Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. 10 марта 2024 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» Мф. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет о Страшном суде: «Величественно изображено в Евангелии от Матфея второе, славное пришествие Господа, нелицеприятный и Страшный Суд Его над племенами и народами. Эта необыкновенная картина, представленная с необыкновенной простотой и ясностью, невольно оживляется перед взорами ума, поражает сердце страхом. Созерцая эту картину, можно изобразить состояние, в которое она приводит душу, словами Иова: Ужас мя срете и трепет, и зело кости моя стрясе: устрашишася же власи мои и плоти. При наступлении суда для изгнанников с неба, страна изгнания и клятвы - земля - запылает, а небо свиется, как свивается одежда. Мертвецы всех времен и народов, возбужденные животворящей трубой - Словом Божиим - восстанут из гробов и составят из себя необозримое и неисчислимое собрание.
Полки и воинства святых Ангелов придут на страшное зрелище, на великое служение. И ангелы отверженные предстанут на суд. Сын Божий воссядет на престоле славы, славы страшной по необъятному величию ее. Все разумные создания потрясутся от страха, увидев Создателя своего, вызвавшего их в бытие из ничтожества единым всемогущим Словом. Они будут предстоять перед Тем Словом, для Которого нет невозможного исполнения. Они будут предстоять перед Той Жизнью, при Которой, вне Ее, не может быть иной жизни. Справедливо сказали Отцы, что в это грозное время вся тварь, если бы она не была удержана всемогуществом Божиим, и предоставлена самой себе, обратилась бы в ничтожество. Праведники, увидев лицом к лицу Правду совершенную, сочтут свою правду не имеющей никакого значения, а грешники оправданием, чуждым евангельского разума, осудят себя.
Решится участь всех на вечность. Прежде наступления этого суда Божественный Апостол сознается, что он не может оправдаться, хотя и не знает за собой никакого греха: потому что Судия его - Бог. Все святые, во время земного странствования своего, часто приходят воспоминанием и размышлением благочестивым на страшный суд Христов, - благовременным, спасительным страхом ограждают себя от страха, который возбудится в погибших отчаянием; благовременным осуждением себя они стараются благовременно снискать оправдание, плачем отвратить плач. Нужно, необходимо нам, немощным и грешным, частое воспоминание второго пришествия и страшного суда Христова: такое воспоминание есть благонадежнейшее приуготовление. Страшен тот Суд, который ожидает всех человеков после общего воскресения, страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти. Последствия того и другого суда или вожделенны или бедственны. Если земные суды, на которых дело идет об одном тленном и временном, возбуждают нашу заботливость: тем более должен озабочивать нас суд Божий. С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбудить в нас душеспасительный страх, могущий предохранить нас от греховной, беспечной жизни, в которой - условие нашей погибели?
Преподобный Илия, Египетский инок, безмолвствовавший в Фиваидской пустыне, говаривал: «Меня устрашают три времени: время исшествия души из тела, время суда Божия, и время изречения, какое последует о мне от Бога»». Нужно окинуть честным взглядом свою жизнь и понять, что все мы смертны, а после смерти пойдём или в Рай к Богу или в ад на вечные муки совести. Только святость жизни может ввести человека в Рай, потому что «не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» Откр. А в чём состоит святость? За что Господь будет награждать праведников на Страшном Суде или наказывать грешников? Человек — существо подсудимое. Повестка ему уже выдана, но дата не поставлена: явка в суд может произойти в любой день года и в любое час. Адвокатов не будет.
Прокуроров тоже.
Первое название продиктовано темой евангельского чтения за литургией — о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе — предписанием церковного устава: не употреблять после этого воскресенья мясо. В Священном Писании говорится, что, когда настанет конец света, все, жившие на земле, воскреснут и предстанут перед судом Сына Божьего. Это один из догматов православия, о нем идет речь в последних строках "Символа веры": "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Люди знают, что Господь милосерден, исполнен любви к человеку. Поэтому они нередко с беспечностью относятся к своим грехам, своему образу жизни, надеясь, что на Страшном суде Бог простит их. Церковь напоминает, что Господь еще и праведный, то есть справедливый, честный судья, и в Судный день никому не удастся избежать ответственности за свои проступки. Цель богослужения этого дня — привести каждого к покаянию, к решению начать исправлять свою жизнь.
Церковь напоминает, как важно творить дела милосердия, ведь именно они могут оправдать человека. Это день, после которого прекращается "отпуск" мяса, поэтому его надо было наесться вдоволь. На Руси считалось, что в этот день нужно 12 раз щи хлебать и 12 раз мясо есть. Особых запретов в этот день нет, можно есть привычные продукты: мясо птицы, говядину, свинину, колбасные изделия. Однако некоторые считают, что делать это нужно в меру. В Мясопустную неделю можно есть и любые молочные продукты, так же как яйца, выпечку и, конечно же, блины — главное блюдо следующей седмицы.
Неделя о Страшном суде в 2023 году выпадает на 19 февраля.
День называют также Мясопустной седмицей. Для православных это — планомерный отказ от определенных продуктов в преддверии Великого поста, который продлится 48 дней. Кроме того, в этот период принято вспоминать усопших, особенно тех, кто умер насильственной смертью или не был отпет по правилам. Что можно делать 19 февраля 2023 Православные всей семьей идут в храм, каются и просят прощения за дурные мысли или поступки. Молятся святым о благополучии, крепком здоровье и семейном счастье. А еще верующие готовятся к Сырной седмице, которая наступит через неделю.
Или требуется, чтобы каждый из нас к каждому человеку в отдельности относился с любовью? Повествование о Страшном суде предлагает нам простой способ сделать живым свое сердце.
Почему Господь Всемогущий попускает страдания и смерть людей? По словам Златоуста, для того, чтобы при виде боли и страданий других наши сердца не превращались в камень. В свое время святитель Иоанн Златоуст спрашивал: если Господь — Всемогущий, то почему Он попускает, чтобы страдали люди, умирали дети? Этот вопрос является краеугольным и для многих из нас. Златоуст отвечает очень просто: Господь делает это для того, чтобы при виде боли и страданий других наши сердца не превращались в камень, сохраняя нас, по крайней мере, нормальными людьми. В преддверии Великого поста мы должны обратить на свои сердца особое внимание. Нам будет чем заняться. Одна из заповедей блаженств об этом: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят» см.
Мы должны понимать, что отправной точкой любых наших подвигов с целью наследовать спасение является истинное, искреннее покаяние, направленное на очищение сердца. Если, вступая в поприще Великого поста, мы будем делать акцент именно на этом, тогда обязательно все будет хорошо и мы сподобимся услышать блаженные слова нашего Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное от сложения мира».
Арзамасский Николаевский женский монастырь
Когда христианин приближается к посту и понимает, что предстоит ему нечто великое и важное, то он невольно озирается назад и оценивает прошедшее время. Прошлая Неделя о Страшном суде см. Но опять все прошло мимо и мы палец о палец не ударили. А что же будет дальше? Скорее всего, то же самое, что и было. Невеселые мысли драматизируют нашу жизнь, но от этого никуда не уйти. Поставим вопрос: так ли Христу требуется, чтобы мы ходили по больницам и темницам, или речь идет о чем-то другом? Ведь те, кто осуждается и проклинается Господом, бывали и в темнице, и в больнице, и поили, и кормили.
Неслучайно эти люди с недоумением вопрошают: «А где мы Тебя видели, Господи, когда были в темнице или больнице? Итак, они ходили туда. Но все же они осуждаются. Почему же? Требуется ли Христу, чтобы мы ходили в больницы и темницы, или речь идет о другом?
Он в самом себе, в самых делах своих носит муку, «суд себе яст и пиет», по слову святого апостола 1Кор. В душе ничто не пропадает бесследно, даже то, что она восприняла почти бессознательно, например, так влияет на нас окружающая среда, люди и обстановка. Быть может, вся жизнь иных людей слагается под влиянием этой среды. И если постоянно принимает человек в душу мысли соблазнительные, а мысли порождают в душе чувства, желания и дела, с совестью несогласные, то сколько же накопится таких худых следов в душе, которые человек воспринимал ежедневно, ежечасно, ежеминутно в долгие годы своей жизни? Ведь каждым своим поступком и помышлением тайным человек чертит, создает как бы свой будущий образ подобно тому, как живописец или фотограф, и если этот образ пока еще темен, непроявлен, то он будет некогда проявлен, подобно фотографическому образу, Господом на Страшном Суде, когда Господь «во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя» 1Кор. Подлинно, червь «неумирающий», «неусыпающий» Мк. Ведь так много самоубийц! Не потому ли они покончили с собой, что не могли снести начавшихся нестерпимых, неутолимых мук совести, мук разбитого счастья, мук от обманутых надежд, разрушения желательного строя жизни? И геенна не призрак; ведь огонь страсти, заключающий в себе муку, уже и есть начало огня геенского, который будет гореть и не угасать, если человек не позаботится во время земной жизни угасить его. Вот почему святые так старались помнить всегда о суде и геенне огненной, как, например, преподобный Ефрем Сирин, который, «час присно провидя суда, рыдал еси горько» [121]. Вот почему предки наши так держали всегда в памяти Страшный Суд, с изображения на картине и в слове при князе Владимире начали обращение к христианству; с памятью о Страшном Суде выходили всегда из храма, над входом в который изображали Страшный Суд, оживляли память о нем картинами на стенах домов, духовными стихами и т. И наоборот, ослабевая в памятовании Страшного Суда, как стали позднейшие потомки забывать и заветы Христа! Они более помнят то, что их занимает, что приятнее. О Страшном Суде они забывают, потому что память о нем могла бы разрушить радости жизни земной, забывают, думая, что до суда еще далеко и время его неопределенно. Как люди не заботятся о землетрясении, которое наступит еще, как они думают, не скоро и в неопределенный срок, так не беспокоятся и о приближении Суда, неверие же укрепляет в состоянии такой беспечности. Как люди пред потопом всемирным не хотели верить проповеди Ноя, так и ныне люди пребывают в беспечном неверии, тем более что наука века сего внушает нередко, будто и всемирный потоп, и огонь вечный пустые сказки. Как, думают иногда они, может быть Суд столь страшным, если Судьею будет Христос, исполненный столь великой любви к людям, кротости и всепрощения? Но ведь эта-то кротость именно и усилит страх Суда. Если грешники, на земле живя, так боятся праведника, так стараются обойти его и не встретиться с ним, то как встретятся лицом к лицу со Христом, кротким безгрешным Праведником, помня все дела свои, какими каждый день Его прогневляли? Ведь кроткий лик Христа будет чистейшим зеркалом, в котором особенно ясно отразится вся нечистота и неправда их жизни! И хотя бы лик Господа оставался неизменно кротким, не соберет ли именно эта кротость «горящие уголья» на головы грешников Притч. Горе тем, у кого эти уголья не возжгут в сердцах пламенного раскаяния во время земной жизни, у кого вследствие окаменения сердечного обратятся в пламя неугасающее геенны огненной!
Нельзя впадать в уныние от необходимости скоро отказаться от мяса, нужно постараться воспринимать пост как очищение тела, а не пытку. Не нужно слишком усердствовать в Неделю о Страшном суде с мясными продуктами, животной пищей, лучше не объедаться ими, а придерживаться умеренности. Нельзя устраивать пышные застолья, особенно со спиртными напитками. Стоит помнить, что предстоящий Великий пост — это не наказание, а время, когда каждый верующий человек может очистить свою душу. Верующие считают, что, борясь со своими страстями, мы становимся ближе к Богу, исцеляясь физически и духовно. Мясопуст в славянских традициях В славянских традициях был праздник Мясопуст, отмечаемый в течение недели или трех дней перед Великим постом и обозначающий в народном календаре границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Также Мясопуст называют Масленичной неделей. Период перед Великим постом широко отмечался в календаре русских, западных славян и южных славян-католиков, менее широко — у сербов, болгар и македонцев, очень скромно — у украинцев и белорусов. А перед Масленичной неделей Мясопустом у славян была Пестрая неделя. Название недели связано с тем, что в отличие от предыдущей в среду и пятницу соблюдался пост, то есть получалась "пестрота" — дни употребления в пищу мяса перемежаются с постными днями. В старину на Руси к этому времени заканчивался период зимних свадеб. Считалось, что жениться на "пестрой седмице", как ее называли в народе, — это к несчастью. Именно на "пестрой" начинали подготовку к Масленице: прибирали в доме, заранее приглашали гостей.
Однако всю неделю без постов в среду и пятницу могут угощаться рыбой, сырами, блинами. Также можно есть и другие молочные продукты — масло, сметану. Читайте также: Масленица: история и традиции праздника, пропитанного весельем В воскресенье перед Масленицей не просто так вспоминают о Страшном суде. Несмотря на веселье и праздник Масленицы, миряне уже предчувствуют торжественное и покаянное настроение Великого поста. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Его Суд — праведным испытанием. На утрене поются великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского. На этой седмице существуют обычные постные ограничения в среду и в пятницу.
10 марта – Неделя мясопустная, о Страшном суде
В Неделю о Страшном Суде митрополит Феофан совершил Литургию в Казанском храме в Царицыно. На этом Суде страшно еще, что все наши прегрешения откроются для всего мира – все наши помыслы, тайные вожделения, которые каждый из нас имеет и которые хочет скрыть, скрыть подчас не только от других, но даже и от себя, боится себя, своей греховности, своей грязности. «Неделю о Страшном Суде» называют мясопустной, так как с этого дня устав предписывает воздержание от мяса. Название «Неделя о Страшном суде» происходит от того, что на литургии в этот день читается Евангелие о Страшном суде. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. В день малого престольного торжества Всехсвятского кафедрального собора города Тулы, Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий в сослужении соборного причта совершил Божественную Литургию, за которой попроизнесении проповеди на.
10 марта – Неделя мясопустная, о Страшном суде
И такие тревоги и муки совести грешника ничем неутолимы. И сколько же их накопится, когда произведут они общее расстройство в жизни души! Подлинно, что человек посеет, то и пожнет. В душе ничто не пропадает бесследно, даже то, что она восприняла почти бессознательно, - например, так влияет на нас окружающая среда, люди и обстановка. Ведь так много самоубийц! И геенна - не призрак; ведь огонь страсти, заключающий в себе муку, уже и есть начало огня геенского, который будет гореть и не угасать, если человек не позаботится во время земной жизни угасить его. Вот почему святые так старались помнить всегда о суде и геенне огненной, как, например, преподобный Ефрем Сирин, который, «час присно провидя суда, рыдал еси горько». Они более помнят то, что их занимает, что приятнее. Как, думают иногда они, может быть Суд столь страшным, если Судьею будет Христос, исполненный столь великой любви к людям, кротости и всепрощения?
Но ведь эта-то кротость именно и усилит страх Суда. Горе тем, у кого эти уголья не возжгут в сердцах пламенного раскаяния во время земной жизни, у кого вследствие окаменения сердечного обратятся в пламя неугасающее геенны огненной! Как же нужно и нам неослабнее хранить память о последнем Страшном Суде Христовом и муках геенны огненной! Как нужно вслед за святой Церковью, из глубины сердца воздыхая, молиться: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися! Доколе от злых не отреваешися?
Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам.
Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет Святитель Феофан Затворник. Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты. Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему легче было бы, если бы горы пали и покрыли его. Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния Святитель Феофан Затворник.
Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления… Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда… Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни… Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти… Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния… В чем застанет нас смерть — в том и предстанем на Суд… Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем Святитель Феофан Затворник. Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе Святитель Григорий Нисский.
В день малого престольного торжества Всехсвятского кафедрального собора города Тулы, Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий в сослужении соборного причта совершил Божественную Литургию, за которой попроизнесении проповеди на тему праздника огласил Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к полноте Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине. По призыву Ангела и Первосвятителя Русской Церкви полнота тульской паствы вознесла усердную и горячую молитву к подателю всякого блага — Богу, во Святей Троице славимому и поклоняемому, к Ходатаю Бога и человеков, Подвигоположнику своему Иисусу Христу, к Утешителю Духу мира и благочестия, призвав в помощь непостыдное предстательство Пресвятой Богородицы и ходатайство сонма святых, в Церкви Русской просеявших, да прекратится кровопролитие и насилие, мир же и братолюбие да царствуют в сердцах, словах и делах всех жителей Украины. Да дарует Небесный Врач душ и телес выздоровление всем раненым и пострадавшим, да упокоит Владыка неба и земли новопреставленных рабов своих в селениих праведных и сотворит им вечную память.
Как и предшествующие Недели, - о мытаре и фарисее, блудном сыне, - она плавно подготавливает человека ко вхождению в Великий Пост. Второе название — Неделя о Страшном суде. Церковь предлагает вспомнить событие, которое еще только должно произойти.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Церковные праздники и посты в 2024 году. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. 10 марта 2024 года Протоиерей Кирилл Краснощеков, священник Сергий Выгодин и диакон Димитрий Молоков совершили Божественную литургию. * * * «Неделю о Страшном Суде» называют мясопустной, так как с этого дня устав предписывает воздержание от мяса. Церковные праздники и посты в 2024 году. В центре композиции Страшного Суда изображается Иисус Христос, которому предстоят Божия Матерь и св. пророк Иоанн Предтеча, ходатайствующие за род человеческий.
Неделя мясопустная. О страшном суде
Глава из «Закона Божия» Серафима Слободского. Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о Страшном Суде: Велик будет страх и трепет и исступление в тот час, когда соберет Господь нелицеприятное судилище и отверзутся страшные книги, где написаны наши дела, слова и все, что в сей жизни думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы… Все облекуться там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце; грешники — потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним. Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда приведут себе на память жизнь свою; узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколь благ и милостив Господь к чтущим Его… Прп. Ефрем Сирин.
Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас!
Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет Святитель Феофан Затворник. Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты.
Бог милосерд, но Он вместе с тем и Праведный Судия. В песнопениях Господь Иисус Христос называется Правосудным, а Его суд— праведным и неподкупным испытанием.
В этот день происходит заговение на мясо перед началом Великого поста.
Государственная Третьяковская галерея Неделя о Страшном суде Мясопустная неделя , предпоследнее воскресенье перед Великим постом и последний день, когда православные христиане употребляют в пищу мясо заговенье на мясо. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд , о котором читается на литургии Евангелие Мф.
Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине. Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся.
Съёмочная группа собралась в режиссёрской, чтобы обсудить, что делать. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге показался Василий. Широко улыбаясь, он отыскал глазами Ирину и прокричал: «Мейерхольд, вы мне должны поцелуй! А через несколько дней Василий рассказал ей о своей любви. И предложил руку и сердце. Меркурьев и Мейерхольд поженились в 1934-м, сразу после завершения съёмок.
Неделя мясопустная. О страшном суде
10 марта 2024 года, в неделю мясопустную, о Страшном Суде, настоятель храма священник Димитрий Варламов возглавил Божественную литургию. В Неделю о Страшном суде Церковь напоминает верующим о Страшном (великом, последнем) суде, которому только еще предстоит произойти после Второго пришествия Христа. Мясопустная неделя, продолжая духовное покаяние человека, начинает готовить его физически, с этого дня устав предписывает воздержание от мяса. Основная же тема богослужения Недели мясопустной воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде.
Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю мясопустную, о Страшном Суде. 19.02.2023
Люди, которые готовятся к посту, перестают есть мясное. Однако всю неделю без постов в среду и пятницу могут угощаться рыбой, сырами, блинами. Также можно есть и другие молочные продукты — масло, сметану. Читайте также: Масленица: история и традиции праздника, пропитанного весельем В воскресенье перед Масленицей не просто так вспоминают о Страшном суде. Несмотря на веселье и праздник Масленицы, миряне уже предчувствуют торжественное и покаянное настроение Великого поста. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Его Суд — праведным испытанием. На утрене поются великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского.
Если и во сне человек увидит пламя страшного пожара, то не проснется ли от ужаса?
Почему же так человек нерадит о гибнущей душе своей? Человеку думается, что будет как- нибудь иначе и ужасы геенские минуют его: ведь живут все так, как и он, и не проникнуты особыми страхами. Человеку кажется, что ужасы геенны как-нибудь минуют его. Почему же? Не укажет ли он только на бессмысленное «авось», которым всегда и в житейских делах хочет оправдать свою беспечность, нерадение и леность? Беспечность - плод неверия в вечные муки. Люди не веруют в вечные мучения или веруют, но думают, что все не так страшно будет, как говорится в Евангелии.
Ведь муки вечные начинаются уже на земле, человек носит их в сердце, еще не перешедши в жизнь загробную. Ведь счастье - редкий цветок, который напрасно ищут целую жизнь люди и не находят того, чего желали. Если и найдут, то как скоро цветок увядает. Как самая пламенная страсть скоро блекнет, пресыщает человека, и он ищет удовлетворить ее иначе. Даже самые сильные радости, наполняющие душу восторженным блаженством, как, например, счастливая любовь, - как она скоро блекнет! Если счастливые не считают часов, то как скучно течет время для многих и для всякого почти во многие дни и годы его жизни.
Так говорит Он: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» 1Кор. Во мгновение ока эти тела — тела воскресших людей и внезапно изменившихся живых приобретут совершенно новые свойства: они станут нетленными, они будут жить вечно вместе с бессмертным духом своим. Итак, произойдет ужасная мировая катастрофа, о которой говорил и Сам Господь Иисус Христос, о которой говорил и святой пророк Исаия и святой апостол Петр во Втором послании, и апостол Иоанн Богослов в Откровении. Все они говорят, что в этот страшный день Второго пришествия Христова придет конец всей вселенной: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Будет мировая неописуемая катастрофа. Вся вселенная будет уничтожена страшным неведомым нам огнем.
И тогда наступит день, в который Господь сотворит все новое: новую землю, новый Иерусалим, новую вселенную. Страшное пламя, которое охватит всю землю, как огненная река, увлечет всех воскресших мертвецов, всех бывших живыми, в это время и внезапно изменившихся и нетленных, увлечет далеко-далеко от земли, которая горит, которая разрушается, туда, где будет Страшный суд, туда, где явится на облаках Судия Праведный Господь и Бог наш Иисус Христос, со всеми ангелами Своими. И предстанут пред Ним все народы, все когда-либо жившие самые древние люди, люди каменного и бронзового века — все предстанут. Предстанут тогда, когда настанет страшная тьма, ибо «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются…» Мф. Но тьма эта озарится необычайным светом, ибо внезапно явится знамение Сына Человеческого на небе — крест святой, свет которого будет неизмеримо ярче померкших небесных светил. И увидят все народы Того, в Которого так многие не верили, увидят те, которые распяли Господа Иисуса, увидят те, которые во все дальнейшие века и до нашего времени непрерывно продолжают снова и снова распинать Христа и попирать Его бесценную Кровь. Увидят неверовавшие — и содрогнутся; увидят — и придут в неописуемый ужас, ибо тогда увидят — и не смогут не верить.
Страшный суд. Ярославский художественный музей. Середина XVI в. Увидят своими глазами, своим трепещущим сердцем ощутят ужас и страх, от которого будут скрываться в пещерах и пропастях, и просить, чтобы обрушились на них горы и скрыли их от гнева Агнца. Но ничто не скроет их, ибо вечна Божия правда, попираема безнаказанно быть не может; ибо правда, которая так часто попиралась на нашей грешной земле, тогда воссияет во всем мире как величайшая и совершенная Божия правда. Тогда настанет великая радость для тех, которые всю жизнь алкали и жаждали правды, не находя ее вокруг себя. Тогда они восклонятся и поднимут головы свои, потому что приближается избавление их Лк.
С великой радостью, с неописуемым торжеством воскреснут все праведники. В ужасе и трепете восстанут все попиравшие Кровь Христову, не веровавшие в Него. А неверовавших было бесчисленное количество с древних и незапамятных времен.
Церковь напоминает, что Господь еще и праведный, то есть справедливый, честный судья, и в Судный день никому не удастся избежать ответственности за свои проступки. Цель богослужения этого дня — привести каждого к покаянию, к решению начать исправлять свою жизнь.
Церковь напоминает, как важно творить дела милосердия, ведь именно они могут оправдать человека. Это день, после которого прекращается "отпуск" мяса, поэтому его надо было наесться вдоволь. На Руси считалось, что в этот день нужно 12 раз щи хлебать и 12 раз мясо есть. Особых запретов в этот день нет, можно есть привычные продукты: мясо птицы, говядину, свинину, колбасные изделия. Однако некоторые считают, что делать это нужно в меру.
В Мясопустную неделю можно есть и любые молочные продукты, так же как яйца, выпечку и, конечно же, блины — главное блюдо следующей седмицы. С понедельника начинается Сырная седмица, или Масленица , которая заканчивается в воскресенье, называемое Сыропустной неделей. Во время Сырной седмицы мы уже не вкушаем мясную пищу, допускается в течение всей этой седмицы в том числе в среду и пятницу вкушение молочной пищи, яиц, рыбы. Сыропустная неделя называется также Прощеным воскресеньем ", — рассказал протоиерей Александр Ильяшенко. Особенно рекомендуется молиться о здоровье, семейном счастье и благополучии, прощении грехов и спасении своей души.
Следует также морально и физически настраиваться на следующую Сырную седмицу и Великий пост.