Среди экспонатов Музея современной истории России есть выложенная из минералов карта Советского Союза тех еще времен, когда существовала Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Закавказская СФСР. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья) — союзная республика в составе СССР с 1922 года по 5.
Как история меняла границы между Арменией и Азербайджаном
5000000 рублей 1923 г. Закавказье ЗСФСР, с водяным знаком (116) | Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика Для термина Закавказская Федерация см также другие значе. |
Образование Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР) | государство, связанное тесным военным, политическим и экономическим союзом с РСФСР; государственное образование в составе СССР. |
Ящик пандоры – О создании ЗСФСР | 12 марта 1922 года закавказские республики свели, наконец, в одну федерацию и появилась Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. |
О создании ЗСФСР.
С одной стороны, этот жест должен был продемонстрировать мирные намерения СССР, а с другой — исключить любую возможность давления со стороны Финляндии, направленное на выход региона из состава Союза. Идея объединения была выдвинута В. Лениным исходя из необходимости хозяйственного и военно-политического объединения закавказских республик после Гражданской войны, уничтожения остатков контрреволюционных сил, восстановления хозяйства, ликвидации межнационального недоверия и вражды. ЗСФСР была упразднена.
По третьей версии, большевики желали наладить отношения с Турцией и потому поддержали родственных туркам азербайджанцев.
Агдамский конный завод. Фото: Д. Причем план изначального территориального разделения изменили, отрезав АОНК от территории Армении Лачинским коридором. Заморозка Решение советских вождей лишь заморозило конфликт, но не решило его.
В годы советской власти армянская элита упорно пыталась установить контроль над спорной областью путем аппаратных интриг, однако эти попытки неизменно проваливались. Более того, иногда они встречали сопротивление и самих карабахских армян. Например, когда директора школ Гадрутского района НКАО получили письма с предложением организовать сбор подписей под ходатайством о передаче автономии Армянской ССР, они отнесли их в райком партии и «выразили свое несогласие» со своим коллегой из Еревана, являвшимся инициатором этой акции. Баку, апрель 1971 года.
В частности, оно проводило политику переселения азербайджанцев на территорию карабахской автономии. За годы советской власти азербайджанское население там росло куда быстрее армянского как в абсолютных цифрах, так и в процентом соотношении. Перепись 1979 года показала, что в течение полувека численность азербайджанского населения Нагорного Карабаха выросла в пять раз, а процентное соотношение в общем балансе народонаселения данного региона увеличилось с 5 до 23 процентов. Армяне обвиняли руководство Азербайджана в «целенаправленной политике дискриминации и вытеснения», утверждая, что Баку намерен совершенно вытеснить армян из Нагорного Карабаха.
Я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось Гейдар Алиев1-й секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР в 1969-1982 годах Подобная тенденция изменения этнонационального состава населения играла наряду с другими факторами определяющую роль в формировании предпосылок карабахского кризиса. С объявлением политики демократизации и гласности вопрос о Нагорном Карабахе вновь встал на повестку дня. В 1987 году между армянами и азербайджанцами вновь начались столкновения, которые советской власти так и не удалось подавить. После развала Советского Союза в регион пришла настоящая война, которая не закончилась до сих пор.
Жители города Шуша Нагорно-Карабахской автономной области перекрывают движение автомашин на одной из улиц города во время стихийного митинга. Противоречия между армянами и азербайджанцами не решили, а лишь «замели под ковер», список взаимных претензий же продолжал копиться. Армяне выиграли войну за Карабах в 1990-е, однако в 2020 году в ходе Второй Карабахской войны Азербайджан вернул под свой контроль большую часть региона.
ССРБ считалась советскими историками и продолжает рассматриваться в белорусской историографии как часть... Национальный совет Грузии декабрь 1917 — июнь 1918 — политический межпартийный орган Грузии.
Армянский национальный совет — исполнительный орган армянского национального движения, избранный армянским национальным съездом Тифлис, конец сентября — начало октября 1917 года , в котором приняли участие свыше 200 делегатов большинство — от партии «Дашнакцутюн». Бухарская народная советская республика БНСР; узб. В данной статье приведены основные события из истории Азербайджанской Демократической Республики, а также события напрямую связанные с появлением и существованием республики. Все события следуют в хронологическом порядке. Несмотря на название, фактически не являлась федерацией.
Правовой и юридический статус республики, а также объём и уровень компетенции его властей определяются конституцией федерации. Кроме того, в некоторых странах республики имеют собственные конституции. Республика Исколата латыш. Iskolata Republika — условное название латвийского советского государственного образования на неоккупированной германскими войсками территории Видземе и Латгалии с декабря 1917 до февраля 1918 года. Союз Горцев Северного Кавказа и Дагестана с мая по октябрь 1917 , Горская республика с 1918 , — автономное государственное образование, провозглашённое на съезде северокавказских народов 1 мая 1917 года на территории Дагестана и горских округов Терской области.
Официально независимость провозглашена 11 мая 1918 года на мирной конференции в Батуми...
С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению. В ином случае загоняемые до поры до времени внутрь национальные чувства и их игнорирование таили в себе потенциальную опасность взрыва национализма при неблагоприятном раскладе событий. К сожалению, в дальнейшем руководство СССР мало задумывалось об этом, щедрой рукой нарезая территории отдельным государственным образованиям, даже если коренные жители и не составляли на них большинства населения, или легко передавая их "из рук в руки", от одной республики к другой, создавая таким образом еще один потенциальный источник напряженности. История повторяется Нельзя сказать, что межнациональные отношения в Закавказье в годы Советской власти были безоблачными. В частности, определенная напряженность между грузинами и абхазами, между армянами и азербайджанцами, вызванная как самим административным подчинением, так и неумелой политикой в отношении нацменьшинств руководителей микроимперий - Грузии и Азербайджана - имела место всегда, и время от времени выливалась в акции протеста различной интенсивности. Однако своего апогея все это достигло лишь после 68 лет их более или менее мирного сосуществования, когда централизованное управление новой "российской империей", каковой по существу являлся Союз Советских Социалистических Республик, ослабло в очередной раз. Можно по-разному относиться к проводимой в СССР национальной политике, но верно одно - в условиях сильной централизованной власти межнациональные распри не могли достичь такого разгула страстей, какой произошел в конце 1980-х и не утихает по сей день. Этому предшествовали аналогичные решения районных Советов. Кровопролитие удалось предотвратить с большим трудом.
В феврале 1988 был образован Оргкомитет, который руководил митингами и демонстрациями. Сразу вслед за этим, 27-29 февраля 1988 в городе Сумгаите начались массовые погромы и убийства армян. Состоявшийся 27 февраля в Сумгаите митинг закончился тем, что первый секретарь сумгаитского горкома коммунистической партии Муслимзаде, взяв в руки государственный флаг Азербайджана, повел за собой огромную толпу. В течение трех дней резни и погромов десятки армян были убиты, сотни ранены, огромное количество подверглось насилию, пыткам и издевательствам, 18. К тому времени уже несколько месяцев в Карабахе по сути действовало прямое правление Москвы, так как 24 марта ЦК КПСС назначило полномочным представителем центрального руководства в автономии Аркадия Вольского. Период времени до 1991 года можно охарактеризовать как период ведения бесплодных переговоров как с участием Москвы и Еревана, так и двусторонних - между руководствами НКАО и Азербайджана , принятия Москвой и Баку неосуществляемых решений, возникновения целой армии беженцев как с одной, так и с другой стороны, локальных вооруженных столкновений между армянами и азербайджанцами как в самой НКАО, так и на армяно-азербайджанской границе. В ответ на это азербайджанская сторона впервые подвергла Степанакерт обстрелу из ракетных установок типа "Алазань". Было принято совместное коммюнике, однако уже 25 сентября был осуществлен первый артиллерийский обстрел Степанакерта из близлежащих азербайджанских населенных пунктов, ставший фактическим началом армяно-азербайджанской полномасштабной войны. С 9 по11 мая проходило оформление российским посредником договоренности о повсеместном прекращении огня. Документ был подписан главами оборонных ведомств Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха.
Соглашение вступило в силу 12 мая 1994 г. В тот же период времени в фазу войны вошли и грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты. В ответ президент Грузии Звиад Гамсахурдиа заявил о ликвидации автономии и образовании на ее территории особой области Шида Картли. На следующий день, выступая на чрезвычайной сессии Верховного Совета Грузии, Гамсахурдиа призвал защитить грузинскую землю от "агрессора - осетин и русских". В результате боевых действий было убито более 2000 человек. При посредничестве президента РФ Бориса Ельцина в июле 1992 года было объявлено о прекращении огня, за соблюдением этого следят Смешанные силы по поддержанию мира ССПМ , состоящие из российских, грузинских и южноосетинских воинских подразделений. Часть жителей вернулись в свои дома, но, по некоторым оценкам, около 50. В период войны, 19 января 1992, в Южной Осетии был проведен референдум по вопросам провозглашения независимости и присоединения к России. Подавляющее большинство жителей высказались "за", и 29 мая 1992 парламент республики опубликовал акт о государственной независимости. Война закончилась в июле 1992.
Согласно Дагомысскому соглашению, в республике были размещены трехсторонние российские, грузинские и южноосетинские силы по поддержанию мира, основу которых составил российский батальон. В Абхазии причиной конфликта являлись прежде всего противоречия в отношении статуса Абхазии в рамках Грузии. Абхазия была автономной республикой в составе Грузинской ССР, но, когда Грузия добилась независимости и к власти пришел радикальный националистический режим Звиада Гамсахурдиа, Абхазия начала жаловаться на то, что Тбилиси посягает на ее автономию и требовала равного с Грузией статуса в рамках свободной конфедерации. Грузинская сторона отвергла эти требования, опасаясь, что они будут лишь первым шагом к независимости, отсоединению Абхазии, и в августе 1992 года грузинские войска и военизированные формирования вошли в Абхазию. Абхазы при содействии национальных движений Северного Кавказа оказали ожесточенное сопротивление. К концу 1993 года большая часть грузинского населения Абхазии была вынуждена бежать. По некоторым данным, число беженцев превышает 200.
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР)
Transcaucasian Socialist Federative Soviet Republic. Образование СССР увенчало развитие отношений независимых советских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской социалистической революции. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика[2] (Закавказская Федерация[3][4], ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья[1]) — союзная республика в составе. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика История народов Закавказья на пальцах Единый Южный Кавказ / Что, если Грузия, Армения и Азербайджан объединятся? Против объединения и создания Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики выступили грузинские национал-уклонисты.
Как до 1922 года жили страны, ставшие республиками СССР
Telegram: Contact @nodecomm | Закавказская Федерация — Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика азерб. Zaqafqasja sosjalist federativ şuralar Çymhurijjəti груз. ამიერკავკასიის საბჭოთა ფედერაციული სოციალისტური რესპუბლიკა арм.Հայաստանի Խորհրդային Սոցիալիստական. |
Мамед Аракелов: Дежавю: Третья попытка Закавказской федерации | "Государственный флаг Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в углу которого, у самого древка, наверху помещены полукругом золотые буквы «З.С.Ф.С.Р.», а над ними в левом углу. |
Трансформации во благо: история Конституции Абхазии | Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика Для термина Закавказская Федерация см также другие значе. |
Как история меняла границы между Арменией и Азербайджаном - 12.02.2022, Sputnik Азербайджан | В 1922 году появилась Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, охватывающая территории Грузии, Армении и Азербайджана. |
ЗАКАВКА́ЗСКАЯ СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИ́ВНАЯ СОВЕ́ТСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА
н) проведение на территории Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики установленной Союзной властью Союза ССР системы мер и весов; [79]. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (13) РСФСР (12819). Упраздненная в 1936 году Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР) включала в себя Грузию, Абхазию, Армению и Азербайджан. В 1922 году появилась Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, охватывающая территории Грузии, Армении и Азербайджана. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика В марте 1922 была провозглашена Закавказская Федерация (Азерб.
О создании ЗСФСР.
Армения Социалистическая Советская Республика 10000 рублей 1921 года P S680а в з орлы. ЗСФСР — статья из свободной большой энциклопедии. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Денежный знак 75 000 000 рублей 1924 г.
Закавказская Федерация
Сталиным по вопросу формирования Союза ССР, который в последнее время мы слышим регулярно, звучит уже не только от самозваных «экспертов», а с самого что ни на есть высшего уровня российской власти. Рассмотрим поэтому в деталях, как реально проходили дискуссии об образовании СССР, попробуем подробно, пошагово показать всем интересующимся позицию Сталина по этому ставшему столь «горячим» вопросу, отделив её от всяких домыслов. Для начала перенесёмся в апрель 1918 года, когда сразу же после установления Советской власти на большей части территории страны и заключения Брестского мира, давшего молодой республике долгожданную передышку после кровопролитной и провальной империалистической войны, главными задачами стали восстановление экономики и государственное строительство. Этим вопросам В. Ленин посвящает одну из своих фундаментальных работ — «Очередные задачи Советской власти».
Как бы перекликаясь с ленинскими идеями и в их развитие, народный комиссар по делам национальностей в возглавляемом Лениным Советском правительстве И. Сталин публикует 9 апреля в «Правде» статью «Одна из очередных задач», посвящая её как раз возникшим внутри партии спорам о советском федерализме. Дело в том, что тогда среди большевиков были сторонники унитаризма, отрицавшие объективно складывавшиеся реалии в виде автономных образований в составе РСФСР. Обращаясь к ним и полностью отстаивая ленинскую позицию, Сталин в своей статье подчёркивает: «Не отрицание автономии, а признание её является очередной задачей Советской власти» выделено мной.
Но ещё раньше, в самом начале апреля 1918-го, в беседе с сотрудниками газеты «Правда» на более чем показательную тему «Организация Российской Федеративной Республики» о чём «Правда» недавно подробно рассказывала И. Сталин по сути дела формулирует основы, на которых будут формироваться отношения внутри Советского государства. Где же здесь, спрашивается, хотя бы отдалённый намёк на некий «великорусский» как вариант — «имперский» национализм, который — в пику ленинскому интернационализму — пытаются приписать И. Сталину иные лживые пропагандисты?!
Сталин полностью поддерживал В. Ленина в вопросах ускоренного развития отсталых в результате политики царизма национальных окраин. Сегодня эта проблема тоже не даёт покоя «имперцам», которые с достойным много лучшего применения упорством регулярно клеймят коммунистов за «излишнее»-де внимание национальным республикам якобы в ущерб «русским областям». Но вот что по этому поводу Сталин, которого казённые «патриоты» всё время пытаются «столкнуть» с Лениным, говорит в докладе «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» на историческом X съезде РКП б весной 1921 года: «Суть национального вопроса в РСФСР состоит в том, чтобы уничтожить ту фактическую отсталость хозяйственную, политическую, культурную некоторых наций, которую они унаследовали от прошлого, чтобы дать возможность отсталым народам догнать центральную Россию и в государственном, и в культурном, и в хозяйственном отношениях» выделено мной.
Любой непредвзятый аналитик, ознакомившись с этими строками, во-первых, даст высочайшую моральную оценку в целом позиции партии большевиков в национальном вопросе. Не кремлёвские подголоски и подпевалы, выступающие против активной поддержки национальных образований тот же напрочь «отвязанный» С. Михеев на очередном «Вечере... Во-вторых, представленная позиция отвергает даже отдалённый намёк на какую-либо отличную от ленинской точку зрения Сталина относительно помощи национальным республикам и, если говорить шире, в целом относительно их развития в рамках Советского государства.
Итак, факты неопровержимо свидетельствуют о том, что к 1922 году позиция И. Сталина как одного из лидеров партии, авторитет которого постоянно возрастал, по всем важнейшим, в том числе — наиболее деликатным вопросам, касающимся межнациональных отношений, полностью совпадала с позицией В. Что же происходило дальше? В комиссию вошли выдающиеся деятели РКП б , в том числе — И.
Сталин, В. Куйбышев, Г. Орджоникидзе, а также представители пяти советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Грузии. Обращаем особое внимание великодержавных болтунов и безответственных «экспертов», облепивших, словно мухи, основные политические ток-шоу российского телевидения на неоспоримый факт: к лету 1922 года на пространстве бывшей Российской империи уже реально существовали возникшие не по чьей-то личной воле, а в бурях Гражданской войны и доказавшие силой оружия и поддержкой большинства народа право на свою независимость национальные образования — в виде советских республик.
Что касается советских республик Закавказья, то они в марте 1922 года уже сделали свой важный шаг к объединению непосредственно в союзное государство, сформировав Закавказскую Федерацию. Поэтому тот, кто сегодня на каналах государственного телевидения называет бывшие республики СССР ныне — суверенные государства «выдуманными», является в лучшем случае безграмотным и невежественным человеком, а в худшем — лжецом, сознательно пытающимся ввести россиян в заблуждение. У этих республик есть своя история, которую уже никому не переписать. Тот же, кто попытается это сделать, только навредит своей собственной стране — России.
И в том, сколько реально вреда приносят такого рода безответственные заявления отношениям нашей страны с ближайшими соседями особенно с учётом складывающейся сегодня обстановки , мы, к сожалению, постоянно убеждаемся на практике.
В ведомстве призвали военнослужащих соблюдать требования воинского устава и не поддаваться на провокации. Фактически это означает переход под контроль Азербайджана четырех сел, которые были в составе Азербайджанской ССР, а с 1990-х годов находились под контролем Армении. После этого в Ереване и в Тавушской области проходили акции протеста. Митингующие пытались заблокировать трассы, в том числе международного значения, происходили стычки с полицией, некоторые участники протестов были задержаны.
К VII веку они были уже сильно арменизированы и в течение последуюших четырёх столетий были поглощены соседними народами христианскими и мусульманскими. Иранские народы заселяли в основном юго-восточные области Закавказья, исторический Азербайджан лежащий к югу от реки Аракс, и, по всей видимости, в основном это были курды. Кроме этих основных этнических групп здесь были очаги арабского и греческого населения, а также переселенцев из севера Кавказа. Наличие плодородных земель, водных ресурсов и мягкого климата способствовало созданию развитого сельского хозяйства — орошаемого земледелия, пастбищного животноводства. Торговля приводила к развитию ремёсел, строительству городов, развитию транспорта. С другой стороны, богатые земли постоянно привлекали внимание сильных и воинственных соседей — вначале это была Римская империя, затем — Византия, Парфия, Сасанидская империя, арабы. Средневековье было временем бесконечных войн, феодальных распрей и опустошительных походов различных завоевателей. После распада Сефевидского Ирана, в середине XVIII века, на территории Закавказья образовываются ханства, в основном во главе с азербайджанскими тюркоязычными династиями.
Думаю, что нужно положить 2 — 3 месяца на то, чтобы идея федерации одержала победу в широких массах Грузии». Ленин принял эту поправку. Ленин и И. ЦК РКП б , вынося решение о положении в Коммунистической партии Грузии в связи с национал-уклонизмом в её рядах и возвращаясь к вопросу о федерации закавказских республик, указывал: «Борьба за укрепление национального мира и братская солидарность трудящихся масс Закавказья является по-прежнему основной политической задачей коммунистической партии. В частности ЦК, ещё раз подтверждая своё решение о федерации Закавказских республик, вменяет в обязанность коммунистической партии Закавказья безусловное и безоговорочное проведение в жизнь этого решения». На протяжении 5 месяцев ноябрь 1921 — март 1922 г. ЦК РКП б и закавказские партийные организации проводили широкую агитационно-пропагандистскую кампанию с целью довести идею Закавказской Федерации до сознания широких масс всех народов Закавказья. Необходимо было добиться того, чтобы идея Федерации стала ясна и близка широким рабоче-крестьянским массам многонационального Закавказья, чтобы трудящиеся сами помяли необходимость объединения. Лозунг Закавказской Федерации должен был стать лозунгом самих народов Армении, Грузии и Азербайджана. Решение об образовании Закавказской Федерации обсуждалось на многочисленных собраниях и митингах рабочих, крестьян, красноармейцев и интеллигенции Закавказья, на всех городских и сельских партийных и общих собраниях трудящихся, на республиканских съездах партии и Советов. Агитационно-пропагандистскую работу по популяризации идеи федерации возглавили руководители большевиков Закавказья Г. Орджоникидзе и С. Они неоднократно выступали на собраниях трудящихся, на съездах и конференциях партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, на районных, городских и республиканских съездах Советов депутатов рабочих и крестьян закавказских республик, писали популярные статьи в республиканских и краевых газетах. Всякий удар по какому-нибудь уголку маленькой советской республики является ударом по всем советским республикам. Советские республики — это неразрывный революционный союз трудящихся масс, окружённых врагами. Без взаимной экономической и военной помощи советские республики не могут существовать. Достаточно на 24 часа изолироваться какой-нибудь советской республике, и она будет немедленно уничтожена окружающими её врагами». Федерация между советскими республиками экономически и политически настолько необходима, указывал Г. Орджоникидзе, что ещё до предопределения формы федерации самой жизнью диктовалась необходимость немедленного объединения ряда отраслей экономической жизни республики — железных дорог, внешней торговли, таможенной политики. Ещё до решения Кавказского бюро на Карсской конференции представители Закавказских советских республик официально заявили турецкой делегации, что между советскими республиками Закавказья существует политический и экономический союз. В начале декабря 1921 г. Киров сделал доклад по вопросу об объединении закавказских республик. Киров отметил, что благодаря правильному проведению ленинско-сталинской национальной политики партия достигла национального мира на Кавказе и кошмарное прошлое, созданное меньшевиками, муссаватистами и дашнаками, отошло в область истории. Подробно останавливаясь на причинах, неотложно требовавших государственного объединения Армении, Грузии и Азербайджана, С. Если против нас будет сделана малейшая попытка — мы шарахнем по общему врагу объединенною силою, — и наше независимое существование тем самым будет лучше всего обеспечено». Партийные и общие собрания трудящихся повсеместно выносили резолюции, одобрявшие и горячо приветствовавшие создание Закавказской Федерации. Сила закавказских республик, говорилось в решении, заключается в их единстве. Экономический и политический союз Азербайджана, Армении и Грузии делает из них несокрушимую силу против внутренней и внешней контрреволюции. Открытое партийное собрание железнодорожников станции Эривань, на котором присутствовали 700 коммунистов и беспартийных, в своей приветственной телеграмме на имя Кавказского бюро заявило: «Мы глубоко убеждены в том, что лучшие представители закавказского пролетариата окончательно закрепят единство трудящихся Закавказья». Решение Кавказского бюро приветствовало и трудовое крестьянство советской Армении. В телеграмме из Эривани сообщалось: «В Эчмиадзине состоялся ряд беспартийных конференций по вопросу о федерации Закавказских республик. Крестьянство и трудовой элемент приветствуют федерацию как залог братского единства кавказских народов». Общее собрание 1-го района Тифлисской партийной организации приняло по докладу Г. Орджоникидзе резолюцию, в которой всецело одобрило идею создания Закавказской Федерации и одновременно вменило районному комитету и каждому члену районной организации в обязанность «самым энергичным образом проводить кампанию в духе принятых резолюций». В телеграмме из Батума говорилось: «26 ноября в Центральном рабочем клубе состоялась конференция правлений профсоюзов, фабзавкомов и месткомов, созванная по вопросу о федерации закавказских советских республик. После доклада конференцией была принята резолюция, в которой собрание приветствовало решение Кавбюро ЦК РКП б по поводу федерации закавказских республик». Революционный комитет Абхазии сообщал об отношении широких масс трудящихся Абхазии к идее создания федерации Закавказья: «Весть о федерации советских республик Закавказья была встречена в Абхазии восторженно… После получения известия о федерации в Сухуме состоялся большой митинг, на котором присутствовали партийные и беспартийные. Известие о федерации Закавказья вызвало единодушный энтузиазм. Вынесенная по этому поводу резолюция приветствует мудрый акт Кавбюро о федерации, который является лучшим средством к более тесному и братскому единению трудящихся Закавказья и уничтожению шовинизма оставленного в наследство от былого режима. Такие же резолюции получаются из разных мест Абхазии». Повсюду они привлекли большие массы рабочих и служащих. Доклады ответственных партийных и советских работников об объединении республик Закавказья в федерацию вызвали общее воодушевление и большой энтузиазм. Большой размах приняла кампания за создание Закавказской Федерации в Азербайджане. В первых рядах борцов за Федерацию и укрепление дружбы братских народов Закавказья стоял передовой отряд трудящихся Закавказья — бакинский пролетариат. Бакинский совет депутатов трудящихся, заслушав доклад С. Кирова, одобрил решение о создании Закавказской Федерации и обещал всеми силами поддержать начатую работу по немедленному объединению закавказских республик. Азербайджанский пролетариат, говорилось в резолюции пленума Азербайджанского совета профессиональных союзов АСПС от 1 декабря 1921 г. В телеграмме из Нахичевани говорилось: «Были устроены доклады о федерации Закавказских республик на беспартийных участковых конференциях, митингах… Крестьянство и трудящееся население с радостью приветствует федеративное объединение Закавказских республик и воодушевлено мыслью о братском единении народов Кавказа». Широкие народные массы Закавказья выражали уверенность в том, что в закавказских республиках, руководимых коммунистической партией, в скорейшем времени объединятся трудящиеся всех национальностей на почве вольного труда и навсегда придёт конец национальным трениям. Все эти факты показывают, что решение ЦК РКП б о создании Федерации закавказских республик соответствовало чаяниям широких народных масс Армении, Грузии и Азербайджана, стремившихся к установлению братской дружбы и национального мира. Подводя предварительные итоги кампании за образование Федерации закавказских советских республик, Второе закавказское партийное совещание 7 декабря 1921 г. В январе и феврале 1922 г. Съезды единодушно одобрили решения Кавказского бюро от 3 ноября о создании Федерации и Второго Закавказского партийного совещания о необходимости перехода к практическому осуществлению Закавказской Федерации и просили Кавказское бюро ЦК РКП б ускорить этот переход. С 18 по 22 февраля 1922 г. Съезд констатировал, что подготовительная работа к созданию Федерации в основном закончена, и поручил новому Краевому комитету партии немедленно приступить к практическому осуществлению поставленной задачи. Одновременно съезд подверг резкому осуждению раскольническую деятельность национал-уклонистов и поручил новому Краевому комитету повести решительную и беспощадную борьбу против националистических тенденций и уклонов в партии. На съезде были подведены итоги чистки партии в закавказских организациях. В период подготовительных работ к объединению закавказских республик в партийных организациях Закавказья была проведена чистка рядов партии от враждебных, чуждых и случайных элементов, примазавшихся к большевистской партии с намерением использовать принадлежность к ней для гнусной контрреволюционной работы. Очищение рядов коммунистических партий республик способствовало государственному объединению закавказских советских республик. I съезд Закавказских коммунистических организаций утвердил основные положения Союзного договора и положение о Закавказском экономическом совете, которые в дальнейшем были приняты полномочной конференцией центральных исполнительных комитетов Армении, Азербайджана и Грузии. Идея Закавказской Федерации, принятая с большим энтузиазмом и единодушием рабочими и крестьянами всех народов Закавказья, была враждебно встречена националистическими элементами, шовинистически настроенной частью буржуазной интеллигенции и остатками разбитых контрреволюционных буржуазно-националистических партий — дашнаков, меньшевиков и муссаватистов. Армянские, грузинские и азербайджанские национал-уклонисты, выступая против ленинско-сталинской национальной политики в Закавказье, хотели приспособить интернационалистскую политику рабочего класса к националистической политике буржуазии. Они отражали попытки «своей», «национальной» буржуазии подорвать советский строй и восстановить капитализм. Они учитывали, что проведение в жизнь ленинско-сталинской национальной политики укрепляло советскую власть, диктатуру пролетариата в республиках Закавказья. Выступая против национальной политики партии, национал-уклонисты скатывались на позиции грузинских меньшевиков, армянских дашнаков и азербайджанских муссаватистов. В борьбе против образования Закавказской Федерации грузинские национал-уклонисты опирались на поддержку троцкистского шпиона Буду Мдивани. Пробравшись к руководству ЦК КП б Грузии и правительства Грузии, национал-уклонисты стали проводить антисоветскую национальную политику. На границах Грузии были поставлены кордоны. Был запрещён товарообмен с Россией, Арменией и Азербайджаном. Национал-уклонисты выступали против монополии внешней торговли; пытались денационализировать батумские нефтяные предприятия и сдать их в концессию американскому империалистическому концерну «Standard Oil Company»; защищали ориентацию на капиталистический Запад. Под различными предлогами национал-уклонисты пытались выселить из Тифлиса людей негрузинской национальности. Они издали распоряжение, по которому грузинка, выходя замуж за негрузина, лишалась грузинского гражданства.
Как до 1922 года жили страны, ставшие республиками СССР
Ответ на вопрос, зачем Еревану надо, чтобы демаркация и делимитация азербайджано-армянской границы случились по картам времен СССР, прост. Армянское политическое руководство сейчас реально готово отдать все спорные с точки зрения этих карт территории, так как прекрасно понимает, что эти земли все равно за Арменией не удержать, отмечает Кузнецов. Главная геополитическая задача для Пашиняна на сегодня, считает политолог, это удержание за Арменией Зангезура, который добровольно был передан ей Азербайджаном 1 декабря 1920 года, а поэтому на картах ЗСФСР, созданных в соответствии с условиями Карсского мирного договора 1921 года, отображен как территория Армении. В Ереване прекрасно понимают, что в своих претензиях на Зангезур Азербайджан окажется без внешнеполитической поддержки со стороны Турции, продолжает политолог, указав, что Турция по условиям Карсского договора получила себе южную часть бывшего Батумского округа Российской империи. По этой причине, если Азербайджан нарушит условия Карсского договора и заберет себе Зангезур, оборонять который у Армении сейчас нет ни сил, не средств, то Турция в одностороннем порядке будет вынуждена вернуть Грузии полученные от нее 100 лет назад территории.
В гидрографии Закавказья следует отметить также обилие озер, расположенных на больших высотах.
Из них самое значительное — озеро Гокча, площадью в 1. Озеро Гокча славится своими рыбами, главным образом, форелью. В зависимости от рельефа и влияния морей, особенно Черного моря, Закавказье отличается большим разнообразием климатических условий. Здесь встречаются и суровый полярный климат на высоких горных вершинах, и мягкий умеренный — на достаточно высоких равнинах, и субтропический — в долине Риона. В общем западная часть, находящаяся под влиянием Черного моря, — более влажная и с более мягким климатом; восточная, где влияние Каспийского моря ничтожно — более сухая и с более континентальным климатом.
Так же многообразны и формы растительного мира края, являющиеся, однако, в большинстве своих проявлений видоизменениями основных типов его флоры — леса и степи. Степи Закавказья занимают всю низменную долину рек Куры и Аракса с присущей им пустынной растительностью, которая со своеобразной последовательностью появляется еще раз в степных пространствах, расположенных уже на высоких безлесных плоскогорьях. Леса, начиная от лиановых и кончая хвойными, занимают обширную нижнюю и среднюю область горных склонов. В верхних частях леса граничат со своеобразной зоной так называемых альпийских лугов, расположенных на открытых безлесных пространствах до линии вечных снегов и несущих роскошный травяной покров. Как горная страна, Закавказье имеет многочисленные рудные залежи, из которых заслуживают серьезного внимания медь и марганец.
Наиболее богатые месторождения меди находятся в Армении — в Зангезурском уезде. Другое известное месторождение меди — Аллавердская группа — также находится в Армении. Разработка Зангезурских месторождений крайне тормозится отсутствием не только железных дорог, но и шоссейных. С окончанием строящейся железной дороги Баку — Джульфа значение Зангезурских залежей значительно возрастет. Аллавердские руды, хотя и беднее медью, но ближе к железной дороге, что ставит их в настоящее время в лучшие условия.
Кроме Армении, многочисленные залежи медных руд известны в Азербайджане к Грузии, но по сравнению с указанными они крайне незначительны.
Куйбышев, Г. Орджоникидзе, а также представители пяти советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Грузии. Обращаем особое внимание великодержавных болтунов и безответственных «экспертов», облепивших, словно мухи, основные политические ток-шоу российского телевидения на неоспоримый факт: к лету 1922 года на пространстве бывшей Российской империи уже реально существовали возникшие не по чьей-то личной воле, а в бурях Гражданской войны и доказавшие силой оружия и поддержкой большинства народа право на свою независимость национальные образования — в виде советских республик. Что касается советских республик Закавказья, то они в марте 1922 года уже сделали свой важный шаг к объединению непосредственно в союзное государство, сформировав Закавказскую Федерацию. Поэтому тот, кто сегодня на каналах государственного телевидения называет бывшие республики СССР ныне — суверенные государства «выдуманными», является в лучшем случае безграмотным и невежественным человеком, а в худшем — лжецом, сознательно пытающимся ввести россиян в заблуждение.
У этих республик есть своя история, которую уже никому не переписать. Тот же, кто попытается это сделать, только навредит своей собственной стране — России. И в том, сколько реально вреда приносят такого рода безответственные заявления отношениям нашей страны с ближайшими соседями особенно с учётом складывающейся сегодня обстановки , мы, к сожалению, постоянно убеждаемся на практике. Но вернёмся в лето 1922 года, когда упомянутая комиссия приступила к работе. Вскоре был разработан первоначальный — подчеркнём это особо! Проект был поддержан большинством голосов членов комиссии, в том числе — И.
Обращаем ещё раз внимание: это был всего лишь первоначальный вариант, и вариант всего лишь проекта резолюции комиссии, то есть был пройден только самый первый этап огромной интеллектуальной работы, которую ещё предстояло продолжить и завершить. А на таком этапе вполне естественны самые различные предложения и варианты, мнения, включая спорные — если, конечно, участники обсуждения действительно занимаются поисками истины, а не ограничиваются тупым поднятием рук, что кое-кому в сегодняшней России свойственно... И обмен мнениями оказался весьма горячим. Разосланный для дальнейшего обсуждения в ЦК компартий советских национальных республик проект резолюции был решительно отвергнут грузинскими коммунистами. В свою очередь ЦК КП б Белоруссии указал на необходимость сохранения в новом Союзе «договорных отношений между независимыми республиками», а ЦК КП б Украины вообще не обсуждал проект на этом этапе, что уже само по себе свидетельствует о позиции украинских коммунистов относительно идеи «вхождения». Ещё раз обращаем внимание: не возникло никакой чрезвычайной ситуации, тем более — катастрофы; это был жёсткий, но при этом абсолютно свободный обмен мнениями, что и было — вопреки визгу современных антисоветчиков — свойственно Коммунистической партии в ленинские времена.
В связи с этим более чем показательно, как сам В. Ленин относился к обозначившимся поначалу разногласиям с И. Здесь необходимо сделать одно очень важное замечание. Послушать сегодняшних антикоммунистов, в том числе самых высокопоставленных, так у некоторых граждан может создаться впечатление, что Сталин-де «горячо отстаивал» проект «автономизации», а вот Ленин, мол, фактически «выкрутил ему руки». А как обстояло дело в действительности? В письме с говорящим само за себя названием «Об образовании СССР», написанном члену Политбюро ЦК РКП б Льву Каменеву уже в сентябре — после состоявшихся на первом этапе обменов мнениями — и предназначенном для ознакомления других членов этого высшего партийного органа, В.
Ленин предельно мягко отзывается о позиции своего младшего товарища и соратника: «Сталин немного имеет устремление торопиться» выделено мной. Что это — излишняя изысканная дипломатичность? Но, как мы знаем, приверженность «дипломатии» при решении принципиальных для судеб партии и страны проблем совсем не была свойственна Ленину. Очевидно, дело в другом. Во-первых, как видим из приведённых слов, никакой враждебности к оппоненту или «жёсткого давления» на него нет и в помине. Ленин и здесь — как и в целом ряде других случаев — не желает использовать свой колоссальный авторитет с целью давления на соратников по партии, предпочитая убеждать их силой аргументов и безупречностью логики.
Во-вторых, на основании выражения «немного торопиться» можно сделать вывод, что Ленин как раз не считал позицию И. Сталина по столь судьбоносному вопросу окончательно сформировавшейся и обоснованно полагал возможным в ходе дальнейшей дискуссии убедить его в своей правоте. Какова же была позиция самого Ленина? Именно в цитируемом письме — очень небольшом по объёму, но важнейшем с исторической точки зрения документе — В. Это ленинское определение не мешало бы зарубить на носу всем деятелям любого ранга, кто на уровне подсознания до сих пор не может принять неоспоримый факт: сегодня Россия Российская Федерация — такая же республика, такое же суверенное государство, как, скажем, Белоруссия или Казахстан, равноправное с ними, но никак не выше их.
Фото: Д. Причем план изначального территориального разделения изменили, отрезав АОНК от территории Армении Лачинским коридором. Заморозка Решение советских вождей лишь заморозило конфликт, но не решило его. В годы советской власти армянская элита упорно пыталась установить контроль над спорной областью путем аппаратных интриг, однако эти попытки неизменно проваливались. Более того, иногда они встречали сопротивление и самих карабахских армян. Например, когда директора школ Гадрутского района НКАО получили письма с предложением организовать сбор подписей под ходатайством о передаче автономии Армянской ССР, они отнесли их в райком партии и «выразили свое несогласие» со своим коллегой из Еревана, являвшимся инициатором этой акции. Баку, апрель 1971 года. В частности, оно проводило политику переселения азербайджанцев на территорию карабахской автономии. За годы советской власти азербайджанское население там росло куда быстрее армянского как в абсолютных цифрах, так и в процентом соотношении. Перепись 1979 года показала, что в течение полувека численность азербайджанского населения Нагорного Карабаха выросла в пять раз, а процентное соотношение в общем балансе народонаселения данного региона увеличилось с 5 до 23 процентов. Армяне обвиняли руководство Азербайджана в «целенаправленной политике дискриминации и вытеснения», утверждая, что Баку намерен совершенно вытеснить армян из Нагорного Карабаха. Я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось Гейдар Алиев1-й секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР в 1969-1982 годах Подобная тенденция изменения этнонационального состава населения играла наряду с другими факторами определяющую роль в формировании предпосылок карабахского кризиса. С объявлением политики демократизации и гласности вопрос о Нагорном Карабахе вновь встал на повестку дня. В 1987 году между армянами и азербайджанцами вновь начались столкновения, которые советской власти так и не удалось подавить. После развала Советского Союза в регион пришла настоящая война, которая не закончилась до сих пор. Жители города Шуша Нагорно-Карабахской автономной области перекрывают движение автомашин на одной из улиц города во время стихийного митинга. Противоречия между армянами и азербайджанцами не решили, а лишь «замели под ковер», список взаимных претензий же продолжал копиться. Армяне выиграли войну за Карабах в 1990-е, однако в 2020 году в ходе Второй Карабахской войны Азербайджан вернул под свой контроль большую часть региона. При этом его статус до сих пор не определен, и далеко не все армянское население стремится уезжать из своих домов, несмотря на ухудшающиеся перспективы. Что думаешь?
Закавказская Федерация
Здесь надо иметь ввиду, что грузины были самой крупной этнической общностью Закавказья на тот момент. Также проживали:.
ССР и Груз. ССР , оформившаяся в дек. Федеративную Сов. Вошла в состав СССР 30 дек.
К сожалению, в дальнейшем руководство СССР мало задумывалось об этом, щедрой рукой нарезая территории отдельным государственным образованиям, даже если коренные жители и не составляли на них большинства населения, или легко передавая их "из рук в руки", от одной республики к другой, создавая таким образом еще один потенциальный источник напряженности.
История повторяется Нельзя сказать, что межнациональные отношения в Закавказье в годы Советской власти были безоблачными. В частности, определенная напряженность между грузинами и абхазами, между армянами и азербайджанцами, вызванная как самим административным подчинением, так и неумелой политикой в отношении нацменьшинств руководителей микроимперий - Грузии и Азербайджана - имела место всегда, и время от времени выливалась в акции протеста различной интенсивности. Однако своего апогея все это достигло лишь после 68 лет их более или менее мирного сосуществования, когда централизованное управление новой "российской империей", каковой по существу являлся Союз Советских Социалистических Республик, ослабло в очередной раз. Можно по-разному относиться к проводимой в СССР национальной политике, но верно одно - в условиях сильной централизованной власти межнациональные распри не могли достичь такого разгула страстей, какой произошел в конце 1980-х и не утихает по сей день. Этому предшествовали аналогичные решения районных Советов. Кровопролитие удалось предотвратить с большим трудом. В феврале 1988 был образован Оргкомитет, который руководил митингами и демонстрациями.
Сразу вслед за этим, 27-29 февраля 1988 в городе Сумгаите начались массовые погромы и убийства армян. Состоявшийся 27 февраля в Сумгаите митинг закончился тем, что первый секретарь сумгаитского горкома коммунистической партии Муслимзаде, взяв в руки государственный флаг Азербайджана, повел за собой огромную толпу. В течение трех дней резни и погромов десятки армян были убиты, сотни ранены, огромное количество подверглось насилию, пыткам и издевательствам, 18. К тому времени уже несколько месяцев в Карабахе по сути действовало прямое правление Москвы, так как 24 марта ЦК КПСС назначило полномочным представителем центрального руководства в автономии Аркадия Вольского. Период времени до 1991 года можно охарактеризовать как период ведения бесплодных переговоров как с участием Москвы и Еревана, так и двусторонних - между руководствами НКАО и Азербайджана , принятия Москвой и Баку неосуществляемых решений, возникновения целой армии беженцев как с одной, так и с другой стороны, локальных вооруженных столкновений между армянами и азербайджанцами как в самой НКАО, так и на армяно-азербайджанской границе. В ответ на это азербайджанская сторона впервые подвергла Степанакерт обстрелу из ракетных установок типа "Алазань". Было принято совместное коммюнике, однако уже 25 сентября был осуществлен первый артиллерийский обстрел Степанакерта из близлежащих азербайджанских населенных пунктов, ставший фактическим началом армяно-азербайджанской полномасштабной войны.
С 9 по11 мая проходило оформление российским посредником договоренности о повсеместном прекращении огня. Документ был подписан главами оборонных ведомств Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха. Соглашение вступило в силу 12 мая 1994 г. В тот же период времени в фазу войны вошли и грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты. В ответ президент Грузии Звиад Гамсахурдиа заявил о ликвидации автономии и образовании на ее территории особой области Шида Картли. На следующий день, выступая на чрезвычайной сессии Верховного Совета Грузии, Гамсахурдиа призвал защитить грузинскую землю от "агрессора - осетин и русских". В результате боевых действий было убито более 2000 человек.
При посредничестве президента РФ Бориса Ельцина в июле 1992 года было объявлено о прекращении огня, за соблюдением этого следят Смешанные силы по поддержанию мира ССПМ , состоящие из российских, грузинских и южноосетинских воинских подразделений. Часть жителей вернулись в свои дома, но, по некоторым оценкам, около 50. В период войны, 19 января 1992, в Южной Осетии был проведен референдум по вопросам провозглашения независимости и присоединения к России. Подавляющее большинство жителей высказались "за", и 29 мая 1992 парламент республики опубликовал акт о государственной независимости. Война закончилась в июле 1992. Согласно Дагомысскому соглашению, в республике были размещены трехсторонние российские, грузинские и южноосетинские силы по поддержанию мира, основу которых составил российский батальон. В Абхазии причиной конфликта являлись прежде всего противоречия в отношении статуса Абхазии в рамках Грузии.
Абхазия была автономной республикой в составе Грузинской ССР, но, когда Грузия добилась независимости и к власти пришел радикальный националистический режим Звиада Гамсахурдиа, Абхазия начала жаловаться на то, что Тбилиси посягает на ее автономию и требовала равного с Грузией статуса в рамках свободной конфедерации. Грузинская сторона отвергла эти требования, опасаясь, что они будут лишь первым шагом к независимости, отсоединению Абхазии, и в августе 1992 года грузинские войска и военизированные формирования вошли в Абхазию. Абхазы при содействии национальных движений Северного Кавказа оказали ожесточенное сопротивление. К концу 1993 года большая часть грузинского населения Абхазии была вынуждена бежать. По некоторым данным, число беженцев превышает 200. Российские войска под эгидой Миротворческих сил СНГ, образованных в начале 1994 года, патрулируют линию прекращения огня. Надо отметить, что проблемы Закавказья на этом не заканчиваются: на повестке дня все более накаляющиеся отношения между Тбилиси и армяно- и азербайджанонаселенными районами Грузии - Джавахети и Квемо Картли, где армяне и азербайджанцы в начале 1990-х годов поднимали вопрос о своем выходе из состава из страны и присоединении к соседним республикам.
Свои аргументы в пользу автономизации Сталин изложил в письме Ленину. В частности, он отметил, что нужно определяться: или у остальных советских республик тоже должна быть реальная независимость от Москвы, свои наркоматы иностранных дел, внешторги, или нужно создать нормальные автономии внутри РСФСР с подчинением вошедших территорий ее центральным управленческим органам России. Владимир Ильич». Президент уточнил, что даже после смерти лидера большевиков СССР строился по его принципам. В чем же они состояли и как именно Ленин применял их к украинскому вопросу? Сталин писал: "Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчиняться центру, то есть если мы теперь же не заменим формальную фиктивную независимость формальной же и вместе с тем реальной автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик". Также Сталин указывал на опасность того, что за четыре года Гражданской войны, когда Москва была вынуждена проявлять либерализм в отношении регионов, в республиках появилось немало коммунистов и социал-"независимцев", которые требуют настоящей независимости и которых раздражает вмешательство Москвы в их дела.
Средством для решения этих проблем Иосиф Сталин видел автономизацию. А вот Ленин изложил свои аргументы в письме под названием "К вопросу о национальностях или об "автономизации". В нем Владимир Ильич раскритиковал действия Орджоникидзе и потребовал его наказать, несколько завуалированно обвинил Сталина в русском шовинизме и раскритиковал работу Дзержинского как главы комиссии по "Грузинскому делу". Также он провел дифференциацию видов национализма и написал следующее: "Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетённой, национализм большой нации и национализм нации маленькой. По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений". Ленин призвал защищать национальные языки республик и оставить на местах большинство наркоматов. Можно также предположить, что кроме этих аргументов Владимир Ильич ожидал мировой революции, а в статье "О лозунге Соединенных Штатов Европы" он писал: "Соединенные Штаты мира а не Европы являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом, — пока полная победа коммунизма не приведёт к окончательному исчезновению всякого, в том числе и демократического, государства".
Для многих это была «крупнейшая геополитическая катастрофа XX века», однако, есть и те, для кого это событие стало «крушением тюрьмы народов». Ленин выступал за ликвидацию государства как такового, а значит, видел в самом государственном устройстве лишь временное явление.
Существовала ли закавказская социалистическая федеративная советская республика
Здесь надо иметь ввиду, что грузины были самой крупной этнической общностью Закавказья на тот момент. Также проживали:.
ССР и Груз. ССР , оформившаяся в дек. Федеративную Сов. Вошла в состав СССР 30 дек.
Каждая из сторон имела обширный список обоснований претензий на эти территории. Армения обосновывала свои права на эти территории наличием преобладающего армянского населения, единством религии и культуры. Кроме того, эта горная местность являлась для Армении естественной границей, защищавшей проход в Аракскую долину и на Араратскую равнину. Утрата Карабаха означала бы разрушение географической целостности Армении.
Азербайджанская сторона также имела свои исторические, географические и экономические аргументы. В Нагорном Карабахе азербайджанцы и курды представляли значительное меньшинство. По мнению азербайджанцев, произвольное выделение районов проживания армян и их присоединение к Армении будет угрожать географическому, экономическому и политическому единству региона. Сами армяне Карабаха не стали ждать итогов переговоров и приступили к созданию отрядов самообороны. Зависимость от азербайджанского правительства, в какой бы форме она ни проявлялась, армянский народ считает для себя неприемлемой, благодаря тому насилию и тому попранию прав, которому систематически подвергалось до самого недавнего времени со стороны азербайджанского правительства армянство везде, где оно связало свою участь с этим правительством из резолюции Карабахского национального совета С 1918 по 1920 год Карабах находился под формальным контролем Азербайджана, однако ситуация на месте оставалась напряженной. Реальной властью на месте обладал Карабахский национальный совет и его вооруженные отряды. Периоды столкновений перемежались переговорами с назначенным из Баку губернатором Хосров-беком Султановым, в ходе которых периодически удавалось достичь соглашений о стабилизации ситуации. Но она всегда была временной, и реального компромисса, способного лечь в основу соглашений и определить стабильное будущее региона, все еще не было. Личное решение К 1920 году советская власть в России стабилизировалась, и большевистское правительство начало попытки восстановления границ распавшейся империи. Закавказье было одним из ключевых регионов, способных обеспечить советской России выход к южным морям и тем самым создать рынок сбыта и источник сырья для промышленности РСФСР.
В апреле 1920-го коммунистам удалось свергнуть правительство Азербайджанской демократической республики АДР и установить советскую власть в Азербайджане. С этого момента началась подготовка советизации Армении. По инициативе Сергея Орджоникидзе 30 апреля новое правительство советского Азербайджана, считавшее Карабах своей территорией, предъявило Армении ультиматум с требованием прекращения военных действий и передачи населенных армянами провинций Карабаха и Зангезура Азербайджану. При этом армянским большевикам пообещали, что после окончательной советизации Закавказья эти земли будут возвращены Армении. Фото: РИА Новости К концу года большевики установили советскую власть и в Армении, после чего азербайджанское руководство действительно объявило о передаче советской Армении Карабаха, Зангезура и Нахичевани. При этом азербайджанские лидеры сделали это под давлением общесоюзного руководства, в действительности же от реальной борьбы за эти территории они отказываться не планировали.
Сталин, В. Куйбышев, Г. Орджоникидзе, а также представители пяти советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Грузии. Обращаем особое внимание великодержавных болтунов и безответственных «экспертов», облепивших, словно мухи, основные политические ток-шоу российского телевидения на неоспоримый факт: к лету 1922 года на пространстве бывшей Российской империи уже реально существовали возникшие не по чьей-то личной воле, а в бурях Гражданской войны и доказавшие силой оружия и поддержкой большинства народа право на свою независимость национальные образования — в виде советских республик. Что касается советских республик Закавказья, то они в марте 1922 года уже сделали свой важный шаг к объединению непосредственно в союзное государство, сформировав Закавказскую Федерацию. Поэтому тот, кто сегодня на каналах государственного телевидения называет бывшие республики СССР ныне — суверенные государства «выдуманными», является в лучшем случае безграмотным и невежественным человеком, а в худшем — лжецом, сознательно пытающимся ввести россиян в заблуждение. У этих республик есть своя история, которую уже никому не переписать. Тот же, кто попытается это сделать, только навредит своей собственной стране — России. И в том, сколько реально вреда приносят такого рода безответственные заявления отношениям нашей страны с ближайшими соседями особенно с учётом складывающейся сегодня обстановки , мы, к сожалению, постоянно убеждаемся на практике. Но вернёмся в лето 1922 года, когда упомянутая комиссия приступила к работе. Вскоре был разработан первоначальный — подчеркнём это особо! Проект был поддержан большинством голосов членов комиссии, в том числе — И. Обращаем ещё раз внимание: это был всего лишь первоначальный вариант, и вариант всего лишь проекта резолюции комиссии, то есть был пройден только самый первый этап огромной интеллектуальной работы, которую ещё предстояло продолжить и завершить. А на таком этапе вполне естественны самые различные предложения и варианты, мнения, включая спорные — если, конечно, участники обсуждения действительно занимаются поисками истины, а не ограничиваются тупым поднятием рук, что кое-кому в сегодняшней России свойственно... И обмен мнениями оказался весьма горячим. Разосланный для дальнейшего обсуждения в ЦК компартий советских национальных республик проект резолюции был решительно отвергнут грузинскими коммунистами. В свою очередь ЦК КП б Белоруссии указал на необходимость сохранения в новом Союзе «договорных отношений между независимыми республиками», а ЦК КП б Украины вообще не обсуждал проект на этом этапе, что уже само по себе свидетельствует о позиции украинских коммунистов относительно идеи «вхождения». Ещё раз обращаем внимание: не возникло никакой чрезвычайной ситуации, тем более — катастрофы; это был жёсткий, но при этом абсолютно свободный обмен мнениями, что и было — вопреки визгу современных антисоветчиков — свойственно Коммунистической партии в ленинские времена. В связи с этим более чем показательно, как сам В. Ленин относился к обозначившимся поначалу разногласиям с И. Здесь необходимо сделать одно очень важное замечание. Послушать сегодняшних антикоммунистов, в том числе самых высокопоставленных, так у некоторых граждан может создаться впечатление, что Сталин-де «горячо отстаивал» проект «автономизации», а вот Ленин, мол, фактически «выкрутил ему руки». А как обстояло дело в действительности? В письме с говорящим само за себя названием «Об образовании СССР», написанном члену Политбюро ЦК РКП б Льву Каменеву уже в сентябре — после состоявшихся на первом этапе обменов мнениями — и предназначенном для ознакомления других членов этого высшего партийного органа, В. Ленин предельно мягко отзывается о позиции своего младшего товарища и соратника: «Сталин немного имеет устремление торопиться» выделено мной. Что это — излишняя изысканная дипломатичность? Но, как мы знаем, приверженность «дипломатии» при решении принципиальных для судеб партии и страны проблем совсем не была свойственна Ленину. Очевидно, дело в другом. Во-первых, как видим из приведённых слов, никакой враждебности к оппоненту или «жёсткого давления» на него нет и в помине. Ленин и здесь — как и в целом ряде других случаев — не желает использовать свой колоссальный авторитет с целью давления на соратников по партии, предпочитая убеждать их силой аргументов и безупречностью логики. Во-вторых, на основании выражения «немного торопиться» можно сделать вывод, что Ленин как раз не считал позицию И. Сталина по столь судьбоносному вопросу окончательно сформировавшейся и обоснованно полагал возможным в ходе дальнейшей дискуссии убедить его в своей правоте. Какова же была позиция самого Ленина? Именно в цитируемом письме — очень небольшом по объёму, но важнейшем с исторической точки зрения документе — В.
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР)
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика История народов Закавказья на пальцах Единый Южный Кавказ / Что, если Грузия, Армения и Азербайджан объединятся? Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика — федерация Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, существовавшая в 1922—1936 годах, одна из. Среди экспонатов Музея современной истории России есть выложенная из минералов карта Советского Союза тех еще времен, когда существовала Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Всякие там Бухарская Социалистическая Советская Республика и Хорезмская Социалистическая Советская Республика канули в жертву национальных образований.