Новости гротеска в литературе

Термин «гротеск» происходит от обозначения, которое было дано античным фрескам, обнаруженным в конце 15 в. художником Рафаэлем при раскопках древнеримских бань. Модернизм в литературе и искусстве. ГРОТЕСК (фр. grotesque, буквально — «причудливый», «комичный») — художественная форма, при которой жизненная нелепость с помощью разительного преувеличения и заострения доводится до абсурда. Гротеск (от французского grotesque, итальянского grottesco— причудливый) — художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. Гротеск в литературе – это необычный и привлекательный стиль, который часто используется для передачи экспрессии и чувственности текста. Предлагаем разобраться, что означает понятие гротеск в литературе, каковы его отличительные черты и лексическое значение, рассмотрим примеры в статье.

Прием в литературе

  • Этапы развития гротеска | Статья в журнале «Молодой ученый»
  • Фантасмагория и гротеск в литературе — 187 книг
  • Презентация. Гипербола, гротеск, литота.
  • Что такое гротеск и история этого термина

Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)

Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Всегда является преувеличением, карикатурой, поэтому он широко используется для создания сатирических произведений. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые, однако многие литературоведы, например, Алексей Бушмин, опровергли этот стереотип.

И не стоит тут упирать на «особый язык», он у великого американского новеллиста буквально в пяти - шести новеллах, например: это «Вильям Вильсон», «Король чума», «Лигейя» и ряд других. И тут читатель становиться в полный тупик, поскольку ищет логичное объяснение, а его нет.

Ему приходиться додумывать самому, почему Вильяма Вильсона преследовал его фантастический двойник, кто такой черный кот и где оказался персонаж из «Рукописи найденной в бутылке». Нет объяснения от автора, нет буквального толкования, точнее, ответа, который как раз и ждет читатель. Вот за это Эдгара По и упрекали в «нереалистичности», а как будто нужна какая-то реалистичность! Единственный писатель, который точно сумел воспроизвести этот феномен новелл Эдгара По, это был Акутагава Рюноскэ, великий дракон японской литературы.

Акутагава Рюноскэ обладал также как и Эдгар По удивительной способностью заставлять читателя думать, ломать голову, выбирать для себя ту позицию, которая наиболее ему, читателю, понятна. И действительно ответов не найти ни у По, ни у Акутагавы, мало того, что в финале все и вся становиться на голову, но к тому же, конечный ответ от автора, как бы объяснение событий, не дается, а остается за кадром. Новелла «В чаще», относится к разряду зацитированных просто до предела. Но до сих пор никто так и не смог понять смысл этой головоломки.

Сюжет детективный: расследуется убийство и несколько людей, участников событий, включая даже и потерпевшего т. И возникает ситуация, когда истину приходится выбирать именно самому читателю, на основании вышеизложенного текста, поскольку сам автор произведения ответов не дает. Кто из всех трех говорил правду? А может быть, солгали все трое, включая даже покойного?

Это действительно головоломка! В свое время великий японский режиссер Акира Куросава якобы дал таки ответ, введя в сюжет четвертое лицо второго непосредственного свидетеля событий в фильме «Ворота Расемон». Но я не думаю, что он был прав, поскольку истина как раз и заключается в том, что головоломка должна остаться головоломкой. Так будет правильней, поскольку простой ответ - не самое лучшее решение.

Литература гротеска часть 4-я Было подготовлено для четвертого номера журнала «Gород Gротеска», который так и не вышел в печать В литературе гротеска можно выделить очень интересный раздел: социальная сатира с элементами фантастики. Есть два способа поиздеваться над окружающей тебя реальностью: 1 Просто нагромоздить в романе мата, чернухи и какой-нибудь брутальщины или циничного подчас нижепоясного юмора. Показать как это самое «зеркало» видит эту самую реальность, то есть нас. Список произведений по последнему методу можно начать с «Гаргантюа и Пантагруэля» Рабле, продолжить «Приключения Гулливера» Свифта, из отечественных, времен «проклятого царского режима», будет в этом списке «История одного города» Салтыкова-Щедрина, из японских авторов, например, «Стана водяных» Акутагавы Рэноскью, и наконец «Бегите, кролики!

Всякий раз буквально в каждом из выше перечисленных произведений весь окружающий автора мир во всех его мельчайших подробностях без искажений переноситься на язык «зеркала», в котором и может себя разглядеть. Именно мир, а не отдельный его представитель! Этот мир, условно называем его «мир кошачьего города», есть маска реального, наблюдаемого автором произведения мира, в котором он находиться, живет и творит. Чаще всего в таких произведениях не бывает вообще никакого оценочного взгляда на реальность со стороны самого автора.

Автор только делает «зеркало».

Мастер гротеска. Название шрифта с равномерной толщиной штрихов. Может быть также присущ художественному мышлению произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Гофмана, Н.

Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М.

Манна Ред.

Тамарченко, В. Малкина, Ю. Москва; Тверь, 2004. Тюпа, Москва.

Семиотический статус гротеска. Тамарченко, Москва. Эстетика гротеска и поэтика романа о значении системы идей и понятий М. Бахтина для современной науки.

Есаулов, Москва. Проблема субъекта описания гротескного образа мира. Исрапова, Махачкала. Гротеск как явление поэтической авторефлексии в лирике.

Бельтраме, Триест. Эстетика гротеска: к проблеме теоретического обоснования. Борисова, С. Гротескное пространство аптеки.

Полюдов, Пермь. О гротеске в «Маленьком Цахесе» Гофмана. Гольденберг, Волгоград. Фольклорный гротеск в поэтике Гоголя.

Гюнтер, Билефельд. Гротескное тело у Гоголя. Малкина, Москва. Гротескное тело у Г.

Уолпола и Н. Гоголя «Замок Отранто» и «Страшная месть». Овечкин, С.

Что такое гротеск

Что такое гротеск в литературе. В литературе гротеск представляет собой комический приём, сочетающий в себе ужасное и смешное, возвышенное и безобразное, то есть сочетает несочетаемое. это «химерический, сочетающий. это комический прием. От юмора и иронии гротеск отличается тем, что комическое в нем неотделимо от страшного. Примерами гротеска в литературных произведениях можно назвать роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Он полон гротеска различного рода. Использование гротеска в литературе. В литературе гротеск используют для достижения нескольких целей. это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому в литературе и поэзии он часто используется в сатирических целях - для более впечатляющего выражения творческого замысла, который передается посредством.

Примеры гротеска в литературе

  • Гротеск - определение, значение и примеры в литературе
  • "Вы преувеличиваете!": гротеск как художественный приём | ПРОБЕЛ | Дзен
  • Гротеск — Неолурк, народный Lurkmore
  • Гротеск что это в литературе
  • Немного истории

Как это работает. Комическое в литературе

Значение слова гротеск – что это такое в литературе. Разновидности гротеска В литературе исторически сформировались следующие основные виды гротеска: Карнавальный, основанный на противоречиях бытия. потенциал социально-психологического (или реалистического) гротеска в современной русской литературе, пожалуй, впервые был наиболее полно реализован в прозе Андрея Синявского (Абрама Терца) и Юлия Даниэля (Николая Аржака) (об их творчестве см. в главе III книги. его определение, история возникновения, особенности как художественного приема. В литературе гротеск означает комический прием, связанный с мистикой, сюрреализмом, извращенной и искаженной реальностью. Гротеск (от франц. grotesque) – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.

Литература Гротеска

Художественные элементы в литературе, использующиеся для красочного описания эмоция и явлений, примеры гротеска, как используется в литературе. Соответственно, британская литература изобилует местным гротеском, от странных миров аллегории Спенсера в "Королеве фей" до трагикомических приемов драмы 16 века. Модернизм в литературе и искусстве. ГРОТЕСК (фр. grotesque, буквально — «причудливый», «комичный») — художественная форма, при которой жизненная нелепость с помощью разительного преувеличения и заострения доводится до абсурда.

«Вы преувеличиваете!»: гротеск как художественный приём

Босха , П. Брейгеля Старшего , Ж. Калло , О. Домье , О. Дикса , Дж. Энсора , М. Шагала и многих других; у представителей дадаизма , экспрессионизма , сюрреализма и других авангардистских течений 20 в.

В музыке образы и технические приёмы, которые иногда называют «гротесковыми», претворены в некоторых произведениях Г. Малера , И. Стравинского , С. Прокофьева , Д. Шостаковича , А.

В этом смысле весьма любопытно просмотреть повесть Гоголя «Нос». Сама ситуация, воспроизводимая в сюжете данного произведения относится к разряду «невозможных», и именно в контекст самой невозможности, то есть абсурда, гротеска гений Гоголя заложил свою критику «чиновничьего общества». В принципе, подобные приемы в литературе не новы. Гротескным можно, например, считать великое произведение Свифта «Путешествия Гулливера». Но, безусловно, абсолютными шедеврами стали романы Кафки «Замок» и «Процесс», которые задолго до создания тоталитарных режимов в тридцатых годах прошлого века описали их во всех мыслимых и немыслимых подробностях. Гротеск содержит в базисе всегда критику определенных моментов, происходящих в обществе, критику иносказательным языком. Гротеск социален.

Так, работая над лоджиями Апостольского дворца, Рафаэль изобразил на стенах гротескных сказочных существ — единорогов с драконьими крыльями и рыбьими хвостами, людей с чешуей и плавниками, грифонов. Позже возник целый жанр, построенный на гротеске, — карикатура. Его первооткрывателем исследователи считают Леонардо да Винчи. Он делал наброски людей, намеренно уродуя их облик. Например, рисовал огромный нос, выдающуюся челюсть, искажал мимику. Такие изменения во внешности делали характер героя более ярким и вызывали у зрителей смех. Гротеск стал популярным приемом и в литературе.

В языке слово гротеск закрепилось в значении странное, неестественное, причудливое, алогичное, и в этом отражение важнейшей стороны эстетического явления, свойственного всем родам искусства. Гротеск в литературе может быть не только приемом, элементом стиля, окрашивающим произведение в алогичные тона, но и способом типизации. В эстетическом отношении гротеск в литературе является реакцией на «принцип правдоподобия», на искусство педантичной верности «природе». Такой реакцией на искусство классицизма стал романтизм. В это время приходит и осознание эстетической сущности гротеска. Гюго популярность этого термина возросла. Гротеск часто внешне непритязателен. Рабле во введении к роману обращается к читателям, «добрым ученикам и прочим бездельникам» с просьбой не судить по внешней веселости, не подумав как следует, не начинать смеяться. Гротескный образ стремится к крайнему обобщению, выявлению квинтэссенции времени, истории, явления, человеческого бытия. В этом гротескный образ сродни символу. Гротескная «Шагреневая кожа» была помещена Бальзаком над «нижним слоем» произведений - «Сценами нравов». Гоголевская «Шинель» - это не только и не столько защита «маленького человека», сколько квинтэссенция ничтожности его бытия. По словам Салтыкова-Щедрина, «История одного города» возникла, чтобы вобрать в себя самую суть «тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною». Гротеск в литературе - художественное единство контрастов: верха и низа человеческою тела у Рабле , сказочного и реального у Гофмана , фантастики и быта у Гоголя. Бахтин, - характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления». Ученый показал амбивалентность гротескного образа народной культуры средневековья и Возрождения, в которой он одновременно высмеивает и утверждает в отличие от отрицающей сатиры нового времени. В гротеске эпохи Возрождения первостепенное значение имел контраст верха и низа человеческого тела, их взаимозамещение. В реалистическом же гротеске контраст социален. В рассказе Достоевского «Бобок» сближаются социальные верх и низ.

Гротеск: от античных фресок до сказок Гофмана

Уфлянда, И. В русскоязычной литературе семидесятых годов четко сформировались все три тенденции внутри гротескного направления: 1 Романтический гротеск - где изображался контраст между личностью, желающей индивидуальной свободы, и фантастическими парадоксами общества поэзия Александра Галича, Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого ; 2 Реалистический или социально-психологический гротеск- где автор отстранённо, через укрупнение порой доходящее до фантастики отдельных, как правило, наиболее существенных норм советского образа жизни, показывал ее недостатки проза Андрея Синявского, Василия Аксенова, Анатолия Гладилина и др. О приметах гротеска в прозаических произведениях авторов, перечисленных выше, я в данной подборке упоминать не буду кто интересуется, можно почитать в интернете , а примеры гротеска из поэзии есть смысл рассмотреть более подробно. Советскую поэзию, построенную на приемах гротеска, легче всего найти в авторской песне. Если Булат Окуджава выбрал роль современного певца романсов, возвращающего лирику к романтическим ценностям частной жизни, то Александр Галич и Владимир Высоцкий приняли на себя роли шутов - Галич создал современный вариант "белого клоуна", Пьеро, исполненного горечи и сарказма, а Высоцкий возродил традицию "рыжего" - Арлекина, карнавального скомороха, обращающегося к толпе и любимого толпой, не ведающего почтения ни к каким земным и небесным авторитетам. В поэзии Александра Галича 1918 - 1977 четко просматриваются черты романтического двоемирия. С одной стороны, это мир псевдо жизни, лжи и пошлости, где по ночам вышагивают на параде гипсовые памятники вождю всех времен и народов: "Им бы, гипсовым, человечины - Они вновь обретут величие! Здесь "старики управляют миром".

Здесь Бог говорит человеку: "Иди и убей! С другой стороны, есть мир художников-мучеников: Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Хармса, Зощенко, Михоэлса и других, кому Галич посвятил свой цикл "Литераторские мостки". Заглавная буква в местоимении отсылает к евангельской традиции, а все стихотворение перекликается с ахматовским "Распятием" из "Реквиема". В образе Христа, поднимающегося на крест, выступает не Он, а сама Ахматова, отводящая от сына смерть ценой отказа от поэтического дара. Вот почему "Ангел стоял у нее за спиной и скорбно качал головой". Интересно, что Галич специально обостряет все контрасты тем, что о "пошлом мире" он пишет в стиле "высокой поэзии". Так, стихотворение об оживших памятниках называется "Ночной дозор" и не только сюжетом, но и ритмически напоминая балладу Михаила Лермонтова "Воздушный корабль".

Стихотворение "Памяти Б.

Манн предлагает «... Николаев рассматривает гротеск «в качестве принципа, организующего не те или иные отдельные моменты повествования, а художественную структуру в целом»3 курсив мой. Вместе с тем нерешенным остается принципиальный вопрос «гротесковеде-ния» - вопрос о взаимодействии базовых компонентов гротеска, тех конститутивных элементов художественного мира, которые сталкиваются в гротесковом образе. Причем проблема, которая стоит перед нами, неаналитического или интерпретационного свойства, но свойства методологического или, если быть более точным, эпистемологического. Проблема гротеска в принципе не решаема в рамках текстоцентристской или логоцентристской литературоведческой парадигмы. Феномен текста, проблемати-зируемый структурализмом и постбахтин-ской филологией, которая вносит в структурализм функциональное начало, но в ограниченных пределах, мало говоря о стоящих «за» текстом и «перед» текстом мен -тальных, когнитивных структурах , - недостаточное основание для разговора о словесном искусстве, о литературе, которая, как говорил еще Л.

Толстой, есть «одно из средств общения людей между собой»4. Если внимательно читать классика, то окажется: для квалифицированного разговора о литературе недостаточно проанализировать «средства» искусства тексты ; требуется вести речь и о «людях» ментальных, концептуальных системах, которые сталкиваются на поле текста , и даже о «между», которое маркирует различия в данных системах. Иными словами, необходимо говорить не о поэтике текста, но о поэтике дискурса - динамической процедуры тексто-построения и тексторецепции, в рамках которой учитываются и ментальные, когнитивные структуры, относящиеся к суверенитету и того, кто «пописывает», и того, кто «почитывает». И здесь явно недостаточным представляется инструментарий классического литературоведения XX в. Барта - равно как и читатель. Для решения проблемы гротеска как это уже было сделано в рамках проблемы метафоры необходимо привлечение смежных дисциплин - психолингвистики, когнитивной лингвистики и т. В качестве основного, инвариантного признака гротеска, вслед за М.

Бахтиным, ученые выделяют амбивалентность. На наш взгляд, это верно. Вместе с тем необходимо применительно к гротеску прояснить понятие амбивалентности, которое у М. Бахтина используется в качестве рабочего термина, но не получает, как нам кажется, должной теоретической разработки, так как складывается на основе общих логоцентристских представлений ученого. Считая текст, высказывание высшей и единственной инстанцией культуры, ученый не учитывает ментальных, когнитивных предпосылок формирования гротескного образа и драматического в своей основе процесса претворения ментального в текстовое креативная фаза литературнохудожественного дискурса , а также - столь же драматических - смыслопорождающих последствий работы гротескового текста рецептивная фаза литературно-художественного дискурса. Отсюда - представление о метаморфизме как основной черте амбивалентности. В феномене амбивалентности М.

Бахтин подчеркивает динамический характер взаимодействия полюсов гротеска: «Гротескный образ характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления. Конечно, это красиво: «беременная смерть, рождающая смерть»6, но не попадаем ли мы здесь опять во власть бахтинских метафор, которые, при всем их блеске и значительной объяснительной силе, все-таки не вполне соответствуют принципам научной точности, да и принципам здравого смысла, исходящего в конечном итоге из факта четкого структурирования семантических полей, четкой дифференциации лексико-семантических парадигм. Понятно, что в художественном образе границы между семантическими полями разрушаются, но все-таки, говоря об этом разрушении как принципе создания художественного образа, уместно исходить, как из основания, из факта наличия этих самых границ - с тем, чтобы корректно отслеживать логику дан -ного разрушения. Амбивалентность не есть противоречивость - последняя предполагает возможность взаимодействия и взаимопере-хода. Амбивалентные объекты и части объекта - это не переходящие друг в друга, не соотносящиеся друг с другом объекты, это объекты разноположенные. По крайней мере, таковыми они являются в рамках креативной фазы литературной фазы дискурса.

Начало ХХ века также охарактеризовалось появлением театра гротеска, который после половины столетия обрел новую жизнь в форме театра абсурда. А в конце прошлого столетия гротескные художественные образы прочно укрепились в современном кинематографе и поп-культуре. Первый подход. Гротеск, как способ создания образов, особая система сочетания элементов в единое целое. Манн в работе «О гротеске в литературе» опирается на этот подход. В его основе лежит структурный критерий, который отграничивает его от других приемов и категорий. Отделяя гротеск от гиперболы, не осмысляя его, как эстетическую категорию, не используя гротеск, как прием в комическом мы оставляем его отдельной единицей изображения действительности, построенной по принципу «от противного… вышедшего из колеи». Исследованием гротеска как художественного приема первым занялся Карл Флёгель XVIII в , положив начало дальнейшему изучению основных характерных черт приема, в основу которого брались один или несколько внешних признаков [7]. Второй подход. Гротеск, как эстетическая категория, подразумевает более развернутое понятие. Работа Ю. Мезера «Арлекин, или Защита гротескно- комического» выводит гротеск из классификации художественного приема, рассматривает его, как категорию комического. В работе Г. Шнееганса XIX «История гротескной сатиры» гротеск делится на две группы. В первой главной чертой приема является карикатурное изображение предметов, во второй — фантастическое изображение действительности и акцент на комическом. Шнееганс попытался синтезировать обе этих позиции, указывая на разноплановость самого приема, амбивалентность художественных образов. Его двойственность может выражаться через описание среды, внутреннего мира, характера персонажа, истории страны, всего человечества. В своей работе ученый подчеркивает высказывание Фишера о гротеске как о бесцельном приеме, где формы меняются и не имеют своего прямого назначения, животные и люди перемешаны [8]. Эмоции, выраженные гротесковыми образами, это третий подход к изучению термина. Описание самого «гротескового» мира происходит через содержание, через реакцию, которую порождает гротеск. Примером этого подхода выступает М. Сравнивая гротеск в его древних и средневековых проявлениях, где гротеск парадоксален и амбивалентен в своей попытке охватить весь мир, Бахтин доказывает качественное его изменение в современном искусстве, где нет места смешению низа и верха, но есть замена страшного на смешное, что делает его светлым и веселым [9]. Четвертым подходом является обращение к психологии создания и восприятия гротескных форм — чем автор руководствуется, создавая произведения с гротесковыми образами. Интерес как к внешнему, так и внутреннему проявлению образов, мотивы художников, влияние образов на восприятие зрителя — сущность этого подхода. Анализ с позиции бессознательного, отсылка к работам К. Юнга, З. Фрейда позволяет обратиться к архетипам, сквозь образы, созданные авторами. Сказки Гофмана, произведения Эдгара По, пьесы Гюнтера Грасса и других представителей театра абсурда рисуют фантастический мир, где созданные образы — это «нечто бесконтрольное, что не поддается логическому осмыслению и пугает возможным источником происхождения этих форм». Проанализировав подходы, можно проследить градацию гротеска во времени [10]. Согласно исследованию А.

Современная литература широчайшим образом использует гротеск и как жанр, и как изобразительный прием. Трудно перечислить всех писателей и поэтов, работающих в этом жанре. Сегодня элементы гротеска используют в серьезной литературе и в политических памфлетах, в романтических повестях и в юмористических произведениях. Чем отличается гротеск от гиперболы? Гротеск и гипербола на первый взгляд имеют много общего. Однако различна сама суть этих литературных приемов. Если гипербола — это преувеличение одной реально существующей черты или детали, то гротеск использует совершенно фантастические сочетания образов, перенося нас в искаженный, не поддающийся никакому логическому объяснению мир. Гротеск — это плод воображения, переплетенное взаимодействие сознательного и бессознательного в психике человека. Эта фантастичность, иррациональность служит для выражения важнейших, основополагающих явлений жизни. Гротескные произведения нередко сложны для понимания и поверхностных читателей или зрителей могут оттолкнуть нарочитой абсурдностью сюжета и неправдоподобием образов.

Этапы развития гротеска

Это гротеск. Но отличается он от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего. Образы гротеска несут в себе трагический смысл. Поэтому так важно познакомить учащихся с этим литературоведческим термином. Литературоведческое понятие «Гротеск» Гротеск от итал.

Гротеск основан на смешении реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного. Отличается от прочих разновидностей комического юмора, иронии, сатиры и т. Гротеск от франц. Как форма комического гротеск отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего, образы гротеска несут в себе трагический смысл [2].

Термин «гротеск» получил распространение в XV — XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни. Эти росписи предназначались для обрамления небольших живописных произведений, по контрасту подчеркивая их красоту, гармоничность, возвышенный характер. Они как бы соединяли этот мир идеальной красоты, безупречной героики с неупорядоченной действительностью, с самыми «низкими» ее формами. Гротеск, как художественный образ, отличается двуплановостью, контрастностью.

Гротеск всегда отклонение от нормы, преувеличение, намеренная карикатура. Гротеск поэтому широко используется в сатирических целях. Гротескны в своей основе такие замечательные произведения разных эпох, как «Петербургские повести», «Мертвые души» Н. Гоголя, «История одного города» М.

Салтыкова-Щедрина, «Баня», «Клоп» В. Маяковского, «Мастер и Маргарита» М. Методы и приемы по работе над литературоведческим понятием «Гротеск». Урок литературы в 10 классе.

Тема: «Гротеск в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»: контраст живого и мертвого».

Квентин Массейс «Безобразная герцогиня» , около 1513 года Местонахождение: Национальная галерея Лондон, Великобритания Образы гротескного искусства Типичными образами гротескного искусства стали интересные животные: дракон и виноградная лоза, грифон, у которого в лапах было зажато яблоко и двуглавый лев, обвитый плющом. Эти персонажи родились в XV столетии из пещер и подземелий. Слово «гротовый» относилось к живописи и архитектуре. А само слово «grotta» в переводе означало «пещеру», пришедшую из эмоционального языка итальянцев. По утверждению Этимологического словаря М. Фасмера, «гротеск» произошёл от французских слов «причудливый и смешной»: «grotesque».

Примеры гротеска в литературе Самые яркие примеры данного приёма представлены у Н. Гоголя в его повести «Нос», в которой нос, отделяясь от своего хозяина, живёт самостоятельно. Главное для окружающего общества, какого чина объявившийся нос. Образ гуляющего по проспекту носа является гротескным персонажем.

Чехов «Степь» 2. Редкая птица долетит до середины Днепра. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Презентация. Основа использования гиперболы Преувеличение количества эту новость уже рассказали миллион раз Затронуто качество они поругались в пух и прах Задействованы эмоции он бросил ее одну, и мира для нее не стало Презентация. Их задача тоже состоит в сравнении п редметов и явлений. Гипербола может быть идеализирующей и уничижающей Презентация.

Гротеск — это всегда смесь комичного образа.

Маяковский , шаровары шириною с Черное море Н. Гоголь , реки, озера, моря, океаны слез Ф. Достоевский , и дольше века длится день Б.

Иными словами, при помощи гиперболы мы преувеличиваем впечатление, произведенное на нас предметом или явлением, но не изображаем действительность в уродливо-комическом виде, искажая сами предметы или явления. Всё необычное, странное, выходящее за рамки обыденного, преувеличенное, искаженное, несочетаемое, парадоксальное привычно описывается этим термином. Однако само понятие возникло в XV веке и имело вполне конкретное значение: так называли сложный орнамент, которым были покрыты своды и стены случайно обнаруженного под землёй дворца римского императора Нерона. В нём растительные мотивы причудливо переплетались с изображениями людей и животных.

Римляне называли помещения дворца гротами или пещерами grotta по-итальянски - грот , а фантастические, искаженные изображения, которыми он был украшен - гротесками. Как художественный приём гротеск начинает широко применяться в эпоху романтизма, однако обращались к нему и раньше. Картины Босха и Брейгеля, произведения Ф. Рабле, Д.

Свифта и Э. Гофмана до сих пор остаются образцами гротеска.

Гротеск в литературе

Рягузова, Краснодар. Гротеск в творческой интерпретации В. Александрова, Нижний Новгород. Поэтика гротеска в романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом». Бойко, Москва. Гротеск в литературе и в действительности: Булат Окуджава. Прохоров, Коломна.

Специфика гротеска в поэме Вен. Ерофеева «Москва — Петушки». Воронцова, Волгоград. Персонажи Джона Барта как «гротески». Скачкова, Самара. Фантастика как форма сатирического изображения общества в романе Вл. Орлова «Шеврикука».

Карелин, Тула. Норма и патология в рассказах Роальда Дала. Гордович, С. Гротеск в современной русской прозе Т. Толстая, Д. Магомедова, Москва. Гротеск в стихотворном диалоге 19—20 вв.

Гуменная, Нижний Новгород. Ауэр, Коломна. Поэтика гротесков Ф. Тырышкина, Новосибирск. Гротескное тело в лирике А. Хотимская, Нижний Новгород.

Каковы же характерные признаки гротеска? В чем заключается своеобразие его структуры? С давних пор гротеск понимался как такой принцип изображения действительности, который предполагает искусственное совмещение предметов, принадлежащих к разным жизненным рядам, нарушение жизненного правдоподобия, сочетание несочетаемого. В «Новом словотолкователе», выпущенном в 1803 году, о гротеске говорилось: «Сим именем называются смешные изображения но собранию в них таких частей, которые не принадлежат им естественно и которые имеют странный вид». Уже в этом, по всей вероятности, первом на русском языке определении гротеска содержится указание на то, что гротескные изображения сочетают в себе части, которые не принадлежат им естественно. В «Опыте науки изящного, начертанном А. Галичем» 1825 также подчеркивалось, что гротеск — «и как особенный вид комической красоты, и как особенный способ творческих действий фантазии, — расстраивая наружный вид естественных произведений и созидая новые, странные, но приятные превращения», посмеивается «как бы педантизму самой природы, коей установленные формы тварей кажутся ему еще слишком однообразными». Аналогичное понимание гротеска мы находим и в работах зарубежных исследователей. Шнееганс во введении к своей «Истории гротесковой сатиры» 6 отмечал, что эстетики и литературоведы, писавшие до него о гротеске, делятся на две группы: одни считали самым главным в гротеске элемент карикатуры Гартман, Эберхард, Краузе , другие существо его видели в фантастике и юморе Фишер, Кестлин и др. Сопоставляя эти точки зрения, Г. Шнееганс приходит к выводу, что гротеском является не всякое преувеличение, а такое, которое носит фантастический характер. Исследователь рассматривает несколько карикатур на Наполеона III: черты лица императора на этих карикатурах преувеличены в различной степени. Однако даже явное, заметное преувеличение их в частности, размеров носа еще не дает гротеска. Гротескной карикатура становится лишь тогда, когда у Наполеона III на месте носа появляется клюв вороны. Значительная часть советских литературоведов придерживается подобного же мнения о структуре гротеска. Борев, например, отмечает, что «гротесковый образ немыслим без определенной условности хотя бы некоторых его черт, без выхода за пределы вероятного… Гротеск — целенаправленное заострение с помощью фантастического изображения» 7. Буяшин в ряде своих работ повторяет: «Гротеск — искусственное, фантастическое построение сочетаний, не встречающееся в природе и обществе» 8. Такое понимание структуры гротеска мне представляется единственно правильным. В самом деле: только в этом случае мы получаем надежный критерий, при помощи которого можно объективно установить, является ли то или иное произведение гротесковым. Если же определять гротеск более «широко», то качественное своеобразие его неизбежно теряется. Никаких объективных критериев для различения гротеска среди других художественных форм не остается. Не будем голословны. Обратимся к тем работам о гротеске, где предложено «широкое» его толкование, и посмотрим, к чему оно приводит. Зунделович в уже упоминавшейся статье «Поэтика гротеска» писал: «Под гротеском, в широком смысле, следует понимать такую направленность действий и положений, при которой утрируется какое-нибудь явление, путем перемещения плоскостей, в которых это явление обычно строится. Получающееся, таким образом, воспроизведение известного явления «остранняет» если воспользоваться термином Опояза — от слова странный его в сторону или комедийной плоскостности или, наоборот, трагической углубленности» 9. Как видим, ни о фантастике, ни об искусственном совмещении сочетания, не встречающихся в природе и обществе, здесь даже не упоминается. В качестве характерного признака гротеска называется утрирование явления «путем перемещения плоскостей». Строго говоря, это определение не отличается особой ясностью. Впрочем, автор не ограничивается данной теоретической формулировкой. Он обращается к конкретным литературным произведениям и говорит о том, какие их качества образуют гротеск. При этом материал привлекаемых повестей, в частности «Сорочинской ярмарки» Гоголя, заставляет исследователя признать, что гротескное смещение планов достигается «сплетением фантастического и реального, с перевесом в сторону первого» 10. Перейдя затем к повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», Я. Зунделович и в ней находит гротеск. Что бросается в глаза и что заставляет выделять данную повесть из других — это, конечно, отсутствие того фантастического плана, на различных взаимоотношениях которого с планом бытовым построены только что названные повести» 11.

Литературоведческое понятие «Гротеск» Гротеск от итал. Гротеск основан на смешении реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного. Отличается от прочих разновидностей комического юмора, иронии, сатиры и т. Гротеск от франц. Как форма комического гротеск отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего, образы гротеска несут в себе трагический смысл [2]. Термин «гротеск» получил распространение в XV — XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни. Эти росписи предназначались для обрамления небольших живописных произведений, по контрасту подчеркивая их красоту, гармоничность, возвышенный характер. Они как бы соединяли этот мир идеальной красоты, безупречной героики с неупорядоченной действительностью, с самыми «низкими» ее формами. Гротеск, как художественный образ, отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск всегда отклонение от нормы, преувеличение, намеренная карикатура. Гротеск поэтому широко используется в сатирических целях. Гротескны в своей основе такие замечательные произведения разных эпох, как «Петербургские повести», «Мертвые души» Н. Гоголя, «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Баня», «Клоп» В. Маяковского, «Мастер и Маргарита» М. Методы и приемы по работе над литературоведческим понятием «Гротеск». Урок литературы в 10 классе. Тема: «Гротеск в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»: контраст живого и мертвого». Цели: познакомить учащихся с понятием гротеска; выявить и сформулировать значение гротеска, контраста живого и мертвого в поэме; сформулировать принципы описания живого «положительных элементов» ; выявить, умеют ли учащиеся находить в тексте примеры гротеска. Контраст живого и мертвого в поэме был отмечен еще Герценом в дневниковых записях 1842 года [3]. С одной стороны, писал Герцен, «мертвые души... С другой стороны: «там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых навозных испарений, там он видит удалую, полную сил национальность».

Булгакова, М. В разговоре слово гротеск обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как маски на карнавале или гаргульи на соборах. Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы. Подобные сочетания, как правило, имеют причудливый либо фантастический характер. Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле искус. То же, что гротескный искус. Стиль г. Название одного из типографских шрифтов тип. Набрать заглавие гротеском.

Границы гротеска

Как и гипербола, гротеск в литературе используется часто, встречается в мифах, сказках и легендах. Гротеск в литературе Материалы конференции к 75-летию профессора Ю. В. Манна Ред. Н. Д. Тамарченко, В. Я. Малкина, Ю. В. Доманский. В литературе гротеск – это художественный прием, основанный на преувеличении, заострении и контрасте образов, ситуаций и характеристик персонажей. Цель гротеска – создание выразительных образов, привлечение внимания к определенным идеям и проблемам. На этой странице представлена подборка книг «Фантасмагория и гротеск в литературе», в нее входит 187 книг.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий