Transcaucasian Socialist Federative Soviet Republic. Закавка́зская Социалисти́ческая Федерати́вная Сове́тская Респу́блика (Закавказская Федерация, ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская федерация) — федеративное объединение, существовавшее в форме федерации трех республик: Азербайджана, Армении и Грузиис 12 марта 1922 года по 5 декабря 1936 года.
Трансформации во благо: история Конституции Абхазии
5000000 рублей 1923 г. Закавказье ЗСФСР, с водяным знаком (116) | К 1922 году на огромной территории бывшей Российской империи образовалось несколько независимых советских республик — кроме РСФСР это Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР (Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. |
Мраморная ЗСФСР и город Батум — Армянский музей Москвы и культуры наций | Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика была создана по решению Кавказского бюро РКП(б), принятому в ноябре 1921 года по инициативе В. И. Ленина. |
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика - YouTube | н) проведение на территории Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики установленной Союзной властью Союза ССР системы мер и весов; [79]. |
Банкноты Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) | Герб Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. |
Как до 1922 года жили страны, ставшие республиками СССР | Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (официальная аббревиатура РСФСР, иногда также употреблялось сокращение Российская СФСР) — союзная республика в составе СССР (1922—1991). |
«Армения не может жить без Азербайджана и Грузии»: как создавалась Закавказская республика
Второй причиной было то, что по мнению многих в Москве было "слишком жирно" придавать отдельным регионам Закавказья статус союзных республик. Сталин в то время отстаивал и не отстоял план включения Грузии, Армении и Азербайджана а также Нахичевани, Карабаха, Аджарии и Абхазии в состав Советской России на правах автономий. Первым первым секретарем местной партогранизации стал Серго Ордженикидзе по иронии - он занимал ту же позицию, что и Сталин, то есть был противником создания ЗСФСР и обвинялся Лениным в "великороссийском шовинизме".
Но имели значение и аналоги. Самый очевидный из них — Соединенные Штаты Америки. Сравнивали новую страну и с Великобританией. Но не будем забывать и о Российской империи, которую тоже трудно было назвать абсолютно унитарным государством. Достаточно вспомнить титул самодержца — он и царь Казанский, и царь Астраханский, и царь Польский, и царь Сибирский, и царь Херсонеса Таврического, и царь Грузинский. И Финляндия, например, даже на Олимпийских играл и чемпионатах мира по фигурному катанию, борьбе и конькобежному спорту выступала под своим флагом, отдельно от Российской империи.
Особое положение в империи сохраняли Хивинское ханство и Бухарский эмират — вассалы Петербурга с широкой автономией. Статусную разнородность частей большого государства СССР во многом унаследовал именно от империи, которую после февраля 1917 года официально принято было считать «тюрьмой народов». Но — на основе национального самоопределения. На верхнем уровне — союзные республики, которых изначально было четыре, к 1940 году стало 16, а в 1956, когда Карело-Финская ССР стала автономией в составе Российской Федерации, осталось 15. Вторая ступень — автономные республики, среди которых выделялись такие крупные и многонаселенные, как Татарская ССР. Третий уровень, означавший еще меньше самостоятельности, — это автономные области и автономные округа. Они входили в составы краев, которые формировались не на национальной основе. В то же время все народы страны имели равные права, это считалось непреложным принципом.
Возможно, потому, что, несмотря на внешнюю лоскутную разнородность, внутренне страна оставалась спаянной. Единая армия, внешняя политика, спецслужбы, правящая партия, которая курировала все вопросы «от Москвы до самых до окраин», — всё это напоминало скорее унитарное государство. Объединяло и решение общих производственных задач. На «стройках века», как правило, трудились представители всех республик. Важную роль в консолидации СССР сыграл и русский язык, ставший благодаря развитой системе образования «средством культурного взаимообогащения всех народов» страны. Москва поддерживала национальные языки коренных народов СССР. Создавались алфавиты, лингвистические школы, изучался фольклор. Издание книг и прессы на различных «коренных» языках тоже считалось задачей многонационального советского государства.
Из Азербайджана, Армении и Грузии образована «социалистическая федерация» При крахе Российской империи национальные элиты основных народов Закавказья провозгласили образование трех республик. В Тифлисе и Эривани считали, что продолжают древние традиции грузинской и армянской государственности и пытались добиться гарантий своей независимости у держав Запада. Правительство Азербайджана, которого прежде не было на карте, уповало на поддержку родственных турок. Из Москвы процессом руководит нарком по делам национальностей Сталин. Оба деятеля — грузины, которые до революции вели подпольную работу у себя на родине, а также в Баку — главном индустриальном центре региона, где большевики были особенно сильны. Азербайджан и пал первым. Желанная для обеих стран общая граница должна оставить все Закавказье Москве, и заступаться за собратьев-азербайджанцев турки не намерены.
Однако англичане не смогли эффективно разрешить многочисленные территориальные споры между тремя закавказскими республиками, а также сбить волну насилия, захлестнувшую регион. После поражений белых армий Деникина и Колчака зимой 1919—1920 годов англичане лишились сильных союзников и начали поддерживать закавказские республики, но было уже слишком поздно. В 1920—1921 годах в Азербайджане, Армении и Грузии силы 11-й Красной армии установили советскую власть. Зачем Советам окраины? Ответ на этот вопрос был дан в статье Сталина «Политика Советской власти по национальному вопросу в России», опубликованной в «Правде» 10 октября 1920 года. Сталин как главный советский специалист по национальному вопросу в стиле катехизиса отмечал: «Центральная Россия не может долго держаться без помощи окраин, изобилующих сырьем, топливом, продуктами продовольствия. Окраины России, в свою очередь, обречены на неминуемую империалистическую кабалу без политической, военной и организационной помощи более развитой центральной России». Главным экономическим ресурсом Закавказья являлась бакинская нефть, которую можно было сравнительно легко транспортировать по железным дорогам и далее через черноморские и каспийские порты. Именно транспортная инфраструктура и торговые цепочки были объединены в первую очередь.
О создании ЗСФСР
Первоначально в Союз вошли РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская Федерация, оформившаяся в ЗСФСР (в тот период расшифровывалась как Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика). Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика — федерация Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, существовавшая в 1922—1936 годах, одна из. Transcaucasian Socialist Federative Soviet Republic.
Трансформации во благо: история Конституции Абхазии
Недавно искали.
В Грузии расположено знаменитое Чиатурское месторождение марганца, имеющее мировое значение. Перед войной Чиатурский марганец занимал на мировом рынке первое место по добыче и вывозу руды. С 1925 г. Марганцевые месторождения известны также в районе станции Аджаметы — сел. Чхеери — и в Горийском уезде. Месторождения железных руд в Закавказье незначительны и имеют лишь местное значение. Наиболее известны Чатахское — вблизи Тифлиса и Дашкесанское — недалеко от Ганджи.
Мало исследованные незначительные запасы свинца и цинка, а также и серного колчедана практического значения не имеют. Из других минеральных богатств укажем наиболее существенные: глауберова соль, поваренная соль, барит, алюминий, хромистый железняк, мышьяк и сурьма, самородная сера, кобальтовые руды, никель, литографский камень. Исключительное место здесь принадлежит нефти. Запасы ее исчисляются приблизительно в 1,5 млрд. Нефть встречается также и в других районах Азербайджана, а также в Грузии — в Кахетии и в Гурии, но эти месторождения пока еще недостаточно исследованы. Залежи ископаемого угля сосредоточены в двух более крупных месторождениях: Ткварчельском и Тквибульском и в гораздо менее значительном — Гелатском, но общие их запасы не превышают 0. Запасы Ткварчельских копей, доступные для разработки, исчисляются а 150 млн. В настоящее время в эксплуатации находятся лишь Тквибульские месторождения; что же касается Тквлрчельского, то в силу неблагоприятных топографических условий оно пока не эксплуатируется.
Другие горючие материалы, как сланец и торф, вследствие незначительности их запасов и плохого качества практического значения не имеют. Но подсчетам проф.
Средством для решения этих проблем Иосиф Сталин видел автономизацию.
А вот Ленин изложил свои аргументы в письме под названием "К вопросу о национальностях или об "автономизации". В нем Владимир Ильич раскритиковал действия Орджоникидзе и потребовал его наказать, несколько завуалированно обвинил Сталина в русском шовинизме и раскритиковал работу Дзержинского как главы комиссии по "Грузинскому делу". Также он провел дифференциацию видов национализма и написал следующее: "Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетённой, национализм большой нации и национализм нации маленькой.
По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений". Ленин призвал защищать национальные языки республик и оставить на местах большинство наркоматов. Можно также предположить, что кроме этих аргументов Владимир Ильич ожидал мировой революции, а в статье "О лозунге Соединенных Штатов Европы" он писал: "Соединенные Штаты мира а не Европы являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом, — пока полная победа коммунизма не приведёт к окончательному исчезновению всякого, в том числе и демократического, государства".
Для многих это была «крупнейшая геополитическая катастрофа XX века», однако, есть и те, для кого это событие стало «крушением тюрьмы народов». Ленин выступал за ликвидацию государства как такового, а значит, видел в самом государственном устройстве лишь временное явление. И в этом контексте для него было не столь важно, унитарное ли территориальное устройство или федеративное.
Кроме того, если ориентироваться на мировую революцию как на глобальный проект, то понятно, что федерация — более удобное устройство государства, так как в нее легче включать новые субъекты. Его точка зрения одержала победу. Разумеется, глядя на ситуацию почти 100 лет спустя, мы можем прийти к выводу, что Сталин, говоря о том, что нужно выбирать между полной независимостью для республик и автономией, был прав.
Через 69 лет СССР прекратил свое существование. Как только ослабла власть центра, республики воспользовались правом на выход из Союза, и во главе многих из них как раз встали бывшие коммунисты. Надежды на мировую революцию оказались утопией.
Абхазия была автономной республикой в составе Грузинской ССР, но, когда Грузия добилась независимости и к власти пришел радикальный националистический режим Звиада Гамсахурдиа, Абхазия начала жаловаться на то, что Тбилиси посягает на ее автономию и требовала равного с Грузией статуса в рамках свободной конфедерации. Грузинская сторона отвергла эти требования, опасаясь, что они будут лишь первым шагом к независимости, отсоединению Абхазии, и в августе 1992 года грузинские войска и военизированные формирования вошли в Абхазию. Абхазы при содействии национальных движений Северного Кавказа оказали ожесточенное сопротивление. К концу 1993 года большая часть грузинского населения Абхазии была вынуждена бежать. По некоторым данным, число беженцев превышает 200. Российские войска под эгидой Миротворческих сил СНГ, образованных в начале 1994 года, патрулируют линию прекращения огня. Надо отметить, что проблемы Закавказья на этом не заканчиваются: на повестке дня все более накаляющиеся отношения между Тбилиси и армяно- и азербайджанонаселенными районами Грузии - Джавахети и Квемо Картли, где армяне и азербайджанцы в начале 1990-х годов поднимали вопрос о своем выходе из состава из страны и присоединении к соседним республикам. Иначе говоря, в Джавахети и Квемо Картли можно проследить "предконфликтную ситуацию", которая, при наличии определенных обстоятельств, может перерасти в открытое столкновение с целью сепаратизма или ирредентизма, как произошло в случаях с абхазским, юго-осетинским, а также нагорно-карабахским конфликтами.
Заключение Надо отметить, что территориальные конфликты характерны не только для Закавказья. Национальные меньшинства, компактно населяющие приграничные регионы, везде представляют собой "фактор риска". Существует два основных вида таких противостояний: сепаратизм и ирредентизм. Американский профессор Дональд Горовиц дефинирует сепаратизм как "выход группы и занимаемой ею территории из-под юрисдикции государства, составной частью которого она является. Ирредентизм же есть объединение этнически родственного населения и его приграничной территории с родственным государством, которое готово их присоединить. За выходом из-под юрисдикции путем сепаратизма следует создание нового государства, а результатом ирредентизма является присоединение, аннексия определенной территории тем государством, которое выражает готовность присоединить ту или иную группу, но это не есть простая аннексия: в основе такой аннексии лежит этническое родство". Молодые республики - Азербайджан, Армения и Грузия, во второй раз вставшие на путь независимости, во второй раз сталкиваются с проблемой пограничных, межэтнических конфликтов, в которых, в определенном соотношении, присутствуют обе составляющие: Армения откровенно не против присоединения к ней провозгласившего независимость Нагорного Карабаха, а Москва с молчаливым одобрением прислушивается к доносящимся из также декларирующих свою независимость Абхазии и Южной Осетии просьбам войти в состав РФ. А сложность закавказских конфликтов, как уже было сказано выше, усугубляется еще и тем, что перед их началом пограничные, оспариваемые территории не были моноэтничными, что позволяло конфликтующим сторонам делать утверждения об автохтонности собственных наций и спекулировать понятием "исторической справедливости" в решении фактически территориального вопроса.
В результате погромов и военных действий произошло этническое размежевание, однако в данном контексте это вовсе не упростило, а наоборот, еще более усугубило ситуацию - к "справедливости" исторической добавилась "справедливость" по отношению к беженцам и насильственно перемещенным лицам. Будет ли сделана третья попытка? Некоторые политологи полагают, что на самом деле в Закавказье идут закономерные процессы. Конечно, можно с этим согласиться, но в XXI веке действуют несколько иные механизмы сдерживания, нежели в XVI, и сегодня схема дикого строительства государств "агрессия-война-победа-новые госграницы" не срабатывает. И те межгосударственные конфликты, которые не решаются за столом переговоров, грозят затянутся на долгие десятилетия, как сохраняющийся почти 30 лет в состоянии "ни войны, ни мира" кипрский или длящийся уже более 60 лет и перемежающийся перманентными вспышками насилия арабо-израильский конфликты. На сегодняшний день конфликты в Закавказье, в части военных действий, "заморожены" вот уже 12 лет, однако за время фактического прекращения огня решение этих проблем не сдвинулось с точки "замерзания". Все предлагавшиеся до сих пор варианты урегулирования отвергались то одной, то другой, а то и обеими конфликтующими сторонами одновременно - территориальные претензии обосновывались взаимоисключающими аргументами. Не останавливаясь на общеизвестных предложениях урегулирования грузино-осетинского, грузино-абхазского и армяно-азербайджанского конфликтов, не приведших за эти 12 лет ни к каким результатам, хотелось бы взглянуть на сложившуюся ситуацию с несколько иной точки зрения - с точки зрения предметов конфликта, а именно принадлежности территорий и их администрирования, ибо в конечном итоге все упирается в это.
Сделанный в первых главах статьи краткий обзор новейшей истории конфликтов Закавказья показывает, что в условиях отсутствия межгосударственных границ возникавшие межнациональные конфликты носили локальный, кратковременный и несущественный характер. Более того, они не становились непосильным бременем для поколений, превращая их в жертвы ненависти своих предков: народы, как минимум, 200 лет жили бок о бок, не разделенные ни границами, ни международными миротворческими силами. За этот период лишь один раз конфликт перешел в стадию войны в 1918-1920-х годах , да и то был быстро погашен советизацией Закавказья, то есть упразднением межгосударственных границ и установлением сильной наднациональной власти. И хотя политические элиты советских республик продолжали подковерную борьбу, все это не находило особого отражения в обществах - люди вместе жили, творили, созидали, заключали смешанные браки. На самом деле сегодняшняя ситуация в регионе мало чем отличается от ситуации 1918-1920-х годов. Разве что приостановлены военные действия. Те же госграницы, то же столкновение геополитических интересов сверхдержав и разделительные линии, та же межнациональная вражда. Только продлилось все это не два года, как в начале XX века, а тянется долгие 12 лет и без видимых перспектив завершения на ближайшее будущее.
Все предложения посредников основываются на существовании в Закавказье минимум трех независимых республик и не рассматривают возможности их объединения. Не рассматривается также возможность возникновения внешней по отношению к региону силы, которая, установив в Закавказье свое правление, может принудить всех находящихся в ее подданстве жить в мире. Такой, какой исторически была Россия. Между тем, идея формирования Закавказской или, как принято сейчас говорить, Южнокавказской федерации или конфедерации продолжает витать в воздухе и даже обретать некие зримые очертания.
О создании ЗСФСР.
13/XII 1922 г. Съезд Советов Закавказья в Баку пересмотрел конституцию Союзного Совета, в результате чего была организована Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика во главе с ЦИК и СНК 3СФСР. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Денежный знак 75 000 000 рублей 1924 г. В этих целях полномочные представители всех республик Закавказья, собравшись на I закавказский съезд советов, постановили образовать Закавказскую социалистическую федеративную советскую республику (ЗСФСР)». Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика была создана по решению Кавказского бюро РКП(б), принятому в ноябре 1921 года по инициативе В. И. Ленина. Социалистическая Федеративная Советская Республика. Закавказская Федерация — Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика азерб. Zaqafqasja sosjalist federativ şuralar Çymhurijjəti груз. ამიერკავკასიის საბჭოთა ფედერაციული სოციალისტური რესპუბლიკა арм.Հայաստանի Խորհրդային Սոցիալիստական.
Создание СССР: как Ленин заложил атомную бомбу
Zakavkazskaya socialisticheskaya federativnaya sovetskaya respublika | 12 марта 1922 года три советские республики на Кавказе — Армянская ССР, Азербайджанская ССР и Грузинская ССР, — образованные во время Гражданской войны на территории бывшей Российской империи, объединились в Закавказскую Социалистическую Федеративную. |
Сегодня день рождения несуществующего уже Советского Союза | Образование СССР увенчало развитие отношений независимых советских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской социалистической революции. |
СССР 1917-1922: egor_23 — LiveJournal | 12 марта 1922 года закавказские республики свели, наконец, в одну федерацию и появилась Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. |
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика | Проект «Исторические Материалы» | Ликвидация Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Известно, что вопрос об упразднении ЗСФСР был поставлен на июньском (1936 г.) Пленуме ЦКВКП(б) при обсуждение проекта новой конституции Союза. |
Как до 1922 года жили страны, ставшие республиками СССР | Закавказье Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская СФСР или ЗСФСР), также известная как Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика, была республикой Советского Союза, существовавшего с 1922 по 1936 год. |
Банкноты Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР)
Закавказская Советская Федеративная Социалистическая республика была образована 12 марта 1922 года на конференции представителей ЦИК Грузинской, Армянской и Азербайжданской ССР. С 13.12.1922 Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР). Закавказье Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская СФСР или ЗСФСР), также известная как Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика, была республикой Советского Союза, существовавшего с 1922 по 1936 год. Закавка́зская Социалисти́ческая Федерати́вная Сове́тская Респу́блика (Закавказская Федерация, ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических.
1917 год: Развал России и большевики - 2
Упраздненная Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР), включавшая в себя Грузию, Абхазию, Армению и Азербайджан. Против объединения и создания Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики выступили грузинские национал-уклонисты. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика была создана по решению Кавказского бюро РКП(б), принятому в ноябре 1921 года по инициативе В. И. Ленина.