Новости что такое синдром отличника

Психологи утверждают, что синдром отличника – не самая популярная проблема среди родителей, так как большинство наоборот пытаются вытянуть школьника на четверки и замотивировать на какие-либо действия. Что такое синдром отличника, в чем он проявляется и чем грозит, разъяснил психолог по тревожным расстройствам Павел Жавнеров. Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника.

Синдром отличника: описание и особенности

  • Чем опасен синдром отличника
  • «Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться
  • Что такое «синдром отличника»
  • Синдром отличника у взрослых: что это такое и как от него избавиться
  • Определите, что мешает получать пятёрки
  • Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?

Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям

Поймите, что ошибки и неудачи — это не провалы, а уроки, которые нужно принять как должное. Ошибаться может каждый. Примите свои недостатки и себя и осознайте, что имеете право на ошибку. Полюбите себя. Ваша уверенность не должна зависеть от мнения окружающих.

Оценка других — это не мерило вашей ценности.

Проигрыш приводит к ощущению беспомощности, самобичеванию и депрессиям. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. Однако между данными понятиями психологи видят принципиальную разницу.

Чем синдром отличника отличается от перфекционизма Перфекционизм — это стремление к совершенству. Перфекционисты ставят перед собой нереалистичные задачи и чувствуют неудовлетворенность собой, пока не достигнут поставленных целей. Перфекционист тоже не прощает ошибок, чувствует себя виноватым, когда что-то делает неправильно. Однако при достижении идеала перфекционист ориентируется на себя, стремится к совершенству ради самоудовлетворения.

Человек с синдромом отличника ставит целью всеобщее признание. Он пытается увидеть себя другими глазами, оправдать ожидания окружающих и получить высокую оценку своих достижений. Это психологический комплекс, при котором человек остается недоволен собой, даже если достигает успехов. Почему возникает синдром отличника Желание быть лучше остальных — это результат социального опыта: взаимоотношений с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками.

Основную причину проблем психологи видят в особенностях семейного воспитания: Компенсация неудач родителей Ребенок реализует неудовлетворенные амбиции родителей, которые ставят цели, признанные обществом, но пренебрегают интересами и самочувствием ребенка. Через его успехи и достижения родители добиваются признания окружающих, повышают свой социальный статус Высокие требования Ребенок, родившийся в семье успешных и талантливых родителей, неосознанно хочет соответствовать их уровню Низкая самооценка Высокие достижения в учебе, спорте или в работе компенсируют внутренние или внешние несовершенства ребенка, такие как недостатки внешности, неуверенность, отсутствие друзей, социальный статус. Им важно всеобщее признание, потому что оно повышает самооценку Недостаток внимания Ребенок, на которого у родителей не хватает времени, добивается их внимания своими успехами. У многих родителей словесное поощрение подкрепляется материальным вознаграждением: покупкой новой вещи, деньгами, поездкой или разрешением поиграть в телефон Такое отношение к победам убеждает ребенка, что его ценность как личности зависит только от достижений.

Если в подростковом возрасте ребенок не выйдет из этой схемы отношений, с возрастом ситуация только усугубится и сохранится на всю жизнь. Симптомы синдрома отличника У взрослых людей сохраняется нестабильная самооценка, которая зависит от достижений, неудач и признания окружающими. Они боятся критики, готовы отказаться от нового дела из страха допустить ошибку.

Не нужно превращаться в заложника чужих надуманных правил. При синдроме отличника, прежде всего, страдает самооценка. Поэтому дабы освободиться от него, необходимо повысить самооценку, то есть научиться уважать собственные жизненные приоритеты, ценностные ориентиры и следовать им. Также надобно понять, что здраво лишь то, что в меру. А потому следует под себя подстраивать ситуацию.

Порой рассматриваемый синдром может помочь его носителю, поэтому нужно научиться адекватно анализировать и оценивать любую ситуацию бытия. Главной проблемой людей с синдромом отличника является отождествления себя с плодами своей деятельности. Они забывают, что достижение либо неуспех — это лишь незначительная часть их жизненного пути. В преодолении рассматриваемого комплекса важно трансформировать собственные установки. Ещё одним действующим средством является безделье. У всех лиц с синдромом отличника наблюдаются излишне завышенные требования к собственной личности. Помимо того они убеждены, что и окружение также ожидает от них высоких результатов. Отличника приучить чередовать деятельность и отдых довольно сложно.

Поэтому не следует ожидать моментальных результатов. Нужно начинать с минимума. Например, позволить себе хотя бы 5 минут придаться сознательному безделью, но при этом, наблюдая за коллегами: смотрят ли они с осуждением или даже не замечают, что рядом сотрудник отдыхает. Делать перерывы в деятельности это нормально. Более того отдых способствует продуктивности труда. Нужно ввести правило еженедельно совершать нечто экстраординарное, дабы высвободить настоящие эмоции. А услышав критику собственных действий, следует помнить, что данная отрицательная оценка поступка является лишь суждением отдельного индивида. Негативные отзывы со стороны необходимо анализировать на предмет их объективности и полезности.

Нельзя воспринимать критику в качестве попытки оскорбить либо унизить. Подобное неправильное отношение является следствием описываемого синдрома.

У отличника нет возраста. Мы часто встречаем взрослых людей, которые испытывают сильные эмоции обиду, злость, ощущение беспомощности от того, что их работу не оценивают на отлично. Если им ставят «хорошо», у них рушится мир внутри, но внешне они могут этого не показывать.

Сила эмоций доставляет отличнику немалый дискомфорт. Ему требуются большие внутренние ресурсы, чтобы с этими ситуациями справиться. Может быть так, что боясь этих эмоций, отличник может избегать определенных видов деятельности. Эти ситуации должны его побуждать к тому, чтобы пересмотреть свое отношение к мышлению и повелению. Признаки синдрома отличника: 1.

Зависимость от оценки окружающих 2. Катастрофизация последствий от сделанной ошибки 3. Стремление доводить все до идеала, даже если в этом нет необходимости 4. Чувствительность к успехам других достижения других воспринимаются как собственный провал 5.

Что такое синдром отличника и нужно ли требовать от ребенка отличной учебы

Следует разрешать себе отдыхать. Понимаем, что это сложно сделать, если хотите, чтобы всё было идеально. Делегируйте то, что можно делегировать. Проведите простой эксперимент: возьмите несложную задачу, на которую у вас уходит много времени.

Если обычно вы тратите на её выполнение шесть часов, попробуйте сделать за три-четыре. Посмотрите, что получится. Вероятнее всего, результат вас приятно удивит.

Подавление тревожности. Попытайтесь не зацикливаться на мыслях о том, что будет в случае неудачи, и не накручивать себя. Чтобы успокоиться и убрать тревогу, можно делать дыхательные практики.

Для снятия тревоги можно использовать практику «Дерево» — расслабление через тело. Затем, стоя на ногах, представьте себя деревом с корнями, уходящими глубоко в землю. Тело — это гибкий ствол.

Делайте плавные наклоны, словно покачиваясь на ветру. Это простое упражнение хорошо помогает уменьшить напряжение и успокоиться. Важно понимать разницу между случаем, когда человек в принципе не способен и не желает ничему учиться, и ситуацией, когда он интересуется узким списком предметов, поэтому не получает высоких оценок при этом он может учиться хорошо и быть гениальным в своём направлении.

В итоге мы получаем не жизнь, а гонку по карьерной лестнице, за которой порой теряется то, что принято называть «жизнью», то есть жизнь и развитие души, причем, подчеркнем, многогранное развитие, а не только поглощение содержания многочисленных учебников. Еще раз повторим: если мы встречаем отличника, то это возможно в двух случаях: ребенку учеба дается легко и он спокоен и тогда все в порядке , либо ребенок выворачивается наизнанку, лишь бы не испортить свой аттестат и тогда надо бить тревогу. Оценка — вещь формальная и субъективная. Школьник может действительно отлично знать предмет и иметь по нему только «четверку» в силу разных причин несобранность в ответственный момент, переживания, пристрастность учителя и т. Но его-то истинных знаний у него никто не отнимет. Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться». Далеко не все дети предрасположены к «синдрому отличника». Дело в том, что существует большое количество типов личности, которые по-разному относятся к социальному успеху.

Например, синтонные люди люди, для которых свойственно пребывать в состоянии естественной радости, наслаждаться жизнью, и настроение которых меняется по принципу — «солнышко - тучки» или психастеники тревожно-сомневающиеся личности гонки за хорошими оценками избегают. У первых и так все хорошо, а для вторых это слишком мучительно. Синтонные или психастенические дети легко могут получать оценки «отлично», но только за те предметы или темы, которые им искренне интересны. И родители, и учителя должны их в этом поддерживать и стимулировать таких детей. А вот для волевых и педантичных типов погоня за отличным аттестатом куда меньшая редкость. Просто волевые люди всегда неосознанно стремятся к социальному доминированию и хорошие оценки — один из путей к этому , а педантам необходимо, чтобы все было очень правильно в их жизни, чтобы во всем был формальный порядок «по струнке». Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. С подобными детьми ненавязчиво стоит проводить разъяснительные беседы, раскрывать перед ними все многообразие человеческой жизни, показывая, что счастье заключается не только в медалях и красных дипломах, хотя, конечно, если у них получается идти к заветной черте, не насилуя себя, — все в порядке. Для тех, кто хочет подробнее разобраться в том, к какому психологическому типу относятся их дети, и как с ними надо строить отношения, мы рекомендуем книгу профессора-психотерапевта М.

Постепенно справляться становится всё сложнее, и он начинает сдаваться. Зависимость от качества результата. Выполнив работу неидеально, взрослый «отличник» чувствует подавленность.

Зависимость от чужого мнения. Даже будучи взрослым и самодостаточным, такой человек нуждается в одобрении окружающих. Постоянное недовольство собой.

Успехи и достижения воспринимаются как нечто обычное, а любое несовершенство — как неполноценность. Неумение проигрывать. Каждому человеку приходится периодически проигрывать споры и соглашаться с оппонентом, особенно важно уметь делать это в общении с близкими людьми.

Отсутствие самоиронии. Человек не способен положительно и с юмором воспринимать собственные ошибки. Болезненное восприятие критики.

Самооценка человека с синдромом отличника сильно занижена, а критика извне способна ввергнуть его в состояние депрессии. Страх перед риском. С годами «отличнику» всё сложнее рисковать.

Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов. На своём примере подтвердите, что с неудачами можно справляться по-другому — без испуга. Выбирайте стратегию, подходящую под ситуацию: принятие к сведению, игнорирование, анализ ситуации и её исправление. Причём не только на словах, но и в действиях.

Суть и причины синдрома отличника

  • Как избавиться от синдрома отличника и жить свободно?
  • Спасите отличника! «Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей - Воспитание и психология
  • Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим — читать в интернет-издании Synergy Times
  • Здравствуйте, родитель!
  • Откуда берется синдром отличника
  • О синдроме отличника: как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться

ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА, И ЧЕМ ОН ОПАСЕН?

Чем синдром отличника отличается от перфекционизма, откуда он берётся и почему с ним можно и нужно бороться. Синдром отличника превращает человека в тревожного трудоголика и приводит к выгоранию. Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными.

Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть

Синдромом отличника или перфекционизмом принято называть иррациональное стремление сделать все “на отлично”, лучше, чем другие. Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак. какую его форму (синдром отличника или синдром отличницы) респонденты считают более распространенной и какова ситуация на самом деле.

Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку

Один из первых исследователей перфекционизма Дон Хамачек считал главной причиной возникновения «нездорового», или «невротического», перфекционизма непоследовательное поведение родителей, которые либо слишком часто ругали ребенка, либо выражали свое одобрение, только когда он выполнял какие-то условия и достигал в чем-то успеха. В результате, — утверждает психолог, — человек вырастает с мыслью, что он должен стать идеальным, иначе никто не будет любить и принимать его. Несмотря на глубокие корни проблемы, уменьшить проявления синдрома отличника можно и во взрослом возрасте. Свою эффективность в этом вопросе доказала когнитивно-поведенческая терапия. Попробовать несколько упражнений из этой области можно самостоятельно. Эти качества часто поощряют в учебе и даже указывают в качестве требований в описании многих вакансий. Именно поэтому первый шаг в борьбе с нездоровым перфекционизмом — осознание проблемы. Начать можно с прохождения опросника — например, оценить себя по шкале, разработанной Флеттом и Хьюиттом.

Авторы выделяют три типа перфекционизма: Направленный на себя, при котором человек предъявляет неоправданно завышенные требования к себе. Направленный на других, при котором человек по высоким стандартам оценивает других.

Редко, когда ребенку учеба дается очень легко, и ему неинтересно в своем классе, да и в школе, так как он обгоняет своих сверстников и проходит школьную программу, и уже лет в 13 поступает в институт. Природные вундеркинды так же редки, как и гении. Но не обязательно, что во взрослой жизни такие дети будут успешны в карьере и науке. Бывает, что они как бы «сдуваются» и становятся обычными людьми с обычной памятью и способностями. Поэтому, не стоит слишком радоваться, получив такой «дар природы». И для ребенка лучше, если им не будут восхищаться все и всюду. В основном же дети отличники — это просто способные ребята, упорные от природы или, что гораздо чаще, упорство методично прививается им родителями. Это хорошо и правильно, главное, не перегнуть палку.

Часто, родители, тоже способные, по каким-то причинам не смогли так реализоваться в жизни, как мечтали, и со всей страстью пытаются наверстать упущенное посредством детей. Это или авторитарные родители, требующие подчинения и отчета, или же — понимающие, мягкие, готовые на все ради ребенка и он очень боится их огорчить. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. Синдром отличника Уже в средних классах ребенок отдает явное предпочтение некоторым предметам, например, гуманитарным, а другие ему приходится тянуть на «пять», чтобы поддержать статус отличника. Такой ребенок привыкает быть первым в учебе, и то, что вдруг какой-то предмет не очень ему дается, сказывается на его самооценке, и он легко впадает в уныние.

Понятно, что ребенок с комплексом отличника удобен взрослым: он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям, послушен, не шалит, не просиживает в соцсетях — ему некогда отвлекаться на ерунду, он нацелен быть лучшим, чтобы заслужить похвалу. Но во взрослом возрасте излишняя старательность может серьезно осложнить жизнь и негативно сказаться на состоянии здоровья. На днях в интернете на одном из порталов прочла советы для родителей первоклашек, в которых говорится: «Независимо от того, чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, следует всегда ставить перед собой цель формирования у ребенка поведения, направленного на то, чтобы он стал лучшим». По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний.

Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор. Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться. На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников особенно младшеклассников важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям. Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos.

Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше. Вот что важно. Оковы иллюзий Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом. Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции. И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет. Перфекционисты ответственно относятся к работе, они усидчивы, все по сто раз проверяют, чтобы не допустить ошибки. С другой — как ни парадоксально, это не всегда нравится работодателям: например, времени на выполнение поставленных задач перфекционист часто тратит больше, чем человек, лишенный этого качества. И вот достоинство уже перерастает в недостаток.

Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками и неудачами, боятся критики и негативного мнения окружающих. Они считают, что если они не будут лучшими во всем, то перестанут быть ценными и хорошими людьми. Это психологическая проблема, которая приводит к неуверенности в себе, неудовлетворенности собой и, как следствие, к постоянному стрессу и депрессии.

Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками, боятся критики и негативного мнения окружающих Фото: Изображение Midjourney Фразы, которые характеризуют человека с синдромом отличника: «Для меня мнение других обо мне очень важно». Как справиться с синдромом отличника Синдром отличника может привести к серьезным психологическим и даже психосоматическим проблемам например постоянным головным болям. Поэтому будет не лишним обратиться к психологу, если сами справиться вы не в силах.

Как бороться с синдромом отличника: 5 советов

Синдром отличника: как определить и избавиться от него? | Коалиция Синдром отличника достаточно опасен и может быть симптомом нервного расстройства.
Синдром отличника – можно ли избавиться Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма.
«Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих.
Синдром отличника у ребенка – откуда он берется, что делать, советы психолога Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника.

Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей

Ещё важный признак «синдрома отличника» — ревность к успехам других: «Как же так вот этот человек сделал лучше, а я за ним не успеваю? Мы завидуем, когда видим: кто-то сделал то, что мы могли бы сделать, но не сделали. Или мы хотели бы сделать лучше, но у нас не получилось, или мы хотели сделать идеально, и кто-то сумел. Зависть — неизбежное следствие «синдрома отличника». Еще признак — когда ребёнок начинает очень зависеть от похвалы. Например, у него начинаются истерики, когда кто-то не оценил, как он выполняет домашние обязанности.

Хотя обязанности у него небольшие — вынести мусор или покормить кота. Еще возникает страх перед неудачами — например, ребёнок честно готовится к экзамену, а получает двойку. Потому что он начал писать, сделал помарку и понимает: пятёрки за эту работу он уже не получит. А другая оценка ему не нужна. Чтобы заметить у себя «синдром отличника», полезно развивать осознанность.

Очень полезно периодически спрашивать себя: «Когда я в последний раз радовалась? Отличники на доске почёта — Современная школа культивирует «синдром отличника»? Иногда родители даже бояться ходить на родительские собрания. Родители приходят и сидят все в поту, переживая, что сейчас назовут фамилию их ребенка и будут его прилюдно ругать. А потом сбрасывают свои стыд и злость на ребенка.

К счастью, сейчас некоторые учителя отказываются от практики обсуждать детей при всех. У всех детей разные способности и возможности, но при этом равные права. И, по большому счёту, прилюдный разбор ребёнка на собрании — это такая учительская манипуляция, попытка надавить на родителей, чтобы они надавили на детей, и дети получили мотивацию к учебе. У учителя тоже может быть синдром отличника, и тогда внутренний голос кричит ей: «Ты должна стать хорошим учителем, лучшим учителем года, у тебя должны быть лучшие ученики! Но их давление выдерживают далеко не все ученики.

К сожалению, в этом случае через учеников учитель реализует свой «синдром отличника». При работе с персоналом есть такое понятие — «нематериальная мотивация». Бесконечно повышать сотрудникам зарплату невозможно — потребности всё равно растут и человек, в конце концов, будет не удовлетворён. Тогда работодатель начинает придумывать какие-то «фишки». Одна из них взята из наших советских времен, когда портреты передовиков производства висели на доске почета.

Возникают те же самые доски почета, а материальное поощрение при этом может быть очень маленьким —например, лишний день к отпуску. Корпорации это выгодно. Как мотивировать и не обесценивать Фото: freepik — Какие слова или действия могут спровоцировать у ребенка «синдромом отличника»? И так обесцениваются любые старания ребенка. Наказание лишением сладкого или планшета, если нет пятерки, — тоже провокация.

Бывает, что после получения плохой отметки ребёнка игнорируют, чтобы, приходя домой, он сталкивался с мамой — Снежной королевой. Бывает, что за пятёрки родители дают ребенку деньги на карманные расходы, здесь принцип «пятёрка любой ценой» включается быстрее всего.

Если вас страшит ошибка и из-за этого вы боитесь браться за что-то, попробуйте один приём.

Запишите в тетрадь дело, а рядом — неудачу, которая может произойти. И подумайте, к чему она приведёт. А значит, такой ошибки можно не бояться.

Более того, неудачи — это тоже полезный опыт. Вы попытались и не получилось? Сделайте выводы, и в следующий раз получится лучше.

Или ещё через пару попыток, но рано или поздно это случится. А вы тем временем станете лучше. Записывайте свои достижения — и большие, и маленькие Это поможет бороться с одним из последствий синдрома отличницы — обесцениванием своих заслуг.

Заведите дневник.

Выделиться, быть безупречным в чем-то или, даже, во всем. Никогда не опаздывать, всегда быть ухоженным, держать в чистоте дом или рабочий стол, завершать в срок проекты. А также всех понимать, быть способным помочь всем вокруг, нравится внешне и внутренне всем окружающим. Быть хорошим для всех. Задача нереальная и ненужная. Но сталкиваясь с собственным несовершенством, промахом, ошибкой, с тем, что кто-то обошел, выиграл, победил, перфекционист проходит через муки совести, гнобит и уничтожает себя, теряет веру в собственные силы и способности. Вплоть до отказа от каких-либо действий и впадания в депрессию. Откуда берутся перфекционисты? Как правило из семей, где родители нарциссичны или зависимы.

Быть лучше других, добиться результатов, слушаться, не кричать, не хулиганить.

Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового. Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее! Впереди может ждать тупик. Тупик 1.

Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой. Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.

Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими. Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека. Отличник в жизни Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем: В личной жизни. Отличник пытается добиться идеальности во всем, стремясь переделать партнера, воспитать детей, сделать совершенное хозяйство. Понятие идеальности у людей не совпадает, поэтому возможны конфликты, появление нервозности и депрессии.

В работе. Люди с комплексом отличника обычно амбициозные трудоголики, которые ради идеальной работы готовы жертвовать личной жизнью.

Что такое синдром отличника и нужно ли требовать от ребенка отличной учебы

Именно столько людей страдает от синдрома отличника. В статье ответим на вопросы, что представляет собой синдром, почему появляется и как с ним бороться. Что такое синдром отличника? Оговоримся сразу, что это не научное понятие. Тем не менее данный термин часто встречается в текстах об эмоциональном выгорании, ориентированных на широкую аудиторию, статьях на образовательную тематику. Под «синдромом отличника» психологи понимают комплекс психических особенностей человека, который стремится быть лучшим во всем, к чему прикасается, а также испытывает полное неприятие несовершенства в себе и в окружающих. Он не будет удовлетворен результатом. Его жизнь становится бесконечной гонкой за признанием, похвалой окружающих.

Все начинается в школьные годы, когда учеба — это основная деятельность для самовыражения детей и подростков. Они хотят хорошо учиться, чтобы заслужить одобрение родителей, похвалу от учителей, уважение в классе. Постепенно формируется идеальный образ, к которому стремятся дети, чтобы получить всеобщее признание. Неправильные установки закрепляются в сознании и сохраняются у человека на всю жизнь. Суть синдрома отличника, как проявляется Со стороны многие люди завидуют родителям ребенка с перфекционизмом: ответственный, исполнительный, послушный, выполняет всю работу, за какую ни возьмется, хорошо учится. Но это только видимость. Носитель синдрома отличника и отличник — не одно и то же.

Важно, что отличник добивается высоких результатов трудолюбием, с легкостью осваивает школьные предметы, но при этом адекватно относится к критике, готов сделать выводы из неудач и решать сложные проблемы. Жертва синдрома рассматривает свое «я» сквозь призму оценок других людей, поэтому подчиняет свои интересы и потребности желанию добиться похвалы. Многие в стремлении побеждать тратят на задачи больше времени, чем требуется.

Чаще всего «подпитка» эта — семья. Если родители или другие родственники каждый день говорят ребенку о том, что он «должен быть как дедушка, который был отличником» или «ты что, хочешь быть хуже всех в классе? В образовательной системе оценка — это метод мотивации учеников к обучению и выполнению заданий, и учителя этим пользуются. Дети постоянно сталкиваются с нагнетанием перед экзаменами и с запугиванием. Сложнее всего приходится именно детям с «синдромом отличника», которые варятся в этой тревоге круглосуточно. Как помочь ребёнку справиться с комплексом отличника? Надо сперва определить источник подпитки.

Внутри семьи важно обсудить и понять, что оценка — это лишь субъективное мнение чужого человека о работе, которую выполнил ребенок. И больше ничего. Оценка не имеет никакого отношения к личности ребенка. Нужно перестать возводить систему оценивания в культ. Из школы подпитку, к сожалению, исключить сложнее. Безусловно, можно поговорить с учителями об этой проблеме, объяснить ситуацию и свою позицию.

Оценка — вещь формальная и субъективная.

Школьник может действительно отлично знать предмет и иметь по нему только «четверку» в силу разных причин несобранность в ответственный момент, переживания, пристрастность учителя и т. Но его-то истинных знаний у него никто не отнимет. Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться». Далеко не все дети предрасположены к «синдрому отличника». Дело в том, что существует большое количество типов личности, которые по-разному относятся к социальному успеху. Например, синтонные люди люди, для которых свойственно пребывать в состоянии естественной радости, наслаждаться жизнью, и настроение которых меняется по принципу — «солнышко - тучки» или психастеники тревожно-сомневающиеся личности гонки за хорошими оценками избегают.

У первых и так все хорошо, а для вторых это слишком мучительно. Синтонные или психастенические дети легко могут получать оценки «отлично», но только за те предметы или темы, которые им искренне интересны. И родители, и учителя должны их в этом поддерживать и стимулировать таких детей. А вот для волевых и педантичных типов погоня за отличным аттестатом куда меньшая редкость. Просто волевые люди всегда неосознанно стремятся к социальному доминированию и хорошие оценки — один из путей к этому , а педантам необходимо, чтобы все было очень правильно в их жизни, чтобы во всем был формальный порядок «по струнке». Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. С подобными детьми ненавязчиво стоит проводить разъяснительные беседы, раскрывать перед ними все многообразие человеческой жизни, показывая, что счастье заключается не только в медалях и красных дипломах, хотя, конечно, если у них получается идти к заветной черте, не насилуя себя, — все в порядке.

Для тех, кто хочет подробнее разобраться в том, к какому психологическому типу относятся их дети, и как с ними надо строить отношения, мы рекомендуем книгу профессора-психотерапевта М. Бурно «О характерах людей» М. Нелишним будет вспомнить изречение античных философов-стоиков — «Все хорошо в меру».

Если хотите исправить перфекционизм, начните с самооценки. Примите факт, что не бывает безупречных людей, и позвольте себе не быть таким. Знаем, это так легко не исправить. Но разобраться в себе и полюбить без одних пятёрок поможет психолог. Всё получится! Перераспределите приоритеты Иначе — перестаньте волноваться о том, что вам неинтересно. Это достаточно просто сделать: в следующий раз, когда захотите удариться в достигаторство, спросите себя — зачем. Это ваше личное желание? Или вы хотите делать это, потому что так понравится кому-то другому? Пропускайте через эту призму все дела, где замечали у себя проявления перфекционизма и синдрома отличника. Активности из второй группы можно делать на уровне «нормально» вместо идеального, и от этого небо не рухнет на голову.

Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться

Термин «синдром отличника» часто встречается в статьях на образовательную тематику, в материалах об эмоциональном выгорании. Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий