Новости ермоген святитель

Покусились и получили по зубам по прямому благословению святителя Ермогена, обратившегося с воззванием ко всем русским людям одолеть Смуту и подняться за Землю. Говоря о последних днях жизни отца Ермогена, нужно сказать, что Господь посетил его тяжелой болезнью, которая, возможно, или восполнила его покаяние, или очистила от грехов.

Слово Патриарха. О святителе Ермогене. Смутное время

В ответ святителю Ермогену патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 13 июля 1606 года он был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе.

По древнему чину святейший патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля. Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом Смутного времени — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Когда в июне 1608 года самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания.

В одном из них он писал: «... Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас?

Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте первосвятитель призывал: «... Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»... Тем временем в Москве начался голод.

Первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой Лавры на самоотверженную героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества.

Вскоре праведный суд Божий свершился и над самозванцем, прозванным «тушинским вором». Его постигла печальная и бесславная участь; он был убит собственными приближенными 21 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III — они желали видеть на русском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда.

Проповедь перед причастием произнес иерей Игорь Филоненко, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе г. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь. В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена. Под руководством старосты Успенского собора Московского Кремля Н.

Чаплина группа экспертов в области церковно-прикладного ювелирного искусства и духовенства разработала концепцию восстановления утраченной утвари главного исторического храма Русской Православной Церкви. Ранее в Успенский собор были переданы напрестольное Евангелие и напрестольные кресты.

Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере.

За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца память 5 октября, 21 декабря, 24 августа , а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству.

В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные соотечественники. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ.

Но ведь святитель оказался выше всех, кто склонял его к измене! Он оказался духовно сильнее всей этой вражьей силы, которая вошла в самое сердце нашей страны, — один старец-Патриарх, от которого зависело, будет существовать независимая страна, сумеет она сбросить с себя оковы оккупантов или добровольно подчинится иной власти. Оккупанты требовали от святителя, чтобы он обратился к русскому народу с соответствующим воззванием, но он понимал, что его слова могут произвести непоправимый, неисцеляемый разрыв в русском народе, а значит, такое ослабление страны, в результате которого она бы осталась на долгие годы под контролем иноземной и иноверной силы. И святитель Ермоген находит в себе, пожилом человеке, изможденном голодом и холодом, силы отвергнуть все предложения и предателей, и оккупантов, и тем самым старец-Патриарх спасает Россию. Сейчас в наши учебники истории, может быть, внесены какие-то коррективы, но когда я учился, на уроках ни слова не говорилось об этом судьбоносном для страны подвиге святителя. Дай Бог, чтобы нынешнее молодое поколение воспитывалось в понимании того, какую судьбоносную роль сыграл Патриарх и какое значение его слова и его мужественная позиция, предопределившая его исповедническую кончину, имели для того, чтобы страна наша осталась независимой, сильной, чтобы сохранилась вера православная в народе нашем.

Патриарх Кирилл: Ермоген призвал Минина и Пожарского к походу на Москву

It is the story about faith and tenacity; how Russia has for many times teetered on the brink of destruction, but still managed to stand strong thanks to the courage of its citizens. The film covers almost fifty years of Russian history, from the reign of Ivan the Terrible to the ascent of the Romanov dynasty on the throne.

Как-то батюшка зашел в издательский отдел Новоспасского монастыря и удивил всех вопросом про драйвера. Он переживал за наш непростой мир и молился за него, считая это главным своим деланием; «болел» за каждого человека, всем напоминая о том, что любое искушение, любое падение надо преодолевать с молитвой, что именно она преображает сущность и все бытие человека В физической слабости, простоте, незлобии была сила отца Ермогена. Он много и часто исповедовал, хотя признавался, что исповедь его выматывает. Много времени уделял людям, вновь пришедшим к вере. Любил иногда поговорить, но, что важнее, умел выслушать каждого приходящего к нему человека. В пастырских беседах, столь нужных всем нам, он никогда не отказывал людям, хотя привычка торопиться, приобретенная, наверное, еще в детстве, в нем оставалась. Отец Ермоген говорил и о том, что каждый человек должен преодолевать себя и совершать ежедневно усилие над собой для своего преображения: «Конечно, требуется подвиг, требуется волевое усилие, никуда от этого не денешься. Здесь пригодится даже и память смертная.

Без молитвы мы не получим благодать, а без благодати спастись невозможно. Молитва — это не искусственное обрядовое установление — это необходимость». Еще батюшка учил никогда не унывать, ведь Православие — это вера оптимистов: «Главное — в уныние, в отчаяние впадать не надо. С ними надо бороться всеми силами, ни в коем случае нельзя их допускать. Они крайне опасны. Уныние ищет утешения вне Бога. Даже если молитва не идет, все равно нужно начать: «Богородице, Дево, радуйся! Поклончик сделать, Иисусову молитву прочесть — только не поддаваться отчаянию». Господь послал отцу Ермогену тяжелую болезнь.

Он мужественно, по-христиански принял страдания, как принимал волю Божию и во всем остальном, и как учил поступать своих духовных чад. Отошел ко Господу отец Гермоген в своем дорогом монастыре. Отпевание иеросхимонаха Ермогена было совершено 9 октября в величественном Преображенском соборе обители.

Когда Ермолай стал священником тоже точно неизвестно, однако сохранились сведения, что служить Богу он начал клириком в казанском Спасо-Преображенском монастыре. В 1579 году Ермолай уже служил в известной в Казани церкви святого Николая в Гостином дворе. В том году в городе произошло чудесное обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будущий святитель был как раз одним из первых, кто принял этот образ в свои руки. В 1587 году Ермолай принял монашеский постриг с именем Ермоген Гермоген в московском Чудовом монастыре. Спустя некоторое время он был назначен игуменом, а затем и архимандритом казанского Спасо-Преображенского монастыря.

Новости Статьи Священномученик Ермоген Священномученик Ермоген Гермоген , патриарх Московский и всея Руси, родился около 1530 года в семье донских казаков. В миру он носил имя Ермолай. Годы юношеского и зрелого возраста Ермогена совпали с выдающимися событиями отечественной истории: покорение Казани, Астрахани, Сибири; венчание Иоанна IV на всероссийское царство, издание Судебника, проведение первых Земских Соборов. Разделил будущий патриарх в полной мере и скорбь своего Отечества по поводу произвола Польши, которая, захватив часть исконно русских земель, преследовала там Православие, стремясь насадить церковную унию под началом Рима. Эти исторические события оказали глубокое влияние на Ермогена, подготовили его на служение Церкви и Отечеству. Служение будущего патриарха Церкви Христовой началось в Казани простым приходским священником при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году он, будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм. Вскоре священник Ермолай принял иноческий постриг с наречением имени Ермоген. По всей вероятности, пострижение происходило в Чудовом монастыре, который был назван им впоследствии обетным. Через несколько лет Ермоген был назначен архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани, а 23 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым митрополитом Казанским. На этой кафедре святитель Ермоген проводил широкую, плодотворную миссионерскую работу среди язычников и мусульман татар , приводя их к православной вере. Во время служения будущего патриарха в Казани совершились явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил службу Божией Матери в честь иконы Ее Казанской, а также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях». Его тропарь «Заступнице Усердная» проникнут истинным вдохновением и глубоким молитвенным чувством. В сказании же он со смирением пишет о себе: «Я же тогда… хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу… И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским…». В 1591 году святитель Ермоген собирал в кафедральный собор новокрещеных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. В ответ святителю Ермогену патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 13 июля 1606 года он был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. По древнему чину святейший патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля. Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом Смутного времени — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди.

«Без него не было бы нашей страны»: в Казани представили фильм о патриархе Ермогене

Чаплин, первый заместитель министра культуры РФ С. Литургия транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения иеромонах Ермоген Бурыгин , и. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Игорь Филоненко, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе г. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.

Он оказался духовно сильнее всей этой вражьей силы, которая вошла в самое сердце нашей страны, — один старец-Патриарх, от которого зависело, будет существовать независимая страна, сумеет она сбросить с себя оковы оккупантов или добровольно подчинится иной власти. Оккупанты требовали от святителя, чтобы он обратился к русскому народу с соответствующим воззванием, но он понимал, что его слова могут произвести непоправимый, неисцеляемый разрыв в русском народе, а значит, такое ослабление страны, в результате которого она бы осталась на долгие годы под контролем иноземной и иноверной силы. И святитель Ермоген находит в себе, пожилом человеке, изможденном голодом и холодом, силы отвергнуть все предложения и предателей, и оккупантов, и тем самым старец-Патриарх спасает Россию. Сейчас в наши учебники истории, может быть, внесены какие-то коррективы, но когда я учился, на уроках ни слова не говорилось об этом судьбоносном для страны подвиге святителя. Дай Бог, чтобы нынешнее молодое поколение воспитывалось в понимании того, какую судьбоносную роль сыграл Патриарх и какое значение его слова и его мужественная позиция, предопределившая его исповедническую кончину, имели для того, чтобы страна наша осталась независимой, сильной, чтобы сохранилась вера православная в народе нашем. Наверное, ни в каком другом месте мы не чувствуем всего того, что связано с личностью Святейшего Патриарха Ермогена, как здесь, в этом святом храме, у его гробницы.

The film covers almost fifty years of Russian history, from the reign of Ivan the Terrible to the ascent of the Romanov dynasty on the throne. Дивеево, ул.

К переходу в вечность он готовился всю свою жизнь Митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов : Отпевание схиархимандрита Тихона Муртазова — Мы проводили архимандрита Ермогена, в схиме схиархимандрита Тихона, в тот путь, к которому он готовился всю свою жизнь. Это был день одновременно печальный и радостный. Радостный — потому что любовь множества людей собрала всех нас для того, чтобы сердцем молитвенно выразить благодарность отцу Ермогену, схиархимандриту Тихону, за тот жизненный путь, который он прошел, будучи верным учеником Христовым, за те любовь, внимание и духовное воспитание, что он щедро расточал стекающемуся к нему народу. В телефонном разговоре накануне отпевания Святейший Патриарх Кирилл благословил передать всем, что ту скорбь, которую испытывают ближайшие чада новопреставленного, разделяет и его сердце. Он сказал, что помнит отца Ермогена с конца 1950-х — начала 1960-х годов, когда еще мальчиком он приезжал в Пюхтицкий монастырь, где сначала познакомился с его предшественником — иеромонахом Петром Серегиным , а потом и с самим отцом Ермогеном. В последний раз Святейший Патриарх Кирилл видел отца Ермогена, когда четыре года назад владыка Евсевий пригласил его во Псков. Его Святейшество сопровождала делегация, в которой довелось быть и мне. Помню как сейчас: Святейший Патриарх Кирилл, увидев отца Ермогена, подошел к нему и от всей души обнял его, и отец Ермоген также взаимно его обнял. Им, конечно, было о чем поговорить. Но Святейшего торопили обязанности, были намечены встречи, от которых многое зависело в деле сохранения и возрождения святынь на Псковской земле... Однако то, как встретились эти два человека, уже более полувека знакомые друг с другом, говорило об их взаимоотношениях без слов. Встреча Святейшего Патриарха Кирилла и схиархимандрита Тихона в Снетогорском монастыре Святейший Патриарх Кирилл сказал о почившем много теплых и замечательных слов как о смиренном, добром, искреннем, необычайно заботливом подвижнике, приставленном для того, чтобы помогать на пути ко спасению множеству людей, в первую очередь, инокиням и монахиням. Отец Ермоген сначала, на протяжении почти 30 лет, был духовником Пюхтицкого монастыря, а потом без малого четверть века — и псковской Снетогорской обители, которую возродил вместе с владыкой Евсевием после богоборческих лет. Для каждого христианина приходит час преставиться к Богу, и мы видим хотя только отчасти видим плоды подвига и трудов отца Ермогена — все то обилие людей, собравшихся проводить своего духовного отца и душепопечителя в путь всея земли. Царствие Небесное приснопоминаемому старцу схиархимандриту Тихону. Господь да упокоит его в селениях святых. Верую, что он достиг той цели, к которой стремился всю свою жизнь, — единения с Богом, и сейчас Господь даст ему — как одно из блаженств — своею любовью участвовать в жизни и спасении всех тех, кто любит его и обращается к нему с молитвенными просьбами и просто молится о его упокоении. Главное дело жизни — его всегдашняя забота о людях Митрополит Псковский и Порховский на покое Евсевий Саввин : Отпевание схиархимандрита Тихона Муртазова — Господь благословил меня знать архимандрита Ермогена, в схиме схиархимандрита Тихона, со студенческой скамьи. Мы вместе учились в Московской духовной академии. Он приехал в лавру после окончания Саратовской семинарии, год успев прослужить на приходе. Продолжить учебу его благословили старцы — преподобный Кукша Одесский и архимандрит Тихон Агриков; в схиме Пателеимон. Александр Муртазов, как тогда еще звали будущего схиархимандрита, был старше меня на четыре года. Хотя вряд ли только эта разница в возрасте определяла то, что среди шустрых, каковым по тем годам был и я, однокурсников он уже тогда выделялся рассудительностью, склонностью к уединению, молитвенным настроем, который он возгревал, стараясь как можно чаще посещать богослужения. Какая-то тихость отмечала его жизнь. Мы здесь, на Псковской земле, даже не знали, что он несет еще и подвиг схимы, — узнали об этом уже только перед самой его кончиной. А так он всю свою жизнь скромно служил, исповедовал. Сначала на протяжении почти 30 лет в Пюхтицком женском монастыре, потом Господь призвал его потрудиться над восстановлением псковской Снетогорской обители. Причем откровение об этом он получил еще при постриге в Пюхтице в 1978 году, когда митрополит Эстонский Алексий — будущий Святейший Патриарх Алексий II — постриг его 17 марта, в день памяти преподобномученика Иоасафа Снетогорского. В Снетогорском монастыре он бессменно окормлял сестер и принимал народ более 20 лет. Главное дело жизни — его всегдашняя забота о людях. Как бы его ни одолевали усталость и немощи, он не знал покоя ни днем ни ночью: молился, исповедовал, наставлял, вникал в какие-то трудности, помогал... К нему обращались и простые люди из самых разных уголков России и даже из-за рубежа, ехали и высокопоставленные чины, — и неизменно каждый получал добрые советы, нужные для служения всей России или на своем скромном рабочем месте, для своей семьи... В этом году исполнилось 40 лет со дня пострига отца Ермогена в монашество, а он, несмотря на тяготение к схимническому затворническому житию, привлекал своей добротой и любовью даже маленьких шумных деток. Милый наш батюшка! В нем был какой-то дух неувядаемой искрящейся бодрости, которым он делился со всеми. Царство Небесное! Он меня сразу определил: — Тебе надо поступать в духовную семинарию. Подростком мне тогда сложно было представить себя пастырем, поэтому особого значения я его словам не придал. Спокойно учился, отслужил в армии. После демобилизации батюшка мне еще несколько лет на раздумье дал... А после я к нему сам примчался: — Готов! Так и стал священником. К батюшке, помню, приедешь, а у него точно Сам Дух Утешитель возрадует тебя и умиротворит. По его молитвам все твои недоумения разрешались. Иногда батюшка прямо тебе говорил: — Ты страдаешь вот из-за этого. Павлуша он так меня называл , делай так-то и так, — я слушался, и все улаживалось. А если настоишь на чем-то своем, шишек не оберешься. Потом приезжаешь на исповедь, каешься, а после радость, легкость такая! Бывало, человек к батюшке придет весь как клубок туго наверченных проблем и страстей, а батюшка потихонечку всю эту пряжу жизни разберет, все узелочки развяжет, все ему расскажет, что да как, — и человек выходит просветленный. А то, бывало, и на молитву с собой поставит: — Стой молись, и я буду молиться! И тут человек понимает, что что-то такое началось... Словами это не передашь. Но у многих было четкое ощущение, что что-то очень серьезное происходит в его келье во время молитвы. Так, батюшка мог буквально вытягивать души из греховной жизни к свету. Одна женщина пришла как-то к батюшке: — Муж пропал!

«За молитву надо бороться»

На глазах отца Ермогена и при его непосредственном участии происходило возрождение древней обители. чудотворец, стало известно, когда освободители Москвы от поляков вошли в темницу Чудова монастыря по его. Церковь чтит память Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца.

Меню раздела

  • Новости » Храм Священномученика Ермогена Патриарха Московского и всея Руси
  • Другие новости раздела
  • Патриаршество
  • Священномученик Ермоген
  • Баннеры — нижняя часть сайта

Священномученик Ермоге́н Московский и всея Руси патриарх

О великий угодниче Христов, святителю отче наш Ермогене! И как же ясно осознавал великую историческую ответственность святитель Ермоген! Первая достоверно известная дата в биографии святителя Ермогена — 1579 год, когда он стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. На глазах отца Ермогена и при его непосредственном участии происходило возрождение древней обители.

Патриарх Кирилл: Ермоген призвал Минина и Пожарского к походу на Москву

Наверное, ни в каком другом месте мы не чувствуем всего того, что связано с личностью Святейшего Патриарха Ермогена, как здесь, в этом святом храме, у его гробницы. И потому Успенский собор Московского Кремля, главный храм Святой Руси, и есть то место, где мы должны особенно молиться и просить святителя Ермогена об Отечестве нашем, о всей Руси, о преодолении расколов и разделений на Русской земле, о воссоединении народа нашего и укреплении единой Русской Православной Церкви, Матери всего многонационального народа нашего и даже тех, кто, может быть, не в полной мере причисляет себя к Православию, но через духовно-культурную традицию, созданную, вскормленную, охраняемую Церковью, получает то, что из любого другого источника получить невозможно. И то, что Церковь, пройдя через особые испытания страшного Смутного времени, сохранила во всей полноте свою роль для судеб народа, во многом заслуга старца-Патриарха, который не убоялся ни холода, ни голода, ни самой смерти, но, как и подобает Предстоятелю Церкви, остался вместе со своим народом, вместе со своей Церковью и, конечно, с Господом, Который и укреплял его на этом исповедническом и мученическом пути. Молитвами святителя Ермогена да хранит Господь от всякого зла, от всяких искушений и соблазнов землю Русскую, Церковь нашу и каждого, кто с верой притекает к его заступничеству и помощи. Источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново. Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас — неизвестно.

В 1589 году он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Владыка соединял блестящие способности проповедника и учителя с начитанностью незаурядным литературным дарованием. В 1595 году при его деятельном участии совершилось обретение мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские труды митрополит Ермоген был возведен в 1606 год на Патриарший престол в Успенском соборе Московского Кремля. Деятельность святителя Ермогена совпала с трудным для Русского государством периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III, стремившихся уничтожить в России православие и ввести униатство и католичество. Патриарх все свои силы отдавал служению Церкви и Отечеству, он рассылал послания к русскому народу с призывом подняться на защиту православной веры и земли Русской, благословил оба ополчения. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле.

В первую очередь это хорошо поняли враги, и в трудное для Руси время страна наша подверглась польской агрессии. Поляки устремились в Москву, в надежде использовать появившиеся возможности, с тем чтобы посадить на Московский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Польша тогда была сильнее Руси, она не претерпевала междоусобных браней, она была хорошо вооружена, и поляки прошли через западную часть Руси, в том числе через город Смоленск, разорив его, и вошли в Первопрестольный град. Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена. И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда. Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского. Находясь в подвалах Чудова монастыря, Патриарх Ермоген не сломился под давлением поляков. Его морили голодом и холодом. Можно себе представить: пожилой человек без еды, тепла, в тяжелейших условиях… Всё бы он получил моментально, и престол Патриарший ему был бы возвращен, если бы он благословил на русский трон иноземного царя.

"Православный календарь": день памяти священномученика Ермогена

Вечером по всей Москве снова совершены всенощные бдения, всецело посвященные прославлению святителя, Ермогена. У гроба святителя Ермогена по его молитвенному предстательству совершились и совершаются обильные чудотворения. Святитель Ермоген, оставаясь верным своей архиерейской присяге, своему Патриаршему предназначению, всячески боролся — в первую очередь с внутренними изменниками, которые. Святитель Ермоген видел эту опасность. Им святитель Ермоген передал последнее свое послание, призывающее народ подняться на спасение Дома Пречистой Богородицы – Православной России. Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена.

Слово Патриарха. О святителе Ермогене. Смутное время

Но там Гермоген показал себя противником Лжедмитрия: выступил против избрания патриархом Игнатия и потребовал православного крещения Марины Мнишек [8]. Лжедмитрий приказал сослать его в Казань. Приказ выполнить не успели в связи с убийством Лжедмитрия [3]. Патриаршество[ править править код ] Выбор патриарха в России был предоставлен исключительно усмотрению и воле государя, церковный собор лишь подтверждал этот выбор. Василий Шуйский , низвергнув Лжедмитрия I , низложил Игнатия, и на его место поставил патриархом своего сторонника — Гермогена [9]. Василий Шуйский решил сделать Гермогена патриархом как «врага предшествовавшего правительства» [10]. Пётр Геллер.

Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Патриаршая резиденция в Чистом переулке 3 13 июля 1606 года Гермоген стал патриархом. Оставался сторонником Василия Шуйского в его борьбе с Лжедмитрием II, поддерживал его в подавлении восстания Болотникова и противился его свержению [11]. Арсений Елассонский сообщал в своих мемуарах, что патриарх Гермоген вместе с боярами и московскими жителями составили заговор с целью свержения царя Василия Шуйского, на место которого они хотели поставить царём польского королевича Владислава. В результате заговора они не только свергли Василия с царского престола, но и против желания Василия Шуйского постригли его в монахи, заточив в Чудов монастырь ; против желания была пострижена в монахини и жена Василия Шуйского — Мария , заточенная в монастырь Иоанна Предтечи [12] [13]. В Новом летописце события свержения Василия Шуйского изложены по-другому.

Согласно Новому летописцу, Гермоген был противником свержения и насильственного пострижения Василия Шуйского и уже после пострижения Василия продолжал называть Шуйского царём, а иноком называл Василия Тюфякина умер в 1595 году ; последний согласно, Новому летописцу, произносил иноческие обеты за Василия Шуйского [14]. Решение о начале переговоров с гетманом Жолкевским о поставлении Владислава на русское царство принималось боярской думой с участием патриарха Гермогена, освященного собора и «всей земли» [15]. Гермоген выдвигал непременным условием воцарения польского королевича католика Владислава Сигизмундовича принятие им православия [11]. Однако без принятия православия по благословению и совету патриарха Гермогена, московское правительство вместе с москвичами в конце августа 1610 года избрало царём России польского королевича Владислава. По благословению и совету патриарха Гермогена и при личном участии патриарха и от его имени к присяге Владиславу и его потомству были приведены жители Москвы 27 августа 1610 года; патриарх Гермоген вместе с архиереями, боярами, синклитом двора и всем народом Москвы отправили к польскому королю Сигизмунду посольство, возглавляемое митрополитом Филаретом Романовым , с подарками и ходатайством — прислать на московское царство его сына Владислава [13] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21]. Гермоген оставался противником введения польского гарнизона в столицу, для этой цели он собрал в сентябре 1610 года большое количество дворян и служилых людей; на собрание обсуждался вопрос о том, как бы нарушить присягу крестное целование , данное Владиславу и отказаться от приглашения на царство Владислава.

Однако, эта попытка была пресечена Мстиславским [22]. Патриарх Гермоген в заточении в Чудовом монастыре. Васнецова В. После захвата Москвы польскими войсками возглавил патриотическое движение, рассылал грамоты в Нижний Новгород, Суздаль, Владимир с призывом к восстанию против интервентов декабрь 1610 — январь 1611 [11]. Король Сигизмунд III не хотел утверждать договор, заключённый Жолкевским , и не хотел отдать своего сына Владислава на московское царство, желал самому быть русским царём, из-за этого произошли волнения в Рязани, Калуге и в других русских городах. В то время как московские бояре продолжали ждать приезд Владислава на московское царство, Прокопий Ляпунов и Иван Заруцкий подняли восстание и сформировали первое народное ополчение против поляков, находившихся в Москве.

Ходили слухи, что восстание городов произошло по совету патриарха Гермогена, однако сам патриарх отрицал это. Восстание было подавлено, в подстрекательстве к восстанию и ответственности за массовые убийства был обвинён Гермоген. Без Архиерейского собора Гермоген боярами был лишён патриаршества, с него было снято архиерейское облачение, и в качестве простого монаха Гермоген был заключён в Кремле в подземелье Чудова монастыря [23] [24] по другой версии — в подворье Кирилло-Белоезерского монастыря [13].

Большую пользу я получил от этих поездок в Печоры.

Каждый год ездил и жил там по 2-3 недели, ожидая встречи с отцои Иоанном Крестьянкиным. Он предсказал мне, что я буду священником». Так и случилось. В последние годы, в 2012 году, отец Ермоген был пострижен в схиму, исполнял послушания духовника Новоспасского монастыря, в котором прожил более двадцати лет.

Он пришел в эту обитель в 1994 году, уже опытным, крепко стоявшим на ногах человеком, много пережившим и много повидавшим. Первое свое послушание батюшка нес на просфорне. Но, по его словам, он «в этом делании не достиг значительных успехов». Потом трудился на разливе масла, был уставщиком — многое приходилось осваивать.

На глазах отца Ермогена и при его непосредственном участии происходило возрождение древней обители. В одном из последних интервью, незадолго до своей болезни, он признавался, что Новоспасский монастырь стал ему родным домом, и вне его стен он чувствует себя неуютно. Он был тих, прост, всегда мог дать совет, не претендуя при этом на роль истины в последней инстанции. Не уходил от общения с людьми.

О принятии схимы говорил: «Желания моего на это не было, но мне было открыто, что не стоит отказываться. Хотя, честно говоря, я не чувствовал себя достаточно сильным духовно, чтобы достигнуть такой степени монашества». А уже будучи опытным духовным наставником, смиренно говорил: «Я слабый духовник». Запомнился его вдумчивый открытый взгляд.

Главной в его советах была мысль о необходимости серьезного отношения к молитве, о том, что совершать ее надо непрестанно. Прочитайте утренние и вечерние молитвы, не отвлекаясь, — я уверяю Вас, что если Вам это удастся даже на 10 процентов, — уже неплохо. Молитва — это основное делание монаха, но и для мирянина она необходима, иначе враг получит слишком большую власть над человеком.

Но главная причина была в смуте духовной, в потере национального самосознания, в неспособности отличить добро от зла, и были открыты двери Руси, двери Москвы и врата Кремля: "Приходите, господствуйте и царствуйте над нами". Но понимали те смутьяны, как и оккупанты, что ничего на Руси не произойдет, если Патриарх Московский не обратится с соответствующим призывом ко всему народу - поверить в идею спасения извне. Вот почему на Патриарха стало оказываться огромное давление и представителями боярской знати, и оккупантами: "Подпиши воззвание, обратись к народу русскому, чтобы приняли иноземное господство как великое и необходимое деяние, направленное на спасение страны". Можно представить, в каком тяжелейшем положении находился Патриарх.

Его просили, его уговаривали, его соблазняли разными привилегиями и богатством, затем стали принуждать, а когда почувствовали, что стоит Патриарх твердо и не имеет намерения изменить Отечеству своему, бросили в холодные подвалы Чудова монастыря. Но этот пожилой человек, один на один со своими соблазнителями и врагами, сохранил силу духа в укор своему Отечеству, не помрачил своего сознания, не соблазнился ни на посулы, ни на уговоры. То, что произошло с нами в XVII веке великий урок на все времена - для властей, для элит, для Церкви и для народа А почему, собственно говоря, требовалась врагам помощь Патриарха? Да потому, что народ, тот самый простой народ, который всегда решал и решает судьбу России, не согласен с элитами, не принимает соблазнов - он живет своей внутренней жизнью. Только один голос мог повлиять на народ - голос Патриарха. И как же ясно осознавал великую историческую ответственность святитель Ермоген!

В самом деле, они находились в самом центре Руси, в граде Москве, и можно себе представить, какая тяжесть была на сердце святителя Ермогена, сколько горячих молитв он возносил ко Господу об избавлении России, страны нашей, от нашествия иноплеменных, от предательства; как он молился о воссоздании духовной силы Руси — здесь, в подвале Чудова монастыря, к сожалению, разрушенного и до сих пор не восстановленного, когда его пытались принудить к измене и посулами, и голодом, и холодом. Но ведь святитель оказался выше всех, кто склонял его к измене! Он оказался духовно сильнее всей этой вражьей силы, которая вошла в самое сердце нашей страны, — один старец-Патриарх, от которого зависело, будет существовать независимая страна, сумеет она сбросить с себя оковы оккупантов или добровольно подчинится иной власти. Оккупанты требовали от святителя, чтобы он обратился к русскому народу с соответствующим воззванием, но он понимал, что его слова могут произвести непоправимый, неисцеляемый разрыв в русском народе, а значит, такое ослабление страны, в результате которого она бы осталась на долгие годы под контролем иноземной и иноверной силы. И святитель Ермоген находит в себе, пожилом человеке, изможденном голодом и холодом, силы отвергнуть все предложения и предателей, и оккупантов, и тем самым старец-Патриарх спасает Россию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий