Главные новости о персоне Иван Шадр на родился Иван Дмитриевич ШАДР. Иван Дмитриевич Шадр (Иванов, 1887 – 1941) родился в селе Такташинском Оренбургской губернии, где в этот момент работал его отец – плотник Дмитрий Евграфович Иванов. Ивану Дмитриевичу дважды удалось убедить Шадринскую городскую думу выделить средства на учебные поездки. Мемориальная доска И.Д. Шадру. Надпись на мемориальной доске: "В этом доме жил скульптор Иван Дмитриевич Шадр с 1937 по 1941 год".
Свежие записи
Мартос Иван Петрович (1752 – 1835), архитектор Мельников Абрам Иванович (1784-1854). Памятник гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Иван Дмитриевич Иванов (Шадр) родился 11 февраля (30 января ст. ст.) 1887 года, в семье плотника Дмитрия Евграфовича и Марии Егоровны Ивановых, в селе Такташинском, ныне Мишкинский район Курганской области. Иван Шадр – автор Булыжника, который оружие пролетариата. Город - 7 мая 2023 - Новости Ярославля - Скульптор Иван Дмитриевич Шадр.
Art Investment
Красноармеец. Скульптура | Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия – Иванов) родился 30 января 1887 г. в г. Шадринске, ныне Курганской области. |
В Ивановской области почтили память погибших на Чернобыльской АЭС | В 1935 году два советских скульптора Иван Дмитриевич Шадр (при рождении Иванов) и Ромуальд Ромуальдович Иодко как-то уж слишком одномоментно изваяли скульптуры с одинаковым названием «Девушка с веслом». |
Иван Дмитриевич Шадр (Иванов)
Оплата банковской картой Для выбора оплаты товара с помощью банковской карты на соответствующей странице необходимо нажать кнопку «Оплата заказа банковской картой». Соединение с платежным шлюзом и передача информации осуществляется в защищенном режиме с использованием протокола шифрования SSL. В случае если Ваш банк поддерживает технологию безопасного проведения интернет-платежей Verified By Visa или MasterCard SecureCode для проведения платежа также может потребоваться ввод специального пароля.
Преодолевая многочисленные трудности, голодая и нищенствуя, он добился своего, сделался скульптором и достиг мировой известности. Иван Дмитриевич Шадр настоящая фамилия — Иванов , выдающийся советский скульптор. Его жизнь и творчество тесно связаны с Шадринском. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» — от названия родного города, чтобы прославить его». В своем творчестве Иван Шадр искал пути создания монументальной реалистической скульптуры. Многочисленные мемориальные сооружения связаны с традициями модерна и национально-романтических течений, отличаются пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него. Шадр является автором скульптур так называемых «денежных мужиков»: фигур рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля, созданных по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах.
Прототипы своих героев скульптор нашёл в деревне Прыговой Колгановой Крестовской волости Шадринского уезда ныне в Ильтяковском сельсовете Шадринского района. Большинство работ И. Шадра в частности, «Штурм земли», «Булыжник — оружие пролетариата» и другие находятся в Музее современной истории России в Москве.
Несмотря на «белогвардейское» прошлое, Иван Шадр легко вошёл в круг первейших мастеров. Правда, сам Анатолий Луначарский его не жаловал, считая «чересчур французским» и подражательным.
В шадровских скульптурах действительно есть много от Родена и Бурделя — то же любование «одухотворённой» мускулатурой. Жестокие и весёлые двадцатые! Рождение стилей и направлений, авангардистское горение, мечты о всемирной коммуне. Главный герой Шадра, как и любого художника, скульптора, поэта 1920-х — это человек-созидающий. Вот - «Сеятель» 1922 , как одна из центральных фигур советского агитпропа.
Сеятелей тогда изображали на плакатах и книжных иллюстрациях. Это и картины, и барельефы, и статуи. Существовали свои вариации и для Средней Азии — с дехканином, и для немцев Поволжья — с румяным Гансом. Сеятель — везде, но шадровский опыт оказался первым и архетипическим. Для этой скульптуры позировал уральский крестьянин Киприан Авдеев.
Шадр настолько тщательно подбирал натуру, что у него не было случайных лиц. Этого же Сеятеля Киприана затем поместили на банкноту достоинством в три червонца. Шадр, помимо всего прочего, участвовал в разработке денежного дизайна, что говорило о колоссальном доверии к нему со стороны властей. Все персонажи — эмоциональны. Вот «Красноармеец» 1922 с широко раскрытыми глазами, будто он увидел что-то в небе.
Не то аэроплан, не то — солнце молодого, грядущего дня. Удивление простоватого и восприимчивого пацана, которому отныне принадлежит вселенная. Этот солдат революции был так же запечатлён на купюре. Вдумчивый «Крестьянин» 1923 , старик, повидавший на своём веку слишком многое. Суровый и гордый «Рабочий» 1922 , взявший власть в свои руки — такой не отдаст завоёванное!
Ряду критиков он показался театрально-манерным. Писали, что автор «уходит от правды в сторону лакировки». Иронию вызывало и само название — мол, фигурант здесь булыжник, а не собственно пролетариат. Тем не менее, Шадр победил, и его рабочий, подымающий камень, надолго стал символом борьбы за правое дело.
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев: Сообщение не должно содержать более 2500 знаков с пробелами Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять. В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь. Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Люди города: художник и скульптор Иван Шадр
свежие новости дня в Москве, России и мире. 11 февраля 1887 года родился — Иван Дмитриевич Шадр. Мартос Иван Петрович (1752 – 1835), архитектор Мельников Абрам Иванович (1784-1854). Памятник гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Диафильм "Иван Дмитриевич Шадр". Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1987 год. Д-091-87, черно-белый 0-20 копеек. Псевдоним Шадр Иван Дмитриевич взял в честь города Шадринска, откуда были родом его родители.
Рабочий со знаменем
Правила комментирования Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте! Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев: Сообщение не должно содержать более 2500 знаков с пробелами Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять. В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
В Ивановской области почтили память погибших на Чернобыльской АЭС Ivanovonews на Поделиться: В Ивановской области почтили память погибших на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года произошла одна из крупнейших техногенных катастроф в истории: взрыв на Чернобыльской атомной электростанции. В зону заражения попали около 7 миллионов человек. В ликвидации последствий аварии приняли участие более 500 тысяч человек.
Школьница использовала такой метод рассказа как прием словесного литературного монтажа: экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Это делается для создания цельной композиции, когда экскурсовод хочет особенно ярко воссоздать какое-либо событие или образ исторической личности. Текст, подготовленный из отобранных отрывков, должен представлять собой художественное и смысловое целое, чтобы экскурсанты образно могли представить себе то, о чем идет речь, увидели динамику событий, изображенных в произведениях, включенных в монтаж. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий, почувствовать их динамику. Из воспоминаний Н. Сазонова о подготовке к выпускным вечерам автор иллюстрации Е. Береговая К примеру, в ходе экскурсионного маршрута в фойе первого корпуса УрГАУ рассказ развертывается у барельефа, посвященного столетию Ивана Шадра, на котором изображены портрет скульптора и его знаменитое произведение «Булыжник — оружие пролетариата». Экскурсовод рассказывает о трудных детских годах Ивана Иванова в Екатеринбурге, используя эмоциональный по содержанию отрывок из воспоминаний самого скульптора. Также в экскурсии используются воспоминания уральского художника Н. Сазонова о педагогах школы, однокашниках, повседневной жизни, позволяющие реконструировать события прошлого. Сцена из воспоминаний И. Шадра автор иллюстрации Е. Береговая В рамках словесного литературного монтажа автор и разработчик экскурсии применила метод театрализации. Рассказывая об одном из преподавателей — Александре Николаевиче Трапезникове, экскурсовод приводит в пример курьезный случай, демонстрирующий об умении его претворять камень в живую скульптуру: «Как-то раз в один из уроков ученики направились в мастерские, они находились во дворе. Входим в класс мастерских. Напротив дверей стоял стол для шлифовки, и мы увидели, что на столе сидит мышь с поднятыми лапками. Один из нас сказал: «Ребята, тише, не шевелитесь». Взяв курант, он начал продвигаться к мыши. Только он замахнулся, чтобы ударить мышь, как из-за печи выскочил Трапезников, схватил его за руку и становил: «Что ты, Петя, делаешь, мышь то каменная! Мы подошли близко и тогда только убедились, что она действительно каменная]. В данном отрывке экскурсии принимают участие несколько человек в качестве героев сценки. Такая технология подразумевает передачу и восприятие информации через максимальное число органов чувств. Занятия в мастерской автор иллюстрации Е. Береговая Из арсенала методов показа Екатерина использовала иллюстрационный прием и прием зрительного сравнения. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восполнить пробелы зрительного ряда объектов. Этот методический прием называется зрительной реконструкцией, когда несохранившийся объект реконструируется посредством рассказа или наглядного иллюстративного материала из «портфеля экскурсовода». К примеру, в начале маршрута экскурсанты не могут увидеть Дом Зотова, на месте которого сейчас расположены старинные корпуса университета. Экскурсовод в ходе рассказа демонстрирует копию фотографии дома Г. Зотова и описание его. Также уникальной особенностью экскурсии является использование в качестве элемента «портфеля экскурсовода» созданные по воспоминаниям иллюстрации, которые демонстрируются на точках показа и рассказа Апробация экскурсии Екатерина и ее помощники успешно провели экскурсию для учащихся шестых классов школы. Ребятам было интересно узнать о начале зарождения художественного образования на Урале, жизни их ровесников более ста лет назад. Викторина в конце экскурсии закрепила знания экскурсантов. Например, участники успешно отвечали на вопросы: Кому принадлежало одноэтажное здание, приобретенное для школы? Филиалом какого учебного заведения была художественно-промышленная школа? Какое учебное заведение Екатеринбурга является преемником школы?
Панфилов, бывший председателем Общества попечения о начальном образовании, привел Шадра на экзамен. Оробевший юноша неожиданно для себя прекрасно справился с конкурсным заданием выполнение несложного плоского орнамента и был принят первым вторым был принят его будущий друг — П. Открытие Екатеринбургской художественно-промышленной школы, состоявшей в ведении Министерства торговли и промышленности, было предпринято с целью поднятия художественной культуры уральских кустарей, преимущественно камнерезно-гранильного и ювелирного дела. По общему своему направлению она была близка к Училищу технического рисования Штиглица в Петербурге и к Московскому Строгановскому училищу. Соответственно задачам школы были организованы гранильная и столярная мастерские, в 1904 году дополнительно открылась ювелирная мастерская, а в 1906 — бронзолитейная и чекано-эмальерная. По семейным традициям Шадр избрал столярную мастерскую. В школе были введены специальные дисциплины: рисование карандашом, лепка, стилизация, черчение геометрическое, черчение проекционное, понятие о перспективе, история искусства, композиция. Общеобразовательные предметы — русский язык, история, арифметика и геометрия, география, естествознание в годы обучения Шадра были обязательны для всех учеников. Естествознание преподавал доктор геологии Владимир Онисимович Клер, действительный член Общества любителей естествознания, высокообразованный человек, энтузиаст своего дела. Хорошо были подобраны преподаватели специальных предметов. Историю искусства читал директор школы М. Каменский брат известного скульптора Ф. Каменского , переведенный в Екатеринбург из училища Штиглица. Свои увлекательные лекции М. Каменский сопровождал беглыми рисунками, которые служили наглядным пособием для его курса. Классом лепки руководил Т. Рисование преподавали: М. Каменский акварель , А. Арнольдов, Т. Залкалн —с начала 1904 года, а с 1905 года—А. Парамонов, прошедший хорошую академическую школу. Залкалн, — то это были все люди прогрессивных взглядов. По-своему интересным и живым было руководство школой ее первым директором Каменским. Директор Каменский дал много возможностей проявлению личной инициативы преподавателей. Как во всех школах, и тут существовала определенная программа, но проводилась она в жизнь не по-чиновнически, а как-то живо, разнообразно, исходя из индивидуальных склонностей ученика, как и учителя… Должен сказать, что вообще каждый из преподавателей стремился, не скупясь, внести свою долю в общее дело воспитания будущих мастеров-художников. Да и обстоятельства для этого были очень благоприятны». Кроме Шадра, в числе наиболее одаренных учеников Т. Залкалн называет П. Дербышева и Кремлева, по камнерезному искусству и П. Таежного — тонкого мастера миниатюрной скульптуры. Кремлев и Таежный работали для фирмы Фаберже в Петербурге и Москве. В живописи выделялся И. По признанию самого Шадра, его успехи в первый год были весьма скромны. Избранная специальность — столярное дело — не увлекала юношу. Он охотно работал в классах лепки и композиции, выделялся и сочинениями в классе русского языка. Но это были предметы, занимавшие второстепенное место в учебной программе. Неудовлетворенность ученьем и тяжелый, изнуряющий труд Шадр продолжал работать у Панфиловых тяжело отражались на настроении. Пережить эти мрачные минуты юноше помогло близкое знакомство с М. Каменским и его семьей. Широта культурных интересов, демократизм взглядов и чуткость к людям привлекали в их дом екатеринбургскую интеллигенцию, особенно преподавателей и учеников школы. Здесь устраивались любительские концерты, литературные чтения, пелись любимые молодежью песни. Разносторонне одаренный, общительный, Шадр стал близким другом семьи Каменских. Его ценили как декламатора, певца, автора стихов, отличавшихся в его чтении плавностью и красотой звучания. Заботливо относившийся ко всем ученикам, особенно выходцам из народа, Каменский подошел к Шадру с особенной теплотой. Его внимание привлекли необычайная тонкость в понимании искусства и природная одаренность юноши; зная, с какими трудностями приходилось Шадру прокладывать себе путь к искусству, Каменский стремился всячески облегчить ему прохождение специального курса, поощряя одновременно его работу в классах лепки, рисования и композиции. Во втором учебном году занятия в школе приобрели для Шадра большой интерес. Залкалн, с прибытием которого на эти предметы стали обращать значительно большее внимание. Для развития способности критического анализа он проводил коллективные обсуждения ученических работ, причем учитель оставался в роли наблюдателя. Основное внимание было обращено на работу с натуры, для чего при школе были заведены «натурщики» — утка, курица, орел-беркут, журавль последний получил широкую известность своим пристрастием бить стекла в домах горожан. Иногда лепили с натурщика — голову или одетую мужскую фигуру. Залкалн советовал ученикам добиваться простоты и строгости форм, предоставлял им широкие возможности самостоятельного решения задачи. Усиление внимания к развитию пластического мастерства учеников выразилось и в пополнении школьного музея копиями с выдающихся произведений русского и мирового искусства. Заметив вскоре одаренность Шадра, Т. Залкалн стал поощрять его работу над скульптурой. Следуя совету учителя, Шадр самостоятельно лепил обнаженную фигуру фабричного сторожа, по школьной программе—барельеф журавля и голову мальчика последние две работы, выполненные в терракоте, были представлены в школьном музее. Из других работ школьного периода Шадр упоминает надгробие гимназиста «Голова спящего мальчика» и барельеф «Евреи». Все эти работы не сохранились, поэтому трудно составить хотя бы самое общее представление о характере их пластического решения. Так же легко он и компоновал. Но все носило некоторый характер попыток и трудно было представить, во что выльется его незаурядное дарование». Несмотря на увлечение скульптурой, Шадр добросовестно выполнял работы и в столярной мастерской. В обзоре школьной выставки 1906 года упоминалась как одна из лучших работ по классу композиции художественно-промышленных предметов работа ученика 4-го класса И. Иванова «Стол, инкрустация». Вероятно, в то же время была изготовлена модель ларца, выполненного из камня гранильной фабрикой В. Годы пребывания в Художественно-промышленной школе совпали с революционными событиями 1905—1906 гг. Протест против жесточайшей эксплуатации рабочих на металлургических заводах, движение угнетенных царизмом народностей и крестьянские восстания сделали Урал крупнейшим очагом революции 1905 года. Екатеринбург, промышленный центр Урала, стал средоточием обостренной и решительной революционной борьбы. Революционным движением руководила социал-демократическая партия, возглавлял его Я. Демократический состав учащихся Художественно-промышленной школы, сочувствие значительной части преподавателей, и в первую очередь М. Каменского, революционному движению определили активное участие школы в событиях 1905 года. Огромные толпы народа с красными флагами проходили по центральным улицам города. Сосредоточившись у тюрьмы, демонстранты потребовали освобождения политических заключенных. Из ворот Художественно-промышленной школы вышли с красным флагом ее воспитанники. С пением «Марсельезы» они двинулись по городу. К ним присоединились учащиеся других учебных заведений.
Иван Дмитриевич Шадр – выдающийся русский советский скульптор
- День памяти преподобного Серафима Вырицкого
- Что покажут
- Подвиг и трагедия «Девушки с веслом» | Пикабу
- Комментарии
Скульптура «Сезонник» в сквере на Лермонтовской площади
Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области «Тверская областная картинная галерея» является государственной некоммерческой организацией в форме государственного бюджетного учреждения культуры далее Галерея , осуществляющей культурную, просветительскую и научную деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Оплата банковской картой Для выбора оплаты товара с помощью банковской карты на соответствующей странице необходимо нажать кнопку «Оплата заказа банковской картой». Соединение с платежным шлюзом и передача информации осуществляется в защищенном режиме с использованием протокола шифрования SSL.
В 1901 году Иван поддался на уговоры и сбежал с фабрики. Существует легенда, что сбежал он с целью… самоубийства. Измученный тяготами работы и бессмысленностью существования, он намеревался покончить со всем в ледяных водах Исети, однако повстречал на набережной очаровательную девушку, разговорился с ней и топиться передумал. Девушка была дочерью Михаила Каменского, основателя художественно-промышленной школы в Екатеринбурге. Вскоре Иван безо всякой подготовки сдал экзамен в ту самую художественно-промышленную школу и… поступил!
Пять лет он успешно постигал тайны рисунка и живописи, перспективы и колористики под началом художника-монументалиста Теодора Залькалнса. Памятник мировому страданию. В те годы молодой художник прославился своим непримиримым отношением к несправедливости. Ходил на митинги и шествия, протестовал против черносотенных погромов, , создавал политическую карикатуру для журналов… Школу он покинул со справкой о неоконченном образовании, но, похоже, не слишком огорченным этим фактом. Вместе с бывшим однокурсником он предпринял потрясающее путешествие по всей стране — по «горьковским местам». И, в конце концов, уже в одиночку Иван дошел пешком до Санкт-Петербурга с твердым намерением поступить в местную Академию художеств. И тут удача на миг отвернулась от него.
Экзамены Иван провалил. Пытаясь «закрепиться» в Петербурге, начал работать уличным певцом — работы физической он нахлебался в юные годы. Его голос произвел впечатление на режиссёра Александринского театра Михаила Дарского. И вместо Академии художеств Шадр тогда еще Иванов попадает на Высшие драматические курсы. Правда, мечты об изящных искусствах не оставляет и продолжает совершенствовать свои навыки.
Казалось бы, найти натурщика просто.
Но мужики ни за что не соглашались позировать, ссылаясь на то, что это грешно, смешно и т. Наконец, позировать для «сеятеля» согласился Киприан Авдеев. Согласился с условием, чтобы на деньги с его изображением не плевали. На деньгах должна появиться новая эмблема — изображение «Сеятеля», энергичного, волевого человека, уверенного в завтрашнем дне, хозяина своей земли и своей жизни, находящего в труде радость и счастье. Для «Крестьянина», после долгих уговоров, согласился позировать Порфирий Петрович Калганов. Сидел торжественно, не шелохнувшись, старательно выполнял все указания Шадра.
Эта скульптура подкупает своей силой, стихийной мощью и простотой замысла: широко расправил могучие плечи крестьянин и, на мгновение, оторвавшись от своей работы, о чем-то глубоко задумался. Лепя Калганова, Шадр не раз обращался мыслью к своему отцу, которого горячо любил. Плотник и резчик но дереву, мастер своего дела, мечтатель и фантазер, отец первый привил мальчику любовь к красоте, к родной русской природе, ко всему прекрасному на земле. Еще одна достаточно известная и выразительная работа Шадра -портрет матери. Шадр ничего не приукрашивает в этом портрете. Плотно обтянул седую голову платок.
Глубоко врезались в шею и щеки морщины, избороздили лоб. Суровый, пристальный взгляд выцветших глаз. Усталое и мужественное лицо. Лицо крестьянки, прожившей долгую трудовую жизнь, полную невзгод и лишений, сумевшей в трудные годы вырастить 12 детей. Лицо женщины, на которой держался весь дом и которая все же находила в себе силы вечерами учить детей грамоте и арифметике, терпеливо каждое утро забеливая печку, служившую вечером классной доской. Портрет пронизан чувством горячей любви и уважения, чувством восхищения перед мужеством и самоотверженностью этой незаметной труженицы, способной своей энергией и авторитетом сплотить в единое целое большую трудовую семью.
Так же особо значимые и знаменитые работы Шадра — это памятник Максиму Горькому, установленный в московском парке искусств, памятник Пушкину па берегу Невы в Ленинграде. Шадром было создано очень много работ и все они до сих пор волнуют воображение и сознание ценителей этого вида искусства. Стоит упомянуть о том, что в 1935 г. В музее Революции г. Москва собрано большинство работ Шадра: «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Отдых», «Штурм Земли», «Вождь» предназначавшаяся для Мавзолея , бюст Красина и матери, голова Ленина, сделанная с натуры и многие др. Директор этого музея говорил: «Музей Революции — это музей Шадра».
Старшее поколение знатоков и любителей изобразительного искусства, возможно, помнит две крупные выставки произведений скульптора, прошедшие в Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств имени А. Пушкина в 1947 и 1962 годах[1]. Многим и сегодня известно имя Шадра по установленным в Москве памятникам «Сезонник» 1929 на Лермонтовской площади, «Булыжник - оружие пролетариата» 1929 на Красной Пресне, А. Горькому 1951 [2] на площади Белорусского вокзала, возведенному по его проекту уже после смерти скульптора. Галерея обладает лучшим музейным собранием произведений И. Шадра, включающим 447 работ. Ценным источником для исследователей стала насчитывающая более 380 листов графическая коллекция, большую часть которой составляют эскизы к неосуществленным памятникам. Многие из них впервые экспонируются в специальном разделе выставки и представлены в мультимедийной презентации. Графика для Ивана Дмитриевича не была основным видом искусства, однако он не мыслил себе реализацию любого скульптурного проекта без его воплощения на бумаге, ибо был убежден, что истинный художник обязан «даже спать с альбомом и карандашом»[3].
При этом он редко датировал и называл графические эскизы, считая их подготовительным материалом. В своем стремлении всесторонне изучить тему и глубже вникнуть в историческую атмосферу Шадр часто снабжал листы многочисленными записями. Наряду с документальными материалами они стали важным источником иконографического исследования при атрибутировании графических работ скульптора. Судьба Ивана Дмитриевича Шадра 1887-1941 - блестящий пример того, как сын плотника из уральского городка Шадринска стал одним из ведущих мастеров советской скульптуры, соперничая на конкурсах с такими корифеями, как С. Коненков, В. Мухина, С. Меркуров, Н. Как и многие его сверстники из бедных многодетных семей, он еще мальчиком был отдан «в люди» на фабрику в Екатеринбурге. Вскоре талантливый подросток смог поступить в открывшееся в городе художественно-промышленное училище.
Ранние рисунки этого периода «Молодой крестьянин» и «Пряха» свидетельствуют о несомненной одаренности ученика. В 1907 году будущий скульптор, тогда еще Иван Иванов[5], вместе с товарищем по училищу Петром Дербышевым за неимением средств пешком отправился в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств. Сохранился рисунок с авторским названием «Пешком за славой» 1907 с изображением двух молодых людей с вещевыми мешками за плечами. Осенью Шадр добрался до столицы. Однако после встречи со скульптором В. Беклемишевым, критически оценившим его дарование, оставил мысль о поступлении в Академию. Некоторое время он бродяжничал и, чтобы хоть как-то заработать на жизнь, пел под шарманку. Здесь следует отметить, что Шадр был наделен от природы не только художественными, но также вокальными и актерскими способностями. Его певческий талант заметил известный режиссер М.
Дарский, по рекомендации которого юноша поступил на Драматические курсы Императорского петербургского Театрального училища. Одновременно он посещал мастерскую пейзажиста А. Рылова, а в 1910-1912 годах благодаря выделенной зажиточными горожанами Шадринска стипендии совершил творческие поездки в Париж и Рим. Здесь он получил возможность изучать не только шедевры мирового искусства, но и произведения современных художников и, что немаловажно, пользоваться советами Огюста Родена и Эмиля Антуана Бурделя, требовавших от своих учеников самых смелых образных и пластических решений. Биограф И. Шадра О. Воронова приводит рассказ скульптора о встречах с Роденом: «Шадр в первый же день попросил маэстро указать ему тему. Роден усмехнулся и велел вылепить руку. У Шадра ушло на работу два часа.
Роден назвал мою модель мешком с овсом. Пришлось взяться заново. На этот раз возился два месяца, пока не почувствовал, что лучше сделать уже не смогу. Роден посмотрел, одобрил. Композиции будете сами делать, у себя в России. Роден был прав, вскоре сама жизнь подсказала молодому скульптору тему для воплощения. В 1911 году под впечатлением войны между Италией и Турцией за колонии, повлекшей за собой многочисленные жертвы, у Шадра родилась идея создания «Памятника мировому страданию», которую он пытался реализовать и в последующие годы.
Скульптор Шадр Иван Дмитриевич
За 13 лет И. Шадр создал 16 скульптур Владимира Ильича. Данная тема сделала его «главным мастером довоенной скульптурной ленинианы». Одна из самых знаменитых работ — монумент с одиннадцатиметровой бронзовой фигурой, установленный в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС имени В. Талант Шадра проявился и в скульптурных портретах: Н. Касаткина, В. Ногина, Л. Красина, К.
Либкнехта, Р. Люксембург и других известных личностей. Свой труд он вложил в произведения: «Девушка с веслом», «Рабочий со знаменем», «Девушка с факелом» и др. Пушкину, А. Горькому и др. За модель проекта посвященного А. Горькому для г.
Москвы, в 1952 г. Шадр посмертно удостоен Государственной премией памятник завершила В. К сожалению, многие замыслы скульптора остались не реализованы. Заканчивает череду его скульптурных работ «Портрет жены», 1940 г. Тогда Иван Дмитриевич был уже тяжело болен. Умер Шадр в апреле 1941 года, незадолго до начала Великой Отечественной войны. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Родители скульптора похоронены в городе Шадринске, на старом Воскресенском кладбище. Здесь же, в городе детства, живут его родственники.
Творчеству Ивана Дмитриевича отведен зал Шадринского краеведческого музея. К юбилею великого земляка в читальном зале организована книжная выставка «Символы советской эпохи». Шадр в 1918-1920 гг. Культура : социогуманитар. Иван Дмитриевич Шадр в 1918-1919 гг.
Зауралье в 1917-1922 гг. Борисов, С. Шадринская энциклопедия : в 3 т. Борисов ; под ред. Иовлевой, А.
Каменский брат известного скульптора Ф. Каменского , переведенный в Екатеринбург из училища Штиглица. Свои увлекательные лекции М. Каменский сопровождал беглыми рисунками, которые служили наглядным пособием для его курса. Классом лепки руководил Т. Рисование преподавали: М. Каменский акварель , А. Арнольдов, Т. Залкалн —с начала 1904 года, а с 1905 года—А. Парамонов, прошедший хорошую академическую школу. Залкалн, — то это были все люди прогрессивных взглядов. По-своему интересным и живым было руководство школой ее первым директором Каменским. Директор Каменский дал много возможностей проявлению личной инициативы преподавателей. Как во всех школах, и тут существовала определенная программа, но проводилась она в жизнь не по-чиновнически, а как-то живо, разнообразно, исходя из индивидуальных склонностей ученика, как и учителя… Должен сказать, что вообще каждый из преподавателей стремился, не скупясь, внести свою долю в общее дело воспитания будущих мастеров-художников. Да и обстоятельства для этого были очень благоприятны». Кроме Шадра, в числе наиболее одаренных учеников Т. Залкалн называет П. Дербышева и Кремлева, по камнерезному искусству и П. Таежного — тонкого мастера миниатюрной скульптуры. Кремлев и Таежный работали для фирмы Фаберже в Петербурге и Москве. В живописи выделялся И. По признанию самого Шадра, его успехи в первый год были весьма скромны. Избранная специальность — столярное дело — не увлекала юношу. Он охотно работал в классах лепки и композиции, выделялся и сочинениями в классе русского языка. Но это были предметы, занимавшие второстепенное место в учебной программе. Неудовлетворенность ученьем и тяжелый, изнуряющий труд Шадр продолжал работать у Панфиловых тяжело отражались на настроении. Пережить эти мрачные минуты юноше помогло близкое знакомство с М. Каменским и его семьей. Широта культурных интересов, демократизм взглядов и чуткость к людям привлекали в их дом екатеринбургскую интеллигенцию, особенно преподавателей и учеников школы. Здесь устраивались любительские концерты, литературные чтения, пелись любимые молодежью песни. Разносторонне одаренный, общительный, Шадр стал близким другом семьи Каменских. Его ценили как декламатора, певца, автора стихов, отличавшихся в его чтении плавностью и красотой звучания. Заботливо относившийся ко всем ученикам, особенно выходцам из народа, Каменский подошел к Шадру с особенной теплотой. Его внимание привлекли необычайная тонкость в понимании искусства и природная одаренность юноши; зная, с какими трудностями приходилось Шадру прокладывать себе путь к искусству, Каменский стремился всячески облегчить ему прохождение специального курса, поощряя одновременно его работу в классах лепки, рисования и композиции. Во втором учебном году занятия в школе приобрели для Шадра большой интерес. Залкалн, с прибытием которого на эти предметы стали обращать значительно большее внимание. Для развития способности критического анализа он проводил коллективные обсуждения ученических работ, причем учитель оставался в роли наблюдателя. Основное внимание было обращено на работу с натуры, для чего при школе были заведены «натурщики» — утка, курица, орел-беркут, журавль последний получил широкую известность своим пристрастием бить стекла в домах горожан. Иногда лепили с натурщика — голову или одетую мужскую фигуру. Залкалн советовал ученикам добиваться простоты и строгости форм, предоставлял им широкие возможности самостоятельного решения задачи. Усиление внимания к развитию пластического мастерства учеников выразилось и в пополнении школьного музея копиями с выдающихся произведений русского и мирового искусства. Заметив вскоре одаренность Шадра, Т. Залкалн стал поощрять его работу над скульптурой. Следуя совету учителя, Шадр самостоятельно лепил обнаженную фигуру фабричного сторожа, по школьной программе—барельеф журавля и голову мальчика последние две работы, выполненные в терракоте, были представлены в школьном музее. Из других работ школьного периода Шадр упоминает надгробие гимназиста «Голова спящего мальчика» и барельеф «Евреи». Все эти работы не сохранились, поэтому трудно составить хотя бы самое общее представление о характере их пластического решения. Так же легко он и компоновал. Но все носило некоторый характер попыток и трудно было представить, во что выльется его незаурядное дарование». Несмотря на увлечение скульптурой, Шадр добросовестно выполнял работы и в столярной мастерской. В обзоре школьной выставки 1906 года упоминалась как одна из лучших работ по классу композиции художественно-промышленных предметов работа ученика 4-го класса И. Иванова «Стол, инкрустация». Вероятно, в то же время была изготовлена модель ларца, выполненного из камня гранильной фабрикой В. Годы пребывания в Художественно-промышленной школе совпали с революционными событиями 1905—1906 гг. Протест против жесточайшей эксплуатации рабочих на металлургических заводах, движение угнетенных царизмом народностей и крестьянские восстания сделали Урал крупнейшим очагом революции 1905 года. Екатеринбург, промышленный центр Урала, стал средоточием обостренной и решительной революционной борьбы. Революционным движением руководила социал-демократическая партия, возглавлял его Я. Демократический состав учащихся Художественно-промышленной школы, сочувствие значительной части преподавателей, и в первую очередь М. Каменского, революционному движению определили активное участие школы в событиях 1905 года. Огромные толпы народа с красными флагами проходили по центральным улицам города. Сосредоточившись у тюрьмы, демонстранты потребовали освобождения политических заключенных. Из ворот Художественно-промышленной школы вышли с красным флагом ее воспитанники. С пением «Марсельезы» они двинулись по городу. К ним присоединились учащиеся других учебных заведений. Черносотенцы учинили жестокую расправу над демонстрантами. Под заголовком «Ужасное побоище» в газете сообщалось: «День 19 октября ознаменовался в нашем городе ужасным преступлением. Хорошо организованная толпа хулиганов, находящихся под предводительством какого-то громадного рыжего мужика, производила ряд систематических нападений в различных пунктах города на небольшие кучки манифестантов и воспитанников местных средне-учебных заведений, собравшихся на основании высочайше дарованного манифеста для обсуждения своих нужд… Полиция бездействовала…». В числе убитых демонстрантов был назван один из учеников Художественно-промышленной школы. В этом же месяце всеобщая забастовка в городе охватила железнодорожников, рабочих механических заводов и кондитерских фабрик, почтово-телеграфных служащих, извозчиков, портных и др. Но реакция начинала свое победное шествие. В начале 1906 года произошли повальные аресты и обыски; в числе арестованных неоднократно упоминались ученики Художественно-промышленной школы. Вскоре телеграфным распоряжением Министерства торговли и промышленности М. Каменский был снят с должности и переведен в Уральск. Занятия в школе были прекращены до прибытия нового директора — Б. Рупини, ранее работавшего в Саратовской художественно-промышленной школе.
Пушкину , опубликовавшему ее записки сначала в отрывках, а затем отдельным изданием, получила литературную известность. Позднее вышел ряд ее беллетристических произведений, но с 1840-х годов она прекратила литературную деятельность. Также сегодня мы вспоминаем педагога, ученого, деятеля народного образования В. Вахтерова 1853-1924. Василий Порфирьевич Вахтеров родился 13 января 1853 г. Учился в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской духовной семинарии. В 1874 г. Затем в течение 15 лет 1881-1896 Вахтеров был инспектором народных училищ сначала в Смоленской губернии, а затем с 1890 г. Василий Порфирьевич принимал активное участие в работе Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. С 1898 по 1902 гг. Вахтеров читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и др. В Москве принимал участие в учреждении Всероссийского учительского союза 1905-1907 , был одним из организаторов и участником Всероссийского съезда по вопросам народного образования 1913-1914 , Первого Всероссийского съезда преподавателей русского языка 1916. После революции вел методическую работу с учителями, преподавал на курсах ликбеза, читал лекции в МГУ 1923-1924. Вахтеров внес значительный вклад в педагогическую теорию и практику, создав концепцию «эволюционной педагогики». По Вахтерову, формирование ребёнка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога — способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребёнка. Как теоретик и методист начального обучения, Вахтеров следовал педагогическим идеям К. Как сторонник развивающего обучения, выступал за обновление и расширение содержания обучения в народной школе, за активные методы, способствующие развитию самостоятельности, мышления ребёнка. Изданный Вахтеровым в конце XIX в. Большое распространение получила и его хрестоматия «Мир в рассказах для детей». Скончался в 1924 г. Также сегодня мы вспоминаем скульптора И. Шадра Иванова 1887-1941. Иван Дмитриевич Шадр настоящая фамилия — Иванов родился 30 января 1887 г. Шадринске, ныне Курганской области. Учился в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге, в рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге 1907-1908 , в Париже 1910-1911 , где пользовался советами Э. Бурделя и О. Родена, и в Риме 1911-1912. В 1926 г. Иван Дмитриевич вошел в Общество русских скульпторов. Ранние произведения Шадра, как, например, проект памятника «Мировому страданию» 1915 , отмечены влиянием стиля «модерн». Наиболее известные работы Шадра — горельеф «Борьба с землей» 1922 , скульптурная композиция «Булыжник — оружие пролетариата» 1927 , надгробия Н. Аллилуевой 1933 и Е. Немировича-Данченко 1939. Однако самой известной скульптурой Шадра следует признать «Девушку с веслом» 1934 , тысячи копий которой были установлены в городских парках, санаториях и домах отдыха СССР.
Скульптор Иван Дмитриевич Шадр
(настоящая фамилия Иванов) (1887 1941), советский скульптор. Учился в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903 07), в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге (1907 08), в Париже (1910 11), где пользовался советами О. Родена и Э. А. Бурделя, и в Риме. 10 февраля 2017 года в училище состоялась викторина, посвященная 130-летию Ивана Дмитриевича Шадра, среди первых курсов. 3 апреля 1941, Москва), художник, скульптор-монументалист. 10 февраля 2017 года в училище состоялась викторина, посвященная 130-летию Ивана Дмитриевича Шадра, среди первых курсов.
Истории Екатеринбурга. Иван Шадр. часть вторая.Денежные мужики.
Красноармеец. Скульптура | Выдающийся скульптор-монументалист, представитель академического модерна, создатель героических образов советской эпохи — личности и творчеству Ивана Дмитриевича Шадра посвящен лекционный проект библиотеки «Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность». |
ШАДР ИВАН ДМИТРИЕВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Диафильм "Иван Дмитриевич Шадр". Студия "Диафильм" Госкино СССР, 1987 год. Д-091-87, черно-белый 0-20 копеек. |
В Третьяковке открылась выставка советского скульптора Ивана Шадра | Но жюри конкурса все больше склонялось к другой фигуре Алексея Максимовича Горького, которую вылепил скульптор Иван Дмитриевич Шадр. |