Один из главных мусульманских праздников — Курбан-байрам — отмечают 28 июня в 2023 году. У мусульман тоже есть свои религиозные праздники и знаменательные даты, которые отмечаются в восточных странах с учетом древних традиций и обычаев.
Ураза-байрам в 2024 году: суть праздника, история и традиции
Мусульманский календарь Праздники и важные события в 2024 г. Рамадан и Курбан-байрам Какой сейчас год, месяц и день по мусульманскому календарю (Хиджре). Праздник День Арафат отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. С праздником всех мусульман, и не мусульман перед Всевышним все равны, да будет мир во всем мире и благодать, исчезнет злоба, ненависть, и зависть. Этот праздник отмечается в память о жертвоприношении, которое совершил Ибрахим (Авраам), второй по значимости пророк в мусульманской религии после Пророка Мухаммада ﷺ. Если рассмотреть мусульманский календарь на этот период, то видно, что значимых для мусульман праздников нет.
Мусульманский календарь (Хиджра): памятные даты и праздники на 2024 год
Традиционно мусульмане всего мира празднуют основные исламские праздники, которые считают главными и они полноправно входят в календарь мусульманских праздников. Календарь мусульманских праздников 2024 включает два главных праздника – Ураза-байрам и Курбан-байрам. Каждый год в разное время мусульмане Кавказа вместе с единоверцами всего мира отмечают один из двух своих главных праздников — Уразу-байрам, он же Ид-аль-фитр.
Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны
На столах можно увидеть тушеную баранину, рыбу и овощи, свежий хлеб, оливки и маслины, финики, различные орехи, изюм. А азербайджанских семьях готовят традиционный плов. Но особое предпочтение во время трехдневного празднования отдают сладостям. Чак-чак, баурсак, урама, ягодные и творожные пироги - вот, почему Ураза-байрам в народе называют праздником сладостей! Чтобы успеть сделать такое большое количество различных яств, хозяйки начинают готовить заранее; обычно за три дня. Угощениями в первую очередь одаривают детей, а для почетных гостей готовят олэш или тукмач. Во главу стола ставят беляш бэлиш. К трапезе приступают после коллективной молитвы - Ид-намаза.
Этот праздник мусульман носит традиционный характер и вызывает много вопросов в мусульманской среде относительно своего правового положения и дозволенности его с точки зрения шариата. По мнению салафитов, праздник мавлид является нововведением. Практика празднования мавлида имеет место в некоторых мусульманских странах и достигла популярности в последние несколько столетий. По мнению шейха Мухаммада Ибн Салиха Ибн аль-Усеймина, эта традиция вымышленная и содержит немало моментов, которые не только порицаются, но и запрещаются религией ислама. Также празднование мавлида сопровождается совместным пребыванием мужчин и женщин и игрой на музыкальных инструментах. День Ашура Еще один знаковый праздник мусульман — это день Ашура, который отмечают на десятый день в месяц Мухаррам. Некоторые сборники хадисов гласят, что именно в день Ашура произошло сотворение Неба, Земли, а также ангелов и Адама , первого человека на земле. Также известно, что в день Ашура произойдет Конец света. Однако эти хадисы являются вымышленными. Мусульмане-сунниты в этот день держат пост ураза , а шииты считают держание поста в этот день обязательным, а не желательным как сунниты. Эта ночь в памятные исламские религиозные календари не внесена, и в арабских странах такой праздник не отмечают. Данный праздник празднуют только в некоторых мусульманских странах — это происходит накануне наступления первой пятницы в месяц Раджаб. У некоторых мусульман принято в эту ночь читать особые молитвы салат ар-рагаиб, собираться наутро в мечетях, совершать коллективную молитву и слушать проповеди. Но есть ряд исламских ученых-богословов, которые говорили о том, что празднование ночи Рагаиб запретно и не имеет никакого обоснования в исламе. Наурыз или новруз — «персидский Новый год» В России широко отмечается праздник мусульман, который называется Науруз или Новруз, также празднование этого дня широко распространено среди мусульман Средней Азии, а также кавказских мусульман. Наурыз не имеет ничего общего с религией ислама, но зато близкий по своей сути к язычеству, и это должны помнить все правоверные: данный праздник является по своей сути персидским Новым годом, а корни его уходят в социальные традиции и обряды зороастрийской религии. Основа этого праздника — это события, которые произошли 20-22 марта, когда был Заратустра избран богом. Это праздник огнепоклонников, и многие мусульманские народы, избрав для себя этот праздник, в эти дни жгут ритуальные костры, устраивают пиршества, прыгают через эти костры. В праздновании этого дня есть и истинно «шайтанские» радости — у некоторых народов принято гадать, заниматься колдовством. У некоторых мусульманских народов в дни Новруза принято молиться огню, чтобы он защитил человека от бед. Данный праздник абсолютно противоречит всем социальным и религиозным нормам ислама, шариата, и образованные мусульмане, следующие предписаниям ислама, понимают, насколько нелогично выглядят мусульмане, празднующие Наурыз и наступление весны.
Важно помнить, что в исламе ряд праздников сложно вычислить даже по лунному календарю.
Название в переводе значит «первый весенний». Мусульмане особенно почитают этот временной отрезок. Сейчас нужно заниматься благотворительностью. Верующие демонстрируют уважительное отношение к пророку Мухаммеду через добропорядочное поведение и время, проведенное в молитвах. Сентябрь принято считать временем нравственной чистоты и проявления заботы о ближнем. В этот день нельзя отказывать в помощи нуждающимся. Сегодня мусульмане читают Коран и угощают друг друга вкусными блюдами. Верующие посещают мечеть, чтобы послушать торжественную проповедь и рассказы о жизни святого пророка.
Мусульманский календарь: в чём его особенности
- Суть и история праздника
- Экспресс-новости
- Как не запутаться в байрамах?
- Навруз Байрам 21 марта 2024: суть праздника, что принято и что запрещено | 360°
- Мусульманские праздники в 2023 году - Портал татар Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Мусульманские праздники
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Узнайте, какие праздники отмечают мусульмане в 2024 году по лунному исламскому календарю. Август небогат на мусульманские праздники, а вот осенью верующие будут отмечать несколько важных дней, сообщает Главный праздник мусульман — день Арафы. Он считается днём последней проповеди пророка Мухаммеда, которую он произнёс на вершине горы Арафат для своих сопровождающих. Две главные мусульманские ветви (сунниты и шииты) имеют разные традиции празднования: сунниты стараются держать добровольный пост и вспоминают в этот день спасение пророка Мусы. На днях мусульмане во всем мире встретят Курбан-байрам или Ид аль-Адха – праздник жертвоприношения – один из самых важных в мусульманстве. Один из главных мусульманских праздников, день разговоров после поста.
Мусульманский календарь - 2023
Ранним утром Курбана Байрама мусульмане собираются в мечетях на молитву. До этого момента они обязательно совершают омовение, надевают лучшие наряды и умащают себя благовониями. Все это происходит натощак. Как только закончится намаз, идут домой, устраивают трапезы, славят Аллаха. Позже в мечетях и на специальных площадках начинается проповедь, после которой идут на кладбище. Наведя порядок на могилках и почтив усопших, мусульмане совершают жертвоприношение, кормят бедняков.
Паломники ночуют в Мине, утром приступают к намазу. В последний день читают коллективные молитвы, такбир Ташрик. В первый день Ат-Ташрика принято бросать камни в три столба — по 7 штук в маленький, средний и большой. При этом приговаривают: «Аллах Акбар». Во второй и третий день продолжают бросать камни.
Таким образом, мусульмане борются с дьяволом.
Одним из способов защиты против колдовства Мухаммед считал финики: «Кто ежедневно ест по семи фиников из рода аджва, тому не причинит вреда ни яд, ни волшебство» Асбабуль Нузуль, 113 и 114 гл. Суеверный «пророк» очень верил в значение снов.
По преданию, Мухаммед значение каждого хорошего сна приписывал Богу, а плохого — дьяволу. При плохом сне он советовал по пробуждении плюнуть направо и обратиться к Богу с молитвой об избавлении от злотворности сна. Он верил, что петух кричит, потому что увидел ангела, а осел — потому что увидел дьявола.
По этому поводу сохранился хадис: «Если вы услышали рев осла, произносите «Аузубиллах мин аш — шайтан» прибегаю к Господу от сатаны , потому что он увидел шайтана, и если услышите пение петуха, просите Бога о Его благодеянии, потому что он увидел ангела» Мин ахадис ан — наби, 15. Рассказывается следующий случай из его жизни. Когда он в Медине прибыл к Кольсуму, последний позвал двух своих рабов, вскричав: «О Бешшар!
О Салим! Истинный пророк Божий свободен от всех этих и многих других суеверных предрассудков; наличие же их у Мухаммеда сводит на нет его пророческое достоинство. Простое общение с таким суеверным человеком может быть крайне опасно.
У мусульман же хватает смелости руководствоваться в жизни его приказами и возводить их в ранг «божественных откровений». Закалывается жертва обязательно с призыванием имени Аллаха: «Поминайте имя Аллаха, когда они, здоровые, стоят рядами, подготовленные к закланию... Если животное было заколото без призывания имени Аллаха, то это не только считается напрасной, то есть неприемлемой жертвой не во имя Аллаха , но такое мясо даже запрещается употреблять: «Запрещено вам, о верующие, употреблять в пищу только мертвечину, кровь, свиное мясо и то, что заколото с именем других, а не Аллаха» К.
Формулу при заклании жертвы «Бисмиллах Аллах акбар» Во имя Аллаха. Аллах велик! После того или во время , как мулла мечети или муэдзин прочитает над жертвой специальную молитву, в которой вспоминает жертвоприношение Авраама, либо хозяин жертвенного животного, либо специально нанятый человек перерезает жертве горло.
При этом обязательно соблюдается кибла, то есть жертва валится на землю так, чтобы ее голова была обращена в сторону Мекки каабы. Считается, что каждая пролитая капля крови жертвы рождает в раю новую гурию. В рот животному кладут леденец набод , который потом вынимают, так как после церемонии он становится благословенным.
Кровь и печень животного собирают и завертывают в черную тряпку, чтобы скрыть от света, так как они имеют большое скорее всего, суеверное значение. Из глаз жертвы делается амулет. Считается, что овца или коза могут быть принесены только от одного человека, а корова бык или верблюд от семи.
Обычаи ислама допускают принесение жертв не только за живых, но и за умерших. Мясо жертвенных животных варят и устраивают общую трапезу, за которой может присутствовать любой мусульманин. Во главе стола восседает мулла, либо кто — то из почетных гостей.
В дни курбан — байрама дарят подарки, делают покупки, посещают родственников и особое внимание принято уделять пожилым людям. Отличными подарками к Ид будут плюшевые игрушки и мягкие куклы. Почаще обнимайте детей во время праздников, поощряйте их к играм на мягком ковре» 199.
Как уже было сказано в главе «Хадж» , для мусульман эта ветхозаветная церемония символически обозначает покорность воле Аллаха до стремления жертвовать своей жизнью. Но эта символика не самобытна в исламе. Уже несколько тысяч лет точно такой же смысл имеет библейский эпизод с жертвоприношением Авраама и в христианстве.
Авраам был совершенным исполнителем воли Божией, а Исаак был совершенным исполнителем воли своего отца, вплоть до своей смерти. Также и Христос, «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившисъ, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» Евр. Плюс к этому, как Исаак, будучи уже обречен на заклание, получил чудесное избавление от смерти, также и Христос Своей властью восстал от смерти.
В результате Исаак явился прообразом не только смерти Христовой, но и Его воскресения. Однако, усвоив себе смысл этого события применительно к той ветхозаветной исторической ситуации, принятие глубинного преобразовательного значения жертвы Авраама исламу было не под силу, по причине его несовместимости с учением ислама и той роли, которую Мухаммед выделил Иисусу Христу. Стремление жертвовать своей жизнью ради высших целей государство, семья, друзья, свобода свойственно любому человеку и относится к общечеловеческим добродетелям, или по святителю Игнатию к «добру падшего естества».
Единственная польза и значение, которое может иметь этот обряд, потерявший свой преобразовательный смысл после событий на Голгофе, это благотворительная акция для неимущих представителей ислама. Именно на этом, по преимуществу, и акцентируется внимание «правоверных» во дни праздничной церемонии. Но для спасения недостаточно быть просто хорошим человеком и щедрым благотворителем.
Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства» свт. Игнатий Брянчанинов 200. Вторым общемусульманским праздником является — ид аль — фитра праздник разговения.
В отличие от ид аль — адха, который называется большим праздником, ид аль — фитра, или ураза — байрам, именуется малым праздником. Его отмечают в первые три дня месяца шавваль после окончания поста рамадан. Мусульмане одеваются в нарядную одежду, дарят друг другу подарки, готовят вкусную и обильную трапезу, на которую стараются пригласить ближайших соседей и всем своим видом демонстрируют радость и ликование.
В эти дни принято ходить в гости друг к другу, родственники при этом стараются собраться вместе, веря в то, что и души умерших родных приходят к ним в эти праздничные дни. При этом считается, что радость, которую испытывают «правоверные» в эти дни, должна быть не той радостью, какая бывает после окончания физических и духовных испытаний, а благодарностью Аллаху: «И пусть ликование не отвлекает тебя от благодарности Аллаху. Аллах не любит ликующих, обольщенных и непризнателъных!
То есть понятие праздника можно определить следующим образом: это момент радости, связанной с благодарностью Всевышнему за то поклонение, которое уже совершено. В дни этого праздника мусульмане должны отчитаться за прохождение поста рамадан, начать отбывать наказание за нарушенные дни, а также выплатить обязательную милостыню за каждого члена семьи, так называемое «очищение праздника перерыва». Также считается обязательным посещение мечети в эти дни для общественной молитвы.
Иногда же молитвы проходят на специальных площадках — намазгах. Мулла читает проповедь хутбу , в которой объявляет о действительности прохождения поста и дает другие наставления. После этого люди посещают кладбища и поминают усопших родственников.
Мужчины же, собравшись группами, навещают дома недавно умерших и выражают их родным свои соболезнования. А семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких. Традиционное приветствие звучит так: «Таккабаль Алла мина ва минкум» Да одобрит Господь старания наши во имя Его.
В дни разговения устраиваются ярмарки и гулянья, на которых народные певцы, кукольники, танцоры, жонглеры и др. На базарах ведется оживленная торговля, устраивают игры для детей, разжигают костры и прыгают через них. Несмотря на то, что праздник ид аль — фитра именуется «малым», реально отмечается он массово, радостно и оживленно, с болышим энтузиазмом.
Существует несколько хадисов, в которых рассказывается о том, как относился основатель ислама к праздничным торжествам. Посланник Аллаха спросил меня: «Хочешь посмотреть? Передают также со слов Айши да будет доволен ею Аллах , что однажды во время праздника у нее находились две девушки, певшие песню и игравшие на бубне, а также пророк СААС , прикрывшийся своей одеждой.
Поскольку сунна, то есть личный пример Мухаммеда для любого мусульманина является образцом и критерием истины, то и отношение к праздникам в исламе должно быть таким, какое оно было у «пророка». Допускается привлечение к этим торжествам и немусульман, то есть распространение и на них гастрономической составляющей праздника. Однако, как и закят милостыня , который, кроме реальных мусульман, можно давать только потенциальным мусульманам, этот благотворительный жест имеет скрытый от невооруженного глаза подтекст и представляет собой своеобразную форму миссионерства джихад , по принципу — путь к сердцу «неверного» лежит через желудок.
Угощайте их, зовите в гости, расскажите о том, что мы празднуем! Подлежит сомнению также классификация этого события как «праздника», поскольку праздновать, собственно, нечего. Если в христианской практике торжество после поста это и есть тот праздник, к которому готовится христианин в течение и с помощью поста Пасха, Рождество Христово, Успение, первоверховных апостолов Петра и Павла , то в исламе после поста рамадан не установлено никакого специального праздника, к которому мусульмане готовили бы себя в течение и с помощью поста.
То есть пост установлен ради самого разговения. Также если в христианской традиции, то есть применительно к христианскому посту, корректно употреблять термин «разговение», то в контексте мусульманского «поста» это представляется совершенно неуместным. Непонятно, о каком «разговении» идет речь, когда каждую ночь рамадана у мусульман совершается обильное «разговение» — в начале ночи, вечером «постного» дня, и «заговение» — в конце ночи, перед наступлением «постного» дня.
Единственным по — настоящему значимым для мусульман аспектом этого повода, называемого в исламе «праздником разговения», является его гастрономическая сторона. Более того, не имея никакого религиозного содержания и духовного стимула, который привлекал бы к себе внимание и располагал к воспоминаниям и желанию этого праздника, мусульмане компенсируют эту духовную пустоту вкусными ароматизированными блюдами. Это делается для того, чтобы создать прочную ассоциативную связь между запахом блюда и празднуемым событием.
То, что само по себе обладает изумительным ароматом во время Ид — это завтрак Ид. Тем не менее, устраивая запоминающееся событие, необходимо создавать ощущение аромата, стойко ассоциирующегося с данным событием. Поэтому во время празднеств Ид следует постараться подготовить аппетитные, приятно благоухающие блюда, используя такие ароматические пряности, как корица, гвоздика, кардамон или тмин...
Бергамот и щепотка лимона, мандарина идеально подходят для создания праздничного настроения... То есть праздничное настроение возникает не в результате запоминающегося религиозного события, повлиявшего и изменившего судьбу всего человечества и твою собственную судьбу, а при помощи запахов бергамота и мандарина. Именно поэтому такое большое внимание на праздничных трапезах уделяется сервировке стола, так как это единственный реальный стимул способный вызвать у «правоверного» в течение года ностальгические воспоминания об этом событии.
Таким образом, в традиции празднования мусульманами этих двух самых значимых для ислама праздников, в очередной раз становится очевидным не только стремление Мухаммеда воздвигнуть свои обряды на уже существующем фундаменте Православного Предания, но и исказить это Предание, трансформировав его в адаптированное «мусульманское». Попытка слепого копирования чужих религиозных практик, естественно, выливается в отсутствие духовного наполнения событий особенно ид аль — фитра , из которых мусульмане сделали праздники. Ущербность и крайняя бедность исламской эортологии — науки о праздниках по существу она в исламе вообще отсутствует , открывается даже в ее количественной составляющей.
Мусульмане, празднующие всего два общепринятых праздника в году, не хотят понять, что та строгость в вопросе контингентирования их праздничных традиций, это не повод для похвальбы, но показатель духовной бедности и безрадостности религии ислам. Христианская же практика ежедневного 365 дней в году празднования памяти того или иного святого или религиозного события, которая мусульманским не понимающим сути дела сознанием трактуется как «баловство», это не только следование двухтысячелетним традициям Церкви, но и отголосок, земной прообраз вечной радости и торжества, которые наступят в день оный для всех возлюбивших явление Сына Божия 2Тим. Эти два праздника идайн — два праздника жертвоприношения и разговения считаются каноническими и общеупотребительными в исламе.
Причем характерной их особенностью является то, что они представляют собой неотъемлемую часть паломничества хадж и поста саум и независимо от них не существуют. Поэтому представление об исламских праздниках, как отдельно существующих и независимых образованиях, с мусульманской точки зрения, является ошибочным. Ввиду этого такие праздники, как мирадж, мавлюд, той и др.
Праздник мирадж вознесение тюрк, раджаб — байрам установлен в память «вознесения» Мухаммеда на небо. Исламское предание гласит, что однажды Мухаммед верхом на некоем бесоподобном существе аль — бурак , обладающим человеческой речью, с хвостом как у кометы, орлиными крыльями и звездами вместо глаз, был чудесным образом перенесен аль — исра из Мекки в Иерусалим, а оттуда вознесен мирадж на небо.
На них всегда подают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз готовят кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов. Наиболее известное праздничное угощение во время Навруза — сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы, напоминающий по консистенции пудинг. Считается, что огонь защищает от злых духов, а зеркало символически завершает «старое» и начинает «новое». Сумаляк обычно ставят в самом центре праздничного стола среди других блюд. К слову, это ритуальное яство готовят долго, поэтому хозяйки начинают им заниматься еще накануне торжества.
Блюдом обязательно угощают всех гостей. Ограничений в этот праздник нет. Наоборот, по традициям, люди все вместе праздновали Навруз, вкусно ели и весело проводили время с семьей и близкими. Азат Ахунов исламовед По данным Духовного управления мусульман Москвы, упоминания о празднике нет ни в Коране, ни в Сунне пророка Мухаммада — это больше национальный праздник народов Средней Азии. Тем не менее там напомнили, что мусульманам к таким датам стоит относиться спокойно и взвешенно. У некоторых народов есть определенные традиции, но это не значит, что они нарушают нормы религии или выходят за рамки дозволенного. Некоторые склонны обвинять тех, кто отмечает подобные праздники, в неверии. Мусульманам совершенно не подобает такое поведение, ибо только Всевышнему известно об истинных намерениях людей», — обратили внимание авторы публикации.
Курдские сирийцы празднуют персидский Новый год, известный как Навруз. Крашеные яйца в первую очередь связывают с православной Пасхой, однако народы Средней Азии и Ближнего Востока тоже красят яйца в честь праздника Нового года и наступления весны. Это блюдо давно стало неотъемлемым угощением на праздничном столе по случая Навруза.
RU Сегодня мусульмане всего мира отмечают один из двух важнейших религиозных праздников — Курбан-байрам, или праздник жертвоприношения. В Кузбассе мусульман не так-то много — около 100 тысяч человек. Рассказываем, как отличить Курбан-байрам от Рамадан-байрама, и отвечаем на самые частые вопросы о мусульманских праздниках. Как не запутаться в байрамах? Байрам в переводе с арабского означает праздник вообще. У мусульман всего два главных религиозных праздника — это Рамадан-байрам его также называют Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Сначала верующие радуются Ураза-байраму, отмечая окончание длинного поста в священный месяц Рамадан отсюда-то и двойное название , а через 70 дней приходит очередь второго знаменательного события — Курбан-байрама. Это праздник жертвоприношения. RU Почему мусульмане приносят в жертву барана? Так повелось исторически — давным-давно Аллах велел пророку Ибрахиму принести в жертву своего сына.