Фильм «Чемпион мира» повествует о поединке между действующим чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым и гроссмейстером Виктором Корчным, который бежал из СССР.
История матча Карпова и Корчного
- Фильм "Чемпион мира": шахматы или политика?
- Титры и спецэффекты. Мнение простого зрителя о фильме "Чемпион мира"
- Премьера фильма "Чемпион мира" о поединке между Карповым и Корчным состоялась в Москве
- Что еще почитать
О самом драматичном поединке в истории шахмат: «Россия 1» устроит премьеру фильма «Чемпион мира»
Некоторые победы в спорте — больше, чем спорт. Они становятся частью истории. Эта картина повествует о невероятном по напряжению и драматизму поединке в истории шахмат: матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом мира Анатолием Карповым и претендентом на этот титул гроссмейстером Виктором Корчным, эмигрировавшим из СССР за несколько лет до описываемых событий. Цена победы в этом матче неизмеримо высока.
И Корчному, и Карпову хочется по-своему сопереживать и одновременно обоих есть за что «поругать».
Но создатели фильма решили развести героев по разным сторонам шахматной доски, сделав Карпова явным протагонистом — светлым советским героем, который хочет избежать всех политических хитросплетений и искренне любит игру. Поэтому и историю с Зухарем решили показать мимолётно, и придирки к креслу противника тоже не показали. Корчной же, наоборот, выглядит тем самым злодеем, которым его и окрестили после эмиграции: в «Чемпионе мира» герой Хабенского истеричен, нервен и эмоционален, а любые его жалобы выглядят безосновательными. А когда матч завершается, мы наблюдаем только за реакцией чемпиона без возможности сопереживать проигравшему.
Всё в драме подтверждает, что зрителю не оставляют выбора, за кого они будут болеть, и уж тем более не дают понять вторую сторону. Победит добро, искренняя любовь к игре, а не попытка доказать всем, что с вами надо считаться. Непонятно, кто на самом деле здесь больше заслуживает сопереживания. Наверное, сама история, которую переделали под формат патриотичного кино.
Но шахматы — это не спорт и не игра, это искусство, это психология, это мистика», — объясняет режиссёр Алексей Сидоров «Бригада», «Т-34». Мистики на самом деле много — так много, что порой кажется, спецэффектами закрывают сценарные провалы.
По установившемуся канону трансляции шли новости международной, затем внутренней политики, новости культуры никакой попсы и эстрады - только классика , а затем новости спорта. Это правило было нарушено летом 1978 года, когда сообщения о результатах шахматного матча за титул чемпиона мира между Анатолием Карповым и Виктором Корчным стали первой новостной строчкой. Три с половиной месяца весь мир следил за тем, чем закончится великое шахматно-политическое противостояние на далеких Филиппинах. Пара, в которой трое Финальный матч, начавшийся 18 июля 1978 года в Багио на Филиппинах, между Анатолием Карповым и Виктором Корчным за звание чемпиона мира по шахматам, был кульминационной точкой противостояния в шахматном мире, начало которого пришлось на 1972 год. Победа американского шахматиста Роберта Фишера над Борисом Спасским в финальном матче в Рейкьявике в 1972 году повергла всех в состояние оцепенения. Принципиальным было не то, что Фишер победил, а как он это сделал. Его путь к шахматной короне был откровенным погромом для всех его соперников.
Советского шахматиста Марка Тайманова и датчанина Бента Ларсена он всухую разгромил со счетом 6:0. В финальном матче претендентов кое-какое сопротивление ему оказал экс-чемпион мира Тигран Петросян - 6,5:2,5. Из 24 запланированных партий состоялось только 21. Для всех поражение Спасского было шоком. В СССР это поражение было воспринято как потеря статуса интеллектуальной сверхдержавы мира. Проблема вышла на политический уровень. Победу с разницей в одно очко одержал 23-летний Анатолий Карпов. Никаких сюрпризов исход матча не предвещал. Они начались после его окончания, когда Виктор Корчной в интервью в югославской печати в крайне пренебрежительной форме отозвался о профессиональных качествах своего соперника по матчу претендентов и обвинил советские власти в том, что исход матча был заранее ими предопределен.
Реакция властей на это интервью была незамедлительной. По неформальным законам того времени критическая статья в "Правде" означала приговор для провинившегося. В этой ситуации Виктора Корчного могло спасти только чудо. Корчному снизили размер гроссмейстерской стипендии и запретили выезд за пределы СССР для участия в турнирах. И если бы ничего не изменилось, со временем о нем просто забыли бы.
Очень сложная была роль у Ивана Янковского, чтобы воплотить такой образ, нужно иметь огромное количество компонентов внутри себя, иметь актерский потенциал. Я очень благодарен Ивану за то, что он отважно встретил этот вызов", - сказал со сцены режиссер Алексей Сидоров. Сидоров известен по работе над сериалом "Бригада" 2002 , фильмами "Бой с тенью" 2005 и "Т-34" 2018. По словам гендиректора телеканала "Россия-1", продюсера Антона Златопольского, режиссеру удается создавать на площадке особую энергию, которая потом передается аудитории. Продюсер Леонид Верещагин поблагодарил первых зрителей за то, что они пришли поддержать российское кино, а также отдельно выразил признательность Карпову, который поверил в картину и уделил создателям много времени. Игра достаточно статична, противники сидят друг напротив друга, вроде бы ничего не происходит, но какой пожар горит внутри. Создание фильма Сидоров выступил не только режиссером, но и автором сценария. Он рассказал, что был ребенком, когда состоялся шахматный поединок между Карповым и Корчным, и запомнил уникальную атмосферу, царившую вокруг него. Идея снять фильм о шахматной игре жила с режиссером с начала 2000-х годов, но он долго не мог найти ключ к тому, как интересно рассказать историю массовому зрителю.
«Неспортивно, гроссмейстер»: как показали шахматный матч Карпова и Корчного в «Чемпионе мира»
В прокат вышел фильм «Чемпион мира» с Константином Хабенским и Иваном Янковским. История о легендарном поединке между шахматистами за звание чемпиона мира. Город - 21 сентября 2022 - Новости Новосибирска - Судя по трейлеру, в фильме расскажут и о личной жизни Карпова, которому пришлось выбирать между семьей и карьерой шахматиста. Фильм «Чемпион мира» рассказывает о легендарном поединке между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Анатолии Карпове (его играет Иван Янковский) и Викторе Корчном (его играет Константин Хабенский) вообще и об их легендарном поединке на Филиппинах в 1976 году в частности.
Кинопремьера
- Режиссер «Т-34» снимет фильм о шахматах
- Комментарии
- Сюжет фильма
- Смотреть фильм Чемпион мира в хорошем качестве онлайн на сайте
- В прокат выходит фильм «Чемпион мира» о поединке Корчного и Карпова
- Легендарный поединок: фильм «Чемпион мира» вышел в прокат с 30 декабря
О самом драматичном поединке в истории шахмат: «Россия 1» устроит премьеру фильма «Чемпион мира»
Сюжет фильма вращается вокруг реальных событий — матча за звание чемпиона мира между шахматистом Анатолием Карповым, ныне депутатом от «Единой России», и бежавшим из СССР гроссмейстером Виктором Корчным. Фильм рассказывает о легендарном поединке между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным, за которым следил весь мир. Город - 21 сентября 2022 - Новости Великого Новгорода - Судя по трейлеру, в фильме расскажут и о личной жизни Карпова, которому пришлось выбирать между семьей и карьерой шахматиста.
Все идет по плану. Павел Матяж о фильме «Чемпион мира»
Главную роль — Анатолия Карпова – в фильме доверили сыграть Ивану Янковскому. Искать исторической правдивости в фильме с Хабенским не стоит — слишком уж много нестыковок и неточностей. Город - 21 сентября 2022 - Новости Вологды - Город - 21 сентября 2022 - Новости Самары - Город - 21 сентября 2022 - Новости Вологды - Иван Янковский о роли Анатолия Карпова в фильме «Чемпион мира».
Вышел трейлер фильма «Чемпион мира» с Хабенским в роли гроссмейстера Виктора Корчного
Он снимал сериал «Бригада», фильмы «Бой с тенью» и военную драму «Т-34». У «Чемпиона мира» есть финансовая поддержка Фонда кино. Съемки начались в июле 2020-го планировались раньше, перенеслись из-за пандемии. Больше о съемках фильма пока нет подробностей.
Почему экранизировали именно этот матч? Играют два русскоязычных гроссмейстера, но вокруг аура политики. Корчной выступал под флагом ФИДЕ.
Но эта попытка окончилась полной неудачей… Его отсаживали, он возвращался обратно, его пересаживали снова», — вспоминал Корчной. Тогда беглый шахматист прибег к услугам собственного парапсихолога. Примерно с 11-й игры в зале стал сидеть некто господин Берингер из Израиля. Но, правда, долго он не просидел. Работать эффективно он уже не мог и после 14-й партии уехал», — писал Корчной.
В свою очередь, Карпов утверждал, что его соперник зря зациклился на персоне Зухаря. Ночами Зухарь нашептывал «установки» у кровати Карпова — чтобы тот заснул. В шесть утра говорю: «Владимир Петрович, не мучайтесь. Я слышу, как вы нашептываете. Попробую заснуть сам», — вспоминал Карпов в интервью «Советскому спорту».
К тому времени обстановка была накалена до предела. Перед восьмой партией Карпов отказался соблюдать регламент и пожимать руку Корчному. Он объяснил это тем, что его соперник в интервью облил грязью СССР и своих экс-коллег, советских шахматистов. После 17-й партии Корчной проигрывал со счетом 1:4. Он обосновал свои поражения новой причиной: дело было в йогурте, которым его соперник перекусывал во время матча.
На йогурт обратила внимание помощница Корчного — австрийка Петра Лееверик, отчаянная антисоветчица, которая в прошлом сама прошла через сталинские лагеря. На 19-й партии в помощь Корчному пришли два американских йога — члены религиозной группы «Ананда Марга» Виктория Шейппард и Стивен Дуайер. Как только они уселись в зале, Корчной почувствовал прилив сил. Он закрыл лицо платком, а через некоторое время вышел из зала — насовсем, до конца партии», — вспоминал он. Йогов вскоре тоже вывели — вместе с полицией.
Карпов и Корчной играли на Филиппинах 93 дня. В них уложился не только матч, но и подробности личной жизни Карпова болезнь отца, уход от жены, выгорание и Корчного непризнание старых заслуг страной. Минусы: монотонная первая половина, серые второстепенные персонажи, советский быт Главный косяк «Чемпиона мира» — неспешное начало. Зрителя знакомят с героями 45 минут, за которые сообщают только базовые вещи — будто впереди еще 16 серий. Даже в «Карнавальной ночи» 70 лет назад с задачей справились в три раза быстрее и глубже. За 45 минут мы так и не узнали серьезных причин для эмиграции Корчного. Понижение зарплаты — понятно, но, например, о давлении федерации шахмат сказано вскользь через интервью самого Корчного югославам. Почему гроссмейстер вдруг психанул, как сильно на него давили и по какой причине — непонятно.
Не ясно, зачем нужна вымышленная сцена с Карповым и Бобби Фишером в Свети-Стефан нынешняя Черногория : Бобби отказался играть, на этом его роль в фильме завершилась. При этом персонажам, на которых строится вторая половина, в начале уделено ноль минут. Непогруженному в шахматы зрителю сложно понять, чем Таль отличается от Балашова или Зайцева — все они присутствовали в команде Карпова на Филиппинах. Секунданты и помощники — фон, который ничего не решает и не имеет отличительных признаков, хотя в жизни мужчины были намного фактурнее. Владимир Вдовиченков глава спорткомитета СССР , конечно, узнаваем и появляется в кадре намного чаще и для более серьезных задач — не быть декорацией, а двигать сюжет вперед. Но актер делает это так нехотя, что ему в роли большого чиновника совсем не веришь. Одна из первых сцен «Чемпиона мира» — новогодний Новый Арбат. И это кадр-самострел, потому что графику там увидит даже ребенок.
Квартиру Карпова и кабинеты чиновников не рисовали, а снимали в павильонах, но и в этот момент не покидает ощущение искусственности: слишком аккуратно, слишком по-советски. Как будто интерьер скопировали миллениалы из витрины ГУМа, а профессиональный реквизитор до работы не доехал.
В ближнем круге Михалкова — сплошные режиссеры-баталисты, не факт, что кому-то из них под силу сделать из шахматной партии зрительский хит. Фото: kinopoisk. Большой зрительский успех «Хода королевы» дал Михалкову повод рискнуть и поставить в новогодний прокат 145-минутный фильм про шахматы.
Каждый из них сыграл множество напряженных драматических матчей, у каждого была интересная спортивная карьера и судьба. Или взять, например, первого русского чемпиона мира по шахматам — Александра Алехина. Фиктивные браки, нелегальные переходы границы, поддельные документы, аресты, мировые войны, таинственная смерть за несколько часов до решающего матча, в которой ЦРУ и КГБ до сих пор обвиняют друг друга. Не жизнь, а бондиана, остросюжетный шпионский детектив. Не столько про шахматы, сколько про холодную войну.
С диссидентом в качестве противника. С сеанса одновременной игры в городе Златоусте, когда маленький Толя Карпов играл против гроссмейстера Корчного вместе с другими шахматистами-любителями. Уже тогда Корчной представлен в самом несимпатичном свете: обидел маленького Толика и нанес ребенку первую профессиональную психологическую травму. Стоит отдельно отметить следующие за этой сценой претенциозные вступительные титры. Наверное, они призваны настроить зрителя на определенный лад и поразить его мастерством российских видеодизайнеров, но демонстрируют только отсутствие собственных идей и некоторую общую заторможенность, поскольку напоминают одновременно бондиану и «Гарри Поттера».
Они оба, как огромные горы, нависают над полем брани, где рыцари в черных доспехах атакуют белых.
О самом драматичном поединке в истории шахмат: «Россия 1» устроит премьеру фильма «Чемпион мира»
Я была уверена, что все шахматисты - одиночки, а у них, оказывается, и тренеры бывают и команда, с кем они тренируются, рассматривают различные варианты защиты, тактику игры и так далее. В фильме этого завались, все только и разговаривают про Е2, Д4, Н12345 и так далее птичий язык, который мне не понятен совершенно Звучат имена великих гроссмейстеров, упоминаются знаменитые матчи. Очень хорошо показано как важны для игрока его окружение, поддержка друзей и семьи. Но не только поддержка, на самом деле. Шахматист может быть одержим игрой настолько, что худеет от волнения, думает только об игре и даже любимая женщина может быть на втором месте, а на первом месте - шахматы. Да он даже страну может покинуть ради возможности играть!
И принимать его надо таким, какой он есть. Мне этот момент очень понравился. Атмосфера, костюмы, музыка и реквизит. На мой взгляд - постарались. Люди одеты и причесаны как в СССР за исключением товарища, который играл космонавта, он больше похож на завсегдатая клуба в 2010-м году, чем на космонавта советского, с ним вышел прокол, без обид.
Мебель, отделка кабинетов, квартир, предметы интерьера - вполне себе советская не обратила внимания на обои, неужели они из Леруа Мерлен? Помимо весьма неплохого саундрека, в фильме звучат советские песни в исполнении Муслима Магомаева, Софии Ротару, Аллы Пугачевой. Разговаривают тоже нормально, не кривляются. В этом плане я ничего плохого не могу сказать об этом фильме. Также в "Чемпионе...
Друзья у главного героя просто... Прекрасная семья, особенно отец роль прекрасно исполняет Федор Добронравов. И что уж давно не ждешь от Михалкова это его студия сняла фильм , так это изображение СССР, не как места, где все подонке-кроваваягэбня-лизоблюды-стукачи, а как страну, где за спортсмена переживают и поддерживают его рабочие, полярники - все следили за матчем, разбирали массово партии, ходы. В кои-то веки в кино относительно нормальный Советский Союз. Министр Владимир Вдовиченков такой министр.
Крутится как уж на сковородке, чуть что - пишите ругательную статью про Карпова, они такую заготовку делали на случай проигрыша Карпова!!! Мне не понятна эта манера однозначно делать партию виновником всех бед. Вы чего хотели, котики, такое тогда было время, имиджевая составляющая советских людей была важна, власти хотели чтобы мы были быстрее, выше и сильнее всех, кто ж не хочет-то?
Консультант фильма Дмитрий Олейников подчеркнул, что матч стал одним из центральных событий в спортивной истории СССР, а его исход обостряла общая ситуация холодной войны. Противостояние решало вопрос, останется ли в Советском Союзе шахматная корона, признанный тогда показатель интеллектуального уровня страны. Более простой и чистый стиль Карпова против более сложного, создающего хаос на доске, стиля Корчного", — отметил Дмитрий Олейников.
Роль Анатолия Карпова исполнил Иван Янковский: Вообще, модель его личности — очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким "спецагентом", не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. К тому же по сценарию это все соприкасается с политическими и шпионскими играми, с напряжением, которое создавала партия". Виктора Корчного сыграл Константин Хабенский: "Виктор Корчной в моем представлении — человек, одержимый игрой. Такие люди чуть шире государственных границ. Мы можем так сказать про людей, которые уезжали в то время из страны.
И не потому, что они становились предателями, а потому, что им мало было пространства для реализации собственного таланта". Во время съемок с актерами прорабатывали даже мельчайшие детали: как берутся фигуры, как шахматист сидит за доской, как нажимает на часы и записывает ходы.
Но, правда, долго он не просидел. Работать эффективно он уже не мог и после 14-й партии уехал», — писал Корчной. В свою очередь, Карпов утверждал, что его соперник зря зациклился на персоне Зухаря. Ночами Зухарь нашептывал «установки» у кровати Карпова — чтобы тот заснул. В шесть утра говорю: «Владимир Петрович, не мучайтесь.
Я слышу, как вы нашептываете. Попробую заснуть сам», — вспоминал Карпов в интервью «Советскому спорту». К тому времени обстановка была накалена до предела. Перед восьмой партией Карпов отказался соблюдать регламент и пожимать руку Корчному. Он объяснил это тем, что его соперник в интервью облил грязью СССР и своих экс-коллег, советских шахматистов. После 17-й партии Корчной проигрывал со счетом 1:4. Он обосновал свои поражения новой причиной: дело было в йогурте, которым его соперник перекусывал во время матча.
На йогурт обратила внимание помощница Корчного — австрийка Петра Лееверик, отчаянная антисоветчица, которая в прошлом сама прошла через сталинские лагеря. На 19-й партии в помощь Корчному пришли два американских йога — члены религиозной группы «Ананда Марга» Виктория Шейппард и Стивен Дуайер. Как только они уселись в зале, Корчной почувствовал прилив сил. Он закрыл лицо платком, а через некоторое время вышел из зала — насовсем, до конца партии», — вспоминал он. Йогов вскоре тоже вывели — вместе с полицией. Оказалось, что они находятся под следствием по делу о покушении на индийского дипломата. К 27-й партии Карпов вел со счетом 5:2.
В этот момент, по его словам, Корчной «стал играть смелее и агрессивнее, поняв, что терять ему нечего».
Но оба они — достойные противники, не собирающиеся уступать и готовые драться до конца. Я очень благодарен Ивану за то, что он отважно встретил этот вызов. Константин Хабенский. Он — прежде всего гениальный игрок, одержимый шахматами. Такие люди чуть шире государственных границ. Мы можем так сказать про людей, которые в то время уезжали из страны.
Фильм "Чемпион мира": шахматы или политика?
Фильм «Чемпион мира» основан на биографии шахматиста Карпова, картина выйдет в прокат 30 декабря. Еще по теме.
Все, наоборот, удваивает твои силы.
А если ты занят на сценической площадке собой любимым, то заниматься этим тебе может помешать очень много факторов. Я, похоже, проигрываю. Как вы к ней готовились?
Но я и в жизни встречался с такими людьми. Это не обязательно шахматисты, скорее личности, которые находились в буре своей профессиональной фантазии и не всегда обращали внимание на бытовые условности. Мне показалось, что образ Корчного можно собрать из их образов.
Также я смотрел какую-то пластику, читал его воспоминания, воспоминания о нем. Это важно — читать воспоминания об одном и том же событии от разных лиц. Мы вот сидим с вами за столом, поговорили, разошлись, и о моменте 11 часов 28 минут каждый будет помнить по-своему.
У нас же есть безусловный свидетель — он нашу речь записывает. Это слова! А сам момент того, как мы сидим, как играем в шахматы, как друг друга оцениваем — это субъективная история.
И вот это мне было очень интересно при подготовке к фильму — как люди по-разному оценивали одно и то же событие. Что запало в память? Много вещей, но в первую очередь — неуемность Корчного в работе.
Еще его категорическое нежелание договариваться на ничьи, неприятие проигрыша. Я не очень понимаю, как это уживается в человеке, потому что когда-то же нужно отдыхать. А он после проигрыша, с которым не согласился, после истории из фильма отправился в Латинскую Америку и там играл в большом турнире.
Это человек, одержимый игрой, который под конец жизни находился в инвалидной коляске, проигрывал детям, юниорам, но продолжал жить шахматами Вообще, какие-то вещи просто невозможно сыграть, их можно только прожить. И это человек, спокойно разговаривавший, по-моему, на восьми языках. Это невозможно передать — сыграть какие-то моменты нам просто не дано.
Это будет неправильно, неубедительно. А, я хожу. У этого шахматиста весьма нелегкая судьба, а в «Чемпионе мира» его рисуют однозначным негодяем.
В фильме действительно достаточно выпуклым персонажем получился, но при этом там удалось, мне кажется, показать какие-то оголенные вещи, связанные с человеком. Я не знаю, войдет это в кино или нет — может, в полную телевизионную версию. Формат двух часов какие-то вещи оставляет за бортом.
Естественно, для спортивного блокбастера — а мы нашу работу так и называем — должен быть яркий отрицательный персонаж, как в «Бэтмене». И на берегу мы договаривались в этом направлении идти. Но это не отменяет и человеческого откровения.
Речь же не о Джокере, а о реальном человеке. Меня вот как-то расстроило, что в фильме опустили тот факт, что он — жертва репрессий. Его семью не выпускали из СССР, его возлюбленная в эмиграции прошла лагеря, а его выставляют антагонистом, который предал страну.
По крайней мере, я увидел в фильме такой посыл. Действие картины разворачивается еще до того, как Корчной уехал из Советского Союза, и там присутствовали довольно веские аргументы, которые заставили его сделать этот шаг. А что в итоге получилось — увидим вместе со зрителем.
Слушайте, да вы лучше меня играете! Признаюсь, я потренировался перед нашей встречей. Может, это вам и помогло.
После «Собибора» вам поступали предложения снять еще что-нибудь? Да, поступали предложения. И по тематике еврейского вопроса, каких-то подобных вещей, и менее достойные предложения.
Но пока все не очень убедительно. Хабенский-актер от Хабенского-режиссера вообще как-то отличается в поведении?
Периодически к команде присоединялся Михаил Таль.
Моим другом и врачом был Михаил Лазаревич Гершанович, крупнейший специалист по химиотерапии. С его помощью удалось достать в Швейцарии опытное лекарство, с помощью которого удалось блокировать развитие болезни на два года. А в 1978-м, во время моего матча, состояние отца сильно ухудшилось из-за того, что он очень нервничал и переживал за меня.
Мне об этом не говорили, и я даже не знал, что он в больнице. Отец смог встретить меня в Москве после победы в матче. Но перед Новым годом он лёг в больницу и уже из неё не вышел.
Хитрости Каспарова — У вас с Корчным счёт 5-5. Предстоит решающая битва, в которой решится всё. А у вас умер тренер, тяжело болен отец.
А ведь у Корчного это бой всей жизни, он снедаем страстью по шахматной короне! Он мотивирован до предела, а вы ещё так молоды и, можно сказать, жизни не видели. Что произошло в вашей голове, что вы смогли собраться и выиграть?
Когда я третий раз не выиграл, имея совершенно выигрышную позицию, у меня случился стресс, и я проиграл три партии подряд. Уже почти выигранный матч превратился в «висячку», где победа могла достаться любой стороне. Здесь мне очень помог Виталий Иванович Севастьянов.
Он буквально выдернул вас из одной среды, поместив в другую, и этим «обнулил» мозги. Я взял тайм-аут и смог восстановиться за два дня. Из дождливого Багио мы уехали в солнечную Манилу.
Там проходил чемпионат мира по баскетболу, где наша сборная играла в финале очень яркий и эмоциональный матч с югославами. И наши проиграли с разницей в одно очко. Мы смотрели этот матч, и мне удалось развеяться.
Главное, что сменилась и общая обстановка. В Багио тайфуны нас просто совершенно замучили, и в Маниле я чуть ли не впервые увидел солнце. У филиппинцев есть поверье, что тайфун — это знак гнева богов и надо его задобрить.
Поэтому они тайфунам дают женские имена в алфавитном порядке. Так вот, когда заканчивался наш матч с Корчным, алфавит уже заканчивался по второму кругу. И от последнего я успел убежать в Москву.
Корчной не ожидал такой перемены. Он считал, что он на подъёме, а я в депрессии. Карпов-Каспаров — Правда, что Корчной привёл на матч экстрасенсов и колдунов, или это фантазия режиссёра?
На матч действительно привели мужчину и женщину из организации «Ананда Марга», нашли их где-то на улицах Манилы и привезли в Багио. Она тогда была секретарём Корчного, а позже стала женой. Они уже жили вместе, не скрываясь.
Хотя семья Корчного тогда оставалась в Ленинграде. Суслов сказал, что нечего поощрять изменников родины. Пусть сидят здесь.
Через два месяца после матча им всё же дали разрешение, и они уехали. И когда играю, и когда выступаю. Я вижу зал.
У Каспарова был свой экстрасенс Тофик Дадашев, который рассказывает, что помог Каспарову выиграть чемпионский матч со мной. Я не верю, что можно внушить кому-то какой-то ход или неправильное решение. Но нарушить концентрацию, наверное, можно.
Что, наверное, Дадашев и смог сделать в последней партии, когда я потерял выигрышную позицию и проиграл Каспарову, лишившись звания чемпиона мира. Во время того же матча с Каспаровым мой товарищ вышел в коридор, случайно попал в среду болельщиков Каспарова и неожиданно оказался на инструктаже, который проводила мамаша Каспарова. Она говорила, что когда думает Гарри, болельщикам нужно сидеть тихо, чтобы не мешать, а когда приходит мой ход, начинайте, мол, кашлять, сморкаться и сбивать меня с настроя.
Мы сделали запись, и выяснилось, что так и было — когда ход переходил ко мне, в зале сразу начинались эти безобразия. Но я не могу сказать, что это как-то на меня сильно действовало. Это больше говорит о чистоплотности людей.
Та же мамаша Каспарова подчинила себе всю билетную группу. Мои знакомые жаловались, что на матч невозможно было купить билет. Особенно когда мы переехали играть в гостиницу «Спорт», в зале соотношение болельщиков Каспарова и моих было где-то девять к одному.
Близорукость Горбачёва — Раньше шахматы воспринимались как битва за родину. А сейчас это просто спортивное состязание. То же самое и с футболистами или хоккеистами.
Вы заметили эти перемены? Раньше и ответственность была другая. Все шахматисты старшего поколения, которые мне в жизни встречались, с которыми я играл в команде за сборную страны, считали, как и я, что сборная СССР должна побеждать во всех соревнованиях.
Личные соревнования — это одно. Но в сборной даже лично плохо контактировавшие Ботвинник и Петросян играли командно, доказывая, что наша сборная лучшая в мире. И я с первой же Олимпиады, в которой принимал участие, играл с тем же настроем.
Что удивительно, в 1974 году меня избрали капитаном команды, несмотря на то что в ней играли чемпионы мира — Петросян, Спасский, Таль. В той же команде играл Корчной. Может быть, они считали, что я новенький и не вхожу ни в чью сферу влияния.
Если никто из нас не может быть капитаном, то пусть Карпов будет. Так или иначе, в 23 года я стал капитаном сборной Советского Союза по шахматам. При этом играли мы не за деньги — премии были смешными.
Играли за идею, за честь страны.
Кому какое дело, поедет ли в баню министр спорта, если фильм про шахматы? Да и на самом деле, Грамов возглавлял спорткомитет во время поединков Каспаров — Карпов!
Тут же он делает всяческие пакости за спиной Карпова — и в Багио летит, держа камень за спиной. И пытается делать всё, чтобы матч с Корчным не состоялся, угрожает ему. Чёрную икру привёз от Алиева, покровителя Каспарова… Смешались кони, люди.
Наверное, режиссёр разместил в фильме всё, что слышал от Анатолия Евгеньевича, которому картина, кстати, понравилась. Мне Карпов тоже рассказывал историю про каспаровскую чёрную игру. Материалы по теме «Мне оставалось жить несколько дней».
Истории о великом шахматисте Анатолии Карпове Штаб тренеров Карпова показан очень странно. Игорь Зайцев, интеллигентнейший в жизни человек, радостно кричит, что матч будет «до кровавых соплей». А он и в шахматы хорошо играл, нашёл сильный отложенный ход в одной из партий, а тут только открытки смешно читает и рубится в карты.
Юрий Балашов тоже похож на настоящего Балашова только усами, а Михаил Таль — лысиной, обрамлённой волосами. Штаб Карпова весь матч в Багио только и делает, что пьёт. Зато показан повар, за поездку которого в своё время Карпов действительно выдержал настоящий бой — его не хотели выпускать из страны.
Очень смешно звучит, когда секунданты хором говорят: «Как же хорош Корчной! Против Виктора Львовича как против стены!
Фильм "Чемпион мира": шахматы или политика?
Какие-то вещи я узнал от него, что-то потом прочитал. Вообще, модель его личности - очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким "спецагентом", не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. К тому же по сценарию это все соприкасается с политическими и шпионскими играми, с напряжением, которое создавала партия. Меня поразила любовь Анатолия Евгеньевича к игре.
Причем, как рассказал гроссмейстер Даниил Дубов, Карпов не только в шахматы любит играть, но и в бильярд, и даже в "шарики" на планшете. Страсть к игре, воля к победе - это очень важное качество настоящего чемпиона. И, безусловно, умение правильно расставить приоритеты, разграничить игру и жизнь. Когда ты точно понимаешь, ради чего ты живешь, а что остается игрой, тогда тебе легче принимать решения и выбирать правильное направление.
Не секрет, что Карпов выиграл, но какими усилиями! Он очень сильно похудел, у него сдавали нервы, он путал реальность и сон. Не знаю, согласится ли Анатолий Евгеньевич, но тот матч, то, каким мы пытались воссоздать его в картине, - это суровое испытание. Константин Хабенский, исполнитель роли Виктора Корчного: - Виктор Корчной в моем представлении - человек, одержимый игрой.
Такие люди чуть шире государственных границ.
Сценарий картины «Чемпион мира» основан на реальных событиях, но с добавлением большого количества элементов вымысла. По признанию режиссера и сценариста проекта Алексея Сидорова «Т-34», «Бой с тенью», «Бригада» , идея снять фильм о великом шахматном противостоянии 1978 года пришла к нему еще около 30 лет назад, но реализовать ее получилось только сейчас. Съемки проходили с июля 2020 года по март 2021 года на Филиппинах, в Таиланде, Испании, Нидерландах, а также в Москве и Златоусте. Не пропустите премьерный показ экшен-драмы «Чемпион мира» на телеканале «Россия 1» в четверг, 23 февраля, в 21:20.
Когда они садятся за шахматную доску, — это как боксеры, которые выходят на ринг. Им неважно, кто перед ними. Важен сам момент боя и то, как они идут к своей цели. Сам я благодаря съемкам приобрел агрессивность и наглость с точки зрения игры», — рассказывает Хабенский. Ивану Янковскому, которого утвердили на роль за две недели до старта съемок, пришлось проделать еще больший путь: «О том матче я почти ничего не знал, пришлось изучать. Мы встречались с Анатолием Евгеньевичем, проговорили полтора часа. Какие-то вещи я узнал от него, что-то потом прочитал. Вообще, модель его личности — очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким «спецагентом», не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. К тому же по сценарию это все соприкасается с политическими и шпионскими играми, с напряжением, которое создавала партия». Старания Янковского по достоинству оценила вся команда, но особенной похвалы актер удостоился от режиссера. В этом смысле он даже превзошел Константина Юрьевича: у Хабенского руки чуть-чуть все-таки остались не гроссмейстерскими — иногда видно, что взятие фигуры шероховато», — отмечает Сидоров. Однако соперничества между Янковским и Хабенским на площадке так и не возникло: сказался в том числе и опыт предыдущего сотрудничества на съемках. И здорово то, что у нас совершенно разные роли в «Огне», где мы встречались до этого, и в «Чемпионе мира». Конечно, он человек-праздник. В момент сцены он всегда держит персонажа, в момент перерыва умеет расслабить группу и пошутить. Я всегда рад с ним работать. Надеюсь, у нас получается классный тандем», — говорит Иван Янковский. На второстепенных ролях тоже собрался звездный ансамбль.
В реальности все было гораздо сложнее. В финале матча претендентов на матч с Бобби Фишером советская сторона в действительности сделала выбор в пользу Карпова, потому что он, по сравнению со свободолюбивым Корчным, был более лоялен к партии. Кроме того, советская сторона распустила команду Корчного, часть из которой прямо перед матчем потом перешла в команду Карпова. Основная ошибка режиссера заключается в том, что он создал ложную концепцию отношений внутри советской команды. То есть режиссер допустил серьезное искажение сути тех событий. В реальности в распоряжении Карпова оказалась вся мощь советской шахматной машины. Помимо официальных секундантов, у него была помощь от журналистов из СССР, которые освещали матч среди них, между прочим, был экс-чемпион мира Михаил Таль. У претендента такой поддержки не было. В фильме Карпов боится партийных бонз и постоянно сомневается, и выглядит это крайне неубедительно. Сам матч был невероятно изматывающим не только из-за сложных климатических условий тропики, высокая влажность , но и потому, что оказался сильно растянут по времени. Режиссер сделал акцент только на результативных партиях, а ведь именно затяжные серии ничьих и оказали такое опустошающее влияние на обоих шахматистов. Иван Янковский сыграл роль Виктора Карпова. На самом деле Карпов-Корчной играли не три, а четыре матча: в 1971 году Корчной перед матчем с Геллером пригласил Карпова сыграть с ним неофициальный тренировочный матч из шести партий. Особенность тренировочного матча заключается в том, что один из соперников тренируемый, в данном случае это был Корчной заказывает цвет фигур и дебют. Матч окончился вничью: по две победы и две ничьи. В фильме есть еще одна забавная ошибка. Это своего рода иллюстрация Холодной войны, снятая с компьютерным апгрейдом. В центре сюжета — противостояние за звание чемпиона мира по шахматам между Анатолием Карповым, защищающим титул, и возрастным претендентом на него Виктором Корчным Константин Хабенский. История начинается с флэшбеков, в котором зрителю кратко представляют героев. Юный Карпов Иван Янковский представлен как человек чести, моральный кодекс которого стоит выше спортивных достижений. Корчной же является его антиподом: этот персонаж представлен как человек, для которого самое важное — это победа. Причем любой ценой. Диана Пожарская в роли Вероники.
Анатолий Карпов: о фильме «Чемпион мира» и экстрасенсах Корчного
Город - 21 сентября 2022 - Новости Воронежа - Фильм "Чемпион мира" основан на матче за мировую шахматную корону между действующим чемпионом мира из СССР Карповым и эмигрировавшим в Швейцарию советским гроссмейстером Корчным. В прокат выходит фильм Алексея Сидорова «Чемпион мира» — спортивная драма о том, как молодой Анатолий Карпов доказывал себе и Виктору Корчному, что именно он лучше всех играет в шахматы. Город - 21 сентября 2022 - Новости Стерлитамака - Хабенский сыграл шахматиста Виктора Корчного в фильме "Чемпион мира".