Новости татары и башкиры в чем разница

большей вариативностью, так как нация сложилась не так давно на стыке финно-угров и кипчаков. Татары и башкиры — в чем заключается разница внешности между этническими группами? В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика. Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. Потом пришли татары, и татары отчасти ассимилировали башкир и из-за этого возникла такая ситуация, когда тамошние башкиры стали татароязычными.

Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов

Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты Татары и башкиры — в чем заключается разница внешности между этническими группами? В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.
Чем башкиры отличаются от татар? «Татары и башкиры – разная нация, но по этнокультуре, по языковому общению – мы едины».
Национальность | Пикабу Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников.
ТАТАРЫ И БАШКИРЫ Несмотря на различия, башкиры и татары продолжают жить в соседстве и сохранять дружественное отношение друг к другу.
Чем же отличаются башкиры от татар? В отличие от татар, у башкир внешний облик имеет следующие отличительные черты.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ

Особенно было важно, то что 100-летие праздновали по указу президента РФ Владимира Путина, на федеральном уровне и с участием других субъектов. Поэтому, возможно, возникают политические вопросы в области языка, ведь мы понимаем, что это был политический вопрос, связанный с изучением татарского языка в школах. Сейчас ситуация очень сложная. Как вы ее оцениваете? Татары — этнокультурная нация.

Есть нации религиозные, есть религиозно-политические. Так получилось, что татары интегрированы с разными народами, а прежде всего с русским народом, с русской культурой. Большинство татар, как и я — носители русского языка и русской культуры. И поэтому претензии татар на самостоятельность своей республики ровно настолько, сколько нужно для сохранения своей истории и культуры.

На этом все завершается и начинается всеобщее созидание. В обществе присутствуют косые штампы. К сожалению сегодня, без указания национальности большинство подрастающего поколения и не англичане, и свою культуру не знают, российскую, да и мировую — это элемент деградации. Потому что даже в той же царской империи курсанты военных училищ учили языки народов.

Они знали, что поедут на Кавказ и изучали черкесский язык, практиковались. Даже в 1920-е годы в Казани родители дедушки моих знакомых русские люди — знают татарский язык. Потому что их друзья во дворе говорили на своем татарском языке, а они подтягивались к этому. Просто мы перестали урбанизируясь быть иногда татарами, мы перестали говорить между собой на родном языке и показали дурной пример и поддались давлению при Сталине и Хрущеве.

А давление было, некоторые не поддались. Но, большинство все-таки стали думать, что нужно скрывать то, что ты — татарин и прикидываться, что ты другой человек. С начала 90-х годов и то, что происходит сейчас, ведь Татарстан достиг больших успехов именно в идентичности. Например, в Казани были времена, когда в автобусах на людей заговоривших на татарском языке смотрели странно… - А в мире ведь не так!

А теперь мне стыдно, когда кто-то негативно думает, даже показывает взглядом, что это не тот народ и ведет не тот разговор. Это тоже та тема, которая не заслуживает даже громкого обсуждения, надо работать с самим собой, с людьми. Была такая программа «Толерантность» - выделяли 250 млн на всю Россию и говорили: «Какая толерантность? У нас уже братство, дружба!

Тем не менее индекс толерантности требует реконструкции. Это последний рубеж для Татарстана, где хотелось бы это определять, существуя в рамках российского государства. Сейчас говорят, что и это слишком. Это больно?

И когда надо было из Москвы доехать до Индийского океана, везде на границе требовали мандаты, документы и если они были написаны не на тюркском языке, то не пропускали! Так что получается, что исчезающий язык был имперским языком на всей территории, что не погубило другие языки.

Перепись 2010 года прошла подобно переписи 1989 года, вновь в условиях фактически шоковых для башкирской национальной общественности, после номенклатурного переворота 2010 года, когда в обстановке тяжелых скандалов федерального уровня был смещен Муртаза Рахимов и власть перешла к малоизвестному широкой общественности РБ Рустэму Хамитову, воспринятому тогда элитами и общественностью как явный татарофил. Татаристы открыто праздновали приход Рустэма Хамитова как свою победу. Башкирская общественность, напротив, в значительной своей части была деморализована.

Неудивительно, что переписной маятник качнулся обратно, и число башкир вновь несколько уменьшилось по сравнению с 2002 годом. Но интересно, что даже в таких условиях никакого повторения демографических чудес 1989 года не произошло. Башкиро-татарский «переписной маятник» качается с затухающей амплитудой, приемлемой для стабильно развивающегося общества — какими были колебания численности башкир и татар в послевоенное советское время до 1989 года. Поэтому, думаю, что и сейчас никаких сенсаций не произойдет — результаты будут ближе всего именно к цифрам 2010 года. Это прекрасно понимают и в Казани — там достаточно квалифицированных ученых, избегающих участия в сваре, и просто умных людей.

И причины развернутой Казанью информационной истерии, попытки вновь раскачать маятник в свою сторону не имеют никакого отношения ни к демографии, ни к действительности, ни к здравому смыслу: они откровенно политические. По вашему мнению, какую в этом плане будут вести политику власти Татарстана? Не кажется ли вам, что у них риторика по национальному вопросу более жесткая? Второй год нет. А истерия вокруг несуществующих фальсификаций расширяется по нарастающей.

Причем не только какими-нибудь блогерами типа Ярхамова и Гарифуллина — а открыто, целенаправленно, каждые семь дней по ТНВ с какой-то пятиминуткой ненависти выступает гендиректор официального канала РТ Ильшат Аминов, подключены все СМИ, депутаты, политики и общественники. Ильшату Аминову бояться за свою репутацию нет причин: все понимают, что он лишь говорящая голова Казанского Кремля. Но фактически, а не по протоколу, поэтому любой эпатаж сойдет ему с рук. Информационная атака Татарстана идет в хорошо знакомом обществоведам тренде манипуляции массовым сознанием и отключения логики. Пика агитационная кампания, очевидно, должна была достичь перед самой переписью.

Но перепись перенесли с апреля на сентябрь, а график остался — не переверстывать же средства заново. Думаю, отсюда такое странное обострение. Полагаю, сейчас оно пойдет на спад, а в августе его почти неизбежно повторят. Задача проста: создается ситуация, когда при любом исходе переписи можно будет громко обвинять Уфу, Москву, масонов, этномиссионеров и вообще, кого пожелается, в фальсификациях. Совершенно любой результат, который не устроит татаристов а их не устроит, пожалуй, любой, кроме разве что волшебной «лигачевской» переписи , будет объявляться фальсифицированным.

И на этом основании требовать пересмотров, извинений, покаяний, преференций. Обходятся же сейчас не только без доказательств, но и без самих результатов переписи. Элементарный мониторинг показывает, что башкирская сторона практически не отвечает на этот агрессивный поток сознания.

Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности. Татарский алфавит Отличия в лексиконе Имеется ряд слов, которые в переводе на русский язык имеют совсем другое значение. Например слова, кошка, далеко, нос, мать. Различия в фонетике В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского. Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов.

По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский. Самыми многочисленными являются волгоуральские татары, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей. На территории Среднего Поволжья и Приуралья сформировались казанские татары и мишари, а на Нижней Волге — астраханские татары. Касимовские татары тат. Мишарей, переселявшихся в Башкирию, стали называть мещеряками и тюменцами. Астраханские татары являются потомками населения Золотой Орды, испытавшего этническое влияние более ранних компонентов хазары, кипчаки , а в XV—XVI вв. В прошлом у всех этно-территориальных групп татар имелись локальные этнонимы: у волго-уральских — меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим; у астраханских — нугай, карагаш, юрт татарлары. Сохранение локальных наименований указывает на незавершенность консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть нагайбаков и некоторые другие субэтнические группы продолжают выделять себя из состава остальных татар. Отдельные группы татар разнятся в антропологическом отношении. Среди татар Среднего Поволжья и Урала преобладают представители большой европеоидной расы.

Часть астраханских и сибирских татар по внешнему облику близки к монголоидной расе. Народно-разговорный татарский язык относится к кипчакской группе тюркского языка и делится на три диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирскотатарский. Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определенную специфику. Наиболее древняя татарская письменность — руническая. В 1939—1940 гг.

Обе нации исповедуют ислам. Однако отличие есть - башкирский народ гораздо древней татарского и с первобытных времен находится на своем месте. А татары мигрировали под Казань из другого, далекого места, а именно из Монголии.

Римзиль Валеев: «Татары и башкиры разные нации по этнокультуре, но по языку мы едины» - видео

Затронем тему именно религиозной прослойки и влияния ислама на общество в целом. После распада СССР появилось такое грустное явление, как «этнические мусульмане», что означает людей, оторванных от исламского знания, идентичности, отказ от строгого но при этом и основного исполнения религиозных норм. Познания об исламе в основном базировались на воспоминаниях из рассказов дедушек, бабушек и советской литературы которая по-своему была дилетантской и с заведомо скептическим окрасом. Но при этом в обществе сохранялись элементы соблюдения каких-то норм, которые из сознательного религиозного исполнения превратились во что-то традиционное для наших народов даже в советское время продолжали существовать «русские» и «мусульманские» кладбища. Это общее и знакомое явление для мусульманских народов постсоветского пространства, за некоторыми локально-региональными исключениями. Но в чём же было отличие в религиозной составляющей наших народов? В среде интеллигенции тюрок Российской Империи XIX века зародилось религиозно-реформаторское движение джадидизм от араб.

Помимо спорных моментов, в частности, во взглядах на то, каким должно быть государство мусульман, в их движении была, несомненно, положительная сторона — они выступали за просвещение мусульман в светских науках и против отсталости их от бурно развивающейся Европы. Вообще, само явление джадидизма не ограничивалось границами Российской Империи. Спрос на изменение отношения к европейской науке и образованию от враждебного к необходимому проявлялся в разных регионах Исламского мира. И даже политические перемены в Османской Империи — танзимат, младотуркизм, - были следствием таких запросов со стороны интеллектуальной и политической элиты. А что же было на Кавказе, в частности, в Дагестане?

Данные по приросту народов республик Поволжья и Урала приведены в таблице 7 приложения.

В Татарстане есть и миграционный прирост татар и русских. По моей версии, переписываемых по паспортным данным людей с тюркскими мусульманскими именами и фамилиями в Башкортостане записывали башкирами, в Татарстане записывали татарами, а в Москве — лицами, отказавшимися отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В Чувашии власти не решились распределить 112 тысяч «лиц без национальности» в пользу чувашей, в итоге потеряв 130 тысяч чувашей только по Чувашской Республике. Можно предположить, что в большинстве регионов часть переписываемых по паспортным данным людей со славянскими именами и фамилиями записывали русскими. Люди с неславянскими фамилиями попадали в основном в графу «лица без национальности». Велика ли разница между итогами переписи-2021 для татар и башкир?

На первый взгляд, итоги переписи показывают огромную разницу состояния демографии у татар и у башкир: убыль татар на 596 тысяч, а башкир всего на 12 тысяч. В процентах: -11,24 против -0,79. Но если отдельно сравним итоги переписи татар в Татарстане и башкир в Башкортостане и отдельно итоги татар и башкир за пределами двух республик, картина сильно меняется. Татары считают, что часть роста башкир достигнута за счет снижения числа татар. Мы оценили это количество в 15-20 тысяч татар. При этом, несомненно, рождаемость у башкир чуть выше, чем у татар.

Это отражается и в показателях прошлых переписей, и в среднем возрасте башкир: 40,4 года против 41,6 у татар. Но эта разница почти в 10 раз меньше разницы среднего возраста между татарами и чеченцами. Как мы видим, разница в первом случае заметна, но не принципиальна, во втором ее практически нет. Демографические показатели башкир чуть лучше. Сколько процентов русских в РФ? Опираясь на данные переписи 2002 года, можно примерно оценить процентную долю русских.

Хотя еще "вчера" в отношениях братских республик двух братских народов была самая настоящая оттепель. Лидеры Татарстана и Башкортостана не раз с официальными визитами навещали друг друга: Рустам Минниханов бывал в Уфе, где открывал памятник Габдулле Тукаю, а Радий Хабиров — в Казани, где присутствовал, например, на открытии статуи Мустаю Кариму. Башкирские чиновники, деятели культуры неоднократно ездили к своим западным соседям, а татарстанские — к восточным. Собственно, звезды национальной эстрады давно стали общим достоянием.

Как и неоднозначные высказывания соседей в сторону Казани. Более того, Хабиров заставил извиниться художника Камиля Бузыкаева, который нарисовал карикатуру , оскорбившую некоторых казанцев карикатурист извинился другой картинкой. Конечно, когда дело касается спорта, на льду встречаются казанский ХК "Ак Барс" и уфимский "Салават Юлаев", такие "зеленые дерби" привлекают внимание далеко за пределами двух республик, и на эмоции просто никто не обращает внимания. Принципиальный характер теперь носят и матчи на газоне — между казанским футбольным клубом "Рубин" и ФК "Уфа".

Ученые в свою очередь любят сравнивать две братские республики и по социально-экономическим показателям, хотя о таком соперничестве говорят еще с советских времен. Казалось бы, дружите и вместе добивайтесь высот, а отношения выясняйте на спортивной площадке или на майдане Сабантуя. Имеют место и опасения фальсификации результатов переписи. В частности, есть беспокойство, что в Башкирии татар и носителей татарского языка по результатам окажется меньше, чем в 2010-м или в 2002-м годах.

Нерешенным остается вопрос национальности и языка жителей северо-западных районов Башкортостана и населения, проживающего вдоль границы соседних республик. Так, в 2019 году в 50 регионах России и 11 странах мира прошла акция "Татарча диктант". Однако Ассамблея народов Башкортостана, возглавляемая депутатом Госдумы Зугурой Рахматуллиной, направила президенту Татарстана Рустаму Минниханову претензию, в которой пожаловалась, что проведение "Татарского диктанта" в республике не было согласовано с правительством РБ. По их мнению, подобные действия, которые "нарушают все нормы деловой этики", могут привести к "пересмотру существующих административных границ и конституционного порядка Российской Федерации".

Свои претензии Ассамблея народов РБ адресовала, в частности, к Всемирному конгрессу татар. В свою очередь Всемирный форум татарской молодежи направил свое письмо в адрес главы РБ Радия Хабирова. Общественники из Казани считают, что башкирские чиновники "вбивают клин между народами" между татарами и башкирами.

Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией В. Семенова и под общим руководством П.

Семенова-Тян-Шанского и акад. Ламанского, т. Артемьев, Этнографическое обозрение чувашей, 1859. В обзоре использованы иллюстрации из книг и журналов XIX века, фотографии и произведения художников того времени. Ареал обитания самого многочисленного из представленных народов — татар — довольно обширен: от среднего течения Волги Нижегородская губерния до Астрахани на юге и Уфимской губернии на востоке.

Волжских татар принято было именовать казанскими, чтобы отличать их от татар крымских и кавказских азербайджанцев. Казанские татары. Pauli F. Казанские татары, пришедшие с начала тринадцатого столетия с монгольскими ханами, но очень мало смешанные с племенами их вождей, судя по чистоте их типа, происходят от кипчаков Золотой Орды. Они среднего роста, широкоплечи, крепкого телосложения; лицо у них красивой овальной формы, нос прямой, тонкий, красиво выгнутый, глаза черные, живые, острые, скулы немного выдающиеся, борода черная, редкая, шея толстая и короткая; голову они всегда бреют, отчего их прямые уши кажутся более длинными, чем на самом деле.

Женщины имеют обыкновение белиться и румяниться, но они все более и более принимают русские моды. Татарки бедных семейств свободно выходят на улицу, с полуоткрытым лицом, а жены богатых татар ездят иногда в русский театр, в Нижний на ярмарку и в столицы, присутствуют на публичных увеселениях. Многоженство все еще существует, брак не перестал быть покупкой жены, и в брачных договорах, в составлении которых жених и невеста не участвуют, постоянно упоминается цифра калыма, уплачиваемая за молодую девушку. Однако, число татар-многоженцев понемногу уменьшается. Фото А.

Карелина, 1870-е. Татарская чета Казанской губ. Фото Ж. Рауля, 1870-е. Чета татар.

Карелина, 1880-е. Чета пожилых татар. Татарки по наружному виду более подходят к восточному типу, а именно к монгольскому, по причине значительно выдающихся скул и узкого разреза глаз. Другая отличительная их черта — это переливающаяся с боку на бок походка, по которой тотчас возможно признать татарку, без предварительного разузнавания ее народности. За особенную красоту татарки почитают их выдающиеся боковые кости.

К 35 годам татарки от употребления косметических средств и от бездеятельной жизни сильно стареют, представляя этим совершеннейшую противоположность с другими народностями. До настоящего времени татарские женщины ведут совершенно отдельную от мужчин жизнь, имея свое особое помещение. Единственное их развлечение составляют дети, одежда и частая еда. От этой характеристической черты жизни татарских женщин в последнее время делаются отступления. Так, например, татарки являются в театр занимая места в ложах позади своих мужей, при опущенных вуалях.

Их можно также встретить на гуляньях и на официальных балах. На последних они откидывают свои вуали, причем наблюдателю немедленно бросается в глаза их полуиспуганный вид и всякое отсутствие движения зрачков. При всем том некоторые из них весьма привлекательной наружности, в особенности те, которые не употребляют косметических средств, что весьма редко. Фото М. Букаря, 1872.

Главным занятием массы татарского населения служит земледелие, хотя справедливость требует заметить, что татары — плохие земледельцы, несмотря на то, что занимают сравнительно хорошие земли. Причин этого несколько: прежде всего недостаточность наделов, обезлесение местности, служащее причиной частых засух, и плохая техника земледелия. Татары расселились громадными селениями по нескольку сот дворов, вследствие чего поля их раскинулись на десятки верст, и дальние полосы не могут быть удобряемы. Кроме того, среди татар наблюдается наибольший процент безлошадных, которым приходится или отдавать свои наделы за ничтожную плату в аренду, или обрабатывать кое-как наймом, что также дает мало дохода. Будучи дурными земледельцами, татары — плохие и плательщики податей.

Но если татары плохо организуют свое собственное хозяйство, то в чужом хозяйстве являются очень хорошими работниками. Вообще, татары способны ко всякому труду. Поступая в услужение, в виде кучеров, дворников, сторожей, скоро приобретают полное доверие своей честностью, исправностью, услужливостью и готовностью на всякое дело. В физическом труде отличаются большой силой и необыкновенной выносливостью; на волжских пристанях считаются самыми лучшими крючниками и грузчиками, свободно таская на себе тюки с тяжестями по 12—18 пудов. Но в целом татарин, сибарит по натуре, любит и предпочитает всему лёгкий труд, особенно торговлю, к которой он, подобно еврею, чувствует большую склонность и способность.

Стоит татарину скопить несколько рублей, как он пускается в торговлю. Торгуют татары решительно всем, чем только можно, и с большим уменьем и выгодой для себя. Многие из них скоро обогащаются; в Казани и Нижнем есть татары-миллионеры. Полное географическое описание. Выгрузка баржи татарами.

Дмитриева, 1890-е. Зажиточные нижегородские татары. Одежда татар — восточная, отличающаяся своей длиной и шириной. Рубашка — белая или цветная, ситцевая или же из синей крашенины, с широкими рукавами, спускается ниже колен и не подпоясывается; штаны, также широкие, запускаются за сапоги или завертываются за онучи. Поверх рубашки татары носят безрукавый камзол "зилян" , доходящий до колен, затем халат, подпоясываемый гарусным или шелковым кушаком — и, наконец, шубу.

Казанские татары-купцы носят обыкновенно поверх зиляна суконный кафтан с опушкой, похожий покроем на русский купеческий. Эта скромная одежда отличается у богатых только тем, что сукно тоньше и кафтан вообще опрятнее; зато они носят много драгоценностей: золотые перстни, кольца с бриллиантами, массивные золотые цепи и пр. Выбритая гладко голова татарина покрывается ермолкой тюбетейкой , иногда расшитой золотом и жемчугом, затем шапкой, у богачей опушенной бобром. Муллы и хаджи, т. Пожилой и молодой татарин.

Фото К. Сафонова, 1890-е. Татарин Казанской губ. Татарский мальчик Казанской губ. Прянишников, 1880.

Женская одежда состоит из длинной и широкой ситцевой рубашки с нагрудннком и шаровар. На рубашку татарки надевают зилян, а на голову накидывают полотняное или ситцевое покрывало, заменяемое иногда простым платком; богатые вместо зиляна носят халат из парчи, из шелковой материи или из китайки с длинными рукавами. Халат накидывается прямо на голову и служит таким образом вместо чадры покрывала. Головным убором служат шелковые или бархатные колпачки, с дорогой бахромой, позументами, мелкими серебряными монетами и драгоценными камнями, или же бархатные круглые шапочки с плоским верхом, отороченные соболем. Кроме того, татарки очень любят разные украшения из благородных металлов и самоцветных камней: ожерелья, массивные серьги, браслеты, перстни, в косы вплетают разные металлические подвески, монеты и пр.

Солнцев, 1869. Татары Пензенской губ. Фото Орлова, 1890-е. В городах, в особенности Казани, вид татарских домов и строений ничем не отличается от других городских. Приемные покои в виде залы и гостиной убраны на европейский лад, обыкновенной мягкою мебелью, зеркалами, канделябрами, занавесками, коврами, салфетками и цветами на окнах.

Во внутренних покоях преобладает азиатский вкус с его низкими диванами по стенам, на которых сидят татарки, поджав свои ноги. Дома в деревнях по первому впечатлению опрятнее русских, что происходит от влечения татар казаться богаче, чем они в действительности есть. Для сего он белит несколько раз в году свою печь, ставит на вид самовар с чайным прибором яркого цвета, большой сундук, окованный жестью и раскрашенный такими же цветами и зеркало на видном месте — придают избе своего рода изящество, без которого русский крестьянин обходится легко, не увлекаясь желанием казаться богатым и приберегая копейку на более необходимые предметы, либо для увеличения своего капитала. В татарских избах с виду кажется все чистым и прибранным, но большинство татар нельзя, однако, похвалить за чистоту и опрятность. У них постоянно случается, что в одной и той же посуде стирается грязное белье и подается кушанье.

Чистоплотности от татар также, кажется, можно было бы ожидать, вследствие частых омовений, предписываемых им законом; но на деле бывает далеко не то: у них чаще, чем у какого-нибудь другого племени встречаются разные накожные болезни, порождаемые неопрятностью, а также парша на голове от грязных тюбетеек, не пропускающих головных испарений. Вместе с тем, как сам татарин, так и дом его, насквозь пропитаны каким-то особенным запахом от бараньего сала, которое они постоянно употребляют в пищу, в виде приправы к разным кушаньям. Гастрономический вкус татар — все мучнистое, все жирное и сладкое. Обыкновенная пища татарина-поселянина состоит в следующем: «толкан» — мука вареная в воде с солью; болтушку эту едят утром вместо чая. За обедом подают салму — мучные шарики, иногда с мясом, разваренные в воде; лепешки из гречневой муки.

Вечером опять варят «толкан».

Чем отличаются татары от башкир - 83 фото

Чтобы воспитать в башкирах вражду к татарам и разрушить не только национальное единство, но и даже религиозное единство, он (Заки Валиди — Р.М.) пытается организовать нечто наподобие башкирского муфтията. Татары в отличие от других представителей монголоидной расы, не имеют ярко выраженных общих черт во внешности. Например, по данным переписи 1926 года, татароязычные башкиры в Башкирской республике составляли 45% от общей численности башкир. Смотрите видео на тему «Татарин И Башкир Спор Кто Круче» в TikTok. Понятно, что переписать, точнее, воздействовать таким образом на башкира из Сибая или Уфы, или на татарина из Казани, при всей близости башкирского и татарского народов, невозможно. это близкие по духу и культуре и образу жизни народы, то правомерно утверждать, что ничего тут морочить друг другу головы.

Как заморозить этнические конфликты

  • Ответы : Башкиры чем отличается от татар?
  • Чем отличается татарин от башкира? Основные различия и особенности
  • #народымира
  • Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе

Башкиры и татары: отличия во внешности и характере

Поэтому татары в современном виде сформировались только в 15-м веке, не ранее. В башкирском обществе очень сильны этномобилизационные аспекты, солидарность и взаимовыручка, особенно на востоке и юге, где компактно проживают башкиры, поэтому происходящее там неудивительно, считает Айсин. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Татары не особо жалуют гостей в отличие от башкир.

Башкирская кровь и татарский язык

Подобные схемы, позволяющие без явно видимых нарушений и фальсификаций получать нужный власти результат, вероятно, использованы в большинстве регионов РФ. Прежде всего, в Петербурге, других крупнейших городах, как Самара, Челябинск, Новосибирск, и в развитых регионах с высокой долей мигрантов: Московская область, Югра... Главный этнолог страны Валерий Тишков ругает организаторов за провальную перепись. И утверждает, что при переписи потеряли не менее 0,5 миллиона татар и не менее 13,5 миллиона русских. Еще в число русских могли попасть до 1,5 млн украинцев, чувашей, финно-угров из пропавших 2,5 млн человек. Еще было массовое переселение из Донбасса в 2014-2015 годах — минимум 0,5-0,7 млн человек. В результате убыль русских в границах 2010 года может получиться 9-10 миллионов. Но часть потерь находится среди «лиц без национальности».

Сколько их там? Тишков утверждает, что 13,5 миллиона. А на самом деле лишь около 5 миллионов. Максимум 6. Среди 16,6 миллиона не указавших национальность осталось около 5 миллионов русских. Потери меньше в регионах, где у коренных народов значительное сельское население. И 45 миллионов не окончательное число не участвовавших в переписи людей.

Оно не включает в себя переписанных в республиках по паспортным данным татар, башкир, чеченцев и представителей ряда других народов в своих республиках. Заключение по первой части Итак, мы рассмотрели отдельные результаты переписи населения России 2021 года по национальному составу. Пока мы не затрагивали тему стремительной утраты родного языка народами России. На основании анализа чисел переписи, а также отдельных известных фактов, публикаций 2021 года в интернет-ресурсах, сделаны предположения, каким образом получены те или иные итоги переписи.

Значение языка и культуры в образовании и карьере Знание родного языка и культуры играет важную роль в образовании и карьере башкиров и татар. Многие учебные заведения предоставляют возможность изучения башкирского или татарского языков в качестве отдельных предметов или в рамках специальных программ.

Также знание языка и культуры дает преимущество при поиске работы в регионе. Многие работодатели предпочитают нанимать сотрудников, которые владеют башкирским или татарским языками, чтобы поддерживать связь с местным населением и укреплять этническое единство. Сохранение и развитие языка и культуры Сохранение и развитие башкирского и татарского языков и культуры является важной задачей для обоих народов. Существуют различные организации, которые занимаются их продвижением и поддержкой, проводят языковые и культурные мероприятия, публикуют книги и проводят уроки. Государство также играет важную роль в этом процессе, предоставляя поддержку в области образования, культуры и языковой политики. Создание специализированных языковых школ и университетов способствует сохранению и развитию языка и культуры башкиров и татар.

В целом, язык и культура играют важную роль в жизни башкиров и татар, помогая им сохранять свою идентичность и связь с прошлым, а также обеспечивая преимущества в образовании и карьере. Распределение по территории Башкортостан расположен в средней полосе России и является автономной республикой. Здесь проживает около 4 миллионов башкир и около 1 миллиона татар. Они составляют основу населения и официально признаны двумя государственными языками. Татарстан также расположен в средней полосе России и является автономной республикой. Здесь живет примерно 4 миллиона татар и около 1 миллиона башкир.

Татары составляют основу населения и официальный язык республики. Также башкиры и татары проживают в других регионах России, таких как Бурятия, Белгородская область, Ульяновская область и др.

Вспомним только Пугачевское восстание. А царское правительство всегда стремилось испортить отношения двух народов. Большевики же в национальном вопросе перегибали больше царской власти. Не лежит ли источник сегодняшней канители где-то там, на стороне? Наверняка это так...

Потом, мы знаем и о конфликте между Бахтияром Канкаевом и Салаватом Юлаевым, об этом особо не пишут. Друг над другом рапорты писали Пугачеву. Бахтияр, видимо, недолюбливал Салавата, потому что башкир, а тот его — как татара-мишарина. Был даже эпизод, когда воины Салавата Юлаева схватили Канкаева и собирались повесить. Салават Юлаев за взятку освободил пленных офицеров, а Бахтияр, видимо, был то-ли более принципиальным... Эти документы известны. Во всех этих перепитиях, возможно, их национальность не играла роли, это была просто страсть к деньгам...

Однако менталитет кочевых сильно отличался от менталитета оседлых, это правда. Сейчас уже никто не живет кочевой жизнью. Но черты характера переходят от поколения к поколению. Например, приезжает представитель власти к оседлым татарам, захочет — найдет к чему-либо придраться... А татарин уже не может погнать свой скот и со всем имуществом уйти в степь — тут уже приходится придумывать выходы, прибегать к хитрости. Вот эта черта характера у нас до сих пор сидит. Ты можешь себе представить башкира, который ради чего-то там будет называть себя татарином?

Я — нет. А сколько татар, сами внутри себя не веря в это, называют себя башкирами. Вы согласны с теми, кто считает это разжиганием? Мы же не собираемся предпринять что-то враждебное к башкиркому народу, и башкир превращать в татар тоже. Кто как хочет, кто себя представителем какой культуры считает, на каком языке говорит — это ведь и есть определение национальности. А перепись населения должна быть самым обычным социологическим опросом. Не применяя никаких административных ресурсов.

А у нас она почему-то превращается в политику. Это можно понять, но оправдать нельзя. Хотите, чтобы вас было больше — размножайтесь естественным способом! Искуственное увеличение численности обычно плохо заканчивается. Разве перепись 1989 года не показала это? В 21-м веке такие выходки — просто дикость, никак не укладывается в рамки цивилизации. Нельзя забывать и то, что разделение на племена говорит о слабости конструкции этой нации.

При больших потрясениях нация может очень быстро развалиться. Когда только еще их было семь племен, а сейчас, кажется, уже сорок семь... Да, вроде кто-то такое заявил. Они уже сами запутались в своих сказках. Этот человек ни башкирского, ни татарского в совершенстве не знает — и выступает как языковед! Большинство башкирских этномиссионеров такие. Думаю, башкирский народ рано или поздно выразит к ним свое отношение.

Своими поступками они больше вредят своей же нации, чем татарам, тянут ее в пропасть. Сразу после его смерти какая-то башкирская поэтесса написала, мол, он башкир, став татарином, предал свои корни... Никакой порядочности уже у людей не осталось. У человека земля не успела остыть на могиле, а эта обвиняет покойного в предательстве. Если он киргизского племени, почему же должен быть башкиром? Кстати, о племенах. Такой термин для нас уже остался глубоко в истории, только по учебникам о них знаем.

Как я уже говорил, на территории Башкортостана и раньше жили очень разные народы, их было много, они смешивались между собой. А какое это племя — киргизы? В царской России казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками. Вот они в начале 17-го века с территории Арала переселяются на земли современного Башкортостана. Это были тяжелые времена для Ногайской Орды. Большинство ногайских племен вымерли от голода и междоусобных войн, основное население переместилось к Кубани и в Крымское ханство. На их земли приходят другие племена.

Известно также, что примерно в тот же период и каракалпаки перебрались в наши края.

Однако в дальнейшем в результате неправильной языковой политики произошло искусственное отделение северо-западных башкир. Грубые ошибки пропагандисткой машины, не сумевшей простым и понятным языком объяснить населению этих районов принадлежность северо-западного диалекта к башкирскому языку, привели к тому, что северо-западные башкиры, видя, как их диалект отличается от литературного башкирского, стали считать свой язык татарским, сохраняя при этом башкирскую идентичность.

В результате этого появилось несколько поколений с деформированным этническим сознанием, когда человек, осознавая себя башкиром, считал при этом, что он говорит на татарском языке. Именно искусственно порожденный комплекс обусловил резкое сокращение численности татароязычных башкир к 1989 году с последующим переходом их в татарский этнос. Большинство татарских ученых-лингвистов не признает наличие северо-западного диалекта в башкирском языке, определяя «место говоров тюркского населения Западной Башкирии в системе татарских диалектов».

Не углубляясь в этот сложный и политизированный вопрос, отметим, однако, важный момент: как в таком случае объяснить наличие в этих районах групп людей, достаточно четко идентифицирующих себя с башкирским этносом при всех переписях, начиная с 1920 года? Основной упор в этой дискуссии делается на то, что существовавшая при царизме сословная система поощряла нерусское население записываться башкирами. Отсюда утверждение, что при обозначении «башкирами» татар Уральского региона этот этноним применялся как сословный термин.

Но революция 1917 года, ликвидировавшая сословные привилегии, должна была в таком случае привести к полной самоидентификации населения северо-западного региона с татарским этносом. Почему же этого не произошло? При этом в основном это были так называемые «новобашкиры» — мишари и тептяри.

Лев Гумилёв Конечно, нельзя отрицать влияние этого фактора, но при этнической самоидентификации сословный термин не мог стать доминирующим, поскольку решающими факторами при этом становятся укорененные в подсознании архетипы коллективного бессознательного и историческая память, защитным полем для которых является традиция. Как убедительно доказал выдающийся этнолог и историк Л. Гумилев даже субэтнические группы, при всей самобытности и несхожести, все равно входят в систему основного этноса.

А в нашем случае речь идет не о субэтнической группе, а о части этноса, то есть северо-западных башкирах, исторически проживавших на данной территории. Лев Гумилев также выяснил, что единство языка не является фактором, приводящим к этническому единству, так как существует «много двуязычных и триязычных этносов и, наоборот, разных этносов, говорящих на одном языке». По его мнению, лишь в отдельных случаях язык может служить индикатором этнической общности, но все же он не является ее причиной.

Иными словами, даже если казанские ученые, утверждая, что северо-западные башкиры говорят на диалекте татарского языка, правы, из этого вовсе не следует, что они стали татарами. При несовпадении языка и национальности определяющей становится все-таки национальность, а не язык.

Почему в Уфе нет метро, а в Башкирии больше татар? Что часто «гуглят» о республике

Существенное различие: в Башкортостане за счет этого доля башкир могла вырасти до 2%, в Татарстане доля татар – лишь на 0,2-0,3%, или на несколько тысяч человек. Почему в Башкирии татар больше, чем башкир. башкирский народ гораздо древней татарского и с первобытных времен находится на своем месте.

Татарский и башкирский языки: отличия

Когда говорят, что Уфимскую губернию присоединили к Башкортостану, на самом деле было наоборот — Башкортостан присоединили к Уфимской губернии. И тем самым сейчас башкиры получили большие проблемы. Интересы различаются». Фото: president. Марджани у нас этим не занимался. Но в Башкортостане же нет отдельного института истории, он объединен с институтом языка и литературы.

Шежере и прочие праздники проводятся там на уровне министерства культуры. Минкульт у них занимается «реализацией государственной политики в сфере культуры и межнациональных отношений». В отличие от Татарстана там смогли создать некоторые политтехнологические институты. В Уфе есть институт стратегических исследований — отдельное учреждение в академии наук Башкортостана. Они создавали многотомную историю племен башкирских родов.

Они работают как раз как политтехнологи. Недавно же был скандал по поводу Салавата Хамидуллина ведущий исторических программ на телеканале БСТ, в частности, доказывающий, что Уфе 1,5 тыс. Оказалось, что Хабиров его не просто принял в свою команду, а возложил на него новые обязанности, как раз заниматься переписью. По моей информации, он как раз будут ездить по деревням и уговаривать всех записаться башкирами. А сделать это легко, потому что на наш народ как удав или как кобра действует письменный текст, и башкиры их предоставляют.

Но при этом башкиры никогда не объясняют, что в ревизских сказках, откуда они исходят, не национальность фиксируется, а сословная принадлежность. Если начинаешь смотреть друг за другом, сразу видно, что так называемые башкиры во многих случаях вовсе не башкиры. Это просто отношение к земле — вотчинники, зафиксированные башкирами. Это старая классификация. Кто несет историю, должен все это объяснять, писать об этом труды.

Но этого нет. У меня была одна статья, но она очень давняя, вышла в 1985 году. Я в свое время все эти вещи объяснял, и по переписям татар занимался. Я с удивлением смотрю, в институте истории Марджани сейчас работает около 100 человек, а дискуссии с башкирскими историками ведет узкий круг людей типа меня, а они вообще не участвуют. Ни в одном средстве массовой информации их нет.

После этого начинают возникать вопросы, вообще, чем они занимаются? То есть, пока мы в РТ говорим, они уже делают. Получается, в этом вопросе мы опять аутсайдеры. Есть подозрение, что по количеству убитых на войне татары занимают второе место после русских. Но, к сожалению, эта работа тоже не была сделана.

Сейчас реализуется проект «100 великих мусульманских деятелей среди татар», им занимается Альфрид Бустанов. Но та работа, о которой вы говорите, да, не делается. Хотя можно было бы. Это что, они объединили сословие с национальностью? То есть башкир — это сословие.

Но по земельным делам он проходит как «башкир» и таких примеров полно. Это то же самое, что татаро-башкир? Он прекрасно знал, кем является на самом деле, поэтому такой проблемы нет. Соответствующие языковые курсы открылись в Москве и в Уфе. Все громче начали говорить, что никакого татарского языка не было, был поволжский тюрки, от которого в том числе образовался и башкирский.

Речь идет о литературном языке Золотой Орды. Он формировался, в том числе, и при помощи разных внешних влияний, потому что среднеазиатский, чагатайский язык тоже повлиял на этот язык. Но я рассуждаю таким образом — в старые времена во времена Советского Союза этот язык как татарский маркировать было нельзя, потому что получается, что золотоордынцы — татары. Нельзя этого допустить. Поэтому сами татары придумали термин «поволжский тюрки».

Миркасым Усманов в свое время написал, что мы были вынуждены пользоваться таким термином, но на самом деле это был татарский. У башкир такого языка быть не могло, потому что речь идет о татарской элите, которая осталась со времен Золотой Орды, которая продолжала говорить на этом языке. Потому что образованные башкирские круги, во многих случаях обучавшиеся у татар, начали использовать этот язык. И пришлось выбирать определенные диалекты башкирского языка. Были сторонники выбора татарского диалекта, но тогда литературный язык у нас оказался бы общий.

Галимжан Ибрагимов, бедный, рассчитывал, что литературный язык останется общим для двух республик. И если бы так произошло, то сегодня мы имели бы очень интересную ситуацию. Они верили в эту идею. Но взамен того вклада, что внесли, они все стали башкирами. Нужно иметь ввиду, что до Рахимова Башкортостаном фактически все время правили татары, или западные башкиры.

То есть татароязычные башкиры. Большой проблемы не было. Хотя уже в 1959 году при Зии Нуриеве началась фальсификация переписных данных. И потом это все время продолжалось. Не очень интенсивно, но в 1970-х годах приобрело интенсивный характер и вышло на уровень пленума КПСС, тогда еще Егор Лигачев выступил, потому что было много жалоб.

Но до этого такого особенного конфронтационного духа не было. Что послужило импульсом? И вот они стали подниматься, начали появляться и в партийных органах, их усиление произошло в 1980-е годы. Конфронтация началась, когда коммунистическая элита была подорвана из-за постановления ЦК КПСС, когда убрали верхушку Башкортостана, в это время к власти пришли другие люди. Тогда же начал «двигаться» Рахимов.

Потом окончательно в ходе национального движения Рахимов оказался наверху, и он привез, привнес с собой башкирскую верхушку, своих соратников из так называемых восточных башкир. Пока был хотя бы остаток пролетариатского интернационализма и коммунисты курировали эти вещи, это как-то пряталось внутри, а как только коммунистическая система начала расшатываться, это рассыпалось — реальные вещи вылезли на поверхность. Но этот процесс требует особого изучения. Проблема формирования современных татарских элит тоже не изучена. В этом году и электронно можно будет пройти перепись, в этом случае вообще никто не увидит, кем ты там записался.

В любых вариантах. Потому что во время прошлой переписи в Башкортостане переписчики очень часто заполняли переписные листы карандашом. А что они потом там написали ручкой, никто не знает. Были случаи, когда приезжали из района и говорили, у вас должно быть вот столько-то башкир. Сочиняли уже на местном уровне.

Поэтому, я не думаю, что будет нормальный опрос. В Башкортостане уже давно не было нормального опроса. В интернете даже гуляет такой мем «перепись — это зло».

От Руси к России. Черная легенда: друзья и недруги Великой степи. Исхаков Д. Татарская нация : история и современное развитие. Казань, 2002. Кузеев Р.

Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. Происхождение башкирского народа. Вопросы и задания 1. Пользуясь книгами Л. Гумилева, подготовьте сообщение об историческом взаимодействии русских с народами великой степи. Какие субэтнические группы татарского этноса можно выделить по географическому распространению , языку и религии? Подготовьте краткое сообщение по одной из этих групп. Какое влияние на национальную культуру татар и башкир оказал ислам? Подготовьте компьютерную презентацию о наиболее значимых памятниках исламской культуры в регионе.

Пользуясь топонимическим словарем, определите по карте Европейской части РФ область распространения тюрских топонимов. Из книги Русские плюс... Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство , особенно живопись и скульптура. Другие осели в деревнях, возделывают поля и разводят пчел. Эти последние сейчас все более и более растворяются среди других татар Российской империи. Зиму все башкиры - и Из книги Инки. В мечетях царит удивительная чистота и порядок. Стены окрашены монотонно, без орнаментов, полы покрыты войлочными коврами.

Посты соблюдаются в Крыму строжайше. В основном они живут в Минусинском уезде Из книги История ислама. Хотя мусульманский закон строго повелевает татарским женщинам закрывать Из книги Древняя Америка : полет во времени и пространстве. Присутствие человека и следы его деятельности отмечены в этом регионе чрезвычайно давно. Этническая структура Северо-Кавказского региона Северный Кавказ — самый многонациональный и густонаселенный район Российской Федерации. Формирование субэтнических группПредки мордвы населяли Волго-Окско-Сурское Из книги автора Хазары украинские, сарматы польские, татары русские Восстание 1648-го навсегда изменило не только национальную и политическую карту Украины, но и совершенно переменило социальную структуру общества. Старая элита Речи Посполитой была изгнана с левобережья Днепра или Чего больше - сходств или различий между башкирским и татарским языками? Можно ли опредедить разницу на слух? Разбираемся в отличиях двух родственных языков.

Татарский и башкирский языки относятся к алтайской языковой семье, кыпчакской группе тюркских языков. Считается, что их «родоначальником» был кыпчакский половецкий, куманский язык, сегодня не существующий. Исторические причины обусловили схожесть двух языков. Многие исследователи в своих работах используют термин «татаро-башкиры», акцентируя внимание на единстве народов. Близость территорий и административный фактор привели к тому, что в результате переписей XIXвека наблюдались интересные случаи двойственной этнической идентификации. Жители башкирских деревень при переписи могли отнести себя к сословию башкир, при этом обозначив национальность как «татарин». Границы взаимопроникновения языков сильно отличаются от современных административных границ между республиками. Так, в языке жителей восточного Татарстана можно услышать характерные признаки , присущие башкирскому языку. В свою очередь, и сегодня велика доля татароязычных башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана.

Интересно мнение некоторых ученых о том, что нет таких слов, каких бы не понял носитель башкирского, а вот в башкирском литературном найдется несколько десятков слов, непонятных татарину. Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким. Но всё-таки они есть. В советское время сформировались литературные языки, и выяснилось, что татарский и башкирский в основных своих чертах идентичны. Преимущественно различия между двумя языкам касаются фонетики и грамматики, в меньшей степени - лексики. Лексические отличия В лексическом составе можно найти некоторые расхождения, поэтому, безусловно, на русский имеет свои особенности относительно татарского языка. Приведем примеры различий среди базовых слов. Фонетические отличия 1. По сравнению с татарским, в башкирском происходит замена некоторых букв и звуков в парах первое слово из татарского языка, второе из башкирского.

Из-за фонетических особенностей башкирский язык на слух воспринимается как более мягкий. Таким образом, два языка имеют больше сходств, чем различий. Эти народы всегда жили в достаточно близком соприкосновении и друг с другом, и с русским населением этих краев. В процессе совместного проживания происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур, однако и в XXI веке народы Поволжья и Урала сохранили свое национальное самосознание и аутентичность. Понятно, что образ жизни, культурные традиции , другие этнографические особенности сегодняшних татар, башкир и чувашей существенно отличаются от того, что было 150 лет назад. Тем интереснее, полагаю, будет читателю соприкоснуться со своего рода "временным срезом" жизни этих народов, всегда игравших значительную роль в нашей общей российской истории. При подготовке материалов этой части обзора использованы следующие источники: - "Народы России. Этнографические очерки. Материалы для этнографии России.

Казанская губерния. Семенова-Тян-Шанского , т. Элизе Реклю. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией В. Семенова и под общим руководством П. Семенова-Тян-Шанского и акад. Ламанского, т. Артемьев, Этнографическое обозрение чувашей, 1859. В обзоре использованы иллюстрации из книг и журналов XIX века, фотографии и произведения художников того времени.

Ареал обитания самого многочисленного из представленных народов - татар - довольно обширен: от среднего течения Волги Нижегородская губерния до Астрахани на юге и Уфимской губернии на востоке. Волжских татар принято было именовать казанскими, чтобы отличать их от татар крымских и кавказских азербайджанцев. Казанские татары. Pauli F. Казанские татары, пришедшие с начала тринадцатого столетия с монгольскими ханами, но очень мало смешанные с племенами их вождей, судя по чистоте их типа, происходят от кипчаков Золотой Орды. Они среднего роста, широкоплечи, крепкого телосложения; лицо у них красивой овальной формы, нос прямой, тонкий, красиво выгнутый, глаза черные, живые, острые, скулы немного выдающиеся, борода черная, редкая, шея толстая и короткая; голову они всегда бреют, отчего их прямые уши кажутся более длинными, чем на самом деле. Женщины имеют обыкновение белиться и румяниться, но они все более и более принимают русские моды. Татарки бедных семейств свободно выходят на улицу, с полуоткрытым лицом, а жены богатых татар ездят иногда в русский театр, в Нижний на ярмарку и в столицы, присутствуют на публичных увеселениях. Многоженство все еще существует, брак не перестал быть покупкой жены, и в брачных договорах, в составлении которых жених и невеста не участвуют, постоянно упоминается цифра калыма, уплачиваемая за молодую девушку.

Однако, число татар-многоженцев понемногу уменьшается. Фото А. Карелина, 1870-е. Татарская чета Казанской губ. Фото Ж. Рауля, 1870-е. Чета татар. Карелина, 1880-е. Чета пожилых татар.

Татарки по наружному виду более подходят к восточному типу, а именно к монгольскому, по причине значительно выдающихся скул и узкого разреза глаз. Другая отличительная их черта - это переливающаяся с боку на бок походка, по которой тотчас возможно признать татарку, без предварительного разузнавания ее народности. За особенную красоту татарки почитают их выдающиеся боковые кости. К 35 годам татарки от употребления косметических средств и от бездеятельной жизни сильно стареют, представляя этим совершеннейшую противоположность с другими народностями. До настоящего времени татарские женщины ведут совершенно отдельную от мужчин жизнь, имея свое особое помещение. Единственное их развлечение составляют дети, одежда и частая еда. От этой характеристической черты жизни татарских женщин в последнее время делаются отступления. Так, например, татарки являются в театр занимая места в ложах позади своих мужей, при опущенных вуалях. Их можно также встретить на гуляньях и на официальных балах.

На последних они откидывают свои вуали, причем наблюдателю немедленно бросается в глаза их полуиспуганный вид и всякое отсутствие движения зрачков. При всем том некоторые из них весьма привлекательной наружности, в особенности те, которые не употребляют косметических средств, что весьма редко. Фото М. Букаря, 1872. Главным занятием массы татарского населения служит земледелие, хотя справедливость требует заметить, что татары - плохие земледельцы, несмотря на то, что занимают сравнительно хорошие земли. Причин этого несколько: прежде всего недостаточность наделов, обезлесение местности, служащее причиной частых засух, и плохая техника земледелия. Татары расселились громадными селениями по нескольку сот дворов, вследствие чего поля их раскинулись на десятки верст, и дальние полосы не могут быть удобряемы. Кроме того, среди татар наблюдается наибольший процент безлошадных, которым приходится или отдавать свои наделы за ничтожную плату в аренду, или обрабатывать кое-как наймом, что также дает мало дохода. Будучи дурными земледельцами, татары - плохие и плательщики податей.

Но если татары плохо организуют свое собственное хозяйство, то в чужом хозяйстве являются очень хорошими работниками. Вообще, татары способны ко всякому труду. Поступая в услужение, в виде кучеров, дворников, сторожей, скоро приобретают полное доверие своей честностью, исправностью, услужливостью и готовностью на всякое дело. В физическом труде отличаются большой силой и необыкновенной выносливостью; на волжских пристанях считаются самыми лучшими крючниками и грузчиками, свободно таская на себе тюки с тяжестями по 12-18 пудов. Но в целом татарин, сибарит по натуре, любит и предпочитает всему лёгкий труд, особенно торговлю, к которой он, подобно еврею, чувствует большую склонность и способность. Стоит татарину скопить несколько рублей, как он пускается в торговлю. Торгуют татары решительно всем, чем только можно, и с большим уменьем и выгодой для себя. Многие из них скоро обогащаются; в Казани и Нижнем есть татары-миллионеры. Полное географическое описание.

Выгрузка баржи татарами. Дмитриева, 1890-е. Зажиточные нижегородские татары. Одежда татар - восточная, отличающаяся своей длиной и шириной. Рубашка - белая или цветная, ситцевая или же из синей крашенины, с широкими рукавами, спускается ниже колен и не подпоясывается; штаны, также широкие, запускаются за сапоги или завертываются за онучи. Поверх рубашки татары носят безрукавый камзол "зилян" , доходящий до колен, затем халат, подпоясываемый гарусным или шелковым кушаком - и, наконец, шубу. Казанские татары-купцы носят обыкновенно поверх зиляна суконный кафтан с опушкой, похожий покроем на русский купеческий. Эта скромная одежда отличается у богатых только тем, что сукно тоньше и кафтан вообще опрятнее; зато они носят много драгоценностей: золотые перстни, кольца с бриллиантами, массивные золотые цепи и пр. Выбритая гладко голова татарина покрывается ермолкой тюбетейкой , иногда расшитой золотом и жемчугом, затем шапкой, у богачей опушенной бобром.

Муллы и хаджи, т. Пожилой и молодой татарин. Фото К. Сафонова, 1890-е. Татарин Казанской губ. Татарский мальчик Казанской губ. Прянишников, 1880. Женская одежда состоит из длинной и широкой ситцевой рубашки с нагрудннком и шаровар. На рубашку татарки надевают зилян, а на голову накидывают полотняное или ситцевое покрывало, заменяемое иногда простым платком; богатые вместо зиляна носят халат из парчи, из шелковой материи или из китайки с длинными рукавами.

Халат накидывается прямо на голову и служит таким образом вместо чадры покрывала. Головным убором служат шелковые или бархатные колпачки, с дорогой бахромой, позументами, мелкими серебряными монетами и драгоценными камнями, или же бархатные круглые шапочки с плоским верхом, отороченные соболем. Кроме того, татарки очень любят разные украшения из благородных металлов и самоцветных камней: ожерелья, массивные серьги, браслеты, перстни, в косы вплетают разные металлические подвески, монеты и пр. Солнцев, 1869. Татары Пензенской губ. Фото Орлова, 1890-е. В городах, в особенности Казани, вид татарских домов и строений ничем не отличается от других городских. Приемные покои в виде залы и гостиной убраны на европейский лад, обыкновенной мягкою мебелью, зеркалами, канделябрами, занавесками, коврами, салфетками и цветами на окнах. Во внутренних покоях преобладает азиатский вкус с его низкими диванами по стенам, на которых сидят татарки, поджав свои ноги.

Дома в деревнях по первому впечатлению опрятнее русских, что происходит от влечения татар казаться богаче, чем они в действительности есть. Для сего он белит несколько раз в году свою печь, ставит на вид самовар с чайным прибором яркого цвета, большой сундук, окованный жестью и раскрашенный такими же цветами и зеркало на видном месте - придают избе своего рода изящество, без которого русский крестьянин обходится легко, не увлекаясь желанием казаться богатым и приберегая копейку на более необходимые предметы, либо для увеличения своего капитала. В татарских избах с виду кажется все чистым и прибранным, но большинство татар нельзя, однако, похвалить за чистоту и опрятность. У них постоянно случается, что в одной и той же посуде стирается грязное белье и подается кушанье. Чистоплотности от татар также, кажется, можно было бы ожидать, вследствие частых омовений, предписываемых им законом; но на деле бывает далеко не то: у них чаще, чем у какого-нибудь другого племени встречаются разные накожные болезни, порождаемые неопрятностью, а также парша на голове от грязных тюбетеек, не пропускающих головных испарений. Вместе с тем, как сам татарин, так и дом его, насквозь пропитаны каким-то особенным запахом от бараньего сала, которое они постоянно употребляют в пищу, в виде приправы к разным кушаньям. Обыкновенная пища татарина-поселянина состоит в следующем: «толкан» - мука вареная в воде с солью; болтушку эту едят утром вместо чая. За обедом подают салму - мучные шарики, иногда с мясом, разваренные в воде; лепешки из гречневой муки. Вечером опять варят «толкан».

По праздникам лакомятся лошадиным мясом или бараниною. Самый общительный татарин не станет с русским есть мяса: надо, чтобы животное было заколото татарином, который, перерезывая горло, произносит молитву: "бис-милях" во имя Божье. Часто случается, что, приходя в русский трактир, татарин приносит с собою курицу или кусок говядины и отдает ее зажарить; если же принесенная птица живая, то татарин тут же сам закалывает ее с молитвою. Уход за скотиною в татарском хозяйстве весьма тщателен и примерно чист. Их вареные сливки - каймак - очень вкусны. Они запасаются ими на зиму, замораживая их в больших кадках, и едят затем разогретыми. Впрочем, это делается большею частью в домах зажиточных татар. Богатые татары преимущественно едят лапшу, пельмени, жаркое, жирные лепешки с чаем , пироги с зелеными огурцами и сухие плоды. До разных овощей татары весьма болышо охотники: они возделывают их с любовью, запасаясь ими на зиму.

Татары, живущие в Казани, почти совсем не едят конины. Это невкусное мясо в употреблении только у деревенских жителей, которым продают на убой обыкновенно старых, еле живых лошадей. До чаю все вообще татары страстные охотники; быть может, это потребность желудка после их жирных обедов. Но замечательно, что пристрастие к чаю и ко всему сладкому не уничтожает в них, как и в русских крестьянах, склонности к вину. Несмотря на заповедь пророка и запрещение мулл, татарин любит выпить, оправдываясь тем, что пьет не вино, а бальзам попросту - настой трав на водке. Трактирная жизнь татарину очень по сердцу; в этом, может быть, проявляется здесь любовь восточного жителя к кофейням. В трактире татарин обыкновенно выпивает несколько рюмок бальзаму и множество бутылок пива. Выпить в течение дня 10 - 15 бутылок у татарина не считается гастрономическим подвигом. За пивом распевает он свои песни, или слушают орган, курит табак, а у себя в доме курить не позволяется.

Для русских людей между национальностями нет различий, кроме названия. Народы Татарстана и Башкортостана не испытывают друг к другу враждебности, но чувствуют национальную обособленность так же, как белорусы и украинцы. Между ними существуют культурные и языковые различия, а также разница в характере. Башкиры открыты, прямолинейны, гостеприимны и щедры. Татары отличаются бережливостью, расчетливостью, настороженностью к гостям. О них в народе ходила поговорка «Незваный гость хуже татарина».

Антропологические особенности Для представителей обеих национальностей характерен миндалевидный разрез глаз, выделяющиеся скулы, округлое лицо. Но внешность татар имеет больше общих черт с европеоидной расой, особенно среди представителей самой многочисленной поволжской народности: светлая кожа и волосы, голубые глаза. Башкирский народ наделен чертами монголоидной расы: темные волосы и глаза, смуглая кожа. Антропоморфное однообразие связывают с тем, что представители национальности не вышли за пределы Республики Башкортостан и территории Урала. Но и в том, и в другом случае есть исключения.

С начала 90-х годов и то, что происходит сейчас, ведь Татарстан достиг больших успехов именно в идентичности. Например, в Казани были времена, когда в автобусах на людей заговоривших на татарском языке смотрели странно… - А в мире ведь не так! А теперь мне стыдно, когда кто-то негативно думает, даже показывает взглядом, что это не тот народ и ведет не тот разговор. Это тоже та тема, которая не заслуживает даже громкого обсуждения, надо работать с самим собой, с людьми. Была такая программа «Толерантность» - выделяли 250 млн на всю Россию и говорили: «Какая толерантность? У нас уже братство, дружба! Тем не менее индекс толерантности требует реконструкции. Это последний рубеж для Татарстана, где хотелось бы это определять, существуя в рамках российского государства. Сейчас говорят, что и это слишком. Это больно? И когда надо было из Москвы доехать до Индийского океана, везде на границе требовали мандаты, документы и если они были написаны не на тюркском языке, то не пропускали! Так что получается, что исчезающий язык был имперским языком на всей территории, что не погубило другие языки. И поэтому язык существует ровно настолько, насколько на нем говорят его носители. Да, школа влияет, плохое или недостаточное изучение влияет, потому что это изучение художественной литературы, профессиональной культуры. Главный фактор — чтобы он потреблялся. По федеральному закону о «Языках народов России» - на языке местного населения можно вести делопроизводство, никто не запрещает. Это по партийной линии нас спугнули или мы сами перестали пользоваться. И появились какие-то лидеры, местные начальники, которые стали сами запрещать. Я нее за то, чтобы насильственно учить не татарина! Если человек желает жить в этой татарской среде, сделать карьеру или набрать голоса, продать товар — он сам подтянется, увидит пример хороших интеллектуалов. Я знаю много русских людей, евреев, украинцев, которые знают татарский язык. Тем более в Татарстане, может быть где-то на Камчатке, но и там, наверное, сложно, там татар тоже, наверное, много. Как нам у нас понять какой ребенок должен учить татарский язык, а какой нет? Даже сегодня не умеют определять национальность! А уж в прошлые века могли определить религию, и то этим мало занимались. Только когда налоги платили и когда в армию забирали, если человек ненадежный по происхождению, то могут взять не в те войска. Татары как современная, буржуазная национальность стала формироваться только в конце XIX века и доформировалась в XX веке. А другие наши братские народы формируются до сих пор. Поэтому, определить национальность можно только по волеизъявлению самого человека, частью какой культуры он себя чувствует. Получается, должен произойти перещелк в голове, что я не должен бояться или стесняться своего происхождения. Иногда бывает так, что по лицу видно, какого народа представители эти люди, а еще если они говорят на ломаном русском языке.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий