Смысл жизни Тараса Бульбы заключается в защите и процветании своего народа, сохранении традиций и культуры, а также в борьбе за свободу и независимость своей родины. Ценности и смысл жизни Тараса Бульбы. Для Тараса Бульбы нет страшнее греха, чем предать родину, смыть который можно только кровью.
Смысл жизни Тараса Бульбы: поиск свободы и силы во имя Родины
Смысл жизни Тараса Бульбы: героя национальной литературы | Смысл жизни Тараса Бульбы заключается в защите и процветании своего народа, сохранении традиций и культуры, а также в борьбе за свободу и независимость своей родины. |
К чему стремиться Тарас и в чем видит смысл своей жизни? - Узнавалка.про | Сюжет «Тараса Бульбы» повествует о масштабных и важных событиях, которые имеют под собой реальную историческую основу. |
Что самое главное в жизни для Тараса Бульбы. Важность боевой учебы в жизни Тараса Бульбы | В повести Тарас Бульба смысл концовки заключен в мужестве и самопожертвовании старого воина. |
В чем смысл жизни тараса бульбы кратко
Уважайте традиции и обычаи своей культуры, они делают нас частью нашего народа и укрепляют нашу связь с предками. Никогда не предавайте своих товарищей и братьев по оружию. Дружба и верность — это ценности, которые помогают нам преодолевать трудности и достигать высших целей. Выводы Тарас Бульба — это символ преданности Родине, братству и своим идеалам.
Его жизненная трагедия и подвиг являются примером того, насколько важно оставаться верным своим принципам, даже в самых трудных ситуациях.
Семейная жизнь не главное в его жизни. Настоящая жизнь для него — в боях, в тревогах. Чистое небо да добрый конь — вот что приносит ему счастье. В Запорожскую Сечь он везет и сыновей, едва те закончили бурсу. Бульба — опытный вожак казацкого войска, воспринимающий казаков как свою семью. Речь о товариществе отражает всю суть жизни этого бывалого казака.
Он говорит о том, что родители и дети любят друг друга, но ведь и животное любит свое дитя. Это не та любовь, которую стоит ценить.
Шелковый Холст "Шерлок Холмс". Такие вот забавные запросы у пользователей рунета Без обид, каждый может ошибиться. Помню, когда я работал вет.
До самого конца он оставался верным своей любви. Остап знал о предательстве брата и про его «казнь» тоже знал.
Но он не осудил отца, а понял его. А когда самого юношу взяли в плен поляки и страшно пытали, не стал предавать товарищей. Он героически выдержал все мучения и умер, сохранив звание храброго казака.
Тарас гордился своим сыном и одобрил его поведение. Гибель Остапа ожесточила Бульбу, сделала его еще более свирепым. Вместе со своим войском он решил напасть на поляков, чтобы отомстить им за смерть Остапа.
Смысл жизни Смыслом жизни Тараса Бульбы было служение своей Родине, своему народу, христианской вере и Запорожской Сечи. Предательства этих идеалов он не прощал никому, даже собственному сыну. Узнав о переходе Андрия на сторону поляков, Тарас собственноручно убивает его со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью».
Тем дороже был для старого полковника единственный оставшийся сын Остап, который показал себя храбрым воином, полностью оправдавшим ожидания отца. Поэтому, когда Остап попадает в плен, отец делает всё возможное, чтобы спасти сына. Однако все его попытки оказываются тщетными.
Последний раз Тарас видит сына во время казни. Измученный пытками, Остап обращается к незримому отцу со словами: «Где ты? Слышишь ли?
Он не терпит подлости и лицемерия, презирает бесхарактерность и малодушие, он требователен не только к окружающим, но и к самому себе. В чистой и страстной душе Тараса живёт одно стремление — завоевать своей отчизне свободу и независимость. Он мудрый и опытный вожак, отважный воин, мастерски владеющий разнообразными приемами боя.
Больше всего главный герой ценит в человеке самоотверженность и преданность идеалам Запорожской Сечи, с беспощадностью относится к трусам и предателям. Образ, созданный Гоголем, отличается правдивостью и вызывает уважение. Он учит любить родную землю, защищать ее, не предавать товарищей и дорожить честью.
Третий вариант сочинения Главный герой повести Н. Гоголя — Тарас Бульба представляет собой собирательный образ, воплотивший в себе все основные черты запорожского казачества. Это старый воин, который всю свою жизнь провёл в походах, боях да в разгульных пиршествах.
Неистребимый дух свободы сделал его характер сильным, необузданным и своенравным. Отношение к семье и воинской службе Суровость героя Гоголя проявляет не только к жене, сыновей он воспитывает так же. Ни ласка, ни обходительное обращение не допустимы в отношениях отца и сыновей.
Достаточно вспомнить эпизод, описывающий возвращение сыновей в родной дом. Тарас затевает драку, чтобы узнать, насколько силен и характерен его сын, и каково было бы воевать рядом с ним рука об руку. Несомненно, Тарас Бульба — это неутомимый, упрямый, целеустремленный и бесстрашный человек.
Он не боится смерти, боли, усталости. Его подчиненные слушаются командира, потому что тот своими делами показывает, как нужно действовать. Он умеет вдохновить казаков, умеет придать им силы духа.
Прозорливость и хитрость Бульбы очень бросается в глаза читателю — ему легко удается управлять казаками, а в некоторых ситуациях, например, когда поляки и казаки устраивают перемирие, именно он проявляет дальновидность. Взгляды на жизнь Тарас Бульба отличается от остальных персонажей особым мировоззрением. Он не думает ни о себе, ни о своей семье, а заботится только о родине.
Смысл жизни Тараса Бульбы: героя, преданного семье и родине
Сокровенный смысл жизни Тараса Бульбы — от преданности родине до вечных ценностей | Смысл жизни Тараса Бульбы наглядно выражается в его преданности и любви к своей семье и родине. |
Смысл жизни Тараса Бульбы — бесконечная борьба с врагами Родины | Смысл жизни Тараса Бульбы заключается в том, чтобы защищать свою семью и свой. |
Смысл жизни Тараса Бульбы: героические и нравственные аспекты | Тарас Бульба, как и его товарищи, смысл своей жизни видел в борьбе за независимость родины. |
В чем заключается высший смысл жизни Тараса Бульбы
2. Образ Тараса бульбы в повести Тарас Бульба в н Гоголя. Смысл жизни Тараса Бульбы заключается в его преданности своей нации, наследию и родине. Героизм и самопожертвование Тараса Бульбы соответствуют глубокому пониманию, что смысл его жизни заключается в служении и защите своей родины. Смысл жизни Тараса Бульбы: героя, преданного семье и родине. Весь смысл его жизни в верности казакам.
Тарас Бульба. В чём состоит смысл жизни для старого Тараса?
В чем заключается трагедия Тараса. Трагедия Тараса Бульбы: каков смысл его жизни и подвиг | Смысл жизни Тараса Бульбы заключается в борьбе с врагами Родины, защите своих традиций и культуры, а также обеспечении процветания своего народа. |
Смысл жизни Тараса Бульбы: поиски свободы и независимости | Тарас Бульба, как и его товарищи, смысл своей жизни видел в борьбе за независимость родины. |
сочинение В чём трагедия Тараса Бульбы? | Когда детям учителя или родители разъясняют смысл «Тараса Бульбы», то нередко допускают две серьезные ошибки, примитивизируя эту гоголевскую повесть. |
Комплексные решения по вентиляции и кондиционированию в Казани и по РФ | Для Тараса Бульбы смысл жизни заключается в служении идеалам и высшим принципам. |
сочинение В чём трагедия Тараса Бульбы?
Смысл жизни Тараса Бульбы заключается в том, чтобы защищать свою семью и свой народ от врагов. В образе Тараса Бульбы слились удаль и размах народной жизни. Тарас Бульба — главный герой повести Н. В. Гоголя — был «один из числа коренных, старых полковников» и смысл своей жизни видел в борьбе за независимость родины. В повести Тарас Бульба смысл концовки заключен в мужестве и самопожертвовании старого воина. Смысл свой жизни Тарас Бульба видел в защите православной веры и своего Отечества.
Задание МЭШ
Тарас — образ, словно вылитый из стали, с сильной бунтующей душой, страстной и мятежной. Когда складываются обстоятельства определенным образом, он легко расправляется с врагами с присущей только истинному предводителю жестокостью. Однако во имя справедливости он способен и на сочувствие, и на помилование людей, ранее помогавшим ему или его близким. Даже в сцене казни Остапа, где Бульба видит, какие мучения терпит его сын, он, невзирая на опасность, поддерживает в нем не свое погибающее дитя, а чтит его как соратника, помогает ему не потерять чести на смертном одре. И добивается желаемого. Такой сильный и стойкий характер как Тарас Бульба, на мой взгляд, — воплощение идей Н. Гоголя и чаяний украинского народа, ищущего богатыря для собственной защиты от несправедливости. Второй вариант сочинения Тарас Бульба — главный герой одноименной повести Н. Это собирательный образ, воплотивший в себе лучшие черты запорожского казачества. Он сильный, отважный, честный, независимый человек, преданный родине и товариществу.
Внешний вид Некоторые черты характера старого казака можно увидеть в его внешности. Тарас Бульба был высоким и могучим, у него все было большим — рост, шея, плечи, руки, ноги, вес. Это настоящий герой с большими кулаками и крупными чертами лица. Автор привел описание его силы в своем произведении: «Тридцать человек повисло у него по рукам и ногам». Бульба был настолько крепким, что смог удержать тридцать взрослых мужчин. Только такой конь как Черт, был способен выдержать вес такого казака. Все тело и лицо Тараса покрыто шрамами и старыми рубцами. Это говорит о том, что он всю жизнь провел в походах и никогда не боялся вступать в бой первым. Но это не портит его внешности.
Наоборот, у полковника властный и повелительный образ. О его возрасте говорит только седина в волосах и кустистых бровях, которая лишь слегка задела закрученные усы и казацкий чуб. Еще одной примечательной деталью портрета Тараса Бульбы была трубка. Он так часто курил ее, что она стала неотъемлемым атрибутом. Отношение к семье Тарас Бульба — казак, пан, помещик, а потом уже семьянин. Его нельзя назвать хорошим отцом или мужем. Бульба живет только по казацким традициям, не думая о своих близких. Он предпочитает скромное существование, его не подкупить роскошью и богатством. Тарас — человек старого воспитания.
Он завел семью не потому, что хотел жену и детей, а ради продолжения рода. К своей супруге полковник относится плохо: он часто ее бьет, не проявляет никакой ласки, называет исключительно старухой. Женщина живет в постоянном страхе не только за свою жизнь, но и за судьбу сыновей. Дома и близкие, и слуги подчиняются словам и желаниям казака. Но сам он не представляет себя оседлым хозяином. Бульба не хочет пахать землю и сеять пшеницу, он предпочитает проводить все время в сражениях. Даже в преклонные годы Тарас продолжает воевать с поляками и учит этому сыновей. Казак пренебрегает общением с женой, не желает разводить домашних животных, ему чуждо ведение хозяйства. За землей и домом следит бедная женщина, которой не посчастливилось выйти замуж за человека, посвятившего свою жизнь казачеству.
Взаимоотношения с сыновьями Ценности казаков Бульба ставил на первое место и хотел передать их своим детям.
Сюжет охватывает эпоху противостояния украинцев и поляков в XVI веке. В те времена шляхтичи — крупные украинские землевладельцы. Паны стремились поработить украинцев, насадив им католическую веру и свои законы. Художественные особенности произведения: Историческая основа. На этом историческом фоне автор представляет два ключевых момента: Рассказывает о жизни запорожских казаков, их военной борьбе с поляками. Повествует о судьбе славного казака Тараса Бульбы и его сыновей. Гоголь много времен отдал изучению подлинных исторических документов о той эпохе. Основа для повести — восстание казаков 1638 года, которое жестоко подавил гетман Потоцкий.
Красочные художественные средства и неподражаемый язык писателя создали яркие и полные образы персонажей, передали в подробностях быт Запорожской Сечи, наполнили большой выразительностью батальные и любовные сцены. Чтобы придать национальный колорит повествованию, писатель вплел в рассказ элементы украинского фольклора — сказания, думы, песни. Проблемы и главные смыслы повести. Весь смысл произведения заложен автором в его названии. Образ старого вояки, по замыслу Гоголя, — воплощение всего украинского народа в его стремлении к свободе и независимости. Писатель проник в глубины характеров героев повести, достоверно передал идеалы той эпохи, что показывает краткий пересказ. Единство нации в борьбе за самоопределение.
Защита родной земли является неотъемлемой частью его существования и дает ему смысл и цель в жизни. Тарас Бульба - это герой, который покладывает весь свой смысл жизни в эти аспекты - воспитание сыновей, поддержание традиций и защита родины. Он стремится оставить свой след в истории и передать свои идеалы будущим поколениям. В этом заключается смысл его жизни. Топ вопросов за вчера в категории образование Образование 06.
Хотел ,чтобы его сыновья тоже стали доблестными воинами и великими героями. Он считал свою шпагу своей настоящей,верной женой,которая всегда с ним. Он был патриотом и бился за Украину 2Как мы уже сказали Тарас любил войну и не мог жить без неё.
В чем смысл жизни Тараса Бульбы
Таким образом, смысл жизни Тараса Бульбы заключается в непоколебимости его веры в патриотизм, независимость и справедливость. В конце концов, смысл жизни Тараса Бульбы заключается в стремлении к свободе и готовности жертвовать всем ради ее достижения. защитников родной земли.
В чем заключается трагедия Тараса
Через противостояние этих двух понятий Гоголь делает намек на то, что предательство может иметь самые катастрофические последствия и может разрушить самые глубокие узы любви. Связь с природой В процессе чтения романа читатель неоднократно сталкивается с описаниями природы, которые позволяют почувствовать ее живую силу и величие. Взаимодействие героев с природой происходит на различных уровнях — от физической борьбы с ней до внутренней гармонии и слияния с ней. Природа в романе символизирует не только красоту и силу, но и жестокость и беспощадность. Она становится свидетелем и неотъемлемой частью героических событий, отражая их величие и трагизм. Связь с природой помогает героям романа понять себя, осознать собственное место во вселенной и найти смысл жизни. Она напоминает им о их корнях, об их священном долге и о том, что они не только часть человеческой культуры, но и часть всего мироздания. Символический смысл природы в романе открывает читателю глубокий смысл жизни главного героя — служение своей нации и защита своей родины. Внутренняя связь с природой помогает им ощутить в себе силу и стойкость, необходимые для преодоления трудностей и исполнения своего предназначения. Ценность национальных традиций Одна из главных ценностей, которую Гоголь подчеркивает в своем произведении, — это сила и значимость национальных традиций. Герои романа пронизаны любовью и преданностью к своему народу, к его обычаям и обрядам.
Они готовы отдать свои жизни ради сохранения этих традиций. На протяжении всего романа мы видим, как герои собираются вместе на семейные праздники, такие как Рождество, и совершают древние ритуалы. Эти моменты позволяют нам почувствовать живость и насыщенность национальной культуры. Одним из ярких примеров традиций, которые затронуты в романе, является образ могучего козачества. Козаки, связанные своими обычаями и идеалами, готовы биться за свободу и независимость своей родины. В их профессии и поступках прослеживается патриотическая любовь к Украине, к их народу. Такие традиции и ценности оставляют глубокий след в сердцах читателей, вдохновляют на веру в национальное единство и силу. Главный герой романа, Тарас Бульба, является воплощением национального героизма и преданности. Он воспитывает своих сыновей в духе козацкой традиции и готовен пожертвовать ими ради благополучия Украины. В его поступках проявляется сила и величие национального духа.
Поэтому в реальности русскую землю то есть русское государство они, конечно же, не защищали. Шмаринов Д. При этом казаки-запорожцы — православные христиане, а Речь Посполитая была государством католическим, которое, формально декларируя веротерпимость, в действительности оказывало сильнейшее давление на своих православных подданных, принуждая их принимать католичество или униатство униатство — попытка скрестить Православие с католицизмом, где от православной веры остались только внешние обрядовые моменты. Гонения на православных людей заключались и в ущемлении прав, и в издевательствах, и в финансовом бремени например, в необходимости платить деньги за саму возможность совершать в православных храмах богослужения , и, как нередко случалось, в физическом преследовании.
Упомянутый в повести эпизод — «Слушайте!.. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан» — один из множества подобных. Поэтому периодически случавшиеся на восточных территориях Речи Посполитой мятежи и восстания имели одной из своих причин и религиозную мотивацию — стремление защитить православную веру. Эта мотивация не была единственной — там сплетались многие факторы, и социальные, и экономические например, не всех казаков брали в реестр, и те, кто туда не попадал, лишался привилегий, им было обидно.
Но Гоголь в «Тарасе Бульбе» намеренно упрощает эту сложную реальность, изображая мир, где, с одной стороны, господствуют жестокие поляки-католики, а с другой, страдают под их гнетом русские люди напомню, русские — не в этническом смысле этого слова, а люди, исповедующие русскую веру: в средние века это был просто синоним Православия — такой же, как и греческая вера. Гоголь создает художественный мир, так деформирует время и пространство, чтобы в этих исторических декорациях оказалось возможным говорить о том, что ему было крайне важно: о доблести и мужестве, о смысле воинского подвига с христианских позиций. Суть воинского подвига, с точки зрения Гоголя — готовность отдать жизнь за истину то есть за истинную веру и за своих друзей. И такой подвиг могут совершать не только праведники, но и грешники.
Ратный подвиг способен спасти человеческую душу, которая иначе погибла бы из-за множества грехов. Важно понять: Гоголь нисколько не идеализирует своих героев-казаков. Ему чужда идея, что героическая смерть на поле брани становится оправданием недостойного образа жизни. Грех остается грехом, даже если грешник в итоге оказывается спасен и попадает в Царствие Божие.
Но в том-то и парадокс, что одно не уравновешивает другого. Гоголь, описывая нравы запорожцев, показывает, что они склонны к пьянству, что они пренебрегают соблюдением постов, что они плохо заботятся о находящемся в Сечи храме. Хотя бы серебряную ризу кто догадался им выковать! Они только то и получили, что отказали в духовной иные козаки.
Да и даяние их было бедное, потому что почти всё пропили еще при жизни своей» — говорит в повести кошевой, то есть выборный предводитель казаков. И уж тем более Гоголь не скрывает присущей казакам жестокости. Или: «Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу.
Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя». Вряд ли найдется хоть один читатель, который увидел бы в этих авторских словах одобрение. Но, тем не менее, даже такие грешники способны на самопожертвование, готовы идти ради истины на смерть подчас на крайне мучительную смерть, как Остап. В человеке парадоксальным образом могут совмещаться мужество и жестокость.
Что характерно и Гоголь это в повести прямо показывает , сама ситуация, в которой приходится умирать, может оказаться следствием греха этих готовых положить жизнь за други своя героев. Например, почему вообще погибли большинство казаков, осаждавших польский город Дубно? Потому что они разделились, часть казацкого войска решила отправиться в набег на татар. Тут у Гоголя явная отсылка к евангельскому «всякое царство, разделившееся в самом себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» Мф.
Но если уж, так или иначе, перед человеком встает выбор — отдать жизнь за благое дело или струсить, предать, то самопожертвование спасает даже грешную душу. Герасимов А. Иллюстрации к повести Гоголя "Тарас Бульба" 1952 В этом и проявляется гений Гоголя: он умел в простом, грешном человеке увидеть способность к подвигу, решимость на подвиг. Очень легко осудить героев повести, поставить себя выше их.
Но можно, вслед за Гоголем, посмотреть глубже, увидеть человеческую сложность, противоречивость, увидеть, что грех и героизм не уничтожают взаимно друг друга, как щелочь и кислота в химическом опыте, а способны долго сосуществовать в человеческой душе. И неожиданно — для тех неожиданно, кто привык смотреть на всё рационалистически! Примеров, уже не из повести Гоголя, а из реальной жизни, предостаточно. Взять хотя бы подвиг Александра Матросова, закрывшего своей грудью немецкий пулемет.
А кем был Матросов до войны? Трудным подростком. И не случись войны, возможно, так и пошел бы по кривой дорожке… Вообще, Гоголя проблема воинского подвига всегда очень волновала — причем не только как писателя, но в первую очередь как христианина. Позволительно ли христианину убивать на поле брани?
Гоголь делал по этой теме выписки из святых отцов, у которых, замечу, не было единого мнения на сей счет. Так, например, святой Василий Великий ввел канон, согласно которому, воин, убивавший в бою, на три года лишался права причащаться. В реальности этот канон не исполнялся из уважения к воинскому подвигу , но само его принятие говорит о том, что церковное сознание видело здесь проблему. С другой стороны, святой равноапостольный Кирилл приравнивал к христианским мученикам всех воинов, погибших в боях за веру и отечество.
Проблема и поныне остается дискуссионной. С богословских позиций ее, кстати, пытался рассмотреть русский философ Иван Ильин в своей книге «О сопротивлении злу силой» 1925 год. Естественно, что свои представления о воинском подвиге Гоголь воплотил и в «Тарасе Бульбе». Более того, он в каком-то смысле сформировал в отечественной культуре представление о том, что такое подвиг.
Естественно, подвиги совершались и раньше, но вот осмысление этого слова по-настоящему произошло как раз благодаря «Тарасу Бульбе». Точно так же, как, например, и до «Ревизора» были самозабвенные вруны, пускающие всем пыль в глаза, но только после гоголевской комедии в обиход вошло слово «хлестаковщина». Явление было и раньше, а представление о нем появилось, когда «Ревизор» вошел в русскую культуру.
Андрий — романтик, он видит мир другими глазами, его больше привлекает не война, а прекрасное: искусство, музыка, красивые женщины, поэтому для него смысл жизни — в любви к прекрасной полячке. Похожие вопросы и ответы:.
Как была выбрана Польша для похода? Казалось бы, отказ кошевого означал крах надежд Тараса Бульбы. Но неожиданно прибывшие на пароме оборванные казаки сообщают народу в Сечи об издевательствах «жидов и ксендзов» над украинцами.
Сечь бурно реагирует: «Как! Да не будет же сего, не будет!... Странное объединение духовного и материального - веры и добычи, не менее странное представление о казацкой славе набрать добычи... Интересно, что далее нет акцента на издевательства поляков оглобли для христиан, юбки жидовок из риз, аренда церквей, и пр. В итоге нелогична комплексная цель похода, с объединением духовного и материального - «отмщение, защита веры, пора бы погулять запорожцам, золотые кубки; набрать добычи с городов». Как перейти от «гуляния запорожцев, добычи, золотых кубков, парчи, и пр. Как из гуляния, добывания дукатов, рождается страдание за веру? Это - целиком искусственное превращение, далекое от реальности.
Из свирепого добытчика дукатов не создать борца за веру. Почему запорожцы творили зверства на территории Польши? Есть ли серьезное обоснование зверств кроме слов Н. Гоголя о свирепствах дикого века? Всюду пронеслись слухи: «Запорожцы!.. Все знали, что трудно иметь дело с буйной и бранной толпой, известной под именем запорожского войска. И часто в тех местах, где менее всего могли ожидать их, они появлялись вдруг - и все тогда прощалось с жизнью. Пожары охватывали деревни; скот и лошади, которые не угонялись за войском, были избиваемы тут же на месте.
Казалось, больше пировали они, чем совершали поход свой. Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу, - словом, крупною монетою отплачивали козаки прежние долги» [1]. Причина зверств не обоснована: Н. Гоголь списывает зверства на свирепства полудикого века. Но их совершают реальные храбрые запорожцы, а не дикари из полудикого века. Причина - в упрощенном мышлении, в подавляющем влиянии Р-комплекса, отвечающего за агрессивное поведение, при сниженной роли высшей коры. Зачем Тарас Бульба отдал своих юных сыновей в Сечь и тем самым обрек их на страшную смерть?
Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны. Промежутки козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах; все прочее время отдавалось гульбе - признаку широкого размета душевной воли» [1]. Сечь не научила их более осмысленно жить и выживать в том времени. За что отдали свои юные жизни Андрий и Остап? К сожалению, ни за что. Никакого глубокого смысла в их гибели не было. Они стали заложниками действий своего отца, организовавшего военный поход на Польшу путем махинаций с выборами кошевого. Без этих недостойных с точки зрения современной этики действий Тараса Бульбы похода бы не было, и молодые люди не погибли бы.
Необходим ли был подвиг Тараса Бульбы? Учитывая не вполне обоснованный повод для кровавого похода войска запорожцев в Польшу, талантливо описанный подвиг Тараса Бульбы, с его патриотическими призывами, был не обоснован: за что он гибнет, если следовать тексту Н. Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! Судя по этим словам, он гибнет за веру, за Россию, за царя.
Но в действительности - за то, чтобы «погулять запорожцам, за военную жизнь, золотые кубки, богатые парчи, дукаты и реалы».