Мушкетёры (франц. mousquetaire, от mousquet — мушкет), разновидность пехоты, существовавшая в европ. армиях с нач. Мушкетеры — так в XVI ст. стали называться солдаты, вооруженные мушкетом (см.); каждый из них имел перевязь с 12 мерками, из которых в 11 помещались заряды, а в 12-й — пороховая мякоть, для обеспечения передачи огня заряду; кроме того.
Настоящие мушкетеры, какими они были?
В сервисе электронных книг ЛитРес можно скачать или слушать онлайн эпизод подкаста «Мушкетеры. мушкетеры. Враг часто стремился, бросаясь в атаку, первыми истребить именно ряды мушкетеров, сильно сдерживающие его продвижение. Во времена трёх мушкетёров игра в бильярд происходила на столах, не отличающихся внушительными размерами.
Королевские мушкетёры
КЕМ БЫЛИ КОРОЛЕВСКИЕ МУШКЕТЕРЫ: вся правда о них | Три мушкетера» — это классический роман французского писателя Александра Дюма, в котором рассказывается история трех мушкетеров и их молодого друга, живших в 17 веке. |
Почему королевские мушкетёры ходили без мушкетов: sell_off — LiveJournal | Каждый мушкетёр имел берендейку, перевязь с 12 натрусками (мерками), из которых в 11 помещались заряды, а в двенадцатой — пороховая мякоть, для обеспечения передачи огня заряду; кроме того, на перевязи находился ещё мешок с пулями и несколько кусков фитиля. |
Мушкетеры: что это значит и кто они были | статья посвящена одной из наиболее крупных, но малоизвестных в России молодежных организаций российской эмиграции в Маньчжурии в 1920–1940х гг — Союзу Мушкетеров. |
Мушкетёры — Википедия с видео // WIKI 2 | Королевские мушкетеры были составной часть армии и входили в состав maison militaire (гвардии) в maison de Roi (королевском имении). |
Королевские мушкетёры | МУШКЕТЁРЫ (франц. mousquetaire, от mousquet – мушкет), 1) воины, имевшие на вооружении мушкеты; 2) разновидность пехоты в армиях Зап. |
Время мушкетёров. Тактика европейских армий XVII века
А то, что тот враг, не приходится сомневаться. Именно Бекингэм наносит подлый удар Франции, захватив остров Ре. Но ведь нет никакой возвышенной любви. Кроме того, он еще соблазняет ее служанку Кэтти. Я уже не говорю про огромное количество безымянных красоток, которых он трахает вообще без всякой сюжетной надобности. Что-то тут не то. Или я не прав? Чтобы разобраться, давай перенесем действие в Россию. А что? Давай перенесем всю эту историю в Россию начала нашего века.
Из какого-то провинциального города, скажем, из Рязани, в Санкт-Петербург едет молодой офицер, которому отец дает напутствие служить царю -батюшке верой и правдой. Приехав в столицу, устроившись на царскую службу и получив даже определенный доступ ко двору, этот юный дворянин заводит интрижку с замужней женщиной, которая обещает отдаться ему при условии, что он поедет во враждебную Германию и привезет оттуда некое послание, какой-то предмет для царицы, которая изменяет русскому царю с врагом — немецким генералом. И наш юный офицер, да еще в компании других офицеров, дававших присягу царю, с большими приключениями приезжает в столицу вражеского государства, находит этого высокопоставленного немецкого генерала, забирает у него посылку и едет обратно в Россию для того, чтобы покрыть любовную интрижку русской царицы с этим немцем — в тот самый момент, когда его страна начинает войну с Германией, а русский царь лично руководит своими войсками. То есть этот офицер и его компания занимаются самым настоящим предательством. Более того, на своем пути они направо и налево убивают русских патриотов.
Очевидно, что металл там был ужасающего качества учитывая, что осилить плавку железа в те времена не могли, всё оружие было кованым , железо было мягким чтобы в случае разрыва ствола было поменьше осколков , и разнообразные проблемы эксплуатации делали это оружие весьма негламурным. Порох представлял собой пороховую мякоть — сиречь измельчённые в пыль серу, селитру и уголь. Понятное дело, этот порох очень страдал от влажности и не всегда загорался, обеспечивая множество осечек. Замок представлял собой рычаг с фитилём, который надлежало раздувать, дабы он не затух.
Никакой речи о том чтобы стрелять в дождь идти не могло — порох отсыревал в момент. Чуть позже от пистолетов к мушкетам перешел путем небольшой мутации из двух видов в один кремневый замок со всей своей гарнитурой. Качество ствола улучшилось, но самое главное — улучшился порох, ибо умные головы придумали сделать его гранулированным для чего он подвергался горячему прессованию в блин, а затем дробился на гранулы, которые затем сортировали: что покрупней — артиллеристам, что помельче — пехоте. Также качественно изменился состав пороха, от чего тот стал раза так в два мощнее. Тяжелые доспехи стали исчезать, а следовательно, слонобойные калибры стали не нужны, и мушкет начали стремительно облегчать, снизив массу с пяти-семи кило до трёх-четырёх. На этом же этапе он обзавелся штыком и избавился от сошки, а заодно и от строя пикинеров перед мушкетёрами, задачей которых было не пускать никого в ближний бой к стрелкам, пока те перезаряжаются. По-русски это уже фузея [1]. И, наконец, последняя трансформация настигла мушкетёров в виде оружейной реформы, согласно которой мастерские, ранее делавшие мушкеты как бог на душу положит, теперь обязаны были делать их по образцу, представленному государством, а приёмка оружия сопровождалась испытаниями. Стандартизация сделала части мушкетов взаимозаменяемыми, упростила их изготовление, ввела некоторое единообразие и нормализовала более-менее баллистические качества, в результате чего линейная пехота начала стрелять немножко эффективнее, чем раньше.
А ещё, века этак с пятнадцатого, существовала также такая интересная штука, как винтовальный штуцер то есть винтовка , делавшийся из мушкета при помощи копира деталь копировального станка, передающая движение инструменту, воспроизводящему нарезку по шаблону и однозубого резца. В результате в стволе мушкета появлялись нарезы, в которые пулю надлежало забивать целую минуту с помощью шомпола и молотка. От такого счастья у этих самодельных винтовок частенько разрывало ствол при выстреле. Это также вносит в дело некоторую путаницу, ибо как их только не обзывали и как только не исхитрялись, чтобы ускорить их заряжание. Здесь оружейная мысль частенько бегала от артиллерии к винтовкам и пистолетам и назад. Сперва у бомбард появилась такая штука, как зарядная камора, но долго не прожила — надёжно прикрепить её к стволу не представлялось возможным.
Дело в том, что кардинал Мазарини пытался сместить де Тревиля с должности командира, а на его место поставить племянника, Филиппа Мазарини. Потерпев неудачу, кардинал сумел добиться роспуска мушкетеров и в 1646 году воплотил свои планы в жизнь. Он увеличил численность солдат до 330 человек и превратил отряд в самостоятельное подразделение со своим казначеем, хирургом, оружейником и даже священником. Кроме того, у роты появился свои знамя и штандарт. На них были изображены вылетающая из мортиры бомба и девиз Quo ruit et lethum «Где упадет, там смерть». Фактически, капитан превратил ее в военную школу для дворян: вся французская знать почитала честью отправить своих отпрысков на учебу и службу в мушкетеры. Малые мушкетеры В 1660 году кардинал Мазарини преподнес королю в подарок свой собственный отряд гвардейцев. Из него был сформирована рота «Малых мушкетеров», номинальным командиром которой стал сам властитель Франции. Увидев все признаки высочайшего покровительства, многие дворяне сочли новую роту более престижной.
И послужив какое-то время в этой роте, они могли покинуть ее и перейти в гвардию или в армию уже в офицерском чине, в чине прапорщика, поручика и так далее. Когда мушкетеров создавали, может быть для тех людей, которым предложили послужить в этой роте, это не было приятным известием, они бы предпочли офицерский чин где-нибудь в гвардии или в армии, но в дальнейшем это стало очень престижным подразделением именно потому что все лично знали короля. Они, мушкетеры охраняли короля вне королевских резиденций. Они были во всех походах вместе с королем, они первыми шли в самые главные сражения, соответственно слава, награды, моральное удовлетворение. Поэтому тогда, в 17 веке, потому что королевские мушкетеры, как подразделение, были созданы в 1622 году, это было очень почетно, но жизнь была создана именно с боев и походов. Людовик Тринадцатый был король-воин, он присутствовал при основных сражениях, он был хорошим артиллеристом, он видел атаки, он хотел даже сам возглавить атаки, но во время той же самой Осады Ла-Рошеля его просто отговорили придворные. То есть он мог физически наблюдать офицеров и солдат в бою и видел как кто себя ведет, кто первым ворвался на стену к вражеской крепости, кто с флагом бежал… Особенности жизни самих гасконских дворян. Они были бедными дворянами. Дворянин во Франции, что ему оставалось делать, ему кроме войны практически не было никакого применения, либо война, либо административная государственная служба, еще можно было стать священником, но это не каждому, во-первых, интересно, а во-вторых, там нужно было получать образование соответствующее… По сути своей королевские мушкетёры вначале являлись внешней охраной дворца и обязаны были сопровождать монарха в любых поездках вне дворца. По статусу они находились ниже личной охраны короля, однако набирались исключительно из гвардейских частей, куда попадали только беспорочные дворяне с двухсотлетней историей рода. Все знатные вельможи хотели, чтобы их сыновья служили в мушкетерах. И это уже было дорого, нужно было статус поддерживать, поэтому не каждый дворянин, который пришел пешком или приехал на кляче своей, мог попасть в мушкетеры, будь он как рыцарь Баярд без страха и упрека, потому что мушкетер сам себе покупал коня, сам себе покупал обмундирование. Единственное, что выдавали из казны, это тот самый голубой плащ с серебряным крестом. Все остальное надо было купить на свои деньги, если денег нет, то извините. Рядовой мушкетер, капрал или сержант должен был служить шесть месяцев в году, распределяя время службы по своему усмотрению. В военное время он полностью находился в распоряжении короля, не рассчитывая на отпуск в армейских полках, где рядовыми были не дворяне, а рекруты из крестьян, солдатам разрешалось вместо жалованья возвращаться домой на время уборки урожая. Офицерам полагалось служить четыре месяца в году в мирное время и вставать в строй во время военных кампаний. Капитан-лейтенант был обязан находиться на службе три месяца в году. Он мог по своему усмотрению отправить свою роту в военный поход или давать особые поручения своим людям. Поэтому мушкетеры вооружались, как душенька изволит. Ситуация изменилась в конце 17-го века, когда король разрешил сержантам и младшим офицерам иметь кремневые карабины при этом их применяли во время кампаний, но никогда не демонстрировали на парадах. Парные пистолеты на вооружении мушкетеров появились около 1660 года. Собственно как понятно из названия, мушкетёр должен был пользоваться, прежде всего, мушкетом, то есть дульнозарядным длинноствольным стрелковым оружием, это единственное из вооружения, что давалось королём, остальное покупалось за собственные средства. Основной наступательно-оборонительный комплекс мушкетёра составляло холодное оружие. Мушкетёр было вооружён обычной для того времени боевой шпагой являющей собой, по сути, тонкий меч, длиной около 1000 мм или чуть длиннее и весом от 1 до 1. Фехтованию и конной езде обучали как родственники, так в полках, а так же многочисленных законных и незаконных школах и блистательных академиях, как например академия Плювинеля. Боевая мушкетёрская шпага и дага Обязательно во времена своего образования и расцвета мушкетёры носили с собой дагу — длинный кинжал, его держали в левой руке и на неё в основном принимали удар шпаги. Как правило, про дагу забывают даже в очень грамотных реконструкциях и не изображают её как вооружение мушкетёра, вместе с тем, дага весьма характерное оружие для мушкетёра. Дага является отголоском как раз боя на мечах, когда как такового фехтования не было, мечи между собой не соприкасались, а удар меча принимали на щит в основном из-за боязни повредить дорогой и хрупкий клинок. В какой-то мере, дага является развитием щита или кулачного щита и латной перчатки, так же дага использовалась как самостоятельное оружие в ближнем бою, особенно при рукопашной схватке. Королевский мушкетёр образца 1630 года У мушкетёров была собственная форма или скорее элемент формы, знаменитый лазоревый плащ с крестом. Этот короткий плащ назывался казакин и по сути являлся гербовой коттой, как у крестоносцев, показывающий принадлежность к тому или иному сюзерену или ордену.
Почему французы ненавидели королевских мушкетеров?
Кто же такие мушкетеры? Роман Александра Дюма «Три мушкетера» вышел в свет в середине XIX века. часть, носившая название «королевские мушкетёры, которая комплектовалась из дворян и составляла охрану короля (те самые мушкетёры – герои Дюма). мушкетеры |1688 публикаций Смотрите новые видео в TikTok (тикток) на тему #мушкетеры. Кто такие мушкетеры? Мушкетеры — это гвардейский полк Французского короля, который служил в XVI-XVII веках. Мушкетеры — это стрелки из такого громоздкого оружия, которое называется мушкет.
Задаю себе вопрос
При стрельбе мушкет ставили на специальную сошку, а в снаряжении у солдата обязательно была подушечка на плечо, чтобы смягчить сильную отдачу. Мушкет появился в Испании в 1521 году, он заменил собой еще более примитивную аркебузу фр. Первоначально дула этого гладкоствольного оружия заряжались каменными пулями некоторое время спустя — свинцовыми , а пороховой заряд вручную поджигался через затравочное отверстие в стволе. Отстрелявшиеся мушкетеры переходили на ближний бой; для этого в их снаряжении имелась шпага от итал. Обычно шпага доставалась после первого же выстрела не всегда удачного, надо сказать , так как перезарядка мушкета отнимала слишком много времени. Если есть шпага, есть и дага. Дага — это кинжал от 20см до 50см для левой руки с трехгранным лезвием, предназначенный в основном для защиты. И у шпаги, и у даги была гарда: крестовина, усиленная щитком или экюссоном, от которого к клинку идут две полукруглые ветви или дуги.
Гарда надежно защищала руку воина от поражения клинком противника. Вопреки ошибочному мнению, мушкетеры не носили униформы как таковой, зачастую даже трудно было отличить вражеского солдата от союзника. Но были и элитные мушкетеры. Это, конечно же, королевские мушкетеры — личная охрана французских королей в 1622-1775 годах.
Вольтер Мопертюи всерьез забеспокоился, что его книгу тоже могут запретить, а потому стал готовить ее к печати в обстановке строжайшей секретности. Десяток наборщиков заперли в типографии и не разрешали покидать ее даже на минуту. Там они ели и спали, и там же в один из церковных праздников для них пришлось устроить мессу.
Но всё обошлось — книжка вышла в свет и тут же стала живо обсуждаться, причем не всегда с положительными отзывами, хотя ее полностью одобрил, например, Рене Антуан Реомюр тот самый! Особенно на нее ополчились французские астрономы и изготовители астрономических инструментов, поскольку Мопертюи предпочел использовать в экспедиции английскую технику. В Англии книгу встретили с восторгом, и один из членов Королевского общества даже посочувствовал автору за то, что на родине его сильно клюют. В 1739 году, через год после возвращения северной экспедиции, Мопертюи поджидал сюрприз. В Париж неожиданно прибыли две барышни из самой Лапландии! Оказалось — чего, впрочем, никто особенно и не скрывал, — что путешественники не обременяли себя воздержанием и охотно заводили себе пассий из числа тамошних прелестниц. Вот две из них и прибыли разыскивать своих соблазнителей.
Как они попали в Париж, осталось загадкой. Тут, как водится, греховодники стали валить вину один на другого. Мопертюи, откровенно писавший маркизе дю Шатле из Лапландии о своей тамошней возлюбленной, заявил, что одна из скандалисток — дочь шведского негоцианта, а не его походно-полевая жена, которая осталась горевать дома. Алексис Клеро тоже открестился, и всё свалили на безответного художника экспедиции, который якобы наврал девицам с три короба о своем богатстве, хотя был беден как церковная мышь, и убедил, что все парижане сплошь богачи. В конце концов эта история завершилась более или менее благополучно — одну из девиц отправили в монастырь, а другую находчивый остроумец Мопертюи пристроил компаньонкой к одной из своих бывших любовниц. Следующие лет пять Пьер Луи провел в приятной праздности, купаясь в лучах славы, пописывая изящные литературные поделки и не помышляя о науке. Но тут что-то заставило его встрепенуться, и он внезапно решил заняться совершенно новой для себя темой — преломлением света.
Он, конечно, знал о наблюдениях Пьера де Ферма, который еще около 1650 года установил свой принцип наименьшего времени: из всех возможных путей свет выбирает тот, где для его прохождения затрачивается минимальное время. Знал он и о результате своего коллеги по экспедиции Клеро, который установил, что закон тяготения Ньютона применим и к преломлению света. Знал и о том, что без помощи состарившегося Иоганна Бернулли вряд ли справится с математическими сложностями, — но всё же рискнул вторгнуться в эту новую для себя область. У него была грандиозная идея и гораздо более квалифицированный наставник, чем базельский старец: сам Господь! Похоже, у Мопертюи, как и у его вдохновителя Исаака Ньютона, с годами крыша сдвинулась от физики к метафизике и теологии. Он уверовал, что «законы, которым Природа следует по воле высшего Разума и являет себя нам согласно Его воле, всегда действуют так, чтобы все процессы протекали простейшим образом». В другой статье, озаглавленной «Гармония различных законов природы, представлявшихся доселе несовместимыми», он, похоже, впервые вводит понятие действия для процесса преломления, которое для этого случая определил как произведение скорости света на длину пути.
Но это было лишь началом. Его целью было обобщить свой принцип на все механические явления. Природа, по его мнению, была «экономной», вела себя так, чтобы «расходы» были минимальны, — и он поставил себе цель объяснить, почему это так. Любопытной особенностью принципа Ферма, как и принципа наименьшего действия, является то, что эти принципы вроде бы представляются телеологическими — преследующими определенную заданную цель. Каждая частица света если следовать корпускулярной теории Ньютона должна заранее «знать», куда она должна попасть, чтобы потратить на это минимум времени. Мопертюи всячески подчеркивал методологическую роль «конечной цели» в установлении законов физики. Ответ на вопрос, почему частицы света ведут себя именно так, был ему кристально ясен — так повелел Господь.
Он всегда знает конечную цель, и всё в природе подчиняется Его воле. Гармония этих атрибутов столь совершенна, что все природные явления можно вывести одно из другого, если рассматривать их по отдельности. Слепая механика с необходимостью подчиняется замыслу самого просвещенного и самого свободного Разума», — писал Мопертюи. Или: «... Он уверял, что своим принципом наименьшего действия решал триединую задачу: открывал истинные замыслы Господа, применял эти замыслы для решения конкретных проблем и пытался понять, в чем состоит смысл этих проблем. Со временем ярый безбожник Вольтер врезал ему по первое число. Ничего не забыл: ни всеведущего боженьку, ни связь со своей возлюбленной, ни путешествие в Лапландию.
В последнем случае он поступил просто — взял свой панегирик, где называл Мопертюи «современным аргонавтом», и поменял в нем лишь последние строки, написав: «... А в 1752 году довольно издевательски описал экспедицию в повести «Микромегас», где с ее участниками беседует гигантский пришелец с планеты, вращающейся вокруг Сириуса. В общем, Вольтер сменил милость на гнев. И Мопертюи ощутил его на себе в полной мере... Но захватывающие детали изложим опять-таки чуть позже, а пока расскажем о дальнейших карьерных успехах нашего героя. Фридрих Великий В 1740 году на прусский престол взошел кронпринц Фридрих, впоследствии названный Фридрихом Великим. Он считал себя философом и поэтом и обожал всё французское, даже писал на французском стихи.
Править сочинения королю помогал вездесущий Вольтер. Он не гнушался прямой лестью — писал Фридриху хвалебные послания, называл его «северным Соломоном» — и был призван в Берлин и приближен ко двору. Некоторое время спустя Фридрих вознамерился перестроить свою академию наук на манер французской и, с подачи тогда еще благосклонного Вольтера, пригласил на должность ее президента Мопертюи. После недолгих переговоров тот согласился заняться академией и вскоре прибыл в Берлин, хотя не горел желанием особо там задерживаться. В 1741 году Фридрих затеял небольшую войнушку с Австрией и, заскучав на передовых позициях без интеллектуального общества, велел Мопертюи присоединиться к нему. Тот послушался — и в ходе ближайшего сражения попал в плен. Австрийские гусары обчистили его карманы, и дело могло бы обернуться совсем худо, если бы его не узнал австрийский генерал, который распорядился с почетом и под охраной отправить пленника в Вену.
Эрцгерцогиня Мария-Терезия обошлась с ним очень ласково и вскоре отпустила с миром в Берлин. Разозленный и разобиженный на Фридриха за это приключение, Мопертюи отказался дальше заниматься его академией и вернулся в Париж. Он ожидал, что его встретят насмешками, но всё вышло наоборот. Его приняли если не как героя, то всё же с некоторым почетом. Пьер Луи расслабился и стал рассказывать о своих приключениях в плену в юмористических тонах, с гордостью демонстрируя усыпанные бриллиантами часы, подаренные эрцгерцогиней взамен отобранных гусарами. И тут выяснилось, что открылась вакансия в «большой» Французской академии. Она была создана в первую очередь для кодификации и охраны французского языка; с легкой руки кардинала Ришелье ее членов называют «бессмертными».
Здесь может возникнуть путаница с Академией наук, но это два разных учреждения.
Во-вторых, большую часть времени они проводят праздно, а в перерывах между весельем спасают королевские жизни. Мушкетеры много ссорятся, пьют и носят смешные шляпы. А еще они всегда выигрывают.
По-другому и быть не может, ведь роман «Три мушкетера» Александра Дюма посвящен не просто вооруженным гулякам, а представителям элитной гвардии своего времени. Иллюстрация: Pablo Outeiral, despertaferro-ediciones. Полное наименование части — Мушкетеры военного двора короля Франции. Мушкетеры ездили верхом исключительно на «серебряных», то есть серых или белых, лошадях.
Они носили лазоревые небесно-голубые накидки, расшитые серебряными галунами и белыми бархатными крестами, увитыми золотыми королевскими лилиями. Гербовая накидка плаща указывала, что его носитель «принадлежит» королю, а крест символизировал поддержку католической церкви. Жили гвардейцы в казармах недалеко от Лувра — со своими лошадьми и слугами. За каждым мушкетером числились шпага, дага особый кинжал, на который принимались удары чужой шпаги , перевязь с мешочками для пуль и пороха, два пистолета и, конечно, мушкет.
Мушкет — это старинное ручное огнестрельное оружие, довольно мощное в сравнении с пистолетом, способное пробить даже защищенный доспех. Обычно, чтобы выстрелить, его устанавливали на сошку или на стену крепости. Тяжелый вес около 7—9 кг и необходимость перезаряжать мушкет до двух минут делали его почти неприменимым в повседневной жизни, зато довольно эффективным в полевом бою. Для охраны короля, при его выходах в город, мушкетеры обычно не брали с собой мушкеты, ограничиваясь остальным набором вооружения.
Но в реальном военном столкновении именно мушкеты могли решить исход всей битвы — их массивная круглая пуля сохраняла солидную убойную силу даже на 500 м, а залповый огонь, который вели мушкетеры, дезориентировал противника. Генрих IV Наваррский в 1593 году сформировал роту конных стрелков — карабинеров. Для своего старшего сына, будущего Людовика XIII, он создал также отдельную роту жандармов дофина так называли наследных принцев Франции.
Главным отличие от личной гвардии Генриха было вооружение — более современные мушкеты вместо карабинов — и хорошая подготовка. Мушкетёры короля должны были одинаково метко стрелять и лихо фехтовать. От них требовалась идеальная физическая форма и бесконечная преданность королю. Мушкетёры короля должны были отлично стрелять, отлично фехтовать и быть абсолютно бесстрашными. Именно по этим критериям в королевские мушкетёры отбирали, во-первых, очень молодых дворян, во-вторых, из очень хороших, зарекомендовавших себя как всегда хранивших свою честь и преданностью королю семей, в-третьих, лучше с окраин — амбициозность и отсутствие связей со знатью центральной Франции были лучшей рекомендацией того, что мушкетёры на службе будут из шкуры вон вылезать. Хотя непосредственно службу королевским мушкетёрам доводилось нести далеко не каждый день, ожидалось, что свободные дни они будут тратить на то, чтобы поддерживать форму. Возможно, именно поэтому книжный Людовик сквозь пальцы смотрит на то, что его мушкетёры нарушают запрет на дуэли — ведь смертельная схватка подготовит их к настоящему сражению за короля лучше, чем дружеские поединки.
Понятно также, почему в книге на каждого из положительных героев врагам приходилось нападать скопом, чтобы одолеть — ведь королевские мушкетёры были лучшими бойцами страны, чем-то вроде спецназа по уровню крутости. Три мушкетёра побеждали почти всех на своём пути не потому, что автор был далёк от реализма, а из-за того, что других в мушкетёры короля не брали. Самые современные и самые модные. У мушкетёров короля была самая красивая во Франции форма — по желанию самого короля. Она представляла из себя лазоревую ярко-голубую накидку, расшитую серебряными галунами и большими белыми крестами. Крест нашивали из бархата, чтобы он красиво мерцал, и украшали золотыми королевскими лилиями на концах и алыми трилистниками в сердцевинке.
Смотрите также
- КЕМ БЫЛИ КОРОЛЕВСКИЕ МУШКЕТЕРЫ: вся правда о них
- Почему королевские мушкетёры ходили без мушкетов — ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ
- Кто такие мушкетеры
- Где и когда впервые появились мушкетеры
- Происхождение истории мушкетеров
- Последние выпуски
Чем на самом деле занимались королевские мушкетёры Франции?
Франция лишь считается их родиной. Генрих IV впервые учредил придворную роту из мушкетеров-дворян. При Людовике XIII эта придворная рота превращается в личную гвардию, насчитывающую 100 человек и официально называется мушкетерской. Единообразия формы не существовало.
Мушкетеры одевались сообразно своему собственному кошельку, моде и вкусу. Свое название они получили от нового вида огнестрельного оружия — мушкетов, которыми были вооружены. В 1657 году Людовик XIV восстановил роту мушкетеров, но увеличил ее до 150 человек.
Такова гламурная эстетика плаща и шпаги, господа! А тех, кто себе этого позволить не мог, ждала незавидная участь. В поисках денег на шмотки и шанс оказаться при дворе обнищавшие слуги короля ползли в Новый Свет, где зачастую и гибли. Просто для справки: на весь этот шик тратилось денег размером с военный бюджет.
Тут имеются в виду не только шмотки, но и балы и прочая роскошь. Однако следует учесть, что всё это финансировалось из государственного кармана, ибо зарплата, точнее содержание. В описываемое Дюма время, к примеру, Франция коллективно пухла с голоду. Да, собственно, учитывая масштабы коррупции чтобы государственная машина хоть как-то работала, пришлось создать дублирующую систему , разнузданность дворянства и зажимание граждан низшего сорта в тиски совершенно чудовищных поборов, не удивительно, что от добровольцев в армию отбою не было — это был, по сути дела единственный шанс для очень многих хоть как-то выжить.
Более того, мелкие дворянчики были рады даже вакансии офицера в обычном полку, а то и вербовались в иноземные войска. Аналогичная ситуация была в свое время в Англии, но там очень вовремя навели некоторое подобие порядка. Педаль в пол давила Испания — из-за переизбытка дворян знаменитые терции в значительной степени состояли из полунищих идальго. Воевали же королевские мушкетёры, не как пехота, а как драгуны, обученные не только стрелять из мушкетов, но и проводить настоящие кавалерийские атаки с тяжёлыми боевыми шпагами, которыми можно не только фехтовать, но и благодаря весу рубить с коня.
Где встречается link Немецкая группа, русская песня, французские мушкетёры. Мушкетёры в романах Дюма — кодификатор. Справедливости ради следует заметить, что королевские мушкетёры были чем-то средним между преторианцами и церемониальными войсками — но в любом случае они задавали тон в моде тех времен. На их фоне обычные мушкетёры — линейная пехота — смотрелись серым пушечным мясом.
И вообще «королевские мушкетеры», несмотря на название, были скорее драгунами — ездящей на лошадях и сравнительно легко вооруженной пехотой. А вот капитан Алатристе был как раз аркебузиром в испанской пехотной терции. Испанцы так называли застрельщиков с облегченными ружьями, дополнявших пикинеров и обычных мушкетеров. Народ туда выбирали более решительный и смекалистый, а капитан еще и знатным фехтоващик.
Как правило, в бою мушкетёры стреляли медленно, очень тщательно целясь, словно снайперы: одна пуля — один человек должен упасть замертво. Обычные мушкетёры постоянно воевали тут и там. Королевские мушкетёры Еще в 1600 году Генрих IV сформировал роту так называемых карабинеров для личной охраны. Состояла она исключительно из дворян. На королевский трон во Франции постоянно поглядывали разного рода герцоги — они ведь тоже были королевской крови. Людовик хотел быть уверенным, что выезд из дворца не обернётся несчастным случаем на охоте, когда сразу несколько охотников разрядили карабины в короля. Он создал по примеру своего отца, короля Генриха IV, личную гвардию, все обязанности которых заключались именно в том, чтобы во время выездов постоянно держаться начеку и быть готовыми отстреливаться в окружении или обнажить свои шпаги за короля.
Главным отличие от личной гвардии Генриха было вооружение — более современные мушкеты вместо карабинов — и хорошая подготовка. Мушкетёры короля должны были одинаково метко стрелять и лихо фехтовать. От них требовалась идеальная физическая форма и бесконечная преданность королю. Мушкетёры короля должны были отлично стрелять, отлично фехтовать и быть абсолютно бесстрашными. Именно по этим критериям в королевские мушкетёры отбирали, во-первых, очень молодых дворян, во-вторых, из очень хороших, зарекомендовавших себя как всегда хранивших свою честь и преданностью королю семей, в-третьих, лучше с окраин — амбициозность и отсутствие связей со знатью центральной Франции были лучшей рекомендацией того, что мушкетёры на службе будут из шкуры вон вылезать. Хотя непосредственно службу королевским мушкетёрам доводилось нести далеко не каждый день, ожидалось, что свободные дни они будут тратить на то, чтобы поддерживать форму. Возможно, именно поэтому книжный Людовик сквозь пальцы смотрит на то, что его мушкетёры нарушают запрет на дуэли — ведь смертельная схватка подготовит их к настоящему сражению за короля лучше, чем дружеские поединки.
Понятно также, почему в книге на каждого из положительных героев врагам приходилось нападать скопом, чтобы одолеть — ведь королевские мушкетёры были лучшими бойцами страны, чем-то вроде спецназа по уровню крутости. Три мушкетёра побеждали почти всех на своём пути не потому, что автор был далёк от реализма, а из-за того, что других в мушкетёры короля не брали. Самые современные и самые модные У мушкетёров короля была самая красивая во Франции форма — по желанию самого короля. Она представляла из себя лазоревую ярко-голубую накидку, расшитую серебряными галунами и большими белыми крестами. Крест нашивали из бархата, чтобы он красиво мерцал, и украшали золотыми королевскими лилиями на концах что больше не позволялось никому и алыми трилистниками в сердцевинке.
Правда, король и кардинал затеяли этот поход не по религиозным соображениям, а для ликвидации последних ростков сепаратизма. Когда Ла-Рошель пала, на свободу вероисповедания гугенотов никто не покушался. По-настоящему же мушкетёры прославились в 1629 году, когда лихой атакой взяли укрепления на перевале Сюз, защищаемое испанскими и савойскими войсками. После этого в структуре Королевского дома рота получила самостоятельность, замыкаясь прямо на короле, который с 1634 года носил звание её капитана. Непосредственным же командиром подразделения с того же года считался капитан-лейтенант Жан Арман де Тревиль, отличившийся на перевале Сюз. Прототипы героев романа Три мушкетёра Дюма Де Тревиль действительно поддерживал в роте земляческие гасконские традиции. Прототип Атоса приходился ему троюродным племянником, прототип Портоса — племянником, прототип Арамиса — кузеном. В реальности в Париж он прибыл в 1630 году, а служить вместе с Атосом, Портосом и Арамисом теоретически мог только в 1643 году. Погиб он в 1643 году близ Парижского рынка Пре-о-Клер, судя по всему, на дуэли. Предполагать, что он стал жертвой гвардейцев кардинала, было бы большой натяжкой, поскольку с таким же успехом он мог столкнуться и с другими гвардейцами Королевского дома, например, с Сирано де Бержераком, который в роту мушкетёров так и не прорвался, поскольку был не гасконцем, а парижанином. Его дед бы священником. В роте мушкетёров Исаак появился в 1643 году вместе со своим братом Жаном, о котором практически ничего не известно. В 1658 году он женился, в семье родились двое сыновей. Скончался в 1712 году в редком для того времени 95-летнем возрасте. Что касается, внешности и характера трёх мушкетёров, то их Дюма срисовывал со своих знакомых. Отец прикупил дворянство вместе с громко именуемым замком каменным двухэтажным домом в местечке Кастельмор. Однако благодаря матери, происходившей из обедневшей ветви графов де Монтескье, юноша действительно имел возможность щеголять своим происхождением. Но прежде чем в 1643 году попасть в мушкетёры, он 14 лет служил в других гвардейских частях. Карьеру же начал делать в 1646 году благодаря кардиналу Мазарини, который роту мушкетёров расформировал, подозревая её в нелояльности. Король Людовик XIV был тогда слишком мал, а правившие от его имени вдовствующая королева Анна Австрийская и кардинал не пользовались расположением даже собственной гвардии. Поскольку Куртиль мог лично знать своего героя, кое-что из поведанных в лжемемуарах фактах имеет под собой реальную основу.
Чем жизнь настоящих трех мушкетеров отличалась от той, которую придумал им Дюма
Одними из первых воинских подразделений на Руси, которые были вооружены огнестрельным оружием, стали стрельцы — полурегулярные войска территориального типа. Появление роты королевских мушкетеров В 1622 году при дворе короля Франции Людовика XIII из частей гвардейской кавалерии была организована первая рота королевских мушкетеров. Этот род войск был элитным подразделением, в состав которого входили люди только дворянских кровей. Вооружены мушкетеры были точно так же, как и обычные пехотинцы. Именно эти мушкетеры и стали впоследствии прототипами главных героев художественных произведений и кинофильмов. По своей сути королевские мушкетеры исполняли роль личных телохранителей короля. Изначально в состав роты королевских мушкетеров входило 107 солдат: 100 рядовых и 7 офицеров.
Каждый должен был вооружен шпагой, палашом, двумя пистолетами, дагой и багинетом. Кроме того, мушкетеру полагался личный слуга, также приобретаемый на личные деньги. Дело в том, что кардинал Мазарини пытался сместить де Тревиля с должности командира, а на его место поставить племянника, Филиппа Мазарини. Потерпев неудачу, кардинал сумел добиться роспуска мушкетеров и в 1646 году воплотил свои планы в жизнь. Он увеличил численность солдат до 330 человек и превратил отряд в самостоятельное подразделение со своим казначеем, хирургом, оружейником и даже священником. Кроме того, у роты появился свои знамя и штандарт. На них были изображены вылетающая из мортиры бомба и девиз Quo ruit et lethum «Где упадет, там смерть». Фактически, капитан превратил ее в военную школу для дворян: вся французская знать почитала честью отправить своих отпрысков на учебу и службу в мушкетеры.
Малые мушкетеры В 1660 году кардинал Мазарини преподнес королю в подарок свой собственный отряд гвардейцев.
Среди рыбы там отдавали предпочтение угрям, потому что угри считаются символ мужской силы… С удовольствием ели Овечий сыр, очень питательный. Из вин предпочитали- Бордовские вина, они не так быстро портятся, то есть их можно взять с собой в дорогу, в них много танинов, они укрепляют желудок, они полезны для здоровья, пили и красные вина, и белые вина… Славили бордовские вина, из них же еще, из белых вин, перегоняли арманьяк. И делали анизет, это такой ликер на травах.
То есть главное было не только вкусовые качества, а польза для здоровья еще тоже. Еще говорили, что бордо действует на печень, а печень это символ здоровья, а бургундское идет прямо к сердцу. Говорили, что бургундское для королей, а бордовское, оно для настоящих мужчин. Шампанское было совсем не такое, к которым мы привыкли сейчас.
Потому что тогда еще не научились удалять осадок. Вдова Клико только открыла этот способ. А тогда оно было мутное такое и тоже кислое. Только на спор можно было выпить бутылку шампанского.
Вкусовые качества сильно отличались. Та же самая кислятина, да еще такой привкус с осадком. А вот бордовские вина и кагор, опять же, из Бордо, церковное вино. Был очень популярный напиток «Гипокрас», на основе сладкого красного вина с корицей, с миндалем и так далее.
Его очень любил Людовик Четырнадцатый. Героическая оборона Амьенского погреба. В то время у местных вельмож, дворян зажиточных, была система открытого стола, то есть были люди, которые держали открытый стол, к ним можно было прийти, заявиться домой, даже незнакомым, присесть с краюшку стола и что-то такое съесть, по крайней мере. Французский художник Adolphe Alexandre Lesrel 1839-1921 Поэтому повсеместные пьяные драки и дебоши мушкетёров были широко известны, даже приключались настоящие уличные сражения с десятками убитых и раненых.
Луиджи Джорджио Бальдеро. Схватка в таверне. Это происходило при распивочных, коих было очень много, там же в большом ассортименте имелись дешёвые жрицы любви, их так же было много и в казармах. Луиджи Джорджо Бальдеро.
В казармы женщины легко проникали, переодевшись в мужчин, поскольку по тогдашним стандартам красоты женщины должны были иметь маленький рост и худобу, а рослым мушкетёром считался 175 см человек, поэтому часто в казармах проживали под видом слуг содержанки и попросту проститутки. Stifter 1899 Большие скандалы вызывала и содомия и зоофилия. Мушкетёрские роты пополнялись провинциальными юношами, быстро впитывающими дурные наклонности и, невзирая на старания отцов-командиров образовать их и обучить манерам, моральный облик мушкетёров оставлял желать лучшего, их считали совершенно неуправляемыми. Домашние питомцы.
Холст, масло. Шахматная партия в таверне. Еще "Мушкетер" "Мушкетер" Чаще всего мушкетеры готовились к смотрам, упражнялись в фехтовании и верховой езде — и занимались своими делами, которые далеко не всегда были столь увлекательными, как описывает Дюма. Для большинства мушкетеров самой главной из повседневных забот была — где раздобыть денег.
Рядовой мушкетер должен был жить на 39 су в день, получая от казны только куртку с крестами.
Качество ствола улучшилось, но самое главное — улучшился порох, ибо умные головы придумали сделать его гранулированным для чего он подвергался горячему прессованию в блин, а затем дробился на гранулы, которые затем сортировали: что покрупней — артиллеристам, что помельче — пехоте. Также качественно изменился состав пороха, от чего тот стал раза так в два мощнее. Тяжелые доспехи стали исчезать, а следовательно, слонобойные калибры стали не нужны, и мушкет начали стремительно облегчать, снизив массу с пяти-семи кило до трёх-четырёх. На этом же этапе он обзавелся штыком и избавился от сошки, а заодно и от строя пикинеров перед мушкетёрами, задачей которых было не пускать никого в ближний бой к стрелкам, пока те перезаряжаются. По-русски это уже фузея [1].
И, наконец, последняя трансформация настигла мушкетёров в виде оружейной реформы, согласно которой мастерские, ранее делавшие мушкеты как бог на душу положит, теперь обязаны были делать их по образцу, представленному государством, а приёмка оружия сопровождалась испытаниями. Стандартизация сделала части мушкетов взаимозаменяемыми, упростила их изготовление, ввела некоторое единообразие и нормализовала более-менее баллистические качества, в результате чего линейная пехота начала стрелять немножко эффективнее, чем раньше. А ещё, века этак с пятнадцатого, существовала также такая интересная штука, как винтовальный штуцер то есть винтовка , делавшийся из мушкета при помощи копира деталь копировального станка, передающая движение инструменту, воспроизводящему нарезку по шаблону и однозубого резца. В результате в стволе мушкета появлялись нарезы, в которые пулю надлежало забивать целую минуту с помощью шомпола и молотка. От такого счастья у этих самодельных винтовок частенько разрывало ствол при выстреле. Это также вносит в дело некоторую путаницу, ибо как их только не обзывали и как только не исхитрялись, чтобы ускорить их заряжание.
Здесь оружейная мысль частенько бегала от артиллерии к винтовкам и пистолетам и назад. Сперва у бомбард появилась такая штука, как зарядная камора, но долго не прожила — надёжно прикрепить её к стволу не представлялось возможным. Затем она ожила вновь, но уже на вертлюжных пушках. Затем вновь выбыла, поскольку из-за нагрева и отсутствия надёжного способа присобачить камору к стволу часто случались клины и взрывы орудия. Затем появилась вновь — уже на пистолетах правда, назвать этот жуткий гибрид револьвера с аркебузой пистолетом язык не поворачивается. Затем снова исчезла — из-за отсутствия механики камору приходилось поворачивать вручную, что было неудобно.
Затем снова появилась — на штуцерах, и тут же исчезла, вытесненная на пистолетах винтовой резьбой оказалось, что куда проще отвинтить ствол, засыпать в казённик порох, положить пулю и завинтить ствол на место, чем менять камору , а на винтовках — клиновым затвором появившимся в артиллерии и навеки там закрепившимся , и в конце концов, превратилась в унитарный патрон. Чтобы быть таковыми при дворе, нужно было потратить просто сумасшедшие деньги на то, чтобы прилично выглядеть.
Мушкетеры XVII века
Воодушевленный недавней статьей по творчеству Дюма, решил потратить некоторое время и в результате получил ответ на вопрос «Почему мушкетеры не такие мушкетеристые»? Мушкетёр (фр. mousquetaire, рус. муж хитёр) — воин-дворянин эпохи плаща и шпаги, делящий с пиратом место стереотипного героя авантюрного романа. Мушкетеры ездили верхом исключительно на «серебряных», то есть серых или белых, лошадях. Мушкетёр (фр. mousquetaire, рус. муж хитёр) — воин-дворянин эпохи плаща и шпаги, делящий с пиратом место стереотипного героя авантюрного романа. Глядя кино с д’Артаньяном, трудно было не задуматься — кто такие эти мушкетёры короля, что ходят без мушкетов и весь день свободно шляются по городу, и почему. Мушкетеры – известны большинству людей, как отважные окутанные ореолом романтики герои романов Дюма.
Тысяча чертей: почему француженки ненавидели мушкетеров
Фото: pulse. При этом книжный герой был отнюдь не лапочкой. Его друзья ничуть не лучше. Атос — мизантроп, алкоголик, убийца собственной супруги, азартный игрок, проигравший имущество лучшего друга. Портос — альфонс, аферист и садист, который убивал крестьян просто от скуки. Арамис — убил человека, который помешал ему стать священником иронично.
Вот такие замечательную люди в литературной первооснове. Но романы романами, а мы вернемся к реальности. Политическая жизнь во Франции бурлила как гейзер. Фото: goodfon. Это как раз то время, когда в Европе продолжаются Религиозные войны, в том числе печально известная Тридцатилетняя война 1618-1648 годов.
И хотя гугенотов порезали в прошлом веке в ходе Варфоломеевской ночи в 1572 году, спокойнее на внутриполитической арене французского государства не стало. Хотя Франция и была на тот момент абсолютистской монархией, король в ней был далеко не единственным столпом политической силы. Многочисленная знать по-прежнему тянула одеяло на себя, так как интересы короля и страны нередко расходились по чисто экономическим вопросам с интересами аристократии. Особенно крупной, которая стремилась или к сепаратизму, или к тому, чтобы занять трон Франции самолично.
А значит — шансов на наследство имел меньше всех. В 16-17 лет он поступил на военную службу — это в его положении было лучшим выходом.
Известно, что он служил гвардейцем. А вот удалось ли ему попасть в мушкетеры, большой вопрос. В романе Портос — храбрый вояка, не оставляющий друзей в беде. Он умеет поднять мушкетерам настроение своим веселым нравом. Реальный Исаак де Порто тоже воевал долго и успешно, до тех пор, пока полученные им раны не заставили его уйти на покой и занять должность хранителя боеприпасов в крепости. Он дожил до 95 лет.
Характер книжного Портоса Дюма позаимствовал у собственного отца, который был известен как своими воинскими подвигами, так и простым, честным и веселым нравом. Арамис Павел Баршак в роли Арамиса. Он служит мушкетером потому, что происходит из дворянского рода.
Имена авторы позаимствовали у одних людей, а характеры — у других. Так, среди окружения Дюма был свой Атос — старший друг писателя граф Адольф Лёвен, который был его наставником и «помог своим словом и примером воспитанию в нем дворянина». В книге Куртиля де Сандра Атос назван братом Арамиса. На самом деле все гораздо сложнее.
Также в роту войдут отдельные солдаты, дослужившихся до офицеров и имеющих большой опыт за спиной... Вооружение мушкетера Вооружение мушкетера Но по-настоящему элитной эта часть королевской армии стала лишь в 1634 году, когда роту возглавил лично Людовик XIII. Гасконский граф Де Труевиль, известный нам по книге как граф Де Тревиль, получил чин капитан-лейтенанта. Начиная с этого момента, попасть в мушкетерскую роту для юного дворянина уже само по себе становилось поводом для гордости всей семьи. Нужно отметить, что уже к 40-м годам XVII века значительную часть роты мушкетеров составляли гасконцы, что неудивительно, ведь Гасконь по праву считалась «кузницей военных кадров». В скором времени, служба в рядах мушкетеров стала настолько престижной, что туда старались попасть представители дворянских семейств из других государств. Так, например, среди мушкетеров служил Ян Собеский, ставший впоследствии королем Польши. Утверждение новой униформы, 1688 год Утверждение новой униформы, 1688 год Но и недоброжелателей у элитных мушкетеров было в избытке. Опасаясь заговоров и желая укрепить свое положение кардинал Мазарини, приемник кардинала Ришелье, в 1646 году расформировывает роту.