1777) Основоположник жанра – «духовный концерт». Концерт утонченный (французский: «духовный концерт» или «духовный, остроумный концерт») это название концертного мероприятия, которые существовали в Париже с 1725 по 1791 год и был новаторским для музыкальных вкусов в восемнадцатом веке Франция. Воскресный концерт духовной музыки стал добрым событием в обители и оставил у всех слушателей яркие и радостные впечатления.
В Казани прошел пасхальный концерт «Духовное откровение русской музыки»
Скопировать ссылку Казань, 7 мая, «Татар-информ». Вчера в Казани прошел пасхальный концерт «Духовное откровение русской музыки». Мероприятие организовано силами Казанского общества любителей творчества Федора Шаляпина и прошло в Казанской ратуше. В программу вечера вошли произведения русских композиторов-классиков Сергея Рахманинова, Петра Чайковского и Модеста Мусоргского, посвященные темам молитвы и богоискания.
Здесь все связано только с православной музыкой».
VI Великопостный хоровой фестиваль продлится до 9 апреля. Картина дня.
Дилецкий организует целое по нескольким параметрам: 1-й - развитие всего материала из простейшей 2-звучной интонации начальный оборот «Воскресения день» с помощью разнообразнейших средств ее варьирования и трансформации; 2-й, символический,- соотношение мирского и Божественного, проявляющееся в противопоставлении 2-дольного быстрого и 3-дольного метра появляющегося с 4-й песни, его значение усиливается к концу сочинения , причем сфера 3-дольного Божественного выражена с помощью мензуры перфектного темпуса «Воскрес Исус от гроба» ; 3-й - организация всей структуры сочинения как воссоздания идеи восхождения: от 1-й песни: «От смерти убо ко жизни, и от земли на небо Христос Бог нас приведе» - к 9-й песни: «И нам дарова живот вечный» и соответственно от нисходящего движения муз. От элементарной частицы. В 70-80-х гг. Об активности процесса развития жанра свидетельствует количество сохранившихся рукописных памятников, относящихся к данному и последующему периодам. Новый стиль вызвал к жизни необходимость теоретического осмысления творческой и исполнительской практики.
В это время появляется 1-й музыкально-теоретический трактат по партесному пению - «Мусикийская граматика» Дилецкого самый ранний список относится к 1677, наиболее полный вариант был написан в Москве для подношения Г. Строганову в 1679; подробнее о классификации списков трактата см. Это муз. Нек-рые из этих стихир встречаются в рукописях до сер. Дальнейшее развитие К. Возможно, наиболее значительным образцом является К. Другим примером может служить триумфальный К. Это произведение исполнялось, очевидно, во время триумфа по случаю возвращения Петра I из Персидского похода 1722.
К этой же группе можно отнести панегирические К. Тредиаковским во время короткого царствования Петра II, и нек-рые др. В нач. В это время возрастает значение панегирической сферы, но такие произведения создавались по устойчивой модели и отличались стереотипностью. В то же время покаянная область творчества становится более яркой и приобретает лирико-драматические черты. Из авторов партесных К. Об известной замедленности развития жанра может свидетельствовать возникновение такого важного явления в истории культуры, как пародия. Это бытовая сценка из жизни подвыпивших бурсаков и певчих, написанная по всем правилам церковного партесного произведения подробнее см.
Эпоха партесного К. Благодаря особенностям жанра переход от средневек. Остаются основные богослужебные жанры, язык и самое главное - участие человека как исполнителя. При всей новизне интонационного наполнения, метрической организации и проч. Новое муз. Вплоть до наст. Благодаря этому сохранилась значимость партесного К. XVII - 1-й пол.
Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. О хоровой многоголосной композиции XVII - нач. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. Русская музыка XVII в. Пародия в русско-укр. Острог, 2011; Плотникова Н. XVII - сер. Витоки, музична теорiя та виконавська практика партесного багатоголосся: Канд.
Герасимова-Персидская Духовный К. Многие черты, присущие русской хоровой музыке этого периода в целом, присутствовали в духовном К. Период, охватывающий творчество композиторов от М. Березовского до С. Дегтярёва , стал «золотым веком» рус. Его историю можно условно разделить на 3 этапа. Первый этап 60-70-е гг. Галуппи ; 2-й этап кон.
Бортнянского , хотя в этом жанре вместе с ним работали и многие второстепенные авторы, напр. Диц, воспитанники АХ П. Скоков, С. Осипов, Е. Фомин и др. Бортнянского; его творчество оказало огромное влияние на современников, особенно на молодое поколение - Л. Гурилёва , Дегтярёва, А. Веделя , С.
Давыдова , Д. Кашина и др. Наряду с молодыми композиторами в те же годы хоровые К. Козловский , Дж. Хоровой К. В истории музыки К. Наибольшее влияние на рус. Впервые это определение появилось в трудах историков рус.
XIX в. Разумовский , В. В наст. Концерт «Пособивый Господи». Партия дисканта. Фрагмент рукописи нач. Рахманинова и композиторов Нового направления. Она позволила найти иные пути развития русской певческой традиции и, по словам М.
Глинки , связала узами законного брака «фугу западную с условиями нашей музыки» Письма М. Глинки к К. В начале царствования Екатерины II церковная музыка была под властью барокко. Елизавета Петровна в певческом искусстве придерживалась вкусов юности: в 50-х гг. В это время немногие композиторы обращались к церковной музыке: основное внимание сочинители уделяли старым формам с новыми звуковыми эффектами. В конце елизаветинского царствования появился гипертрофированный барочный вариант партесного К. Такой музыкой приветствовали имп. Екатерину II в Ярославле в 1767 г.
XVII - нач. Смоленский ; реконструкция этих К. Можно предположить, что Екатерина II, стремившаяся навести в России во всех сферах жизни и деятельности европ. Для обновления стиля она привлекла итал. Галуппи было поручено сочинить музыку на богослужебные тексты в правосл. Ранее в Венеции Галуппи написал много католич. Марка и жен. Тем не менее именно Галуппи стал родоначальником рус.
В католических соборах Венеции и Болоньи того времени церковная музыка звучала не только в сопровождении органа или оркестра, но и в хоровом исполнении a cappella. Многочастные хоровые композиции встречаются в творчестве венецианцев - А. Лотти учитель Галуппи и его последователей, современников Галуппи: А. Бернаскони, Г. Латиллы, Б. Считается, что творчество Лотти в западноевропейской церковной музыке служит «мостом» между барочным и классицистским стилями. Подобным образом в рус. Галуппи сочинил для правосл.
Церкви неск. Не зная церковнослав. Однако вряд ли справедливо упрекать капельмейстера собора св. Марка в плохом знании текстов псалмов Давида, лежащих в основе хоровых К. Творчество Галуппи и др. Для написания хорового К. Этот жанр сформировался как многочастное произведение 2, 3 и более частей праздничного характера на церковный лат. Позднее возникла его разновидность для солистов-певцов с инструментальным сопровождением.
Таковы мотеты Галуппи «A rupe alpestri» для альта и оркестра Venez. N 157-158. Более ранняя форма мотета, прообраз рус. Таковы, напр. Марка многие из его произведений сохр. Галуппи состоят из 4-5 частей с темповым и тональным контрастом, аналогичным сонатно-симфоническому. Сохранились следующие К. Подобная форма была использована Березовским.
Долгое время духовную музыку композитора изучали по 2 К. В этих сборниках все К. Считаются утерянными К. Березовского «Вскую мя отринул», «Отрыгну сердце мое», «Суди, Господи, обидящия мя», «Услышите сия вси языцы». Березовскому приписывается авторство песнопения «Отче наш» на нем. О творческих контактах Галуппи и Березовского документальных сведений не сохранилось, но, вероятно, они имели место: композитор и певчий работали в Придворной капелле; Галуппи давал уроки юному Бортнянскому, уроженцу Глухова, земляку Березовского.
Вместе с тем духовные концерты привлекали и уже состоявшихся исполнителей; многие знаменитости включали их в программу своих европейских турне [12] [15]. Если изначально значительную часть репертуара составляли произведения Делаланда, то впоследствии он существенно расширился за счёт разнообразной вокальной и инструментальной музыки, как французской, так и зарубежной [13]. Кроме того, с 1728 по 1733 год устраивались специальные «французские» концерты, в которых исполнялись светские произведения на франкоязычные тексты с 1786 года они вошли в основную концертную программу [18]. С конца 1730-х до начала 1760-х годов в духовных концертах преобладала музыка Мондонвиля ; с 1777 года — симфонии Гайдна [13].
Он остался крайне недоволен игрой оркестра на репетиции, однако премьера прошла с большим успехом [15] [19]. За всё время существования духовных концертов они проходили около 1300 раз [13]. Последний состоялся 13 мая 1790 года; затем, в годы Великой французской революции , традиция духовных концертов прервалась [20] [2]. Отдельные концерты проводились и в самом Париже, в том числе и в революционный период, однако они не были непосредственным продолжением предыдущих [18].
Прошел Пасхальный концерт «Школы радости» + ВИДЕО
В программу концерта вошли духовные хоровые произведения европейских композиторов. Отрывали программу Камерный хор филармонии и Хор студентов консерватории концертмейстер — доцент кафедры камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства Анжела Гасратова под управлением доцента кафедры хорового дирижирования Татьяны Рекичинской. Завершился концерт «Джазовой мессой» Боба Чилкотта, в исполнении которой принимали участие женские группы Камерного хора филармонии и Хора студентов консерватории хормейстер Т.
Ребята в течении этого учебного года посещали такие страны, как Египет, Эфиопия, которые по большей своей части являются мусульманскими.
С помощью своих талантов они прославляли Господа. Все песнопения студенты исполнили и у нас в Покровском Храме, который обладает невероятной акустикой.
Хор курсантов военного университета исполнил произведения: - Алексея Львова «Свете тихий»; - Павла Чеснокова «Совет превечный» - солист Александр Ерегин. В заключении концерта хоры исполнили Многолетие.
Концерт прошел в рамках 12-ой международной конференции "Покровские чтения". Главной темой форума, который объединил конфессии, стало Евангельское благовестие.
Словами "Аве, Мария", "Радуйся, Мария"". Двери католического храма в этот вечер были открыты для всех желающих - концерт благотворительный. Послушать духовную музыку пришли владимирцы разных поколений. От студентов и курсантов до пенсионеров. Я всего 2 раза слышала орган раньше в Риге". Этот концерт стал настоящим подарком городу от католической общины.
Это ее вклад в "наведение мостов" и "сближение берегов".
Гала-концерт фестиваля духовной музыки «Свет Христов» пройдет в Москве
Фестиваль «Я пою о Родине» — долгосрочный образовательный, культурно-просветительский проект, нацеленный на приобщение детей, подростков, молодежи к историческому наследию и художественным ценностям России в практике экскурсионной и музыкально-исполнительской творческой деятельности. Фестиваль 2023 года проводится городах и поселениях Тверской области и посвящается 290-летию начала Великой Северной экспедиции выдающегося российского мореплавателя Витуса Беринга. Он реализует замечательную идею развития культурного туризма — знакомства школьников с достопримечательностями, духовно-нравственными традициями и историей российских регионов. Проведение фестиваля нацелено на сохранение культурной, исторической памяти в юных поколениях россиян, на развитие интереса молодежи к изучению истории, культуры и географии России.
Отдельно отец Ириней отметил прекрасную и инициативную Елизавету Милкину — свою правую руку, своего заместителя — и поздравил ее с Днем рождения! В завершение концерта прозвучал гимн проекта «Родная земля». Он был презентован весной этого года: Мария Распутина и Наталья Духовникова так полюбили «Родную землю», что на одном дыхании написали слова и музыку. После концерта на Рождественском бульваре прошла задорная вечерка, где все желающие смогли потанцевать, поиграть и пообщаться. Видеозапись концерта «Наследие родной земли» можно посмотреть на Y outube-канале Сретенского монастыря.
В русской православной церкви с середины XVIIв. Так как количество голосов в пении колебалось от 3 до 48, то сочинение и исполнение такой музыки требовало большого мастерства — знания вокальных способностей человеческого голоса, искусства управления хором. Хотя уже при жизни Березовского его блестящий талант и высокое мастерство были очень высоко оценены специалистами. Слайд 7 Он родился в одном их крупных городов Украины. Кто были его родители неизвестно, как неизвестно многое в биографии Березовского. Учился в школе певчих, затем в Киевской духовной академии, где сочинил свои первые хоровые концерты. От природы обладал абсолютным музыкальным слухом, прекрасными певческими способностями. Счастливый случай помог ему: его пригласили в певческую капеллу в Петербурге. Редкая одаренность Березовского была замечена и здесь — для завершения образования его посылают за государственный счет в Италию, в знаменитую Болонскую академию. И около восьми лет Русский, как называют Березовского в академии, учится у знаменитого Матрини. В Италии Березовский получил известность как композитор.
Дирижировала Татьяна Рекичинская. Фото К.
Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship
Небольшое сообщение на тему "Духовный концерт". Русский духовный концерт родился во второй половине XVII века. 24 сентября 2023 года на центральной площади Владивостока состоялся концерт в ознаменование освящения Спасо-Преображенского собора. Теоретическая значимость диссертации обусловлена тем, что в ней, на материале жанра духовного концерта, получила дальнейшее развитие история и теория жанров – отрасль науки, активно разрабатывающаяся в отечественном музыковедении в последнее время. ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ, см. в ст. Концерт. или многочастную композицию, главной спецификой к-рой является т. н. переменное многоголосие. "Этот праздничный концерт в преддверии католического Рождества, как вы видите, собрал очень много людей, что говорит о том, что наша духовная общность, база, очень близка с итальянской публикой.
2. NeoОрганика 2.0
- В мире музыки - Музыка в храмовом синтезе искусств
- По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора
- Стоит посмотреть!
- Презентация, доклад к уроку музыки 6 класс Духовный концерт
- Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship
Духовный концерт
На концерте прозвучали духовная кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» и кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский» в исполнении оркестра и хора театра оперы и балета филиала Мариинского театра в республике. или многочастную композицию, главной спецификой к-рой является т. н. переменное многоголосие. Также духовным концертом называется многоголосое произведение для солистов и хора, написанное на тексты религиозного характера. На Фестивале современного церковного искусства «Видеть и слышать» в Московском доме художника выступают ведущие хоровые коллективы духовной музыки. Доклад на тему духовный концерт.
Концерт в храме
У подножия Аланского Успенского мужского монастыря состоялся концерт духовной музыки У подножия Аланского Успенского мужского монастыря состоялся концерт духовной музыки 18. Сегодня, 18 сентября, у подножия Аланского Успенского мужского монастыря в высокогорном селе Хидикус Куртатинского ущелья состоялся концерт духовной музыки.
Коллектив включает в себя молодых музыкантов из ведущих музыкальных учебных заведений столицы, большинство из них лауреаты престижных международных конкурсов, которые объединились вокруг идеи исполнения отечественной и зарубежной симфонической музыки. На площадке Фестиваля также проходят ежедневные бесплатные экскурсии для взрослых и детей по выставке «Монументальное искусство в Церкви», показ фильмов о христианском искусстве, мастер-классы известных художников, мастерские по разным видам церковного искусства, круглые столы по актуальным вопросам церковного искусства, просветительские лекции по иконографии и о художниках, творческие встречи с презентациями книг.
Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» проходит в Московском Доме художника по адресу: Москва, Кузнецкий мост, 11. Время работы: с 12. Вход на все мероприятия Фестиваля свободный.
За хоровым органом — лауреаты международных конкурсов Антонина Воронина и Арсений Ушков. Диалог ведут семнадцатый век и двадцатый, духовная музыка и джаз, Гендель и Гершвин: «Эти композиторы похожи больше, чем мы думали: оба приобрели славу прежде всего благодаря оркестровым сочинениям и работам для музыкального театра». Антонина Воронина и Арсений Ушков.
Штелин писал: «За несколько лет до 1769 года фигуральное пение и церковные концерты достигли до самых отдаленных, внутренних, городов России.
Они исполнялись в соборных и других церквах» цит. Хайгольда; см. Riga; Lpz. Титульный лист издания концертов Д.
На этой стадии развития жанра рус. Хоровые К. После 1797 г. Вероятно, причиной появления указа императора, помимо многолетних внутренних разногласий Павла с политикой матери, послужило его желание выглядеть в глазах подданных поборником древних традиций России.
Эффектные хоровые К. Они звучали во время причащения священнослужителей в алтаре, когда по уставу положено пение причастна. Концертные сочинения стали воплощать новыми муз. Это отметили и современники Бортнянского: «Духовная музыка должна не слух удовольствовать, а душу и сердце восхитить к Богу; для сего и введена в Церковь концертная симфония поющих голосов» Горчаков.
В хоровых К. Заметно усиливается воздействие инструментальной и оперной музыки: используются типичные ритмы менуэта и сицилианы, характерные мелодические обороты арий и дуэтов, к хоровому письму применяются оркестровые и органные приемы длительно выдержанные звуки - педали, тембровое сопоставление групп хора, контрастирование хоровых унисонов с аккордовым изложением. Самой яркой фигурой духовной музыки 80-х гг. Остальные композиторы - напр.
В те же годы хоровые К. Астарита, Т. Траэтта, И. Керцелли , но их сочинения утеряны.
В 80-х гг. Бортнянским было создано более половины К. В них преобладают мажорные тональности и гомофонно-гармонический склад подробнее см. Лучшими среди его ранних К.
Сентиментальный настрой тех лет как бы негласно призывал композиторов к яркому проявлению эмоций. Неслучайно в К. Бортнянского минорные тональности начинают вытеснять мажорные. За 20 лет петербургского периода Бортнянский создал ок.
При жизни композитора были изданы 35 К. Несмотря на имп. Галуппи, «Не отвержи... Аллегри, хвалебные песни Дж.
Биорди и Ф. Сочинения Бортнянского уже при жизни автора пользовались большой популярностью. По словам историка и драматурга Н. Горчакова, «величественная гармония, сильное движение духа, производящее и обращающее его к Богу, есть отличность сочинений г.
Гений его имеет какую-то приметную особенность от других известных певческих композиторов» Горчаков. Современник Бортнянского Г. Гесс де Кальве писал: «У нас есть прекрасные сочинения Бортнянского, которые поются во время обедни… В печальном адажио, в величественных хорах, в гремящих фугах, в патетических ларго, в нежных ариях изливает он душу свою и возбуждает в слушателях чувство благоговения» Гесс де Кальве. Влияние стиля и творчества Бортнянского испытывали мн.
С одной стороны, возросло значение полифонии, встречаются завершенные по форме фуги напр. С другой стороны, тематизм К. Увеличилось число используемых минорных и бемольных тональностей, вплоть до си бемоль минора. Наиболее характерно муз.
Его произведения внешне абсолютно лишены аскетичности - в них много ярких виртуозных теноровых и дискантовых соло, эффектных гармонических и ритмических оборотов, не лишенных иногда театральности. В выражении различных душевных состояний - радости, скорби, духовного размышления и отрешенности, энергичного негодования - композитор неизменно искренен и даже экспансивен. Его музыка иногда чрезмерно аффектирована, однако нельзя сказать, что Ведель писал, повинуясь моде, а не в результате сильного благоговейного чувства. Его знали как целомудренного высокорелиг.
Такие противоречия между внешним содержанием и внутренней гармонией были свойственны музыке кон. Много схожего в минорных К. Веделя и Дегтярёва: одни и те же К. Творчество Дегтярёва почти целиком сконцентрировано на хоровых жанрах, духовные К.
Заметное влияние на жанр духовного К. Его К. Для Придворной капеллы Сарти перерабатывал свои оратории, превращая их также в духовные К. В основном это очень эффектные, яркокрасочные и масштабные композиции, своего рода звуковые фрески.
Сарти предстает как высокопрофессиональный музыкант, в творчестве которого рациональное явно преобладает над эмоциональным, а стереотипное - над индивидуальным стремление к помпезности и мышление почти исключительно стереотипными формулами часто делают его музыку однообразной. Часть К. Произведения Сарти на правосл. Но для истории развития русского хорового К.
Именно благодаря урокам итал. Давыдов сочинил в ранней юности, до 20-летнего возраста; в них преобладают радостные краски мажорных тональностей и легкость хоровой фактуры. Благодаря многочастности К. По сути именно через хоровой К.
Чем ярче оказывались муз. Таин, от того духовного настроения «ожидания святости», которое должно быть в этот момент литургии. Критике этого жанра во многом способствовало поведение отдельных прихожан, к-рые после безукоризненного исполнения солистами виртуозных теноровых или дискантовых эпизодов могли аплодировать и кричать в храме «браво». Хотя указ имп.
Павла I от 10 мая 1797 г. Инерция была столь велика, что жанр продолжал развиваться. Вероятно, творчество крепостного Дегтярёва в шереметевской капелле было не столь ограничено царским указом, как творчество директора придворного хора Бортнянского. Ведель сочинял музыку, подчиняясь своему «внутреннему голосу», и никакие указы не могли повлиять на изменение привычных муз.
Примеры этого жанра встречаются впоследствии у А. А Алябьева , А. Верстовского , А. Усвоение норм итал.
Вместе с тем своеобразие национальной песенности, самобытность правосл. Духовные 4-голосные концерты с перелож. Полное собрание духовно-муз. А: 35 4-голосных концертов; 1884.
Б: 10 двухорных концертов; он же. Неизвестные духовные концерты: Для смеш. Бортнянского, Давыдова, Галуппи и др. Полное собр.
Концерты 2-хорные]; Ист. Лисицына; [1905-1913]. Гольтисона; [1913-1914]. Привалова; Сб.
Веделя и С. Дегтярёва: Для смеш. С[емёнова], К. Божественна Лiтургiя св.
Гобдич i Т. Двенадцать духовных концертов для хора без сопровожд. Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки, изд. Опыт вокальной или певческой музыки в России, от древнейших времен до нынешнего усовершенствования сего искусства.
Теория музыки. Церковное пение в России. Композитор Степан Давыдов. Композитор Д.
Российский хоровой концерт 2-й пол. Максим Березовский: Жизнь и творчество композитора. Дмитро Бортнянський. Традиционные жанры правосл.
La Fondazione Levi di Venezia: Cat. Venezia, 1986. N 157-158; Горяйнов Ю. Белгород, 19932; Гусарчук Т.
Двенадцать концертiв з автографу А. Анотований покажчик творiв А. Веделя 1767-1808. Композитор О.
Прижизненные издания соч. Бортнянского: Свод.
Концерт ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин».
Духовные концерты — публичные концерты, проводившиеся в парижском дворце Тюильри с 1725 по 1790 год. Стали первой общедоступной альтернативой представлениям. Узнайте в деталях про ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ, жанр русского хорового (а капелла) концерта. Меня немного смущает тенденция, когда концерты духовной музыки выстраиваются по законам шоу-бизнеса, в стремлении удивить слушателя диапазоном голосов, чудесными солистами, произвести внешний эффект. BPоссии подобные концерты организовывались c cep. Концерт Объединенного симфонического оркестра Мариинского и Большого театров под управлением Валерия Гергиева прошел при полном аншлаге, несмотря на дневное время.
Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship
Тульский государственный хор исполнит 1-ю часть духовного концерта «Молитва Праведному Павлу Таганрогскому» композитора Вячеслава Юрьевича Зуева. Благотворительный концерт духовной музыки под таким названием прошёл под сводами католического храма во Владимире. Первые духовные концерты (начало 18 в.) заметно выделялись из общего музыкального звучания православного богослужения. Текст научной работы на тему «Духовный концерт в творчестве русских композиторов второй половины XIX начала XX века». Духовный концерт – это специальное событие, в рамках которого музыкальные номера, пение и слова, передаваемые артистами, направлены на создание особой. 21 января 2024 года в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских состоялся концерт ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин».