Люди, страдающие серьёзными заболеваниями, могут собороваться несколько раз. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований. cобороваться можно каждый год,при соборовани прощаются и забытые грехи. Смотрите видео онлайн «СКОЛЬКО РАЗ В ГОД МОЖНО СОБОРОВАТЬСЯ? /. ответил батюшка.
Подготовка к таинству
- Заметили опечатку?
- Как проходит Соборование?
- Можно ли собороваться подряд несколько раз?
- Соборование. 10 вопросов о Соборовании | Дышу ПравославиемДышу Православием
- 29 answers to this question
- Что такое Соборование
Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы
К сожалению, даже тяжелобольные люди не всегда понимают, что испытывают острую нужду в этом Таинстве. Многие приступают к Соборованию потому, что так принято, потому, что на этом настояли родные или в храме назначен день общего Соборования, и вот, мы идем вместе со всеми как бы на всякий случай, по принципу: «Мало ли, вдруг в чем-то поможет». В таком случае у человека нет ни достаточной веры, ни усердной молитвы, чтобы принять предлагаемый в Елеосвящении дар. И именно сила веры часто выделяла отдельных людей из многих приближавшихся к Нему. Так, когда Христа окружала и теснила толпа народа, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, с верой прикоснулась к краю Его одежды и тотчас получила исцеление. Спасителя теснило множество людей, а исцеление получила только одна, та, которой Он Сам сказал: Вера твоя спасла тебя; иди с миром Лк. И хотя многие заставляли его замолчать, он не переставал просить о помиловании, и в итоге Господь исцелил его, сказав: Иди, вера твоя спасла тебя Мк. Итак, Спаситель исцелял во время Своей земной жизни, когда видел твердую веру и неотступную молитву.
То же самое происходит и теперь, когда человек ищет исцеления, участвуя в Таинстве Елеосвящения. Значит, Он подает те же дары, так же исцеляет. Но и от нас в свою очередь требуются, как требовались от людей тогда, — искренняя вера и горячая просьба. Поэтому важно осознать именно личную потребность в Таинстве Елеосвящения. А, как сказал апостол Иаков, молитва веры то есть исполненная глубокой веры исцелит болящего. Итак, важно иметь правильный внутренний настрой. Здесь можно выделить несколько составляющих.
Во-первых, как мы уже сказали, должно иметь горячую веру и возносить искреннюю молитву. Готовясь к Соборованию, хорошо читать акафисты Спасителю, Божией Матери и святым, прославившимся чудесным врачеванием болезней, например великомученику Пантелеимону и вообще тем святым, чья память особенно близка нам. Таким образом, душа заранее располагается к принятию дара исцеления, подаваемого в Таинстве Елеосвящения. Во-вторых, мы должны иметь сердечное сокрушение о своей греховности. Перед Соборованием хорошо исповедаться. А в Таинстве Елеосвящения нам отпустятся забытые или совершенные по неведению грехи, поэтому соборующемуся человеку необходимо иметь покаянное настроение души: стоит вспомнить всю свою жизнь, соделанные неправды и причиненные ближним обиды и помолиться Богу о прощении допущенных грехов. Соборующийся должен и сам простить своим ближним, если кто чем его обидел.
Ведь Господь сказал: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших Мф. Как же мы хотим получить на Елеосвящении отпущение грехов, если не простим своих ближних?
Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем.
Поскольку существенной стороной Таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к Таинству Покаяния. В частности, Таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости. Их можно, как и елей, понемногу использовать в пищу. Означают ли слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование? Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая, по смотрению Божию, необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств. Невозможно не упомянуть и то, что ни с каким другим Таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с Соборованием.
К сожалению, некоторые люди воспринимают соборование как возможность избавиться от телесной немощи для того, чтобы она не мешала им наслаждаться жизнью. Такое отношение к таинству кощунственно. Если человек не приносит Богу искреннего покаяния, не прикладывает усилий для отказа от греха, он не станет причастником врачующей нас Божественной благодати. Таинство Соборования предназначено только для больных? Если человек не ощущает никаких физических недомоганий, можно ли и нужно ли ему собороваться? Отвечает священник Ярослав Коздринь, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова: — Мы так устроены, что именно болезнь тела становится мощным стимулом для того, чтобы изменять что-либо в своей жизни. Чтобы победить болезнь, человек готов расстаться с прежними, часто греховными, привычками. Как говорится, «самое главное — здоровье», но только ли этот лозунг должен нас побуждать к участию в Таинстве Елеосвящения? Можно сказать, что в первую очередь благословляется собороваться людям болеющим — само содержание молитв из последования таинства об этом свидетельствует. Однако цель соборования — отнюдь не «выраженный оздоровительный эффект». Мы молимся о болящем такими словами: «Воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна». Вряд ли мы встретим где-либо в богослужебных текстах слово «выздоровление» — преодоление болезненного состояния в них называется «исцелением», а само слово «целый» становится синонимом слова «здоровый». Возвращение такого целостного состояния возможно только через избавление от греха, преодоление того, что отдаляет человека от Бога, поэтому лейтмотивом этой церковной службы является не просьба о здравии, а просьба о прощении грехов христианина, прибегающего к Таинству Елеосвящения. Стоит обратить внимание и на содержание отрывков из Евангелия, которые читаются во время совершения Таинства Елеосвящения. Наряду с чтениями об исцелении тещи апостола Петра и дочери жены-хананеянки, о повелении Спасителя апостолам идти и исцелять в людях недуги, мы слышим евангельское повествование об обращении мытарей Закхея и Матфея и притчу о десяти девах — напоминание о том, что нужно быть готовыми встретить Христа в любое мгновение своей жизни. Поэтому приступать к Таинству Елеосвящения может и тот, кто изнемогает в войне со своими грехами и страстями, если даже физически он здоров. Возможно ли получить отпущение грехов в Таинстве Соборования, не прибегая к исповеди?
Таинство Соборования (Елеосвящения): что это и для чего, как проводится в церкви и на дому
Все эти чтения — о том, как нужно переносить испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу. Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый». В конце Соборования на головы помазанных возлагается Евангелие с чтением покаянной молитвы. По времени Соборование продолжается 1. По опыту предыдущих лет — в нашем храме соборование обычно длится два часа. После службы можно забрать домой оставшиеся зерно — добавлять в пищу и елей — помазываться и наливать в лампадки. После того, как человек соборовался в храме можно и незадолго до Соборования , очень хорошо исповедоваться.
После же Соборования и исповеди очень важно причаститься Святых Христовых Таин.
Или ищите в поиске «Ответ священника» 7. Напишите вопрос в комментариях к этому посту или в комментариях к трансляции "Ответа священника" на любой удобной Вам спасовской платформе в Rutube, ВКонтакте или ОК. Показать больше.
Матушка идет к купцу и передает слова свят. Купец обрадовался и на утро идет в храм, взяв с собою весы и золото. Василий, совершая проскомидию, вынимает одну частицу о здравии и спасении рабов Божиих и кладет на весы, а купцу приказывает класть на другую половину весов золото, и сколько купец ни клал золота, одна малая частица все перевешивала, и чем больше купец клал золота на весы, тем ниже опускалась чаша на которой была положена частица, вынутая свят. Василием Великим из просфоры на проскомидии. Купец, видя сие великое и благодатное чудо, пришел в страх и умиление и затем просил прощения у свят.
Василия и у матушки в Бозе почившего иерея и уже не требовал долга". Повествование относится к прославлению свят. Феодосия, архиепископа Черниговского 1896 г. Феодосия нужно было опрятать его святые мощи, то есть переоблачить их и привести в благолепный вид.
Дело в том, что издревле Елеосвящение применялось не только к больным и умирающим, но также и к кающимся. Древнейшие упоминании о помазании елеем с молитвой содержится у Оригена, богослова, который был анафематствован Вселенским Собором. Но тем не менее он оказал значительное влияние на развитие православного богословия. Его произведения содержат массу ценных сведений о традициях Древней Церкви. Так вот Ориген, живший в III веке, в своих проповедях на библейскую книгу Левит упоминает, что в помазании елеем с молитвой нуждаются не только больные и умирающие, но также и кающиеся.
Поначалу елей с молитвой преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти ради того, чтобы через прощение грехов им даровалось право приобщиться Святых Христовых Таин. Затем таинство Соборования стало применяться ко всем кающимся ради их примирения с Церковью, чтобы после того как они завершили свою покаянную дисциплину, они получили право приступить к таинству Евхаристии. Издревле Елеосвящение применялось не только к больным и умирающим, но и к кающимся — Во многих храмах Соборование достаточно часто проводят не только Великим, но и Рождественским постом. Новомодная ли это традиция, если так будет уместно сказать? Или это тоже как-то исторически обосновано? Есть крайности, когда некоторые люди воспринимают пост как время перехода на правильное питание и выставляемый на публику процесс похудения, оздоровления организма. А другие воспринимают пост, и это тоже крайность, как возможность открыто поплакать, подепрессовать, оправданно себя публично пожалеть. Это, конечно, не так. Покаяние, безусловно, начинается с раскаяния, признания своих ошибок и связано с некоторым аскетическим подвигом.
Но оно имеет своей целью достижение радости, обретения мира с Богом, с людьми, с самим собой, преодоление ошибок, исправление себя и возвращение радости в жизнь. Если применительно к Соборованию посмотреть на восприятие поста в наше время, то есть категория людей, которая появляется в храме только в постное время и только для того, чтобы, как некоторые из них выражаются, почиститься. Есть люди, которые приходят только на какие-то определенные богослужения, в том числе и на Соборование. Попостился, почистился физиологически и нужно теперь почиститься духовно, поправить свое самочувствие, состояние, получить некоторую «услугу» от Церкви, а потом забыть про Бога и Церковь на год до следующего Великого поста. Ведь раньше Соборование совершалось только в стенах храма. Сейчас таинство совершается и в больничных стенах, и дома. Если говорить об историческом развитии этого таинства, то в первые века чин Елеосвящения был совсем кратким. Звучало всего несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного. Примерно до V столетия Соборование совершалось преимущественно в домах над больными и умирающими.
Затем преимущественно в храмах. А начиная с XIII столетия — примерно одинаково и в домах, и в храмах, как это происходит сегодня. Лебедев «Соборование» — То есть нет никакой разницы? Так складывается исторический контекст? Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько пресвитеров, но не называет их число. В Древней Церкви таинство чаще всего совершалось тремя пресвитерами по образу Божественной Троицы. Но есть сведения, что и тогда таинство мог совершать один священник. Святитель Симеон Солунский объясняет, что брат Господень Иаков не говорит о числе пресвитеров, но «обычаем преподано призвать семерых в соответствии седмеричному числу даров Духа Святого». Не во всяком храме есть семь священников, которые могут совершать это таинство.
Что такое Соборование?
Соборование не нужно совершать часто. Если человек не страдает явными телесными или духовными недугами, то ему нужно собороваться не чаще раза в год. Правда ли, что свечи после соборования впитывают негативную энергию, и поэтому нельзя забирать их домой? Можно сказать, что в первую очередь благословляется собороваться людям болеющим — само содержание молитв из последования таинства об этом свидетельствует. Сколько раз в год можно собороваться? Можно ли собороваться два раза в пост, дважды в Великий пост? Достаточно 1 раза в год. 1.
Рекомендуем
- Как объясняется название?
- Как соборуют сегодня
- Таинство Елеосвящения (Соборование)
- Новое на сайте
- Часто задаваемые вопросы о Соборовании
Сколько раз в год можно собороваться
cобороваться можно каждый год,при соборовани прощаются и забытые грехи. Нет конкретных указаний сколько раз и через какой промежуток может человек собороваться. – Да, детокс физиологический и духовный, который нужно раз в год осуществить.
О соборовании
Сколько раз в год можно собороваться? Вопросы задает Александра Михайловская. Или ищите в поиске «Ответ священника» В комментариях к трансляции «Ответ священника» на любой удобной Вам спасовской платформе в Rutube, ВКонтакте или ОК С понедельника по пятницу, в 20:00.
Для совершения Елеосвящения над физически здоровыми людьми в остальные дни следует получать благословение епархиального архиерея.
Таинство над здоровыми людьми совершается в храме. Таинство не совершается 1 над больными, находящимися в бессознательном состоянии; 2 над буйными психическими больными; 3 священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни.
Сейчас широко практикуется совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием и одним елеем. Таинство над больными людьми обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего может быть преподано и на дому. В случае смертельной опасности, сразу после Исповеди совершают сокращенный чин Причащения, и если больной еще не потерял сознания, над ним совершается Таинство Елеосвящения.
Оно считается совершенным, если священник, по освящении елея, успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в последовании части тела. При отсутствии смертельной опасности для больного Таинство Елеосвящения с Причащением Святых Христовых Тайн не соединяют, хотя предварительная Исповедь при этом желательна.
Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь.
Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех. Но неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Соборования.
Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных помимо нашей воли грехов. На Соборование надо записаться в специальную тетрадочку. Она находится на «свечном ящике» — так называют в церкви место при входе, где принимают записки, выдают свечи, принимают пожертвования.
Вы подходите, называете свое имя и покупаете свечу, которую будете зажигать во время чтений Евангелия. Таких чтений будет семь. По традиции за Соборование можно принести жертву в храм в виде постных продуктов или денег.
За записанных в тетрадь людей молится собор священников, отсюда название Таинства — «Соборование».
Невозможно не упомянуть и то, что ни с каким другим Таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с Соборованием. Говорят, что после соборования нельзя вступать в брак, нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное — что принимать это таинство можно только умирающим.
Таинство Соборования — не напутствие на тот свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк. Соборование часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения.
В чем их отличия? Миропомазание и Елеосвящение — это два разных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения.
И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились в Крещении.
ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ
Расписание соборований на 2023 год необходимо уточнять непосредственно в церкви, которую вы посещаете, так как это решается в частном порядке. На дому соборование может проводиться неограниченное количество раз, если найдется священник, согласный на подобное действо. Если человек болен, то не нужно дожидаться Великого поста, можно подойти к священнику и договориться о Соборовании. Для относительно здоровых достаточно собороваться раз в году. Другие стараются собороваться как можно чаще. По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения.
Нужно ли собороваться каждый год
В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько.
Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным. Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл.
Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина — его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней. Как не надо.
Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются?
Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.
Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться.
Отвечает священник Алексий Стрижов, штатный клирик храма Рождества Христова г.
Вольска: — Таинство Елеосвящения установлено для исцеления человека и прощения грехов. Грехом в мир вошли смерть и тление, грех неразрывно связан с болезнью, проявляя свою разрушительную силу как в теле, так и в душе человека. В молитвах чина соборования часто звучат прошения о прощении больному грехов, об избавлении от страстей и всякого зла. Церковь считает, что при соборовании человеку прощаются забытые и неосознанные грехи.
Однако ни в коем случае нельзя думать, будто соборование автоматически освобождает нас от всех грехов и значение Таинства Исповеди поэтому упраздняется. Напротив, Церковь настоятельно рекомендует прибегнуть к исповеди до совершения Таинства Елеосвящения, которое предполагает покаяние больного и искреннее желание оздоровления телесного, душевного и духовного — избавления не только от последствий, но и от самого греха. Таинства Соборования и Исповеди взаимно дополняют друг друга. Можно ли собороваться людям, которые не живут церковной жизнью?
Отвечает священник Андрей Солодко, настоятель храма новомучеников и исповедников Саратовских г. Саратова: — О назначении Таинства Соборования говорится в послании святого апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного Иак.
Из этих слов видно, что важными составляющими действенности этого таинства являются вера, молитва и покаяние самого болящего. Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно, но это предполагает последующее изменение жизни и воцерковление человека. Как часто можно прибегать к соборованию? Раньше в храмах Русской Церкви это происходило в Великий Четверг, а уже во второй половине XX века закрепился обычай совершать соборование и в другие седмицы Великого поста или же в дни строгого поста перед праздником Рождества Христова.
Хорошо хранить эту традицию и приступать к таинству каждый год в период Святой Четыредесятницы, когда мы стараемся через подвиги воздержания и покаяния подготовить себя к встрече Пасхи.
У нас в Церкви каждым постом совершается таинство Соборования. Как часто можно Собороваться? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Как правило, соборуются раз в год, Великим постом.
После каждого помазания можно стирать масло салфетками, которые раздадут в храме, а потом соберут у всех на сжигание. До этого готовятся елей, вино и зерно для Таинства, читается молитва на освящение масла и зерна. Зерна пшеницы символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. Елей — знак благодати исцеления, по словам евангельским: «Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк. Перед помазанием священник читает главную молитву Таинства — молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов «Отче Святый».
Священники поминают при этом имена записанных на Соборование. Помазывают святым маслом семь раз. Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия. Все эти чтения — о том, как нужно переносить испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу. Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже.