Последним председателем КГБ СССР стал Вадим Бакатин.
Представления о празднике
- Когда в России появились органы госбезопасности?
- 39 лет со дня основания группы специального назначения "Вымпел" КГБ СССР: sell_off — LiveJournal
- Комментарии
- кгб - Сток картинки
- Обои кгб - картинки для рабочего стола и фото обои
- День работника органов безопасности РФ
От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России
В состав КГБ вошли выделенные из министерства внутренних дел СССР управления, службы и отделы, занимавшиеся вопросами обеспечения государственной безопасности. За время своего существования КГБ достиг выдающихся результатов в обеспечении госбезопасности, располагая самой современной внешней разведкой, контрразведкой и системой охраны первых лиц государства, его границ, гостайны и конституционного строя.
В большинстве городов и сел страны власть находилась в руках контрреволюционеров, имущих классов, анархистов и даже бандитов. Советское правительство к этому времени еще не овладело полностью положением и в основном контролировало район европейской части в пределах Петроград — Москва и на юг до Царицына.
Этот район в разные периоды то расширялся, то сужался в зависимости от наступления армий сторон и интервентов. В самих городах шла вооруженная борьба отрядов красногвардейцев с бандитами, грабителями, саботажниками и заговорщиками. Продолжали выходить газеты — большевистские и антисоветские, циркулировало множество различных слухов, и в первую очередь о неминуемой гибели нового режима, о скором наступлении немцев и аресте Троцким Ленина.
Большинство из этих слухов и сплетен распускалось разведками и дипломатами западных стран через свою агентуру в лице анархистов, эсеров и провокаторов. Заметно активизировалась в это время деятельность западных разведок, особенно английской и германской. В этих условиях необходимо было навести порядок и взять в свои руки контроль над положением в стране, и в первую очередь в Петрограде и в Москве.
Советское правительство в этой связи принимает ряд кардинальных мер и решений. Инициатором их был сам Ленин. По его непосредственному указанию 20 декабря 1917 года создается особая организация по борьбе с внутренней контрреволюцией и внешними врагами, саботажем и спекуляцией — Всероссийская чрезвычайная комиссия — ВЧК.
Задачи этой политической организации были сформулированы следующим образом: преследовать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они ни исходили; предавать суду революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними; вести предварительное расследование. В качестве карательных мер предлагалось применять к врагам такие, как: конфискация имущества, выселение, лишение продовольственных карточек, опубликование списков контрреволюционеров и т. Первым Председателем ВЧК по рекомендации Ленина стал испытанный революционер, кристально честный большевик, глубоко преданный делу рабочего класса, непримиримый к врагам революции, ближайший его соратник Феликс Эдмундович Дзержинский.
В декабре 1917 года аппарат ВЧК насчитывал 40 человек. Основная функция, которая возлагалась на новую структуру, заключалась в противодействии контрреволюционным элементам, организации саботажа и в борьбе с организованной преступностью. Инициатором такой организации с самыми широкими полномочиями являлся В.
Ленин, который делал большие ставки на новый орган. По его мнению, именно чекисты должны стать настоящей грозой для антисоциальных элементов, заговорщиков и провокаторов. ВЧК должна стать эффективным инструментом борьбы против внутренней и внешней контрреволюции.
Первый руководитель ВЧК Ф. Дзержинский сумел в короткие сроки поставить на ноги новую структуру, организовать на должном уровне сыск, восстановить деятельность подразделения оперативно-следственной работы. Появление в руках молодого советского государства такой мощной организации позволило в течение последующих лет искоренить саботаж, подавить антисоветские восстания, ликвидировать целый ряд заговоров по устранению руководителей Советской России и свержению Советского Правительства.
Самой великой спецоперацией можно назвать ту, которую осуществила руководимая Ф. Дзержинским служба в начале 1920-х годов. Семь лет Первой мировой и Гражданской войн вызвали разруху в стране.
Народное хозяйство пришло в упадок, миллионы людей остались без крова и без работы, семьи — разлученными, дети — выброшенными на улицу. Как только стихли бои на фронтах Гражданской войны, одним из первых вопросов, вставших перед советской властью, был вопрос о детях. Проблема детской беспризорности обострилась с особой силой в 1921 году, когда на Россию обрушилась губительная засуха.
Посевы погибли, хлебные резервы оказались исчерпанными, надежд на урожай не было. Положение страны стало катастрофическим. Пришел небывалый для России голод, охвативший 37 губерний с населением свыше 40 миллионов человек.
Дзержинского заключается в том, что он сумел не только восстановить работоспособность полицейского надзора в стране, но и организовать эффективную контрразведывательную деятельность. Именно «Железный Феликс» поспособствовал организации в структуре своей фирмы отдела, занимающегося контрразведывательной деятельностью целях обеспечения обороноспособности страны. Самое первое здание ВЧК: бывший дом губернских присутствий, Гороховая, 2.
Созданная структура получила название Особый отдел ВЧК. В ее обязанности входил сбор разведывательной информации и противодействие утечке данных их военных формирований Красной Армии и ВМС молодой Республики. В каждой армейской части появился человек, который отвечал за охрану государственной тайны и контролировал личный состав вооруженных сил.
С такой организацией в армии удалось создать устойчивый механизм контроля над политической обстановкой и обеспечить надежное противодействие социальным и политическим элементам, разлагающим армию. В январе 1918 г. Ее возглавляли офицеры царской армии Мешков, Ланской и Орел.
Под видом бывших офицеров в организацию были внедрены чекисты.
Так, в апреле 1954г. Хохлов в Германии. Эти побеги привели как к усложнению условий деятельности советских разведчиков за рубежом, так и к раскрытию ряда ценных источников информации. Некоторые перебежчики из КГБ в те и последующие годы: А. Голицын, А. Шевченко, О. Гордиевский, О. Калугин — активно использовались спецсужбами зарубежных государств для попыток дискредитации органов госбезопасности СССР. В целом следует сказать, что провалы в деятельности разведки и контрразведки — это следствие того объективного обстоятельства, что они действуют в условиях реального и непрекращающегося противоборства с реальным и потенциальным противником, стремящимся как скрыть, замаскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводить специальные дезинформационные и отвлекающие кампании, активные мероприятия.
Сопутствуют этому и те субъективные обстоятельства, что в последние годы получили наименование «человеческого фактора». При этом речь идет как о неосознаваемых просчетах и ошибках, так и о целенаправленном предательстве. О масштабах урона, наносимого предательством интересам безопасности государства, органов госбезопасности, свидетельствует лишь тот факт, что измена только одного В. Предательство не может иметь никакого оправдания. И поэтому вполне уместно недоумение по поводу того факта, что некоторые отечественные СМИ пытаются «ваять благородные» образы В. Резуна и подобных ему перебежчиков. В то же время, уже в 50-60-е годы органами КГБ был разоблачен ряд как сотрудников разведок посольских резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих. Так, в 1958г. Попов, а в октябре 1961-го — полковник О. Поляков [16].
Однако представляется также необходимым рассказать о некоторых неизвестных страницах истории деятельности советской разведки в начале 60-х годов в США. Общая канва тех давних событий хорошо известна: 14 октября 1962г. Тогдашний американский президент Джон Кеннеди потребовал от советского правительства вывода этих ракет, что, с одной стороны, поставило мир на грань ядерной войны, и, с другой стороны, было выполнено Советским Союзом. Да, такова краткая фабула той далекой истории, за кулисами которой скрываются кардинальные повороты мировой политики, подлинные триумфы и мнимые поражения. К числу последних многие наши соотечественники относили и относят ныне как эвакуацию советских ракет, так и мнимое «унижение» вследствие этого СССР, причиной чего стал якобы «авантюризм и волюнтаризм» тогдашнего советского руководителя Н. Хрущева, о чем на октябрьском 1964г. При этом некоторые отечественные, да и зарубежные исследователи говорят о якобы «односторонней вине СССР» в возникновении опасного международного кризиса, получившего в нашей стране название Карибского, в США — Ракетного, а на Кубе — Октябрьского. Напомним, что к тому времени администрация США придерживалась внешнеполитической стратегии «сдерживания» или «отбрасывания коммунизма», основой которой являлось военное, в том числе ядерное, превосходство и угроза применения вооруженной силы. К 1962 году США не только увеличили число своих военных баз вдоль границ СССР, но и развернули батареи стратегических ракет «Юпитер» в Турции и планировали их размещение в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность носителей ядерных зарядов в отношении 1:17 в пользу США, так и сократить «подлетное время», являющееся важной стратегической характеристикой ядерного сдерживания. Отметим и следующее важное, но практически неизвестное современникам обстоятельство.
Опираясь на свое мнимое научно-техническое превосходство, США полагали, что отныне космические и иные технические средства разведки надежно гарантируют безопасность страны и в этой связи решили перенести тяжесть разведывательной деятельности с агентурной разведки на техническую. Из этой оказавшейся впоследствии ложной посылки, между прочим, был сделан и достаточно сомнительный вывод о том, что в разведывательном противоборстве центр тяжести отныне также следует перенести с агентурной защиты государственных секретов на техническую, акцентировав основное внимание на противодействии техническим разведкам противника. Пеньковский арестован 22 октября 1961г. Между прочим, Пеньковский рекомендовал ЦРУ в случае возникновения вооруженного конфликта разместить в Москве и привести в действие миниатюрные ядерные боезаряды, тем самым парализовав стратегический центр управления страной. За год до описываемых событий, в марте 1961г. При этом в августе того же года Кеннеди санкционировал подготовку новой тайной операции против Кубы с целью свержения ее правительства под кодовым названием «Мангуста», предусматривавшей возможность поддержки десанта «контрас» ВМС и армией США. Отметим при этом, что широкой общественности о плане «Мангуста» стало известно только в 1975г. Оперативный план «Мангуста» предусматривал два этапа: — август — сентябрь 1962г. Подготовку кубинских «контрас» для высадки на Кубу осуществляло специальное подразделение ЦРУ «W» в Майами, подготовившее более трех тысяч кубинских контрреволюционеров, и насчитывавшее более 600 оперативных сотрудников. Антикастровские силы имели в своем распоряжении свыше 80 судов, которые неоднократно в октябре выходили в море и 17 ночей подряд ждали сообщения о «начале антикастровского восстания на острове», что должно было стать сигналом для начала высадки десанта «контрас».
С мая 1962г. Кеннеди приказал активизировать меры по «намеренному разжиганию полномасштабного восстания против Кастро». Что помимо прочего свидетельствует о полном фиаско американской разведки по получению объективной информации о происходящих на острове событиях. Отметим также, что лишь 16 октября, после обнаружения советских ракет на Кубе, президент США отказался от завершения оперативного плана «Мангуста». Специально подчеркнем, что мы описываем деятельность США против Кубы на основании статьи «Mongoos» «Мангуста» в американской «Энциклопедии шпионажа» М. Обратим при этом внимание на следующие чрезвычайно важные обстоятельства. Авторы указанной энциклопедии Н. Полмер и Т. Аллен, как и многие другие исследователи истории Карибского кризиса, сознательно разрывают событийно-хронологическую последовательность действительного развития конфликта, с тем чтобы вывести США из-под обвинений в создании этого международного кризиса. Так, Полмер и Аллен говорят о том, что якобы операция «Мангуста» не влияла на принятие советским руководством решения об оказании военной помощи Кубе.
Однако уже в апреле 1962г. Аналогичной информацией располагала и разведслужба Республики Куба. Для кубинского, да и советского руководства к маю 1962г. Именно в этой обстановке Совет Обороны СССР принял 18 мая решение об оказании военной помощи Кубе и развертывании на ее территории Группы советских войск ГСВК численностью в 51 тысячу военнослужащих — реальная же ее численность к концу сентября составила 41 тысячу человек. Также предполагалось развертывание здесь Отдельной ракетной дивизии, что должно было служить гарантией независимости и суверенитета Кубы. Всего же планировалось поставить здесь на боевое дежурство 36 баллистических ракет Р-12 по западной терминологии «СС-4» , 24 ракеты Р-14 «СС-5» , 6 бомбардировщиков «Ил-28» и истребители прикрытия «Миг-21». В целом подобные «асимметричные» меры должны были изменить стратегическую расстановку сил на мировой арене, а о создании советской военной и военно-морской баз на Кубе планировалось объявить в ноябре того же года в ходе первого официального визита Н. Хрущева на Кубу. Следует особо подчеркнуть, что подобная практика заключения секретных межгосударственных соглашений имела и имеет поныне широкое распространение, и единственное, в чем можно упрекнуть советского лидера — это в отступлении от официально провозглашенного «ленинского принципа» отказа от заключения тайных договоров. В то же время эта мера в конкретных условиях обстановки была абсолютно оправданна с военной и политической точек зрения и не противоречила нормам и принципам международного права.
В конце мая Генеральный штаб ССР приступил к подготовке и осуществлению стратегического мероприятия «Анадырь», как официально именовалось операция по созданию советской военной базы на Кубе. Несмотря на разветвленную разведывательную сеть, в том числе и на Кубе, наличие здесь американской военной базы в Гуантанамо, дальние морские коммуникации, вовлечение в подготовку транспортных караванов десятков тысяч военнослужащих и гражданских специалистов, десятков судов, американская разведка просмотрела переброску многотысячного воинского контингента и средств вооружения, включая ракетные комплексы, бомбардировочную и истребительную авиацию и ядерные боезапасы — всего на остров были доставлены 158 ядерных боезарядов, причем только 24 из них к моменту начала «горячей фазы» конфликта оставались неразгруженными. Рассекречивание этого факта в 1992г. Кеннеди Роберта Макнамару — настолько близок оказался мир к порогу ядерной катастрофы. Первые эшелоны советских войск прибыли на Кубу 26 июля и приступили к оборудованию стартовых позиций ракет и военных городков. При этом, как уже отмечалось, 22 августа, когда советские войска уже приступили к строительству стартовых позиций на Кубе, Кеннеди санкционировал активизацию военных приготовлений по плану «Мангуста», а 21 сентября по просьбе Р. Макнамары утвердил активизацию разведывательных полетов самолетов У-2 над Кубой. При этом к 19 сентября Кеннеди получил 4 сводки оценок национальной разведки — главный информационный документ разведсообщества США для президента и других высших должностных лиц администрации, — в которых ничего не говорилось о присутствии советских войск на Кубе или об угрозах безопасности США со стороны СССР и Кубы. Только 16 октября 1962г. В этой связи только 17 октября было совершено 6 разведывательных полетов авиации США над Кубой.
А всего с 4 октября по 8 ноября были зафиксированы 124 разведывательных полета самолетов США. В тот же день, 16 октября, в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне собралось заседание кризисного штаба. Да, Хрущев обманул нас, но мы и сами себя обманули... Разведка оценивала численность советского воинского контингента на Кубе в 8 тысяч человек, не предполагая наличия развернутых батарей баллистических ракет и ядерных боезарядов, а посему одним из первоначальных предложений было уничтожение стартовых позиций батарей советской ПВО, при том что участники совещания полностью отдавали себе отчет в том, что они являются оборонительным оружием и не могут представлять угрозу безопасности США. На прямой вопрос президента министру обороны Макнамара ответил, что он не может гарантировать стопроцентное уничтожение батарей ПВО в результате воздушного удара, в связи с чем это предложение не было принято. Но Пентагон привел вооруженные силы страны в состояние повышенной боеготовности и начал готовить морскую блокаду Кубы. В обстановке строгой секретности 20 октября полученные разведснимки были переданы правительствам Великобритании, Канады, Франции и ФРГ с тем, чтобы подготовить их к участию в конфликте на стороне США, а 25 октября они были опубликованы в американской печати. В обращении к нации 22 октября Джон Кеннеди заявил об установлении морской блокады с целью «остановить процесс размещения балистических ракет на Кубе». Андерсон, ставший единственной американской жертвой этого кризиса. Но Кеннеди не стал педалировать этот инцидент, понимая, что право не на его стороне, а также делая ставку на прямые и секретные переговоры с советским лидером.
Как известно, 28 октября Н. Хрущев впервые признал факт наличия советских ракет на Кубе и согласился на их эвакуацию под контролем США. Но при этом США конфиденциально обязались демонтировать свои «Юпитеры» в Турции и отказаться от их размещения в Италии и Японии, а также гарантировали неприкосновенность «Острову Свободы». Тогда же США согласились на открытие советской военной базы в Лурдасе на Кубе, являвшейся форпостом советской технической разведки в Западном полушарии и ликвидированной в 2002 году. При этом подчеркнем, что принятые на себя американской администрацией обязательства свято соблюдались даже после гибели Джона Кеннеди в ноябре 1963г. Эти взаимные обязательства привели, с одной стороны, к началу деэскалации кризиса, установлению прямой «горячей линии» телефонной связи между руководителями двух мировых держав. А с другой стороны, — к коренному пересмотру США всей своей внешнеполитической стратегии. Что нашло свое законодательное завершение в переходе к доктрине «наведения мостов» или «расшатывания социализма изнутри», что также означало коренную перестройку всей разведывательно-подрывной деятельности против государств социалистического содружества. Необходимо, однако, сказать и еще об одной стороне этого процесса, оставшейся по сути дела «за кулисами» истории. Эта не афишируемая сторона дела состоит в том, что еще в мае 1961г.
На одной из встреч Кеннеди предложил Большакову «установить неофициальный обмен мнениями» по различным вопросам международного и двустороннего характера. При этом обеими сторонами ясно понималось, что речь идет о конфиденциальных отношениях высшего уровня, идущих от имени руководителей государств и в целях установления лучшего понимания позиций друг друга. Следует отметить, что в принципе подобная практика «неофициальных», зондажных отношений имела и имеет широкое распространение в мире. Всего по октябрь 1962г. После 16 октября Роберт Кеннеди обратился к Большакову за соответствующими разъяснениями, но, следуя установкам из Москвы, советский разведчик вполне искренне дезинформировал своего американского визави, что подорвало доверие президента к этому конфиденциальному каналу сотрудничества, в связи с чем с 22 октября их встречи прекратились. Следует также отметить, что достоверной информацией о «мероприятии «Анадырь» не располагал даже советский посол в США. Кеннеди в книге мемуаров «Тринадцать дней», появившейся в 1969г. На наш взгляд, следует подчеркнуть, что политическая мудрость президента США Кеннеди была столь глубока, что он, допуская возможную неискренность лично Большакова либо связанных с ним советских представителей, решился на беспрецедентный по мужеству поступок: обратиться напрямую к советскому резиденту в Вашингтоне. После ряда зондажных бесед 26 октября Скали «по поручению высочайшей власти» передал Феклисову американские предложения по урегулированию конфликта: 1. США снимают морскую блокаду Кубы; 3.
США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу. Поясняя, кого он имеет в виду, называя «высшей властью», Скали назвал Джона Фитцжеральда Кеннеди. При этом он подчеркнул, что президент США «не хочет войти в историю как второй Тодзио» и добивается разрешения кризиса мирным путем. Поясним, что Тодзио был премьер-министром и военным министром Японии в 1941 — 1944 годах, начавшим войну против США, и был казнен в 1948г. Парадоксально, но факт: посол Советского Союза А. Добрынин отказался отправить официальную правительственную телеграмму с предложениями от имени президента США в Москву и информация эта ушла в Центр по каналу советской разведки. Но тут же ему было передано встречное требование демонтировать американские «Юпитеры» в Турции. Роберт Кеннеди после телефонной консультации с братом дал согласие и на это, обговорив, что, во-первых, демонтаж будет осуществлен через 3 — 5 месяцев после вывоза советских ракет и, во-вторых, что эта договоренность должна храниться в тайне и что ее не включат в официальный текст соглашения по деэскалации кризиса. Это было необходимо Кеннеди для «сохранения своего лица» в период подготовки к очередным президентским выборам. Американские компромиссные предложения, как известно, были приняты, и на следующий день в прямой диалог с Кеннеди вступил Н.
А продолжением этой истории стало заключение в последующие годы договоров о запрете ядерных испытаний в трех средах 1963г. За этим последовало интенсивное обсуждение учеными последствий «обмена ядерными ударами» и открытие эффекта «ядерной зимы», фактически исключившего ядерное оружие из арсенала человечества. Изменились также внешнеполитическая стратегия и тактика США в мире, но это уже совсем другая история. В зале ресторана «Оксидентал» в Вашингтоне, над одним из столиков в настоящее время висит следующая мемориальная бронзовая табличка: «В напряженный период Карибского кризиса октябрь 1961г. Эта встреча послужила устранению угрозы возможной ядерной войны. Остается только добавить, что за многолетнюю плодотворную службу в советской разведке, в том числе за решительные, смелые действия советского резидента в напряженные дни октября 1962г. Алексею Семеновичу Феклисову в августе 1996г. Подорванное в значительной степени доверие граждан к органам государственной безопасности было восстановлено лишь к концу 60-х годов благодаря продуманной и кропотливой работе руководства, и прежде всего председателя КГБ СССР Ю. Юрий Владимирович Андропов, без сомнения, является одной из крупнейших политических фигур в истории России ушедшего века. Но мы не ставим перед собой задачу рассказать о личности председателя КГБ — об этом написано и еще будет написано немало, — мы попытаемся показать Андропова как руководителя советских органов безопасности, чьи мысли и установки во многом определяли направления и характер их деятельности.
Как представляется, без учета мировоззрения Андропова и как публичного политика, а таковым он оставался и на посту председателя КГБ, и как руководителя органов государственной безопасности одного из крупнейших государств мира, трудно понять и деятельность возглавляемого им ведомства. В этой связи представляется необходимым обратиться к ряду его публичных выступлений. По неоднократно высказывавшемуся Андроповым мнению, «ныне источник угрозы безопасности СССР лежит вовне. Оттуда, извне, классовый противник пытается перенести на нашу территорию подрывную деятельность, активизировать и провоцировать идеологические диверсии, рассчитывая на отдельных неустойчивых людей»[1]. В то же время органы государственной безопасности — это специальные органы, которые призваны специфическими методами и средствами борьбы в пределах своей компетенции содействовать обеспечению нормальной жизни советских людей. Но при этом «деятельность органов государственной безопасности должна строго соответствовать историческому процессу развития нашего общества, и в первую очередь развитию и совершенствованию современной социалистической демократии... Поддержка и помощь органам госбезопасности со стороны масс являлась и является важнейшим условием эффективности всей чекистской деятельности»[2]. Задача чекистов, повторял он, — «пресекать деятельность тех, кто становится на путь антигосударственных действий, кто посягает на права советских людей, на интересы советского общества. В сегодняшних условиях обеспечение безопасности — это обеспечение безопасности не только государства, но всего общества от посягательств классового противника»[3]. Как руководитель, Юрий Владимирович не мог не обращать самое пристальное внимание на методы и стиль работы подчиненых, на вопросы их воспитания и профессиональной подготовки.
В этой связи он подчеркивал: «имея дело с законом, мы должны самым строжайшим образом соблюдать его и по духу, и по форме. Здесь никаких отступлений быть не может. Органы государственной безопасности должны подавать пример неукоснительного соблюдения законности, быть законопослушными. Быть законопослушным значит не только строго соблюдать права и свободы советских граждан. Это значит также решительно и твердо принимать меры, определенные советскими законами, в отношении тех лиц, которые становятся на путь антисоветских враждебных действий». Но решительно — это не значит безрассудно: «нашим действиям, как никогда прежде, необходимы продуманность, прицельность. Надо научится каждый раз бить точно, без недолетов или перелетов, а, как говорится, в яблочко». Говоря о возрастании значения в жизни страны общественного мнения, Андропов подчеркивал необходимость «учета реакции трудящихся на деятельность органов госбезопасности. Именно поэтому наши действия, наши шаги должны быть понятны массам. Мы должны добиваться того, чтобы трудящиеся понимали каждую нашу акцию, осознавали ее необходимость, оказывали нам необходимую поддержку.
Это само собой не приходит. Нужна серьезная разъяснительная работа. Ее нужно проводить еще активнее, чем мы делали до сих пор... Нужно думать о том, как тот или иной шаг будет воспринят советскими людьми. Нужно думать и принимать все меры к тому, чтобы наши акции получали поддержку масс»[4]. Дзержинского в июле 1967г. Сказанное имеет особое значение еще и потому, что за последнее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии... Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о враждебных проявлениях. Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно. Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5].
Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе. Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю. Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности. В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования. Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6].
Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности. Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности. Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов. Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами». В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа... В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки. Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления. Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране».
А вот как информировал Ю.
Отсутствие организованной структуры, способной выполнять полицейские функции, привело к буйному расцвету преступности. Быт захлестнула волна грабежей и убийств, в экономике шло полным ходом расхищение социалистической собственности. Одной из форм борьбы с завоеваниями революции стал саботаж, приведший в коллапс целые отрасли народного хозяйства. В результате Октябрьской Революции перестройка коснулась всех ветвей власти. После того, как Временное Правительство в марте 1917 года своим постановлением распустило Департамент полиции, ведомства, которые отвечали за правопорядок в стране, были распущены, архивы полицейского и сыскного управления разгромлены и сожжены. Беззаконие в стране продолжалось почти 9 месяцев. Большевики, пришедшие к власти, не могли позволить себе наблюдать за разгулом преступности в стране. К политическим трудностям вскоре присовокупились и экономические: ввиду почти полного бездействия транспорта, вызванного саботажем со стороны железнодорожного профсоюза Викжель, в обеих столицах остро ощущалась нехватка топлива и продовольствия. Советы на периферии, где они были созданы, не обладали всей полнотой власти.
В большинстве городов и сел страны власть находилась в руках контрреволюционеров, имущих классов, анархистов и даже бандитов. Советское правительство к этому времени еще не овладело полностью положением и в основном контролировало район европейской части в пределах Петроград — Москва и на юг до Царицына. Этот район в разные периоды то расширялся, то сужался в зависимости от наступления армий сторон и интервентов. В самих городах шла вооруженная борьба отрядов красногвардейцев с бандитами, грабителями, саботажниками и заговорщиками. Продолжали выходить газеты — большевистские и антисоветские, циркулировало множество различных слухов, и в первую очередь о неминуемой гибели нового режима, о скором наступлении немцев и аресте Троцким Ленина. Большинство из этих слухов и сплетен распускалось разведками и дипломатами западных стран через свою агентуру в лице анархистов, эсеров и провокаторов. Заметно активизировалась в это время деятельность западных разведок, особенно английской и германской. В этих условиях необходимо было навести порядок и взять в свои руки контроль над положением в стране, и в первую очередь в Петрограде и в Москве. Советское правительство в этой связи принимает ряд кардинальных мер и решений. Инициатором их был сам Ленин.
По его непосредственному указанию 20 декабря 1917 года создается особая организация по борьбе с внутренней контрреволюцией и внешними врагами, саботажем и спекуляцией — Всероссийская чрезвычайная комиссия — ВЧК. Задачи этой политической организации были сформулированы следующим образом: преследовать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они ни исходили; предавать суду революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними; вести предварительное расследование. В качестве карательных мер предлагалось применять к врагам такие, как: конфискация имущества, выселение, лишение продовольственных карточек, опубликование списков контрреволюционеров и т. Первым Председателем ВЧК по рекомендации Ленина стал испытанный революционер, кристально честный большевик, глубоко преданный делу рабочего класса, непримиримый к врагам революции, ближайший его соратник Феликс Эдмундович Дзержинский. В декабре 1917 года аппарат ВЧК насчитывал 40 человек. Основная функция, которая возлагалась на новую структуру, заключалась в противодействии контрреволюционным элементам, организации саботажа и в борьбе с организованной преступностью. Инициатором такой организации с самыми широкими полномочиями являлся В. Ленин, который делал большие ставки на новый орган. По его мнению, именно чекисты должны стать настоящей грозой для антисоциальных элементов, заговорщиков и провокаторов. ВЧК должна стать эффективным инструментом борьбы против внутренней и внешней контрреволюции.
Первый руководитель ВЧК Ф. Дзержинский сумел в короткие сроки поставить на ноги новую структуру, организовать на должном уровне сыск, восстановить деятельность подразделения оперативно-следственной работы. Появление в руках молодого советского государства такой мощной организации позволило в течение последующих лет искоренить саботаж, подавить антисоветские восстания, ликвидировать целый ряд заговоров по устранению руководителей Советской России и свержению Советского Правительства. Самой великой спецоперацией можно назвать ту, которую осуществила руководимая Ф. Дзержинским служба в начале 1920-х годов. Семь лет Первой мировой и Гражданской войн вызвали разруху в стране. Народное хозяйство пришло в упадок, миллионы людей остались без крова и без работы, семьи — разлученными, дети — выброшенными на улицу. Как только стихли бои на фронтах Гражданской войны, одним из первых вопросов, вставших перед советской властью, был вопрос о детях. Проблема детской беспризорности обострилась с особой силой в 1921 году, когда на Россию обрушилась губительная засуха. Посевы погибли, хлебные резервы оказались исчерпанными, надежд на урожай не было.
Положение страны стало катастрофическим. Пришел небывалый для России голод, охвативший 37 губерний с населением свыше 40 миллионов человек. Дзержинского заключается в том, что он сумел не только восстановить работоспособность полицейского надзора в стране, но и организовать эффективную контрразведывательную деятельность.
кгб - Сток картинки
февраль 1960 г. Решение о выделении органов государственной безопасности из МВД СССР в самостоятельное ведомство было принято Президиумом ЦК КПСС 10 февраля 1954 г. (П 50/11). летием со дня образования органов ВЧК-КГБ-ФСБ России! В среду, 13 марта, исполнилось ровно 70 лет со дня основания Комитета государственной безопасности (КГБ). Таким образом, указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик 15 марта 1954 появилась на свет новая служба, которая стала называться Комитет государственной безопасности (КГБ). Фото: РИА Новости. В 1977 году руководители Политбюро и советских силовых ведомств торжественно отмечали 100-летие со дня рождения Феликса Дзержинского.
Еще публикации этой рубрики
- Сегодня - 70 лет со дня образования КГБ СССР | Газета "Грани"
- КГБ СССР исполнилось 70 лет | РИАМО
- 60 лет КГБ СССР
- 100 лет ВЧК-ОГПУ-КГБ СССР: — LiveJournal
- Лента новостей
70 лет назад был создан Комитет государственной безопасности СССР (КГБ)!
Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР) — союзно-республиканский центральный орган государственного управления, на который возлагалось обеспечение безопасности государства. Последним председателем КГБ СССР стал Вадим Бакатин. праздником ФСБ День сотрудника ФСБ Буржуй плакат 13 Марта день образования КГБ СССР Феликс Дзержинский плакат Полина Клычева герои НКВД Советские плакаты ЧК С днем госбезопасности Жетон Федеральной службы безопасности Дзержинский Феликс Эдмундович. КГБ СССР был упразднен на 101-й день с момента назначения В. В. Бакатина его председателем и за 5 дней до подписания беловежского соглашения о прекращении существования СССР [42].
70 лет со дня создания КГБ
Координатор Ленинского отделения ЛДПР Виктория Этенко встретилась с начальником штаба Севастопольской общественной организации "Союз пограничников "Солдаты границы" Анатолием Стариковым и поздравила его со 100-летием Закавказского Краснознаменного. летием со дня образования органов ВЧК-КГБ-ФСБ России! В ведении КГБ была разведка и контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС (до 1990 года) и правительства СССР, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом. Первым председателем КГБ стал Герой Советского Союза, генерал армии Иван Серов. Скачать Поздравление с Днем образования ВЧК-КГБ СССР | Союз ветеранов органов госбезопасности ПМР #341530 обои Скачать. Сегодня 70 лет со дня образования КГБ СССР. с Праздником!
60 лет КГБ СССР
Офицер КГБ. Сотрудник КГБ. Григорий Иванович Бояринов. Григорий Бояринов полковник. КУОС Бояринов. Бояринов Григорий Иванович герой советского Союза. Генерал Юрий Чурбанов. Щелоков Юрий Михайлович. Удостоверение Андропова КГБ.
Государственный комитет совета министров СССР. Андропов КГБ удостоверение. Трамп удостоверение госбезопасности. Фон для удостоверения корочки КГНБ. Пограничные войска СССР форма. Солдат погранвойск СССР. Форма пограничника Советской армии. Удостоверение комитета государственной безопасности СССР.
День основания КГБ. Бэдкомедиан КГБ. Бэдкомедиан НКВД. Удостоверение Путина КГБ. Удостоверение сотрудника КГБ. Высшее пограничное военно-политическое училище КГБ им Ворошилова.
В мае 1919 года чекистам было передано их нынешнее здание, но переехать они смогли лишь в сентябре. Дело в том, что бывшее здание страхового общества «Россия» , точнее, два отдельных здания, разделённые Малой Лубянкой, были не только административными, но и жилыми, и жильцы очень долго не хотели съезжать. Советские чекисты являлись в 20-е годы XX века самыми подготовленными сотрудниками, способными выполнять любые поставленные задачи. На счету чекистов сотни раскрытых заговоров, раскрытие агентурных сетей разведок западных стран. Благодаря кровавому террору криминальная преступность в Советской России за время существования Всероссийской Чрезвычайной Комиссии практически была искоренена. Сотни бандитов, воров-домушников и карманников были либо пойманы и осуждены, либо арестованы и расстреляны на месте. ВЧК стала организацией, которая появилась в нужный момент и находилась на своем месте. Роль и место чекистов в обеспечении безопасности государства Показав высокую эффективность по всем направлениям своей деятельность, ВЧК создала прекрасную почву и платформу для дальнейшей работы в этом направлении. Причина ликвидации чрезвычайной комиссии была в том, что в стране закончилась Гражданская война, необходимо было от военных действий переходить к мирному строительству. Необходимость в чрезвычайных мерах постепенно отпала. Работа спецслужб нуждалась в новой структуре и реорганизации, которая бы отвечала новым сложившимся общественным и социальным условиям. Однако ликвидация ВЧК не привела к исчезновению чекистов. Характер деятельности новой структуры несколько изменился, однако главные направления деятельности сохранились. Сохранилась преемственность поколений. Сотрудники Управления получили новую форму, по сути, оставаясь такими же чекистами. Впервые к функциям борьбы с контрреволюционными элементами во всех формах в структуру Управления вошли специальные военизированные части, ставшие прообразом внутренних войск. Комплекс зданий страхового общества «Россия», куда в сентябре 1919 года переехал центральный аппарат ВЧК. К концу 20-х годов задачи ведомства на Лубянке существенно расширяются, растет и штат, поэтому прямо за зданием страхового общества «Россия» по Большой Лубянке дом 2 расчищается участок, на котором в 1932-1933 годах по проекту архитекторов А. Лангмана и И. Безруковастроится новое здание, выполненное в конструктивистском стиле. Своим главным фасадом новый дом выходит на Фуркасовский переулок, а два его боковых фасада с закругленными углами смотрели на Большую и Малую Лубянку. Новая постройка слилась воедино со старым зданиемстрахового общества «Россия». Одновременно старое здание было надстроено на два этажа, а внутренняя тюрьма — на четыре. Проблему прогулки заключенных архитектор Лангман решил оригинальным способом, устроив шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания. Арестованных поднимали сюда на специальных лифтах или вели лестничными маршами. С этого времени чекисты стали полноценными сотрудникам службы госбезопасности. В отличие от ОГПУ новая структура занималась сугубо сыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельностью. В ведении чекистов находились система исполнения наказаний и пограничные войска. В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР. На НКГБ возлагались задачи: ведение разведывательной работы за границей; борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР; оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства; охрана руководителей партии и правительства. На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана. Основной задачей комитета была разведывательно-диверсионная деятельность в тылу немецких войск. По мере продвижения на запад возрастало значение работы в странах Восточной Европы, где НКГБ занимался «ликвидацией антисоветских элементов». Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов. В 1947—1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь. На протяжении последующих 35 лет КГБ бдительно стоял на страже интересов советского государства, являясь одной из самых мощных разведок мира. В 1987 году вместе с торжествами по случаю 70-летия Великой Октябрьской Революции отмечался 70 летний юбилей Службы Безопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов. В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.
После получения первых известий об аварии генерал-лейтенант Ф. Щербак 27 апреля 1986 года вылетел на место событий, возглавив оперативно-следственную группу работавшую параллельно с комиссией В. Был приобретён уникальный опыт ликвидации последствий аварии, многие сотрудники при этом получили повышенные дозы облучения. Никто не пытался облегчить исполнение своих служебных обязанностей, в обстоятельствах опасных для здоровья и жизни. Основное внимание уделялось выяснению наличия диверсии или её отсутствия, конечной версией указана преступная халатность и несоблюдение правил безопасности [37] [38]. Серьёзной критике общественности подвергся режим секретности при ликвидации аварии на ЧАЭС, когда население не вовремя и не в полном объёме информировалось о последствиях. Людей вы брали лучших, настоящих патриотов, устойчивых к разложению. И было бы не по-государственному не использовать в полной мере ваш потенциал на пользу делу обновления России. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. Руководство и партийный комитет КГБ были категорически против ликвидации партийных организаций в системе органов госбезопасности, в то время как руководители некоторых низовых партийных ячеек КГБ, в частности, секретарь парткома Первого главного управления КГБ , высказывались в пользу департизации [28]. Конец дискуссии был положен 16 мая 1991 года принятием закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР»; закон определил положение КГБ СССР в системе органов государственного управления, правовую основу деятельности органов безопасности, их полномочия, права и обязанности, а также установил обязанность работников органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствоваться требованиями законов и их право не подчиняться решениям любых политических партий и движений, включая КПСС [40]. Последующий новый этап взаимоотношений с Западом повлек за собой переоценку целей и задач деятельности КГБ на международной арене, в частности, отказ от понятий и терминологии холодной войны и рассмотрения Соединённых Штатов Америки в качестве главного противника СССР ввиду новых исторических реалий неудачного исхода войны и последовавшего вскоре переустройства мира однополярный мир. Крючков был арестован за активное участие в создании и деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению ГКЧП , который предпринял попытку антиконституционного захвата власти в СССР формально лишился своего поста 28 августа из-за отставки союзного правительства. Агеева и В. Грушко, заместителя председателя КГБ В. Пономарёва, начальника службы охраны Ю. Плеханова и его и заместителя В. Прилукова [42]. Участие руководителей КГБ в создании и содействии ГКЧП и провал его выступления положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации. Степашин [45]. Под руководством В. Бакатина за несколько месяцев 1991 года были осуществлены следующие мероприятия по реформированию и реорганизации советских органов государственной безопасности: август 1991 — Отдел правительственной связи, 8-е главное управление правительственная связь и криптография и 16-е управление радиоэлектронная разведка и криптография выведены из состава КГБ СССР и объединены в Комитет правительственной связи СССР , который стал подчиняться непосредственно президенту СССР [46]. При этом сохранялось прямое взаимодействие с союзным КГБ [50]. Бакатина был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам» [47]. Согласно п. Правовая основа деятельности и подчинённость[ править править код ] Удостоверение младшего офицера КГБ СССР, дающее право хранения и ношения огнестрельного оружия В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [56] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро. Последнее было закреплено в положении о КГБ , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооружённой силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жёсткий контроль над обществом» [57]. В дополнение к этим документам, самими органами безопасности за время их существования было выпущено свыше трёх тысяч подзаконных ведомственных актов [58]. К началу 1991 года общее количество нормативных актов , регламентировавших деятельность КГБ, составляло свыше пяти тысяч документов различного уровня [59]. Однако этот массив документов, по признанию самого руководства КГБ, не был органически увязан с общесоюзным законодательством; отсутствовало полное соответствие и строгая подчинённость союзным законам правовых норм, которыми руководствовался Комитет государственной безопасности и его местные органы [58]. Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался «политическим органом», осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР «по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР». При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС , в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчётов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии — всё по согласованию с ЦК КПСС. Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч. Закон об органах государственной безопасности[ править править код ] Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Принятию закона об органах государственной безопасности предшествовала и последовала дискуссия противников и сторонников реформирования КГБ. За принятие закона выступали С. Ахромеев , Ю. Голик, И. Лаптев , Р. Медведев , В. Ярин и другие. По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ». Против принятия законопроекта выступили депутаты О. Калмыков и А. Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю. Феофанов назвал проект закона «густым набором прав без четкой ответственности». Правозащитник Ю. Орлов заявил о том, что принятие нового закона об органах государственной безопасности «подтверждает, что КГБ стоит твердо на прежних сталинских позициях и в этом законе легализовано вмешательство во все решительно дела граждан» [61]. Бакатина , закон о КГБ являлся «осколком прошлого» и «формально и фактически не действовал» с момента своего принятия до реорганизации органов госбезопасности в октябре 1991 года [47]. Предполагалось разработать и принять отдельные законы для регулирования новых органов безопасности. Однако новые документы приняты не были — 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Взаимоотношения КГБ и КПСС[ править править код ] Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделён правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР — вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления — фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро.
В 1956 году сотрудники КГБ активно участвовали в подавлении венгерского восстания. Это позволило нейтрализовать венгерское военное руководство и обеспечить успех советских артиллерийских, танковых и пехотных подразделений в быстром подавлении мятежа и восстановлении в Венгрии просоветского режима. В 1970-80-е годы во внутренней политике КГБ сосредоточил свои усилия на борьбе с национализмом и антисоветскими проявлениями. Внутри страны органы госбезопасности усилили борьбу с диссидентами, включая слежку, давление с помощью общественного мнения, подрыв профессиональной карьеры, профилактические беседы, принудительное заключение в психиатрические больницы, политические судебные процессы, дискредитацию, депортацию из СССР. Под пристальным вниманием КГБ находились, в первую очередь, представители отдельной части творческой интеллигенции. Среди выдворенных из страны в те годы - писатель Александр Солженицын, поэт Иосиф Бродский.
Какую роль в отечественной истории сыграл КГБ СССР
- ОГПУ (1923–1934)
- С Днем Кгб картинки
- Разведка и контрразведка
- 39 лет со дня основания группы специального назначения "Вымпел" КГБ СССР: sell_off — LiveJournal
- 60 лет КГБ СССР: visualhistory — LiveJournal
Ветеранов КГБ поздравили с 70-летием со дня основания службы
В течение ряда последних лет фиксируется постоянное давление на нашу страну в информационном пространстве. При этом угрозы исходят от конкретных лиц и организаций, преимущественно зарубежных, которые стремятся тем или иным способом оказать влияние на белорусское государство ради извлечения собственной политической и экономической выгоды. Это, в принципе, объективная реальность в условиях глобальной конкуренции, с которой сталкивается любое государство в мире. Но исходит ли угроза из—за рубежа или от конкретного лица внутри страны — мы реагируем одинаково остро, исходя из оценки ее влияния на безопасность граждан, общества и государства. Более того, из повседневного лексикона КГБ начисто исчезло понятие «противник».
Читайте также Лукашенко поздравил коллектив Комитета госбезопасности с профессиональным праздником Беларусь как суверенное независимое государство на протяжении уже более четверти века стремится выстраивать дружеские отношения со странами—партнерами по всему миру. Этому служат и менталитет нашего народа, и безусловная однозначная политическая и нравственная позиция Президента. И Комитет как часть государства придерживается тех же подходов. Поэтому мы делаем ставку на открытый, доверительный и взаимовыгодный диалог, тем более с нашими ближайшими соседями.
В то же время история развития человечества красноречиво свидетельствует, что любые государства с момента их появления были просто обязаны знать, что происходит в других странах, особенно расположенных по соседству. Это — история, это — классика! И так будет всегда. Поэтому мы, безусловно, замечаем активность наших соседей на белорусском направлении.
Но самое главное — чтобы эта активность находилась в разумных пределах, основывалась на джентльменских правилах и принципах, чтобы соблюдался негласный кодекс сотрудников спецслужб. Гораздо хуже, когда эта активность приобретает ярко выраженные недружественные формы и мешает развитию двусторонних отношений. Об этом, наверное, можно было бы и не говорить, если бы объектами этих провокаций не становились наши граждане, посещающие соседнее государство как туристы или по служебным вопросам, наши граждане, имеющие там родственников или друзей, коммерческие интересы. Конечно же, это недопустимо.
И вряд ли способствует укреплению и развитию отношений. Особенно с учетом того обстоятельства, что белорусский транзит существенно пополняет бюджет Литвы. Так, только в текущем году к 15 годам лишения свободы осужден один гражданин Беларуси, завербованный литовскими спецслужбами. Возбуждено два уголовных дела по статье «Измена государству», еще одно дело направлено в суд.
Один из них впоследствии был «обменен» на двух белорусских граждан, осужденных за рубежом. В нынешнем году был осужден гражданин Беларуси — бывший старший офицер. Будучи путем шантажа и угроз завербован иностранной разведкой, он собирал и передавал сведения, составляющие государственные секреты. Пытался втянуть в противоправную деятельность своих бывших коллег.
Но, несмотря на предпринимаемые его кураторами меры безопасности и конспирации, предатель был разоблачен, его вина полностью доказана в суде и он получил 14 лет колонии усиленного режима. Конечно, противоправная деятельность подобных лиц вызывает серьезную озабоченность белорусской контрразведки, так как наносимый ими ущерб может иметь значительные негативные последствия для национальных интересов страны, ее обороноспособности и безопасности. Следует отметить, что те «гонорары» а мы знаем, о чем говорим , которые платят иностранные спецслужбы своим агентам, не стоят неминуемо ожидающих предателя длительных сроков заключения, сломанной судьбы, общественного порицания, позора для его семьи и близких. Подводя итог сказанному, можно отметить две основные тенденции.
За последние пять лет значительно увеличилось число разоблаченных кадровых сотрудников и агентов иностранных спецслужб, что, с одной стороны, свидетельствует о возросшей активности разведорганов зарубежных государств, с другой — о значительном росте профессионализма белорусской контрразведки. И, конечно, о высокой самоотдаче наших сотрудников. Я знаю, что говорю, потому что вижу, как офицеры работают по нескольку суток напролет, без сна и отдыха. Каждый интересующийся мог видеть это лично по ТВ.
Полагаю, что в ходе освещения работы по указанным материалам КГБ уже придал огласке более чем достаточно сведений как об интересовавшей иностранную разведку проблематике, так и о результатах расследования. Вообще, я не думаю, что правильно уделять столько внимания примеру Шаройко. Он всего лишь один из 10 разоблаченных за последние пять лет иностранных разведчиков. Мы не предаем подобные факты огласке, понимая, что это не способствует хорошим отношениям между странами.
И в данном случае инициатива обнародования инцидента исходила, как вы знаете, не от нас. Сейчас уголовное дело в отношении Шаройко находится на завершающей стадии, так как к моменту его задержания уже была собрана исчерпывающая доказательная база, а само его задержание носило чисто технический характер. Расскажите об этой работе. Поэтому, конечно же, борьба с коррупцией и экономическими преступлениями — тоже наше дело.
Тут ведь опять возникает аспект защиты личности, человека, на этот раз от посягательств коррумпированных чиновников, предпринимателей и связанных с ними лиц. Потому что они своими действиями наносят ущерб не только государству, но каждому конкретному гражданину. Те деньги, которые должны были пойти на строительство дорог, больниц, школ, на выплату пенсий и пособий, кто—то взял и прикарманил. Или попытался это сделать.
В противодействие этому у нас появились свои методы и наработки. Но это очень многовариантная работа. Хочу отметить, что именно Комитет первым на практике начал реализовывать положения статьи 88—прим УК, то есть освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Например, бизнесмен, и это понятно, хочет как можно больше заработать.
Увлекшись погоней за прибылью, он где—то преступил закон. Сказать, что он после этого превращается во «врага государства» и должен однозначно сесть в тюрьму — это, на мой взгляд, неправильно. Я глубоко убежден, что гораздо важнее возместить ущерб, причиненный действиями такого человека, и дать ему возможность продолжить работать честно. Цель Комитета не возбуждение уголовного дела, а предупреждение, выявление и пресечение проблем в значимых сферах экономики, способных влиять на национальную безопасность.
Уголовное дело — это всего лишь одна из форм работы, средство достижения упомянутой мной цели.
Так сложилось и на это есть понятные причины, что об успешных операциях спецслужбы не распространяются. Однако некоторые всё же известны. В 1956 году сотрудниками органа безопасности в ходе операции «Вихрь» нейтрализовано венгерское восстание. В 1967 году завербован американский шифровальщик Джон Уолкер, который 17 лет передавал Советскому Союзу засекреченные данные об учениях вооруженных и разведывательных сил США. В 1976 КГБ совместно с кубинской спецслужбой организована операция «Тукан» по распространению в мировых СМИ сведений о чилийском диктаторе Аугусто Пиночете, в результате чего правозащитные организации оказали внешнее давление на лидера Чили.
В 1985 году проведена уникальная спецоперация по освобождению дипломатов в Ливане, захваченных террористами «Хезболлы».
Именно она стала прообразом современных органов безопасности. Ранее 20 декабря отмечался неофициально как День чекиста. Он стал символом советских спецслужб на долгие годы. После начала Великой Отечественной войны они снова были объединены, а в 1943-м — снова разделены. КГБ — Комитет государственной безопасности Только в 1954 году, после очередных структурных реформ, появляется знаменитый на весь мир Комитет государственной безопасности КГБ. Он просуществовал 36 лет.
Он проработал в контрразведывательном подразделении пять месяцев, а затем был отправлен на краткосрочные курсы переподготовки оперативного состава. Их проходят все работники, которые приходят на службу из гражданских вузов и кому может не хватить гражданских знаний.
На этих курсах преподают специфические дисциплины. Затем будущий глава государства около полугода отработал в контрразведывательном подразделении. Тогда на него обратили внимание сотрудники внешней разведки. Потом вернулся опять в Ленинград, проработал там, как раньше говорили, в первом отделе. Первое главное управление — это разведка. В этом управлении были подразделения в крупных городах Союза, в том числе и в Ленинграде. Там я проработал где-то четыре с половиной года», — вспоминал Путин. Но что-то там не получилось, не срослось, и не по вине Путина», — предположил Колпакиди. Это могут только избранные.
Говорю это безо всякого преувеличения. Вот с таким подходом к делу, с таким подходом к стране, к своему народу живут сотрудники нелегальной разведки. Это уникальные люди», — отметил он. В 1985 году, после окончания Высшей школы КГБ, будущий глава государства уехал работать по линии разведки в Восточную Германию, в региональную резидентуру в Дрезден.
С праздником, товарищи чекисты: 69 лет назад был образован легендарный КГБ
Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы | 13 Марта день образования КГБ СССР. |
Сегодня 70 лет со дня образования КГБ СССР | Операция КГБ республики по перехвату прошла ювелирно. |
кгб - Сток картинки
кгб стоковые фото и изображения. Первым председателем КГБ стал Герой Советского Союза, генерал армии Иван Серов. День образования кгб ссср. 1922 Г Союз советских Социалистических республик. Поздравление с Днем ВЧК -КГБ СССР | Союз ветеранов органов госбезопасности ПМР. Операция КГБ республики по перехвату прошла ювелирно.