Чем синдром отличника отличается от перфекционизма, откуда он берётся и почему с ним можно и нужно бороться. В статье мы расскажем про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться. Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника.
Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?
Он постоянно требует подтверждения своей значимости от других: прямого заискивания перед авторитетами до манипуляций в поисках похвалы. По причине высокой степени зависимости от чужого мнения возникает заниженная самооценка. Отличники склонны думать о себе негативно, они преуменьшают свои заслуги. Отсюда у взрослых — синдром самозванца. В этом случае все заслуги списываются на удачу, а все неудачи — на собственную неспособность справиться с обстоятельствами. Отличнику всегда хочется перепроверить сделанное: точно ли не допущена ошибка в контрольной, все ли верно указано в отчете. Постоянная напряженность отнимает силы и снижает мотивацию стоит ли делать дело, если можно ошибиться. Агрессия и контроль. Синдром отличника, с одной стороны, ведет к заниженной самооценке.
А с другой — провоцирует угождающее и зависимое поведение. Иногда происходит обратное: высокие требования и стандарты направляются на окружающих. В командных играх детей по этой причине могут происходить стычки, а взрослый руководитель, не умеющий отдыхать сам, не дает это делать подчиненным. Сотрудник с синдромом отличника стремится переделывать за коллег их работу, после чего ждет благодарности и играет роль жертвы. Как справиться с синдромом отличника Во-первых, необходимо снизить градус ожидания. Не стоит заставлять ребенка получать отличные оценки по всем предметам, не следует также отпускать комментарии по этому поводу. Постоянное обсуждение академических успехов лучше заменить на интерес к школьной жизни ребенка: с кем он познакомился, что нового успел узнать, что ему понравилось, а что не понравилось. Это позволит сформировать здоровый интерес не только к результату, но и к процессу.
Не нужно зацикливаться на оценках — ни на высоких, ни на низких. Аттестат не даст гарантии успеха в работе и счастья в жизни. Стоит хвалить школьника не за полученный балл, а за сам процесс. Не сравнивайте ребенка с другими. Нельзя создавать идеальный образ соседа или приятеля, у которого всегда все получается лучше: учеба, работа, личная жизнь.
От родителей зависит будущее ребёнка, его отношение к жизни и стремления. Поэтому родителям необходимо обладать знаниями в области психологии и педагогики, ведь от этого зависит судьба их дальнейшего рода. Синдром отличника или перфекционизм Для всех родителей ребёнок является гордостью. Они хотят, что бы он был самым лучшим и добивался успеха во всём, в том числе и в учёбе. И чтобы добиться желаемого, родители предъявляют жёсткие требования и хотят видеть в дневниках своих детей только отличные оценки. Но в этом случае родителей и их детей может подстерегать опасность в виде синдрома отличника отличницы. Психология даёт определение синдрому отличника или перфекционизму как психическому состоянию, при котором человек ставит себе изначально самые высокие цели и любым способом стремится достичь их, при этом стремясь выполнить поставленное задание исключительно идеально, часто забывая о других жизненных вещах — например, развлечениях, отдыхе, еде и общении. Портрет ребёнка с синдромом отличника Ребёнок со следующими симптомами, болен синдромом отличника: Самооценка нестабильна. Похвала вызывает черезмерную уверенность, критика же способна вызвать неуверенность в своих силах при преступлении к следующему делу. Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки. Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху. Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи. Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало.
Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей — это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью. Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении. Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред. Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки. Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться. Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр. Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат.
При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну». Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим — это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками. Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу. О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я—родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова. Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника? Хорошая успеваемость в школе — это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника.
Синдром отличника: как помочь ребенку?
Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. «Синдром отличника» — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала.
«Почему четыре, а не пять?». Что такое «синдром отличника», чем он опасен и при чём тут родители
Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками, боятся критики и негативного мнения окружающих. Чем синдром отличника отличается от перфекционизма, откуда он берётся и почему с ним можно и нужно бороться. «Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится быть идеальным в глазах окружающих, — рассказывает психолог и коуч Екатерина Кузнецова. Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику. Синдром отличника — психологическая особенность, при которой человеку очень важно достигать отличных результатов в любом виде деятельности, а вероятная ошибка приводит его в ужас. Синдром отличника достаточно опасен и может быть симптомом нервного расстройства.
«Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей
В итоге человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку. Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокой должности, построить роскошный особняк, но все равно будет считать себя неудачливым. Причина в том, что человек с синдромом перфекциониста делает все не для себя, а для одобрения. Он живет не своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться лучшего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать идеальности от них, перекладывает на них свои ожидания и устремления, в итоге воспитывает таких же несчастных людей. Школьник с синдромом отличника не может осознать, что отличная отметка в дневнике вовсе не показывает старательность и обширные знания. Для ребенка именно оценка — примитивный, но понятный параметр успешности. Ориентируясь лишь на оценки, школьник не получает навыка анализа собственных действий, их результативности. Ребенок просто думает, раз он получил всего лишь четверку, значит, слабо постарался, нужно еще покорпеть над книжками.
А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин. Аналогично обстоит дело с хобби, спортивными и творческими занятиями. Один ученик легко справляется, а другой с большими затруднениями учится перебирать клавиши на пианино или забивать мяч в баскетбольную сетку. Если второй ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и преподавательскими похвалами, то он не сможет видеть пробелы, над которыми нужно работать. Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит гораздо больше, чем 1-е место другого участника, поскольку он приложил больше стараний и усилий. Диагностика синдрома отличника Сам по себе ученический перфекционизм не вызывает у родителей беспокойства. Тревожиться они начинают после того, как у ребенка на фоне синдрома разовьются неврологические и психологические расстройства. Постановкой диагноза занимается психолог, потому что перфекционизм необходимо отличить от схожего по проявлениям желания самореализоваться. Поскольку синдром отличника не является официальным диагнозом в психологии, проверенных диагностических стандартов не существует.
Диагностика строится на том, что патологический перфекционист концентрируется на внешних отражениях своей работы, на разных формах признания и похвалы, на получении преимущества и высокой оценки, а здоровый человек, стремящийся реализоваться, делает упор на качество своей деятельности, адекватно оценивает возможности. Для установления диагноза применяются такие методы исследования: Сбор анамнеза психологом. Доктор беседует с пациентом, выясняет, как часто отмечаются симптомы, насколько интенсивны патологические проявления. Пациент описывает свое психоэмоциональное состояние в разных жизненных ситуациях, связанных с удачами и неудачами. Применение опросных тестов. Они помогают исследовать личностные качества человека: уровень самооценки, отношение к родителям, индивидуальные психологические и поведенческие наклонности. Какие тесты нужны, определяет психолог, учитывая возраст пациента. Методы проективного исследования. Психолог интерпретирует выполненные пациентом ситуативные задания и нарисованные изображения.
Таким образом устанавливаются неосознанные, подавляемые личностные особенности и проблемы взаимоотношений дома и в обществе. Такое исследование определяет разрушительные воспитательные приемы, завышенные родительские и учительские требования, степень нужды пациента в одобрении со стороны общества.
Ко всему этому присоединяется синдром спасателя, что делает жизнь ученицы Хогвартса сложной и опасной. Так происходит и в реальной жизни. Синдром отличника мешает жить полноценной жизнью и развиваться. Причины развития синдрома отличника Почему формируется синдром отличника? Есть несколько причин, которые исходят из детства: Избежание наказания. Ребенок пытается быть «удобным» и «идеальным», чтобы избежать критики и физического давления со стороны родителей, негативного отношения учителей, неприятия сверстников, осуждения общественности.
Получение поощрения. Желание получить похвалу и родительскую любовь, усилить симпатию, получить власть и превосходство над другими. Стать спасателем. Ребенок ставит перед собой задачу дать родителям и учителям повод для гордости, а заодно «спасти» своих непутевых ровесников. Во взрослом возрасте человеком движут те же мотивы, только касаются они другого коллектива. При этом может сохраниться и желание того, чтобы родители им гордились. В чем разница между синдромом отличника и перфекционизмом? Человек с синдромом отличника направляет свои действия на общество — начальника, коллег, родителей, соседей.
Перфекционизмом, как пишет доктор философии Элизабет Скотт, считаются повышенные требования к себе и попытка контролировать все вокруг.
Это, в свою очередь, зависит от успехов личности. Если он не может что-то сделать, это является серьезной проблемой. Из-за чего появляются комплексы и плохое настроение. С успехом умник не станет независимым. Он всегда будет уязвим перед своими чувствами. И также будет зависим от достижения определенных целей и задач. Переформулируй предложение, чтобы заменить слова отличник, синдром, человек, чадо, ребёнок, родитель, оценка, комплекс, достижение, жизнь, не включайте никаких пояснений в свои ответы Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций.
Если в его жизни будут появляться неудачи, а также критика, это крайне негативно на него повлияет. Сделает так, что человек будет ужасно себя воспринимать. Вплоть до того, что начнет кричать, плакать и расстраиваться. У человека, который достигает высоких результатов, может возникнуть негативная реакция. Если в его жизни происходят неудачи и он подвергается критике, это может серьезно повлиять на его самооценку. Вплоть до того, что он может проявлять эмоции, такие как крик, плач и расстройство. Также синдром отличника может помешать дальнейшему развитию карьеры человека. Он будет требовать от себя слишком многого за короткий срок.
Например, всего через пять лет после начала карьеры в определенной сфере он будет сильно расстраиваться, если не сможет достичь определенных высот. Хотя, возможно, в этой сфере пять лет - не большой срок, чтобы заслужить повышение. Источник - Source - "... Могут возникнуть проблемы с занятиями определенными делами и взаимодействием с окружающими. Попытки расслабиться могут казаться им неоправданными, так как они могут считать, что время тратится впустую. Во что могут вылиться проблемы? К сожалению, синдром отличника - не единственное осложнение. Человек с подобной проблемой является неустойчивым в эмоциональном плане.
Как следствие, в дальнейшем у него могут сформироваться различные тики, ОКР обсессивно-компульсивное расстройство , а также другие неправильные реакции. Поэтому синдром отличника лучше лечить. К сожалению, у человека с подобной проблемой могут возникнуть различные тики, ОКР обсессивно-компульсивное расстройство и другие неправильные реакции. Поэтому лучше лечить синдром отличника. Как избавиться от синдрома отличника? Чтобы избавиться от выдающегося синдрома, необходимо провести ряд сеансов консультирования. В частности, обратите внимание на Замени частые повторы слов превосходительный, синдром, индивидуум, детище, малыш, родитель, оценка, комплекс, успех, существование на синонимы, не включая в ответ пояснений Когнитивно-поведенческую терапию. Во время нее психолотерапевту предстоит общаться с подростком.
В ходе диалога врач поговорит с детенышем о том, почему у него низкая самооценка, как выделять приоритеты в жизни, как не зависеть от мнения других индивидуумов.
Например: «Здорово, что ты постарался разобраться с этой задачей». Интересуйтесь у него процессом учебы. Что он узнал? Что ему понравилось?
Что показалось сложным? Что было интересно для него, а что скучно? Не говорите ребенку, что оценки — это самое важное, что быть троечником — значит быть плохим, а отличники — самые лучшие. Не сравнивайте его с одноклассниками и не ругайте за ошибки. Отмечайте сильные стороны ребенка, его интересы в учебе и предпочтения.
Делайте упор на них. Если синдром отличника — у взрослого Чтобы справиться с этим синдромом, важно найти корень проблемы, понять, что послужило причиной такого поведения.
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным
там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой. Сегодня мы обсудили синдром отличника: разобрались, хорошо это или плохо, почему возникает такой комплекс и как с ним бороться. Итак, мы разобрались с тем, что такое синдром отличника, а перейдем к тому, как избавиться от него. Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте.
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
Как поставить себе диагноз? Чтобы понять, что вы являетесь человеком с синдромом отличник», необходимо разобраться в терминологии. Так, синдром отличника — это совокупность психологических особенностей человека, при которых он стремится к самому лучшему результату, то есть для него в приоритете стоит не сам процесс и извлечение из него пользы, а достижение успеха и поощрение [ М. Петряева, 2019 ]. Обратите внимание, что данный синдром свойственен не только детям, но и взрослым, и если в первом случае это отклонение наступает неосознанно, то во втором есть возможность осознания и работы над собой. Конечно, поправить ситуацию с ребенком тоже можно, и, на самом деле, даже проще, но для этого родителям следует вовремя распознать симптоматику и зачастую побороть себя. Чтобы распознать признаки синдрома отличника у ребенка, подростка, да и, в принципе, у взрослого, необходимо заметить несколько черт, в частности: болезненное восприятие даже незначительной критики ; постоянный страх ошибки, в связи с этим отказ от чего-то нового; сравнение своих успехов с результатами окружающих; зависть в случае лучшего результата у соперников; изменчивая самооценка, сильно зависящая от мнения других; склонность к депрессии в результате неудач и ошибок; зацикливание на ошибках и провалах; постоянное желание угодить ожиданиям и интересам других людей [ И.
Базенков, 2020 ]. Согласитесь, набор не из простых. Замечали ли вы за собой что-нибудь из списка? Делитесь комментариями. Как можно заметить, два ключевых словосочетания во всех «симптомах» рассматриваемого синдрома — это «страх ошибок и критики» и «мнение окружающих». И вот мы на пути определения главной причины негативного характера синдрома отличника — это жизнь чужими ценностями и идеалами.
Когда вы пытаетесь угнаться за чьими-то достижениями, лезете из кожи вон, чтобы достичь лучшего результата, стать первым, заработать долгожданную пятерку или похвалу, вы живете в постоянной гонке и сравнении и упускаете жизнь. Безусловно, здоровые амбиции и в меру соревновательный дух — это здорово, это то, что толкает нас на карьерные подъемы, личностные взлеты, помогает подпитывать мотивацию. Но поймите, все мы обладаем набором определенных качеств, имеем свой условно ограниченный потенциал, и невозможно быть лучше всех во всем, это просто неестественно. Самый главный пункт при осуществлении любой деятельности — это получение наслаждения, обогащение своего внутреннего мира. Если подходить к делу с истинным увлечением, любопытством, добавляя щепотку конкурентности, то результат будет качественно другой и, кстати, очень вероятно, что количественно высокий. Поэтому живите своей полной жизнью без оглядки на окружающих.
Давайте теперь посмотрим на примере некоторых диалогов, как можно развить указанный синдром и как его не допустить. Как прошла контрольная? А другие успели? Машка, наверное, успела, отличница наша. Почему ты не записал последние пункты? Вечно тебя это подводит, Артем… От этого и получаешь вечно четверки по математике, хотя знаешь ее не хуже остальных!
Чтобы в следующий раз я ничего подобного не слышала! Знаком вам этот диалог? Надеемся, что нет, потому что персонаж «мама» в нем неистово отправляет своего сына на путь приобретения синдрома отличника. И вот конкретно как: Самый первый вопрос звучит не «Как дела? Мы ни в коем случае не умаляем важность этих вопросов, но ребенок чувствует каждый ваш шаг , делает моментальные выводы. Поэтому начинать следует с более общего вопроса.
Во второй реплике мамы звучит категорически ошибочный вопрос «А другие успели? Пламя конкуренции мгновенно разгорается, чтобы вселить в мальчика элемент рациональности, прагматичности, ребенок чувствует себя более слабым в сравнении с другими, так как он не успел, а другие успели. Добиваем это вопросом «А чем ты хуже Машки? Во-первых, формирование круга друзей — это выбор самого мальчика, и, называя их оболтусами, мама, прежде всего, показывает неспособность сына выбирать «правильных друзей». Во-вторых, социализация ребенка , тем более подростка, не может проходить успешно, если он будет нелюдимым, скупердяем и прагматиком. Помощь на контрольной — это классика жанра учебы в школе, и пренебрегать этим фактором нельзя.
Таким образом, вы ситуативно можете разглядеть, как из детей вырастают постоянные «отличники», старающиеся порадовать вечно недовольных родителей, учителей, зачастую друзей, отвечая их ожиданиям.
И это убеждение передаётся внукам и правнукам, пока кто-то не осознает и не поменяет эту систему. Теперь ко мне приходят люди, которые крутятся, как белки в колесе и совсем не могут понять, какие у них таланты и способности. Они живут в отрыве от себя, и единственная их цель — быть лучшими. При этом прессинг в каждом новом поколении усиливается, и эта идея превращается в невроз. Конечно, на Западе пятилеток не было, а вот синдром есть. И были жуткие примеры поклонения вождям — своим «великим отцам». Либо бывает по-другому: родители учились хорошо, а ребёнок по каким-то причинам не справляется.
И они начинают ему говорить: «Смотри на нас! Сценарий с «синдромом отличника» можно впитать буквально с молоком матери: иногда бывает, что ребёнок ещё в школу не пошёл, в садике его еще не начали толком ничего учить, но синдром уже есть. Как опознать «синдром отличника» Фото с сайта yourcareeverywhere. Он часто испытывает неуверенность: его состояние похоже на качели, где мысль «я лучший» быстро сменяется мыслью «я неудачник и ничтожество». Если нужно начать новое дело, человек с «синдромом отличника» впадает в ступор — ведь он не знает заранее, справится ли на отлично. Ещё важный признак «синдрома отличника» — ревность к успехам других: «Как же так вот этот человек сделал лучше, а я за ним не успеваю? Мы завидуем, когда видим: кто-то сделал то, что мы могли бы сделать, но не сделали. Или мы хотели бы сделать лучше, но у нас не получилось, или мы хотели сделать идеально, и кто-то сумел.
Зависть — неизбежное следствие «синдрома отличника». Еще признак — когда ребёнок начинает очень зависеть от похвалы. Например, у него начинаются истерики, когда кто-то не оценил, как он выполняет домашние обязанности. Хотя обязанности у него небольшие — вынести мусор или покормить кота. Еще возникает страх перед неудачами — например, ребёнок честно готовится к экзамену, а получает двойку. Потому что он начал писать, сделал помарку и понимает: пятёрки за эту работу он уже не получит. А другая оценка ему не нужна. Чтобы заметить у себя «синдром отличника», полезно развивать осознанность.
Очень полезно периодически спрашивать себя: «Когда я в последний раз радовалась? Отличники на доске почёта — Современная школа культивирует «синдром отличника»? Иногда родители даже бояться ходить на родительские собрания. Родители приходят и сидят все в поту, переживая, что сейчас назовут фамилию их ребенка и будут его прилюдно ругать. А потом сбрасывают свои стыд и злость на ребенка. К счастью, сейчас некоторые учителя отказываются от практики обсуждать детей при всех. У всех детей разные способности и возможности, но при этом равные права. И, по большому счёту, прилюдный разбор ребёнка на собрании — это такая учительская манипуляция, попытка надавить на родителей, чтобы они надавили на детей, и дети получили мотивацию к учебе.
У учителя тоже может быть синдром отличника, и тогда внутренний голос кричит ей: «Ты должна стать хорошим учителем, лучшим учителем года, у тебя должны быть лучшие ученики! Но их давление выдерживают далеко не все ученики.
Как свои, так и, зачастую, окружающих. Имеет смысл бороться с перфекционизмом, если только он Вам действительно мешает.
Перфекционисты — люди весьма успешные. Они всегда в движении и в поисках способа покорения новых вершин. Если же Вы чувствуете, что Ваш перфекционизм требует слишком много сил и эмоциональных вложений, если Вы понимаете, что такой ритм — не Ваш и Вы хотите иначе, то начать можно с малого: планируйте день. То, в котором не надо соревноваться, которое никто не оценит и не увидит.
Разбросайте бумаги на столе, откажитесь от мытья полов или посуды, позвольте себе опоздать, забыть, не выполнить без глобального ущерба для бизнеса и семьи. Вполне возможно, Вы откажетесь от безупречности, а оценки и критики не последует. Как правило это начальники, родители, супруги. Отстаивайте границы и помните, что Ваша жизнь — в единственном экземпляре, повторов не будет.
Перфекционист стремится к совершенству ради совершенства, он не прощает себе неидеальных результатов. Ему важно, чтобы окружающие заметили, насколько хорошо он справился с задачей. Распознать синдром отличника можно по характерным особенностям поведения, таким как: постановка сложных или заведомо невыполнимых задач; нерациональное расходование сил и времени на их решение; ожидание похвалы и одобрения от окружающих; жертвование собственными интересами ради достижения цели ; продолжающиеся попытки решить задачу, когда она уже неактуальна. Интересно, что синдром отличника проявляется не в стремлении выполнить работу идеально, а в желании, чтобы другие люди оценили результат. Такой человек не всегда старается сделать всё качественно. Для него главное, чтобы у окружающих сложилось такое впечатление. Как возникает синдром отличника?
Чтобы лучше понять, что такое синдром отличника, рассмотрим, как он формируется. Предпосылки появляются в детстве, когда ребенок изначально пребывает в обстоятельствах, заставляющих его стремиться к похвале и одобрению. Он знает, что за старания его наградят, а за неудачу могут наказать, поэтому стремится произвести положительное впечатление на взрослых и боится ошибиться. Важнейшей сферой самореализации для ребенка является учеба. Получая в школе хорошие оценки, он получает одобрение учителей и похвалу от родителей, а другие взрослые приводят его в пример собственным детям. В маленьком мире ребенка это показатель наивысшего успеха, который он старается повторять и улучшать. Стремление получать высший балл постепенно перерастает в синдром отличника.
Данный процесс значительно ускоряется при наличии таких факторов как: непонимание со стороны родителей и частые конфликты; отсутствие похвалы за успехи; чрезмерная требовательность со стороны учителей и родителей; конфликты со взрослыми; неполная семья; одиночество и неуверенность в себе.
Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим
«Синдром отличника» представляет собой набор качеств, особенностей характера личности, при которых человек стремится достичь целей и сложных задач ради получения похвалы и оценки со стороны окружающих. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале.
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. Нет предела совершенству. Однако погоня за идеалом может сильно отравлять ер, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может р. Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно.