профессия настолько популярная, что оставила большой культурный пласт в русском искусстве и литературе. Доставив путника на точку, ямщик возвращал коней обратно.
Что значит слово «ямщик»?
Связанные новости. Ямщик обычно работает на свежем воздухе, что может быть приятным, но также требует учета погодных условий. Ямщик ударил по 783 чахлым клячам, которые, по необъяснимому вдохновению, свойственному только русским почтовым лошадям, вдруг вздернули морды и понеслись как вихрь.
Русский ямщик – а вы знали, что…
Таким образом, струя тюркских элементов в составе русского языка оказалась более широкой, чем варяжская. Она охватывала область управления, денежное хозяйство, финансовую сферу тамга, таможня, деньги, ям, откуда позднейшее: ямщик, алтын, кабак, кабала и др. Но эти тюркизмы всасывались в русский язык веками. Академик В. Миллер писал о тюркизмах в составе древнерусского языка: «Быть может, и многие слова, которые считаются татарскими, еще раньше татар проникли в русский язык, ибо, если слово в письменных памятниках появляется в XIV-XV вв. Оно просто случайно могло не быть употреблено в дошедших до нас памятниках письменности. Такое сомнение может быть высказано относительно очень многих русских слов тюркского происхождения, которых хронология для нас не ясна.
Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик". Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу. В Сибири повинность была возложена на местных казаков, так как курьеры были подвержены частым нападениям грабителей. Казаки за службу получали провизию и немалое жалованье.
Ямщики были освобождены от налогообложения. Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков. Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили. Таким образом, ямщик — это человек, управляющий экипажем и занимающийся перевозкой корреспонденции, грузов и пассажиров. До появления железных дорог «ямская гоньба» имела огромное экономическое значение. Это была одна из самых быстрых и эффективных почтовых служб во всем мире.
Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию. Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу императора Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф.
Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. Командир полка — майор Ф. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И. Дибича, В. Гарпе, М. Воронцова и И. Галатте де Жепола на территории Пруссии , герцогства Варшавского, Саксонии , Мекленбурга , в 1814 году — на территории Франции. Влияние на культуру.
Первые свидетельства об их существовании относятся к периоду после 1-й четверти XVI века, то есть с 1530-х годов и позднее. Официальное именование - ямские служилые люди. Входили в состав сословной группы "служилых по прибору", занимаясь обслуживанием регулярных почтовых и транзитных перевозок. Проживали, как правило, компактно, в так называемых "ямских слободах". В 1650 г. Во время петровских реформ 1699 года, когда категория "приборных служилых" была упразднена, "казённые ямщики" были сохранены но перестали именоваться "служилыми людьми", будучи причисленными к крестьянству, став его привилегированной группой , и предписано было продолжать верстать "в ямщину" города и сёла, стоящие на крупных трактах. Тяжелые дороги, плохие мосты, нерегулярная выплата жалованья, побуждали ямщиков уклоняться от службы, поэтому издавались специальные указы, в которых предписывалось возвращать непокорных в свой ям. Ямской промысел накладывал свой отпечаток на характер развития местных ремесел. В ямах появлялся спрос на кожи, хомуты, дуги, колеса, сено, овес, распространялось кузнечное дело. Жители занимались обслуживанием проезжающих: продавали все, что необходимо иметь в пути. Вдоль дороги открывались торговые лавки, постоялые дворы, винные погреба, склады для муки, фуража, соли.
Как быстро гоняли ямщики в России
Вот, к примеру, изложение путешествия от Москвы до Нижнего Новгорода: «Заезжие литераторы того времени — князь Ив. Долгоруков и П. Свиньин картинно описали путевые мытарства, продолжавшиеся от семи до десяти дней при непрерывной лошадиной тряске с перекладкой на почтовых станциях. Обычно сильно утомленный многодневной экипажной тряской путник несколько приходил в себя лишь к концу своего странствования…» Дмитрий Смирнов. Нижегородская старина. Ямы были их отличительной чертой. Поэтому ямщиков и обзывали этим словом, и называли одновременно. Отсюда старинные фразеологизмы «Шибче едешь — меньше ям», «Не дорога, а яма-на яме» и другие, сохранившиеся в течение многих столетий. Возьмем цитату из той же «Нижегородской старины»: «Каждое очередное взятие старинного русского города сопровождалось ликованием.
Ямские охотники, как называли извозчиков в 16 столетии, даже получали от государства помощь, как в натуральном, так и финансовом виде. Уже в следующем столетии ямщиков начинают выбирать среди жителей слободы. Данная профессия становится все более прибыльной, а сам человек, который занимается извозом, был свободным и владел небольшим наделом земли. Чтобы устроить очередной ям необходимо было получить разрешение от московских чиновников, а подходящее место для яма выбирал соответствующий приказной человек. Именно он занимался определением протяженности дороги и отмерял 40 верст, через которые ставили новый стан, где и находились ямщики. Договор о создании стана обычно получал старший или голова местных жителей. Сохранилась также информация о том, во сколько обходилось содержание ямщика. К примеру, стандартной платой для новгородских извозчиков были пять рублей в год, а также необходимый запас зерна для коней или вместо этого денежная компенсация, соизмеримая с ценами на зерно в этом году. В некоторых случаях договор составлялся между самим населенным пунктом и ямщиком. Последний обеспечивал исполнение ямской повинности, а вместо этого жители деревни обеспечивали ямщика установленным годовым жалованием.
Также жители занимались расчисткой дорог, а самого ямщика освобождали от положенных податей.
Выращиваем всё, чем живут люди на селе: картофель, свеклу, морковь, капусту, в теплице вызревают помидоры и огурцы. В сезон заготавливаем грибы и ягоды. Помимо туризма, ведём активную культурную деятельность — устраиваем на селе фольклорные праздники, стараемся поддерживать народные традиции, пропагандировать нашу ямщицкую культуру». Сегодня туристический комплекс семьи Яйлиян известен как в Якутии, так и за её пределами.
В этом сезоне «Ямщицкое подворье» часто принимает туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России. Приезжают на реку Синяя и гости из-за границы — так, недавно подворье принимало туристов из Германии и Мальты. Гостей привлекает уникальная природа этих мест, величественные виды Синских и Ленских столбов, а также самобытная культура потомков государевых ямщиков. Турбаза имеет хорошую коллекцию старинных предметов культуры и быта этого регионального субэтноса. Часть экспонатов была собрана хозяевами в ходе этнографических экспедиций, часть перешла Лидии Яйлиян по наследству.
В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём » [8] , где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода. Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков, если он не был государственными крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке. Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту [8] — Иван Пушкарёв. Описание Санкт-Петербурга… — С. На первый взгляд кажется забавным демографический состав этой прослойки в изложении И.
Раскрывая общую численность на 1 января 1838 года 328719 мужчин и 138806 женщин , он указывает: «14. Ямщиков: муж. Но к некрасовскому о русских женщинах «коня на скаку остановит» это не относится: лица женского пола указаны в книге Пушкарёва и по служителям культа. То есть, в данном случае в «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России.
Ямская повинность Подробнее по этой теме см. Ямская повинность. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.
Ямы и почта в России в старину
- Толковый словарь
- Чем занимался ямщик, происхождение слова
- Ямская гоньба
- "Наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве"
- Что такое ямщик? Кратко о профессии
Служба и жизнь ямщиков
- Почтовые станции и станционные смотрители
- Что такое ямщик?
- Комментарии
- Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог
Кто такой ямщик
Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска. Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской. Существует много мифов и неточных представлений о работе почты, ямщиков и всей системы транспорта дореволюционной России. Немецкий дипломат и путешественник штейн писал, что ямщик может доехать от Москвы до Новгорода всего за три дня. Ямщик занимался междугородней перевозкой, его услугами могли воспользоваться во время поездок из одного города в другой.
Почтовые станции и станционные смотрители
Энциклопедическая справка Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение «почтовая станция, на которой меняют лошадей». Встречается в русских документах начиная с XIV в. Со второй половины XV в. В обязанность ямщиков входило содержание станции и лошадей.
Собственно перевозками занималось местное население. Однако постепенно крестьяне см.
В середине XIX в.
Так, в Самаре в 1860-е гг. Революции в Симбирск совр. Ульяновск и Оренбург.
В Санкт-Петербурге даже посадочные станции для дилижансов закрыли крышами. Гонцы, почтари или фельдъегеря На небольшие расстояния почту возили ямщики. Однако, существовала более срочная почта, и для её доставки использовались почтари, которых также называли гонцы.
Ямщик имел право загнать лошадь, перемещаясь сколь угодно быстро, и взять временно любую лошадь из любого дома или от человека, за исключением такого же царского гонца. Лошадь, отбившуюся по дороге, разыскивал смотритель яма. Он же возвращал хозяину взятую временно лошадь, оплачивая её прогон из расчёта длины пути.
Стоимость 10-20 вёрст 10,66-21,32 км. Гонец имеет право выбирать коня, который ему покажется лучшим. На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка.
Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50. Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе». Он признавал высокую эффективность царской ямской службы: «…на таких почтовых лошадях мой слуга проехал за семьдесят два часа из Новгорода в Москву, которые расположены друг от друга на расстоянии шестисот вёрст…И это тем более удивительно, что лошади их очень малы и уход за ними гораздо более небрежен, чем у нас, а труды они выносят весьма тяжёлые».
Работа ямщиков была нелегкой и порой смертельно опасной. Слова из песни «…в той степи глухой замерзал ямщик» полностью соответствовали действительности. Царские же гонцы которых стали называть фельдъегерями сами ездили в экипажах ямщиков, производя одним своим видом и нередко зуботычинами сильное впечатление на окружающих: «…трехаршинный мужичина какой-нибудь, ручища у него, можете вообразить, самой натурой устроена для ямщиков, — словом, дантист эдакой».
Вот, например, гоголевская картина ямщика: «…— Вот я тебя палашом! Их отличительной чертой был ранец со срочной почтой на груди — его можно рассмотреть на большинстве картин и фотографий. Именно фельдъегеря были особой заботой станционных смотрителей.
Подорожные При Иване III устройство ямской гоньбы лично контролировал московский князь, он сам подписывал подорожные грамоты с указанием направления, количества подвод, лошадей и прокорма. Так, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставляли 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы». В Российской империи нельзя было перемещаться по транспортным линиям без документов.
В 1516 году московский князь Василий Иванович учредил Ямской приказ, отвечавший за почтовые и транзитные перевозки. Ямщиков с семьями селили в отдельных слободах, расположенных у почтовых трактов. Они должны были заботиться о содержании лошадей, готовых отправиться в путь по первому требованию. За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. Их освобождали от уплаты податей и воинской повинности. Ямщиков отбирали тщательно. Согласно указу государя, в ямщики следовало брать «людей добрых, лучших, семьянистых».
В XVI в.
При ямских почтовых станциях были устроены ямские избы для отдыха ямщиков. Дубовый умёт Волжского района Самарской области Семьи ямщиков и они сами во время болезни, отдыха или на пенсии жили в специальных поселениях, называемых Умёты. Жён ямщиков называли ямщичками. Впрочем, по другой версии умёты — поселения слободы вокруг крупных ямов. Вот как писали про историю Дубового умёта в 1854 г. Эти подворья на дороге в Уральск носили название умётов. Земляные избы были построены при овраге, а подле оврага был дубовый лесок. Отсюда нынешнее село получило своё название».
Нередким у проезжавших, указывал Н. Гоголь в «Мёртвых душах», было желание «…произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков». Путник XIX в. Транспортные средства Наиболее распространённым транспортным средством у ямщиков был возок, который зимой ставили на полозья, летом — на колёса. Возки для переездов на дальние расстояния, устраивали так, что путник мог и сидеть, и лежать: «Сверху и с боков возок был плотно закрыт и заделан так, что внутрь почти не попадало холодного воздуха. С обеих сторон в нём находились окна и два помещения, куда клали взятые с собой для времяпровождения книги и всё необходимое для жизни в пути. Спереди над головой висел фонарь с восковыми свечами… Внизу возка помещались постели, на которых путешественники лежали днём и ночью. Чтобы согреть возок, у ног их ставили нагретые камни или оловянные сосуды с кипятком».
Были также многоместные дилижансы, но их распространение в России оказалось небольшое. Проезд на короткое расстояние обходился в 5 копеек, от Гостиного двора в Новую Деревню — 15 копеек, в Лесное — 25 копеек, в село Александровское — 30 копеек. Для сравнения можно указать, что дневной заработок рабочего Путиловского завода составлял 30 копеек. Это было дорого, но всё-таки дешевле, чем брать извозчика, и потому общественные кареты имели успех. Зимой устраивалось маршрутное санное сообщение. В середине XIX в. Так, в Самаре в 1860-е гг. Революции в Симбирск совр.
Толковый словарь Ушакова
- Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик
- Значение слова «Ямщик»
- Ямщик - это... Значение и происхождение слова "ямщик" ::
- Ямщик — Википедия. Что такое Ямщик
- Служба и жизнь ямщиков
- Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск
Происхождение слова Ямщик
Ямщик – это… определение и история | Ямщик то и дело появлялся в художественных произведениях, эдакий Харон простых человеческих отношений. |
Когда я на почте служил ямщиком… | Ямщик то и дело появлялся в художественных произведениях, эдакий Харон простых человеческих отношений. |
Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик | Доставив путника на точку, ямщик возвращал коней обратно. |
КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси? - YouTube | это гонец, посланник. |
Значение слова ЯМЩИК | Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо. |
Значение слова «ямщик»
Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Между прочим, наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве — как по своим размерам, так и по количеству охотников-ямщиков. профессия настолько популярная, что оставила большой культурный пласт в русском искусстве и литературе. а виноват смотритель. Это по существу ямщик, который одновременно являлся владельцем (совладельцем) яма и всего необходимого для обеспечения транспортного сообщения.
Слово Ямщик
Они поддерживали и содержали лошадей, ухаживали за движением и путешествиями. Работа ямщика требовала огромной физической силы и специальных навыков. Он не только должен быть хорошим наездником, но и знать, как держать поводья, управлять лошадью и заботиться о ней.
Однако в некоторых регионах мира и поныне сохранилась традиция использования ямщиков в качестве туристической аттракции. Итак, ямщик — это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим. Благодарим, что вы обратили внимание на эту тему, и предлагаем посещать этот сайт чаще, чтобы узнавать и удивляться новым интересным фактам и знаниям! А вам нравится исследовать разную информацию?
Однако закаленные на трактах ямщики новинку не оценили: им было удобнее орать и свистеть. И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся по месту крепления поддужными. Их звон, по хроникам тех лет, был слышен уже за пару верст, а также служил своеобразной "магнитолой" как вознице, так и пассажирам. Интересно, что в Европе такие колокольчики практически не применялись. След в культуре: эй, ямщик, поворачивай к черту! Немного найдется столь старых профессий, которые воспеваются до сих пор. Помимо вынесенной в заголовок строчки из песни, про ямщиков сложили множество историй и стихов.
Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях. Сборщик налогов и извозчик Фото: golos. Создавались ямские слободы, вводился специальный ямской налог на содержание станций. Возницам платили жалованье и выдавали землю, освобождая от уплаты налогов. Их нельзя было записать в крепостные. Неудивительно, что многие крестьяне хотели попасть на ямскую службу. Но профессия была связана с большими затратами.
Одна лишь одежда, согласно документам 1628 года, обходилась ямщику в 6,4 рублей: зипун лазорев астрадинный 2,5 руб. Для сравнения — корова в то время стоила 2 рубля. Стихи, романсы, улицы Профессия ямщика требовала храбрости и силы духа: в дороге можно было заблудиться, приходилось бороться с холодом, разбойниками, дикими зверями. Но самым страшным было одиночество, сопровождавшее ямщика в пути.
Тут уже можно философствовать. Присвоить хабар мертвого — мародерство. Но кто тебя за руку поймает?
А если покойник при жизни тебя оскорблял, унижал или бил? Какие могут у тебя быть по отношению к нему обязательства? Тут надо быть святым чтобы передать семье своего мучителя ценности в целости. Однажды прочитал в газете историю. Умер мужик, привезли его на кладбище и тут вдова вспомнила что забыли венки. А венки стояли в гараже. Она дала деверю ключи от гаража. Тот уехал, провожающие остались ждать.
Долго деверя не было, уже начали за него бояться — не попал ли он в аварию, или может плохо стало… Наконец он появился с венками, отдал ключ от гаража, а на вопрос вдовы почему задержался, ответил что-то невразумительное. Покойника похоронили, вдова погоревала 40 дней, начала дела в порядок приводить.
Значение слова «Ямщик»
И только при Петре I ямской извоз был устранён, ямщики обрели форменную одежду: зипун из домотканого грубого синего сукна, матерчатого кушака красного цвета, шапки-малахая и ножа, привязанного к кушаку. Вряд ли где нынче в России сыщешь настоящего ямщика, каким представил нам его в «Мёртвых душах» Николай Васильевич Гоголь. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». Больше века назад на смену гужевому транспорту — курьерским и фельдъегерским тройкам, кибиткам, каретам и разным другим повозкам вплоть до почтового дилижанса пришли автомобили, поезда, самолёты. В нынешнее время они развозят пассажиров, почту, разные грузы по всем российским дорогам.
А тройка, та самая птица-тройка осталась символом России. Не случайны у современных скорых поездов имена: Сапсан, Ласточка, Стриж. Никакого сравнения по скоростям и комфорту не то, чтобы со старинной ямской, но даже если лет на 15 или того меньше, назад оглянуться. Название старинного городка свидетельствует о его достойной родословной — ямской слободе и удалых ямщиках.
Музей ямщика Добрались до Гаврилова-Яма? Вот и славно! Гостей-школьников радушно встречают ямщик Гаврила и супруга его, как раньше говорили, «ямщичка» Дуняша. Здесь они будто у себя в доме, — экскурсоводы.
Как заговорили, да заокали по-волжски, по-местному, так и приворожили своими легендами и ямщицкими побывальщинами. Как ни как, за плечами русских ямщиков чуть ли не семь веков жизни России! Уместились экспонаты и богатые коллекции в небольших двух музейных домиках, поставленных по легенде, рассказанной Гаврилой, на пересечении старинных ямских трактов «Ярославль — Суздаль» и «Ярославль — Москва». Присоединяемся к экскурсии и вместе с ребятами заходим в каретный двор.
Смотрят с любопытством: «Вот бы покататься! Он также молчалив, осанист и степенен. В синем зипуне и красном матерчатом кушаке. Согласно распоряжению московской городской управы, все извозчики должны были носить форменный костюм: старомодный длиннополый синий кафтан с двумя сборками сзади и поярковую шапку.
Извозчики на старинных фотографиях и картинах выглядят очень крупными, но дело тут не только и не столько в телосложении, сколько в том, что они всегда подбивали свои кафтаны очень толстым слоем ваты. Извозчик в трактире. Борис Кустодиев И всё же у ямщика другая судьба. Чуть отдохнул от дальней дороги и — пора в обратный путь.
По городам и весям.
Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи. Повинность Ямщики находились на государственной службе.
С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: доставка почты; перемещение грузов; перевозка государственных деятелей и дипломатов. Изначально ямщики - это люди, которые наблюдали за порядком в ямах и заботились о лошадях, в то время как гонцами выступали местные крестьяне. Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик". Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу. В Сибири повинность была возложена на местных казаков, так как курьеры были подвержены частым нападениям грабителей.
От 40 до 60 км. В зависимости от рельефа местности, по которому шла дорога. А желающих наняться в ямщики было хоть отбавляй. Работа была не из легких, но зато почетная. Да и льготы ямщикам полагались. Их освобождали от податей, выделяли землю под постройку своего жилья. Платили немалое жалованье. При поступлении на службу будущий ямщик давал чуть-ли не присягу перед всем мирским сообществом. Не пить, не воровать, от службы не отлынивать и лошадей беречь как свое око. По указу Петра I , которым организовывалась доставка корреспонденции между Москвой на Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду и Вагу, ямщикам строго-настрого наказывалось беречь перевозимый груз. Не дай Бог если ямщик попортит поклажу, вымокнет она у него или, что еще хуже, потеряет, то пиши пропало. Ожидали его розги и плети. Строго наказывалось нарушение целостности сургучной печати на государственных письмах. За час опоздания полагался удар плети. Никого не волновало, что произошло у тебя в дороге. Колесо сломалось или лошадь пала. Опоздал на пять часов, получи пять ударов по спине. Селились ямщики отдельно от всех — слободами. И поныне в разных российских городах есть улицы с названием Ямская, Ямская слобода, Ямское поле в Москве их аж несколько.
К числу освобожденных принадлежали люди поместий патриарха, некоторых митрополитов и монастырей. Сбор на ямы производился особыми ямскими сборщиками и взимался с сохи. При Борисе Годунове и Василии Шуйском брали с сохи ямского бора по 10 рублей; при Михаиле Федоровиче этот сбор значительного увеличился. Ямская гоньба, как свидетельствуют очевидцы, производилась у нас быстро: указом Иоанна IV, например, повелевалось погонять наши гонцы, не удержав ни часу. Герберштейн, бывший в России при Василии Иоанновиче, удивляется обилию лошадей на станциях и быстроте их езды. По миновании у нас бурного времени, наступившего вместе с прекращением династии Рюриковичей, началась восстанавливаться нормальная государственная жизнь, а вместе с этим стала развиваться и почта. Ямские учреждения, достигнув в устройстве своем правильности и единообразия, стали соединять с Москвою уже все важнейшие для государства пункты. Промышленность пробудилась, политические отношения России с соседями стали обширнее, а внутреннее управление получило известное единство и твердость. Все это, с одной стороны, побуждало к расширению и улучшению ямских учреждений, а с другой — все больше и больше обнаруживало их недостатки и требовало коренной реорганизации. Наконец, при Алексее Михайловиче появилась у нас и почта в тесном значении этого понятия. Рисунок из альбома Челищева. Из книги: А. Мир альбомного рисунка. Наши ямы, до их превращения в почту, предназначались исключительно для правительства. В ямских учреждениях почти отсутствовали те признаки, которые характеризуют почту в современном ее значении. Ямские лошади служили для перевозки иностранных послов и гонцов, различных лиц, посылавшихся по делам государственным, по делам государевой казны, для собирания различных местных податей и естественных произведений, требовавшихся для царского стола, т. Кроме того, при существовании ям не было постоянных курсов, не было и постоянных почтарей. Рассылка государевых грамот и всей правительственной корреспонденции производилась при посредстве нарочных гонцов, а поэтому трудно предположить, чтобы частные люди могли пересылать свои письма при посредстве ям; торговые люди и вообще все те, кто нуждался в отправке писем, нанимали, видимо, своих гонцов. Иоанн Грозный позволил сделать исключение для английских купцов, разрешив им пользоваться ямами, но лишь в случае крайней нужды. Указанные недостатки наших ямских учреждений и несоответствие их с интересами народившейся торговли и промышленности, да и вообще с культурным и политическим состоянием России, уже, так сказать, готовившейся к преобразованиям Петра Великого, были причиною тех коренных реформ, которые начались в царствование Алексея Михайловича. При нем, в целях лучшей организации дела, почта была передана в частные руки. В 1668 году почта эта передана была иноземцу Леонтию Марселиусу с тем, чтобы она ходила ы продолжение посольства от Москвы до Курляндии, а по окончании его — через Смоленск в Вильну, но уже на ямских подводах. Это обстоятельство, без сомнения, было последствием того условия, которое вошло в заключенный в Москве между российским и польским послами договор, по которому для облегчения политических сношений между государями , «а наипаче для преумножения обоим государствами торговых пожитков», постановлено было, вместо гонцов, учредить правильную почту: от пребывания короля до местечка Кодина на границе принадлежавшего Польше Мстислаского воеводства и из Москвы чрез Смоленск в соседнее с Кодиным местечко Мигновичу пограничное с поступившим под державу русскую Смоленским воеводством. За перевозку частной корреспонденции предполагалось назначить соразмерную плату. Из книги: Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. Том II. Почта фан-Сведена ходила два раза в неделю в Вильну и Ригу и постольку же раз получалась в Москве. Кроме писем, с этой почтой получались как печатные, так и писаные голландские, гамбургские и кенигсбергские ведомости. Такса была до Риги 10, а до Берлина 25 копеек с каждого золотника. Почта фан-Сведена, а также и Леонтия Марселиуса, организовавшего свою вольную почту из Москвы в Ригу и Вильну в течение 1668-76 г. Виниус стал отправлять и получать заграничную русскую корреспонденцию чрез Вильну и заключил в 1685 году с Виленским почтмейстером особенный договор, в котором подробно определен был срок прибытия заграничной корреспонденции в Москву и по которому грамоты государя всея России и короля Польского далжны были быть привозимы безденежно, а с частных и посылаемых к другим государям писем и посылок назначен был сбор: с писем — с лота, а с посылок — с фунта. В том виде, каким организовал почту Виниус, она представляла громадные удобства правительству, а потому пересылка все правительственной внутренней корреспонденции, а также и корреспонденции иноземной или, как тогда ее называли, «немецкой», производилась при содействии этого нового почтового учреждения. Вскоре повелено было учредить почту от Москвы через Ярославль и Вологду до Архангельска, и устроить по дороге ямы из ямщиков на прежних основаниях. Этот почтовый тракт имел, главным образом, в виду иноземные почтовые отправления. Проницательный ум Петра Великого оценил все важное значение почтового дела, и он приложил много усилий для дальнейшего его развития. Забота его выразилась, главным образом, в том, чтобы вместо нескольких почтовых трактов существовавших тогда у нас распространить их, сколько возможно, по всему государству. Хотя промышленные интересы уже и тогда тесно сроднились с почтой, однако, еще очень немногие пункты Россия являлись заинтересованными в услугах постоянной почты. Поэтому при Петре Великом, а также при ближайших его преемниках, почта продолжала служить преимущественно административным целям. В целях увеличить количество почтовых трактов и тем расширить почтовые операции, Петр Великий уже в начале своего царствования предписал учредить как для казенной, так и для частной корреспонденции, почту от Москвы до Якутска и Нерчинска. Подтверждал он это повеление неоднократно. Но в действительности почта эта была учреждена гораздо позже. Архангельская почта была исправлена; Рижской, служившей в особенности для сообщения с министрами, находившимися при иностранных дворах, дано было продолжение чрез Псков, Смоленск до Рославля, из чего можно заключить, что ход Виленской почты прекратился. Особенно важные последствия имело установление «ординарных» почт. Уже в 1718 году, по представлению иностранца Фика, предположено было устроить верховую почту от Петербурга по все главные города государства, раз или два в неделю; и действительно, до Нарвы она была учреждена. Затем, от Петербурга до Москвы, для возки исключительно одной казенной корреспонденции, установлена была ординарная верховая почта по два раза в неделю но существовавшая в Малороссии ямская верховая гоньба оставлена на прежнем основании. Хотя, как видно из позднейших узаконений, прием частных писем кроме одних «купецких» был в то же время разрешен на всех трактах, однако это осталось без исполнения. Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Вследствие этого, им запрещено было переходить в другие состояния, и произведена была им перепись.