Михаила Ломоносова знали не только в России, но и за ее пределами – как выдающегося ученого и знатного сов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве.
Дорога Ломоносова: из Холмогор в Москву фотокадры
- Окно в Европу допетровских времен | Телеграф | Вокруг Света
- Вопросы по теме
- Правда ли, что Ломоносов дошёл до Москвы пешком?
- Где рождаются гении. «АиФ» съездил туда, откуда Ломоносов ушёл в Москву
- Если это, конечно, не легенда: Ломоносов пешком из Архангельска...: bor_odin — LiveJournal
- Рыбный переулок
«Ломоносов пришёл в Москву из Мурманска». Зрители заметили ошибку в новостях на «России 1»
ломоносов шел пешком до москвы. ломоносов пришел в москву из мурманска. Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в зажиточной поморской семье. рассказывает Валентина, местная жительница. Такой путь выбрал и Ломоносов — он отправился в Москву пешком вслед за торговцами. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), тайно покинув свой дом, пешком отправился в Москву учиться и стал важным ученым мирового масштаба. Узнайте о путешествии Ломоносова в Москву и насладитесь множеством увлекательных фотографий.
Окно в Европу допетровских времен
Он пишет [76] : Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях. Леонард Эйлер говорит о М. Ломоносове не только и не столько как о сформировавшем новую научную методику, сколько как о первенствующем в основоположении новой науки — физической химии вообще [12] : Сколь много я удивлялся проницательности и глубине вашего остроумия в изъяснении крайне трудных химических вопросов; так равномерно ваше письмо мне было приятно... Из сочинений ваших с превеликим удовольствием усмотрел я, что в истолковании химических действий далече от принятого у Химиков порядка отступили, и с обширным искусством в практике высокое знание с обширным искусством всюду соединяете. По сему не сумневаюсь, чтобы вы нетвёрдыя ещё и сомнительные основания сия науки не привели к совершенной достоверности, так что ей после место в Физике по справедливости дано может быть. Важной особенностью той науки, основу которой заложил М. Ломоносов, явился его метод, подразумевающий исследование связи физических и химических явлений.
Постоянно занимаясь практической наукой, он находит подтверждение в ней своим теоретическим воззрениям, но не только тому служит эксперимент — учёный применяет его для развития практики как таковой, опирающейся на понимание закономерностей тех или иных процессов. Настоящая методика касается не только химии и физики, но и вопросов химизма, сопровождающего электрические опыты и оптические явления — свойств объектов исследования, химического их состав и молекулярного строения. Все эти факторы говорят о хорошо осознанной, разработанной и последовательно применяемой системе взглядов и приёмов, которая, с точки зрения теории познания даёт корректное экспериментальное подтверждение гипотезам, способным вследствие того становиться основой теории. Этот методологический круг можно определить, перефразируя самого учёного, как «оживляющий» теорию и делающий практику «зрячей». Основная статья: Наука о стекле в творчестве М. Ломоносова В своей Химической лаборатории М.
Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России. Ломоносов [66] В октябре 1748 года, когда она, наконец, была построена, и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также — осуществлял пробы руд. Здесь он провёл более 4 тысяч опытов. Им разработана технология цветных стёкол прозрачных и «глухих» — смальт [77]. Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него [66].
Стекольное производство того времени имело в своём распоряжении весьма скудный ассортимент реактивов, что, конечно, сказывалось на окраске изделий: производившееся Санкт-Петербургским стеклянным заводом было в основном бесцветно, или окрашено в синий и зелёный цвета. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом красного стекла — «золотого рубина» известен ещё в Древнем Риме — включение золота при варке. Но и Кункель унёс в могилу свою тайну. Ломоносов был одним из первых, кто разгадал эту рецептуру [66]. Учёный работал со стёклами и другими силикатными расплавами ещё в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела в Германии. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стёкол М.
Ломоносову [66]. Эмпирическая технология стеклоделия тогда применялась только практиками, не владевшими никакими научными методами. Ломоносов и его однокашник Дмитрий Иванович Виноградов , создатель русского фарфора , первыми заявляют о необходимости знания химии для создания стёкол. Ломоносов сумел доказать необходимость лабораторного и производственного персонала [28] [66]. Важной стороной ломоносовской методологии явилась присущность ему качеств отличного систематизатора, что сказывалось на теоретической упорядоченности исследований и строго последовательном, контролируемом технологическом цикле [28] [78]. В четырёхлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившиеся М.
Ломоносовым, и потребовавших упомянутых четыре тысячи опытов, можно наблюдать три крупных этапа: Расширение ассортимента исходных материалов. Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей — посредством химической обработки природных и искусственных соединений. Изучение действия красителей на стекло. Собственноручная запись М. Ломоносова в лабораторном журнале Работы проводились на чрезвычайно высоком методическом уровне, для каждого из вышеозначенных факторов производилась большая самостоятельная серия опытов, когда количественное участие его систематически изменялось в очень широких пределах. Были правильно организованы опытные плавки точные размеры тиглей — современные практически не отличаются от использовавшихся М.
Ломоносовым ; строго соблюдалось единообразие условий опытов; впервые в практике соблюдалась строгая дозировка компонентов; точное навешивание; строгая и аккуратная, контролируемая система хранения тысяч эталонных образцов; регулярное и неукоснительное ведение подробного лабораторного журнала самим М. Ломоносовым ; впервые очень чётко сформулирован вопрос о влиянии состава стекла на его свойства. Сейчас целесообразность такой постановки исследования очевидна, но в то время это было новаторством — теоретическая часть особенно интересовала учёного. Он пишет: «…прилагаю я возможное старание, чтобы делать стёкла разных цветов, которые бы помянутым художествам годны были и в том имею нарочитые прогрессы. При всех сих практических опытах записываю и те обстоятельства, которые надлежат до химических теорий» [66]. Одновременно он занимается и теорией цвета, что пребывает в отчётливой связи с настоящими и другими его исследованиями.
Он интересовался природой света и цветов с самого начала своей научной деятельности. Тогда же, в ходе размышлений о природе цветов, им был задуман ряд опытов с цветными стёклами. И в согласовании со своими теоретическими исследованиями эти эксперименты М. Ломоносов получил возможность проводить с 1748 года в своей Химической лаборатории, когда им были получены такие стёкла, рецептуры которых нашли применение впоследствии, при создании его мозаичных работ. Результатом этого комплекса научных исследований явилось также создание им собственной теории света и цвета, основывающейся на представлении о распространении света посредством колебания частиц эфира, заполняющего мировое пространство уже в XIX веке академик Б. Голицын назовёт её «теорией волнения» [36].
Множество разнообразно окрашенных стёкол было получено М. Ломоносовым при весьма ограниченном наборе элементов, использовавшихся в качестве включений, влиявших на цветность ныне применяющиеся с этой целью хром, уран, селен, кадмий, попросту ещё не были открыты в то время — очень искусно варьируя приёмы химической обработки в восстановительных и окислительных условиях при изменении состава стекла за счёт введения свинца, олова, сурьмы и некоторых других веществ.
Идея создания Московского университета родилась у него в конце 40-х годов XVIII века, когда, войдя в число действительных членов Санкт-Петербургской академии наук, он стал вынашивать замыслы реорганизации ее управления, Дело в том, что Академия наук, ставшая крупным научным центром Европы благодаря собранным в ней блестящим иностранным ученым, мало заботилась о создании самостоятельной российской науки. Ломоносов предпринимал энергичные меры к устранению этого серьезного недостатка, уделяя особое внимание академическому университету и гимназии. Однако во всех его организационных начинаниях в этой области ему приходилось сталкиваться с многочисленными препятствиями, чинимыми придворными и академическими кругами.
Во многом эти обстоятельства послужили толчком к тому, что Ломоносов стал все более склоняться к идее создания нового высшего учебного заведения вне стен Академии наук и вне Санкт-Петербурга вообще. Решающее значение в выработке проекта создания подобного учебного заведения сыграли контакты М. Ломоносова с известным государственным и общественным деятелем елизаветинской эпохи, камергером И. О спорах между Ломоносовым и Шуваловым относительно основания Московского университета нам известно очень немного, Тем не менее есть свидетельства того, что именно Шувалов первым высказал идею о переносе университета в Москву, подальше от столичной суеты, чиновничьего произвола и придворных интриг, Один из первых выпускников Московского университета И. Тимковский, которому довелось быть свидетелем некоторых подобных споров, вспоминал, что М.
Ломоносов тогда много упорствовал в своем мнении и хотел устроить новый университет в Москве по образу и подобию Лейденского университета Голландия , одного из старейших в Европе. Шувалов же резко возражал против, как он выразился, «вольностей европейской университетской жизни», под которыми он разумел университетскую автономию. Несмотря на эти разногласия, в результате споров и переговоров, в 1754 году на свет появилось письмо М. Ломоносова, адресованное И. Шувалову, в котором был начертан план будущего устройства Московского университета.
Впервые это письмо было опубликовано в 1825 году и с тех пор занимает неизменно почетное место во всех собраниях сочинений великого русского просветителя. В письме перечисляются следующие преимущества Москвы для устройства университета: 1 большое число дворян и разночинцев, живущих в Первопрестольной и могущих стать потенциальными студентами; 2 более дешевый, по сравнению со столицей, уровень жизни, что уменьшает затраты на создание нового учебного заведения; 3 обилие родственников и знакомых у студентов и учеников, что облегчает им бытовые трудности, связанные с учебой; 4 большое число домашних учителей и репетиторов, которые работают в дворянских семьях и могут облегчать студентам тяготы учебы; 5 географическое положение Москвы в центре России, что облегчает путь к ней всех желающих учиться а университете. В состав нового университета, по мнению М. В, Ломоносова, должны были входить три факультета: философский, юридический и медицинский, На юридическом факультете по плану присутствовали кафедры: всеобщей юриспруденции, российской юриспруденции и политики. На медицинском факультете — кафедры химии, натуральной истории и анатомии.
Философский факультет в первоначальном варианте включал шесть кафедр: философии, физики, оратории, поэзии, истории и геральдики. При университете планировалось открыть гимназию, призванную готовить студентов для университета. Из воспоминаний того же Тимковского известно, что изложенный в письме Ломоносова проект горячо обсуждался им с Шуваловым, в результате чего туда были внесены некоторые изменения. Они касались числа профессоров, структуры факультетов и сумм, необходимых на организацию университета. Шевырев в своей «Истории Императорского Московского университета» приводит свидетельства о том, что М.
Ломоносов приложил руку к черновому варианту «Доношения об учреждении в Москве университета и двух гимназий», которое было подано от имени камергера Ее Императорского Величества Ивана Ивановича Шувалова в Правительствующий Сенат с развернутым планом создания университета, который, по сути, повторял план Ломоносова, известный нам по письму. Начались поиски необходимых для нового учебного заведения помещений в Москве. Несмотря на то, что в своих беседах с Шуваловым М. Ломоносов рассматривал в качестве возможных мест строительства здания для университета Воробьевы горы, либо район Красных ворот, указом императрицы Елизаветы Петровны от 8 августа того же года университету было передано здание «Аптекарского дома» у Воскресенских ворот на Красной площади. Ныне на месте этого дома находится Государственный Исторический музей.
К моменту передачи «Аптекарского дома» под нужды университета в нем располагалось московское отделение Штатс-коллегии, хранившей в своих подвалах около 80 пудов медных денег, собранных в 1754 году с москвичей в качестве налогов, Большую техническую и организационную проблему предстало собой перемещение и организация охраны этих ценностей. Здание было не приспособлено для обучения, и его приведение в соответствующее состояние было поручено архитектору Д. На ремонт было ассигновано 1000 руб. Однако потребовалось почти полгода, прежде чем университетские аудитории приняли первых студентов. Прежде всего, обнаружилась катастрофическая нехватка как профессоров, так и студентов для вновь открывшегося учебного заведения.
Если дефицит преподавательских кадров решался уже привычным для академической жизни России того времени способом — приглашением иностранных профессоров, то первый набор студентов всего 16 человек почти полностью состоял из бывших учеников Славяно-греко-латинской академии. С тех пор прошло более 250 лет. Существенные изменения претерпел государственный строй России, политическое, экономическое, социальное устройство ее жизни. Однако при всех изменениях отечественной истории Московский университет продолжал и продолжает работать на благо нашей страны. Естественно, что многое изменилось и в организации, и в структуре самого Московского университета.
В 1803 году вместе с первым уставом в жизнь Московского университета навсегда вошли принципы университетской автономии, Несмотря на то, что в разные периоды истории понимание университетской автономии толковалось по-разному, эти принципы и сегодня определяют всю внутреннюю организацию жизни Московского университета.
Будущий ученый тайно покинул дом 15 декабря 1730 года. На третий день он догнал торговый обоз, шедший в Москву, и уговорил взять его с собой. К началу января Ломоносов добрался до Москвы и уже 15 января подал прошение о зачислении в Славяно-греко-латинскую академию, представившись дворянином из Холмогор. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Но поступают в хорошие институты. В пять минут третьего у двери появляется симпатичная женщина. Римма Евгеньевна? Пойдемте ко мне.
Вы с дороги голодный? Кофе попьете. Сидим в кабинете, пьем кофе с колбасой, произведенной из знаменитых холмогорских коров, беседуем. Дверь к директору время от времени открывается, и на пороге образовывается какой-нибудь молодой человек или девушка с вопросом: - Римма Евгеньевна, что делать с оформлением в 11-й класс? Вспоминаю своего директора, спрашиваю: - Что это они к вам так запросто? А под дверью можно целый день просидеть. А вы пойдите с ними поговорите. Я тут попросила подождать вас нескольких человек, кто сегодня в школу зашел. Мне очень нравится это "кто сегодня в школу зашел".
То есть случайно оказался. Вопросов у меня заготовлено два. Первый: планы на будущее. Второй: каким они видят Холмогоры и свою школу через 290 лет. Типа: мы знаем, как было 290 лет назад, когда родился Ломоносов, знаем, как сейчас, и вот хотелось бы знать, как будет в 2291 году. Ответы получены следующие: - Живу в Холмогорах с детства. Поступать буду в Архангельске. В пединститут, наверное.
История автостопа, или как Ломоносов Москву «брал»
По версии России 1 Михайло Ломоносов шел из ЕГЭ. Михаил Ломоносов проучился в Москве три года: читал летописи и богословские книги, сочинения по физике и математике. Михаилу Ломоносову в первые три дня, когда он добирался до Москвы, пришлось жить в розвальнях.
Смотрите также
- Где жил Ломоносов в первые 3 дня, как он добирался с обозом до Москвы?
- «Я бы охотно молчал и жил в покое…» /
- Путь Ломоносова
- Нет комментариев
- Дикий блат
«Ломоносов пришёл в Москву из Мурманска». Зрители заметили ошибку в новостях на «России 1»
Как известно — если, конечно, это не легенда — Ломоносов пешком из Архангельска добрался до Петербурга. В Москве Ломоносов жил впроголодь, перебиваясь рубкой дров и чтением Псалтири над усопшими. Вообще об ученом ходят большие легенды, одна из которых склоняет к тому, что шел Михайло Ломоносов за рыбацким обозом почти три года, так велика была жажда знаний.
Откуда пришел Ломоносов в Москву
И даже пообещал наградить сотней золотых монет того, кто приоткроет для него завесу тайны. Желающих не нашлось. С этим связана одна из научных трагедий: 26 июля 1753 года во время опытов Г. Рихман был убит ударом молнии, что было использовано противниками учёных в Академии наук. В царствование Елизаветы Петровны 1741—1761 к созданию фейерверков был привлечен М. Ломоносов, которому поручалась организация фейерверков и иллюминаций. Автор рисунка: Э. Ему первому пришла в голову мысль заменять отдельные фразы начальными буквами этих фраз.
Правда, применительно только к одной сфере — учебному процессу в академической гимназии. Например, «НУ» напротив фамилии гимназиста означало, что он «не знал урока», а ББ объясняло, что данный юноша «был болен». Тогда, в 18-м веке, идея не прижилась, зато в 20-м расцвела всеми красками. К этому времении Ломоносов уже вполне уяснил механизм бюрократических действий в Академии наук. Академические дела быстро не рассматриваются, поскольку советник Канцелярии занят «многими и более важными делами». Ломоносов приходит к мысли о создании самостоятельного и независимого от Академии университета, двери которого были бы открыты для учащихся всей страны. План создания университета в течение долгого времени обсуждался М.
Ломоносовым с И. Без поддержки Шувалова ничего бы не получилось. А у нас в России при самом наук начинании, уже сей источник регламентом по 24-му пункту заперт, где положенных в подушный оклад в университет принимать запрещается. При университете Ломоносов предполагал устроить гимназию, а позже выступил идеологом создания студенческих общежитий, расположенных вблизи мест обучения студентов. Личная судьба" Во время учебы в Марбурге Ломоносов встретил свою будущую жену Елизавету Цильх, которая, была младше его на 9 лет позднее в работе «О сохранении и размножении российского народа» он писал, что такая разница в возрасте мужа и жены является оптимальной. Её отец был пивоваром и считался человеком среднего достатка. К моменту приезда Ломоносова его уже не было в живых.
Смерть отца подорвала материальное благополучие семьи Цильх. Матери пришлось сдавать часть дома квартирантам, студентам, в их числе был Ломоносов. Скромный в быту, Ломоносов вёл размеренный образ жизни, без излишеств: его завтрак состоял из «нескольких селёдок и доброй порции пива». Он долго присматривался к Елизавете Цильх, наблюдал за ней. Она привлекала его домовитостью, покоем, искренностью. Увлечение Ломоносова милой девушкой переросло в глубокое чувство. Он очень своеобразно понимал любовь, о чём позже написал в учении о красноречии: «Любовь есть склонность духа к другому кому, чтобы из его благополучия иметь услаждение».
Портрет работы неизвестного художника из коллекции И.
На официальном сайте Московского государственного университета им. Ломоносова указано, что великий ученый преодолел путь из села Холмогоры под Архангельском в Москву. Это путешествие в 1 168 км заняло у него три недели.
Ломоносов уговорил торговцев взять его с собой. Вместе с обозом он отправился в мужскую обитель, где служил его дядя Иван Ломоносов. Денег на дальнейшую дорогу не хватало, поэтому путешественнику пришлось на некоторое время задержаться в монастыре: там он читал псалмы. Ломоносов немного накопил, продал «полукафтанье мужику емчанину» и «ушол оттоле в Москву с попутными обозами». Ночевали обозники на постоялых дворах или в домах придорожных деревень, там же пережидали метель и непогоду. При Петре I эта дорога считалась стратегической — в 1693 году здесь устроили первый почтовый тракт в России.
Но в 1730-х годах здесь лишь изредка проезжали повозки: все северные пути теперь вели в новый морской порт — Санкт-Петербург.
С этого сочинения, по словам В. Белинского, «по всей справедливости должно считать начало русской литературы». К сожалению, сегодня, читая стихи Ломоносова, мы не можем вполне понять слов Белинского. Живое восприятие ломоносовского поэтического языка давно утрачено. Скорее отношение к нему — как к памятнику старины. Более того, уже в XIX, а тем более XX столетии литературное наследие Ломоносова оказалось практически невостребованным. Причина, по всей видимости, по меткому замечанию К.
Аксакова, кроется в том, что на литературное творчество Ломоносова «мы смотрим… сквозь последующее, тогда как надо смотреть сквозь предыдущее, в связи моментов, чтобы понять их настоящим образом; мы чувствуем это сродство, которое лежит в нашем представлении о Ломоносове; оно доказывает, что Ломоносов связан с нами, связан как начало; утверждает за ним этот его великий подвиг и в то же время мешает быть нам — в чувстве простого современного созерцания, не возвышенного общею мыслию, — вполне свободными и беспристрастными». Но его особое место в истории русской словесности несомненно. Обратимся снова к размышлениям К. Аксакова, который отмечает, что Ломоносов «кончил период национальных песен и начал новый период, ввел в новую сферу поэзии. Ломоносов был автор, лицо индивидуальное в поэзии, первый восставший как лицо из этого мира национальных песен, в общем национальном характере поглощавших индивидуума; он был освободившийся индивидуум в поэтическом мире; с него началась новая полная сфера поэзии, собственно так называемая литература: этот подвиг ему принадлежит». И далее: «Ломоносов создал язык, преобразовал по крайней мере; это найдено всеми: это так же видимо, как Петр преобразовал Россию… Ломоносов понял современное состояние языка, он понял требования языка русского, современное отношение языка церковнославянского к языку русскому и значение первого для последнего; он понял все это, и новый язык явился». Современники очень быстро заметили и оценили литературный гений Ломоносова. Его сравнивали с античными одописцами Пиндаром и Вергилием и даже с Гёте.
В целом такая лестная репутация была совершенно оправданна, потому что исходила из того решающего вклада, который Ломоносов внес в историю русской словесности. Исследователь П. Бухаркин отмечает: «Наметив многие центральные линии дальнейшего литературного развития и став, тем самым, предтечей поэтов конца XVIII, XIX, да и во многом ХХ века, Ломоносов был собственными преемниками превзойден… На фоне поэтических достижений последующих двух столетий ломоносовская поэзия как бы поблекла хотя как раз она в самом существенном и определила тональность и направленность данных достижений ; современный читатель, желающий оставаться в рамках классической традиции русской поэзии, предпочитает обращаться к наследникам Ломоносова, а не к нему самому». Вслед за Давидом По возвращении в Петербург в 1741 году Михайло Васильевич стал адъюнктом физического класса Академии наук. В апреле 1743 года за дерзкое поведение в отношении профессоров академии Ломоносов был заключен под стражу.
8 мифов о Михаиле Ломоносове, в которые мы верим со школьной скамьи
Где учился Ломоносов? » Где отдохнуть» ломоносов пешком в москву откуда шел и сколько. Михайло Ломоносов свой путь в Москву начал с Архангельской губернии в декабре 1730 года вместе с караваном (обозом). Как Ломоносов шел до Москвы. Несмотря на то, что многие считали, что Ломоносов пришел в Москву с торговым обозом из Архангельска, на самом деле он отправился в пеший поход из села Холмогоры Архангельской области.
Россия 1: «Ломоносов пришел в Москву из Мурманска» [видео]
Будущий великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов вырос на Русском Севере — в краю отважных, энергичных и предприимчивых охотников и рыболовов. Будущий великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов вырос на Русском Севере — в краю отважных, энергичных и предприимчивых охотников и рыболовов. Как известно — если, конечно, это не легенда — Ломоносов пешком из Архангельска добрался до Петербурга. Такой путь выбрал и Ломоносов — он отправился в Москву пешком вслед за торговцами.