На Землю советский планетоход передал 86 лунных панорам и около 80 тысяч снимков, после чего вышел из строя из-за перегрева. На луноходе и посадочной ступени были установлены Государственный флаг СССР, вымпелы с барельефом В. И. Ленина, изображением Государственного герба СССР и надписью «50 лет.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
«Луноход-3» так и не состоялся, хотя программы по дальнейшей разработке космических планетоходов Советский Союз вел достаточно активно. Об одном из самых успешных в СССР запусках межпланетной станции Луна-2, достигшей поверхности спутника задолго до Луны-25 в 1959 году, рассказывает ФедералПресс. Об одном из самых успешных в СССР запусках межпланетной станции Луна-2, достигшей поверхности спутника задолго до Луны-25 в 1959 году, рассказывает ФедералПресс. Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением.
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
Китайский луноход уже несколько месяцев успешно передвигается по обратной стороне Луны, которой мы — до сих пор — гордимся, [в том смысле], что сняли первые. 50 лет назад, 17 ноября 1970 года в 9 часов 28 минут Советский самоходный аппарат Луноход-1 оставил первый след на Лунной поверхности. В ноябре 1970 года советская станция опустилась на поверхность Луны. Вездеход, названный «Луноход-1», спустился на поверхность, для проведения экспериментов и снятия фотографий. Уникальной особенностью советского лунохода было то, что управлялся он с Земли двумя экипажами из пяти человек. Как развивалась лунная программа в Советском Союзе и России? И почему СССР так и не смог реализовать проекты по облету Луны и высадке на нее экипажа?
Гордость СССР: каким был первый луноход
Отчет о работе радиотехнического комплекса «Луны-17» и «Лунохода-1» делится на четыре части, в каждой из которых приводится разбор подготовки, наземной отработки и работы в реальных условиях отдельных систем. Первая часть документа посвящена системе дальней радиосвязи и работе соответствующей бортовой аппаратуры, затем рассматривается работа системы малокадрового телевидения и фототелевизионной системы, а в заключение приводится анализ функционирования наземного оборудования от антенных систем до рабочих мест «водителей» лунохода. В частности, в документе так описывается первый сеанс радиосвязи с только что приземлившейся «Луна-17»: «Сразу после посадки произведен сеанс радиосвязи с передачей фототелевизионного панорамного изображения, позволившего произвести оценку местности в районе посадки, состояние трапов для схода «Лунохода-1» с перелетной ступени и произвести выбор направления движения на Луне». А вот описание проблем на борту «Лунохода-1» и обстоятельств их возникновения: «Во время четвертого лунного дня при проведении сеансов связи через второй комплект передатчика С-163М-2 наблюдалось уменьшение информативной мощности. К моменту отказа передатчик наработал 212 часов 36 минут». Авторы документа подробно анализируют причины досрочного выхода из строя обоих передатчиков лунохода гарантийный срок составлял 250 часов, а отработали они 138 и 212 соответственно. Для этого на Земле провели стендовые испытания аналогичных приборов. В результате было установлено: «наиболее вероятной причиной ненормальной работы прибора является отказ диода 1А401 в модуляторе ФМ-1К». Причина неполадок была в конструкции и технологии изготовления диодов. Изменения были внесены максимально оперативно. Уже в конце 1970 году «предприятиями-изготовителями приняты меры по повышению надежности диодов».
Также в документе содержится свидетельство гибели «Лунохода-1»: «После 7 лунного дня при малой информативной мощности с борта передавалась только телеметрия, при нормальной передавалось телевидение и телеметрия.
В марте 2010 года аппарат обнаружили на снимках LRO Лунного орбитального зонда. А 22 апреля этого же года группа американских учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего смогли впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя "Лунохода-1".
Копию первого советского планетохота можно увидеть в Мемориальном музее космонавтики в Москве. Надо сказать, что судьба этого аппарата оказалось не столь успешной. Дело в том, что система навигации оказалась неисправной.
И экипажу, который управлял им с Земли пришлось ориентироваться по Солнцу и окружающей обстановке. Правда в руках ученых оказалась фотокарта района она предназначалась для посадки американской экспедиции , где прилунился самоходный аппарат. За четыре месяца работы он прошел 42 км передал на Землю 86 панорам и около 80 000 кадров телесъёмки.
Столь малый срок работы аппарата обусловлен перегревом аппаратуры. Он произошел случайно: на поверхность лунохода попал грунт, который стал теплоизолятором, что и привело к перегреву. Примечательно, что в 1993 году "Луноход-2", находящийся и по сей день на Луне, ушел с молотка на аукционе Сотбис за 68500 долларов.
Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира — как среди учёных, так и среди простых людей. Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение. Кажется, что и сейчас — фотографией из советского журнала — перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн. А всё-таки, какой он? По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке в «кастрюле» размещалась аппаратура бортовых систем.
Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем. Кстати, 1 лунные сутки равняются 24 земным. Луноход предназначался для изучения химического состава и свойств лунного грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения. Аппарат был снабжён двумя телекамерами одна резервная , четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной о ней речь впереди и прочей хитрой техникой. Доставила его туда автоматическая станция, то есть людей там не было, и управлять лунной машиной предстояло с Земли. В состав каждого экипажа входило пять человек: командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны. Последнему необходимо было следить за тем, чтобы антенна всегда «смотрела» на Землю, обеспечивая радиосвязь с луноходом.
И экипажу, который управлял им с Земли пришлось ориентироваться по Солнцу и окружающей обстановке. Правда в руках ученых оказалась фотокарта района она предназначалась для посадки американской экспедиции , где прилунился самоходный аппарат. За четыре месяца работы он прошел 42 км передал на Землю 86 панорам и около 80 000 кадров телесъёмки. Столь малый срок работы аппарата обусловлен перегревом аппаратуры. Он произошел случайно: на поверхность лунохода попал грунт, который стал теплоизолятором, что и привело к перегреву. Примечательно, что в 1993 году "Луноход-2", находящийся и по сей день на Луне, ушел с молотка на аукционе Сотбис за 68500 долларов. Он достался сыну астронавта Ричарду Гэрриоту. Кстати, в 2008 году Ричард совершил полет на МКС в качестве космического туриста. Он должен был стать следующей ступенью в освоении Луны. От своих собратьев аппарат отличался более совершенной телевизионной системой - она была стереоскопической.
Еще одно существенное отличие - две телекамеры на подъемной платформе и возможность одновременно передавать на Землю картинку сразу с обеих камер.
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
Ввиду большого напряжения, экипажи сменяли друг друга каждые два часа. Таким образом, «Луноход-1», рассчитанный на 3 земных месяца работы, проработал на Луне 301 сутки. За это время он проехал 10 540 метров, обследовал 80 000 квадратных метров, передал множество снимков и панорам и так далее. В итоге радиоизотопный источник тепла исчерпал свой ресурс и луноход «замёрз». Новый проект внешне почти не отличался от своего предшественника, но был усовершенствован, и 15 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила его на Селену. К сожалению, луноход просуществовал всего 4 земных месяца, но за это время он успел пройти 42 км и провести сотни измерений и экспериментов. Дадим слово водителю экипажа Вячеславу Георгиевичу Довганю: «Со вторым история получилась глупая. Четыре месяца он уже находился на спутнике Земли. Мы угодили в кратер, навигационная система вышла из строя. Как выбираться? Не раз мы уже попадали в подобные ситуации.
Тогда просто закрывали солнечные батареи и выбирались. А тут приказали не закрывать и так выбираться. Мол, закроем, и не будет откачки тепла из лунохода, приборы перегреются. Мы попробовали выехать и зацепили лунный грунт. А лунная пыль такая липкая… Луноход перестал получать подзарядку солнечной энергией в необходимом объёме и постепенно обесточился.
Это было прорывным решением, тем более, в начале 1970-х гг. АМС "Луна-21" на поверхности Луны. Снимок, сделанный аппаратом LRO. Взято из открытых источников Второй луноход отличался от второго еще системой питания. Например, у "Лунохода-1" была установлена кремниевая солнечная панель, а вот у "Лунохода-2" уже использовался арсенид-галлиевые элементы.
Благодаря им, на борту второго лунохода производилось до 1 кВт мощности. Кроме того, атомное топливо, имевшееся на борту "Лунохода-2" использовалось для обогрева аппарата во время длительной лунной ночи, составляющей, бе малого 14 дней, что очень долго, а значит, сложная аппаратура могла бы за это время, попросту, замерзнуть. Ну и теперь, вернемся с Луны на Землю. Тут имеется ввиду то, что "Луноходом-2", как и "Луноходом-1" управлял целый экипаж, находящийся на Земле. Численность экипажа составляла 5 человек. Взято из открытых источников Управление аппаратом осуществлялось через специальное оборудование, имевшее большое количество кнопок. Наблюдение за ходом аппарата и окружающей обстановкой, шло с помощью трех телекамер, одна из которых была установлена на специальной выносной башне, примерно так же, как это сделано на американских марсоходах в наше время.
Довгань, Н. Еременко, Н. Иванов, А. Калиниченко, Г. Латыпов, В. Сапранов и В. Кемурджианом, специалистами которого уже было создано шасси лунохода. А третья — будущие штурманы экипажа K. Давидовский и В. Кстати, на НИПе типового здания для этой радиотехнической системы не было. В конце 1969 г. Для тренировки экипажа по вождению лунохода, на НИПе был создан полигон — размером 70х120 м. Он был идентичным лунному рельефу с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины. Как потом оказалось, лунодром ничем не отличался от кусочка настоящей Луны, и на нем продолжилась подготовка к беспрецедентному научному эксперименту. Однако на 52-й секунде полета произошло аварийное выключение двигателей первой ступени и ракета взорвалась. Самым сложным, несмотря на всю подготовку, оказалось, все-таки, управление аппаратом. Две телевизионные камеры стояли на «Луноходе-1» слишком низко. Работала лишь одна из них, вторая была запасной. Картинка с Луны была очень контрастной, без полутеней. Весь первый лунный день экипажи лунохода приноравливались.
Без имен и фамилий их представили на страницах газеты «Правда», публикуя репортаж из пункта управления луноходом в Симферопольском центре дальней космической связи: «Это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек — рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами СССР» кстати, эти значки приобрел для своих товарищей Вячеслав Довгань — водитель второго экипажа. Управляли сначала первым, а затем и вторым луноходом экипажи двух команд, работавших поочередно. В каждой команде — пятеро: командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер и оператор остронаправленной антенны. Только они могли непосредственно влиять на движение лунохода. А бортинженер и штурман были неподалеку, они наносили на карту маршрут, занимались расчетами. Через два часа за управление садился второй экипаж. Потом мы опять менялись — и так девять-десять часов». Сложно было представить, что управляет луноходом человек, находившийся от транспортного средства... Основная трудность была в скорости обновления картинки на мониторе перед водителем. Поэтому луноход с задержкой реагировал на команды водителя. Но это была не главная проблема». Для управления движением лунохода главный конструктор радиосистем Михаил Рязанский предложил применить малокадровую телевизионную систему. Система Рязанского предусматривала передачу не 25 кадров в секунду, как это принято обычным телевизионным стандартом, а одного кадра с временной фиксацией от трех до двадцати секунд — более быструю передачу данных каналы связи и счетно-решающие машины того времени обеспечить не могли. После обнаружения препятствия машина продолжала двигаться еще не менее восьми секунд, поэтому обычная скорость лунохода составляла не более двух-трех километров в час». Вместе с нами находился главный конструктор лунохода. Мы вглядывались в полученную с помощью телекамер панораму Луны. Она простиралась впереди и сзади лунохода — спокойная, относительно ровная, очень похожая на один из участков лунодрома, где мы тренировались. Штурманская группа предложила вариант схода — вперед. Я посмотрел на Геннадия Николаевича Бабакина, а потом скомандовал: «Первая — вперед! Загорелся транспарант «Есть движение», и через 20 секунд «Луноход-1» коснулся поверхности Луны. Жизненный цикл лунохода — три месяца или три лунных дня.
«Луноход-1»
Как ни странно, но «Луноход-1» это не первый луноход, стартовавший с поверхности Земли. Легендарный "Луноход-1" якобы подал сигнал – спустя почти 40 лет. Рассказываем об уникальном советском космическом аппарате «Луноход-1» и его значительном вкладе в мировую науку. Всего Советский Союз удачно отправил на Луну три лунохода. На днях канадский исследователь Фил Стук из Университета западного Онтарио сообщил, что обнаружил исчезнувший советский "Луноход".
Одиночество потерявшегося на Луне: что произошло с первым советским луноходом
Установка «Лунохода-1» на посадочную ступень станции «Луна-17». Установка «Лунохода-1» на посадочную ступень станции «Луна-17». Ровно 50 лет назад Советский Союз стал первой страной, успешно доставившей на Луну самоходный аппарат – «Луноход-1». Всего Советский Союз удачно отправил на Луну три лунохода. читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! На Землю советский планетоход передал 86 лунных панорам и около 80 тысяч снимков, после чего вышел из строя из-за перегрева.