Новости что такое двоевластие

Двоевластие на территории Российской Империи в 1917 году стал следствием конфликта государственного масштаба между действующей аристократией и большевиками.

Что такое двоевластие в истории России

Она вошла в историю под названием «двоевластие»: одновременно функционировали Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Хочешь знать что значит ДВОЕВЛАСТИЕ? тогда слушай до конца. -я, ср. Одновременное существование двух правительств, двух властей в одном государстве. Таким образом, в стране сложилось двоевластие: параллельно существовали Временное правительство и Петросовет. Двоевластие — сосуществование параллельных систем власти и управления в России после Февральской революции в феврале-сентябре 1917 года. Что такое ДВОЕВЛАСТИЕ? своеобразное и крайне противоречивое переплетение двух властей в России, создавшееся после Февральской буржуазно-демократической революции в марте — начале июля 1917: власти буржуазии — Временного правительства (См. Временное. существование параллельных систем власти и управления в России после революционных событий 1)Двоевластие разделялось на Петросовет и Временное правительство.

Двоевластие: что это значит?

Двоевластие егэ факты Двоевластие) относится к сосуществованию двух российских правительств в результате Февральской революции: Советов (рабочих советов), в частности Петроградского Совета, и Временного правительства России.
что такое двоевластие в 1917 «Двоевластие» в России 1917-го и современность.
Двоевластие это Таким образом, в стране сложилось двоевластие: параллельно существовали Временное правительство и Петросовет.
Двоевластие (Россия, 1917) Двоевластие – сосуществование параллельных систем власти и управления в России после революционных событий февраля 1917 г. – Временного правительства и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Что такое двоевластие Возникновение двоевластия может привести к глубоким политическим и социальным потрясениям, которые часто сопровождаются насилием и кризисами.

Что такое двоевластие

Появление этого органа, пока ещё слабого и многими не принимавшегося всерьёз, предопределило ход русской революции и её последствия, поразившие весь мир. По словам Ленина, Временное правительство могло повести Россию только по пути «передовых стран Европы и Америки», пути создания «парламентарной буржуазно-демократической республики», в то время как Совет рабочих и солдатских депутатов предлагал принципиально другой путь, по которому шла Парижская коммуна в 1871 году. Ленин отмечал, что это «революционная диктатура, то есть власть, опирающаяся прямо на революционный захват, на непосредственный почин народных масс снизу, не на закон, изданный централизованной государственной властью», непосредственно вооружённый народ, то есть прямая противоположность тому, что представляло собой Временное правительство, которое, будучи революционном, всё же базировалось на существовавшей царской администрации. Очевидно, что вопрос о закрытии одного из новых правительственных учреждений стал вопросом времени. Соединение их было решительно невозможным. Митинг женщин вблизи Государственной Думы. Февраль 1917. Петроград globallookpress.

Они хотели настроить народные массы в пользу буржуазной администрации и полностью передать бразды правления в их руки. А вот Временное правительство решать проблемы, из-за которых люди и вышли на улицы в конце февраля, не торопилось. В первую очередь, в воздухе повис вопрос об окончании войны. Совет, как орган, представляющий интересы пролетариата, выступал за немедленное прекращение боевых действий, в то время как Временное правительство планировало сражаться до конца. Это противоречие вылилось в апрельский кризис, во время которого недовольные выходили на митинги с плакатами «Долой Милюкова! Вторым основополагающим для народа вопросом был вопрос о земле.

В итоге монархия оказалась обезглавленной.

Началось стремительное формирование органов советов по всей стране. Временное правительство и возникновение советов Так как Николай II отошел от дел, белогвардейцы решили спасать страну самостоятельно. Под руководством князя Г. Львова было сформировано Временное правительство. Определение цели деятельности органа происходило в начале марта, сюда включались такие задачи, как: расширение гражданских прав общества; отмена цензуры в печати, отмена сословий и ограничений по национальному и религиозному признаку; отмена смертной казни, каторги и ссылок, а также многие другие вещи. Но в истории так заведено, что когда одна сторона поддается под натиском другой, то никакие уступки не играют роли — победители, которыми уже себя чувствовали большевики, идут до конца. Поэтому на этом ситуация себя не исчерпала.

Образование коалиционного правительства Представители Временного правительства имели проблему не только внутри страны — продолжалась Первая мировая война, где Российская Империя сражалась с Германией и ее союзниками. Военный министр А. Гучков и министр иностранных дел Временного правительства П. Милюков выступали за продолжение войны с Германией, но это вызвало со стороны поклонников советов еще большие возмущения и новые манифестации антивоенного характера. Милюков и Гучков были вынуждены покинуть свои посты под давлением, но на их места пришли еще более жесткие люди, к примеру А. Керенский, решившие сформировать новую коалицию, в которую входили не только министры-капиталисты, но и социалисты. Все это еще больше подорвало доверие народа к властям.

Нередко в этой ситуации, группы со своими интересами начинают бороться за влияние и контроль над различными сферами экономики. В-третьих, двоевластие может вызвать разрыв в обществе между теми, кто поддерживает одну сторону, и теми, кто поддерживает другую. В такой ситуации, диалог и сотрудничество между сторонами затруднены, а конфликты и напряженность могут привести к разделению нации и ухудшению общественного климата. Чтобы избежать данных последствий, необходимо стремиться к единой власти, где все решения принимаются в единстве и согласии. Какие положительные аспекты может иметь двоевластие?

Разграничение власти и равновесие сил. Двоевластие может защитить свободу и права граждан в обществе, разделяя власть между разными институтами. Например, в США Конгресс имеет законодательную власть, а Судебная власть решает конституционные вопросы и контролирует законность действий других институтов. Ответственность за действия. Если власть разделена между разными институтами, каждый ответственен за свои действия, и это помогает предотвратить коррупцию и злоупотребление властью.

Например, Если Президент не видит проблемы с собственными действиями, Конгресс может использовать свою власть для ограничения его действий. Стабильность и устойчивость. Разделение власти может обеспечить стабильность и устойчивость институтов государства. Например, в Великобритании английская конституция приводит к тому, что парламент является независимым институтом, который контролирует принятие решений правительства. Свобода и защита прав человека.

Разделение власти может гарантировать свободу и защиту прав человека. Например, Судебная власть может ограничить действия любых других институтов, если они нарушают права граждан. Решение конфликтов. Разделение власти может помочь разрешить конфликты между различными институтами государства. Например, если Конгресс хочет отменить закон, принятый Президентом, суд может вынести решение, которое приведет к компромиссу и справедливому решению проблемы.

Без нее правительство теряло опору. Петросовет поддерживал правительство в вопросах реализации программы революции: мир, хлеб, земля. В июле двоевластие закончилось единовластием Временного правительства, получившего полную поддержку Петросовета и ВЦИК. Партии в период двоевластия. Весной и летом 1917 г.

Кадеты лидер — профессор П. Милюков в марте 1917 г. Партия кадетов была малочисленной около 80 тыс. Кадеты официально называли себя Партией народной свободы ПНС , подчеркивая этим желание встать над узкоклассовыми, национальными и идеологическими интересами различных групп населения. Однако в конкретной политике они отдавали предпочтение интересам крупных предпринимателей и обуржуазившихся землевладельцев и стремились снять политические узы, сковывавшие экономическую свободу российского капитала.

Кадеты определяли политику Временного правительства и пытались укрепить свою власть путем лишения Советов властных полномочий. Принципиальные сторонники «единой и неделимой» России, они видели в двоевластии опасность для государственного единства страны, признак того, что «революция сошла с рельсов». Поэтому уже в апреле Милюков призывал своих товарищей готовить силы для борьбы с ней. Социалистические партии меньшевиков и эсеров пытались занять центристскую позицию, сыграть роль «третьей силы», примирить интересы труда и капитала, отстоять идею социального партнерства. Они пришли к власти через Советы, в которых видели важнейший рычаг революции, но считали, что Советы должны отойти от власти, стать органами местного самоуправления, как только будет «достроено здание революции».

Оказывая через Советы давление на Временное правительство, они сами вошли в его состав, создали коалицию с кадетами и промышленниками, а осенью 1917 г. Слабость этих партий состояла в рыхлом организационном строении. Лишь в августе 1917 г. Объединение состоялось в борьбе с опасностью «изоляции рабочего класса», к чему, по мнению лидера партии Ю. Мартова, стремились большевики.

Но по основным политическим вопросам съезд раскололся на три фракции — правых группа А. Потресова , левых группа Ю. Мартова , центристов группа И. Эсеры лидер — В. Чернов были самой многочисленной российской партией.

Летом 1917 г. Однако в руководстве партии не было согласия, на чем умело играли кадеты, поощряя прокадетские настроения Керенского и Авксентьева и критикуя Чернова. Камков, М. Натансон, М. Главным соперником либералов и демократов в борьбе за власть стали большевики лидер — В.

Порвав с социал-демократическими традициями, они перешли на коммунистические позиции, открыто провозгласив себя непримиримым врагом капитала и их полномочных представителей в политике — кадетов. Они прямо называли свою партию классовой и строили ее на жестко централизованных началах. По мере обострения революционного кризиса в стране политический вес и численность большевиков быстро росли. Если в феврале 1917 г. На ее стороне были столичные Советы, поддержка рабочих, солдатских, крестьянских масс.

Внутрення политика. В период двоевластия соперничество Временного правительства и Советов, а также партий, их составляющих, выразилось в определении основных направлений внутренней и внешней политики. Временное правительство программу своей деятельности изложило в серии деклараций 3 марта, 6 мая, 8 июля, 26 сентября. Провозгласив принцип «преемственности власти» и «непрерывности права», оно признало действующими почти все статьи 16-томного «Свода законов Российской империи», изъяв лишь упоминание о царе. Правительство хотело сохранить старый государственный аппарат, в том числе такие учреждения, как Собственные «их императорских величеств» канцелярии, министерство императорского двора, Госсовет.

До октября действовал в качестве своеобразного министерства пропаганды Временный комитет Государственной думы во главе с М. Однако с ликвидацией монархии объективно рушились устои старой государственной машины. Были упразднены жандармерия и полиция, высший дисциплинарный и уголовные суды, каторга, ссылка, цензура, смещена местная администрация генерал-губернаторы, губернаторы, градоначальники, земские начальники , объявлена политическая амнистия борцам с самодержавием, арестованы царские министры, создана «Чрезвычайная следственная комиссия» для расследования «противозаконных по должности» действий бывших министров и других должностных лиц. Вместе с тем правительство обошло решение Петросовета от 8 марта об аресте царской семьи и о заключении самого бывшего царя в Петропавловскую крепость. Николай II с семьей был отправлен сначала в Царское Село, а в августе 1917 г.

Были созданы новые министерства: труда, продовольствия, призрения, почт и телеграфов, исповеданий. Последнее стало заниматься делами церкви после ликвидации 5 августа должности обер-прокурора Синода. Вопрос о форме государственного правления в России Временное правительство откладывало до Учредительного собрания, созыв которого формально считался главной задачей правительства. Отсюда и необычное название правительства — «временное», впредь до созыва Учредительного собрания, по аналогии с «Временным правительством» князей Трубецкого — Пожарского, которое после изгнания из Москвы польских интервентов готовило на рубеже 1612—1613 гг. Однако подготовку к выборам кадеты затягивали, т.

Созданное 13 марта Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание начало работу лишь 25 мая, а закончило в начале сентября. Его председателем был кадет Ф. Кокошкин, профессор юридического факультета Московского университета, один из видных идеологов партии. Совещание состояло из представителей различных политических партий от кадетов до большевиков , Советов, общественных организаций, национальных районов. Только в середине июня правительство объявило сроки выборов и созыва собрания — сентябрь, а в августе сдвинуло их на ноябрь.

Положение о выборах предусматривало пропорциональную систему выборов по партийным спискам, основанную на всеобщем избирательном праве. В августе начала работу «Всероссийская по делам выборов в Учредительное собрание комиссия» Всевыборы. В сентябре она составила списки избирателей, а в начале октября опубликовала кандидатские списки политических партий. Большего в области реформирования государственной системы управления Временное правительство сделать не успело. В социально-экономической сфере Временное правительство особое внимание уделяло продовольственному, аграрному, финансовому, национальному вопросам и работе промышленности.

Двоевластие в России в 1917 г.

В 1917 году в России сформировалось двоевластие – параллельное существование двух правительств, которые конкурировали за власть и влияние. Двоевластие в 1917 году – это форма правления, при которой власть делится между двумя группами: правительством, основанным на демократических принципах, и Советами рабочих и солдатских депутатов (Соврабдеп). 1) смысл понятия: Двоевластие – сосуществование параллельных систем власти и управления в России после революционных событий февраля 1917 г. – Временного правительства и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

Двоевластие (Россия, 1917)

Инициативы по созданию независимого рабоче-солдатский революционный штаб провалились. Революционный штаб Керенского, впоследствии Военная комиссия, уже 27 февраля с помощью двух десятков офицеров-фронтовиков полностью взяла под контроль солдатское восстание. Почему солдаты следовали распоряжениям Думского революционного штаба? Солдатам Дума давала гарантии того, что в последствии никто из восставших не будет привлечен к ответственности за нарушение присяги и за убийства офицеров. От рабочих Петрограда, наоборот избралось по одному рабочему от каждого предприятия. Это дало большой численный перевес в пользу солдат.

Изображение взято из открытых источников Изображение взято из открытых источников 2 марта 1917 года Николай II подписал отречение от престола. После того как великие князья отказались становиться новыми монархами, легитимной властью объявило себя Временной Правительство. Однако сразу же в Петрограде появляется и другой орган претендующий на власть - Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов далее Петросовет , в который входили меньшевики и эсеры. Нужно сказать, что к марту 1917 года, когда по всей России начались стихийные митинги, забастовки и вооруженные столкновения, уже никто не контролировал ситуация в стране, в том числе и Временное Правительство. Страна погружалась в анархию и установившийся режим двоевластия только ускорял этот процесс.

Как разворачивались события? По этому приказу солдаты могли не слушать приказы офицеров и сами решать, что им делать. Также по этому приказу дали свободу всем политзаключенным и разрешили в стране любые партии и взгляды.

Временное правительство пыталось предпринять некоторые меры для стабилизации ситуации в стране.

В первую очередь его меры касались демократизации общества. Для этого было принято новое избирательное законодательство, Россия была объявлена республикой. Также была отменена смертная казнь за политические преступления и введен ряд демократических свобод. Причины кризисов Двоевластие — это время, которое ознаменовалось рядом серьезных потрясений для страны.

В первую очередь это связано с продолжением участия России в Первой мировой войне. Неудачные наступления отечественной армии на фронте привели к массовым демонстрациям и к усилению недовольства в стране. Временное правительство не спешило решить этот вопрос; более того, лидер партии кадетов П. Милюков заявил о необходимости продолжить войну, чтобы поддержать союзников против Германии.

Это привело к первому кризису правительства и расформированию кабинета министров. Ситуация была отчасти исправлена тем, что в новое правительство вошли представители социалистических направлений: эсеров и меньшевиков.

В этот же день министр иностранных дел П.

Командующий войсками Петроградского округа генерал Л. В столице двоевластие проявилось в разделе власти между Петросоветом и Временным правительством, на местах — между Советами и комиссарами Временного правительства и комитетами общественных организаций. Вместе с тем А.

Керенский на склоне лет в своих интервью утверждал, что никакого двоевластия на самом деле не было, а было сотрудничество всех, или большинства умеренных политических сил.

Что такое двоевластие и почему оно возникает

Что такое двоевластие: суть, причины, последствия * * * Такое бытовое двоевластие, т. е., частичный захват правительственных функций местными, самочинно создавшимися в революционные дни организациями, прокатилось волной по всей России.
Последствия двоевластия в 1917 кратко Возникновение двоевластия может привести к глубоким политическим и социальным потрясениям, которые часто сопровождаются насилием и кризисами.

Основная сущность и понятие двоевластия

Свержение временного правительства Просуществовало двоевластие не больше четырех месяцев, а именно до начала июля 1917 года, когда в ситуации неудачного наступления на германском фронте русских войск 3—4 июля большевиками была сформирована политическая демонстрация и реализована попытка смещения Временного правительства. Демонстрацию расстреляли, а на большевиков были обрушены репрессии. После июльских событий у Временного правительства получилось подчинить себе Советы, которые беспрекословно исполняли его волю. Только победа Временного правительства была не очень долгой и его положение становилось все более хрупким. В государстве усиливалась хозяйственная разруха: быстро обесценивались деньги, с огромной скоростью падало производство, становилась реальной опасность надвигавшегося голода. В деревнях начали происходить массовые погромы усадеб помещиков, захваты крестьянами помещичьих и церковных земель. Начали поступать сведения об убийствах церковнослужителей и помещиков.

Солдаты к этому времени уже устали от войны. На фронте стали частыми случаи братания солдат между воюющими сторонами. По существу, фронт разваливался. Очень резко увеличилось количество дезертиров, покидали позиции целыми воинскими частями: солдаты спешили уйти домой, чтобы успеть к разделу земель помещиков. Февральская революция уничтожила старые структуры государства, но не смогла сформировать новую и авторитетную власть. Временное правительство стало очень сильно терять контроль над положением в государстве и было не в состоянии справиться с увеличивающееся разрухой, полным развалом финансовой системы, расформированием фронта.

Будучи высокообразованными интеллигентами блестящими публицистами и ораторами, министры Временного правительства, оказались негодными администраторами и политиками, оторванными от настоящего. За довольно короткий отрезок времени, а именно с марта по октябрь 1917 года, сменилось четыре группы Временного правительства: первый его состав протянул около двух месяцев с марта по апрель , следующие три коалиционные, с "министрами-социалистами" просуществовали каждый не более полутора месяцев.

Шагов в сторону национализации земли, которых так ждали крестьяне, оно не предприняло.

Это не могло не сказаться на отношении народа к новой власти: если сначала бунтующие приняли Временное правительство с симпатией, то после того, как все их надежды рухнули, толпы обратили внимание на альтернативные варианты. Этим не преминули воспользоваться большевики. Они устраивают массовые митинги против войны и за национализацию земли, Ленин выпускает «Апрельские тезисы», в которых требует мира, аграрной реформы и ухода от концепции буржуазной республики.

Вся власть Советам? И пока большевики таким образом идут на сближение с бунтующим и всё ещё недовольным народом, меньшевики и эсеры, которые в составе Совета должны были отстаивать права простых людей, принимают сторону Временного правительства. Волынский полк принял сторону восставших рабочих в феврале 1917 года.

Потому ли, что Чхеидзе, Церетели, Стеклов и К. Так думать может обыватель, но не марксист. Причина — недостаточная сознательность и организованность пролетариев и крестьян.

Во время апрельского кризиса Совет вполне мог сместить ставшее не популярным Временное правительство, но поступил ровно наоборот — 5 мая объединился со сторонниками республики в первое коалиционное правительство. На этом фактически двоевластие закончилось, хотя с завершением этого периода, как правило, связывается создание не первого коалиционного правительства, а второго. Это произошло 9 июля 1917 года, сразу после подавления большевистского восстания, поводом к которому стали серьёзные неудачи на фронте.

Полномочия нового правительства были признаны всеми, включая Совет, неограниченными, что официально завершило период двоевластия.

Корнилова на пост командующего войсками Петроградского округа, разослал своих комиссаров во все министерства и вступил в переговоры с начальником штаба Верховного главнокомандующего генералом М. Алексеевым на предмет поддержки Временного комитета вооружёнными силами, а Исполнительный комитет Петросовета обратился к солдатам с воззванием избирать своих представителей в Совет рабочих депутатов. Алексеев и главнокомандующий Северным фронтом генерал Н. Рузский вступили в новые переговоры с Николаем II по поводу формирования ответственного перед Государственной думой правительства.

В тот же день образованный из представителей Петроградского гарнизона Совет солдатских депутатов объединился с Советом рабочих депутатов. При этом примерно 2 тыс. Тем же вечером представители Петросовета участвовали в совместном заседании Временного комитета, ЦК кадетской партии и Бюро Прогрессивного блока , на котором обсуждался состав будущего правительства и условия сотрудничества. На переговорах было, в частности, достигнуто соглашение о том, что пока не будет подниматься вопрос о будущей форме правления в стране и будет снят пункт о выборности офицеров. Кроме этого, формируемое Временное правительство обязывалось объявить политическую амнистию , обеспечить демократические свободы всем гражданам, отменить сословные, вероисповедные и национальные ограничения, заменить полицию народной милицией, подчинённой органам местного самоуправления, начать подготовку к выборам в Учредительное собрание и в органы местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

Петросовет, в свою очередь, обязывался осудить разного рода бесчинства и хищения имущества, бесцельный захват общественных учреждений, враждебное отношение солдат к офицерству, призвать солдат и офицеров к сотрудничеству. Аграрный вопрос и вопрос о войне на том заседании не поднимались. В само Временное правительство Исполком Петросовета решил не входить. Керенский, однако, не подчинился этому решению и принял пост министра юстиции, получив согласие Петросовета уже на следующий день, задним числом [4]. Образование Временного правительства[ править править код ] В ночь на 2 15 марта 1917 царские министры, наряду с многими другими сановниками, были заключены в Петропавловскую крепость , а император под давлением Н.

Рузского отменил своё решение о подавлении восстания силой и дал согласие на формирование российского правительства, которое будет ответственно перед Думой. Днём этого же дня царю поступили телеграммы почти от всех командующих фронтами с просьбой об отречении от престола как о единственно возможном выходе из создавшегося положения. В это время Петросовет одобрил соглашение, достигнутое с Временным комитетом Государственной думы, и принял решение создать наблюдательный комитет для надзора за деятельностью нового правительства. К вечеру Временным комитетом Государственной думы был объявлен состав Совета министров Временного правительства с 10 23 марта 1917 просто Временное правительство. От Петросовета в состав Временного правительства вошёл Керенский , занявший пост министра юстиции Н.

Чхеидзе , выполняя решение Исполнительного комитета, от предложенного ему поста министра труда отказался. Возглавил правительство председатель объединённого комитета Земского союза и Союза городов князь Г. Ближе к ночи к царю прибыли представители Временного комитета Государственной думы А. Гучков и В. Шульгин , которым Николай II передал манифест об отречении от престола в пользу своего брата Михаила.

Вместе с манифестом царь подписал «задним числом» указ о назначении князя Львова председателем Совета министров. Кроме этого, в «Известиях» была опубликована согласованная программа Временного правительства. В этот же день после беседы с представителями Временного комитета Государственной думы и приватной беседы с М. Манифест об отречении содержал просьбу ко всем гражданам России подчиниться Временному правительству вплоть до принятия решения Учредительным собранием о дальнейшей форме правления. В этот же день Временное правительство упразднило Департамент полиции, распустив Охранное отделение и жандармские корпуса.

По сути, с этого момента после опубликования списка и начинается то самое двоевластие. Новое правительство Исполнительный Комитет Государственной Думы объявляет следующий состав нового правительства: 1. Львов - председатель Совета министров и министр внутренних дел 2.

В таких условиях обе стороны могут использовать свою активность для укрепления своей власти и дискредитации противоположной стороны. Внешнее вмешательство также может способствовать появлению двоевластия. Когда иностранные государства или международные организации вмешиваются во внутренние дела страны, они могут поддерживать различные стороны конфликта, что приводит к разделению власти и дальнейшему усилению политической нестабильности. Социальные факторы также играют роль в возникновении двоевластия. Неравенство, коррупция и нарушения прав человека в обществе могут вызвать недовольство населения и протестные акции.

В этом случае разделение власти может стать проявлением желания народа отстаивать свои права и участвовать в принятии важных политических решений. Политические и социальные факторы, приводящие к разделению власти, могут иметь серьезные последствия для страны. Двоевластие может привести к параличу политической системы, загоняя страну в хаос и неопределенность. Это может создать благоприятные условия для дестабилизации общества, роста конфликтов и нарушения гражданских прав. Разрешение двоевластия требует политического диалога, сотрудничества и поиска компромиссных решений. Это также требует активного участия гражданского общества и политических лидеров в строительстве демократических институтов и уважении государственных законов. Последствия двоевластия для политической системы и общества Двоевластие, или ситуация, когда существуют две или более руководящих структуры или лидера, может иметь серьезные последствия для политической системы и общества. Вот некоторые из них: 1.

Паралич принятия решений: В условиях двоевластия политическая система зачастую сталкивается с затруднениями в принятии необходимых решений. Разделенная власть и конфликтующие интересы могут привести к блокированию процесса принятия важных политических решений. Рост политических конфликтов: Двоевластие может спровоцировать возникновение или усиление политических конфликтов в обществе. Разделение власти может привести к политической напряженности, усилению антагонизма между сторонами и даже к вооруженным конфликтам. Нарушение законности и правопорядка: В условиях двоевластия законность и правопорядок могут оказаться под угрозой. Разделенная власть может спровоцировать ситуации, когда различные группы начинают игнорировать законы и подчиняться собственным правилам.

какие власти представляли двоевластие

В России сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти — Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Эту ситуацию называют двоевластием. Создавались выборные солдатские комитеты. Оружие передавалось в их распоряжение. Все воинские подразделения были обязаны подчиняться политическим требованиям Совета. Приказ уравнивал в правах солдат и офицеров и отменял традиционные формы армейской дисциплины вставание во фронт, обязательное отдание чести вне службы, обращение офицеров к солдатам на «ты». Курс на продолжение войны определял и социально-экономическую политику правительства. Оно считало возможными лишь такие меры, которые не снижали бы обороноспособности страны. Именно поэтому был отклонен проект закона о введении 8-часового рабочего дня.

Петроградскому Совету пришлось подписывать собственное соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях города 8-часового рабочего дня. По этой же причине Временное правительство до созыва Учредительного собрания отложило решение вопросов о земле, о национально-государственном устройстве страны. Советы эти решения поддержали. Широкомасштабный раздел земли, полагали они, приведет к дезорганизации фронта: крестьяне, одетые в солдатские шинели, не смирятся, что он пройдет без их участия. В своей речи на Финляндском вокзале он выдвинул новую программу действий, нацеленную на захват власти в стране. Он утверждал, что: 1 политика Временного правительства не соответствует ожиданиям народа. Оно не сможет дать стране ни немедленного мира, ни земли. Это приведет к падению их влияния, и большевики смогут начать кампанию по перевыборам в Советы, чтобы провести туда своих представителей. Она воплотилась в лозунгах «Никакой поддержки Временному правительству!

Ленин призывал перейти к новому этапу революции — социалистическому, который даст «власть в руки пролетариата и беднейшего крестьянства». Возглавить этот процесс, полагал он, должна большевистская партия. Кризисы Временного правительства. После заявления министра иностранных дел П. Милюкова 18 апреля 1917 г. В результате под давлением Советов из правительства вынуждены были уйти в отставку министр иностранных дел П. Милюков и военный министр А. Пополнить состав правительства было предложено меньшевикам и эсерам.

Петроградскому Совету пришлось подписывать собственное соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях города 8-часового рабочего дня. По этой же причине Временное правительство до созыва Учредительного собрания отложило решение вопросов о земле, о национально-государственном устройстве страны. Советы эти решения поддержали. Широкомасштабный раздел земли, полагали они, приведет к дезорганизации фронта: крестьяне, одетые в солдатские шинели, не смирятся, что он пройдет без их участия. В своей речи на Финляндском вокзале он выдвинул новую программу действий, нацеленную на захват власти в стране. Он утверждал, что: 1 политика Временного правительства не соответствует ожиданиям народа. Оно не сможет дать стране ни немедленного мира, ни земли. Это приведет к падению их влияния, и большевики смогут начать кампанию по перевыборам в Советы, чтобы провести туда своих представителей. Она воплотилась в лозунгах «Никакой поддержки Временному правительству! Ленин призывал перейти к новому этапу революции — социалистическому, который даст «власть в руки пролетариата и беднейшего крестьянства». Возглавить этот процесс, полагал он, должна большевистская партия. Кризисы Временного правительства. После заявления министра иностранных дел П. Милюкова 18 апреля 1917 г. В результате под давлением Советов из правительства вынуждены были уйти в отставку министр иностранных дел П. Милюков и военный министр А. Пополнить состав правительства было предложено меньшевикам и эсерам. После долгих переговоров 5 мая было сформировано коалиционное правительство. Меньшевики и эсеры располагали на нем решающий большинством. Съезд принял Резолюцию о доверии Временному правительству. Выразить свое единство с Временным правительством было решено грандиозной демонстрацией 18 июня. Вопреки ожиданиями эсеров и меньшевиков, большинство демонстрантов несли транспаранты с большевистскими лозунгами. Доверия временному правительству выразить не удалось. Временное правительство попыталось поднять свою популярность с помощью удачного наступления на фронте, но наступление провалилось… 4 июля под лозунгами «Вся власть Советам! Звучали призывы к свержению временного правительства. Большевиков обвинили в попытке вооруженного переворота, были произведены аресты лидеров большевиков, Ленин укрылся в Финляндии. После этих событий было сформировано второе коалиционное правительство.

Кадеты определяли политику Временного правительства и пытались укрепить свою власть путем лишения Советов властных полномочий. Принципиальные сторонники «единой и неделимой» России, они видели в двоевластии опасность для государственного единства страны, признак того, что «революция сошла с рельсов». Поэтому уже в апреле Милюков призывал своих товарищей готовить силы для борьбы с ней. Социалистические партии меньшевиков и эсеров пытались занять центристскую позицию, сыграть роль «третьей силы», примирить интересы труда и капитала, отстоять идею социального партнерства. Они пришли к власти через Советы, в которых видели важнейший рычаг революции, но считали, что Советы должны отойти от власти, стать органами местного самоуправления, как только будет «достроено здание революции». Оказывая через Советы давление на Временное правительство, они сами вошли в его состав, создали коалицию с кадетами и промышленниками, а осенью 1917 г. Слабость этих партий состояла в рыхлом организационном строении. Лишь в августе 1917 г. Объединение состоялось в борьбе с опасностью «изоляции рабочего класса», к чему, по мнению лидера партии Ю. Мартова, стремились большевики. Но по основным политическим вопросам съезд раскололся на три фракции — правых группа А. Потресова , левых группа Ю. Мартова , центристов группа И. Эсеры лидер — В. Чернов были самой многочисленной российской партией. Летом 1917 г. Однако в руководстве партии не было согласия, на чем умело играли кадеты, поощряя прокадетские настроения Керенского и Авксентьева и критикуя Чернова. Камков, М. Натансон, М. Главным соперником либералов и демократов в борьбе за власть стали большевики лидер — В. Порвав с социал-демократическими традициями, они перешли на коммунистические позиции, открыто провозгласив себя непримиримым врагом капитала и их полномочных представителей в политике — кадетов. Они прямо называли свою партию классовой и строили ее на жестко централизованных началах. По мере обострения революционного кризиса в стране политический вес и численность большевиков быстро росли. Если в феврале 1917 г. На ее стороне были столичные Советы, поддержка рабочих, солдатских, крестьянских масс. Внутрення политика. В период двоевластия соперничество Временного правительства и Советов, а также партий, их составляющих, выразилось в определении основных направлений внутренней и внешней политики. Временное правительство программу своей деятельности изложило в серии деклараций 3 марта, 6 мая, 8 июля, 26 сентября. Провозгласив принцип «преемственности власти» и «непрерывности права», оно признало действующими почти все статьи 16-томного «Свода законов Российской империи», изъяв лишь упоминание о царе. Правительство хотело сохранить старый государственный аппарат, в том числе такие учреждения, как Собственные «их императорских величеств» канцелярии, министерство императорского двора, Госсовет. До октября действовал в качестве своеобразного министерства пропаганды Временный комитет Государственной думы во главе с М. Однако с ликвидацией монархии объективно рушились устои старой государственной машины. Были упразднены жандармерия и полиция, высший дисциплинарный и уголовные суды, каторга, ссылка, цензура, смещена местная администрация генерал-губернаторы, губернаторы, градоначальники, земские начальники , объявлена политическая амнистия борцам с самодержавием, арестованы царские министры, создана «Чрезвычайная следственная комиссия» для расследования «противозаконных по должности» действий бывших министров и других должностных лиц. Вместе с тем правительство обошло решение Петросовета от 8 марта об аресте царской семьи и о заключении самого бывшего царя в Петропавловскую крепость. Николай II с семьей был отправлен сначала в Царское Село, а в августе 1917 г. Были созданы новые министерства: труда, продовольствия, призрения, почт и телеграфов, исповеданий. Последнее стало заниматься делами церкви после ликвидации 5 августа должности обер-прокурора Синода. Вопрос о форме государственного правления в России Временное правительство откладывало до Учредительного собрания, созыв которого формально считался главной задачей правительства. Отсюда и необычное название правительства — «временное», впредь до созыва Учредительного собрания, по аналогии с «Временным правительством» князей Трубецкого — Пожарского, которое после изгнания из Москвы польских интервентов готовило на рубеже 1612—1613 гг. Однако подготовку к выборам кадеты затягивали, т. Созданное 13 марта Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание начало работу лишь 25 мая, а закончило в начале сентября. Его председателем был кадет Ф. Кокошкин, профессор юридического факультета Московского университета, один из видных идеологов партии. Совещание состояло из представителей различных политических партий от кадетов до большевиков , Советов, общественных организаций, национальных районов. Только в середине июня правительство объявило сроки выборов и созыва собрания — сентябрь, а в августе сдвинуло их на ноябрь. Положение о выборах предусматривало пропорциональную систему выборов по партийным спискам, основанную на всеобщем избирательном праве. В августе начала работу «Всероссийская по делам выборов в Учредительное собрание комиссия» Всевыборы. В сентябре она составила списки избирателей, а в начале октября опубликовала кандидатские списки политических партий. Большего в области реформирования государственной системы управления Временное правительство сделать не успело. В социально-экономической сфере Временное правительство особое внимание уделяло продовольственному, аграрному, финансовому, национальному вопросам и работе промышленности. Продовольственная проблема, резко обострившаяся в годы войны и толкнувшая трудовой Петроград на улицу в февральские дни, дамокловым мечом висела над правительством все время его существования. Наряду с проблемами мира и земли она была главным источником социального напряжения в стране и неоднократно обсуждалась в правительстве. Чтобы взять у деревни хлеб, надо было снабдить ее промышленными товарами, повернуть промышленность «лицом к деревне». Но командование вооруженными силами, наоборот, требовало усилить милитаризацию промышленности, повернуть ее «лицом к фронту». Правительство прислушивалось к генералам. В этих условиях летом 1917 г. Чернов в отчаянии призывал устроить для деревни хотя бы «железный день»: все, «кому дороги интересы отечества», должны были в определенный день принести в указанное место гвозди, подковы, дверные скобы и т. Осенью 1917 г. Это толкнуло крестьян в лагерь леворадикальной оппозиции. В аграрной политике Временное правительство ограничилось национализацией кабинетских и удельных земель, составлявших собственность царской фамилии.

Следует отметить, что у Временного правительства не было точного представления о своих функциях. Первоначальное представление о том, что главная его роль заключается в передаче утраченной императором власти новым законным властям, которых определит Учредительное собрание, не выдержала проверки временем. В стране существовало много проблем, за решение которых приходилось браться немедленно, деля власть с Петроградским Советом, роль которого к осуществлению контрольных функций не свелась. В частности, с первых же дней Исполком Петросовета взял на себя разрешительные функции в отношении средств информации телеграфа, почты, газет. Можно прямо сказать, что Врем. В частности, по военному ведомству ныне представляется возможным отдавать лишь те распоряжения, которые не идут коренным образом вразрез с постановлениями вышеназванного Совета. Реальная власть Петросовета фактически сосредоточилась в руках его Исполкома, члены которого были назначены социалистическими партиями, представленными в Петросовете. Историк Ричард Пайпс характеризовал Петросовет как «слоистую структуру»: «сверху — выступающий от имени Совета орган, состоящий из социалистов-интеллигентов, оформленный в Исполнительный комитет, снизу — неуправляемый сельский сход» [6]. В течение первого месяца Петросовет осуществлял свою деятельность в рамках столицы, однако на проходившем на рубеже марта—апреля 1917 года Всероссийском совещании Советов в состав Исполкома Петроградского Совета было включено 16 представителей губернских Советов и фронтовых армейских частей, что расширило его полномочия на всю страну вплоть до созыва Первого Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов. Первоначально у руководства Петросовета не было намерения создавать в лице Советов альтернативную структуру власти. Эсеры и меньшевики считали Советы всего лишь способом поддержать новое правительство снизу, временными общественными организациями с целью «добровольно передать власть буржуазии», поэтому в этой области они координировали свою деятельность с Временным правительством. Так, постановив арестовать царскую семью, Исполком запросил Временное правительство, как оно отнесётся к этому аресту. Постепенно, однако, Советы становились противовесом Временному правительству. Почувствовав эту тенденцию, лидер большевиков В. Ленин ещё в «Апрельских тезисах» выдвинул идею передачи Советам всей полноты власти и лозунг «Вся власть Советам! Но большинство Петросовета — меньшевики и эсэры — расценило его как экстремистский, будучи уверенным в необходимости коалиции с буржуазией и преждевременности социализма [7]. Примером разницы в отношениях с официальными учреждениями Исполкома Петросовета и провинциальных Советов может служить введение 8-часового рабочего дня. Если в Петрограде между Петросоветом и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении восьмичасового рабочего дня было заключено опубликованное 11 марта соглашение, а проект соответствующего декрета был внесён во Временное правительство, то, например, в Москве исполком Московского Совета рабочих депутатов 17 марта принял самостоятельное решение о введении 8-часового рабочего дня на всех предприятиях города [8]. Также явочным порядком вводился 8-часовой рабочий день массово образующимися в то время фабрично-заводскими комитетами. Для координации деятельности Петросовета и Временного правительства, а также контроля за правительством из пяти членов Исполкома позднее — семи 8 марта 1917 года была создана Контактная комиссия Исполкома Петросовета, просуществовавшая до апрельского кризиса [9]. Комиссия заседала в том же здании, что и правительство, значительная часть её пожеланий удовлетворялась Временным правительством, в том числе практически по всем важным вопросам. В армии и на флоте Временное правительство опиралось на традиционное командование, Петросовет — на солдатские и матросские комитеты. В военное министерство, Ставку и главные штабы фронтов и флотов были назначены комиссары Исполкома. Приказы военного командования должны были получать одобрение Исполкома и его комиссаров. Комиссары должны были участвовать в разрешении споров в войсках и между войсками и мирным населением в боевой зоне и около неё. К маю 1917 года сформировалось до 50 тыс. Значительной революционной силой стал Центральный комитет Балтийского флота Центробалт во главе с П.

Двоевластие в 1917 году

«Двоевластием» принято именовать уникальную политическую обстановку, сложившуюся в России между Февральской и Октябрьской революциями. Двоевластие) относится к сосуществованию двух российских правительств в результате Февральской революции: Советов (рабочих советов), в частности Петроградского Совета, и Временного правительства России. Проблема двоевластия требует особого объяснения, выходящего за рамки Февральской революции, и понять этот феномен невозмож­ но без обращения к характеристикам социокультурного пространс­ тва России, политической культуры и традиций управления. Еще до отречения Государя Николая II, 27 февраля сформировались в Петрограде два органа власти — Временный Комитет Государственной Думы и Временный Исполнит.

Что такое двоевластие в истории России

Смысл и сущность двоевластия Одна из основных идей двоевластия заключается в том, что разделение власти позволяет создать систему контроля и баланса. Два центра власти, обладая независимостью и независимыми полномочиями, могут ограничивать друг друга и предотвращать злоупотребления властью, поддерживая стабильность и обеспечивая гарантии прав и свобод граждан. Существенная черта двоевластия заключается в разделении власти на законодательную и исполнительную. Законодательная власть представляет собой органы, ответственные за принятие законов и нормативных актов. Исполнительная власть отвечает за осуществление законов и реализацию государственной политики. Такое разделение помогает сбалансировать интересы и предотвращает концентрацию власти в руках одного лица или группы лиц. Двоевластие имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, оно способствует защите гражданских прав и свобод, обеспечивает равновесие и предотвращает возможный деспотизм.

Но подобная ситуация не могла продолжаться бесконечно. Установление двоевластия в России в 1917 г. Отношения между большевиками и приспешниками царя складывались самым худшим образом. Система двоевластия окончательно сформировалась после того, как с самого начала 1917 года по всей стране начали формироваться советы, состоящие из рабочих и солдатских депутатов. В марте из было уже около 600. Они пытались перетянуть на себя все функции власти, создавали свою народную милицию, регулировали продолжительность рабочего дня на предприятиях, руководили вопросами снабжения продовольствием и т. Февральская революция и свержение монархии В России того времени существовала прочная монархическая система, которой руководил Николай II. С учетом новых вызовов, массовых митингов и забастовок по всей стране, в частности в Петрограде, серьезного давления либеральной прессы и общественности, а также малой информированности царя о реальном положении дел, ситуация стремительно ухудшалась. Армия получила распоряжение силой разгонять народ, что еще больше разозлило мятежные элементы. Проблема значительно усугубилась, когда из 200000 состава Петроградского гарнизона 70000 служащих перешли на сторону протестующих. И ни одна схема или таблица, которую вы сможете найти в Сети с этими цифрами, не передаст реальное состояние дел того времени. Царский режим решил пойти на уступки: Николай II отрекся от престола, передавая право на царство своему брату, князю Михаилу Александровичу. Но тот на следующий день после отречения брата побоялся вступать в должность, либо же также участвовал в сговоре. В итоге монархия оказалась обезглавленной. Началось стремительное формирование органов советов по всей стране.

В то же время следует подчеркнуть, что Временное правительство и Советы не являлись равноценными центрами власти. Говоря о носителях двух основных тенденций в развитии революционного процесса, Временном правительстве с подчиненными ему местными органами власти и центральных советских органах с обширной сетью местных Советов , нельзя не заметить: место, роль вторых в значительной мере определялись тем, что распад царской власти опережал процесс создания демократической власти. Образовавшийся вакуум заполняли различного рода политические суррогаты, появлявшиеся на волне революционной активности низов. Советы возникали с ярко выраженной социальной окраской как рабочие, крестьянские, солдатские и т. Характерная их черта - наличие ряда родовых признаков: выступая как органы непосредственного революционного действия, самостийно вторгались во все сферы управления, легко переступая через правовые нормы; как самодеятельные общественные органы ориентировались главным образом на специфические национальные, профессиональные, социальные и прочие текущие интересы; принимая на себя ряд полномочий по решению наиболее злободневных вопросов, подменяя государственные органы, но не имея подготовленных кадров технического аппарата, средств, выступали главным образом как сила деструктивная. Советы, с точки зрения особенностей их формирования преимущественно по профессионально-социальному признаку и характера деятельности удовлетворение повседневных интересов и нужд различных социальных групп , представляли собой более высокий тип самоуправления, а не государственного управления. Созидательные способности такой самоорганизации народа вряд ли можно переоценивать. Вернувшись в Россию из эмиграции, В. Ленин разглядел в Советах их возможный потенциал как инструмент борьбы за власть. В рамках этой гипотетической модели тезис о «двоевластии», якобы установившемся после февраля, играл служебную роль. Положением о «двоевластии» хотя В. Ленин одновременно констатировал, что Советы - еще «неразвитое», «слабое, зачаточное» правительство искусственно поднималась значимость Советов, которые фактически не являлись второй самостоятельной властью, а выполняли хотя и важную, но все-таки вспомогательную роль в общей системе демократических органов власти. Соглашение, заключенное между Временным правительством и Петроградским Советом 2 марта, помогло каждой из сторон закрепить свое место в сознании широких масс населения как органов новой власти. Однако это было не равноправное партнерство и не фактический раздел власти. Сам В. Ленин констатировал, что эта «зачаточная власть», руководимая эсерами и меньшевиками, «сама и прямым соглашением с буржуазным Временным правительством и рядом фактических уступок сдала и сдает позиции буржуазии». Анализируя место, роль Советов в революционном процессе, важно обратить внимание и еще на один момент. Для В. Ленина в Советах самой важной была сторона, связанная с характером социального представительства. Он принципиально противопоставил Временное правительство, как власть буржуазно-помещичью, Советам, как власти рабоче-крестьянской. Соответственно концепция двух диктатур выстраивала сценарий не социального партнерства, а непримиримой классовой борьбы; не упрочения основ демократии в рамках существующей социальной структуры общества, а ломки того и другого в угоду интересам беднейшего населения. Положением о «двоевластии» Советам выдавался своеобразный аванс: они провоцировались на борьбу за первые роли, одновременно перегружались конфронтационным духом. Активность Советов подогревалась теоретически и исторически не доказанным тезисом о том, что советские органы власти представляют собой «высший тип демократического государства», утопическим положением о последующем отмирании государства через Советы как органы пролетарской диктатуры. Тем самым отвергался вариант возможного постепенного «вмонтирования» Советов в будущую стабильную систему демократических органов власти. Верт Н. История советского государства 1900-1991. Галили З. Лидеры меньшевиков в русской революции. Набоков В. Воспоминания о Февральской революции 1917 г. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. The author analyses new understanding of the system of power relationship after February Revolution 1917 in Russia. Сведения об авторе Коваленко Николай Алексеевич, 1949 г.

Прежние институты власти были уничтожены, а новые были не способны удерживать стабильность и порядок в государстве. Все это приводит к постоянным сменам министров и председателей во Временном Правительстве, которое постепенно теряет остатки власти. В это время Петросовет только укрепляется и уже строит планы по захвату власти в свои руки. Уже было очевидно, что никто не будет доводить дело до выборов во Всероссийское учредительное собрание. Несмотря на все именно Временное Правительство представляет России на внешнеполитическом уровне и ведет переговоры с Антантой. Петросовет издает приказ за приказом и все прочнее укрепляет свою власть и никто не может с этим ничего поделать. Попытку покончить с этим предпринимает генерал Корнилов, однако он терпит неудачу. Последствия режима двоевластия По всей стране образуются профсоюзы и заседание революционеров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий