Александр Невский — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. день памяти святого благоверного князя Александра Невского.
Александр Невский: правда и мифы
Он уже был не угодник Божий, не святой, как Александр Невский, а политик, и поэтому, оставаясь верующим православным человеком, он в первую очередь все-таки думал о земных способах достижения своих целей. И хотя годы жизни Александра Невского с точностью установить не удается, известно, что преставление святого последовало 27 ноября 1263 г. в Городце, на пути во Владимир. Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 13 мая 1221 г. в городе Переяславле-Залесском. В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе со священником Валерием Духаниным вспоминаем святого благоверного князя Александра Невского. "Имя святого благоверного князя Александра Невского и сегодня живет в тех ратных делах, которые наша страна совершает.
Св. блг. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
В тьму язычества св. Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1256 г.
В 1261 г. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси.
В 1262 г. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока.
В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана. Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней.
На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в Богородице-Феодоровском Городецком мужском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении.
Великий князь Иоанн Иоаннович 1353—1359 в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию 1350—1389 , будущему победителю Куликовской битвы, "икону Святый Александр". Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению [Через 117 лет после кончины Св. Александра Невского в субботу, 8 сентября 1380 года, в ту самую ночь, когда Димитрий Донской со своей ратью стоял станом на Куликовом поле перед решительной сечей с Мамаевой ордой, — пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы было видение.
Свечи возгорелись сами собою, два старца, выйдя из алтаря, подошли к гробу Св. Александра и сказали: «О, господине Александре, восстани и ускори на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сушу от иноплеменников». Александр восстал из гроба и стал невидим.
Поскольку не было сил одновременно противостоять и Востоку, и Западу, он пошел против Запада и стал платить дань в Орду, чтобы на Русской земле был мир и благополучие. Четырежды святой князь Александр Невский ездил в Орду, отстаивая интересы нашего народа, и закончил свою жизнь в 42 года в Городце на Волге, на Нижегородской земле». Великой России невозможно быть без духа Святой Руси. Поэтому мы сегодня восклицаем: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение», — заключил митрополит Георгий. После богослужения к ковчегу приложились присутствующие в храме. Им были розданы небольшие иконки святого благоверного князя Александра Невского с Патриаршим благословением.
Ковчег будет находиться в Александро-Невском кафедральном соборе до 12 ноября включительно. Каждый день в 8:30 перед святыней будут совершаться молебен с акафистом и Божественная литургия, в 12:00 — молебен с акафистом, в 16:30 — молебен с акафистом и всенощное бдение. Затем святыня будет принесена в Городец, где пробудет до 14 ноября. Принесение святыни приурочено к 800-летию святого князя Александра Невского. В общей сложности ей смогли поклониться сотни тысяч верующих из более 100 городов и населенных пунктов в России и Беларуси. Первому, историческому крестному пути, было дано начало в Москве от Храма Христа Спасителя.
Он прошел по местам жизни и деятельности князя, а также по маршруту перенесения его мощей в XVIII веке из города Владимира в Шлиссербург. Южный крестный ход, отправившийся в путь из Ростова-на-Дону, прошел по городам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Восточный крестный ход, начальной точкой которого стал Екатеринбург, посетил города на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. Самой восточной его точкой стал Анадырь — административный центр Чукотского автономного округа, расположенный на крайнем северо-востоке России. Он охватил 38 городов Союзного государства России и Белоруссии.
В разные периоды жизни князь Александр имел титул князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. Главные военные победы Александр Ярославич одержал в молодости.
Во время Невской битвы 1240 год ему было 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. За всю свою жизнь великий полководец не проиграл ни одного сражения. Князь Александр прославился как умный политик, тонкий дипломат и талантливый военачальник. Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. Жизнь князя Александра — полководца и дипломата, выдающегося государственного деятеля и святого — издавна привлекала внимание потомков.
Так вот, несмотря на то, что идеология одного победила — оба во святых. И никому в голову не приходило заметать под коврик слова, тексты и мысли проигравшей стороны.
А все почему? Да потому что подлинная Церковь Христова определяет святость жизни человека не по лозунгам очередного Майдана, не по геополитическим установкам светской власти, не по контекстам очередной идеологии, а по критерию евангельской Правды. Очевидно, что такие критерии, такие принципы, которыми истинная Церковь была верна, несмотря на самые сложные обстоятельства и самые агрессивные режимы, такие критерии для ПЦУ неудобны, нерентабельны и неинтересны. А почему? Да потому, что служат они не Господу, а Госдепу. И эта перспектива стоит сегодня перед каждой церковной общиной. Сегодня в условиях глобального противостояния христианской цивилизации и западного антихристианского катка Вселенская Церковь стоит перед выбором — быть верной Господу или Госдепу, то есть, либо идеалам Евангелия и святых отцов, либо идеологии транснациональных корпораций и интересам политических лоббистов, которые всей своей деятельностью приближают власть антихриста.
Так уж вышло, что сегодня в современном мире, в глобальной политической игре религиозный фактор разыгрывается как карта. Американский однополярный мир всеми силами пытается сохранить свое тоталитарное доминирование. И там, где Православная Церковь играет хоть какую-то роль в жизни народа, она будет поставлена перед этим выбором — Господь или Госдеп. И как вы понимаете, перспектива этой дилеммы весьма апокалиптичная. Именно такую характеристику ей дал Святейший Патриарх, выступая недавно в Совете Федерации видеоцитата : «Нам говорят: «Ну что же, весь мир так, а вы иначе? Но очень важно, чтобы наша страна, опирающаяся на многовековую духовную и культурную традицию, сформировавшая свой кодекс нравственных ценностей, была способна в каком-то смысле возглавить сопротивление — невероятное слово сейчас скажу! Сопротивление пришествию в мир глобального зла».
Защищая Отечество. Александр Невский – воин, миротворец, молитвенник
Ну прямо как в том анекдоте — помните? А в это время не менее удивленный бес из-под лавки обиженно басит: «вот честное слово, отец-игумен, даже я до такого бы не додумался» … Мне кажется данному решению раскольников из ПЦУ даже бесы в аду аплодируют, причем стоя. Ибо с такими, с позволения сказать, христианами никакие бесы не нужны. Они сами всё за них сделают. Сами подумайте, может ли Церковь, которая служит Господу, — в угоду политической конъектуре, в угоду интересам глобальных финансовых корпораций, которые развязывают конфликты по всему миру ради рынков сбыта и дешевых ресурсов, — так вот, может ли подлинная Церковь Христова взять и в угоду этим абсолютно земным интересам и мирским амбициям отказаться от своих святых, в честь которых освящены десятки и десятки храмов, и которых прославляли многие и многие столетия? Вы только посмотрите на эту карту храмов в честь Александра Невского на Украине. Многим из них по несколько веков.
Ответ очевиден. Подлинная Церковь Христова никогда на это не пойдет, никогда не отречется от своего многовекового духовного наследия ради сиюминутного политизированного конфликта. Уж насколько в период Византийской империи были непростыми отношения между различными христианскими народами и царями, но ни Константинопольской Церкви, ни Иерусалимской, ни Александрийской, ни Антиохийской, ни Болгарской, ни Сербской, ни Русской, никакой иной даже в голову не приходило люстрировать святых или вымарывать их имена по политическим или национальным признакам. В свое время Кирилл Александрийский был весьма строгим идеологическим оппонентом Константинопольского архиепископа Иоанна. И, тем не менее, Церковь чествует обоих как величайших святителей. Ибо Правда Христова выше земных амбиций и политических контекстов.
В разные времена на византийском престоле восседали святые императоры и православные святители, которые, — с точки зрения национально-освободительных движений каких-нибудь малых народов, входивших в орбиту Константинополя, — могли в свое время что-то говорить или как-то действовать не вполне комплементарно. И, тем не менее, у православных славянских народов, у сирийцев и арабов, даже у христиан Западной Европы неразделенного периода — есть общие единые святые, признаваемые вне всякого политического контекста, исторического нарратива или острого дискуссионного поля. И папа римский Григорий Великий, который в пух и прах разносил «константинопольскую идеологию первенства», такой же святой для Восточной церкви, как, например, патриарх Фотий — является святым для Западной Церкви, хотя в политическом измерении именно он помешал амбициозным планам римского папы распространить его власть на Балканах.
А ведь была еще опасность с запада: к землям бедствующей Руси Литва, Швеция, даже — сам Папа Римский. Казалось, над страной уже произнесен Божий суд, дни ее сочтены. Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото, чеканка Размеры иконы: высота 174 см, ширина 73 см Ростовое изображение святого благоверного князя Александра Невского. State Museum of Palekh Art.
Князь Александр для многих тогда был едва ли не символом надежды. Две победы, которым суждено было обессмертить его имя, одержаны им в юности, когда еще правил Новгородом как старший сын великого князя: в 1240 г. Ожидали ли от него столь же успешной борьбы с монголами? Скорее всего. Но именно ему чаще всего приписывают фразу: «Даст Бог, Орда переменится». Означает она совсем иной подход к опасному противнику. Александр с братом Андреем совершают поездку в Каракорум, сердце Монгольской империи; оба получают политическую поддержку великого хана монголов; вернувшись на родину, князь устанавливает максимально хорошие насколько возможно отношения с ханом Золотой Орды, в зависимости от которой теперь была Русь — Батыем; твердой рукой принуждает разгоряченных русичей, жаждущих мстить врагам за разоренные города, гибель родных — к выплате ордынского «выхода», то есть дани; этому предшествует «число», или перепись всего подлежащего обложению населения; десятки бунтов по крупным городам, самый серьезный конфликт — в Новгороде, не затронутом нашествием; видя, что строптивые новгородцы платить дань не будут, Александр демонстративно уехал из города, предоставив его жителям самим устанавливать отношения с завоевателями; новгородцы одумались сразу, на дань согласились.
Любила ли его Русь? Пожалуй, нет. Понимала ли?
Новости СМИ2 Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей В Белгороде провели митрополичью литературную гостиную «Дружина Александра Невского».
Главный редактор «Фонаря» не только оценил выставку белгородских художников, выступления поэтов и дуэта «Братцы», но и записал обращение митрополита к зрителям гостиной. С небольшими сокращениями даём его ниже. Обращение митрополита Иоанна к гостям гостиной — Все мы с вами были свидетелями недавно произошедших у нас событий, когда были мощи святого благоверного князя Александра Невского, когда мы с копией громадного Годеновского креста 2,5 метра высотой и весом более 250 килограммов, поэтому его везли на машине и с мощами святителя Иоасафа совершили крестный ход, благословив наш град Белгород этими святынями для духовного укрепления всех нас. Я хотел бы заметить, что перед этим, когда я освящал казачье знамя, в 11 часов было два прилёта. Было тревожно, думал: может, [люди] как-то засомневаются, но мы начали в 15 часов крестный ход, и, наоборот, ещё больше людей пришло.
Крестный ход у нас получился грандиозным и очень величественным. Это очень важно, наверное, для нас сегодня, когда мы почувствовали локоть друг друга, когда мы почувствовали духовное единение. Действительно сформировалась такая дружина святого благоверного великого князя Александра Невского. Это была очень благочестивая семья, чтящая христианские традиции. Отличительной чертой его воспитания была тяга к Священному Писанию: если бы он не стал полководцем, он бы наверняка стал выдающимся богословом, но так случилось, что в 14 лет уже Господь судил ему управлять Великим Новгородом — городом, достаточно вольным и обширным по своему влиянию [...
Уже в 20 лет он выигрывает знаменитую Невскую битву, получает прозвище Невский, а в 22 года совершается знаменитое Ледовое побоище, где побеждает самую лучшую и профессиональную армию Европы — тевтонских рыцарей, которые покорили до этого многие страны. Собственно говоря, это было их главной профессией — завоёвывать страны и исполнять волю Папы Римского, который направлял их для того, чтобы было окатоличивание, и вот славян решили [направить в] католичество... Соответственно, эта агрессия была очень сильной... Митрополит Иоанн выступает перед зрителями гостиной, фото пресс-службы белгородской митрополии Сегодня мы слышали замечательные слова Ивана Ильина, где он говорит, что святой благоверный Александр Невский олицетворял лучшие качества Спасителя — тут нужно Спасителя [понимать] с большой буквы, то есть он служит Господу — и потом уже, через запятую, «устроителя России». Насколько мне помнится, в тексте именно так у Ильина: не спаситель и устроитель, тут в данном случае первым [идёт] спаситель Господь наш Иисус Христос, а устроитель — это уже земное дело, которое совершал Александр Невский.
Почему так важно иметь этот образ?.. Кстати, в этом году исполнилось 80 лет, когда уже в советскую армию возвратился орден Святого благоверного Александра Невского. Награждали им полководцев наряду с орденом Победы. Орден Александра Невского — достаточно редкий орден. Эту традицию потом возродили уже в наши дни в XXI веке: президент Владимир Путин вручает выдающимся деятелям орден Александра Невского.
Это не случайно, потому что до сих пор в генетической памяти народа, в историческом предании очень важно, что это предание сохраняется и преумножается. Это тот потенциал, который питает всех наших молодых людей, и мы знаем, что это источник чистый. По крайней мере, никаких сомнений нет ни в его победах, ни в его каких-то действиях. Хотя при жизни, конечно же, Александр Невский испытывал колоссальное искушение. Оно было связано с его взаимоотношениями с Золотой Ордой, где он получил ярлык великого князя.
Его обвиняли в предательстве — якобы он предал Русь, а он, наоборот, защитил Русь, пройдя через искушения, различные испытания, когда хан всячески издевался, имея своё преимущество, но Александр Невский не сломался. Он не поставил свои личные амбиции выше того, что от него требовала Святая Русь... Это колоссальное вообще качество, которое надо бы привить нашим многим, так сказать, теперешним деятелям. Я имею ввиду не только у нас, но и в целом в мире... В средние века войны начинались из-за женщин и из-за богатства.
А сейчас, в основном, [из-за] искушения властью, когда человек считает, что ему всё позволительно, несмотря на то, что это входит в противоречие с историческим развитием или метаисторией страны. Так получилось с князем южнорусских земель Даниилом Галицким.
К присутствующим обратился архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим, который совершил молебен за всех защитников Родины. В торжественном мероприятии приняли участие глава городского округа Калининграда О. Аминов, начальник музея-памятника «Спас на Крови» сотрудник Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» И.
В экспозицию выставки вошла икона XIX века «Святой благоверный князь Александр Невский» из собрания Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», а также портрет императора Петра I, при котором почитание святого князя приобрело общегосударственное значение. На литографии Анри Дюрана изображен монастырь Александра Невского, куда в 1724 году были перенесены мощи святого. Также на выставке представлен уникальный портрет Александра II работы художника А.
Икона святого благоверного князя Александра Невского
Государственный Эрмитаж начал процедуру перемещения гробницы Благоверного Князя Александра Невского в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру, где рака будет соединена с мощами святого. Частица святого прибыла в преддверии важного праздника Русской православной церкви – Дня благоверного князя Александра Невского. Торжества в День перенесения мощей Александра Невского возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского
Последующие события не вполне ясны. Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи «к Кановичам», как говорили на Руси. Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года.
Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» то есть Южную Русь. Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением.
Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород. Переговоры с папским престолом Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом.
В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Папские легаты не застали Александра в Новгороде. Однако можно думать, что еще до своего отъезда и до получения первого папского послания князь провел какие-то переговоры с представителями Рима.
В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века. Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию.
Но такая оценка была глубоко ошибочной. Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада.
Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей». Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем».
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси». В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд.
Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом а именно это было непременным условием предлагавшегося союза.
Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий.
Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси. Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт.
Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Развязка наступила летом 1252 года. Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло.
По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду. Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена.
Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен. В Орде Св.
Александр Невский. Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать.
А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское. В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат. Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар.
Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду 1257, 1258, 1262 годы имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси.
Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.
Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников.
Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения». Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом.
Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол.
После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.
В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились.
Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью. Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда.
Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец. От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением.
Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков.
На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили.
Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена.
После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена.
В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту. В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду.
Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке. Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Последние дни Александра Александру, очевидно, удалось достичь своих целей.
Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог.
В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг согласно поздним источникам, с именем Алексея и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!
Церковное почитание Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками.
Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста. Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны.
Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига.
В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город.
Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну».
Именно здесь находится мемориал небесному покровителю Санкт-Петербурга. Музей передал внешний серебряный саркофаг и внутренний деревянный ковчег, из которых состоит рака. После завершения реставрации РПЦ получит пирамиду из пяти ярусов, два подсвечника, а также две трофейные композиции из оружия и знамен.
Поэтому мы с отцом Артемием, настоятелем нашего храма, и посчитали: если вопрос есть, надо постараться на него ответить. Скажу сразу: кроме того что человек, которого хотят канонизировать, должен обладать определенными духовными качествами, святым его должны признать в первую очередь люди. Если они приходят на его могилу с молитвами, если получают утешение и помощь — это главное свидетельство святости, которое уже затем узаконит чином канонизации Православная церковь, — говорит автор книги.
С Александром Невским так и произошло. Когда митрополит Кирилл объявил о кончине князя, сказав при этом: «Закатилось солнце Земли русской», народ выдохнул: «Ужо погибаем». К могиле князя, к мощам его люди шли с первых дней кончины Александра Ярославича. Это сейчас некоторые любители «альтернативной истории» могут назвать Невского своего рода коллаборационистом, который, будучи великим полководцем, не пошел биться с мечом против монголов и Великой степи, а поехал к Батыю договариваться о выплате дани. В те же времена народ понимал смертельную угрозу нашествия монголов. Напомним: до битвы на Куликовом поле, когда Орда ослабла, а Русь поднялась, от года смерти Александра Невского оставалось еще более ста лет. Орда могла выставить от 40 до 50 тысяч хорошо вооруженных, закаленных в битвах жестоких всадников.
Князь был великим полководцем, его величие еще и в том, что он понимал неизбежность поражения в подобном противостоянии, а вслед за этим — полного разграбления и физического уничтожения Руси. Именно это надо понимать: Руси бы больше не было. И несмотря на то что его отца, великого князя Ярослава в Орде отравили, Невский едет в Орду договариваться не о войне, а о выплате дани.
Именно такую характеристику ей дал Святейший Патриарх, выступая недавно в Совете Федерации видеоцитата : «Нам говорят: «Ну что же, весь мир так, а вы иначе? Но очень важно, чтобы наша страна, опирающаяся на многовековую духовную и культурную традицию, сформировавшая свой кодекс нравственных ценностей, была способна в каком-то смысле возглавить сопротивление — невероятное слово сейчас скажу! Сопротивление пришествию в мир глобального зла». Глобальное зло. Вот что воюет сегодня с Православием на Украине. Поэтому нет ничего удивительного в том, что политическая церковь Украины — а именно так наиболее точно можно расшифровать аббревиатуру ПЦУ — нет ничего удивительного, что эта структура в угоду интересам глобальных корпораций глумится над святыми и святынями.
Вот посмотрите, во что они превратили Лавру. А ведь тут еще не так давно совершали молитву подвижники, и храмы были переполнены людьми видеоцитата джазового концерта в Лавре. Чему же мы в самом деле удивляемся? Ряженные проходимцы захватили и обезобразили Лавру, превратив ее в балаган. Они изуродовали свою историю, позабыв что Александр Невский 14 лет был Великим князем Киевским и сделал очень многое, чтоб сохранить жизни киевлян после разгрома Золотой Орды. Они отказались от литургического календаря и подменили православное учение «богословием Майдана», бесстыдно втюхивая эту несусветную чепуху оболваненным массам. Они расстилают на Святых Престолах национальные флаги, обезображивают иконы и святые образа, распевают в храмах песни про убийство людей, говорящих на другом языке. Они насильственно захватывают храмы, проливая кровь невинных жертв, травя газом священников, ломая руки старухам. И после всего этого ада, который они устроили на земле разве можно удивляться тому, что они замахнулись дубиной на небо, что они решили извести память святых и ждут «смены поколений», чтобы никто уже не смог оказать сопротивление этому царству антихриста, о котором так точно и открыто сказал Патриарх?
Так что, нет ничего особенного и неожиданного в том, что ПЦУ — как Политическая Церковь Украины — в очередной раз доказала самой себе и всему миру чем она является по сути.
ГОСПОДУ ИЛИ ГОСДЕПУ? ЗАЧЕМ РАСКОЛЬНИКИ ВЫЧЕРКНУЛИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ИЗ СВЯТЫХ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
Главная страница - Заступник земли русской: Александр Невский | Святой благоверный великий князь Александр Невский. 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. |
Александр Невский - биография, житие, иконы, молитвы | В ноябре исполняется 760 лет со дня завершения земного пути Александра Невского, а в 2024 году в Русская православная церковь будет широко отмечать 300-летие перенесение мощей святого благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. |
Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Александр Невский | "Имя святого благоверного князя Александра Невского и сегодня живет в тех ратных делах, которые наша страна совершает. |
Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы | 12 сентября 2023 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского (перенесение мощей), митрополит Лев совершил Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе. |
Икона святого благоверного князя Александра Невского
За эту победу Александр был назван русскими людьми Невским. В 1242 году немецкие рыцари захватили Псков. Выступив в зимний поход, Александр освободил этот древнерусский город, называемый Домом Пресвятой Троицы. А весной 1242 года, 5 апреля, он дал сражение рыцарям Тевтонского ордена на льду Чудского озера, где наголову разбил их войско.
После Ледового побоища о русском князе Александре заговорил весь мир. Таким образом, Русь была ограждена с запада. В эти годы страшного порабощения Руси монголо-татарскими ордами святой князь умел оградить свои владения и с востока, спасая подданных от гнева раздраженных татар.
И скончался он, возвращаясь из четвертого изнурительного путешествия в Сарай — столицу Золотой Орды.
Мы видим воина и государственного деятеля и изображения разные: В латах, с мечом и иногда на коне; В горностаевой мантии со свитком и шапкой Мономаха. Горностаевая мантия встречается и на «военных» иконах. Традицию изображать св. Александра Невского на коне и в мирской одежде ввел Петр I, до этого каноническим считалось изображение в монашеской рясе. И есть в иконографии особенная икона — мироточивая святыня, находящаяся в Александро-Невской лавре. На ней великий защитник Руси изображен один в полный рост.
Фигура склонилась в молитве перед образом Троицы. Князь молит Господа о защите родной земли, но меч в его руках указывает на способность в любой момент выступить против врага. Икона святого может быть большой, храмовой, а может быть маленькой, нательной, но в любом случае очень ценной для молящегося. Но не нужно забывать: нет разницы, куплена икона в магазине церковной утвари или заказана в иконописной мастерской. Главное — искренность молитвы. Храмы и нетленные святыни Александра Невского Александр Невский — небесный покровитель культурной столицы России. Именно в Санкт-Петербурге расположена Свято-Троицкая Александро-Невская лавра где находятся две главные святыни — рака и мироточащая икона с мощами святого.
Это самая известная церковь, посвященная защитнику Руси. Но не единственная, всего в нашей стране и в мире насчитывается несколько десятков церквей и приделов, прославляющих военную и государственную деятельность святого. Самый новый придел расположен в одной из самых больших на данный момент российских церквей — главном Храме вооруженных сил РФ. Икона поражает своим величием. Кстати, один, главный купол церкви выполнен в форме боевого шлема благоверного великого св. Александра Невского. Придел с престолом есть в храме Христа Спасителя — главной православной святыни Москвы.
Здесь так же есть икона и частица мощей. О чем молиться святому В 21 веке, в 2016 Александр Невский был назначен Патриархом вся Руси Кириллом покровителем сухопутных войск Российской Федерации. Именно его икона является защитницей военнослужащих: Мотострелковых войск, Радиационной, химической и биологической защиты; Танковых войск; Связистов и другие. И не только их. В день поминовения Русская православная церковь совершает молебны во укрепление государства.
Учредитель — федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания».
Главный редактор — Панина Елена Валерьевна. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности.
Томска протоиерея Александра Классена и пожелал имениннику крепкого здоровья, терпения и продолжения своего служения во славу Божию. В ответном слове протоиерей Александр Классен поблагодарил всех за поздравление и сообщил, что на сегодняшний день в мире действуют около 1300 храмов, освященных в честь святого князя Александра Невского, в том числе и в Европе. Такую популярность великого русского князя протоиерей Александр объясняет именно его талантами защитника, дипломата, воина и мудрого руководителя. Поздравляя духовенство и прихожан храма с праздником, настоятель прихода в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» пожелал всем всегда быть с Богом: — Да даст Господь молитвами святого великого благоверного князя Александра Невского мудрость и народу нашему, и руководителям, чтобы все было к вящей славе Божией, сохранению, укреплению веры и пребыванию со Христом в Его Царстве! Фото: Ирина Коновалова.
Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой
Спустя несколько столетий Александр Невский был причислен к лику святых. Новости посвященные мероприятиям. связанным с Александром Невским. В праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября 2023 года, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской Церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невск.
Александр Невский: правда и мифы
Страховое покрытие раки святого князя Александра Невского, которую Эрмитаж передает церкви, превышает ₽20 млрд, узнал РБК. её земли и культуры. Частица святого прибыла в преддверии важного праздника Русской православной церкви – Дня благоверного князя Александра Невского. Новости посвященные мероприятиям. связанным с Александром Невским. Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси.
Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь?
Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского. Великий князь Иоанн Иоаннович 1353-1359 в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию 1363-1389 , будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр».
Главный редактор — Панина Елена Валерьевна. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК и со ссылкой на сайт « vesti-lipetsk.
Но Александр Ярославич прославлен еще в одном звании — он святой Русской православной церкви, имя которого носят сотни храмов в России и во всем мире. ФОТО из архива редакции Как князь и полководец стал святым, почему канонизирован, об этом в своей книге рассказывает кандидат богословия, священник петербургского храма святителя Петра митрополита Московского Дмитрий Пономарев. Его книга так и называется: «Александр Невский. Почему великого князя мы почитаем святым? В год 800-летия великого князя этот вопрос — на уроках в лицее, в беседах с прихожанами — возникал не раз. А я такой человек, что всегда хочу дойти до самой сути. Поэтому мы с отцом Артемием, настоятелем нашего храма, и посчитали: если вопрос есть, надо постараться на него ответить. Скажу сразу: кроме того что человек, которого хотят канонизировать, должен обладать определенными духовными качествами, святым его должны признать в первую очередь люди. Если они приходят на его могилу с молитвами, если получают утешение и помощь — это главное свидетельство святости, которое уже затем узаконит чином канонизации Православная церковь, — говорит автор книги. С Александром Невским так и произошло. Когда митрополит Кирилл объявил о кончине князя, сказав при этом: «Закатилось солнце Земли русской», народ выдохнул: «Ужо погибаем». К могиле князя, к мощам его люди шли с первых дней кончины Александра Ярославича. Это сейчас некоторые любители «альтернативной истории» могут назвать Невского своего рода коллаборационистом, который, будучи великим полководцем, не пошел биться с мечом против монголов и Великой степи, а поехал к Батыю договариваться о выплате дани.
Князь Александр Невский были причислен Русской православной церковью к лику святых в 1547 году. Напомним, о создании ПЦУ было объявлено 15 декабря 2018 года в Киеве. В 2019 году церковь получила статус автокефальной решением Константинопольского патриархата.