Достигнув совершеннолетия, 18-летний сын владельца компаний ОТЭКО и «Таманьнефтегаз» Мишеля Литвака и актрисы Светланы Меткиной познакомил родителей со своей избранницей — шведской моделью Эдит.
Грузовой терминал ОТЭКО в Тамани предложили продать ГК «Дело» - СМИ
Вот это ОТЭКО! — Компромат | Мишелю Литваку «подбросили угольку» За ценовую политику «ОТЭКО» придется отвечать государству? |
«Внушение» Литваку: ОТЭКО идет на попятную | Ведь папаша ее избранника, владелец компаний ОТЭКО (перевозка нефтеналивных грузов по железной дороге), «Вижн Флот» и «Таманьнефтегаз» Мишель Литвак, для своей семьи денег не жалеет. |
Владелец ОТЭКО Мишель Литвак может возглавить Таманьнефтегаз | он женат на дочери бывшего депутата Александра Меткина. |
Руководство
Вместе с ним бизнес делал Виталий Южилин — тоже весьма успешный человек. Они занимались морскими перевозками нефти, управляя ликвидированной нынче компанией «СФАТ». Согласно результатам парламентского расследования американского конгрессмена Волкера, эту нефть выделял иракский диктатор Саддам Хусейн российским частным лицам и политикам, которых он считал влиятельными для лоббирования [10] его интересов в их странах. В 2003 году стало известно, что Южилин неформально контролирует [11] работу морского порта Санкт-Петербурга. Появился термин "южилинские лохани" - дело в том, что игнорирование [12] людьми бизнесмена экологических норм и обычных правил безопасности при перевозке токсичных грузов привело к серьезному загрязнению балтийской акватории.
Кроме того, Южилин трижды становился депутатом Госдумы, причем каждый раз от разных партий. Среди прочего ему приписывали близкую дружбу с Дмитрием Рогозиным , с которым тот пересекался через партию «Родина». Именно он якобы проспонсировал «Родину» на выборах в Госдуму в 2003 году Литвак тоже имел связи с Госдумой — он женат на дочери экс-депутата Александра Меткина. Может, тесть помогал своему зятю?
Но есть в бизнесе Литвака и еще один возможный интересант — вице-премьер Виктория Абрамченко. Она заявляла [13] журналистам, что Литвак реализует проекты "без рубля бюджетного финансирования". При этом известно, что "на строительство порта тратится [14] 40 млрд руб. На все это закрывались глаза.
Был и еще один скандальный случай.
Предприниматель, мультимиллионер, продюссер. Мишель Литвак — умопомрачительно удачливый человек. Он возвратился в Российскую Федерацию, когда ему было уже сорок лет, другими словами земную жизнь прошел до половины, и ничего у Литвака в то время не было, однако в таком возрасте почти все уже добиваются вершин в бизнесе. А он начал все с нуля и добился успеха. Точкой отсчета фуррора предпринимателя могла быть его свадьба на Светлане Меткиной, с которой Мишель Литвак познакомился на балу СМИ в 1993 г. К тому времени он уже числился безбедным предпринимателем. Не каждому удается достигнуть этого результата за два года, а у Литвака вышло. Есть подозрение, что не на пустое место приехал Литвак заниматься делом в Российскую Федерацию.
Может быть, какие-то основания у бельгийца уже были. Однако история о них сознательно не рассказывает и это очевидно непопросту. Южилин мог быть связан с знатным предпринимателем Ильей Трабером, по кличке Антиквар. Он тоже чрезвычайно неравнодушен к портам и терминалам, составляющ?? По сети гуляет текст, который быть может свидетельством связи Мишеля Литвака как с преступным миром, так и с верхними эшелонами власти в Российской Федерации. Это — запись беседы человека, на которого наехала служба безопасности «Российского мира». Представляется Арнольдом из солнцевской ОПГ. И гласит: «Володя, ты по-отличному должен отдать бумаги из «Российского мира». Считай, я от первого человека пришел.
Меня, к слову, не так давно вызывал в Кремль большой человек, просил оставить Мишеля Литвака в покое».
Одновременно он стал трейдером. Затем "Русский мир" стал продавать нефтепродукты, покупая для этого железнодорожные цистерны. В 2001 году приобрел своего конкурента — железнодорожную компанию СФАТ. К Литваку заходили корабли Именно с ее развитием сейчас связаны усилия Литвака. С 2000 года ОТЭКО занимается инвестициями в создание крупного порта на Тамани, включающего угольный и нефтяной терминалы.
Несколько лет назад Литвак рассматривал возможность купить "Сибантрацит" - как раз под новые логистические мощности. Этому помешал лишь корпоративный конфликт внутри группы, начавшийся после смерти Дмитрия Босова. Однако, только в десятых годах, с приходом в Правительство Виктории Абрамченко, государство резко "зашевелилось" и включалось в работу по созданию сухогрузного района. Здесь надо разделить: есть отдельные вложения Литвака в инфраструктуру, которая войдет в сухогрузный район. ОТЭКО - оператор морских терминалов в порту. А сам порт принадлежит государству, это стратегический объект.
Оно и занимается его развитием. По изначальной задумке, вложиться в развитие порта должны были РЖД и угольные компании. Однако впоследствии угольщики "отпали", и за последние 10 лет проект мало сдвинулся с мертвой точки. Проект сухогрузного района морского порта "Тамань". Причем здесь Абрамченко и государство? Она проявила неожиданную активность по этому вопросу.
Чиновница заявляла , что Литвак реализует проекты без рубля бюджетного финансирования.
Путешествуют влюбленные не в одиночестве. Избранница Александра прекрасно ладит с матерью и младшей сестрой возлюбленного, а потому пара предпочитает менять пейзажи с залитых солнцем побережий Италии на заснеженные склоны Куршевеля в веселой компании семейства Литваков. Молодые люди практически не расстаются, отдыхая на самых дорогих курортах мира.
Сын бельгийского миллиардера Литвака женился на модели из России
Литвак попросил Путина поручить правительству при участии ОТЭКО разработать «дорожную карту» для загрузки ТТНГ не менее 60% от пропускной способности в 2024–2030 годах. Владелец компании "ОТЭКО", Мишель Литвак, является фигурой, вызывающей интерес и различные мнения. Покупкой «Сибантрацита», принадлежащего наследникам Дмитрия Босова, заинтересовался владелец группы ОТЭКО Мишель Литвак, пишет РБК со ссылкой на два источника, близких к «Сибантрациту», и партнер этой компании.
Напряженные переговоры: ОТЭКО Мишеля Литвака и угольные компании на грани разрыва
Мишель Литвак решил возглавить Таманьнефтегаз < | На протяжении всей своей деятельности компания «ОТЭКО» Мишеля Литвака совершенствует инфраструктуру, внедряет новые стандарты качества и безопасности. |
Терминал «ОТЭКО» пошел на уступки угольщикам, но те все равно не довольны | Переговоры ОТЭКО Мишеля Литвака с угольщиками могут закончиться, едва начавшись – олигарх отказывается снижать расценки, рискуя обвалить отрасль и таким образом косвенно нанести урон национальным интересам России. |
Зачем ОТЭКО Сибантрацит?
Литвак – хороший семьянин: Александр Михайлович всегда занимал завидные должности в его структурах, а Светлана смогла сняться в нескольких неплохих фильмах. У владельца компаний ОТЭКО и «Таманьнефтегаз» есть также старший сын Александр и младший Мишель, который родился в 2019 году. Избранницей 24-летнего Александра Литвака стала 23-летняя модель Сана Лакоба. к его ОТЭКО может появиться усиленное внимание со стороны контрольно-надзорных органов.
Вот это ОТЭКО!
олигарх отказывается снижать расценки, рискуя обвалить отрасль и таким образом косвенно. Достигнув совершеннолетия, 18-летний сын владельца компаний ОТЭКО и «Таманьнефтегаз» Мишеля Литвака и актрисы Светланы Меткиной познакомил родителей со своей избранницей — шведской моделью Эдит. На протяжении всей своей деятельности компания «ОТЭКО» Мишеля Литвака совершенствует инфраструктуру, внедряет новые стандарты качества и безопасности.
ОТЭКОй вот олигарх: Мишель Литвак "душит" российских угольщиков?
Литвак Litvak активно участвует в жизни общества и стремится не только к развитию своего бизнеса, но и к улучшению жизни в регионе. Справочная информация: Michel Litvak, a Belgian businessman of Russian descent. Litvak was born in Leningrad now St. Petersburg in 1951. In recent years, he has been a citizen of Belgium.
Как рассказал изданию партнер «Сибантрацита», это письмо относится к категории так называемых comfort letter и не означает, что банк предоставит займ и сделка состоится. По его словам, Литвак обращался в банк за кредитом на покупку компании. По оценкам аналитиков АКРА дали оценку «Сибантрациту», выручка которого в прошлом году составила 125,5 миллиарда рублей, в 80 миллиардов рублей, что равняется примерно 1,1 миллиарда долларов.
Как рассказал РБК источник, знакомый с ситуцией в «Сибантраците», изначальное предложение Литвака не устроило владельцев компании, торг о цене продолжается. По словам другого источника, близкого к руководству «Сибантрацита», Литвак является только одним из претендентом на покупку компании. Возможной сделке помешал конфликт между наследниками бизнесмена.
Как писал «Ъ» 6 февраля, угольные компании отказались от перевалки через терминал из-за высоких тарифов. По данным источников «Ъ», ситуация с портом обсуждалась на совещании 28 марта у первого вице-премьера Андрея Белоусова.
На этом совещании, как рассказывают источники, Мишель Литвак заявил, что снижает тарифы на перевалку. Однако, как говорят источники среди экспортеров, даже новый уровень ставки не позволяет рентабельно вывозить уголь через Тамань. В угольных компаниях не предоставили комментариев. В пресс-службе ОТЭКО заявили, что «сделали целый ряд шагов навстречу коллегам-угольщикам с учетом сложной ситуации на экспортных рынках». Терминал выбрал более удобные «индексы привязки» для определения ставки перевалки, увеличил сроки бесплатного накопления груза, отменил ряд поправочных коэффициентов.
В частности, никаких технических мероприятий — тех же посадок леса хотя бы в пределах санитарно- защитной зоны по минимизации негативного воздействия на жилую зону не было и нет. Масла в огонь подлили и ЧП: серьезный инцидент произошел в 2012 году, когда на железнодорожных подъездных путях сошел с рельсов и загорелся состав с нефтепродуктами. В 2016 году во время погрузки нефтепродуктов в Черное море попало полтонны мазута. В 2017 году со строящегося причала в море упал автобус с рабочими.
В автобусе было 45 человек, 18 погибли. Выходит, никаких плюсов поселок Волна от соседства с огромным портовым терминалом не получил. До сих пор в населенном пункте не решены многие социальные проблемы. Мишель Литвак зарабатывает миллиарды, а поселок Волна утопает в грязи и бездорожье.
Вместо дорог — сплошные ямы и колдобины. Итак, холдинг «ОТЭКО» реализует комплексную инвестиционную программу по строительству терминальных мощностей в порту Тамань. Между тем Тамань, где строит мощности контора Мишеля Литвака, является сейсмически активным регионом. Но на все обращения местных жителей вразумительных ответов нет, приходят лишь отписки.
Результат перевалки угля — это угольная пыль на десятки километров вокруг. Однако этим проблемы не ограничиваются: ведь портовые мощности и инфраструктуру строят на землях сельскохозяйственного назначения! Мишель Литвак. Настоящие бенефициары скрыты за панамскими и кипрскими офшорами, а также анонимными реестрами владельцев.
Кто владелец этого общества — неизвестно, поскольку данные засекречены в частном реестре. А те, в свою очередь, — на Кипре. Но ставной капитал головной компании холдинга, ворочающего десятками миллиардов, составляет 100 тыс. Не менее странны показатели и у фирм, входящих в холдинг.
За 2022 г. Что касается финансов, то, с одной стороны, ГК «ОТЭКО» заявляет, что является инвестором и вкладывает в строительство портов и портовой инфраструктуры свои деньги.
Литвак и ОТЭКО: голос жителей Тамани
Таким образом, Литвак открыл для себя новое направление деятельности, связанное с перевозкой нефтепродуктов, причем сотрудничество с омским заводом продолжалось в течение последующих нескольких лет. Далее «Русский мир» стал участником весьма прибыльного российско-казахстанског о проекта по поставке нефти с Тенгизского месторождения, реализация которого продлилась до 2001 года, когда Литвак за 14 млн долларов выкупил своего бывшего конкурента — совместное предприятие «Сов-Фин-Ам-Транс» СФАТ. Фактически с этого и началось создание «Объединенной транспортно-экспедиторской компании», сегодня известной как «ОТЭКО». Как мы можем убедиться, финансы у «российского бельгийца» имелись, вот только это не помешало «Русскому миру», официально находившемуся в собственности голландской фирмы «Malmros Continental Property B. V» оказаться в центре громкого скандала , связанного с неуплатой налогов и выводом денежных средств за границу. В отношении Литвака даже возбуждалось уголовное дело , но оно было закрыто из-за отсутствия улик. Здесь стоит сказать несколько слов о семействе бизнесмена. На первый взгляд выглядит прямо-таки началом истории современной Золушки. Но ведь «никому не известные студентки» на бал в Кремлевский дворец случайно с улицы не заходят. Дело в том, что отец Светланы Александр Меткин — известный журналист-международник, в 1990-х работавший в аппарате федерального правительства, в 2000-х занимавшийся бизнесом, в 2003-2005 гг.
Кстати, родившийся в Москве Меткин тесно связан с Кубанью: он занимал пост гендиректора компании «Таманьнефтегаз», был депутатом совета Темрюкского района и в Госдуму выдвигался также по Краснодарскому краю. В общем, женитьба Мишеля Литвака на Светлане Меткиной оказалась взаимовыгодным проектом для всех. Благодаря супругу выпускница Щукинского училища даже отправилась покорять Голливуд, где снялась в нескольких фильмах, вот только как пишут СМИ, муж-продюсер, в 2004 году создавший собственную кинокомпанию «Bold Films», банально покупает роли жене-актрисе. Еще один бывший парламентарий, с которым связывали Литвака и даже называли его деловым партнером — это бизнесмен Виталий Южилин, в 1999 году прошедший в Госдуму по списку КПРФ, в 2003-м ставший депутатом от блока «Родина», а в 2007-м — уже от «Единой России». В сети можно найти информацию о том, что еще в конце 90-х Южилин и Литвак контролировали вышеупомянутую компанию «СФАТ». Кроме того, о бывшем соратнике Дмитрия Рогозина и компаньоне Литвака писали как о человеке, связанном с «авторитетным бизнесменом» Ильей Трабером, известным в определенных кругах как «Антиквар». Дело в том, что в 1998 году Южилин стал совладельцем и вошел в совет директоров ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», основным акционером которого был офшор«Nasdor Incorporated», подконтрольный самому Южилину и «Антиквару»-Траберу. Связан ли был с российским криминалом сам Литвак? В сети можно ознакомиться с фрагментом рассказа человека, в свое время имевшего отношение к компании «Русский мир».
Однако из него следует вывод о знакомствах бельгийца не столько с «авторитетами», сколько с высокопоставленными политиками. Процитируем: «Совсем недавно к Володе Овчаренко подошел человек по имени Арнольд из криминальной группировки «Солнцево». Он сказал: «Володя, ты должен добровольно передать документы из «Русского Мира».
Причина — высокие тарифы на перевалку угля через таманский терминал Литвака, которые заставляют работать их если не в минус, то в ноль. Собственно, нынешняя ситуация является бойкотом ОТЭКО, представителям которого, похоже, глубоко наплевать на то, какие проблемы испытывает отрасль. Олигарх Литвак уже пострадал — объемы перевалки угля за месяц сократились практически вдвое. Угольщики переживают одни из самых тяжелых времен в пост-советской истории России.
Санкции серьезно подкосили этот бизнес — потоки угля пришлось переориентировать на менее маржинальные рынки Востока, Китая и Юго-Восточной Азии. Вдобавок к этому вмешались другие, конъюнктурные факторы — мировые цены на уголь энергетических марок рухнули. А тут Правительство сначала отменило экспортные пошлины на уголь, чтобы поддержать отрасль, а уже менее, чем через два месяца, 1 марта 2024 года, вернуло их вновь. И здесь может крыться работа лоббистского ресурса того же Литвака. Но он то расценки снижать после этого не стал! Это означает, что реально заработать угольщикам можно только на Дальнем Востоке. Однако, транспортных мощностей БАМа просто не хватает для транзита всех необходимых грузов.
Поэтому Правительство РФ стимулирует перевалку угля через западные коридоры. Кабмин, опять же, играет на стороне Литвака? При этом большие убытки и проблемы терпят угольщики Кузбасса, ранее об этой ситуации подробно писал The Moscow Post. В портах Балтики — слишком широкое логистическое плечо. А вот таманский порт ОТЭКО, по информации инсайдеров, забирал за свои услуги около половины стоимости угля в привязке к мировым ценам.
Возможной сделке помешал конфликт между наследниками бизнесмена. Это оспорили мать и четверо сыновей Босова от двух первых браков. Она планирует оспорить решение суда. Как рассказал источник издания, конфликт между наследниками не дает ничего сделать с «Сибантрацитом». По его словам, в такой ситуации не может идти речи о продаже компании.
Любви, счастья, взаимопонимания и долгих лет совместной жизни», — подписала актриса кадр с молодоженами. Жених был одет в классический черный костюм, белую рубашку и бордовый галстук. Отметим, что предложение руки и сердца Сане Лакобе Александр Литвак сделал в декабре 2019 года.
Грузовой терминал ОТЭКО в Тамани предложили продать ГК «Дело» - СМИ
Если это правда - вряд ли Шишкарев и Бокарев рассказывали сказки - это должно было получить согласование на уровне Кабмина. И несложно понять, почему. Из-за дикого роста цен господин Литвак рискует обрушить едва ли не половину российской угольной отрасли. Это уже не бизнес-проблема - это проблема государственного масштаба, ведь получается, что Литвак, по сути, наживается на угольной отрасли, оказавшейся в тяжелых условиях.
Несколько месяцев назад угольные компании страны объявили бойкот холдингу ОТЭКО Мишеля Литвака, который не стеснялся задирать цены на перевалку через свой таманский терминал в условиях падения мировых цен на уголь и роста логистических издержек. Масла в огонь подлил и кабмин - 1 марта он вновь ввел экспортные пошлины на уголь, отмененные лишь несколько месяцев назад, чтобы поддержать отрасль. И как здесь не попытаться усмотреть лоббистские усилия самого Литвака и других стивидорных магнатов?
Это означает, что реально заработать угольщикам можно только на Дальнем Востоке. Однако, транспортных мощностей БАМа просто не хватает для транзита всех необходимых грузов. И они буквально вынуждены переваливать через Тамань.
А там уже Литвак снимает сливки. Пока Литваку не пригрозили забрать бизнес — он не образумился? При этом все попытки самих угольщиков договориться с Литваком провалились.
Вместо снижения цен он предложил отраслевикам экономить на фрахте судов типа Capesize дедвейтом до 220 тыс.
Местные жители доверяли новейшим технологиям, которые собиралась использовать ОТЭКО при оснащении заводов, однако переживали за сейсмоактивность, которой славится Тамань. Они записывали петиции и обращались к Владимиру Путину , вспоминая предыдущий положительный опыт: в 2012 году они добились остановки строительства завода по производству метанола. Нынешний комплекс должен был стать самым большим в мире. Если в сегодняшнем рекордсмене Тринидаде производится 5 400 тонн ядовитой жидкости, то в Тамани собирались производить 15 тысяч. Уже тогда министерство отмечало, что строительство на спорных территориях не ведется из-за отсутствия бюджетных и частных средств. Получается, компанию Литвака в этом проекте Тамани ждут уже не первый год? Почему на лакомый кусок "не находится" другой инвестор? До этого Минэнерго также переживало за судьбу компании, заявив о намерении попросить господдержку для терминала ОТЭКО в размере 10 млрд рублей в год.
Дело в том, что Индия планирует скупать почти весь российский коксующийся уголь и антрацит, поставляемые на экспорт - разговор идет об объемах до 40 млн тонн сырья в год стоимость порядка 4,5 млрд долларов. Для того, чтобы обеспечить крупному покупателю а сейчас на экспорт РФ всего предлагает 46 млн тонн выгодную цену, необходимо снизить затраты на перевалку угля. Кто же в правительстве лоббирует интересы корпорации? С 2004 года основанная им компания "Русский мир" стала крупнейшим частным перевозчиком нефтеналивных грузов по железной дороге во всей стране. Вместе с ним бизнес делал Виталий Южилин — тоже весьма успешный человек. Они занимались морскими перевозками нефти, управляя ликвидированной нынче компанией "СФАТ".
В начале марта он стал депутатом Госдумы от Краснодарского края. В результате мощность составит 5,5 млн. СУГ и светлых нефтепродуктов. Вместе с тем, готовится строительство терминалов для перевалки угля и других навалочных грузов. Представитель ОТЭКО сообщил, что Литвак принял решение лично возглавить компанию, поскольку в Тамани развивается главный проект всей группы.
На ТПК можно перегружать на морские корабли дедвейтом до 160 тыс. Для их хранения перед отправкой используется резервуарный парк общим объемом 850 тыс. ТТНГ должен обеспечить перевалку на суда 50 млн тонн угля, 5 млн тонн серы и 5 млн тонн минеральных удобрений в год, открыв тем самым новые маршруты для их транспортировки в Европу, Африку, Азию и Америку. Порядка 2 млрд долларов на его строительство предоставил ВТБ. Еще по теме Покупкой «Сибантрацита» интересуется группа миллионера Мишеля Литвака Сроки ввода в эксплуатацию ТТНГ неоднократно сдвигались: его рассчитывали открыть то в 2015, то в 2018 году. Заработал же он в марте 2019 года, когда из него ушло первое судно, наполненное углем: его поставил как раз «Сибантрацит». Подоплекой строительства терминала могла стать необходимость развития экспорта угля из Кемеровской области — возможности его перевалки в портах Дальнего Востока ограничены. Поэтому создание на юге, точнее в Тамани, новых экспортных мощностей оказалось довольно очевидным решением.
Сын бельгийского миллиардера Литвака женился на модели из России
Petersburg in 1951. In recent years, he has been a citizen of Belgium. He is the owner and head of the OTEKO logistics company, which is a large private investor in port infrastructure in southern Russia. Мишель Литвак, бельгийский бизнесмен русского происхождения. Литвак родился в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1951 году.
Владельцем группы является Мишель Литвак. В 2023 году перевалка угля через терминал составляла 25,5 млн тонн. Как писал «Ъ» 6 февраля, угольные компании отказались от перевалки через терминал из-за высоких тарифов.
По данным источников «Ъ», ситуация с портом обсуждалась на совещании 28 марта у первого вице-премьера Андрея Белоусова. На этом совещании, как рассказывают источники, Мишель Литвак заявил, что снижает тарифы на перевалку. Однако, как говорят источники среди экспортеров, даже новый уровень ставки не позволяет рентабельно вывозить уголь через Тамань. В угольных компаниях не предоставили комментариев.
Всё это привело к неприятным последствиям. К примеру, в Хакасии угледобывающие предприятия региона отправляют горняков в вынужденный отпуск из-за снижения объемов производства. Глава Верховного совета республики Сергей Сокол сказал так: «Из-за проблем с квотами на вывоз и железнодорожными тарифами практически все разрезы работают вполовину от своих возможностей, коллективы отправлены в вынужденный отпуск». По теме Сергей Шойгу отстранил Тимура Иванова от должности заместителя министра обороны Стало известно, что Тимур Иванов, который был арестован по обвинению в получении взятки в особо крупном размере, отстранен от должности замминистра обороны РФ. Он занимал соответствующий пост с 2016 года.
Сергей Сокол добавил также: «На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на Запад убытки составляют от 400 до 1,5 тысяч рублей. С учётом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию в том числе по Северному морскому пути в конечной стоимости угля две трети составляют транспортные расходы». А вот с транспортировкой не всё в порядке, вплоть до конфликтов. Таманский бойкот? Уголь они туда для отгрузки на экспорт принципиально не доставляют, направляют все объёмы на Восточный полигон. А всё до банальности просто. Просто владельцы крупных компаний умеют считать деньги. При этом, как ни странно, председатель совета директоров ОТЭКО Мишель Литвак в конце 2023 года жаловался лично президенту на недогрузку принадлежащего его компании терминала.
Как прокомментировал эту выходящую за рамки логики ситуацию главный редактор аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика ИНФО» Борис Марцинкевич: «Если хочешь, чтобы твои услуги были востребованы, будь добр сделать так, чтобы потенциальному заказчику было выгодно. Если делаешь противоположный ход — то нет заказчика, нет и работы. Переговоры, уверен, будут, но вместе с тем очень хотелось бы, чтобы в Минтрансе задумались: выгодна ли государству частная собственность на портовых мощностях? Сам ли это понял господин Литвак, или подсказал кто, но 12 апреля этого года тариф на ОТЭКО был снижен до 19 долларов за тонну. Но и этого недостаточно, если сравнить с цифрами, которые мы привели выше. Терминал по-прежнему простаивает. Разрешить проблему попытались «смежники» не без личного интереса, видимо.
Деловым партнером Литвака называли депутата Госдумы Виталия Южилина — бывшего соратника Дмитрия Рогозина и компаньона «авторитетного бизнесмена» Ильи Трабера «Антиквара». В 2013-2017 гг. Александр Меткин также имел статус депутата Госдумы. Кроме того, он тесно связан с Краснодарским краем, где руководил предприятием «Таманьнефтегаз», а также занимал пост заместителя гендиректора «ОТЭКО». Обе структуры аффилированы с офшорами, а «ОТЭКО» к тому же еще недавно декларировала миллиардные убытки. На офшоры завязан практически весь бизнес Литвака, что, в прочем не мешает ему получать кредитные средства, часть которых может выводиться на зарубежные счета. При этом стоимость оказываемых «ОТЭКО» услуг по перевалке угля практически двое превышает цены других участников рынка, а для ее снижения государство предлагает ежегодно выплачивать компании Литвака многомиллиардные субсидии. Группа «ОТЭКО», позиционирующая себя «крупнейшим частным инвестором в портово-промышленную инфраструктуру Юга России», закрепилась в порту Тамань еще в начале 2000-х. А в мае 2020-го краснодарский губернатор Вениамин Кондратьев сообщил о готовности руководства группы направить 2,4 млрд рублей на реконструкцию таманской нефтебазы, являющейся частью южного экспортно-импортного хаба. Само собой как региональные, так и федеральные чиновники не оставляют «ОТЭКО» без внимания и поддержки. Например, в рамках вышеупомянутого проекта реконструкции нефтебазы, власти Кубани выделили компании без проведения торгов четыре земельных участка общей площадью 1,3 гектара. В свою очередь, в Минэнерго РФ выступили с инициативой предоставления «ОТЭКО» ежегодной госсубсидии в размере 10 млрд рублей с целью стимулирования снижения стоимости перевалки угля. Кстати, возведение терминала в порту Тамани так называемый инвестор осуществляет вовсе не за собственный счет: с этой целью в 2018 году банк ВТБ открыл кредитную линию в размере 2 млрд рублей, причем портал РБК писал о планах банка и в дальнейшем выделять финансирование для развития проекта. Вот только параллельно в пресс-службе Кремля заявляли о том, что строительство осуществляется исключительно «за счет компании без привлечения средств федерального и регионального бюджетов». О кредитовании государственным ВТБ предусмотрительно предпочли промолчать. При этом как раз в 2018-м финансовые показатели АО «ОТЭКО» выглядели далеко не лучшим образом: при выручке в 2,2 млрд рублей предприятие задекларировало колоссальные убытки в размере 9,8 миллиарда. Все последующие годы компания продолжала пребывать «в минусе», правда, не в столь «глубоком». Справедливости ради заметим, что в прошлом году предприятию все же удалось начать работать «в плюс», при выручке почти в 6 миллиардов получив прибыль в 292,9 миллиона. Впрочем, не все инициативы компании реализуются гладко. Так, летом 2021 года жители Тамани выступили против строительства компанией на черноморском побережье, вблизи Керченского пролива, комплекса из восьми химических заводов по производству аммиака, карбамида и метанола суммарной ежегодной мощностью 9 млн тонн. Настроенные против реализации проекта граждане направили на имя президента обращение с призывом «остановить безумие», а соответствующая петиция за короткое время набрала свыше 125 тыс. В прошлом году позицию жителей подтвердили результаты экологической экспертизы , проведенной на базе благотворительного фонда «Центр охраны дикой природы».
Литвак и ОТЭКО: голос жителей Тамани
олигарх отказывается снижать расценки, рискуя обвалить отрасль и таким образом косвенно. ГК «Дело» сделала предложение председателю совета директоров ОТЭКО Мишелю Литваку о взятии терминала в Тамани в управление и рассматривает возможность покупки терминала. Покупкой «Сибантрацита», принадлежащего наследникам Дмитрия Босова, заинтересовался владелец группы ОТЭКО Мишель Литвак, пишет РБК со ссылкой на два источника, близких к «Сибантрациту», и партнер этой компании.