться на год, а иногда и дольше. Можно поставить вазу с вербой на стол или на видное место. Священнослужители напоминают, что ветви вербы — не главное в этом празднике, гораздо важнее духовная составляющая. Господь сказал в Евангелии: «Сыне, даждь ми свое сердце», напоминает в своих проповедях епископ Дионисий.
Святая вода на Крещение: когда набирать в 2024 году? Как использовать воду
В эту священную дату хабаровчане начнут запасаться святой водой и окунаться в проруби. Капля Святой воды. Куда деть старую святую воду. Куда же деть бутылки из стекла?
Крещенская святая вода: как и когда ее набирать, зачем, и что потом с ней делать
Рекомендации, как использовать святую воду с прошлого года | Емкость со святой водой стоит подписать, чтобы случайно не вылить и не использовать ее не по назначению. |
Куда деть старую святую воду | Церковнослужители рассказали, что следует делать со святой водой, которая осталась с прошлого года. |
Куда девать бутылки из-под святой воды — Кириллица — энциклопедия русской жизни | Куда можно деть прошлогоднюю крещенскую воду, а также как её можно использовать. |
Как поступить со святой водой, набранной более года назад?
Что лучше: святая вода Крещенского сочельника, или вода, освященная в день самого праздника Крещения (Богоявления)? Подскажите, плиз, куда правильно деть святую воду, если ей уже много лет и пить как-то не катит. Куда деть крещенскую воду с прошлого года? Принимать ванну со святой водой нельзя, не стоит поливать ей цветы или давать пить животным, они не смогут воспринять воду как святыню. «Cвятая вода не теряет своих свойств и может храниться длительное время, и по истечении года ее можно пить, – говорит отец Иоанн.
Куда деть остатки святой воды и заплесневевшую просфору?
Нет, это очень хороший вопрос, потому что, думаю, будет немало вопросов, что делать с бутылками, на которых наклейки с храмами, крестами, иконами. Уже появля. Известно много примеров, где святая вода помогала избавиться от давних болезней и также лечила кожные заболевания. Даже старую, неподходящую к употреблению святую воду выливают в так называемое «непопираемое место», то есть туда, где не ходят ногами, где не будут топтать святыню. В Крещение традиционно набирают святую воду, которой потом многие пользуются целый год. Святая вода – это вода, на которую снизошла Божья благодать. Освящённая вода имеет очищающую и животворящую силу. Известно, что святую воду категорически запрещено выливать в раковину и в другие места, куда попадает проточная вода.