Новости что такое вотчина кратко

древнейший вид частной земельной собственности на Руси. Принадлежала вотчина князьям и боярам, то есть высшему слою общества. Термин «вотчина» также использовался для обозначения конкретного участка земли или имущества, которые передавались по наследству. от слова Отец) была восточнославянским земельным владением, которое могло передаваться по наследству. Термин "вотчина" также использовался для описания земель князя.

Похожие термины:

  • Что такое вотчина в истории России
  • Что такое вотчина в истории 7 класс
  • История возникновения вотчины
  • Что такое вотчина
  • что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко
  • вотчина — Викисловарь

Вотчина в Древней Руси это…

земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Вотчина – это тип феодальной землевладельческой собственности, который существовал в Русском государстве до принятия Петровских реформ. Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей. ср.: "отчий дом").

Что такое вотчина на древней руси. Вотчина – это форма землевладения

Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами. Вотчина краткое описание и особенности. Вотчина – это уникальная форма землевладения и организации земельных отношений, которая характерна для России в период феодализма. Вотчина - 1. Феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси. 2. перен.

Значение слова вотчина кратко

Вотчина — Википедия Вотчина - 1. Феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси. 2. перен.
Что такое вотчина в истории России Запоминаем базовые исторические понятия с учителем истории и обществознания Грищук Екатериной Григорьевной. Что такое вотчина?Что такое поместье?Чем отличает.
Вотчина (СИЭ, 1963) Что такое вотчина кратко. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте.

ВОТЧИНА - что это такое? значение и описание

В статье подробно говорится о том, чем была вотчина в Древней Руси, отдельно разобрана княжеская и боярская вотчина, кратко коснулись монастырских. Вотчина — это форма феодальной земельной собственности, которая возникла в России еще в X-XI веках. это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси. Если вы решили разобраться в чем разница между вотчиной и поместьем и узнать историю появления различных видов собственности, читайте статью. Вотчина – что такое в истории (определение кратко)? Вотчина в Древней Руси – это земельный надел, который получал боярин за свою службу князю.

Значение слова вотчина. Что такое вотчина?

Термин «вотчина» также использовался для обозначения конкретного участка земли или имущества, которые передавались по наследству. ВОТЧИНА (отчина), владение, перешедшее от отца. В Московском государстве этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся «поместью» как владение на более широком праве собственности. Собственно "купленная вотчина" есть бессмыслица, если принимать слово вотчина в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово вотчина означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Вотчина – это особая форма собственности на землю, которая существовала в России в средние века. вотчины (вместе с постройками и рабочим инвентарем), состоящие из сельхозугодий, садов и огородов, сенокосов, рыболовных и охотничьих угодий.

что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко

Значение слова вотчина. Что такое вотчина? Словарь юридический Вотчина — - 1 древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X-XI вв.

Наследственное семейное или корпоративное владение.

Она спросит. Она нынче так хорошо говорила, — сказала княжна Марья. Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает?

Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная». Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями. И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи. С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней.

Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга. Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни. Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его. Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо.

Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно. Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой. Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, — кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему. Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр. На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне — люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей — поместья. Вотчина и поместье — в чем разница Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер. Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей. Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья — землю с крестьянами. Изначально дворянин владел поместьем только в период своей службы и не мог передавать его по наследству. Поместье оставалось государственной собственностью — оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы. В дальнейшем происходило два параллельных процесса.

Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин. Государство старалось об обращении В. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права см. Владимирского-Буданова намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей. Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшим на почве государственной хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий. Согласно указанному праву покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей. Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям. Отметим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом 1621 г. Что касается родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос см. Наследственное право. Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам "купель". Купля — недвижимое имущество, приобретенное покупкой у чужеродцев. Историки русского права единогласно признают, что купленные вотчины сначала не подлежали праву родового выкупа. Из соборного приговора 1581 г.

Владенья милые мои: Вотчина и Поместье - в чем разница? 🏠

Вотчинные права бояр были ограничены в 1551 и 1562 годах, а многие вотчины ликвидированы в годы опричнины 1565-1572 годов. Вотчина имела принципиальное отличие от бенефиция, манора и поместья. Ее можно было передавать по наследству и крестьяне в ней сохраняли общинную организацию в форме коммуны или альменды. Древняя Русь. Что мы узнали? Вотчиной в Древней Руси называли земельное владение, которое было получено по наследству.

Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин. Государство старалось об обращении В. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования.

Некоторые писатели по истории русского права см. Владимирского-Буданова намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей. Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшим на почве государственной хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий. Согласно указанному праву покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей. Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям. Отметим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом 1621 г. Что касается родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос см. Наследственное право. Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам "купель".

Купля — недвижимое имущество, приобретенное покупкой у чужеродцев. Историки русского права единогласно признают, что купленные вотчины сначала не подлежали праву родового выкупа.

С середины XVI в. В силу этих причин вотчина считалась более высокой формой условного землевладения, и ее предпочитали поместью. У зажиточных слуг обычно было и то, и другое. С Уложения о службе 1556 г. Главной тенденцией в развитии поместного права становится переход права пользования в право собственности.

Вместе со владельцем вотчины переходили и его крестьяне, которые были обязаны работать на земле владельца, выплачивать ему деньги за право пользования землей и собирать налоги с своих земель. Крестьяне на вотчине могли быть разных категорий: обыкновенные, зависимые, служебные, арендные. Обыкновенные крестьяне работали на земле владельца и платили ему деньги за эту работу. Зависимые крестьяне могли быть куплены и проданы, они были частью имущества владельца вотчины. Служебные крестьяне не платили денег за работу на земле, они могли быть управляющими, домашними или другими служащими помещика. Арендные крестьяне имели свою землю и могли сдавать ее в аренду другим крестьянам. Видео:Что такое вотчина? Помещиков уважительным способом могли называть «господами», а крестьян — «земщиками». Отношения на вотчине были весьма жесткими, доминировали обычаи и традиции дальневосточного востока. Крестьяне нарушавшие правила могли быть наказаны своим господином, за это им могли отрезать уши или руки. Вотчина официально была отменена только в 1861 году Александром II.

Значение слова вотчина кратко

Под эту же категорию попадало наследство дедов и прадедов по прямой линии. Бояре и князья получали вотчину от своих предков. Богатые землевладельцы имели в подчинении несколько вотчин и могли увеличить свои территории с помощью выкупа, обмена или же захвата общинных крестьянских земель. Правовые аспекты Вотчина — это собственность одного конкретного человека или организации. Общинные и государственные земли вотчинными правами не обладали. Хотя общественное владение было малозначащим в то время, но оно давало возможность прожить миллионам крестьян, обрабатывавших эти земли без права на них. Обладатель вотчины мог совершить обмен, продажу или разделение земельного участка, но лишь с согласия своих родственников. По этой причине владельца вотчины полноправным собственником назвать было нельзя. Позднее к классу частных землевладельцев присоединилось духовенство. Собственники вотчинных земель владели рядом привилегий, особенно в сфере судопроизводства. Также вотчинники имели право собирать подати, имели административную власть над проживавшими на их землях людьми.

Что входило в понятие вотчины Не нужно думать, что земля, переходящая по наследству, представляла собой лишь угодья, пригодные для сельского хозяйства. Вотчина в Древней Руси — это строения, пашни, леса, луга, домашний скот, инвентарь, а главное, крестьяне, проживающие на вотчинной земле. В те времена крепостного права как такового не существовало, и крестьяне могли свободно переходить с земельных наделов одного вотчинника к другому. Боярская вотчина Наряду с частной и церковной земельной собственностью, существовала и боярская вотчина. Это земля, предоставляемая в качестве награды царем своим личным слугам — боярам. На пожалованную землю распространялись те же права, что и на простую вотчину. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси — земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Причина, по которой вотчина утратила свое значение, носит правовой характер. Как можно видеть, во времена раздробленности Руси служба при князе не была связана с землевладением — вольный слуга мог владеть землей в одном месте, а служить боярину в другом. Таким образом, приближенное положение какого-либо землевладельца никак не отражалось на количестве его земель.

С середины 15 века часть удельных князей и родовитого боярства оказывала сопротивление процессу становления Русского централизованного государства. Поэтому, когда в конце 15 — начале 16 века к Московскому княжеству были присоединены новгородские, тверские и псковские земли, многие крупные вотчинники были лишены своих владений, а их земли передавались на правах поместья дворянам, на которое опиралась великокняжеская власть. Вотчинные права и иммунитетные привилегии стали все более ограничиваться. В 1550-х годах вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа вотчин. Серьезный удар родовитым вотчинникам нанес опричный террор Ивана Грозного. Во второй половине 16 века многие крупные вотчинники продали или заложили свои земли. В результате в конце 16 века преобладающей формой феодального землевладения стало поместье.

С начала 17 века вотчинное землевладение вновь увеличивается. Правительство награждало дворян за службу, раздавая им земли старых вотчин. Расширились юридические права владельцев поместий, шел процесс стирания различий между поместьем и вотчиной. В конце 17 века в центральных районах страны наследственное вотчинное землевладение преобладало над поместным служебным. Указом 23 марта 1714 года о единонаследии поместья юридически были приравнены к вотчинам и слились в один вид земельной собственности — имение. Энциклопедический словарь.

Впоследствии Псковская, Новгородская судная грамоты предполагали более детальные и серьезные санкции в отношении нарушителей прав земельной собственности. В частности, подвергались штрафам такие деяния как «наезд» на землю другого, нарушение межей межевых границ , грабеж и пр.

Наказание зависело от социального положения человека Эх…, ничто на Руси не меняется! Князь тем отличался от всех остальных землевладельцев вотчинников , что, во-первых, был верховным собственником — то есть мог отобрать вотчину в наказание, как это было при Иване Третьем. А, во-вторых, имел право раздавать присоединенные, захваченные земли как вотчины. Сама княжеская вотчина состояла из трех составляющих: дворцовые, черные и боярские земли. Дворцовые — это такие, подати с которых поступали на содержание князя, его дворца. Такая земля возделывалась преимущественно холопами, страдниками. Страда — это работа на земле за то, чтобы поставлять князю натурой разные продукты. Черные земли никому не принадлежали — не входили ни в чьи вотчины.

Они обычно сдавались в аренду разным общинам. Боярские вотчины обязаны были поставлять князю ратных людей: каждый боярин приводил с собой воинов, полностью вооруженных и укомплектованных. Как-то так! Первая была представлена местной родовой знатью, торговцами. Вторые — княжьими мужами, которым князь дал земли в вотчины. Кстати, в отличие от Западной Европы, дача князем вотчины дружиннику не означало теперь, что тот ему что-то должен. Более того, многие дружинники, ставшие боярами, легко могли «отъехать» из похода и все считали это вполне нормальным. Князь был среди них primus inter pares лат.

Он дорожил верными ему дружинниками, боярами и был благодарен им за службу.

Вотчина различалась по экономической структуре в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян , по величине, по социальной принадлежности вотчинников светские, в том числе королевские, церковные. В Московской Руси — родовое имение крупного землевладельца князя, боярина , переходившее от отца к сыну. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Александр Архангельский, «Александр I», 2000 г. Тынянов, «Пушкин», 1935—1943 г. Анатолий Азольский, «Глаша», 2003 г.

Виталий Цепляев и др. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности земли, построек и инвентаря и прав на зависимых крестьян. Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности.

Владенья милые мои: Вотчина и Поместье - в чем разница? 🏠

Вотчина включает не только землю, но и различные имущественные объекты, такие как поместье, здания, деревни и даже людей, которые принадлежат вотчиннику. Отношения между вотчинником и его поданными строятся на основе феодальной зависимости и обязательств. История вотчины прослеживается с древности и продолжает развиваться вплоть до конца средневековья. Она возникла в результате распада раннего феодализма и стала основной формой землевладения в Европе. Понятие вотчины было широко распространено во многих странах, включая Францию, Англию, Германию и Россию.

В России вотчина стала основной формой землевладения в 10-12 веках и существовала до 1861 года. В западноевропейских странах вотчинники получали свои владения от королей или князей в обмен на военную помощь или верность. В Германии вотчина сохраняла свою значимость до 19 века, когда земля стала продаваться и передаваться по наследству. С течением времени вотчина утрачивала свое значение и роль в землевладении.

Промышленная революция, а также изменение социально-экономических отношений привели к отмене феодальных отношений и уничтожению системы вотчины в большинстве стран.

В процессе формирования вотчины создавался аппарат принуждения суд, администрация и т. Крестьяне сохраняли свою общинную организацию община, коммуна, альменда , что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция, манора и поместья. Вотчина различалась по экономической структуре в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян , по величине, по социальной принадлежности вотчинников светские, в том числе королевские, церковные.

Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности земли, построек и инвентаря и прав на зависимых крестьян. Поскольку, начиная с царствования Ивана III, вотчиной тоже можно было владеть лишь в том случае, если обладатель ее служит царю, встает вопрос, чем же отличались друг от друга эти формы землевладения. Вотчину можно было делить между наследниками и продавать, поместье же нет.

Вотчина хозяина, не оставившего сыновей, оставалась в роду, тогда как поместье возвращалось в царскую казну. С середины XVI в.

Она была особой формой собственности, которая передавалась по наследству только внутри определенной семьи и обеспечивала ее богатство и власть. Особенности вотчинной системы 1. Наследственность и неотчуждаемость. Вотчина передавалась по наследству, как правило, от отца к сыну. Она не могла быть продана или передана по дарственной или займной сделке. Это делало вотчинную систему наиболее устойчивой и способствовало сохранению власти и богатства в руках феодалов. Личная зависимость.

Владелец вотчины, или вотчинник, был обязан выполнять определенные обязанности по отношению к сеньору — феодалу, от которого получал землю по некоторым условиям. Он должен был платить дань, боевую помощь и участвовать в военных кампаниях. Взамен сеньор гарантировал ему защиту и определенный уровень благосостояния. Разделение земель. Вотчина могла делиться между сыновьями наследодателя, что приводило к фрагментации земель и постепенному ослаблению ее состояния. Это было одной из причин постепенного упадка феодальной системы. Отсутствие свободы передвижения. Владелец вотчины был привязан к земле и не мог свободно уезжать с нее без согласия сеньора.

Вотчина - это что означало на Руси?

родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. В словаре Синонимов. от слова Отец) была восточнославянским земельным владением, которое могло передаваться по наследству. Термин "вотчина" также использовался для описания земель князя. Как таковая вотчина включала в себя территорию, на которой находились постройки/имущество самого различного назначения, сельскохозяйственные угодья, леса, пастбища, мосты и дороги.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий