Содружество Независимых Государств за свою историю «потеряло» 2 страны и сейчас насчитывает 9 участников.
EREPORT.RU
Создание и цели Содружества Независимых Государств. Расшифровка СНГ означает «Содружество Независимых Государств» (на английский эта аббревиатура переводится как CIS Countries, а не SNG, как думают некоторые). Статья СНГ (Содружество независимых государств), Информационные технологии в СНГ, 2021 Правительство РФ одобрило соглашение стран СНГ о сотрудничестве в сфере кибербезопасности, Мишустин утвердил соглашение о сотрудничестве стран СНГ в области. Организационный этап формирования Содружества завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств. В составе Содружества Независимых Государств различаются государства-учредители и государства-члены.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.)
Содружество Независимых Государств (СНГ) | СНГ, созданный формально и фактически как способ сохранять мирные и конструктивные отношения между государствами бывшего СНГ, как средство мирного расхождения по своим дорогам, свою задачу, так или иначе, выполнил. |
25 лет СНГ: некоторые итоги | По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, никто не прекратил участие в Протоколе и не приостановил применение. |
Содружество Независимых государств генезис СНГ | Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 года в селе Вискули в Беловежской пуще в Беларуси. |
Историческая справка о Содружестве Независимых Государств
Помимо принципов, сформулированных в Заключительном акте СБСЕ, в этот перечень входят принцип учета интересов друг друга и Содружества в целом и оказание помощи на основе взаимного согласия, принцип объединения усилий и оказания поддержки в целях создания мирных условий жизни народов и обеспечения прогресса, принцип духовного единения народов Содружества, а также принцип верховенства международного права в межгосударственных отношениях. К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, статья 4 Устава относит: -обеспечение прав и основных свобод человека; -координацию внешнеполитической деятельности; -сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики; -сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; -охрану здоровья и окружающей среды; -вопросы социальной и миграционной политики; -борьбу с организованной преступностью; -сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ. В соответствии с Уставом, данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов. Устав СНГ различает несколько категорий членов Содружества: государства-учредители ратифицировавшие Соглашение и Протокол 1991 года , государства-члены принявшие на себя уставные обязательства в течение одного года после принятия Устава или присоединившиеся к нему с согласия всех членов и ассоциированные члены желающие участвовать лишь в отдельных видах деятельности Содружества. Правовой статус СНГ определяется тремя основными учредительными актами: Соглашением от 8 декабря 1991 года, Протоколом к данному Соглашению от 21 декабря 1991 года и Уставом от 22 января 1992 года. Во всех этих документах нет четкого определения международно-правовой природы СНГ, однако большинство ученых сходятся во мнении, что Содружество представляет собой региональную международную организацию. Наличие у СНГ международной правосубъектности подтверждается также консультативным заключением Экономического суда Содружества, который подтвердил, что оно является субъектом международного права и участником международных отношений. Общепризнанно, что СНГ в качестве региональной международной организации может проводить миротворческие операции.
Статья 6 Государства-члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства-члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Статья 7 Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью. Статья 8 Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий.
Гибкая архитектура межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам. Взаимодействие государств в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд. Кроме того, в СНГ создано около 70 органов отраслевого сотрудничества, которые координируют совместные усилия в важнейших отраслях экономики и социального развития, борьбе с преступностью и терроризмом, вопросах гуманитарного сотрудничества и других сферах жизнедеятельности государств-участников СНГ.
Больше половины дохода федеративного бюджета дает экспорт углеводородов. Узбекистан Численность населения — 32,2 миллиона человек. В экономике лидируют добыча полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья, золота, вольфрама, серебра, каменного угля, а также машиностроение. Достаточно хорошо развиты сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговля. Казахстан Здесь проживает около 18 миллионов жителей. Основной доход в республиканский бюджет приносят добыча и переработка полезных ископаемых. Быстро растут объемы добычи углеводородов, меди и других природных ресурсов. Азербайджан Население — 9,6 миллионов жителей. Основа экономики этой страны — добыча и экспорт углеводородов: нефти и газа. Здесь развиты животноводство, растениеводство. В последние годы быстро развиваются промышленность по переработке углеводородного сырья и строительство. Беларусь В Беларуси живет почти 8,7 миллиона человек. Ее экономика быстро развивается. Основные отрасли — транспорт, торговля, обрабатывающая промышленность. Успешное экономическое развитие строится на переработке и реэкспорте российского углеводородного сырья. Таджикистан Здесь живут почти 8 миллионов человек. Примерно треть населения работает в сфере услуг. Кыргызстан Численность населения — около 6 миллионов. Основные доходы в республиканский бюджет приносят добыча природного сырья и энергетика, а также сфера услуг. Хорошо развит туризм. Туркменистан Примерно 5 миллионов жителей живет здесь. Львиную долю в ВВП республики составляют доходы от добычи и продажи природного газа. Более половины населения работает в сельском хозяйстве. Армения Ее население — около 3 миллионов человек. Молдова Самый малочисленный участник СНГ, где живет 2,5 миллиона человек, и одна из самых бедных стран на территории постсоветского пространства. Основная часть экономики приходится на сельское хозяйство. Устройство содружества Члены заседания Совета в Москве в 2017 году. Фото: Mil. Для организации эффективного взаимодействия между членами СНГ созданы соответствующие институты. Совет глав государств. Экономический суд. Межпарламентская ассамблея. Исполнительный комитет — единственный постоянно действующий орган, функции которого входят администрирования, координация и контроль исполнения принятых решений. Его главный офис находится в Минске, а в Москве работает филиал. До 31 декабря 2022 года председателем Исполнительного комитета является Сергей Лебедев. Органы этих структур работают в министерствах стран Содружества, которые отвечают за развитие конкретных отраслей экономики. Они выступают координаторами в разных областях: сельскохозяйственной, промышленности и производства, строительной.
Возникновение СНГ: расшифровка аббревиатуры и список входящих стран
Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Беларуси, России и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. В конечном итоге СНГ стало восприниматься на постсоветском пространстве как нечто вроде Британского содружества по-русски – сфера мягкого влияния. Содружество Независимых Государств, скрывающееся под аббревиатурой СНГ — это международная организация, миссия которой – регулировать взаимодействие между странами, ранее входившими в могучую державу под названием СССР.
Создание Содружества Независимых Государств
Успешное экономическое развитие строится на переработке и реэкспорте российского углеводородного сырья. Таджикистан Здесь живут почти 8 миллионов человек. Примерно треть населения работает в сфере услуг. Кыргызстан Численность населения — около 6 миллионов. Основные доходы в республиканский бюджет приносят добыча природного сырья и энергетика, а также сфера услуг. Хорошо развит туризм.
Туркменистан Примерно 5 миллионов жителей живет здесь. Львиную долю в ВВП республики составляют доходы от добычи и продажи природного газа. Более половины населения работает в сельском хозяйстве. Армения Ее население — около 3 миллионов человек. Молдова Самый малочисленный участник СНГ, где живет 2,5 миллиона человек, и одна из самых бедных стран на территории постсоветского пространства.
Основная часть экономики приходится на сельское хозяйство. Устройство содружества Члены заседания Совета в Москве в 2017 году. Фото: Mil. Для организации эффективного взаимодействия между членами СНГ созданы соответствующие институты. Совет глав государств.
Экономический суд. Межпарламентская ассамблея. Исполнительный комитет — единственный постоянно действующий орган, функции которого входят администрирования, координация и контроль исполнения принятых решений. Его главный офис находится в Минске, а в Москве работает филиал. До 31 декабря 2022 года председателем Исполнительного комитета является Сергей Лебедев.
Органы этих структур работают в министерствах стран Содружества, которые отвечают за развитие конкретных отраслей экономики. Они выступают координаторами в разных областях: сельскохозяйственной, промышленности и производства, строительной. В их задачи также входят борьба с преступностью, вопросы миграции, урегулирование финансовых и таможенных отношений между странами. Для принятия того или иного решения по определенному вопросу требуется консенсус — большинство голосов. Если решение принято, исполнять его обязаны только участники, подписавшие договора.
Начиная с 2008 года действует Положение о председательстве в СНГ. На протяжении года одно из государств выполняет функцию страны-председателя. Смена происходит согласно русскому алфавиту — по первым буквам названия государства-участника. Цели союза Подписанная членами СНГ декларация закрепляет признание суверенитета и нерушимости границ каждой страны. Как было сказано выше, главной целью создания Содружества является обеспечение прав и свобод, безопасности живущих на его территории граждан.
Союз ставит перед собой задачи по развитию сотрудничества в области культуры и экономики, сокращению гонки вооружений. При этом внимание акцентируется на сохранении национального разнообразия с одновременным созданием работающих единообразных органов и институтов. Это помогает реализовать в странах-участниках проекты в областях экономики, энергетики, строительства, инвестиций и других. На 2022-ой Содружество Независимых Государств ставит перед собой следующие цели. Поддерживать демографию в государствах.
Бороться с нетерпимостью в религиозной сфере и дискриминацией отдельных групп населения.
В Совете работают представители всех одиннадцати государств-участников Содружества. Наряду с вышеуказанными органами СНГ создано более 70 органов отраслевого сотрудничества. Они координируют совместные усилия государств — участников в важнейших отраслях экономики и социального развития, вопросах гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других сферах жизнедеятельности государств — участников СНГ. Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества определен Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделением Исполкома в Москве. На саммите СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года были одобрены Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации подписали все государства-участники, кроме Грузии и Туркменистана.
С принятием этих документов Содружество получило вектор эволюции, подкрепленный договоренностями о конкретных практических делах. В ходе неформальных встреч глав государств СНГ 22 февраля 2008 года в Москве и 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге были обозначены ключевые вопросы, требующие общих и слаженных действий в рамках Содружества по следующим направлениям: энергетическое сотрудничество, в т. Государства-участники Содружества активно работают над выполнением Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ. На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2008 года в г. Бишкеке были приняты Положение о национальных координаторах государств — участников СНГ и Положение о председательстве в СНГ, призванные повысить эффективность работы Содружества. Главы государств также одобрили в основном проект Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года , которая была принята Советом глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года в г.
Совет министров обороны рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики, военного строительства государств — участников СНГ и согласовывает усилия министерств обороны стран СНГ по реализации соглашений и других документов Совета глав государств в области обороны и военной безопасности, координирует военное сотрудничество. Он также вырабатывает предложения по предотвращению вооруженных конфликтов на территориях стран Содружества и их внешних границах, подготовке и применению Коллективных миротворческих сил по поддержанию мира в СНГ, сближению нормативно-правовых актов государств — участников СНГ в области военного строительства и социальной защиты военнослужащих, ветеранов и членов их семей. Первое заседание Совета министров обороны государств — участников СНГ состоялось 26 мая 1992 года. Подписанные его участниками проекты документов по вопросам военного сотрудничества были направлены на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества. С момента образования до конца 1993 года Совет министров обороны решал задачи обеспечения управления ОВС СНГ в ходе их реорганизации в национальные вооруженные силы, создавал правовую базу сотрудничества в военной области, принимал меры по предотвращению и урегулированию вооруженных конфликтов на территории стран Содружества. С этого времени главным в деятельности Совета министров обороны стало расширение многостороннего военного сотрудничества, формирование системы коллективной безопасности Содружества в военной сфере, а также — создание системы рабочих органов СМО СНГ. Основная форма деятельности Совета министров обороны — заседания, которые проходят в Москве, других городах России и стран Содружества. Кроме того, проводятся рабочие встречи, консультации, совещания, обмены мнениями по актуальным вопросам военного сотрудничества.
Их организационно-техническим, информационно-аналитическим и консультативным обеспечением занимается основной постоянно действующий рабочий орган СМО СНГ — Секретариат Совета министров обороны государств — участников Содружества Независимых Государств. В общей сложности СМО СНГ принял более 1000 документов по различным аспектам военного сотрудничества, наиболее важным вопросам обороны и военного строительства. Более половины из них касаются проблем коллективной безопасности, совершенствования ОС ПВО СНГ, совместной оперативной подготовки войск и военно-технического сотрудничества, социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, подготовки военных кадров, миротворчества. В своей деятельности Совет министров обороны активно взаимодействует с органами Содружества Независимых Государств, Межпарламентской ассамблеей СНГ и другими региональными организациями на пространстве Содружества. В настоящее время при Совете министров обороны работают 15 комитетов. Решением Совета глав правительств СНГ от 10 февраля 1995 года образован Межгосударственный координационный центр МКЦ по увековечению памяти защитников Отечества при Штабе КВС СНГ, предназначенный для координации и информационного обеспечения мероприятий в государствах Содружества, связанных с увековечением памяти о погибших при защите Отечества. Во многом благодаря работе Военно-технического комитета — одного из основных рабочих органов СМО СНГ — удалось сохранить сопряженность вооружений, организовать ремонт и модернизацию ВВТ на взаимовыгодных условиях, решить многие важные вопросы многостороннего военно-технического сотрудничества. В него входят начальники генеральных главных, Комитета начальников, Объединенного штабов вооруженных сил государств Содружества.
Заинтересованность министерств обороны государств Содружества в дальнейшем совершенствовании сотрудничества в области физической подготовки и спорта привела к образованию Советом министров обороны 25 марта 1999 года Спортивного комитета при СМО СНГ СК. Его предназначение — рассматривать и разрабатывать предложения по вопросам развития многостороннего военного сотрудничества государств — участников СНГ в военно-политической, военной и военно-технической областях. В 2009 году Министерство обороны Республики Казахстан выступило с инициативой расширения сотрудничества в области обеспечения безопасности полетов авиации вооруженных сил государств — участников СНГ, которая была поддержана большинством государств Содружества. Первое заседание рабочей группы по предложению Министерства обороны Украины состоялось 20 — 21апреля 2010 года в г. Рабочие органы Совета министров обороны государств — участников СНГ постоянно действующий — Секретариат СМО СНГ и 15 органов, действующих на временной основе успешно решают профильные задачи многостороннего военного сотрудничества.
Об этом недавно, выступая на заседании глав государств Содружества в преддверии его юбилея, говорил президент России Владимир Путин. Ключевой ролью Содружества Независимых Государств он назвал обеспечение условий для мирного сотрудничества и совместной работы ради процветания и развития наших стран, повышения благосостояния граждан. И пояснил: "Все это еще раз подтверждает наши российские мудрости по поводу того, что даже плохой мир лучше, чем хорошая война, а всякая ссора красна миром". Мир и совместное развитие вместо конфликтов - именно эта логика лежит в основе любых процессов интеграции. Много споров шло о том, к чему изначально стремились основатели Содружества.
Не в этом суть, время давно расставило все акценты. Важно другое. Первые соглашения, которые были подписаны 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, и последовавшая за ними 21 декабря того же года Алма-Атинская декларация стали тогда единственным шансом хоть как-то скрепить огромное пространство, которое сталкивалось с многочисленными проблемами - парады суверенитетов, политические конфликты, экономические катаклизмы. Риск того, что события пойдут по так называемому югославскому сценарию, был тогда весьма серьезен. К счастью, совместными усилиями удалось не допустить катастрофы. Однако в период перехода от советской системы к рынку и самостоятельному развитию каждая из стран неизбежно переживала собственные трудности. Становление нового объединения в условиях этих противоречий оказалось очень непростым. Какие же задачи стоят перед Содружеством в сегодняшнем мире с его новыми ценностями и угрозами, возможностями и барьерами, противоречиями и общими интересами? Стоит ли вообще сохранять СНГ, если ряд его участников предполагает выстраивать свои внешнеполитические приоритеты без учета интересов партнеров по объединению ради получения конъюнктурных выгод от Запада? На эти вопросы сегодня особенно важно найти откровенные ответы.
Понять, почему так важно нам сегодня быть вместе. Внутри него остается ряд застарелых противостояний, из-за которых отдельные участники объединения отказываются даже садиться за стол переговоров или сводят диалог к минимуму. В первую очередь это нагорнокарабахский конфликт, который разделяет Армению и Азербайджан, а также неурегулированные территориальные вопросы и трансграничные конфликты в Центральной Азии. Не улучшает ситуацию и так называемый фактор иждивенчества. Ряд стран Содружества требуют для себя от России неких преференций, при этом сами в одностороннем порядке считают возможным нарушать достигнутые договоренности, в частности не платить по долгам. Самый яркий пример - недавняя ситуация с Молдавией и ее многомиллиардной задолженностью за российский газ. В последний момент проблема была все-таки снята. Было понятно, что так оно и произойдет, но, как обычно, после шумной антироссийской кампании и нагнетания политических страстей. Потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач Следует отметить, что потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества, созданных за три десятилетия, позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач. В рамках СНГ принято более 630 международных договоров, причем 568 из них действующие.
Вместе с тем для успеха тех или иных совместных начинаний решающее значение всегда имеет политическая воля руководства независимых государств. Однако внутриполитические процессы или просто конъюнктурные интересы при принятии решений зачастую оказываются более важным фактором, чем укрепление многосторонних институтов и механизмов взаимопомощи внутри СНГ, а страдают от этого в первую очередь простые граждане тех или иных стран. Зачастую из-за подобных аспектов многие институты СНГ работают недостаточно эффективно. В качестве примера можно привести уже упомянутую МПА. В Ассамблее порой буксует ротация кадров, сужается круг стоящих перед ней задач, который в последнее время сводится преимущественно к решению текущих административных вопросов. Максимум, чем Ассамблея занята на постоянной основе, - наблюдением за выборами на пространстве СНГ. Смысл объединения наших стран состоял в том, чтобы сохранить преимущества торгово-экономического сотрудничества после демонтажа единого хозяйственного комплекса СССР. Укреплению и наращиванию потенциала этого взаимодействия способствовали продвинутые интеграционные форматы, которые стали появляться позже, - Таможенный союз, ЕврАзЭС, ЕАЭС. Еще в 1994 году было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли. В 2011 году его сменил более современный Договор о зоне свободной торговли.
Постепенно продвигаются переговоры и вокруг проекта соглашения о свободной торговле услугами. Курс на взаимодействие остается общим вектором внутри СНГ, несмотря на все проблемы Содружества. Государства - участники СНГ выражают стремление сотрудничать в таких значимых сферах, как цифровизация, внедрение инноваций, развитие "зеленой экономики", создание международных транспортных коридоров, поддержка малого и среднего бизнеса, рациональное использование природных ресурсов и др. Такие согласованные подходы к сотрудничеству закреплены в принятых в 2020 году Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития Содружества на период до 2030 года.
Подписано соглашение о распаде СССР и создании СНГ
Содружество Независимых Государств - Энциклопедия России | Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. |
Подписано соглашение о распаде СССР и создании СНГ | В конечном итоге СНГ стало восприниматься на постсоветском пространстве как нечто вроде Британского содружества по-русски – сфера мягкого влияния. |
Создание СНГ | История 80-х | Мы любим 80-е | ПРОТОКОЛ к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной. |
Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года | Содружество Независимых Государств за свою историю «потеряло» 2 страны и сейчас насчитывает 9 участников. |
Содружество независимых: кто, когда и для чего создал СНГ
Большинство из них начались с распадом СССР, какие-то уже закончились, а какие-то все еще существуют в «замороженном» виде. Основной «сценарий» сепаратизма примерно один — регион или группа регионов пытается выйти их состава государства и чаще всего — присоединиться к другому государству , возникает вооруженный конфликт, который или подавляется силовым путем, или временно урегулируется. Понятно, что для каждого непризнанного государства главное — это признание. И почти все непризнанные субъекты постсоветского пространства пытались вступить в СНГ.
Считается, что заявления о намерениях вступить в СНГ эти образования делали, чтобы подчеркнуть свою независимость и получить признание в международной политике. Однако в СНГ эти непризнанные государства приняты не были. Как известно, вопрос со статусом республики решался достаточно долго — с 1990 года ее называли «Татарской Советской Социалистической Республикой» или Республикой Татарстан что предполагает статус, равный другим союзным республикам.
В 1992 году в Татарстане проходит референдум о независимости больше половины голосов — «За» , а еще до этого Верховный Совет республики принимает акт о независимости. В декабре 1991 года Верховный Совет республики принимает Декларацию, которой решает вступить в СНГ на правах учредителя. Но против независимости тогда выступил Конституционный суд РСФСР, но договор о статусе и разграничении полномочий между РФ и Татарстаном был заключен только в 1994 году.
Они тоже начали распадаться осенью 1991 года вместе с самим СССР. И между распадом ВС СССР и формированием системы обороны независимых государств предполагалось на 5 лет сохранить объединенные вооруженные силы. Однако с самого начала все пошло не так — Туркменистан, Грузия и Украина высказались против того, как именно создаются ОВС, а страны Прибалтики в принципе не планировали присоединяться к СНГ, поэтому и Вооруженные силы планировали формировать самостоятельно.
Но главное, что положило конец ОВС — тот факт, что независимые государства начали формировать собственные вооруженные силы — по сути, они просто оформляли в свою юрисдикцию те подразделения, которые находились на их территориях, что противоречило Концепции ОВС СНГ. А в итоге Главное командование ОВС утратило свои функции и руководило лишь тем, как разделялась бывшая Советская Армия между 15 республиками. Процесс закончился в 1993 году.
Договор вступил в силу через 2 года. Изначально в ОДКБ входили 6 стран, потом еще 3 страны присоединились, и столько же — вышли. Зона свободной торговли заработала спустя 20 лет Сама идея создания СНГ заключалась, кроме прочего, еще и в том, чтобы максимально упростить экономическое взаимодействие между входящими в него государствами.
Создание зоны свободной торговли ЗСТ было обозначено еще в 1993 году как первый шаг на пути к созданию единого экономического пространства. Соглашение о создании ЗСТ было подписано еще в 1994 году президентами 11 стран, между которыми должна была заработать беспошлинная торговля без всяких ограничений. Однако фактически такой режим введен не был — стороны не смогли договориться об исключениях из режима.
Тем не менее, между Россией и партнерами по СНГ режим свободной торговли все же действовал — но уже на основании отдельных соглашений с каждой страной по отдельности. К переговорам стороны вернулись только в 1999 году, когда в Соглашение по ЗСТ внесли поправки, и его должны был адаптировать к законодательной базе каждой отдельной страны. Тем не менее, переговоры и разработка документов велись вяло — до реального документа дело дошло только в 2011 году.
То есть, спустя 20 лет переговоров и бесконечных саммитов. По факту договор был подписан в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года.
Что касается Украины, то в украинской доктрине можно дать оценку статуса СНГ как "особого рода Международного института - параорганизации". И оценка будет основательной только тогда, когда мы начнем с признания Украины в правовом поле самого СНГ. Проблема-состояние участия Украины в СНГ - очень деликатная. Этот статус не может быть определен без суверенитета самой Украины. Участие Украины в СНГ можно наблюдаться только в чисто теоретической форме.
Например, Украина не участвует в экономическом союзе стран СНГ, но участвует в координационных и исполнительных органах самого важного постоянного межгосударственного экономического совета - Экономического союза. Кроме того, в соответствии с положением 1994 года комиссия возглавляется, в частности, Уставом Содружества Независимых Государств Устав принят без участия Украины и Туркменистана и Договором об учреждении экономического союза принят без участия Украины. Но самое главное, что текст основного Минского соглашения, который касается всех стран СНГ, кроме Украины, а также текст, который касается Украины, - это фактически два разных документа. Формально и юридически существуют"три СНГ": "одно Содружество" - десять стран Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан с правовой базой, указанной в Минском соглашении, Алматинской декларации и Протоколе, а также в Уставе; "второе Содружество" - Туркменистан и вышеупомянутые страны, с правовой базой отраженной Алматинской декларацией и Протоколом, и, наконец, "третье Содружество" - Украина и одиннадцать других стран, с правовой основой, включая шесть из четырнадцати статей Минского соглашения. Это слишком короткий срок, чтобы написать свою историю. Тем не менее, было собрано большое количество материалов, что позволяет обобщать и систематизировать деятельность СНГ. Есть все основания выделить три этапа деятельности в СНГ.
Почти все новые суверенные государства выразили желание выйти на мировой рынок. Новые суверенные государства стали искать партнеров в развитых странах. Геополитические параметры России сократились. Она потеряла несколько важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав - Калининградская область, отделенный от России Белоруссией и Литвой. Она не только потеряла своих традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе социалистический лагерь рухнул , но и получила у своих "прозрачных" границ, некоторые государства с враждебно настроенными лидерами в большей степени это страны Прибалтики. Россия как бы отошла от Европы и стала более северной и континентальной страной. Обороноспособность страны резко снизила свои показатели ввиду отсутствия границ с бывшими республиками.
Российский флот потерял свои базы в Балтийском море и был вынужден делить Черноморский флот с Украиной. Бывшие республики начали комплектование наиболее мощных военный группировок на своей территории. Создалась необходимость вывода войск из Германии, Польши, Венгрии, стран Прибалтики. Единая система ПВО рухнула. Былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы было утрачено. Обострились проблемы российских граждан в странах ближнего зарубежья и ситуация с беженцами из соседних стран в Россию. Формально Россия была суверенным государством, не принимая во внимание ее участие СНГ, но у страны не было ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы экономического управления.
В своих отношениях с партнерами по СНГ Россия не стала применять крайние меры относительно насильственных попыток восстановить союзные страны и самоустранения от проблем бывшего Союза. В результате удалось избежать серьезных конфликтов среди стран СНГ. Однако это продолжалось недолго, и у каждой страны было много проблем, которые они не были в состоянии решить. В этом случае не было иного выбора, кроме как укрепления СНГ. В 1992 году принимаются более 250 документов регулирующих отношения в рамках Содружества. В то же время шесть из 11 стран Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан подписали Договор о коллективной безопасности. Но с началом экономических реформ в России особенно с освобождением цен на энергоносители и изменением структуры экспорта содружество пережило свой первый серьезный кризис в 1992 году.
Экспорт российской нефти сократился вдвое в то время как в других странах увеличился на треть. Страны СНГ начали выход из рублевой зоны. Провал ГКЧП и крах перестройки означали не только конец социалистической экономической реформы, но и победу сторонников либеральной реформы. Российское руководство выбрало либеральный путь, а в октябре 1991 года объявило о переходе к рыночным отношениям, а значит, и к либеральной политической модели. В мировой практике существует 2 способа перехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенный и "шоковая терапия". Главными архитекторами "шоковой терапии" были вице-премьер правительства Гайдар со своими сотрудниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов хозяйствования Чубайс, Шохин и другие. Их программа экономических реформ состояла из трех основных направлений: либерализация цен, либерализация торговли и приватизация это противоречит 500-дневной программе, в рамках которой приватизация должна осуществляться поэтапно.
В результате освобождения стоимости 01. Новые предприниматели и банкиры стали бесконтрольно скупать ваучеры населения. С помощью ваучеров колотился первоначальный капитал в ходе приватизации у многих возникли огромные состояния. В то же время, когда цена была свободной, централизованная система распределения ресурсов претерпела упразднение. Правительство пытается добиться стабильности, в первую очередь на макроэкономическом уровне т. Микроэкономические показатели на уровне предприятия выпадали из поля зрения государства, в условиях свободных цен, они увеличиваются в сотни раз, и предприятия испытывали большие трудности - они не могли купить сырье и комплектующие, а также сбыть товар. Российская экономика претерпела большие перекосы: сырьевая промышленность доминирует, военно-промышленный комплекс ВПК процветает, многие устаревшие отрасли производят ненужную продукцию, а потребительский рынок пуст.
Ситуация усугубилась с распадом СССР: у него был огромный внешний и внутренний долг, а многие товарные рынки его предприятий связанных производственным циклом в разными государствами исчезли. В результате, экономика ухудшилась. Эта тенденция продолжалась до 1996 года. В связи с высокой степенью монополизации производства, производитель самостоятельно определяет цену, что приводит к ее увеличению от 100 до 150 раз при этом средняя зарплата увеличивается только в 10-15 раз. Больше всего пострадали "бюджетники", начался отток научных кадров и специалистов военно-промышленных комплексов в коммерческие структуры и за границу. Приватизация и децентрализация государственной собственности развивались медленно, а приватизация в сфере торговли, наоборот усиливалась. Создалось условие, что значительный процент государственного имущества на предприятии переходит к управленческому аппарату, рабочему коллективу, который должен был получить преимущества, не смогли ими воспользоваться.
Многие акции перспективных компаний были приобретены новыми предпринимателями и банкирами. Снижение уровня жизни низкое потребление, плохое питание, отсутствие качественной медицинской помощи и лекарств приводит к снижению продолжительности жизни. Безработица растет. Второй этап-с 1994 по конец 1996 года-завершение юридического оформления, определение основных направлений развития межпарламентского сотрудничества и установление внешних связей. Конвенция Межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств была принята в Минске 26 мая 1995 года. Настало время поиска достойного места в ряду подобных организаций мира. Следует отметить, что на данном этапе последствия разрыва прежних экономических отношений, ставшие основной причиной резкого снижения производственной и инвестиционной активности, снижения уровня жизни населения, проявились особо остро.
На втором этапе некоторые суверенные государства пытались облегчить экономическую ситуацию и расширить роль России как поставщика дешевой энергии и сырья, как источника субсидий и кредитов. В ответ Россия усилила политику защиты своих экономических ресурсов, разделив безналичные и наличные денежные потоки,, усилила контроль за выдачей кредитов, доведя цены на экспортируемые товары до мировых стандартов.
Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества. Статья 6 Государства-члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства-члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Статья 7 Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.
Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства - члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Статья 7 Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: - координация внешнеполитической деятельности; - сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; - сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; - сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; - вопросы миграционной политики; - борьба с организованной преступностью. Статья 8 Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий.
Содружество Независимых Государств (СНГ)
Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества. ВВП в странах бывшего СССР В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже: 1991—1993 — разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы. Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ. С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет. Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991—2024, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.
Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы. Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР. Рекомендуем посмотреть видео: Направления деятельности Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты. Это необходимо для успешного проведения реформ в странах СНГ и реализации различных проектов.
И тут мы выяснили, что над ним еще есть начальник, избранный съездом народных депутатов СССР — над президентом России, избранным всем народом. И мы можем просить только Горбачева». Так решение рядового в общем-то хозяйственного вопроса, а главное — интересы чиновников высшего уровня, которые хотели вырваться из-под центрального управления и стать полновластными хозяевами в своих независимых государствах — повлек за собой государственный переворот. Оказалось, что более логично решать топливный вопрос, решая главный политический вопрос.
Так мы и поступили. Так, вообще-то, и должны поступать нормальные политики». От «парада суверенитетов» до распада страны Конечно, к тому времени дошло до максимума стремление союзных республик — а точнее их национальных элит — к государственной и экономической независимости от союзного центра. Начался «парад суверенитетов»: к 1991 году все союзные республики в том числе РСФСР приняли Декларации о суверенитете, в которых заявили о приоритете республиканского законодательства над союзным. А к осени 1991 года Верховные Советы большинства союзных республик придали декларациям о суверенитете статус конституционных законов. События в резиденции Вискули показали, что желание граждан огромной страны остаться вместе и жить под управлением единого союзного центра не было принято во внимание. Владимир Путин позже охарактеризовал распад СССР как крупнейшую геополитическую катастрофу прошлого века. Было морозно, минус 18 градусов.
В жарко натопленном особняке шли споры о том, как решить топливный вопрос. Сейчас уже не выяснить, кто первым сформулировал главную идею — объявить, что «Советский Союз как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Многие участники той встречи заявляли, что эта идея принадлежала им. Вот как вспоминал эти события Леонид Кравчук: «Приступаем к работе над текстом будущих Беловежских соглашений. Борис Ельцин спрашивает: Кто возьмется писать? Я и говорю: Поскольку у меня хорошая авторучка, давайте буду писать я. Работа началась в буквальном смысле с чистого листа.
Его целью провозглашалось создание странами-союзницами единого экономического, социального, политического, экологического и гуманитарного пространства. Между государствами , входящими в СНГ, должны были действовать льготные условия пересечения границ, устанавливалась свободная торговая зона. Важным моментом стало взаимодействие СНГ с другими международными организациями. Еще в 1992 года страны- участницы СНГ заявили о проведении миротворческой политики в отношении друг друга. Таким образом руководители пытались избежать насилия и угрозы насилия в отношении друг друга.
На заседании Совета глав государств СНГ, которое состоялось 14 октября 2022 г. Астане, было принято Решение о международной организации по поддержке и продвижению русского языка, утверждена Концепция создания под эгидой СНГ международной организации по поддержке и продвижению русского языка. Подписаны Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в противодействии коррупции и об образовании Консультативного совета руководителей избирательных органов государств — участников СНГ. Приняты Заявления о сотрудничестве в климатической сфере и о развитии сотрудничества в сфере культуры, а также о решение о переименовании с 1 января 2023 г. Совместно со странами-партнерами по Содружеству в течение 2022 года подписан широкий перечень важных документов в экономической, гуманитарной, научной и социальной областях, среди которых Концепция научно-технического и технологического сотрудничества и План мероприятий по ее реализации, Концепция цифровой трансформации отраслей химического комплекса, Соглашение о сотрудничестве по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера, Соглашение об обмене биологическим материалом. Одобрен в целом проект Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций, который будет представлен для рассмотрения на очередное заседание глав правительств. Основой для работы по определению перечня приоритетных промышленных кооперационных направлений станут Концепция развития промышленной кооперации и Комплекс мер по развитию промкооперации до 2030 года. По инициативе Республики Беларусь в 2022 году создана Рабочая группа для мониторинга экономической ситуации в государствах Содружества.
Что такое СНГ — расшифровка, определение, состав (страны) Содружества Независимых Государств
Подписанию Соглашения о создании Содружества Независимых Государств предшествовали события, начавшиеся с избранием на пост генерального секретаря М. С. Горбачева. управление отношениями между некоторыми государствами, которые ранее входили в Союз Советских Социалистических республик. Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина подписали Соглашение о его создании. В рамках Содружества Независимых Государств было принято значительное количество общих решений. Характеристики Содружества Независимых Государств. Страны-участники СНГ (10 государств в 2023): как расшифровывается название, кто в составе, на карте.
Путин закрывает проект СНГ
25 лет СНГ: некоторые итоги | Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение бывших республик СССР, созданное на основе Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 года представителями трех. |
EREPORT.RU | Содружество независимых государств (СНГ), созданное 8 декабря 1991, утратило все полезные функции: ни механизма мирного разрешения конфликтов, ни прозрачных границ больше нет. |
История и деятельность Содружества Независимых Государств | Для молодого поколения нынешнее Содружество Независимых Государств — непонятная организация с запахом нафталина. |