Новости праздник навруз история

В Год национальных культур и традиций — Навруз в Татарстане отмечался по особенному тепло. История праздника в прошлом и его продолжение в настоящем в репортаже журналиста ТНВ Диляры Юсуповой. Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы. Навруз символизирует наступление нового года по солнечному календарю. История праздника восходит к одной из древнейших религий мира – зороастризму, Навруз упоминается в священной книге зороастрийцев – Авесте. Истоки праздника Навруз уходят своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества, когда у земледельцев только начал зарождаться культ Солнца.

“Праздник Навруз”

Праздник Новруза в Азербайджане отмечается очень весело и богато, ведь согласно поверьям, изобилие и многочисленность блюд на столе должны обеспечить материальное благополучие семьи в новом году. История праздника Навруз уходит далеко в эпоху зороастризма, древнейшей религии, в которой люди поклонялись огню. Навруз – праздник весеннего равноденствия у персидских и тюркских народов, который традиционно отмечают 21 марта. «Комсомолка» рассказывает, об истории и традициях древнего праздник весеннего равноденствия в 2025 году. История весеннего праздника Навруз (Новруз) – самого древнего на планете[Электронный ресурс].

Мусульманский Новый год: когда отмечается Навруз, значение и традиции праздника

В руках Хаджи Фируз носит огромный бубен, ударяя в который он распевает незамысловатые песенки. Перед иранским новым годом его можно встретить везде. Иранцы надевают красный костюм и за пару монет поднимут вам настроение счастливыми пожеланиями в новом году и традиционными шутками. Есть версия, что Хаджи Фируз — образ древнего месопотамского бога Таммуза, который каждый год возвращается из мира мертвых. Отсюда и черное лицо. Хафт Син — вместо новогодней елки На иранский новый год не принято украшать елку, а принято накрывать на стол.

Во всех квартирах, в каждом офисе и даже в магазинах выделяется место, в котором на скатерти разложены традиционные предметы. Всего их семь, каждый начинается на букву «с» и называется это Хафт Син. Сабзе — проросшая пшеничная трава — для возрождения и обновления Саману — персидский сладкий пудинг — для изобилия и плодородия Сеньед — сладкие высушенные плоды лотоса — для любви Серке — уксус — как символ терпения и мудрости, полученных с опытом Сэр — чеснок — для крепкого здоровья Сиб — яблоки — для молодости и красоты Сумак — красная пряность — для напоминания о восходе солнца Все предметы на Хафт Син носят сакральное значение и связаны с древними традициями зароастризма. Например, красные яблоки на столе являются символом богини Сепандармаз, которая заботится о всех членах семьи и дает здоровье. Маслины — сенджед — подношение богу любви Хордаду.

Чеснок символизирует главное бежество зароастризма Ахура Мазду. Для него на Хафт Син ставят немного специи сумах. Эта любимая персами приправа является символом победы Ахура Мазды над Бахманом то есть победы света над тьмой, добра над злом. Традиционный сладкий пудинг саману готовят из пшеничных ростков. Это блюдо является подношением зароастристкому небесному хранителю Шахривар в благодарность за пищу и благоденствие, которым боги наградили в прошлом году.

За несколько тысячелетий традиция накрывать Хафт Син в Иране осталась практически неизменной. В наше время на новогоднем столе появились еще несколько предметов. Они не являются обязательными и исконными по традиции зароастризма. Но иранцы так же ставят их на стол в Ноуруз: Что еще ставят на хафт син Сомболь — цветущие гиацинты — символ молодости и весны. Секке — золотые монеты — чтобы привлечь достаток в будущем году.

Коран и томик Хафиза — две главные книги Ирана. Живые рыбки — по рыбке на каждого члена семьи. Раскрашенные яйца — по одному на каждого ребенка в семье. Зеркало — символ многообразия мира, важный символ в зороастризме. Свечи — символ огня и очищения, тоже пришло из зороастрийского прошлого Ирана.

Апельсин в миске с розовой водой — символизирует Землю. Аиди — традиционные подарки на навруз Какой же новый год без подарков! А вот на Ноуруз дарить коробки в яркой оберточной бумаге не принято. Ни полезных, ни приятных, ни памятных подарков. На иранский новый год нужно дарить деньги!

Эта традиция называется аиди и как бы определяет достаток будущего года. Старшие дарят младшим золотые и серебряные монеты или просто купюры. Причем, деньги принято дарить по строгой иерархии возраста и половому разделению. Дедушка дарит бабушке, бабушка — папе, маме, дочке и сыну, папа — маме, мама — своим детям, внук — внучке. Внучка, как вы догадываетесь, самая богатенькая в любой семье.

Младшая дочка в Иране — главная и всеобщая любимица. Праздничные блюда на Навруз Навруз — большой праздник, который длится несколько дней, а иногда затягивается до конца марта. В это время в Иране принято ходить друг к другу в гости, а если родственники живут в другом городе, то нужно обязательно съездить к ним и навестить всех тетушек и дядюшек. На Навруз в Иране происходит колоссальная внутренняя миграция — огромные пробки, полное отсутствие свободных номеров в отелях, очень много людей во всех туристических и общественных местах. По сути, весь Иран снимается с места и начинает путешествовать по родственникам и гостям на новогодние каникулы.

И, конечно же же, это время не обходится без застолий. В Иране нет какого-то конкретного новогоднего блюда, как, например салат оливье или селедка под шубой в России. Каждая хозяйка готовит любимые блюда для своих домашних. И в каждом регионе есть свои особенности для блюд традиционной персидской кухни.

Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах": небо, вода, земля, растения, животные и человек. Празднование Навруза 21 марта связано с появлением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад.

Согласно этому календарю, год начинался 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия. Именно в этот момент день уравнивается с ночью, и весна окончательно вступает в свои права. Традиции праздника Навруз По традиции к празднованию Навруза начинают готовиться заранее — за несколько недель. За это время человек должен успеть навести порядок в доме и в своей голове, отдать все долги, а также приготовить праздничные блюда. Они, согласно ритуалу, должны состоять из семи элементов, названия которых начинаются с буквы "С" персидского алфавита. Например, яблоко, маслина, уксус, чеснок, проросшее зерно.

Вазочками с ростками украшаются дома, сады и праздничные столы. Помимо этого, на стол принято ставить крашеные яйца, свечи и зеркало. В России этот праздник популярен в Татарстане, Башкортостане и Дагестане.

Так ежегодно празднование Навруза совпадает с днем весеннего равноденствия. Как Навруз стал международным праздником? Где празднуют Навруз?

История праздника 4 Навруз, в переводе с персидского означающий "новый день", или, как его еще называют в Афганистане, День крестьянина или День посадки саженцев, считается земледельческим праздником, происхождение которого связано с возникновением земледельческого календаря. Его начали отмечать еще три тысячелетия назад. У Навруза древнеиранское происхождение. Оно связано с культом Солнца и пророком Заратуштрой. Старейший источник, в котором говорится о празднике, — священная книга зороастрийцев "Авеста".

К примеру, жители Ирана отмечают Ноуруз, а для населения Афганистана день известен, как Новруз. В Турции и Ираке речь идет об Неврузе. Праздник у мусульман значительно отличается от Нового года, отмечаемого славянами.

Приход новой поры встречают не среди ночи, а днем. В то же время, торжество считается семейным и предусматривает большое застолье. К моменту прихода нового календарного периода все близкие люди должны оказаться в одном доме. Лишь в кругу всей семьи полноценно встречают Навруз. Согласно традициям, накрывают богатый и щедрый стол, на котором обязательно должны быть, кроме стандартных блюд, еще семь предметов. Название каждого из них начинается на букву «с». К примеру, на столе обязательно должны быть чеснок сир , рута сэпанд , зелень из пророщенных зерен сабэн , уксус сэрке , оливки синджид , тимьян сатар и яблоки сиб. Во главе пиршества должен оказаться огромный каравай, который имеет народное название сангак.

Для питья используется сосуд с водой, в который кладут зеленый лист. На праздничных тарелках присутствуют крашеные яйца. Праздник Навруз имеет многовековую историю. Изначально целью его празднования было обновление природы и начало новой жизни.

Праздник Навруз: история и традиции

Сценарии праздника различаются тем, что где-то воссоздаются аутентичные народные традиции, где-то праздник проводится в духе современных народных гуляний. Детвора и подростки ходили по домам, пели песни, шутили и веселили людей. Зрители стали непосредственными участниками всего действа и вместе с артистами Тюбяковского СДК приняли участие в театрализованном представлении. Баба-яга Мэскэй эбей и ее друг Шурэле всячески пытались помешать наступлению весны, но дружные зрители побеждали их в каждом конкурсе, отгадывали загадки, отвечали на каверзные вопросы, и потом все вместе встретили Наврузбику Весну. Она поздравила всех с наступлением весны, пожелала здоровья, благополучия, богатого урожая и добра, угощала всех блинами и конфетами. Непременным атрибутом праздника является священный огонь, поэтому и в Тюбяково сказочные герои сожгли чучело, символизирующее холодную и снежную зиму». В 1926 году жителям Советского Союза запретили отмечать и Пасху, и Навруз.

Только спустя более 40 лет, в 1967 году, Москва неожиданно разрешила его празднование. Историки связывают это с политикой на Ближнем Востоке, в частности, с укреплением культурных отношений с Ираном. Сегодня Навруз — самый любимый на Востоке, самый яркий и долгожданный праздник, который отмечается многими тюркоязычными и ираноязычными народами. Во многих мусульманских странах его запрещают, считая наследием огнепоклонников, и осуждают празднующих. В ряде стран Навруз является государственным праздником и официальным выходным днем. Список литературы: Султангареева Р.

Уфа: Китап, 2010. Султангареева Р. Башкирский фольклор: семантика, функции и традиции. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2019. Чекулаева Е. В электронных изданиях: Аралбаева Л.

Аралбаева Л. Зайнаб Биишевой, авторы, 2019 г. Буй балас.

Навруз играет значительную роль в укреплении связей между народами на основе взаимного уважения и идеалов мира и добрососедства. Его традиции и ритуалы отражают культурные и древние обычаи цивилизаций Востока и Запада, получившие распространение в контексте взаимообмена человеческими ценностями. Празднование Навруза означает утверждение жизни в гармонии с природой, осознание неразрывной связи между созидательным трудом и природными циклами обновления и заботливое и уважительное отношение к природным источникам жизни. По древнему обычаю, накануне Навруза люди должны прибраться в своих домах, навести порядок во дворах и огородах, рассчитаться с долгами.

Каждый год Навруз приходится на 21 марта и 2025 год не станет исключением. История праздника Впервые слово «навруз» появляется в персидских источниках второго века нашей эры. Но в устной традиции о празднике начала года известно задолго до этих времен. Некоторые историки утверждают, что жители Персидской империи впервые стали отмечать Навруз при династии Ахеменидов, в IV-V веке до нашей эры. Установить точно дату появления праздника сейчас практически невозможно, но точно известно одно — на Ближнем Востоке этот день был важным испокон веков. Как и другие праздники древнего Ирана, Навруз упомянут в главной книге зороастризма — «Авесте». Согласно писанию, в этот день все жители земли должны были отмечать очередную годовщину появления жизни на нашей планете. Связан новогодний праздник и с мифологией персов. Считается, что 21 марта по солнечному календарю состоялись похороны героя Сиявуша.

Эта легенда также упомянута в зороастрийской «Авесте». Читайте также В первые века своего существования, праздник был посвящен не только наступлению нового года, но еще и огню. Стоит помнить, что именно этой стихии поклонялись представители зороастризма — главенствующей религии Ирана до прихода в эти края ислама. Традиции праздника Навруз Традиционно к персидскому новому году начинают готовиться за несколько недель.

Праздник не будет проходить на улице и в общественных местах. Да, этот год будет особенным, но это совсем не отменяет тёплых слов и пожеланий, которые мы можем сказать нашим близким людям. Праздник сегодня будет проходить в кругу самых близких людей - нашей семьи. Махмудова АзизаАвтор Давайте посвятим этот чудесный день родным, ведь никто не отменял готовку плова, разных сладостей и душевные разговоры за столом.

Республиканский дом народного творчества

Суманак и цветок Навруза утверждены как символы празднования Навруза. Ученые придерживаются мнения, что суманак пользуется популярностью во всех регионах Таджикистана и воспринимается как символ прихода весны и празднования Навруза. Суманак также считается символом зарождения земледелия среди арийских племен, любви дехканина к пшенице и главного пищевого продукта человека — хлеба. Приготовление суманака в круглой чаше символизирует вращение Земли во Вселенной, вечную связь человека и природы.

Второй символ Навруза имеет округлую форму, посреди которого изображен земной шар, а с двух сторон — национальный флаг и вестники приближения весны — суманак, ласточка, радуга, изображения народных ремесел, а также надпись «Навруз-2021». В соответствии с добрыми праздничными традициями с наступлением весны в каждом доме жителей Таджикистана начинаются посевная пора и другие работы по благоустройству: посадка саженцев и цветов, уборка жилищ, благоустройство улиц и придание праздничного вида городам и селам. В Таджикистане к Наврузу готовятся заранее, прежде всего духовно: раздают долги, прощают старые обиды, а в день праздника еще и надевают все чистое, символизируя полное очищение.

Навруз широко проходит как в городе, так и в селах. В городах в этот день все спешат на главную площадь увидеть праздничное представление с певцами, музыкантами, танцорами. В селах празднование Навруза невозможно представить без скачек, спортивных состязаний в национальном стиле, петушиных боев, запуска голубей и воздушных змей.

И конечно, главным атрибутом Навруза является праздничный стол — дастархан, за который созывают гостей, где уже красуются традиционные для Навруза блюда: суманак, самбуса слоеные пирожки с мясом или зеленью , сабзи зелень и овощи и многое другое. Всего семь ритуальных яств на букву «с». Признав Навруз национальным и традиционным праздником, таджикский народ возродил многие обряды и обычаи, связанные с Наврузом.

Наряду с ними было организовано несколько новых фестивальных конкурсов, таких как выставка традиционных блюд, шоу национальных костюмов и конкурс «Царица Навруза». Краткое описание некоторых ритуалов и обычаев, которые совершаются в последние годы: хонабуророн уборка в доме. За одну-две недели до Навруза женщины и их дочери подметают и убирают комнаты, опрыскивают благими ароматами, стирают занавески и ковры и т.

Они также убирают кухни и дворы, моют и чистят всю домашнюю утварь. Перед Наврузом все должно быть чисто, как новенькое. Приближается новый год, и дом должен быть очищен.

Люди просто отмечают обновление природы и проводят время с близкими людьми. Традиции и обычаи Представители тюркских и иранских народов привыкли отмечать этот праздник широко. Существует несколько традиций, которые соблюдают в большинстве стран. Со всеми этими хлопотами нужно успеть покончить до предпраздничного вечера. Перед Наврузом также важно отдать все свои долги и простить все обиды. Такие простые ритуалы помогают людям встречать сезон обновленными. Это блюдо представляет собой сладкую кашу, приготовленную из проросших пшеничных зерен. Другое его название — суманак.

Блюдо готовится в большом котле. Варится оно всю ночь. В процессе приготовления сумаляк постоянно помешивают. Чтобы не устать, женщины периодически сменяют друг друга. Эта традиция помогает объединить даже тех людей, которые редко друг с другом общаются. Сделать длительный процесс приготовления блюда более веселым помогают песни и танцы, которые его сопровождают. Утром женщины делят приготовленное блюдо. Излишки раздают соседям и знакомым.

В этот день друзья и родственники собираются за большим столом. Семейные посиделки длятся долго. Подарки на Навруз дарить не обязательно. Но многие люди все же хотят порадовать своих близких чем-то приятным. Это вполне соответствует духу праздника. Хорошим дополнением к любому подарку станут цветы, символизирующие весну и зарождение новой жизни.

В переводе с фарси он означает «новый день» — наступление нового года по солнечному летоисчислению.

Если говорить проще, это праздник прихода весны и праздник обновления, совпадающий с днем весеннего равноденствия, когда день побеждает ночь. Готовятся к нему за неделю. Рассчитываются с долгами, прощают обиды, проводят уборку в домах.

Все права защищены.

Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.

Навруз - история и традиции праздника

Что такое Навруз (Новруз) 21 марта, что нужно делать в этот день, как празднуют народы История праздника Навруз уходит далеко в эпоху зороастризма, древнейшей религии, в которой люди поклонялись огню.
Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны Здесь многие из-за своего невежества считают навруз исламским праздником и даже поздравляют мусульман.
Международный день Навруз В зороастризме семью наиболее важными зороастрийскими праздниками являются шесть праздников Гахамбар и Навруз, который приходится на весеннее равноденствие.
О весеннем празднике «Навруз» на русском языке Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника.

Национальный праздник Навруз: история и традиции

Считается, что история праздника корнями уходит в далекое-далекое прошлое, впервые его начали отмечать иранские и тюркские народы. Об истории и традициях этого праздника, объединившего национальные культуры народов разных стран мира, читайте в нашем материале. Международный день Навруз («Новый день») — праздник нового года по солнечному календарю у иранских и тюркских народов проходит в астрономическую дату Весеннего Равноденствия (20-21 марта).

Навруз-2024 — праздник Нового года и начала весны

Празднование Навруза является одной из важнейших традиций древнего Ирана, сохранившейся по сей день и вышедшей далеко за пределы его границ. Об истории праздника и его необычных традициях «Азия-Плюс» рассказал ученый-востоковед Сафар Абдулло. |. Навруз, Новруз, Наурыз – праздник, символизирующий начало весны по астрономическому солнечному календарю, как правило у иранских и тюркских народов. За свою тысячелетнюю историю праздник Навруз стал символом возрождения и обновления природы и общества, духовного очищения и самосовершенствования человека, Данный светлый благословенный праздник олицетворяет благополучие, единство.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

  • Навруз – древний и всемирный праздник
  • Когда Навруз в 2023 году: какого числа, традиции, история :: Отдых :: Клео.ру
  • Навруз 2025: какого числа, история и традиции праздника
  • Когда отмечают Новый год в Иране
  • Навруз: история и традиции праздника

Национальный праздник Навруз: история и традиции

У разных народов Дагестана гадания проходили по-своему: гадали на камнях, на фасоли, с помощью обручального кольца, на обжаренных семенах ячменя. Горские девушки и женщины обычно гадали на удачное замужество, на богатый урожай, на житейское благополучие и здоровье. Сабнова девушки тайно слушают, о чем говорят домочадцы в соседних домах, потом услышанное толкуют, как пророчество, поэтому в дни празднования Новруза в домах было принято вести радостные беседы, не ссориться. Символом праздника является ветка, которая называется «шах табаг» или «бег-даг», украшенная платками, сладостями. Главная героиня представления — дочка весны, или Бахар-гызы по-азербайджански, которую хором вызывают все участники. Бахар-гызы поет песню, в которой славятся весна и начало календарного года. Не менее колоритными персонажами обряда являются шуты, ряженые Коса и Кечал. У одного из них голова должна быть совершенно лысой, а другой должен обязательно держать в руке большой деревянный половник.

Вазочками с ростками украшаются дома, сады и праздничные столы. Помимо этого, на стол принято ставить крашеные яйца, свечи и зеркало. В России этот праздник популярен в Татарстане, Башкортостане и Дагестане. В ираноязычных и тюркоязычных регионах название праздника звучит по-разному: Навруз, Новруз, Нооруз, Наурыз. Помимо разных названий, в каждой стране есть и свои традиции этого праздника. Например, в Иране в последнюю среду перед Наврузом проходят пляски. Жители Киргизии накануне праздника запасаются водой: все тары в доме обязательно должны быть наполнены — народ верит, что это принесет изобилие. А в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане принято поздравлять друг друга приветственными словами "С праздником Навруз!

Повсеместной традицией считается приготовление праздничного стола. Во многих странах Навруз немыслим без блюда суманак или сумаляк — сладкой каши из проросших зерен пшеницы. В Азербайджане главным угощением называют плов, а также традиционные сладости: шекербуру, пахлаву и гогал.

Есть в этих текстах и описание диалога пророка и некоего мусульманина, хотевшего зарезать жертвенного верблюда. Человек поинтересовался у пророка, можно ли совершить данный ритуал именно на этом месте. На что Мухаммад спросил, не стояли ли здесь идолы и не совершались ли языческие ритуалы. Только получив отрицательные ответы, пророк дозволил зарезать животное, добавив: исполняя обет, нужно это делать во имя Аллаха. То есть ни в коем случае действия, одобряемые исламом, не должны корреспондироваться с языческими верованиями, чтобы не было искушения связывать их с идолопоклонничеством.

Более радикальное изречение пророка Мухаммада, прямо касающееся языческих верований, сводится к тому, что проклятие Аллаха ожидает каждого радетеля привносящих нововведения в ислам — то есть все неисламские праздники Навруз тоже суть неповиновение канонам этой религии. В 70-х годах ХХ века предпринимались попытки официального запрета празднования Навруза в Иране, но они не нашли поддержки. Как нерелигиозный Новый год Навруз там отмечается до сих пор.

Оно состоит из пшеницы и мяса. Варят халису всю ночь в котле, чтобы содержимое превратилось в кашу. Также принято преподносить лепешки, хлеб, выпечку. В Навруз стол наполняют многочисленными блюдами, поэтому их начинают готовить за неделю до застолья. Интересные обычаи Волшебная праздничная ночь — лучшее время погадать. Незамужние девушки перекидывают через забор ботинок и смотрят, куда показывает носок — если в сторону дома, значит жить ей еще год незамужней, если в противоположную сторону — ждать свадьбы. Один из самых удивительных обычаев — с наступлением Навруза люди начинают подслушивать соседские разговоры.

Считается что то, что было услышано, случится в будущем году. Есть добрый и интересный обычай, связанный с природой — в день праздника люди высаживают деревья. Если есть сухое дерево, его не спиливают, а дают второй шанс. Вот такой Навруз — необычный и интересный праздник.

Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника

Что за праздник Наурыз в Казахстане: когда отмечается, история и традиции, что символизирует, как его празднуют сегодня. Праздник Навруз отмечается в день весеннего равноденствия с 20 на 21 марта и является одним из самых древних на Земле, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ». призывает государства-члены, в которых отмечается Новруз, изучать историю происхождения и традиции этого праздника в целях распространения знаний о наследии Новруза в международном сообществе. Но в праздник Навруза углеводно-белково-жировые излишества не самое главное украшение стола. В этом году Наурыз – национальный праздник – совпал с оразой, а последняя – праздник религиозный. Стоит заметить, что в СССР с 1925 года по 1991 год официально празднование Наурыза было запрещено. Дата, история и традиции праздника Навруз. Рассказываем, что это за праздник, какого числа его отмечают в 2024 году, как правильно провести эту дату.

Когда Навруз в 2023 году и история праздника

Нуржанов Институт археологии им. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже такие звезды мирового научного небосклона, как Абурайхан Бируни и Омар Хайям, при объяснении происхождения Навруза прибегали к языку мифологии и религиозных преданий. Навруз, как олицетворение истинной души и живой традиции, представляет собой наиболее типичное явление арийской культуры. Именно этот подлинно народный праздник в качестве сгущенной духовности предшествующих поколений и эпох на уровне нашего исторического подсознания олицетворяет собой извечное единство архетипов и духовных инвариантов культурной традиции, равно как и неразрывную духовную связь поколений - прошлых, настоящих и будущих. Ключевые слова: Навруз, весенний праздник, календарь Майя, шумеры, древние индоарии, календарные обычаи, сакские могильники, мировые религии, средневековье, культура, цивилизация, тюрки, ислам, согдийцы.

У всех народов без исключения главнейшими являются календарные обычаи и обряды годичного цикла. Они связаны с трудовой деятельностью людей, но отражают «типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей. Календарные обычаи и обряды составляют важную часть такого общественного явления, как праздник» Джарилгасинова Р. Весенние календарные праздники например, масленично-кар-навальный и пасхальный циклы обрядов у христиан есть у многих народов.

Это легко объясняется тем, что в основе древних календарных обычаев и обрядов лежит труд земледельца или скотовода, а весна - особое время, когда одновременно с возрождением природы про- исходит оживление хозяйственной жизни. Именно в этот период проводятся вспашка поля, посев семян, высадка растений, выгон или перегон скота. Это придает весенним календарным праздникам облик подлинно природного ибо человек - это часть природы , так сказать, исконно независимого от политических и религиозных обстоятельств действа. Такие праздники принято называть народными.

Они способны существовать как вне религии или идеологии , так и внутри нее, накладываясь на религиозные обряды, приобретая самые причудливые формы. Мировые религии, как правило, переосмысливают народные праздники и стараются включить их в свой календарь. Так празднование христианами Пасхи как дня Воскресения Иисуса Христа вобрало в себя и древнюю аграрную традицию поколения умирающему и возрождающемуся богу или духу поля, и традицию поколения солярному божеству, особо почитаемому весной. В случае с Пасхой, христианское вероучение придало народному празднику в частности, иудейскому празднику весеннего обновления Песах, а у каждого отдельного христианского народа - его собственному языческому весеннему празднику высокий духовный смысл и усложнило его.

В то же время народное происхождение праздника позволило ему конечно, ценой изрядной примитивизации выжить в самые глухие атеистические годы. Календарные праздники наиболее тесно связаны с традиционной культурой народов, а важность их исследования определяется тем, чтобы выявить генезис праздников, древнейшие истоки обычаев и обрядов, проследить развитие социальных институтов народных верований и т. Это дает ценный материал к исследованию истории народов, позволяет наметить генетические и историко-культурные их связи и контакты, разрешать проблемы соотношения и народного творчества, эмоционально-психологические черты народа в его праздничном настроении. Навруз - самый универсальный среди всех известных народных праздников: как по природной основе, так и по культурным архетипам.

Универсальность Навруза как астрономического явления очевидна: это равноденствие, которое отражено во всех известных системах солнечного летоисчисления от календаря Майя до «эры Джа-лоли», созданной О. Явления равноденствия открыли не иранцы впервые оно обнаружено греческим астрономом Гиппархом во втором веке до христианской эры, а в его научное изучение внес вклад средневековый арабский астроном Собит ибн-Курра ; приори- тет в обозначении дня весеннего равноденствия как начало нового года тоже принадлежит не им до них это сделали шумеры и вавилоняне. Но иранцы одухотворили равноденствие: органически включили его в свою полифоническую традицию, выросшую на стыке цивилизаций Востока и Запада Турсон А. Аль-Бируни, говоря о древних праздниках иранских народов, отмечает два их рода: «Среди праздников есть такие, причиной которых являются дела мирские, а есть и такие, причиной которых являются дела веры» Абу-Рейхан аль-Бируни, 1957, с.

Первым из мирских праздников аль-Бируни называет именно праздник весны -Нооруз - Навруз - Наурыз. История происхождения его неизвестна. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туран-цем Афрасиябом. Это легенда упоминается в Авесте Ард.

Яшт 17:42 Авеста, 1998, с. Более подробно она описана в «Шах-Наме» Фирдоуси. Известно, что этот праздник содержал анимистические элементы. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым фраваши, духам усопших предков.

Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который в то время стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» Дорошенко Е. Навруз - весенний праздник, он четко привязан к астрономическому движению Солнца.

Что касается причины установления Науру-за, пишет Омар Хайям, то, она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые триста шестьдесят пять дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же время дня, когда оно вышло. Джамшид Авест. Йима - первый мифической царь Ирана этот день назвал Наурузом и ввел в обычай праздник. Навруз - циклическое начало летоисчисления.

Как пишет М. Бойс, непременной обязанностью зоорастрийца было ежегодное празднование семи больших праздников, посвященных Ахура Мазде, Амеша Спенту и семи их творениям. Эти праздники распределялись по сезонам года, отражая календарный сельскохозяйственный цикл. Каждая община должна присутствовать на праздничном богослужении, на время праздников прекращались раздоры, возобновлялись и укреплялись дружеские отношения.

По-персидски оно называлось Ноуруз Новый день. Авестийское название его до нас не дошло. Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вашихита лучшей праведности и огню. Как последние из семи, этот праздник напоминает о Последнем дне мира, когда окончательно восторжествует Аша, а Последний день станет одновременно Новым днем вечной жизни.

Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета и отмечает ежегодное поражение злого духа» Бойс М. Персидское слово руз имеет длинную историю, и не всегда оно означало «день».

Праздник символизирует заботливое отношение к природе и утверждение жизни в гармонии с ней. Когда впервые появился праздник Наурыз? Это один из древнейших праздников, который появился около 5 тыс.

В священной книге вероучения Зороастра день весеннего равноденствия имел статус начала нового года. В зороастризме этот праздник посвящался огню как жизненной силе, что частично сохранилось в современных обрядах. Празднование конца зимы, преддверия весны и поминовения душ предков совершалось еще во времена древнеперсидской династии Ахеменидов VI—IV века до н. Праздник распространился в культурах Передней и Средней Азии под разными названиями.

В основу романа народного писателя Узбекистана Назира Сафарова легли подлинные исторические, события, очевидцем которых он был: Джизакское восстание 1916 года, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война, становление Советской власти в Туркестане. Рубцова ул. Известен во всем мире как выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи; считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане и Афганистане. Дождем Навруза увлажнилось поле. Из сердца прочь гони и скорбь и боли. Пируй теперь! Из праха твоего В грядущем зелень вырастет — не боле. Дополнительно Хайям возглавлял группу астрономов иранского города Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. Основным предназначением этого календаря была как можно более строгая привязка Навруза то есть начала года к весеннему равноденствию. Он был принят официально в 1079 г. Омар Хайям написал трактат под названием «Наврузнаме» «Книга о Наврузе» , который состоит из 17 разделов, тематика которых связана с историей появления праздника, о свойствах и признаках различных вещей золото, меч, стрела и лук, перо… , животных и птиц коня и сокола и т. Трактат начинается такими словами: «В этой книге раскрывается истина Навруза, в какой день он был при царях Ирана, какой царь установил его и почему его справляют, а также другие обычаи царей и их поведение во всех делах». Энциклопедия «Ираника» считает его первым азербайджанским поэтом. Он также писал на арабском и персидском языках. Распустив бутоны, розы будто с лиц завесу сняли, Соловей в саду заводит лад хмельных созвучий снова. Древний мир одеждой новой весь облекся в эту пору, Лик вселенной свеж и полон красотою жгучей снова. Посмотри, красавец-кравчий в чашах всем вино разносит, Всех пьяня и сам пьянея, цедит хмель тягучий снова. Хочешь выпить сок пьянящий с гурией под сенью рая — Выйти в сад вдвоем с любимой есть весною случай снова. О, подай вина мне, кравчий, я нарушу покаянье, Сокрушен зарок мой давний силою могучей снова. Насими, доверься ветру, пусть любимой тайну скажет: Мол, подавлен он и сломлен, пощади, не мучай снова.

Персидское слово руз имеет длинную историю, и не всегда оно означало «день». В Авесте встречается слово гаиса в значении «свет» и «луч». Таким образом, древнее значение персидского слова руз было «свет» и «луч света», а значение слова Навруз в древности - «новый свет» или «новый луч» первая часть слова - нав мало изменилась на протяжении всей истории иранских и даже вообще индоевропейских языков. На протяжении этого периода в эпоху бронзы происходит расцвет древнейших цивилизаций Востока - Египта, Сирии, Палестины, Персии, Месопотамии. Общим сюжетом в различных изобразительных и пластических искусствах этих стран присутствует образ быка. Кроме того, короны правителей украшались бычьими рогами. Так, например, в сюжетах каменных круглых печатей из Суз, датированных 2500 г. В аккадской глиптике 2200 г. Особо примечательной является каменная древнесирийская печать, выполненная в «провинциальном вавилонском стиле, где впереди шествующих жрецов помещены фигуры быка, под ногами которого находится скорпион. Апофеозом события, несомненно, стало возведение ритуального города для празднования весеннего равноденствия - Новруза-Персеполя в Древнем Иране. Шедеврами монументального камнерезного искусства можно считать скульптурные изображения быков-щеду, помещенные по сторонам царских «ворот всех народов», а также парные скульптурные изображения протомов быков с изображением солнца между ними на капителях 20-метровых колонн Бонгард-Левин Г. Новруз, возникнув в необозримых глубинах времен, стал путеводной звездой на разноуровневых пространствах мировой культуры. Пожалуй, это единственное феноменальное явление духовности, которое не прерывалось на протяжении тысячелетий. И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти. Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно. Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв. Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А. Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве. Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании. К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное». При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три. Архаичность этого сюжета подтверждается античной мифопоэтической традицией в текстах о ритуальном убийстве Загрея-Диониса. Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А. Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены. Новые волны кочевников тюрков в VI-X вв. Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба. На обширных территориях тюркской культуры I тыс. Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н.

Мусульманский Новый год: когда отмечается Навруз, значение и традиции праздника

В Год национальных культур и традиций — Навруз в Татарстане отмечался по особенному тепло. История праздника в прошлом и его продолжение в настоящем в репортаже журналиста ТНВ Диляры Юсуповой. Праздник Навруз считается семейным праздником, однако в этот день принято принимать гостей и самим ходить в гости. Навруз является государственным праздником в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Грузии, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане и национальным праздником в Дагестане, Татарстане, Башкирии. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий