Согласно ей он состоит из четырех главных компонентов:Также есть смешанная модель эмоционального интеллекта, созданная Дэниэлом Гоулманом. Чтобы развить эмоциональный интеллект (ЭИ), нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Применяемая на практике версия методики («Эмоциональный интеллект-2») состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
На примере этих руководителей видно, что развитый эмоциональный интеллект в два раза важнее, чем технические навыки или IQ. По мнению известного психолога Дэниела Гоулмана, эмоциональный интеллект играет в достижении успеха огромную роль. Модель эмоциональной компетентности тренинговой компа-нии EQuator состоит из четырех навыков. Эти пробелы вовсе не говорят об уровне эмоционального интеллекта Эстер, они просто свидетельствуют о том, что ее навыки развиты неравномерно. Согласно ей он состоит из четырех главных компонентов:Также есть смешанная модель эмоционального интеллекта, созданная Дэниэлом Гоулманом. 29 ноя 2020. Пожаловаться. Эмоциональный интеллект состоит из двух главных составляющих, о них сегодня и поговорим Начнём с того, что есть большое количество людей, которые не способны рефлексировать — то есть осознавать собственные эмоции.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению. Большинство людей хотят перестать проявлять гнев, быть спокойнее и сдержаннее, однако у эмоций есть важные функции, понимание которых помогает их принять. Эмоции помогают нам выживать: без страха невозможно уберечься от опасности, без гнева — ответить обидчику и защитить себя. Эмоции отвечают за социализацию: несмотря на критику теории Пола Экмана, предполагающей универсальность мимики, большинство людей легко отличают гнев от радости вне зависимости от национальности и пола человека перед ними. И, наконец, эмоции сигнализируют нам о неудовлетворенных потребностях, стоящих за каждой из них. Вот почему так важно слушать себя и вместо сдерживания эмоций учиться распознавать свои потребности. В отличие от эмоций гамма чувств гораздо богаче: сегодня существуют списки от 150 до 300 чувств, присущих человеку.
Если эмоции условно можно сравнить с нотами, то чувства похожи на сложные музыкальные композиции. За их возникновение и поддержание несет ответственность иной отдел головного мозга — неокортекс, хорошо развитый только у человека и отвечающий за высшие когнитивные функции. В отличие от животных человек способен испытывать чувства благодаря своему мышлению, воображению и фантазиям. Мы чувствуем, потому что мыслим. Несмотря на богатство переживаний, доступных человеку, разобраться и выразить свои чувства и эмоции доступно не каждому. Состояние, при котором человек затрудняется передать внутренние ощущения, называется алекситимией.
Важно понимать, что алекситимия — не диагноз, и может сопровождать различные расстройства и быть причиной психосоматических заболеваний. Сегодня алекситимия поддается психотерапевтическому лечению. На пути к развитию эмоционального интеллекта человек учится распознавать свои эмоции, чувства и состояния.
После нескольких лет более детального изучения данной проблемы Сэловей П. Второй вариант модели основывается на представлениях, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, при этом эмоции информируют человека о характере этих связей. Связи могут быть как актуальными, так и вспоминаемыми или воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению переживаемых эмоций. В контексте такого обоснования, эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Мейер и П. Сэловей выделили четыре компонента — "четыре ветви модели эмоционального интеллекта", каждая из которых, в свою очередь, описывает "четыре области способностей или навыков", а все вместе — "многие области эмоционального интеллекта" [59] рис. Эти компоненты выстраиваются в иерархию на диаграмме — снизу вверх и слева направо , уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей. Согласно усовершенствованной модели 1997г. Четыре ветви диаграммы располагаются от основных снизу до более интегрированных в психологическом отношении процессов. Ветвь самого нижнего уровня отображает относительно простые способности восприятия и выражения эмоции, а ветвь самого высокого уровня — осознанного регулирования эмоций. У каждой ветви есть четыре блока с типичными примерами способностей. Способности, которые появляются в ходе развития личности относительно рано, находятся в левой части ветвей, а способности, развивающиеся позже — с правой. Структура эмоционального интеллекта по Мейеру Дж. Поскольку ранние навыки связаны с развитием слева обычно плохо объединяются друг с другом, они наиболее ясно иллюстрируют различия среди ветвей. Способности, развивающиеся в более позднее время справа появляются у более интегрированной личности взрослого человека и, следовательно, менее отличны. Каждая способность относится к эмоциям по отношению с себе и другим, кроме отмеченного иначе. Предполагается, что люди с более высоким эмоциональным интеллектом, будут проходить указанные этапы быстрее и будут проявлять большее количество указанных способностей. Восприятие, оценка и выражение эмоций. Самая нижняя ветвь диаграммы на рис. Это первоначальный, основной компонент, имеющий отношение к невербальному восприятию и выражению эмоции. Выражения лиц, отображающих счастье, печаль, гнев и страх универсальны для распознавания этих эмоций у всех людей.
Но нужно уметь применять их во благо. Есть устаревшая теория, что решения люди принимают только в зависимости от своего IQ и логического мышления. Сейчас ясно, что это совершенно не так, иначе не было бы нелогичных необдуманных поступков, основанных на одних лишь эмоциях. Развитие эмоционального интеллекта стало модной тенденцией в конце 20 столетия. К сожалению, на первых этапах область оказалась перенасыщена популяризированными теориями на тему управления эмоциональным интеллектом, имеющие мало общего с научным подходом. Исследовательница из Беларуси И. Андреева выразила мнение, что ЭИ стал полумифическим понятием, неопределенным феноменом из области популярной психологии. Тогда бойко продавались разрекламированные пособия и бизнес-практики на эту тему, которые были сильно упрощены, вплоть до искажения. Упомянутые выше Майер и Сэловей создали целую программу исследований и диагностики эмоционального интеллекта. В процессе одного из таких исследований они выявили, что при просмотре печального фильма быстрее восстанавливались люди, умеющие быстро идентифицировать свои эмоции и давать им названия. Одновременно люди, интеллект которых позволял правильно оценивать эмоции и чувства других людей, легче налаживали социальные связи. В 90-х годах прошлого века обозреватель New York Times Д. Гоулман познакомился с работами Сэловея и Майера, что привело к написанию книги о структуре эмоционального интеллекта, которая так и называлась: «Emotional Intelligence». А в 2000 году Г. Чернис на регулярном сборе Сообщества по организационной психологии, проходящем на территории Нового Орлеана, сказал, что именно благодаря книге Гоулмана сочетание слов «эмоциональный интеллект» стало одним из самых распространенных в американской корпоративной лексике. Правда, не все толковали это понятие правильным образом. Также активно обсуждалось понятие эмоционального интеллекта подростков. Сэловей замечает, что термин ЭИ у него используется в значительно более узком толковании, чем в научно-популярной книге Гоулмана. В научных работах выделяется несколько общих видений ЭИ. Их описывали с помощью классификации по способам измерения, используемых в конкретных подходах. В основном методики эмоционального интеллекта делятся на две категории: смешанные модели, а также модели способностей. Модели способностей описывают эмоциональный интеллект как комплект мотивационных, личностных и когнитивных черт и тесно объединяет их с совладательными процессами и адаптацией к реальной жизни. Такие модели имеют в виду измерение ЭИ при помощи самоотчетных опросников, схожих с традиционными личностными аналогами. Что касается моделей способностей, то они определяют составляющие эмоционального интеллекта как некий комплект способностей, доступных для измерения с помощью тестов, где часть ответов правильная, а часть — неверная. Концепция смешанных моделей ЭИ Эта концепция принадлежит психологу Р. Бар-Она, который первым сформировал понятие EQ эмоциональный коэффициент в 1985 году. Это своеобразная альтернатива привычному понятию IQ, позволяющая оценивать сразу много некогнитивных навыков и способностей. Разработанный ученым опросник подвергает исследованию следующие 5 компонентов эмоционального интеллекта: Внутриличностный. Дает знания об имеющихся эмоциях, возможность выражать и понимать их. Вводит шкалы: самоактуализация, самосознание, настойчивость, независимость, самоуважение. Умение понимать и принимать ощущения, испытываемые другими людьми шкалы «межличностные отношения», социальная ответственность» и «эмпатия». Подразумевает умение подстраиваться под изменения ситуаций и условий, приспосабливать к ним свое восприятие, контролировать эти изменения шкалы «решение проблем», «гибкость» и «реализм». Регулирование стресса шкалы «управление импульсивностью» и «стрессоустойчивость». Настроение шкалы «счастье» и «оптимизм».
По словам Гоулмана, существует пять основных компонентов эмоционального интеллекта: 1. Саморегуляция — эффективное управление своими эмоциями, умение контролировать импульсивное или деструктивное поведение, способность направлять эмоции на продуктивные и позитивные действия; 3. Мотивация — стремление к достижению поставленных целей, несмотря на неудачи и препятствия, способность использовать эмоции для поддержки решимости и стремления к личностному росту и успеху; 4. Эмпатия — способность воспринимать и разделять чувства других, умение сочувствовать и сопереживать, возможность поставить себя на место другого человека, увидеть ситуацию с его точки зрения, без осуждения; 5. Социальные навыки — способность выстраивать и поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, эффективное общение, поиск компромиссов, улаживание конфликтов, умение хорошо работать в команде. Преимущества высокого эмоционального интеллекта Высоким уровнем эмоционального интеллекта обладает относительно небольшое количество людей, независимо от их социального статуса, образования, положения в обществе и достатка. Это большой труд над собой, который длится всю жизнь. Купить рекламу Отключить К характерным преимуществам высокого эмоционального интеллекта можно отнести: 1. Здоровое общение. Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше понимают и передают свои эмоции, а также читают и реагируют на эмоции других. Это делает их лучшими коммуникаторами и позволяет построить и поддерживать здоровое общение. Гармоничные отношения. Высокий эмоциональный интеллект проявляется в понимании чувств, эмоций, взглядов и мыслей оппонентов в диалоге. В результате это приводит к динамичному взаимодействию, налаживанию связей, поиску компромиссов, нахождению обоюдных решений, установлению гармоничных отношений.
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
Эмоциональный интеллект: что это, как узнать свой EQ | Сила Лиса | Про «эмоциональный интеллект» слышали все, но что конкретно скрывается за этим понятием? |
Почему важно развивать эмоциональный интеллект? | • В последнее время термин emotional intelligence — эмоциональный интеллект — пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия. |
Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта | Определение эмоционального интеллектаЭмоциональный интеллект — это способность осознавать, понимать, управлять и эффективно использовать собственные. |
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен? | А в соединении с вектором интеллекта IQ эмоциональный интеллект формирует важнейшую стратегию, назовем ее «стратегией творцов». |
Эмоциональный интеллект (EQ) | В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[10] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[11]. |
Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком | Эмоциональный интеллект — это умение работать со своими и чужими эмоциями. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить / Skillbox Media | На практике эмоциональный интеллект – это комплекс навыков, состоящий из умения распознавать эмоции свои и окружающих, проживать их, понимать причинно-следственные связи их возникновения. |
Эмоциональный интеллект (EQ) | Этот подход предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов. |
Полное руководство по эмоциональному интеллекту | Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. |
Эмоциональный интеллект – зрелость и безграмотность | Именно эмоциональный интеллект во многом определяет качество нашей жизни, ведь благодаря ему мы способны не только выстраивать по-настоящему близкие и доверительные отношения, но и делать лучший для нас выбор, а также добиваться целей легко. |
Из чего состоит эмоциональный интеллект
- Эмоциональный интеллект — Википедия с видео // WIKI 2
- Отзывы о НАДПО
- Пять составляющих эмоционального интеллекта.
- Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать
- Развиваем эмоциональный интеллект: 7 шагов
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих
Эти пробелы вовсе не говорят об уровне эмоционального интеллекта Эстер, они просто свидетельствуют о том, что ее навыки развиты неравномерно. В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер.
Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать. Как развить эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект сам по себе является навыком, который можно и нужно развивать. Вам потребуется дисциплина и терпение, потому что серьезные успехи придут не сразу. Вы должны смотреть на жизнь с оптимизмом, потому что временами будете терпеть поражения, откатываться назад и испытывать негативные эмоции, от которых хотите избавиться. Вам также нужно научиться мотивировать себя, потому что без этого умения вы не сможете заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта каждый день. Наш курс даст вам все необходимое для этого.
Чтобы вовремя распознавать негативные, деструктивные эмоции, вам нужно быть осознанным. Первым шагом в борьбе против любого врага разрушительных эмоций является его распознавание, поэтому так важно находиться в состоянии осознанности и подмечать, когда ваши эмоции выходят из-под контроля. В нашем курсе вы найдете несколько хороших и полезных упражнений для развития эмоционального интеллекта. Помните, что только с практикой приходят серьезные результаты, поэтому внедряйте знания в жизнь и изучайте себя. Вам нужно будет понимать, как устроена ваша психология. Каждый человек имеет свои уникальные черты, которые влияют на то, как он думает, что чувствует и как принимает решения. Однако даже если вы думаете, что изучили свою психологию полностью и знаете себя, продолжайте наблюдать за собой, ведь все меняется.
Вы сегодня и вы завтра — это разные люди, поэтому подмечайте перемены в себе и делайте соответствующие выводы. Настройтесь на долгий путь и сделайте его максимально привлекательным. Помните, что никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь. Первые хорошие результаты придут к вам после окончания курса, если вы будете придерживаться всех советов и рекомендаций, которые найдете в наших уроках. Читайте биографии выдающихся людей и оценивайте их жизни с позиции эмоционального интеллекта. Смогли бы Стив Джобс или Ричард Брэнсон достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос.
Хотите проверить свои знания? Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. Уроки по развитию эмоционального интеллекта Изучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике. Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей. Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения.
Задачей же курса является научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать. Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков: Урок 1. Понятие и важность Для того, чтобы с энтузиазмом начать повышать свой эмоциональный интеллект, читатель должен осознать всю важность этого навыка. На протяжении всего существования человечества людям были нужны определенные умения и способности для выживания. Они менялись от столетия к столетию. В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество. В первом уроке вы поймете, почему в 21 веке эмоционально развитые люди добиваются большего успеха, чем те, кто ориентируется на технические навыки.
Настолько, насколько оно сможет изучить эту сферу и воспользоваться полученными открытиями. Эмоциональный интеллект — что это? ЭИ Эмоциональный интеллект — совершенно новый человеческий ресурс, позволяющий управлять, использовать, распознавать как собственные, так и чужие эмоции. Это дает возможность более эффективного принятия решений как в личном общении с людьми, так и в бизнесе. Эмоции есть у каждого. Но нужно уметь применять их во благо. Есть устаревшая теория, что решения люди принимают только в зависимости от своего IQ и логического мышления. Сейчас ясно, что это совершенно не так, иначе не было бы нелогичных необдуманных поступков, основанных на одних лишь эмоциях.
Развитие эмоционального интеллекта стало модной тенденцией в конце 20 столетия. К сожалению, на первых этапах область оказалась перенасыщена популяризированными теориями на тему управления эмоциональным интеллектом, имеющие мало общего с научным подходом. Исследовательница из Беларуси И. Андреева выразила мнение, что ЭИ стал полумифическим понятием, неопределенным феноменом из области популярной психологии. Тогда бойко продавались разрекламированные пособия и бизнес-практики на эту тему, которые были сильно упрощены, вплоть до искажения. Упомянутые выше Майер и Сэловей создали целую программу исследований и диагностики эмоционального интеллекта. В процессе одного из таких исследований они выявили, что при просмотре печального фильма быстрее восстанавливались люди, умеющие быстро идентифицировать свои эмоции и давать им названия. Одновременно люди, интеллект которых позволял правильно оценивать эмоции и чувства других людей, легче налаживали социальные связи.
В 90-х годах прошлого века обозреватель New York Times Д. Гоулман познакомился с работами Сэловея и Майера, что привело к написанию книги о структуре эмоционального интеллекта, которая так и называлась: «Emotional Intelligence». А в 2000 году Г. Чернис на регулярном сборе Сообщества по организационной психологии, проходящем на территории Нового Орлеана, сказал, что именно благодаря книге Гоулмана сочетание слов «эмоциональный интеллект» стало одним из самых распространенных в американской корпоративной лексике. Правда, не все толковали это понятие правильным образом. Также активно обсуждалось понятие эмоционального интеллекта подростков. Сэловей замечает, что термин ЭИ у него используется в значительно более узком толковании, чем в научно-популярной книге Гоулмана. В научных работах выделяется несколько общих видений ЭИ.
Их описывали с помощью классификации по способам измерения, используемых в конкретных подходах. В основном методики эмоционального интеллекта делятся на две категории: смешанные модели, а также модели способностей. Модели способностей описывают эмоциональный интеллект как комплект мотивационных, личностных и когнитивных черт и тесно объединяет их с совладательными процессами и адаптацией к реальной жизни. Такие модели имеют в виду измерение ЭИ при помощи самоотчетных опросников, схожих с традиционными личностными аналогами. Что касается моделей способностей, то они определяют составляющие эмоционального интеллекта как некий комплект способностей, доступных для измерения с помощью тестов, где часть ответов правильная, а часть — неверная. Концепция смешанных моделей ЭИ Эта концепция принадлежит психологу Р. Бар-Она, который первым сформировал понятие EQ эмоциональный коэффициент в 1985 году. Это своеобразная альтернатива привычному понятию IQ, позволяющая оценивать сразу много некогнитивных навыков и способностей.
Разработанный ученым опросник подвергает исследованию следующие 5 компонентов эмоционального интеллекта: Внутриличностный. Дает знания об имеющихся эмоциях, возможность выражать и понимать их.
Состоит из восьми разделов со 144 вопросами. Каждый вопрос имеет правильные и неправильные варианты ответов. Баллы, полученные в тесте, не зависят от самооценки человека, его аффективного состояния, желания покрасоваться и других факторов. Потому он считается точным.
Но интерпретировать результаты теста нужно вместе с психологом. Пример задания из теста Мэйера — Сэловея — Карузо. Источник: ipran. Также основана на работах Джона Мэйера и Питера Сэловея, но представляет собой опросник, а не тест. Включает 33 утверждения, разделенных на три шкалы: оценку и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций. Опросник считается довольно точным, но только в том случае, если тестируемый отвечает честно, а не дает социально желательные ответы.
Источник: psytests. Пример вопроса из теста «ЭмИн». Создан с целью охватить максимально известное число аспектов эмоционального интеллекта — в том числе тех, что входят в концепцию Гоулмана. Включает 68 утверждений, разделенных по семи шкалам от способности принимать решения на основе эмоций до внимательности к ним.
Приведу несколько примеров. Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время. Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку. Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам. Чтобы суметь поставить себя на место другого человека Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» В 1979 году известный дизайнер Патрисия Мур в возрасте 26 лет отправилась в путешествие по США и Канаде в костюме, имитирующем возрастные изменения в организме. За три года Мур посетила 116 городов в 14 штатах и двух канадских провинциях, ее целью было исследовать проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни пожилые люди.
ВОЗМОЖНОСТИ
- Эмоциональный интеллект – эмоциональная зрелость
- 8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»
- Эмоциональный интеллект: что это, как узнать свой EQ | Сила Лиса
- Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ
Эмоциональный интеллект: что это, как определить уровень у детей и взрослых, техники по развитию | Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ. |
Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать | Рассказываем, как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно и к каким положительным переменам в жизни это может привести. |
Эмоциональный интеллект | Модель эмоционального интеллекта EQ состоит из 5 «ступенек». |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить / Skillbox Media | Если говорить максимально просто и обобщенно, эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — это способность осознавать свои и чужие эмоции. |
8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте
Прежде чем углубиться в специфику эмоционального интеллекта, давайте сначала обсудим основные различия между EQ (Emotional Quotient) и IQ (intelligence quotient). Чтобы развить эмоциональный интеллект (ЭИ), нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. «Эмоциональный интеллект» представлял собой конструкт, состоящий из способностей. Термин “эмоциональный интеллект” был придуман в 1990-х годах, а затем популяризирован психологом и автором Дэниелом Гоулманом в его книге “Эмоциональный интеллект: Почему он может иметь большее значение, чем IQ.”.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих
Эмоциональный интеллект — это способность принимать и понимать окружающих, выражать свои эмоции и управлять ими. В целом взрослые люди умеют контролировать свои эмоции, но даже они могут мыслить и действовать неадекватно, когда эмоции находятся под большим напряжением. А если вы маленький ребенок, то вы почти всегда так поступаете [2]. Хотя история исследований эмоций насчитывает более 100 лет, о них написано множество книг и проведено множество сложных экспериментов, даже в начале XXI века можно встретить утверждение, что «невозможно дать точное научное определение эмоций» [5]. В последнее десятилетие эмоциональный интеллект привлекает большое внимание научного психологического сообщества [5]. Идея эмоционального интеллекта выросла из понятия общественного ума, которое разрабатывалось такими авторами, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г.
Особенно близок к концепции эмоционального интеллекта Г. Гарднер, который выделил личностный интеллект и межличностный интеллект в шкале многочисленных психологических теорий. Способности, которые он включает в эти понятия, имеют особое отношение к эмоциональному интеллекту. Это способность мгновенно распознавать эмоции, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве инструментов для понимания и контроля своего поведения. В настоящее время понятие эмоционального интеллекта становится все более популярным в научной литературе и практике образования. Теория эмоционального интеллекта П. Соловея и Дж.
Маейра является одной из самых популярных и признанных теорий в этой области. Она гласит, что эмоциональный интеллект — это способность человека осознавать, понимать и контролировать свои эмоции, а также использовать эту информацию для принятия решений и управления своим поведением. Этот подход предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов: Самосознание: способность осознавать и понимать свои эмоции и их влияние на поведение. Саморегуляция: умение контролировать свои эмоции и использовать их для управления своим поведением и достижения целей. Социальные навыки: способность понимать эмоции других людей и использовать эту информацию для эффективного общения и взаимодействия. Мотивация: стремление к развитию своих эмоциональных навыков и использованию их для достижения личных и профессиональных целей. Эта теория получила широкое признание и используется во многих исследованиях эмоционального интеллекта.
Однако некоторые критики указывают на то, что эмоциональный интеллект может быть слишком сложным явлением, чтобы его можно было описать с помощью одной теории. Одним из основных преимуществ этой теории является то, что она предлагает конкретный набор навыков, которые можно развивать и улучшать. Это делает ее более применимой и доступной для людей, которые хотят работать над своим эмоциональным интеллектом. Однако есть и некоторые недостатки. Например, некоторые ученые считают, что эта теория может быть слишком упрощенной и не учитывать все аспекты эмоционального интеллекта. Также некоторые критики утверждают, что она не учитывает культурные и индивидуальные различия в эмоциональном восприятии и поведении. В целом, теория П.
Соловея и ДЖ. Маейра имеет свои преимущества и недостатки, но она остается одной из самых влиятельных и широко используемых теорий эмоционального интеллекта. Выделяется внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. Способность осознавать и рассуждать по поводу своих и чужих эмоций предполагает многообразные последствия, в первую очередь, в поведении человека. В связи с этим безусловный интерес представляет изучение предпосылок развития эмоционального интеллекта, среди которых выделяют биологические и социальные [2]. Согласно Д.
Смешанные модели эмоционального интеллекта интерпретируют его как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу. В эти модели включаются когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются близко связанными с адаптацией к реальной жизни. Все модели в этом подходе отличаются только набором включенных личностных характеристик. Измерение непосредственно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основанных на самоотчете, как и в обычных личностных опросниках. Так, например, Ревен Бар-Он выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а в свой опросник EQ-i Bar-On Emotional Quotient Inventory включает еще шкалы на адаптацию, управление стрессом и общее настроение. Как отмечают Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин, у каждого из этих двух подходов к пониманию эмоционального интеллекта есть свои сильные и слабые стороны, которые наиболее сильно проявляются в предлагаемых исследовательских методиках. Так, например, при оценке методик, базирующихся на смешанных моделях, встает вопрос о способности человека адекватно оценивать свои эмоции и управлять ими. Значимые и высокие значения корреляций шкал методик на эмоциональный интеллект со шкалами личностных опросников свидетельствуют о том, что данные методики измеряют различные аспекты эмоционального интеллекта. Даже более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию. Имеет ли эмоциональный интеллект отношение к интеллекту как общей когнитивной способности? Данный вопрос обсуждался в работах Мейера и Сэловей, в работах Х. Гарднера и в отношении социального интеллекта — в работе Д. Мейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует отечественным традициям школы Л. Выготкого и С. Подобное решение предлагает и Ушаков, полагая, что «социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной». Гарднер полагает множественность интеллектов. Однако здесь уместно вспомнить имеющиеся представления о соотношении креативности и интеллекта, точнее, психометрического интеллекта, который измеряет только те когнитивные способности, которые заложены в модели теста. Как известно, соотношение интеллекта и креативности носит пороговый характер. До определенной величины средних значений креативность тесно связана с показателями интеллекта, в дальнейшем она не зависит от роста интеллектуальных способностей при очень высоких показателях интеллекта креативность может оставаться на весьма средних значениях.
Кульминацией дискуссий о том, что первично IQ или EQ стала разработанная в 1982 году израильским психологом Рувеном Бар-Оном модель эмоционального интеллекта. Годом позже Говард Гарднер, американский психолог, выступил с идеей множественного интеллекта человека, расширив модель до восьми составляющих: музыкальный, вербальный, лингвистический и прочие интеллекты. Вскоре после этого американский журнал Times вышел с обложкой, вопрошавшей читателей об их уровне эмоционального интеллекта и утверждавший, что именно он, а не IQ, определяет успех в жизни человека. Вслед за Бар-Оном свои модели EQ представили несколько авторов. Однако сегодня весь мир прочно ассоциирует концепцию Эмоционального интеллекта с именем американского психолога Дэниела Гоулмана, чья книга 1995 года с аналогичным названием стала мировым бестселлером. Существующие схемы EQ имеют ряд различий: психологи Сэловей и Майер включают способность к адаптации и управление стрессом, тогда как Гоулман расширяет свою модель, добавляя в нее эмпатию и мотивацию. Однако, несмотря на все различия, авторы отводят первое место в модели EQ самосознанию - краеугольному камню идеи эмоционального интеллекта. Не умея познать себя, человек не способен к пониманию и познанию других. Именно с самосознания начинается развитие EQ. Дэниел Гоулман Определение эмоционального интеллекта схоже у различных авторов и включает в себя способность человека распознавать свои и чужие намерения, мотивацию и желания, управление ими для решения практических задач. Несмотря на название, справедливым будет заметить, что помимо эмоций, психические переживания человека состоят из богатой палитры чувств. Умение распознавать последние и отличать их от эмоций также является признаком развитого эмоционального интеллекта. Какова природа эмоций? С биологической точки зрения схема наших кратковременных психических переживаний весьма проста: эмоции возникают в ответ на переработку головным мозгом информации, поступающей из внешней среды. Мы реагируем на различные триггеры, в ответ на которые лимбическая система — отдел головного мозга, с парным органом миндалиной — выдает соразмерную ситуации реакцию. В процессе эволюции лимбическая система появилась вслед за так называемым мозгом рептилий и существует в головном мозге как человека, так и животных.
Согласно результатам исследования психолога Елены Хлевной, ЭИ руководителя напрямую связано с успехом его компании. Что, безусловно, проявляется в финансовых показателях. Но ключевым отличием успешных топ-менеджеров от менеджеров среднего звена является именно способность использовать эмоции в работе и управлять ими. Область применения в бизнесе эмоционального интеллекта практически безгранична! Воодушевить команду; понять истинные эмоции ценного сотрудника и выбрать правильный стиль общения с ним; предотвращение и минимизация последствий конфликтов; проведение переговоров и совещаний и др. Ярким примером повышения производительности после развития эмоционального интеллекта является эксперимент, проведенный МЦ «КТК». В рамках исследования российским бизнесменам было предложено пройти курс обучения для себя и сотрудников. Первым этапом было тестирование на текущий уровень развития ЭИ. Далее шли курсы обучения для руководителя и персонала и фиксировались результаты. Одним из участников эксперимента был Сергей Колякин, основатель и владелец строительной компании «Стройтэк», туристической фирмы «Джунгли Камбоджи» и компании «Аурион Даймонд». Свои впечатления и результаты он описал в статье «Как повысить интерес топ-менеджеров к работе, чтобы они перевыполняли KPI». По словам Сергея, результаты после обучения были видны не вооруженным взглядом и повлияли как на него самого, так и на бизнес в целом. Стало легче понимать сотрудников и выстраивать с ними отношения, вести переговоры, контролировать свои реакции и избегать манипуляций. В итоге у него появились новые возможности, а процесс ведения дел стал протекать легче и эффективнее. Опыт был полезный, но его можно было приобрести и в офисе». Например, один из моих сотрудников на совещании всегда по поводу и без вставлял реплики. Ему хотелось поумничать или поспорить. Раньше я быстро заводился, потому что время уходило впустую. Теперь понял, что это всего лишь привычная сотруднику с детства, неосознанная манера поведения — так он привлекает к себе внимание. Я стал давать ему возможность высказаться в самом начале планерки, и он перестал перебивать всех. Теперь совещания укладываются в один час». Кроме того, достоверный факт, что развитие эмоционального интеллекта влечет за собой повышение креативности. Ваше мышление меняется, вы начинаете видеть ситуацию с разных сторон и находить новые не стандартные решения.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять). Эмоциональный интеллект состоит из нескольких компонентов, которые взаимодействуют между собой и влияют на наше эмоциональное состояние и поведение. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. Этот подход предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов.