Ты небо и звезды, и страны сличай, Но рай на земле, где поет Карачай: Здесь сердце Кавказа – двуглавый Эльбрус, Всем горцам он знамя, начало их муз. Певец Shaman приехал с концертом в Набережные Челны, но не исполнил главные хиты.
Расул Гамзатов: Стихи
Трактир с именным танцем у венгров 6 букв 2. Основа интимных отношений 4 буквы 3. Царский обряд на Руси 13 букв 4. Какой политик через слово лжет?
Маяковский «привык с детства пользоваться грузинским языком наравне с русским». Но Россия жила в мальчике и звала. Share Share Share С начала 30-х гг. Борис Леонидович часто бывал в Грузии, много переводил грузинских поэтов. Его переводы грузинской классической поэзии содействовали изданию на русском языке монументальной антологии грузинской поэзии, начиная с V века. Восприятие Пастернаком Кавказа далеко от бездумной туристской восторженности.
Однако преобладает восприятие Грузии полное восхищения. Она лежит перед глазами поэта на арене всемирной истории. Кавказ приобретает вселенский масштаб. Книга «Сестра моя — жизнь» открывается стихотворением «Памяти Демона», грузинский мотив которого воспринят через поэзию М. Во «Втором рождении» Кавказ — образ социализма, такого общества вне сплетен и клевет, которое создается не ценой страданий и жизней, а восторженным порывом всех. Образец такой гармонии встречает поэта на пороге Грузии. Это — Кавказский хребет. Грузия, приравненная к истинному социализму — это страна, где естественно развязываются любовные, семейные, бытовые узлы так и оказалось в жизни поэта. Исторический аспект сравнения со временем покорения Кавказа здесь не главное.
Не столько две эпохи, сколько история и природа — по такому руслу направлена поэтическая мысль.
Ответ на сканворд или кроссворд: Поэт-певец на Кавказе Ответ на вопрос: Поэт-певец на Кавказе, слово состоит из 4 букв. Что такое Поэт-певец на Кавказе?
Всё это будет доступно в ближайшее время. Посмотреть ответ — Поэт-певец на Кавказе.
Уж лучше вчерашней краюхи кусок. И соты пчелиные нравятся мне, А слитки душистого мёда вдвойне. Но вот тут какая таится беда — Без хлеба не ела я мёд никогда. И свежее мясо в кипящем котле Порадует глаз на хозяйском столе. Но сытости нет от похлебки мясной, Когда не найдёшь в ней приправы мучной. Я выросла в бедности и оттого Мне с самого детства дороже всего Простого пшеничного хлеба кусок Да соли щепотка, да лука пучок. Ну что же, и впрямь твоя дочка мудра, — Вздохнули сваты и пошли со двора… А пахарь счастливый коня подстегнул И с юной женой возвратился в аул. С тех пор в нашем горном краю говорят: Кто с хлебом не ссорится, тот и богат.
Недаром же выбрала дочь бедняка Такого, как надо, себе жениха. Асеф Мехманович Абдуллаев 1930—2015 Лезгинский поэт и композитор появился на свет в 1930 году в Аджахуре Кубинского округа. Был сыном врага народа, репрессированного в 1937-ом. Работал учителем, затем музыкальным редактором на радио Дагестана. Увлекшись музыкой в раннем возрасте, освоил игру на таре. Сочинил свыше 150 лирических песен, а также композиции для оркестровых концертов и театральных постановок. Многие его песни пела Дурия Рагимова, с которой поэт познакомился в студенческие годы. Публиковался поэт под именем Асеф Мехман. Сочинял на азербайджанском и лезгинском языках. Первый сборник стихов, песенных текстов и поэм «Сороковая весна» вышел в 1971-ом.
Далее были сборники «Без меня» и «Разговор с душой».
Кавказ в судьбе и творчестве М. Ю. Лермонтова
Одна общая судьба, впрессованная в тесную стальную оболочку, один в скромном кипарисовом окладе образ Николы Морского над глубиномером, один общий камбуз, один да извинят меня дамы красной медью сияющий подводный унитаз и тридцать кубометров отравленного воздуха — поровну, честно, на всех членов экипажа. Фанаберия надводного золотопогонства была бы тут просто смешна и неуместна. Все были на виду друг у друга, все друг друга прекрасно знали и не то чтобы уважали в современном смысле слова, но были крепко привязаны один к другому, ибо «член экипажа подводной лодки, не пользующийся признанием и авторитетом среди офицеров и нижних чинов, — как говорилось в «Положении о прохождении службы в Подводном плавании» от 1906 года, — подлежит списанию с нее». За 13 лет существования царского подводного флота никогда никто из офицеров-подводников не опозорил себя рукоприкладством. Но покуда я испытывал терпение читателя экскурсом в прошлое, наш эшелон проскочил первый туннель перед Севастополем. Подводники приникли к окнам.
В глаза плеснулась изумрудная зелень Севастопольской бухты. Утром Алексей Несвитаев, инженер-подпоручик, помощник командира «Лосося», проснулся от привычного корабельного шума; даже не проснулся, только начал всплывать из глубин предутреннего крепкого молодого сна. Над головой, по верхней палубе плавучей базы «Днестр», где жили подводники, ломовыми битюгами громыхали матросы в безразмерных башмачищах, «гадах». Сипло гудели боцманские дудки. Бр-р, отвратительный звук, а, поди, открой Морской устав: исхитрил же некий вдохновенный композитор из этих неэстетичных звуков целую серию командных рулад...
Несвитаев открыл глаза. Боже, ну что они так гремят! У нашего подпоручика побаливает голова. После банкета. Почти непьющий, вчера выпил — по поводу спуска на воду «Лосося».
Он снова прикрыл веки. Сегодня воскресенье, можно не торопиться с подъемом. Ну и спуск был давеча — и смех и грех. Пухлые губы молодого офицера скривились в усмешке: при всем своем добродушии он не лишен язвительности... Так как операцию по спуску «Лосося» предполагалось провести в режиме строжайшей секретности, то, естественно, к концу недели ажитация вокруг подготовки к спуску, подогреваемая разнотолками вредного, настырного городского обывателя, достигла такого накала, что в конечном итоге о точном времени и месте спуска знал хоть и не весь город, но три четверти его населения; лишь глухие, младенцы и старые маразматики не ведали об этом.
Неудивительно, что к началу потаенной операции к запретному месту потянулись не только мастеровые Лазаревского адмиралтейства, — противоположный берег бухты Южной был усеян любопытствующими горожанами. Новый, за русские хлеб и сало приобретенный недавно у Британии плавучий кран фирмы «Сван-Хунтер и Ричардсон», натужно заскрипев стальной мускулатурой, выдохнул клуб дыма с паром и тяжело оторвал от платформы стотонную лодку. Несвитаев с тремя матросами сидел уже в ялике, готовый, как только «Лосось» приводнится, забраться внутрь, проверить, нет ли где течи. Опутанный сетью тросов, «Лосось» казался снизу жалким, беспомощным. Все шло отлично, но вдруг невесть откуда подкатил сиявший медной трубой флагманский катер «Ростислав» с Главным Командиром флота Виреном, которого никто не ждал.
Начальство, руководившее спуском, при появлении ядовитого адмирала пришло было поначалу в легкое замешательство, но тут же, шалея от рвения выказаться перед «Главным черномором», явило великую распорядительность. Десятки ртов одновременно стали выкрикивать совершенно противоположные команды, в воздухе заплескались рукава кожаных и каучуковых форменных пальто, и минуту до того четкая организация превратилась в балаган. Длинный хобот плавкрана дергался то влево, то в право, «Лосось» начал угрожающе раскачиваться. Неизвестно, чем бы это кончилось, если б вдруг не заглохла машина, дававшая крану жизнь. Из окошка крановой будки показалась свекольная от гнева физиономия английского мастера, и сверху посыпались замысловатые ругательства, свидетельствующие об успешном освоении англичанином богатств народного языка россиян.
Свирепый Вирен одобрительно кивнул заморскому спецу и резюмировал его английские годдемы и русский мат парой своих сочных оскорблений в адрес оплошавших распорядителей. После этого все руководство спуском было поручено старому заводскому такелажнику Филиппычу. Тот за шесть с половиной минут завершил операцию, а через час, приняв от Несвитаева в презент варварски полную кружку спирта, который подводники почему-то называли шилом, пренахально хвастал, что, мол, кабы не ихние высокородия, он-де эту муру закруглил бы в пять минут... Тихонько постучавшись, в каюту бочком вошел крупный Павел Бордюгов, вестовой Несвитаева, моторист с «Лосося». Покосился на своего начальника, лежащего с полузакрытыми глазами, понял, не спит, наблюдает; аккуратно повесил на спинку кресла выутюженный сюртук с узкими серебряными погонами инженера, смахнул ветошкой невидимую пыль со стола.
Переминаясь, вежливо кашлянул: какие, мол, указания на сегодня? Плохо мамаша поживает. Горе у нас. Братуху моего старшого, Степана, повесили намедни. В общем, ваше благородие, эсер был брат.
Два месяца тому участвовал в покушении на какого-то военного прокурора, и вот. Глупости насчет другого вестового оставь. А сейчас иди к боцману, скажи, я отпустил тебя до затрашнего утра. Побудь с матерью. Отдай вот это матушке.
Он вытащил из мундира, вложил в нагрудный карман робы вестового несколько синеньких пятирублевок. Ведь мы с тобой побратимы в некотором роде, так ведь?
Они творили в стиле толгау - стихотворение-размышление, суть которого сводилась к назиданиям и советам. Строки таких размышлений отличались афористичностью, из-за чего они часто становились пословицами и поговорками. Самих поэтов часто называют певцами. Они воспевали патриотизм, говорили о самых важных событиях в жизни народа, рассказывали о добре и справедливости, красоте природы, призывали к единению. Жырау часто происходили из знати и считались не только певцами-импровизаторами, но и выполняли общественные функции. Так, многие из них были также вождями племен и батырами. Они проживали при ханской ставке и считались весомой политической силой, во многом благодаря тому, что могли давать советы хану или высказывать недовольство. По некоторым данным, жырау также занимались регулированием отношений между ханом и родами.
И даже силою пострижен в монахи. Саят-Нова погиб осенью 1795-го года, спасая свою семью от захвативших Тифлис персидских воинов Ага Мохаммеда Шаха Каджара. Погребен великий поэт у армянской церкви Сурб-Геворк в Тбилиси.
Так, в Ереване именем Саят-Нова назван один из центральных проспектов города. Монумент стоит на площади Горгасали в центре старого города. Саят-Нова почитается как один из самых выдающихся тбилиссцев в истории.
Азербайджанский поэт Мамед Рагим в 1956-м году даже написал поэму «Саят-Нова», рассказав о жизни и гибели великого поэта.
Из-за изобилия в лермонтовских поэмах картин экзотической кавказской природы поэта нередко обвиняли в подражании романтическим течениям той эпохи. Но кавказский материла поэта в «Демоне» и «Мцыри» - это органическое претворение наблюдений и переживаний, а не экзотическое обрамление в стиле романтиков. Благодаря таким краскам сюжеты приобрели совершенно новое качество. Кавказские пейзажи занимают немалое место в его творчестве — как в качестве «декораций» к произведениям, так и к сами по себе.
Изображение Кавказа в живописи М. Лермонтова Лермонтову — писателю помогал Лермонтов-художник. Особенно интересны его пейзажи, выполненные маслом — «Кавказский вид с саклей», «Вид Пятигорска», «Вид Тифлиса», «Вид горы Крестовой», «Окрестности селения Карагач» и др. Каждая кавказская панорама Лермонтова — это малый фрагмент вселенной. Он изображает руины, монастыри, храмы, представляя зрителю природный ландшафт.
Фигурки людей, вписанные в каждый пейзаж — погонщики и верблюды, всадники грузинки — изначально подчиняются заданному ритму.
Shaman не стал петь «Я русский» в Татарстане
Вопрос: Кавказский поэт-певец, 4 буквы, на А начинается, на Г заканчивается. Слово из 4 буквы: Первая буква — А, вторая буква — ш, третья буква — у, четвертая буква — г. Полный ответ на кроссворд: Ашуг. Дагестанские поэты прошлых веков и нашего времени – творцы сильных, наполненных высоким смыслом произведений, воспевающих национальную культуру, народ и природу. Народный Певец-Поэт 4 Буквы. Акын, Переехавший С Памира На Кавказ 4 Буквы. Уильям Шекспир (1564–1616) — поэт и драматург, считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. В четырех областях на западе Украины произошли взрывы, сообщает ТАСС со ссылкой на украинские СМИ.
Окуджава Булат Шалвович
Илья оставил о себе доброе имя, его наследие тоже пред вами - проза, поэзия и публицистика", - отметил в своем выступлении Серго Плиев. Он прошел трудный путь. Его отец был был участником войны Российской империи, сам родился у родственников мамы. В семь лет он пережил первый геноцид. После школы учился в осетинском техникуме в Тбилиси.
На Кавказе поэт бывал в детстве, а в сознательном возрасте попал сюда после стихотворения «Смерть поэта». Здесь он пробыл несколько месяцев и вернулся, благодаря хлопотам бабушки. Однако поездка произвела на него неизгладимое впечатление, он влюбился в суровую природу гор, в жизнь и быт их обитателей, в местный фольклор. После этой поездки он создает давно задуманные поэмы «Демон» и «Мцыри». В 1840 году после дуэли его снова отправили на Кавказ, к тому времени он уже вынашивал идею романа «Герой нашего времени». Судьба распорядилась, чтобы именно здесь и оборвалась его жизнь. Во многих его стихах, поэмах, а также главном романе "Герой нашего времени", присутствует Кавказ. Сегодня вспоминаем стихи. Кавказ Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор; Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!.. В этом гроте встречались Печорин и Вера. Архитекторы братья Бернардацци придали декоративный вид естественной пещере. Кинжал Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный.
Отношение поэта к кавказскому конфликту было противоречивым: ужасы войны для него были очевидны, и он не боялся правдиво изобразить их в своём творчестве, искренне сочувствуя свободолюбивому и мирному населению Кавказа. Но, будучи верным присяге боевым офицером, он проявлял должное мужество и инициативу в сражениях и операциях, о чём свидетельствуют многочисленные официальные донесения. Поскольку с Кавказом связаны основные вехи жизни поэта, к его творчеству там всегда относились с особым вниманием, хотя и противоречивым: кто-то не может простить ему «злого чечена» из «Казачьей колыбельной», кто-то - ворчания в адрес осетин из уст Максим Максимыча, путая героя с автором. Но образы кавказцев в произведениях поэта зачастую выглядят более достойно и привлекательно, чем образы соотечественников — вспомнить хотя бы персонажей романа о «лишнем человеке» Печорине. В начале ХХ века известный общественный деятель Осетии Гаппо Баев писал: «Если к Пушкину горцы питают чувство благодарности и уважения, то Лермонтов сделался для них предметом восторженного культа преклонения и безграничной любви. В Чечне даже есть селение Лермонтов-Юрт, неподалёку от легендарного села Валерик, а в Грозном русский драматический театр носит имя поэта. Существует легенда, согласно которой знаменитый мятежный имам Шамиль, с отрядами которого в своё время сражался Лермонтов , услыхав одно из стихотворений поэта предположительно, «Выхожу один я на дорогу» , назвал его автора пророком и спросил у соратников — жив ли тот.
Песня «Иерусалим» прозвучала в начале фильма Алексея Балабанова « Война ». Исполнял её Муцураев, но звучала она в ускоренном темпе по сравнению с оригиналом и прозвучала не полностью. Публицист Авраам Шмулевич расценивает песню как «вопиюще антиизраильскую», приводя выдержки из интервью Муцураева, где певец подчёркивает необходимость «покорения» Иерусалима [8]. Песня находится в списке экстремистских материалов , и, несмотря на свободное распространение фильма «Война», распространение самой песни в России может быть расценено как «массовое распространение экстремистских материалов», что является административным правонарушением [2]. Тема Иерусалима встречается в других песнях Муцураева [9] [10]. Песня «Наши сёстры» посвящена 17-летней Хаве Бараевой , взорвавшей себя в грузовике со взрывчаткой рядом с российским блокпостом [11]. Запрет песен в России[ править править код ] Дело о признании песен Муцураева экстремистскими поступило в Юргинский городской суд Кемеровской области в декабре 2008 года, но решение о запрете 20 песен было вынесено только 14 апреля 2010 года [12]. Сколько именно песен рассматривалось в суде изначально неизвестно, но по данным аналитического центра «Сова» прокуратура пыталась запретить около 100 песен.
«Русский писатель, певец Абхазии»
Ответ на вопрос кроссворда или сканворда: Поэт-певец на Кавказе, 4 буквы, первая буква А. Найдено альтернативных определений — 32 варианта. Кайсын Шуваевич Кулиев — советский балкарский поэт. Аппарат выведен на литературу в июле 2009 года. Народный поэт азербайджана 5 автор поэмы лейла и меджнун, народный поэт белорусской сср, народный поэт певец на кавказе 4 буквы. В Цхинвале на стене дома, где жил поэт, драматург, публицист и переводчик Илья Плиев, открыли мемориальную доску. Вопрос: Кавказский поэт-певец, 4 буквы, на А начинается, на Г заканчивается. Слово из 4 буквы: Первая буква — А, вторая буква — ш, третья буква — у, четвертая буква — г. Полный ответ на кроссворд: Ашуг. Слушай онлайн музыку жанра Кавказская бесплатно и без регистрации Скачивай популярные хиты лучших групп и исполнителей в отличном качестве всего в 2 клика!
Лучшие стихотворения Михаила Лермонтова о Кавказе
Ашугские мелодии обычно узкого диапазона и излагаются в высоком регистре. Типичны повторность, вариантность попевок и целых построений, метроритмич. Иногда мелодии подчинены чёткому тактовому размеру, напр. Известно ок. Их названия определяются поэтич. Эти напевы, сохраняя свой осн. На одну и ту же мелодию исполняются разл.
Кто такие жырау? Слово "жырау" происходит от "жыр" — стихотворение, песня, былина. Жырау считают основоположниками литературы Казахстана.
Они творили в стиле толгау - стихотворение-размышление, суть которого сводилась к назиданиям и советам. Строки таких размышлений отличались афористичностью, из-за чего они часто становились пословицами и поговорками. Самих поэтов часто называют певцами. Они воспевали патриотизм, говорили о самых важных событиях в жизни народа, рассказывали о добре и справедливости, красоте природы, призывали к единению. Жырау часто происходили из знати и считались не только певцами-импровизаторами, но и выполняли общественные функции.
Где получают высшее образование? Любимая Уленшпигеля 4 буквы 7. Африканский павиан 7 букв 8. Гора или коньяк 6 букв Арарат 9.
Обелиск на месте гибели поэта у подножия Машука. Казачья колыбельная песня Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю. По камням струится Терек, Плещет мутный вал; Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал; Но отец твой старый воин, Закален в бою: Спи, малютка, будь спокоен, Баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время, Бранное житье; Смело вденешь ногу в стремя И возьмешь ружье. Я седельце боевое Шелком разошью... Спи, дитя мое родное, Баюшки-баю. Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду — Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой Я в ту ночь пролью!.. Спи, мой ангел, тихо, сладко, Баюшки-баю. Стану я тоской томиться, Безутешно ждать; Стану целый день молиться, По ночам гадать; Стану думать, что скучаешь Ты в чужом краю... Спи ж, пока забот не знаешь, Баюшки-баю. Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся богу, Ставь перед собой; Да готовясь в бой опасный, Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Поэт погиб в возрасте 27 лет... В той башне высокой и тесной Царица Тамара жила: Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла.
Поэт-певец на Кавказе, 4 буквы
слово из 4 букв. Во-вторых, обязательно используйте нашу форму по поиску ответов на сканворды и кроссворды. В четырех областях на западе Украины произошли взрывы, сообщает ТАСС со ссылкой на украинские СМИ. У народов Кавказа: народный поэт-певец, сказитель.
Творчество писателей Северного Кавказа на русском языке
Его переводчик, мой клиент, выдумал этого ашуга , сотворил из ничего, писал все сам, выдавая за перевод с оригинала. Тому, кто по-настоящему владел Носте, а не тому, кто, подобно ашугу , поет о том, что было и чего не было даже в сладком сне. Источник: библиотека Максима Мошкова.
Отношение поэта к кавказскому конфликту было противоречивым: ужасы войны для него были очевидны, и он не боялся правдиво изобразить их в своём творчестве, искренне сочувствуя свободолюбивому и мирному населению Кавказа. Но, будучи верным присяге боевым офицером, он проявлял должное мужество и инициативу в сражениях и операциях, о чём свидетельствуют многочисленные официальные донесения. Поскольку с Кавказом связаны основные вехи жизни поэта, к его творчеству там всегда относились с особым вниманием, хотя и противоречивым: кто-то не может простить ему «злого чечена» из «Казачьей колыбельной», кто-то - ворчания в адрес осетин из уст Максим Максимыча, путая героя с автором. Но образы кавказцев в произведениях поэта зачастую выглядят более достойно и привлекательно, чем образы соотечественников — вспомнить хотя бы персонажей романа о «лишнем человеке» Печорине. В начале ХХ века известный общественный деятель Осетии Гаппо Баев писал: «Если к Пушкину горцы питают чувство благодарности и уважения, то Лермонтов сделался для них предметом восторженного культа преклонения и безграничной любви.
В Чечне даже есть селение Лермонтов-Юрт, неподалёку от легендарного села Валерик, а в Грозном русский драматический театр носит имя поэта. Существует легенда, согласно которой знаменитый мятежный имам Шамиль, с отрядами которого в своё время сражался Лермонтов , услыхав одно из стихотворений поэта предположительно, «Выхожу один я на дорогу» , назвал его автора пророком и спросил у соратников — жив ли тот.
Основным фактором для широкого распространения песен об исламе, джихаде, Чечне и друзьях под несложные гитарные мотивы являлся русский язык исполнения [4].
В Чечне его творчество было популярно как у чеченских сепаратистов, так и среди российских солдат [2]. Некоторые песни, позднее признанные в России экстремистскими, стали своеобразными «гимнами» сепаратистского и ваххабитского движений в Чечне [6] , что нашло отражение в том числе в художественной литературе о чеченском конфликте [7]. Свои песни Тимур Муцураев посвятил самым разнообразным темам, в основном религиозным и историческим [2] [6] , в том числе истории Чечни и её самобытности [4] [6].
Заметное место заняла в его творчестве тема любви — любви к женщине и любви к Родине. Однако наибольшую известность получили песни на стихи Аслана Яричева, занимающие в его творчестве центральное место [8]. По словам самого Тимура, наибольшее влияние на его творчество оказала рок-музыка 1990-х, в частности Metallica , Nirvana [2].
Название альбома и одноимённой песни из него — отсылка к самой популярной надписи , оставлявшейся чеченцами для российских солдат на стенах в Грозном во время первого штурма города , начавшегося 31 декабря 1994 года [2].
Среди прочих любопытных черт, Лермонтов выделяет и такие: «Чуждый утонченностей светской и городской жизни, он полюбил жизнь простую и дикую; не зная истории России и европейской политики, он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного». Отношение поэта к кавказскому конфликту было противоречивым: ужасы войны для него были очевидны, и он не боялся правдиво изобразить их в своём творчестве, искренне сочувствуя свободолюбивому и мирному населению Кавказа. Но, будучи верным присяге боевым офицером, он проявлял должное мужество и инициативу в сражениях и операциях, о чём свидетельствуют многочисленные официальные донесения. Поскольку с Кавказом связаны основные вехи жизни поэта, к его творчеству там всегда относились с особым вниманием, хотя и противоречивым: кто-то не может простить ему «злого чечена» из «Казачьей колыбельной», кто-то - ворчания в адрес осетин из уст Максим Максимыча, путая героя с автором. Но образы кавказцев в произведениях поэта зачастую выглядят более достойно и привлекательно, чем образы соотечественников — вспомнить хотя бы персонажей романа о «лишнем человеке» Печорине. В начале ХХ века известный общественный деятель Осетии Гаппо Баев писал: «Если к Пушкину горцы питают чувство благодарности и уважения, то Лермонтов сделался для них предметом восторженного культа преклонения и безграничной любви.
В Чечне даже есть селение Лермонтов-Юрт, неподалёку от легендарного села Валерик, а в Грозном русский драматический театр носит имя поэта.