— С нашей экономикой происходит то, что и должно, когда ею управляет человек, производящий впечатление слепоглухонемого. Подробный обзор что происходило с экономикой России в 2023 году: курс доллара к рублю, динамика ВВП, внешний долг, инфляция, уровень безработицы и другие данные.
Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка
Аналитик Андрей Песоцкий: экономика России должна готовиться к жёстким сценариям - Аргументы Недели | "" публикует самые последние новости экономики и финансов в России и за рубежом. |
Прогнозы экономического развития России на 2024 год: ожидания российских и международных аналитиков | Экономика — самые актуальные и последние новости экономики и финансов в России и мире сегодня. |
Аналитик Андрей Песоцкий: экономика России должна готовиться к жёстким сценариям - Аргументы Недели | – Вообще как происходит интеграция экономик новых территорий в систему РФ? – Статистических данных по новым территориям нет в открытом доступе, поэтому проследить за интеграцией на серьезном аналитическом уровне достаточно сложно. |
Плановая экономика и новая приватизация. Главное из выступления Набиуллиной на ПМЭФ-2023 | Самые главные новости экономики в мире и в России. 24 часа в сутки мнения экспертов, финансистов по вопросам политики, общественной жизни, экономики, финансов и недвижимости. |
Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году | "Если раньше правительство РФ и Центральный банк полностью отсекали политику количественного смягчения, то сейчас очевидно финансовое стимулирование экономики, поддержка конечного спроса за счёт кредитования, низких процентных ставок. |
The Hill: экономика России превзошла все ожидания вопреки санкциям
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На данный момент это является одним из главных рычагов по компенсации падения нефтяных доходов, в связи с чем уже скоро мы можем увидеть доллар по 80, а то и по 85 рублей. Параллельно с этим будет наблюдаться рост процентных ставок, что может иметь весьма заметные последствия для рядового населения. Но самое интересное может начаться после того, как в ЦБ примут окончательное решение о дополнительной денежной эмиссии, которая активно обсуждается в последние месяцы. Проведена она может быть не в обычной форме, а в виде запуска цифрового рубля, который может частично появиться в обращении уже в самое ближайшее время. Впрочем, есть немало экспертов, которые оценивают перспективы российской экономики довольно оптимистично. Их прогнозы базируются на том, что в ближайшие месяцы рост бюджетного дефицита замедлится и его итоговое годовое значение превысит плановое не больше чем в 2 раза.
Несмотря на все санкции и эмбарго, спрос на российские энергоносители продолжает сохраняться, благодаря чему страна получает доходы от внешней торговли. Поэтому как минимум до конца года запаса прочности в экономике точно хватит. А дальше все будет зависеть от успехов на поле боя и способности нашей страны как можно быстрее справиться с внешними и внутренними врагами.
Но весной Минфин будет готовить основные направления налоговой политики на 2025-2027 годы, в которых могут появиться новации. Повысить налог на прибыль в России, как ни странно, попросил бизнес. Правда, взамен компании просят стабильность других налогов и повышенные инвестиционные вычеты. Минфин подходит к таким идеям настороженно: сначала надо просчитать, во что они обойдутся бюджету.
Если такое решение все же будет принято, то повышение ставок произойдет не ранее следующего года. При этом обе программы действуют до середины 2024 года. В новом году властям предстоит решить вопрос о новых льготных программах: какими они будут, в каких регионах и для каких категорий граждан будут действовать, и нужны ли они вообще. Вице-премьер Марат Хуснуллин в конце декабря также сообщил, что власти прорабатывают альтернативные ипотеке механизмы для развития жилищного строительства: продажу жилья в рассрочку, лизинг и "какие-то иные схемы". Но все понимают, что сделать это будет очень не просто. Многие страны Евросоюза сомневаются в законности этой меры. Они опасаются, что такое решение повлечет длительные многомиллиардные судебные разбирательства. Кроме того, чтобы конфисковать какие-то активы, сначала их нужно найти.
Россия в качестве ответной меры тоже заморозила активы недружественных стран.
Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний. Сайт «Парламентской газеты» - это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов.
Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено. Нажмите на кнопку «Правовая информация», чтобы узнать больше. Правовая информация.
Он будет в следующем году устойчиво выше двух, реальные доходы населения также вырастут, пусть и не так быстро, как в этом году», — заключил экономист. Проблем ждать «года через два» Собеседник RTVI пояснил, что его прогноз по отсутствию серьезных проблем для российской экономики актуален «хотя бы до конца 2025-го года». Вот если этот тренд продолжается и ничего не финализируется на фронтах, то вот года через два от нашего разговора наступают очень серьезные проблемы», — считает экономист. Это были времена рейгановского бума. Проблема здесь скорее не экономическая уже, а и политическая, и социальная, и моральная.
А вот эти вопросы на третий год [боевых действий] станут гораздо более серьезными, чем чисто экономический момент», — полагает собеседник RTVI. На вопрос о том, как он пришел к этой цифре, эксперт ответил, что «это все из абсолютно официальных источников». По словам экономиста, до 24 февраля в случае гибели человека на службе выплачивалась компенсация в 3 млн рублей, однако президент России Владимир Путин «очень быстро повысил [сумму] и дополнительно добавил к ним 5 млн». По его оценке, руководство страны создало систему, в которой человек 35 лет из среднего российского региона — не самого бедного, но и не самого богатого, — уходя на фронт и погибая там через восемь месяцев, обеспечивает своей семье и близким доход, полностью соответствующий его средней зарплате от момента ухода в армию до пенсии.
Две вроде бы противоречащие друг другу новости — о рекордном профиците баланса России во внешней торговле и о начале финансирования дефицита федерального бюджета — 2022 из Фонда национального благосостояния — неслучайно совпали по времени и могут быть предвестниками проблем с государственными финансами. Профицит торгового баланса России за январь — сентябрь составил рекордные 251 млрд долларов, в том числе экспорт — 431 млрд, импорт — 180 млрд. То есть Россия получала намного больше валюты от экспорта, чем в прошлом году, и намного меньше тратила на импорт из-за внешних ограничений.
Однако, несмотря на этот рекорд чистого притока валюты в Россию от внешней торговли, премьер-министр Михаил Мишустин в конце минувшей недели распорядился направить 1 трлн рублей из главной всероссийской «кубышки» — Фонда национального благосостояния ФНБ — на покрытие дефицита федерального бюджета в 2022 году. В долларах размер фонда снизился на 8,652 млрд, до 187,975 млрд долларов. То есть даже рекордный профицит внешней торговли не успевает за темпами роста расходов. При этом никаких предпосылок для новых финансовых рекордов в торговле нет: нефтегазовые доходы России начинают устойчиво сокращаться, а правительство прогнозирует дефицитный госбюджет на ближайшие три года — то есть на весь горизонт планирования.
Такую задачу поставил президент РФ Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам. При этом был увеличен срок зачисления денег на свои счета с 90 до 120 дней. Специальные условия будут действовать с 1 по 31 мая 2024 года, говорится в сообщении на сайте банка. Клиенты криптобиржи Beribit рассказали РИА Новости, что вторые сутки находятся у офиса компании в Москве, ожидая возврата им средств.
Бюджет России тает на глазах: как правительство планирует удерживать экономику
«Новости Экономики» — главные новости экономики сегодня на страницах новостного сайта Свежие новости экономики и ситуации на финансовых рынках в России и Мире. Главная» Новости» Экономика новости россии на сегодня. Экономика – последние новости. Новости экономики, бизнеса и финансов в России и мире на сегодня. «В целом же в 2023 году экономику России ждёт общая тенденция к падению, это увеличит дефицит бюджета, что в свою очередь может вызвать проблемы с его исполнением», — добавил Николаев.
Экономика – последние новости
Прогнозы экономического развития России на 2024 год: ожидания российских и международных аналитиков | Плохие новости в том, что в 90-е доверие в обществе росло, Россия была на эмоциональном подъеме, мы открывались миру. |
Названа главная проблема экономики России | "" публикует самые последние новости экономики и финансов в России и за рубежом. |
Что происходит с российской экономикой? | О рисках перехода России на «мобилизационную экономику», связанную с резким увеличением роли государственного регулирования, экономисты и ученые предупреждали еще в прошлом году. |
Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян | Риски перегрева экономики России: новости к утру 18 апреля. |
Когда экономику России ждет коллапс? Экономисты назвали сценарии | Экономика. На поклон к Росатому: Билл Гейтс продал Байдену ядерное топливо, которое не подходит для американских АЭС. |
Что ждет российскую экономику. Наталья Зубаревич
"Если раньше правительство РФ и Центральный банк полностью отсекали политику количественного смягчения, то сейчас очевидно финансовое стимулирование экономики, поддержка конечного спроса за счёт кредитования, низких процентных ставок. «Новости Экономики» — главные новости экономики сегодня на страницах новостного сайта Свежие новости экономики и ситуации на финансовых рынках в России и Мире. Последние экономические новости и события, происходящие в России и мире, а также комментарии экспертов, актуальные интервью, аналитика и прямой эфир. Последние новости экономики России и мире. Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка. «Фундаментальная экономика России слабее, чем экономика США.
Полгода под тысячами санкций: что происходит в российской экономике
Худшее, надо полагать, уже позади, и основные риски отечественная экономика уже испытала в 2022 году», — сообщил Смирнов. Он считает, что подобные или более сильные шоки, как в 2022 году, теперь маловероятны. Так как нынешние пакеты санкций уже по большому счету исчерпаны. Особенно с учетом того, что они уже испытывают негативное влияние других геополитических конфликтов, помимо российско-украинского», — высказался Смирнов. Кредитная карта «111 дней на любые покупки» 111 дней без процентов, до 1 000 000 Оформить карту Конечно, рост российской экономики сейчас во многом обеспечивается оборонно-промышленным комплексом ОПК. Однако, если мы представим ситуацию в условиях мира, то окончание конфликта приведет к беспрецедентному росту заказов других стран на российские вооружения, ожидает он.
Не все из них смогут заработать в полной мере. Основным инвестором в будущем станет государство. Имея четкий план в монетарной политике мы знаем, что Эльвира Набиуллина - один из немногих специалистов, способных выполнить большинство поставленных целей , достаточно просто выполнять предписания.
В отличие от политической игры, где сотни голов перетягивают одеяло на себя, в банковской сфере все еще работают специалисты высшей категории. Перспективы 2024 года Ваш пакет с санкциями мы положим в другой пакет для пакетов. Такого не будет. Сейчас экономика работает по принципу "Минимальной достаточности". Непонятный период и ожидание неопределенности закончились. Экономика медленно и верно начала перестраиваться. Одни отрасли экономики закрываются, но государство создает другие. Многим может не понравится потерять работу или доходы, но правда жизни такова, что есть люди, у которых зарплата выросла.
Вы помните начало Covid 19? Как производители медицинских масок и дезинфицирующих жидкостей озолотились? Сейчас происходит то же самое. Строители со всей России, дорожная техника, инженеры были направлены на строительство фортификаций по линии соприкосновения. Были выделены фантастические средства. Некоторые могут сказать, что закопанные деньги. Но суть состоит в том, что это был гос заказ и сотни тысяч человек получили зарплату, которую потратят в магазинах на товары местного производства. Потратили деньги на сферу услуг.
Запустили один из витков экономики. Для государства не имеет значения: потратить деньги на строительство больниц или на строительство блиндажей. Звучит кощунственно, но в данном случае стоит вопрос выживания. С экономической точки зрения, Россия может регулярно делать огромные государственные заказы, связанные с обороноспособностью страны и поддерживать экономику. Работающая экономика гарантирует поступления налогов в бюджет. Поступления от налогов пускаются на новую государственную программу. Если образуется дыра в бюджете, всегда есть печатный станок. Пока на земле украинской более или менее предсказуемая обстановка, никаких потрясений не предвидится.
Контрнаступление Украины До подписания мирного соглашения и начала выплат репараций никаких резких изменений не предвидится. И самое очаровательное во всем этом - золотовалютные резервы и нефтегазовые поступления на это никак не влияют. Выручка и пополнение бюджета из-за границы сократились заметно, но данный момент компенсирован новыми отраслями и государственными заказами внутри страны. Скажу больше - подавляющее число обывателей никогда не видело денег от продажи углеводородов. Все поступления делились задолго до поступления в бюджет между правильными компаниями.
Руководящим принципом выступала дерегуляция, поощрение рыночной конкуренции, "ответственная бюджетная политика" и ослабление позиций профсоюзов. Что делать сейчас 0. Остановить войну. Отказ от приоритета денежно-кредитной политики перед фискальной. Низкая и стабильная ставка улучшает инвестиционный климат и позволяет предприятиям расширять горизонт планирования, а необходимую подстройку экономики возможно осуществлять прямыми фискальными, административными и отраслевыми мерами.
Высокие ставки призваны удерживать в стране капитал, тем самым поддерживая курс рубля. Если ставки по рублёвым счетам существенно превышают ставки по валютным, население будет держать сбережения внутри страны. Иностранные инвесторы, заинтересованные высокой доходностью, станут выкупать обязательства в рублях, поддерживая валютный курс. В условиях закрытого счёта капитала высокие ставки бесполезны. Население не может вывести сбережения в валюту, иностранные инвесторы не могут продать рублёвые облигации, а отечественные компании не могут уйти в зарубежные активы. Неоправданно высокие ставки могут спровоцировать кризис ликвидности для местного бизнеса, усугубляя экономическую депрессию. Расширить трансферты беднейшим слоям населения. До начала военных действий в необходимых товарах, в том числе продовольственных, отказывал себе практически каждый второй россиянин. Каждый четвёртый ребёнок жил за чертой бедности, следующей беднейшей группой были пенсионеры. В таких условиях большая часть социальных пособий тратится на коммунальные услуги, медикаменты и продукты российского производства.
Повышение пособий и пенсий не повлечёт кратного инфляционного давления: местные предприятия, прежде всего пищевые, способны нарастить предложение в ответ на стабильно повышенный спрос. Увеличение пособий — более эффективная мера для борьбы с инфляцией чем заморозка цен. Заморозка цен по природе регрессивна: она расширяет покупательную способность всего населения в условиях неравномерного падения доходов. Увеличение пособий стабилизирует внутренний рынок сбыта в период потери значимой части экспортных рынков. Устойчивый рост внутреннего рынка создаст рабочие места, повысит выпуск и снизит колебания цен. Необходимо также пересмотреть критерии осуществления платежей: значительно упростить процедуру получения пособия по безработице, увеличить его максимальный размер и длительность получения выплат. Параллельно следует поэтапно увеличивать минимальный размер оплаты труда, наряду с внедрением комплексной программы гарантированной занятости. Гарантировать общественные работы. Массовая безработица привела бы к гуманитарной катастрофе. Высадка деревьев, очистка водоёмов и реставрация зданий не заменят сотни тысяч потерянных рабочих мест, но могут смягчить удар в краткосрочном периоде.
Гарантируя временную и достойно оплачиваемую работу каждому желающему, муниципальные власти могут предотвратить маргинализацию безработного населения, улучшить городскую среду для всех граждан и наладить цепочки взаимопомощи. Критично важна реализация программы именно на муниципальном, а не федеральном уровне. Локальные потребности сложно предсказать из Москвы, а значит, эффективные задачи для трудящихся могут быть созданы только на местном уровне. Федеральному Правительству достаточно объявить гарантию на общественные работы и предоставить местным правительствам неограниченную кредитную линию на реализацию программы. Это создаст пол для зарплат в частном секторе, сохранит уровень потребления и позволит избежать снижения уровня участия в рабочей силе. Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением. Также это будет незаменимой мерой для ресоциализации вернувшихся с фронта граждан , имеющих высокий риск уйти в нелегальный сектор. Выступить посредником в торговле товарами первой необходимости. Муниципалитеты могут брать на себя функции «создателей рынка» — торговых посредников, соединяющих производителей с покупателями. В отличие от коммерческих посредников, государственная организация не будет стремиться к максимизации прибыли.
Традиционные создатели рынка зарабатывают на колебаниях цен и потому деятельность по своей природе предполагает элемент рыночной спекуляции. В отсутствие коммерческих мотивов, государственная структура могла бы сыграть стабилизирующую функцию на рынке. Особенно перспективным нам кажется использование такого подхода на рынке продовольствия. Одним из вариантов реализации могла бы стать государственная биржа для оборота основных сельскохозяйственных товаров. Биржа стала бы одним из покупателей сельскохозяйственной продукции и её продавцом для перерабатывающей промышленности. С помощью такого механизма государство могло бы сдерживать рост цен уже на этапе поставок сырья для предприятий переработки. Помимо благоприятного эффекта на динамику цен, это заодно бы сгладило «инфляционные ожидания» потребителей, тем самым, в случае успеха, ликвидировав один из поводов для проведения агрессивной кредитно-денежной политики. Другим направлением может стать организация типовых магазинов во владении муниципалитетов, которые обеспечивали бы рынок сбыта для продукции малых и средних фермерских хозяйств. Поставщики смогут управлять процессом ценообразования в реальном времени, полагаясь на электронную платформу мониторинга потребительского спроса, с учётом фиксированной относительной наценки на издержки содержания магазина. Такие магазины могли бы стать хорошей альтернативой крупным сетям, прибыль которых в настоящее время частично оседает за рубежом, и поддержать малые фермерские хозяйства, которые часто испытывают трудности с доступом к розничным сетям.
Объявить налоговые каникулы. В период массового шока и технологического перехода значительное давление переживают не только доходы, но и сбережения частного сектора. Приостановление налоговых выплат а не только временный перенос последующим частичным или полным списанием поможет смягчить эти эффекты. В первую очередь предлагаемая мера должна распространяться на малодоходные группы и субъектов малого и среднего предпринимательства. На данный момент значительная часть уплаченных предпринимателями налогов пополняет местные, а не федеральные бюджеты. В отличие от Федерального Правительства, региональные власти не имеют права выпускать валюту и потому ограничены в своих расходах. С введением налоговых каникул центру необходимо предоставить беспроцентные и бессрочные бюджетные кредиты, замещающие выпадающие доходы. Высвобождение налоговых средств частично компенсируется за счёт расширения налоговой базы в других сферах, в частности внутреннего НДС. Сокращение обязательных платежей для предпринимателей положительно скажется на динамике сбережений и поможет восстановить капитализацию отечественного фондового рынка. Помочь выжить бизнесу.
Судя по риторике представителей власти, преодоление наиболее разрушительных эффектов текущего кризиса связывается в первую очередь с потенциалом российского предпринимательского сообщества. Частному бизнесу действительно доступно множество инструментов, позволяющих оперативно реагировать на изменения рыночной среды и перераспределять ресурсы в наиболее востребованных направлениях. Однако переживаемый санкционно-военный шок сильно отличается от обычных периодических спадов капиталистической экономики. В данной ситуации множество компаний может быть поставлено на грань разорения совершенно независимо от рациональности ранее принятых ими решений. Приняв на себя часть экономических потерь, государство стимулирует будущую предпринимательскую деятельность, не повышая риск недобросовестного поведения. Меры поддержки должны опираться как на успешный антиковидный опыт других стран, так и на опыт восстановления после мирового финансового кризиса. Необходим запуск масштабной программы экономического возрождения: возвращение покинувших границы страны специалистов, восстановление потребительского спроса, недопущение наиболее негативных социальных сценариев. Также на этот период необходимо увеличить государственные закупки в сферах, наиболее страдающих от вынужденных перемен. Закупки должны быть направлены на оказание материальной помощи в натуральном виде, вовлечение бизнеса в программы государственной занятости и профессиональной переподготовки, формирование товарных запасов для управления ценами и общее содействие программам импортозамещения. Авторы не находят необходимым экономически обосновывать прекращение военных действий.
Следует полагать, что даже в случае скорейшего мирного завершения конфликта многочисленные торговые ограничения сохранятся на долгие годы. Невозможно точно оценить длительность восстановления, но разумно мыслить в рамках ближайших 3-5 лет. Существенный профицит региональных бюджетов в первом полугодии был вызван растущими поступлениями от добычи нефти, газа и угля. Начиная уже с конца третьего квартала можно ожидать заметное снижение доходов. Многие великие экономисты XX-го века, включая Кейнса, выступали за максимальное снижение безработицы, в том числе, из социально-политических соображений. Опыт мировых войн наглядно показал, чем опасна жёсткая экономия средств при наличии больших масс бедняков с недавним боевым опытом. Ликвидность подразумевает способность расплатиться по текущим счетам, в том числе с помощью заёмных средств. Не путать с платёжеспособностью — способностью расплатиться по счетам включая кредитные обязательства , полагаясь на собственную прибыль. Создатель рынка англ. Агенты, не ожидающие негативных последствий, более склонны к рисковому и легкомысленному поведению.
Например, финансовый сектор США только нарастил аппетит к экзотическим финансовым инструментам после кризиса 2008 года — на Уолл Стрит хорошо запомнили, что, в случае чего, государство выручит. Что делать завтра Предлагаемые ниже меры не претендуют на то чтобы стать исчерпывающим списком всех необходимых преобразований. Скорее, это некоторые стержневые направления, которым, мы считаем, должно следовать любое успешное восстановление экономики. Трудно оценить общую стоимость всех инициатив, но ясно, что речь идёт о десятках триллионов рублей в течение многих не менее пяти лет. Это станет самым масштабным и дорогим проектом в истории постсоветской России, от реализации которого зависит наше общее будущее, личное благополучие, научно-технический прогресс и следующее из этого международное влияние. Отказ от Бюджетного правила. Как даёт понять современная денежная теория , государству не нужно собирать налоги, чтобы тратить деньги на нужды общества. Траты и налогообложение — два независимых процесса. Законодательная привязка государственных расходов к ежегодным доходам схожа с решением играть в теннис, завязав правую руку за спиной: правило произвольно и противоречит заявленной цели. В условиях незадействованности реальных ресурсов или, проще говоря, безработицы и простоя предприятий государство может наращивать расходы без значительных инфляционных рисков.
Бюджетные дефициты создадут финансовые ресурсы облигации и наличность , которые мобилизуют реальные ресурсы и позволят экономике приблизиться к полной занятости. Бедной стране с открытым счётом капитала бывает тяжело поддерживать бюджетные дефициты: западные инвесторы предпочитают бюджетную дисциплину, а противоречие «Вашингтонскому консенсусу» — оригинальной триаде стабильности — ведёт к оттоку иностранного капитала и обвалу курса. Перед Россией сегодня такой проблемы не стоит. Фактически бюджетное правило было приостановлено в текущем году, но поэтапное возвращение к нему предполагается уже начиная со следующего, 2023-го года. Монетарное финансирование. У государства есть три источника финансирования расходов. Первый — очевидный — налоги. Ежегодно в пользу консолидированного бюджета собирается около 50 триллионов рублей, в том числе порядка 5 триллионов подоходного налога. Второй метод финансирования государственного дефицита — выпуск государственных облигаций на сумму дефицита. Преимущества этого метода в том, что, занимая у частного сектора, государство предоставляет сберегательные инструменты физическим и юридическим лицам.
Сбережения на счетах могут испариться в случае банкротства банка ; сбережения в ОФЗ пропадут лишь в случае намеренного дефолта государства. Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции. С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1. Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х. Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте. Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития. Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого. В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга.
В народе его называют «печатаньем денег». Как и в предыдущем методе, государство берёт в долг, но не у частного сектора, а напрямую у Центрального Банка. Центральный Банк создаёт деньги на счетах Правительства. С точки зрения инфляционного давления, эти три метода не отличаются друг от друга: мы убеждены, что важна общая величина расходов, а не то, как они финансировались хотя традиционная экономическая теория, предполагающая полный контроль государства над предложением денег, считает наоборот. Государство может потратить миллиарды рублей на алюминий и собрать миллиарды рублей в таможенных пошлинах на текстиль — это не остановит рост цен, а только расширит его. Монетарное финансирование с точки зрения макроэкономического эффекта ничем не отличается от финансирования из «заработанных» государством доходов. Легализация монетарного финансирования позволит облегчить налоговое бремя экономики и отвяжет расходы на выплату процентов по государственному долгу от конъюнктуры банковского сектора. Заметим, что обеспечение расходов за счёт условной продажи ЦБ замороженных средств ФНБ по существу также являются монетарным финансированием, но с промежуточным этапом. Наращивание государственных расходов. Перестав искусственно себя ограничивать, Россия сможет проводить суверенную экономическую политику, направленную на повышение благосостояния населения.
Но им это слишком сложно. Потому что, во-первых, их очень большая часть работает в сфере, которая невидима отечественной статистике, что бы они там ни рассказывали. А во-вторых, эффект носит инфраструктурный характер. Понимаете, снижаются издержки, повышается быстродействие. И это касается всех. Это не выделимо. Когда, например, «Лукойл» делал первую «умную» скважину в 1995 году, они полностью сделали информационную обвязку скважины и компьютерное моделирование оперативного управления. Они получили очень большой эффект.
Буквально на одной скважине его можно было посчитать. А теперь это уже очень сложно посчитать. Я думаю, что это очень большой и очень позитивный вклад. Ну и если 20 лет назад вас спрашивали, какие вы знаете компании, вы говорили «Газпром». А теперь говорят «Яндекс» и «Сбер». Причем «Сбер» не в том смысле, что это банк — да, это и банк тоже. Но это одна из самых айтишных компаний, наряду с «Яндексом», а может и еще «айтишнее». Это успех?
Март, апрель… Много ли вы ездили? А сейчас люди немного смирились с новой реальностью, страна немного выдохнула и пытается вернуться к нормальной жизни. Поэтому, естественно, пассажирские перевозки выросли. При этом нужно понимать, что пассажирские перевозки можно считать в человеко-километрах, а можно считать в рублях. И как только вы начинаете считать в рублях, вы сразу приукрашиваете реальную картину, потому что инфляция всегда занижает рост цен. И это не только у нас в стране. У нас эта проблема частично решена, потому что большинство покупок отслеживается онлайн, хотя есть и теневая сфера. Однако я признаю, что даже с учетом всех приукрашиваний статистика этого года пока лучше, чем год назад.
Потому что она посчитана пока еще до девальвации. А статистика по году будет хуже, чем статистика первых семи-восьми месяцев. Плюс к этому у нас сейчас топливный кризис. Проблема с осенне-полевыми работами. На новых территориях все в порядке с осенне-полевыми работами. На них солярки хватает. А у всех остальных реально не хватает. Если даже нашего тишайшего министра сельского хозяйства довели до того, что он практически благим матом кричит о возможности срыва осенних работ, то понятно, что это уже ненормально.
Потому что при всей зависимости от импорта, мы довольно много производим своего.
Бюджет худеет, но силовикам и малоимущим дали триллионы. Что ждет экономику РФ в 2023-м
В 2024 году стоит ожидать роста российской экономики, но не мирного договора между Россией и Украиной, полагает доктор экономических наук Владислав Иноземцев*. Как выглядит милитаризация экономики, почему падает рубль и кто от этого выигрывает — об этом экономист Наталья Зубаревич рассказала в интервью «Правмиру». — Если вы хотите готовиться к войне, хотите милитаризации экономики, то там та же проблема, что у России: нужен переток ресурсов из гражданских отраслей в военные, надо просадить гражданское потребление.
Эксперты рассказали, как российская экономика будет расти дальше
О рисках перехода России на «мобилизационную экономику», связанную с резким увеличением роли государственного регулирования, экономисты и ученые предупреждали еще в прошлом году. Они проглядели новые источники роста экономики России, которая даже при заградительных ключевых ставках продирается вперед, к новым рубежам производительности. «В целом же в 2023 году экономику России ждёт общая тенденция к падению, это увеличит дефицит бюджета, что в свою очередь может вызвать проблемы с его исполнением», — добавил Николаев.