Город Кербела, где похоронен имам, считается для шиитов самым священным местом после Мекки и Медины. В России день Ашура масштабно отмечают в самом южном городе Дагестана — Дербенте, где проживает около 30 тысяч азербайджанцев-шиитов. Шииты критично относятся к халифату первых трёх халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Шииты-двунадесятники признают своими правителями 12 праведных имамов из рода Али ибн Абу Талиба и Фатимы Захры (дочери пророка – ).
Лента: Религия
В настоящее время центром шиитов считается Иран, где лидером является кровный потомок наместника бога на земле Али Хаминей. Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере; двенадцать шиитских имамов превосходят в степени всех исламских пророков кроме пророка Мухаммеда. Саудовская Аравия + коалиция арабских суннитских стран бомбят Йемен, где местные хуситы (шииты) при поддержке Ирана хотели захватить власть. Шииты устроили перед "Формулой-1" демонстрацию в Бахрейне.
Вред и угроза шиизма. Мухаммад Карачай
При Саддаме Хусейне сунниты попытались их кооптировать. Исламская революция, свершившаяся в Иране в 1979 году, стала катастрофой для истории Ближнего Востока и вдохновляющим событием для шиитов во всем мире. Вторжение Саддама в Иран в 1980 году было названо арабской войной против персов и финансировалось арабскими и суннитскими государствами Персидского залива. В 2003 году иракские шииты долго праздновали свержение Саддама. Сектантство отражает реальные религиозные различия и определяет «инаковости», но оно всегда было связано с властью, ресурсами и территорией.
В Бахрейне правила династия суннитов аль-Халифа, при этом шиитскому большинству было отказано в праве занять законное место в вертикале власти. Саудовская Аравия аналогично обвиняет Иран в беспорядках на шиитском востоке. В обоих случаях обвинения маскируют подлинные местные проблемы. За последние четыре года жестокой войны в Сирии сектантский настрой усиливается: алавиты массово поддерживают Башар аль-Асада, а сунниты оппозицию.
Сторонники мусульманского аскетизма зухд , шедшие первоначально путём духовного возвышения и борьбы со своими страстями нафс , в XI веке объединились вокруг духовных наставников в тарикаты. Центрами тарикатов стали многочисленные... Кайситы от араб. Потомки кайси айлан, от имени которого и происходит название племени. Племя известно ещё с доисламских времён, неоднократно упоминается пророка Мухаммеда. Великое сокрытие — основополагающий термин шиитского направления ислама.
Означает период жизни последнего, двенадцатого имама Махди, в наличие которого в мире верят шииты-двунадесятники, с 941 года н. Великому сокрытию предшествовало малое, продолжавшееся с 874 по 941 год. Значение данного термина складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и окончательно сложилось к концу его пребывания в Мекке 620—622. Термин исламский мир араб. В религиозном смысле исламский мир относится к мусульманам, а в культурном смысле — к исламской цивилизации, включающей в себя немусульман, живущих в этой цивилизации. В современном геополитическом смысле, этот термин обычно относится к странам с мусульманским большинством.
Хадис — изречение кауль , одобрение такрир , образ васфи или действие филь пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка. Исламская республика — форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство в Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель. Исламизм араб. Мухаддис араб. Совершается в пятницу во время полуденной молитвы в мечетях.
Совершение джума-намаза предписано в Коране. Пир перс. Исламское богословие включает в себя такие дисциплины как исламское право фикх , вероубеждение акида , рационалистическое богословие калам , толкование Корана тафсир , хадисоведение ильм аль-хадис и т. Куфр араб. Человека, впавшего в куфр, называют кафиром, то есть неверным. Если правитель носит титул амир аль-муминин, это означает не только его политическую власть, но и духовную.
Бабизм или Вера Баби 24 мая 1844 — 12 января 1853 — религия, созданная Бабом 24 мая 1844 года в Иране. Священная книга в Бабизме — Персидский Байан. Бабизм провозглашает окончание господства законов, основанных на Коране и шариате, замену их новыми, исходящими из принципов равенства всех людей и защиты их прав, установление священного царства бабидов и др. Демократические элементы бабизма были развиты последователями Баба во время бабидских восстаний. Остатки бабидов, пережившие преследование со... Согласно хадису пророка Мухаммада, каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять ислам.
Неверные — термин, используемый в некоторых религиях, особенно в христианстве и исламе, для обозначения атеистов, представителей других религий и тех, кто сомневается или отвергает основные догматы религии. Был сформирован в начале 1980-х годов лидерами различных фундаментальных исламских «проиранских» шиитских организаций партий Афганистана, включённых в состав «Движения исламского сопротивления моджахедов — шиитов» при поддержке государственных и духовных... Упоминания в литературе продолжение В эпоху Омейядов шииты также последовательно противостояли всем чуждым исламу инновациям, которые вводила эта династия. Политика обогащения правящей верхушки, контрастировавшая со скромностью и аскетизмом пророка Мухаммада С , также была объектом шиитской критики. Кроме того, противодействие со стороны шиитов вызывали и неисламские практики, получившие распространение при дворе Омейядов: открытое распитие спиртного, прослушивание недозволенной увеселительной музыки, содержание собак и обезьян. Карл В.
Эрнст, Следуя за Мухаммадом. Переосмысливая ислам в современном мире, 2010 Разделение Шахом Аббасом II в 1642 году должности садарата на две части — хасс и мамалик, как это было в прошлом, также говорило об ослаблении мощи шаха. Однако политическую функция исполнял шейх уль-ислам. В период правления Шаха Солтана Гусейна политическая функция садра была возложена на моллабаши, новую религиозную должность. Значит, в новых условиях духовные лица стали восстанавливать свое бывшее влияние. Например, Мир Мамедбагир Меджлиси с 1684 года занимал должность шейх уль-ислама.
После прихода к власти Шаха Султана Гусейна, то есть после 1694 года, он был назначен на новую должность — моллабаши и исполнял ее до конца своих дней. Таким образом, было бы неправильным однозначно оценивать роль религии в государственном строе Сефевидов и в управлении их государством. Во времена существования сильной шахской власти права и полномочия суфийской секты были ограниченными, а сами суфии играли незначительную роль в управлении государством. А при ослаблении шахской власти суфии заполняли эту пустоту и играли значительную роль в управлении государством. Роджер Сейвори пишет: «Интересно, что шиизм дважды имел сильное влияние — в первый раз при власти Шаха Исмаила, а во второй — накануне падения государства Сефевидов. Перед тем, как государство пало, шиизм восстановил прежние позиции, стали собираться шиитские хадисы.
Шиитская секта провела внутри себя чистку. Шииты казнили, убивали дуалистов, безбожников, новаторов. Больше других пострадали суфии, которые в свое время привели Сефевидов к власти. Эти суфии когда-то с готовностью подчинялись бывшим их руководителями кямили-муршудам и не жалея собственных жизней, защищали их» 175, с. Назим Джафарли, Азербайджанское государство Сефевидов, 2009 Как видно из вышесказанного, на БСВ монархии сохранились только в арабском мире, причем, за исключением Марокко, все они сосредоточены на Аравийском полуострове и примыкающих к нему землях Иордании. Это отнюдь не означает, что традиционная аристократия потеряла власть в других частях региона.
Шейхи племен, главы религиозных орденов, землевладельцы из старых феодальных родов пользуются широкими полномочиями на территориях, которые контролировали и часто продолжают контролировать их семьи или религиозные последователи. Влияние Ага-хана на исмаилитов, Джумблатов и Арсланов на ливанских друзов, шейха Фадлаллы на ливанских, а ас-Садров на иракских шиитов, Барзани и Талабани на иракских курдов — лишь несколько примеров этого. Происхождение до сих пор играет огромную роль на БСВ, как и во многих других регионах мира, включая те, где сословное деление формально упразднено. Потомки «старых семей» часто ведут активную политическую деятельность в парламентах, занимают посты министров и губернаторов, президентов и премьер-министров, конкурируя с пробивающимися во власть выходцами из армейской верхушки, партийными аппаратчиками и лидерами радикальных исламистских группировок. История жизни и смерти Зульфикара и Беназир Бхутто в Пакистане — яркий пример этого. Евгений Сатановский, Россия и Ближний Восток.
Боруджерди впервые начал рассылать своих представителей в разные мусульманские страны, закладывая основы международной активности шиитской общины Ирана и интеграции шиитов всего мира. Он также известен тем, что установил дружеские связи с суннитскими учеными Египта, в частности с шейхом аль-Азхара Махмудом Шалтутом, вместе с которым они учредили Центр сближения исламских мазхабов в Каире. В отличие от подавляющего большинства шиитских факихов, Боруджерди имел достаточно теплые отношения с шахом Мохаммадом Резой Пехлеви, который периодически навещал его в Куме. Он сам сторонился политики и призывал других улемов избегать вовлечения в политику. Однако его позиция в отношении шаха не была однозначно монархической или квиетистской, и незадолго до смерти он стал выражать недовольство политикой шаха, который инициировал серию радикальных и смелых реформ на рубеже 1950-60-х гг. Считается, что X.
Боруджерди, подобно своему предшественнику А. Хаери Иазди, находился в пассивной оппозиции шаху, чтобы избежать дальнейших репрессий в отношении шиитского духовенства и позволить собраться ему с силами.
Подробности о том, кто такие хуситы в материале URA. Кто такие хуситы С чего начался конфликт между США, Великобританией и йеменскими хуситами Хуситы — это военно-политическая группировка, которая базируется на территории Йемена государство находится на юге Аравийского полуострова, является частью Ближнего Востока и граничит с Саудовской Аравией и Оманом. Большинство ее членов являются сторонниками шиитских течений в исламе.
Шииты считают, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — назначенным Аллахом избранным лицам из числа потомков пророка. Само название «хуситы» происходит от имени имама Хусейна аль-Хуси. Он организовал в 2004 году восстание, направленное против правительства Йемена. Хуситы заявляют, что защищают свою религию от влияния суннизма, который исповедует большинство населения Йемена и политическая элита страны. Боевым крылом движения считают группировку «Ансар Аллах».
Пришедший в 813 году к власти халиф Аль-Мамун начал политику сближения с Алидами. По его распоряжению в 816 году из Медины в Хорасан был доставлен восьмой шиитский имам Али ибн Муса. За имама Резу халиф выдал свою дочь Умм Хабиб и скрепил союз между сыном Резы — Мухаммадом, которому тогда было шесть лет, и другой своей дочерью — Умм аль-Фазл [45]. Более того, аль-Мамун велел заменить официальный чёрный цвет Аббасидов на зелёный — цвет шиитов, а также распорядился чеканить на монетах после себя имя Али ар-Ризы: «ар-Риза, имам мусульман» [44]. Аль-Мамун предпринимал попытки добиться идейного единомыслия мусульман — впервые сформулировать официальный догмат веры, который удовлетворил бы и суннитов и шиитов.
В 827 году был официально принят шиитский лозунг «Али — лучший из людей» — с оговоркой «после Мухаммада», а Муавия I был подвергнут осуждению [46]. Политика, проводимая халифом аль-Мамуном, встретила оппозицию среди членов Аббасидской династии. Те провозгласили в Багдаде халифом его дядю — Ибрахима ибн аль-Махди. Первыми, кого стали называть имамитами, были шиитские богословы Али ибн Исмаил ат-Таммар и Мухаммад ибн Халил ас-Саккак [47]. Шиитское учение к тому времени заметно распространилось по Арабскому Ираку и соседним с ним областям.
В конце X века аль-Хорезми приводит Вавилонию как классический образец шиитской области [48]. Уже в X веке шиитами являлись жители Кума [49]. Подъём исмаилизма[ править править код ] Территория Фатимидского халифата на фоне современных границ стран Азии и Африки. В начале X века на территории Ифрикии современный Тунис вспыхнуло восстание исмаилитов «крайние шииты» во главе с Убейдаллахом , объявившим себя потомком Али и Фатимы. В январе 910 года в Раккаде близ Кайруана Убейдаллах был провозглашён халифом и махди.
Спустя несколько лет в 929 году кордовский эмир Абд ар-Рахман III также принял титул халифа и «главы правоверных». Таким образом, как справедливо замечает Л. Семёнова, «образование в Северной Африке шиитского государства означало раскол мусульманского мира на три враждебных друг другу халифата: Фатимидов, Аббасидов и Кордовских Омейядов » [50]. Фатимиды не только установили свою власть на всём африканском побережье, подчинив себе также идрисидов, но и распространили её на Сицилию. В правление Фатимидов в Каире была построена мечеть аль-Азхар и основан одноимённый университет , ставший впоследствии крупнейшим теологическим училищем в Египте.
В середине XI века на территории Йемена устанавливается власть исмаилитской династии Сулайхидов [51]. В XI—XII веках исмаилизм утвердился в Горном Бадахшане , и с самого начала его последователи подвергались гонениям со стороны представителей ортодоксального суннитского духовенства [52]. Передняя Азия: Буиды[ править править код ] Эмираты под управлением Буидов в 970 году В X веке в Передней Азии возвысилась дейлемитская династия Буидов Бувайхидов , поставившие Аббасидов в зависимость от себя. Буиды принадлежали с иснаашаритскому двунадесятников направлению шиизма. В их эпоху произошла определённая систематизация и интеллектуализация шиитской теологии.
При этом Буиды проявляли враждебность к политическим противникам Аббасидов — исмаилитам Фатимидам [53]. Новое время[ править править код ] После того как в 1501 году сефевидский шейх Исмаил I провозгласил себя шахом Ирана и создал Сефевидское государство , он объявил иснаашаритское двунадесятники направление шиитского ислама государственной религией в созданном им государстве [56]. Главной опорой Сефевидов стало объединение тюркских кочевых племён, известное как кызылбаши азерб. Шах издал указ, «дабы на площадях [люди] распустили языки для поругания и проклинания Абу-Бакра, Умара и Усмана, а всякому, кто стал бы противиться, отсекали бы голову». Кровавые гонения на суннитов, а также на «крайних» шиитов, происходили повсюду, где утвердилась власть Сефевидов [58].
После падения династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет на территории современного Азербайджана образовалось два десятка полунезависимых ханств и султанств. В ханствах приверженцы обоих течений проживали смешанно, но где-то преобладали шииты, а где-то сунниты.
Таджикистан. Религия памирцев — шиизм-исмаилизм.
А однажды ко мне приехали гости из Петербурга на день Ашура — взрослые мужики. Так они в обморок падали от увиденного — шииты били себя до мяса", — рассказывает Гюльчохра Сеидова. Впрочем, в последние годы массовые самоистязания стали беспокоить местные власти, поэтому в места сбора верующих в день Ашура приезжает скорая, и шииты просто сдают медикам кровь. Это куда более действенная "жертва Всевышнему", ведь от нее — реальная польза людям, объясняют людям ахунды. Некоторые ученые полагают, что это первая мусульманская община на территории современной России, хоть и немногочисленная — примерно 90 тысяч человек. И Дербент — ее центр. Кстати, здесь находится одна из главных мусульманских святынь — место погребения 40 праведных сподвижников пророка Мухаммеда. Есть еще общины в ряде окрестных сел", — объясняет глава общины Джума-мечети Дербента Сеидъяхья Сеидов.
Правда, по его словам, сейчас многие забывают о традициях. Это показывает тот же день Ашура — "все меньше в нем участвуют". Шииты признают, что их община всегда была достаточно закрытой для внешнего мира. Однако здесь, в Дербенте, отгородиться не получится — люди разных религий веками живут бок о бок.
После Абу Бакра «родословная» халифов пошла по суннитской линии. Вторым праведным халифом стал Умар также ближайший сподвижник Мухаммеда , а третьим — Усман. Усман был не только сподвижником пророка Мухаммеда, но и его зятем родственником, но тоже не кровным.
Жизнь этого человека оборвалась в результате убийства, после чего халифом стал тот самый Али, двоюродный брат пророка Мухаммеда которого изначально продвигали шииты. Естественно, в смерти Усмана обвинили шиитов сторонников Али и после этого началась религиозная гражданская война условно говоря, между суннитами и шиитами. Вот с тех самых пор два этих течения и «враждуют». Получается, сунниты и шииты по-разному понимают «цепочку преемственности» в исламе. Шииты считают, что истинный ислам идет от Мухаммеда через его кровного родственника Али и далее по цепочке кровного родства. Первых трех халифов они не признают. До сих пор шииты признают духовную власть только за потомками кровными родственниками пророка Мухаммеда.
Сунниты же считают, что духовная власть может принадлежать любому человеку, если он ведет себя должным образом и достоин столь высокого сана. Соответственно, они признают первых трех халифов НЕ кровных родственников Мухаммеда. Таким образом, мы имеем дело с классическим религиозным расколом, при котором верующие «избирают» себе духовных лидеров по разным линиям. Подобные же вещи случались и в христианстве, и в иудаизме и во многих других религиях случаются и до сих пор, если посмотреть на нашу соседку в Восточной Европе Фактические различия Итак, причины раскола и вражды суннитов и шиитов мы выяснили. Но в чем же заключается фактическая разница в поведении суннитов и шиитов? Вообще, и те, и другие — это все-таки мусульмане. Разница заключается в нюансах.
Суннитов можно назвать более ортодоксальными мусульманами. Например, они строго толкуют Коран и применяют все те религиозные правила, которые сформировались еще в 7 веке при Мухаммеде. Также они почитают сунны отсюда и «сунниты» — это предания о жизни Мухаммеда, о принципах его жизни и т. Шииты же суннами не руководствуются, их основная книга — Коран. Причем толкуют они его достаточно свободно и могут подстраивать толкование под реалии меняющегося мира. Шиитов можно назвать более «веротерпимыми».
В Коране вы можете найти инструкцию по кормлению младенца, правила развода, а вот кто, как, когда, каким макаром будет наследовать Мухаммеду - не написано впрочем, некоторые шииты утверждают, что на самом-то деле в Коране черным по белому было сказано о том, что Мухаммеду наследует его племянник Али, но позже, когда первые халифы составляли Коран, они выкинули эти ценные указания Аллаха, дабы самим узурпировать трон. Поэтому, после смерти Мухаммеда наступила некоторая растерянность, и может быть даже паника, главный требовался срочно, ибо новообразованная мусульманская община начала расползаться по швам — многие племена не видели смысла оставаться в умме исламской общине без Мухаммеда. Совершенно непонятно, какие события происходили в момент 632 г. И, по ее итогам, Али отодвинули в сторону выбрав халифом— Абу Бакра, отца одной из жен пророка. Таким образом сторонники Али шииты , которые полагали что властвовать в умме должны только прямые потомки Пророка, потерпели поражение. Далее последовало еще два халифа, и только после них, трон занял Али — первый имам шиитов, но это не походило на долгожданный триумф, скорее на наказание, ибо к 656 году халифат трещал по швам из-за гражданских войн, мятежей, беспорядков, бесконечных религиозных споров. Неудивительно что даже Али, которого и сунниты, и шииты считают образцовым человеком, не вывез всего этого. Пять лет он метался по халифату туша пожары, пока, в 661 году его не убили, а халифат прибрали к рукам члены клана Омейяд - они входили в племя курайши из которого происходил Пророк, но имели очень слабую кровную связь с кланом Мухаммеда. Если до момента смерти Али, шииты представляли собой скорее политическое течение и являлись одной из партий стремившихся получить власть, то, после его гибели, шииты начали обособляться еще и религиозно. Стала формироваться отдельная шиитская теология, акцентирующая внимание на том, что править мусульманами должны исключительно самые близкие родственники Пророка: потомки Али и его жены Фатимы дочь Пророка. Но, это так и осталось прекрасной шиитской теорией, не воплотившейся в практику. После Али, буквально полгода правил его сын Хасан второй имам , который, в конце концов, слил халифат Муавии — талантливому политику основателю династии Омейядов. А, дабы претендент не мозолил глаза, через десять лет Муавия траванул Хасана 670 г. Таким образом, теперь главная угроза для Муавии заключалась в последнем выжившем сыне Али — Хусейне третий имам. С ним поступили тоньше, ему навешали лапшу на уши, обещая, что он обязательно станет халифом после смерти Муавии и естественно обманули. Муавия оставил трон своему сыну — Язиду, который заняв командный пункт, первом делом приказал нарубить Хусейна в капусту, что и было сделано в 680 г.
Таков шиитский обычай. Как и молитва перед входом, которую читают с поднятыми к небу ладонями. Это своего рода приветствие, такое есть только у шиитов", — говорит Гюльчохра Сеидова. Сама она шиитка и уже много лет исследует общину, как она говорит, изнутри. Ее родители евреи, но Гюльчохра вышла замуж за мусульманина по фамилии Сеидов — таких в Дербенте много: слово "сеид" означает принадлежность к потомкам пророка Мухаммеда и его зятя Али, почитаемого шиитами. Для них, как говорят тут, "все двери открыты". Люди с этим "титулом" пользуются особым уважением в шиитской общине, особенно на Кавказе. В мечети многолюдно, но все молятся очень тихо. В отличие от суннитов, шииты при земном поклоне кладут лоб на небольшой камень или кусочек земли в контейнере. Это, как говорят верующие, частичка из Кербелы, города в Ираке, где в 680 году принял мученическую смерть глубоко чтимый шиитами имам Хусейн. Вы же слышали что-то про чакры? Вот здесь — то же воздействие", — объясняет дербентец Мустафа и поочередно прикладывает камень ко лбу, груди и животу.
Report Page
- Читайте также
- РСМД :: Шииты и сунниты: опасность большой войны от Сирии до Пакистана
- Кратко и четко о суннитской и шиитской ветвях ислама.: moralg — LiveJournal
- Шииты нанесли удар по американской военной базе на северо-востоке Сирии
Эхо раскола
- Как живут сунниты в шиитском Иране - YouTube
- Читайте также
- Истоки проблемы
- Курсы валюты:
- Жизнь шиитов в «Городе Революции» (30 фото)
Шииты в современном мире
Однако по факту оно с самого начала находилось в режиме гражданской войны, где шииты воевали с суннитами, а различные племенные союзы оспаривали друг у друга первенство в правительственных структурах. В Тегеране нет суннитской мечети. Иранские власти запрещают их строительство в крупных городах.В то время как по официальным оценкам, суннитов в 80-миллионно. *В мусульманском мире шииты проживают в основном в государстве Иран (где официально приняты шиитские убеждения). На территории бывшего СССР и России шииты есть в Азербайджане и в республике Дагестан (к примеру, в Дербенте).
Шииты нанесли удар по американской военной базе на северо-востоке Сирии
В качестве четвертого «праведного халифа» после Абу Бакра, Умара и Усмана он также глубоко почитается мусульманами-суннитами за остроту ума, проницательность, мудрость, справедливость и умение давать эзотерические комментарии к религиозным доктринам, что делает его морально-нравственное наследие высокоценным даже среди тех, кто в своей жизни далек от формальной стороны Ислама. Поэтому неслучайным представляется то обстоятельство, что практически все мистические исламские ордена суфиев — как шиитские, так и суннитские — возводили цепь своей ученической преемственности к Пророку Мухаммаду и имаму Али. Араб по имени Шарик ибн Шейх аль-Махри завладел городом в 750 г. В результате Абу Муслим послал армию против Бухары, правитель которой Кутейба ибн Тугшада присоединился к аббасидским силам, когда те взяли город в осаду. Наршахи пишет, что сторонники Кутейбы были из поместий вне стен Бухары и что среди них не имелось арабов, между тем как в самом городе находились как арабы, так и местные жители. Представляется возможным, что сторонники Шарика происходили из городских сословий, в то время как аристократия поддерживала Кутейбу ибн Тугшада, который являлся приверженцем Абу Муслима. Сражение было жестоким и яростным, однако смерть Шарика проложила путь к победе сил Аббасидов. Часть города сгорела во время битвы, и многие предводители мятежа Шарика подверглись казни после захвата города. Фрай, Бухара в Средние века. На стыке персидских традиций и исламской культуры, -1 Шииты являлись партией Али ибн Абу Талиба. Они отказывали в праведности всем халифам, кроме своего духовного вождя.
Таким образом в исламе возникло три взгляда на полномочия халифа и способ их передачи. Сунниты выступали за выборность халифа из круг наиболее достойных членов общины. Хариджиты требовали выборности, не ограниченной кровью, происхождением или чином. Шииты говорили, что только потомство Али обладает благодатью, дающей ему исключительное право власти над мусульманами. Представители каждого из трех течений были уверены, что лишь они следуют истинным положениям первоначального ислама. Перед организацией была поставлена задача стать подразделением джихада, действующим против «далекого врага», но при этом с нее не снималась обязанность убивать любых мусульман, сотрудничавших с демократической сверхдержавой. Желавший террористическими методами бороться в Иордании исключительно с мусульманами, аз-Заркави по-прежнему был в лагере тех, кто действовал против «ближнего врага». Таким образом, он находился на тех позициях, на которых за 10 лет до этого пребывал аз-Завахири, — их расхождение во мнениях было скорее возрастным, чем идеологическим. К тому же аз-Заркави гораздо более широко определял кафиров «неверных» , относя к ним всех шиитов и некоторых суннитов, не соблюдавших строгий салафитский завет. А бен Ладен прежде никогда не выступал против этих категорий мусульман, поскольку его мать была из сирийских алавитов, представителей шиитской секты.
Майкл Вайс, Исламское государство. Армия террора, 2015 По заключению одного из авторов сборника Л. Авдеевой, «духовному наследию имама Хомейни и идеалам исламской революции… суждена долгая жизнь». Похоже, что это так. Однако мировой замах революции удался лишь отчасти. Хомейни ведь мыслил ее не как иранскую, а как всемирную — по крайней мере, в масштабах мусульманского мира. И первое время даже в официальных документах Иран именовался не иначе, как «Всемирное государство». Но революция как таковая не вышла за пределы иранских границ. В определенный момент сам Хомейни вынужден был это признать, заявив, что надо мыслить не только категориями религии, но и категориями государства. Юрий Каграманов, Вокруг «иранской идиомы», 2009 Конфликтная ситуация в Дербенте возникла 9 апреля 2005 года, когда произошла драка в городской мечети Джума-мечети.
Эта мечеть была местом молитвы как дагестанцев-суннитов, так и азербайджанцев-шиитов, населяющих город. Точных данных о том, между какими группами мусульман разгорелся конфликт, нет. Как будто все источники сходятся на том, что группа, напавшая на мечеть, состояла из приверженцев известного в Южном Дагестане шейха Сиражутдина Хурикского Исрафилова , по национальности табасаранца табасаранцы — народ Южного Дагестана, близкородственный лезгинам. Описывая апрельские события «по горячим следам», дагестанские и федеральные российские СМИ не характеризовали конфликт в мечети как межнациональный. Уже позднее, в августе 2005 года, дагестанский еженедельник «Черновик», возвращаясь к инциденту, отмечал, что хотя шейх Сиражутдин и его сторонники являются суннитами, среди них много азербайджанцев. По данным той же газеты, в результате конфликта в Джума-мечети утвердился имам предстоятель суннитского толка, но азербайджанец по национальности. Как рассказывал в репортаже ВГТРК глава «пострадавшей» стороны — дербентских шиитов, его последователи «с суннитами ладят», а напавшие хотели спровоцировать «конфликт всех против всех». Ныне покойный министр информации и внешних связей Дагестана Загир Арухов — известный знаток дагестанского ислама, сам выходец из Южного Дагестана — в апреле 2005 года в беседе с автором этих строк указывал, что, по его данным, в конфликте принимали участие и мусульманские активисты из Закатал, аварского происхождения. Как бы то ни было, по информации, доступной сразу после конфликта в самом Дагестане, этот конфликт никак не выглядел азербайджанско-лезгинским столкновением. Мамед Сулейманов, Дагестанские народы Азербайджана.
Политика, история, культура, -1 Со второй половины XVI в. В этот период возрастает влияние всей корпорации улемов и, как это отмечается многими историками, усиливается религиозный фанатизм в Османском государстве. Теперь все те, кто не придерживался суннитского толка, подвергались преследованию. Готовясь к войне с шиитским Ираном, Селим I решил физически уничтожить шиитов в пределах своего государства. Мамедзаде, Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана, 2013 Затем он отменил еще одну важную традицию шиитской теологии. Он разрешил верующим называть его имамом. А ведь так можно было, согласно шиитам Ирана, называть лишь Али и еще одиннадцать священнослужителей, следовавших за ним, вплоть до «исчезнувшего» имама. Хомейни как бы пытался убедить верующих, что он и есть «исчезнувший» имам, вернувшийся в облике Мессии. Эфраим Баух, Эффект бабочки.
Израиль — Иран: от мира — к войне, от дружбы к ненависти, 2015 общественно-политической властью калифов, а первостепенную религиозную власть отдавали сообществу в целом. У шиитов общественная, политическая и религиозная власть была сосредоточена в руках лидера, которого они называли имамом. Арабское слово «имам» означает лидер, руководитель, в понимании суннитов — просто человек, который каждую неделю по пятницам проводит богослужения в собрании. Но у шиитов имам который должен быть прямым потомком Мухаммада возглавляет не просто общину, а все шиитское сообщество, и, по убеждению шиитов, чист и непогрешим. Стивен Протеро, Восемь религий, которые правят миром. Все об их соперничестве, сходстве и различиях, 2010 Смена власти в советских ДУМ происходила без каких-либо эксцессов и по принятой в каждом отдельном случае схеме: САДУМ управляла династия авторитетных богословов Бабахановых, власть в которой передавалась от отца к сыну; в ДУМСК соблюдался принцип ротации между основными этническими группами Северного Кавказа; в ДУМЗАКе пост шейх-уль-ислама был закреплен за шиитом, в то время как его первый заместитель носил духовное звание муфтия и был суннитом-ханафитом; муфтиями ДУМЕС становились только татары, причем в основном казанские51. Силантьев, Новейшая история ислама в России, 2007 Шейхи племён, главы религиозных орденов, землевладельцы из старых феодальных родов пользуются широчайшими полномочиями на территориях, которые контролировали и зачастую продолжают контролировать их семьи или религиозные последователи. Влияние Ага-хана на исмаилитов, Джумблатов и Арсланов на ливанских друзов, шейха Фадлаллы на ливанских шиитов, ас-Садров и ас-Систани на шиитов Ирака, кланов Барзани и Талабани на иракских курдов — лишь несколько примеров этого. Сатановский, Котёл с неприятностями. Ближний Восток для «чайников», 2018 И все же употребление вина, как всякое отклонение от законов Шариата, знаменовало собой начало общего упадка нравов в мусульманской общине, тон которому задавали сами поздне-аббасидские халифы.
Ностальгия по «прекрасной эпохе» самого Святого Пророка мир и благословения Аллаха да пребывают с ним и первых праведных халифов ислама уже в IX веке давала себя знать — и не только в речах, проповедях, литературно-юридических и философских трудах мусульман суннитских толков, но и в эсхатологических ожиданиях. Например, в ожидании пришествия «Праведного Имама» со стороны шиитских толков. Шииты, в том числе самые крайние из них, исмаилиты и карматы, во всяком нарушении законов Пророка усматривали приближение Конца времен, не говоря уже о том, что они не признавали права на халифат ни за кем, кроме кровных потомков самого Святого Пророка по линии его дочери Фатимы. Так что употребление вина и излишества в одежде были для многих показателем все усиливающейся светскости мусульманской общины. Бухараев, История российского мусульманства. Беседы о Северном исламе, 2015 Большие силы курдов вторглись в заурмийский край, осадили Урмию, обошли Урмийское озеро с восточной стороны, взяли Бинаб и направлялись на Тавриз, где началась паника[77]. Однако объявление одним из членов вновь образованного в Соуджбулаке курдского правительства под руководством сына Обейдуллы — Абдул-Кадыра, джихада против шиитов, подвигло на фанатичное и ожесточенное сопротивление против курдов исповедующих шиизм персов и азербайджанцев.
Несмотря на различия, сунниты и шииты принадлежат к Исламу и считают Коран священным текстом, но отличаются в ритуалах и верованиях. Иран Иран является самой крупной шиитской страной в мире. Ирак Шииты в Ираке составляют более половины населения страны.
При посредничестве специального посланника Генерального секретаря ООН по Йемену Джамаля Беномара были проведены переговоры противоборствующих сторон, однако они не привели к прекращению вооруженного конфликта. Он покинул Сану и прибыл в портовый город Аден на юге республики, где заявил о том, что продолжает занимать пост главы государства и не намерен его покидать. На сторону президента встали также представители племен провинции Шабва на юге страны, которые провели мобилизацию своих бойцов для защиты территории от хуситов. В настоящий момент в санкционный список внесены три человека - бывший президент Йемена Али Абдалла Салех и два главаря мятежников-хоуситов - Абдель Малик аль-Хуси и Абдалла Яхья аль-Хаким. По заявлениям хуситов, 28 февраля 2015 г. Ситуацию в стране усугубляет активность террористов из организаций "Аль-Каида на Аравийском полуострове" и "Исламское государство". Так, 20 марта 2015 г. Предполагается, что теракты были направлены против хуситов, контролирующих столицу. По данным СМИ, среди погибших в мечети Бадр был, в том числе, и один из духовных лидеров мятежников Муртада аль-Махтури. На стороне хуситов также выступают вооруженные отряды, лояльные бывшему президенту страны Али Абдалле Салеху.
Цель - распространение шиитского ислама. Большинство палестинских арабов — сунниты, и шиитский Аль-Сабрин явно чужой в Секторе Газа. Не часто приходится наблюдать религиозные выверты — Иран финансирует ХАМАС и требует взамен разместить на территории Сектора «шиитские пятна».
Базар смерти
- Ключевые слова
- Газета «Суть времени»
- Направления ислама: чем отличаются сунниты от шиитов? | Вестник Кавказа
- Направления шиизма и их роль в международных отношениях
- Духовный лидер исмаилитов мира отмечает день рождения. Кто он и чем известен?
В каких странах больше всего — шиитов?
Республика Татарстан больше, чем на половину, состоит из татар. Татарский язык, относящийся к кыпчакской подгруппе тюркских языков, подразделяется на сибирскотатарский, мишарский и средний казанский диалекты. В большинстве своем представители этого народа исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами ханафитского толка. История принятия ислама татарами Проникновение ислама на земли, называемые Волжской Булгарией, началось еще в девятом веке, и уже в десятом веке ислам приняли большинство булгар, и мусульманская религия стала считаться государственной. Как свидетельствует арабский путешественник и историк ибн Фадлан, из-за давних торговых связей со странами Средней Азии поначалу ислам распространялся в этих местах по мазхабу Абу Ханифы. Постепенно среди волжских булгар он укоренился настолько, что сами булгары стали проводниками ханафитского мазхаба среди соседних народов. Это процесс ненадолго был прерван монгольскими завоеваниями. Но ханы Золотой орды были достаточно веротерпимы, так что и во время их правления ислам распространялся по всей территории ханства, а с тринадцатого века во время правления хана Узбека он стал государственной религией ханства. Когда же произошел распад Золотой Орды, центр мусульманства был смещен в сторону Казанского ханства, куда из Средней Азии тогда же проникает и суфизм. Христианская религия проникла в Казанское ханство уже после того, как его завоевали русские в середине шестнадцатого века. Христианизация происходила волнообразно, и ее сопровождали нередко репрессии против татар, проповедующих ислам.
Больших результатов процесс христианизации не показал — всего лишь около 7. Да и те, кто был перекрещен, возвращались в мусульманскую веру при первой возможности. Только во время правления Екатерины Второй положение мусульман в российском государстве немного улучшилось.
Но это лишь предположения. Цели ХАМАС в нападении на Израиль 7 октября были политическими : он рассчитывал заявить о себе как о единственном законном представителе Палестины, совершив акт, который, по его мнению, заставил бы считаться с ним как с фактической военно-национальной властью Газы. Увы, вместо этого международная общественность в результате восприняла ХАМАС как террористов, имеющих мало общего с мирным арабским населением. Историческая диалектика вопроса Автор этих строк впервые услышал о «Хезболле» в середине девяностых, в период проведения операции «Гроздья гнева». Да и то из передач радиостанции Kol Yisrael отечественные СМИ достаточной информации по этому поводу не давали.
Тогда же я узнал, какое отношение военизированная группировка имеет к Ирану и почему. С тех пор прошло четверть века, а «Хезболла» продолжает жить и здравствовать. Причём это не какая-то там горстка исламистов-отщепенцев, а самодостаточная шиитская организация и политическая партия со штаб-квартирой в Бейруте, представленная даже в парламенте и кабинете министров Ливана! Согласно договорённостям на основе резолюции СБ ООН, в 2000-м, после оставления Ливана армией обороны Израиля, приграничную зону должны были занять ливанские вооружённые силы. Однако этого не случилось, ибо руководство страны решило передать регион под полный контроль «Хезболлы». Мотивировка — эти надёжные ребята отстаивают права Ливана. Так рядом с израильскими городами Кирьят-Шмона, Нагария, Цфат, Шломи опять появились боевики, оборудовавшие вдоль кордона серьёзную фортификационную линию.
Такое развитие событий может привести к ещё большему обострению конфликта.
Премьер-министраИзраиля призвал граждан объединиться, Мобилизация резервистов и введение чрезвычайного положения свидетельствуют о серьезности ситуации и готовности Израиля к дальнейшим действиям. Новости из Ближнего Востока разделили пользователей во мнениях. Некоторые считают, что конфликт быстро закончится, а палестинцы прольют много крови, другие уверены, что ничего не закончится и распри между Палестиной и Израилем вечны, как мир. Есть и те, кто убежден, что если вмешается шиитская ливанская «Хезболла», то начнется полноценная масштабная война, в которую будут втянуты многие страны.
Но вплоть до 1970 года сунниты и шииты не смогли прийти к единому соглашению.
Проблема заключалась в том, что стороны ожидали, что другая сторона примет их следование религии как единственно верное. В 1947 году началось противостояние суннитов и шиитов. В Сирии появилась партия Баас суннитского толка. Такая же партия появилась в Ираке. А затем она же свергла монархию и в Сирии, и в Ираке.
В Иране произошла исламская революция, мало того, духовный лидер Хомейни заявил, что будет способствовать распространению исламской революции в других странах. В Ираке боялись, что начнет распространяться радикальный ислам, поэтому они поддержали приход к власти Саддама Хусейна. США стали напрямую поддерживать Хусейна, так как боялись усиления Ирана. Хусейн придерживался антишиитской политики в Ираке. Началось гонение шиитов, что вынудило Хомейни пойти на перемирие.
Кто такие сунниты, шииты, ваххабиты?
ХАМАС — это организация, где огромное количество профессионалов, с ней работают иранские спецслужбы. В настоящее время центром шиитов считается Иран, где лидером является кровный потомок наместника бога на земле Али Хаминей. В частности, джафариты (шииты-двунадесятники) признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых – имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие».
Духовный лидер исмаилитов мира отмечает день рождения. Кто он и чем известен?
В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Пакистане, ОАЭ. Исмаилизм араб. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама низаритов, самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV. Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов. Nusayriler , «кызылбаши», «Али-Алла» обожествляющие Али — последователи алавизма — эклектической религии, которую можно рассматривать и как эзотерическое ответвление персидского направления ислама и даже шиизма, с которым алавитов объединяет культ зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда Али. Упоминания в литературе Первый раскол среди мусульман произошел уже через несколько десятилетий после смерти пророка. Это было разделение мусульманской общины на суннитов и шиитов.
Толчком к происшедшему стали политические события второй половины VII века, связанные с именем халифа заместителя Пророка Али — приемного сына и зятя пророка Мухаммеда, женатого на его дочери Фатиме. Али, как ближайший родственник пророка, пользовался большим авторитетом среди мусульман, но против него активно действовал чрезвычайно влиятельный мекканский род Омейядов, из которого происходил, в частности, предшественник Али — халиф Осман, составивший, кстати, первую редакцию Корана. После гибели Османа в 656 году между сторонниками Али и приверженцами Омейядов вспыхнула гражданская война, в которой партия Али потерпела поражение, а сам халиф был убит. В 661 году представитель рода Омейядов Муавия объявил себя новым халифом. Однако разбитые последователи Али отказались признать это, считая, что халифом может являться только потомок пророка, то есть Али, а после него — его сыновья от Фатимы. Этих-то сторонников Али и его рода и стали называть шиитами от «шиа» — «партия, сторонники», но это же можно перевести и как «отщепенцы, раскольники». Шииты объявили Али первым имамом дословно — «стоящий впереди» , титулом, вообще, чрезвычайно емким, включающим в себя и святость, и непогрешимость, и верховную власть, да и многое другое. Александр Доманин, Крестовые походы.
Под сенью креста, 2010 Появление шиитов также связано с борьбой за власть среди мусульман. Шиитское направление в исламе объединяет мусульман, признающих единственными преемниками Пророка Мухаммада четвертого праведного халифа Али и его потомков. В шиизме от ар. Политическое течение шиат партия Али зародилось в период правления халифа Османа. Шииты считали, что претенденом на верховную власть в Халифате является Али, так как он был двоюродным братом Пророка, женат на его дочери Фатиме и обладает важными для халифа личными качествами. Он храбр, набожен, искренний и щепетильный в вопросах морали. После трагической гибели Али его сторонники выступили за сохранение его потомками исключительных прав на верховество в исламском государстве. Смерть Али, умершего от ран после покушения, а также смерть его сына Хусейна, убитого под Кербелой в 680 году способствовали превращению шиизма в религиозное течение.
Шииты, как и сунниты, считают Сунну вторым после Корана источником мусульманского вероучения. Однако в отличие от последователей суннизма шииты считают главными авторитетами четвертого халифа Али, его ближайших соратников и имамов из рода Али. Свои священные предания они называют «Ахбар» — известия, сообщения. Александр Ханников, Ислам Появление шиитов также связано с борьбой за власть среди мусульман. Шииты считали, что претендентом на верховную власть в Халифате является Али, так как он был двоюродным братом Пророка, женат на его дочери Фатиме и обладает важными для халифа личными качествами. После трагической гибели Али его сторонники выступили за сохранение его потомками исключительных прав на верховенство в исламском государстве. Александр Ханников, Энциклопедия ислама, 2012 Сефевиды вышли на политическую арену около 1500 года и начали с религиозного вызова: их основатель, шах Исмаил, создал что-то вроде антиосманской религиозной идеологии. Детали ее были связаны с правом наследовать Пророку и мало что значили для постороннего.
Названа она была шиизмом — от арабского слова, означающего «последователь» Али, провозглашенный шиитами наследником Мухаммеда, был похоронен в Ираке. Это была ревизионистская форма ислама, противостоящая его суннитской версии — деспотичной и крайней привязанной к правилам, которую разделял османский султан, его паши, беи и муфтии, управлявшие Османской империей. Но османы были не только суннитами. Они были также западниками и даже в какой-то мере европейцами; их солдаты являлись христианами, пусть даже когда-то обращенными в ислам, и теперь они захватывали земли истинных мусульман. Произошло это из-за возникшего соперничества двух держав в борьбе за аравийские земли, которое обе стороны предпочитали облекать в религиозную оболочку. В этих государствах господствовали разные направления в исламе: в Иране — шиизм, а в империи османов — суннизм. Султан Селим I был ярым противником шиизма. В 1513 г.
После этого 40—45 тыс. Уничтожению подверглось все шиитское население в возрасте от 7 до 70 лет. Эта жесточайшая акция скорее была вызвана намерением очистить от шиитов пограничные с Ираном области, по которым Селим намеревался двинуть войска против шаха Ирана. В мае 1514 г. Шейх араб. Данный титул носят шиитские улемы, достигшие больших высот в исламском праве фикхе и методологии усуле , и имеющие право издавать фетвы шариатские заключения по тем или иным вопросам. Великий аятолла может носить титул марджа ат-таклид. Приказы марджа ат-таклида обязательны для исполнения всеми членами шиитской общины.
Согласно исламской догматике, к куфру относятся неверие в существование Единого Бога Аллаха и отрицание посланнической миссии пророка Мухаммеда, а также отказ от признания воскрешения после смерти, Страшного суда, существования ада и рая. Со временем стало уважительным прозвищем. Число приверженцев — более 1,8 млрд человек, проживающих в более чем 125 странах мира. Муджтахид араб. Муджтахид обладает способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права фикх. Он обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы сахих пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов факихов. Движение названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими 1703—1792 , являющегося последователем Ибн Таймии 1263—1328. Правящий клан племя древней Мекки; из которого происходит...
Шариатские предписания закреплены прежде всего Кораном и сунной пророка Мухаммеда и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман. Государство, в котором правили халифы, — Праведный халифат 632—661. Исламские богословы обосновывают дозволенность такии аятами Корана и сунной пророка Мухаммада. В частности Коран допускает в случае крайней необходимости внешнее отречение от веры, дружбу с неверными, нарушение ритуальных предписаний. Во времена пророка Мухаммада произошёл случай, когда один из первых сподвижников... Большинство аятолл проживают в Иране, Ираке и Ливане. В разные времена взгляды на его содержание были разными. Потомки внука Хасана — шерифы.
В исламских странах сейиды пользовались особыми привилегиями: они имели право ходатайствовать за преступников и освобождались от телесных наказаний и смертной казни. Отличием сейида у суннитов была, как правило, зелёная чалма, а у шиитов — чалма чёрного цвета. Сейиды пользуются особым почитанием.
Также стало известно, что и ливанская группировка «Хезболла» готова присоединиться к войне в случае наземной операции в Газе. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал освобождение атакованных территорий первоочередной целью военной операции, чтобы обеспечить безопасность граждан страны. Также он заявил о необходимости причинить противнику огромные потери. Укрепление других потенциальных театров военных действий также важно для Израиля. Вероятно, Нетаньяху опасается, что «Хезболла», которая имеет тесные связи с Ираном, может воспользоваться возможностью и атаковать Израиль со своей стороны.
Священнослужитель Ага Бакир аль-Хусейни является популярным лидером шиитов, и его арест вызвал возмущение общины, которая перекрыла Каракорумское шоссе, требуя его освобождения. В августе 2012 года около 25 шиитов были вытащены из автобуса и расстреляны во время сектантского нападения. В том же году, 28 февраля, вооруженные люди в военной форме выбросили 18 шиитов из автобусов, следовавших из Равалпинди в Гилгит, и хладнокровно застрелили их. Даже после нескольких убийств государство не смогло обеспечить надлежащую безопасность шиитов в Гилгит-Балтистане. Есть только одна причина такого бездушного безразличия: суннитский Пакистан хочет превратить регион в регион, где доминируют сунниты.
Шиитский пастух наблюдает, как его скот охлаждается в сточных водах во время жары. Мальчик на фоне здания, разрушенного в ходе войны в Персидском заливе. Мясная лавка на базаре. Продавец свежей рыбы держит карпа, из которого готовят традиционное месопотамское блюдо «масгуф». Шиитские подростки играют в футбол. Слепой шиитский мальчик Хассун Каррус Хирмиз позирует для фото на кухне своего дома. Продавец домашней птицы слушает музыку на рынке. Шиитская молодёжь курит кальян на улице. Шииты отдыхают на улице. Шииты отдыхают в уличном кафе.
Сунниты и шииты на Ближнем и Среднем Востоке, карта
Где живут хуситы? Хуситы преимущественно проживают на севере Йемена. Карта расселения мусульман суннитов и шиитов Posted on 14.12.2011 by admin Цифровая (электронная) карта мира подробная электронная карта расселения мусульман суннитов и шиитов (карта распространения суннитской (sunni islam) и шиитской (shia islam) ветвей ислама). Например, в Сирии, где Россия борется с терроризмом, Саудовская Аравия поддерживает суннитов — противников Асада, а иранцы-шииты воюют на стороне президента. Глава христианской партии «Ливанские силы» Самир Гиагея опроверг утверждение шиитской группировки «Хезболла» в том, что христианская партия планировала нападение на демонстрантов-шиитов в Бейруте, 16 октября сообщает агентство Reuters. В Саудовской Аравии, где правят сунниты, нефть добывают там, где живут шииты Ваххабизм — это вообще отдельная песня. Возник он в Аравии в середине XVIII века, и получило имя по его основателю Мухаммаду бен Абд ал-Ваххабу.