Новости кто такой челкаш

В сутолоке порта Челкаш, чувствуя себя уверенно, собирается на новое дело, и очень расстроен, что Мишки не будет рядом. Творческая история рассказа «Челкаш» весьма необычна и включает в себя интересные факты из жизни молодого Максима Горького. Челкаш — это персонаж русской народной сказки. Он представляет собой хитрого и ловкого человека, который обманывает и разыгрывает других персонажей сказки. Челкаш часто использует свою хитрость и обман, чтобы выиграть в различных ситуациях. Челкаш: образ и характеристика Челкаша Сюжетная линия рассказа построена вокруг судьбы бывшего военного, чья жизнь превратилась в жалкое существование.

Другие работы автора

  • Челкаш: кто это и чем знаменит - подробный обзор | Название сайта
  • Максим Горький Челкаш краткое содержание по главам
  • Очень краткий пересказ
  • Характеристика Челкаша в рассказе Горького "Челкаш", образ, описание
  • Челкаш из рассказа «Челкаш»

Образы героев в рассказе “Челкаш” М. Горького

Рассказ «Челкаш», анализ которого представлен в статье, написан в 1894 году. Детальный анализ произведения Максима Горького «Челкаш», описание главных действующих лиц, проблематика, конфликт, история создания и жанр. 3. Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское богатство». В Челкаше вспыхнула злоба — его «самолюбие бесшабашного удальца» было задето тем, кто не имел в его глазах никакой цены. Свобода и смысл жизни, противопоставление бродяжничества крестьянству, проблема выбора и поиск своего пути — все эти темы емко раскрыты в рассказе «Челкаш». Челкаш приглашает Гаврилу пообедать, причём берет еду в долг, и Гаврила сразу преисполняется уважения к Челкашу, «который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием».

Челкаш из рассказа «Челкаш»

Челкаш это имя криминального элемента из рассказа Горького в котором пропагандируется тема свободы и босячества. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Челкаша в рассказе «Челкаш» Горького: описание внешности и характера героя. Челкаш Деньги ему нужны для того, чтобы пить, угощать других, забыть о том, что он отверженный, босяк.

Характеристика

  • Анализ произведения «Челкаш» М. Горького
  • Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)
  • Читать онлайн электронную книгу Челкаш - I бесплатно и без регистрации! -
  • Кто такой челкаш

Анализ произведения «Челкаш» М. Горького

Значение слова ЧЕЛКАШ. «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. Значение слова ЧЕЛКАШ. «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. Образ и характеристика Челкаша из рассказа Максима Горького «Челкаш» с цитатами помогут читателю понять, насколько неординарным человеком являлся главный герой произведения. Подробную характеристику главных и второстепенных героев повести Челкаш читайте в этой статье. Максим Горький, «Челкаш» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Максим Горький, Россия, знания на развлекательном портале

«Челкаш» М.Горький

Челкаш — это персонаж русской народной сказки. Он представляет собой хитрого и ловкого человека, который обманывает и разыгрывает других персонажей сказки. Челкаш часто использует свою хитрость и обман, чтобы выиграть в различных ситуациях. Челкаш спокойно посматривал на него из-под своих густых бровей и, не отпуская его руки, продолжал разговаривать: Ты не торопи меня. Детальный анализ произведения Максима Горького «Челкаш», описание главных действующих лиц, проблематика, конфликт, история создания и жанр. Книги из ролика и любые другие на ЛитРес со скидкой 20% по промокоду YOUTUBE: % на первую покупку на десятки тысяч топовых книг п. челкаш это кто такой Писатель Максим Горький. Значение слова Челкаш на это Челкаш «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г.

Челкаш и гаврила кто достоин уважения почему. Анализ произведения «Челкаш» М

Он является настоящим романтическим героем, не терпящим алчных людей рядом с собой. Хоть персонаж и имеет суровую внешность, автор показывает его с огромной душой, склонным к сочувствию. Ему позволяют выделиться из толпы: независимость; избавление от привязанности ко всему; способность к пониманию чувств и эмоций других людей. Гаврило — бедный молодой крестьянин. В отличие от Челкаша, он живет без принципов и конкретных целей. На первый взгляд, парень кажется наивным, добродушным и доверчивым. Однако читатели позже знакомятся с его темной стороной. Гаврило желает свободы и финансовой независимости, однако он готов пойти на разные низкие поступки ради своей выгоды.

Вот почему даже Челкаш испытывает к нему неуважение. Босяк, имеющий сложное прошлое, вызывает у читателя большую симпатию, нежели наивный крестьянин, который таит в себе злость. Трусость, алчность, любовь к деньгам отталкивают читателей от Гаврило. Челкаш по сравнению с ним оказывается более достойным человеком. Такой вывод напрашивается и после того, как приходится наблюдать за жалким поступком Гаврило. Юноша произносит цитату, обращённую к нему: «Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…» Получается, он уверен, что у того нет будущего. И всё же у него есть свои представления о морали.

Допустим, Челкаш презирает жадных людей и в то же время не испытывает иллюзий по поводу того, какой образ жизни ведет сам. Темы и проблематика Первая и основная тема — смысл жизни. Автор представляет 2 разные судьбы. Один из персонажей показывается, как опытный человек, повидавший на своем веку многое. А второй, Гаврило, только начинает входить в нее, обретать счастье. Для него смысл жизни состоит в создании семьи и наличии денег. Челкаш же, понимая всю тяжесть бытовой жизни, осознанно отказался от такого мировоззрения, а также от привязанности к семье, дому и другим ценностям.

Для героя счастье состоит в полной свободе его действий и решений, возможности провести день в спокойствии. Остальные темы: Природа. Она играет важную роль в рассказе, автор возвышает ее мощность, силу над людьми. Настроение и внутреннее состояние героев передается с описанием природы. Эта среда выступает в качестве символа независимости. Она является главной темой рассказа, так как цель обоих героев состоит в ее достижении.

За модой вор явно не следил, одеваясь во всякое лохматье и отрепье. Сын состоятельного крестьянина, посвятивший несколько лет гвардейской службе, имевший семью, в составе которой жена Анфиса и ребенок, сейчас превратился в беспробудного пьяницу и ловкого вора, зарабатывающего на жизнь воровством в морском порту. Выпивал Гришка от безысходности. Не потому, что нравилось. Чтобы заглушить терзавшую его душевную тоску и не признаваться себе в том, что он, по сути, является отбросом общества. Да и воровать ему приходилось не ради удовольствия, а с единственной целью, найти денег на очередную порцию выпивки. Несмотря на солидный возраст, в воровском деле он был настоящий ас. Деньги водились в карманах всегда. Распоряжаться он ими не умел. Разлетались они так же быстро, как появлялись. Челкаш отличался веселым и бесшабашным нравом. В своих кругах он пользовался уважением и почетом.

Если да, то в чём? Первое впечатление от него? Истинная ли его религиозность? Челкаш - это имя криминального элемента из рассказа Горького, в котором пропагандируется тема свободы и босячества 2. Челкаш — бродяга и вор, а Гаврила — крестьянин , роды деятельности Челкаш странствует и ворует, занимается пропагандой, Гаврила предан хозяйству, земле.

Челкаш узнает, что Гаврило — так зовут крестьянина — хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу. Гаврило сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус легких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврило — раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем Гаврило. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня. Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу. Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты. Внутренний — сомнения вора и крестьянина, внешний — драма между мужчинами. Идея произведения — показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств. Основная мысль: мы сами делаем себя рабами. Композиция Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция — утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка — поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий — попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация — ссора между ворами; развязка — Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор. Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» — обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря. Жанр Жанр произведения — рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Направление «Челкаша» — реализм. О босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому. Герои писателя — вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою. Недовольство своей жизнью, с одной стороны, чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, — вот что характерно для горьковских бунтарей. Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками. В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества — вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе : перед глазами читателя сталкиваются два героя — Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне. Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы — полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя. Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее. Челкаш «своей хищной худобой» , «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба. Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные» : всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза. Он противопоставлен Гавриле — простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами» , которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища. В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка, чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы» , но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом. Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа. Произведение состоит из пролога и трех глав. Во вступительной части очень ярко представлено место действия — порт, в описании которого используется звукопись — «оглушительная музыка трудового дня». Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их». Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту — его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка. Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу. Хотя тот до смерти пугается «дела» , участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу» , зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода. Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство» , которое очищало душу «от житейской скверны». Пейзаж моря , данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы. Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба» , но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит. Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле. Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство — ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить. Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус! Прошлое Григория можно узнать лишь из обрывочных воспоминаний героя или из его беседы с Гаврилой. Из разговора с подельником ясно, что Челкаш произошёл из крестьянской семьи, отец его был довольно зажиточный человек. В море перед глазами Григория вдруг промелькнули «картины прошлого» из другой жизни: мать и отец в молодости и в старости, он — жених и его жена красавица Анфиса с длинной косой, сам Григорий в гвардейской форме. Воспоминания обрываются, а перед читателем снова предстаёт прежний Челкаш: не красавец-гвардеец, а вор и пьяница, уже более одиннадцати лет, промышляющий в порту. Портрет Горький мастерски описывает внешность героя, которая, в свою очередь замечательно передаёт его характер. Челкаш — это «старый, травленый» волк. Его отлично знают в порту, он свой человек в трактирах. У Челкаша худое лицо и костлявая фигура. Писатель сравнивает Гришку с ястребом, приписывая герою не только внешнее сходство с птицей, но и движения, походку. Его сухое длинное и слегка сутулое тело, обтянуто загорелой коричневой кожей. У него длинные цепкие пальцы, чёрные с проседью волосы и серые острые глаза, густые брови, крючковатый с горбинкой нос. Большое внимание уделяет Горький бурым длинным усам Челкаша, которые то вздрагивают, «как у кота», то он их подкручивает, то посмеивается « в усы», то они «обвисли» в момент душевного расстройства, то «сладострастно» вздрагивают, чуя добычу. То есть, можно сказать, что усы выражают настроение героя. Своими хищными манерами он резко выделяется среди большого количества босяков и забулдыг, обосновавшихся в порту. Характер Тем не менее, Григорий в душе романтик. Он любит свободу, море, природу. Горький не раз подчёркивает родство героя и моря. Челкаш так же свободен, у него широкая душа, несмотря на то, что он вор и бродяга. И настроение Григория сродни морской стихии: такое же переменчивое. То он идёт хмурый и неразговорчивый, то он «весёлый и едкий», то равнодушный, то спокойный. Григорий пользуется уважением среди портового люда. Ему доверяют, с ним советуются, выкладывают ему последние новости. У него репутация наглого и ловкого, но честного вора. О честности Челкаша говорит тот факт, что ему часто дают взаймы, зная, что он вернёт деньги. Столкновение Опустившийся, вечно пьющий, ворующий Григорий, в душе остался благородным и добрым. При найме Гаврилы в нём борются два чувства: с одной стороны, ему нужен помощник, чтобы пойти на дело, но, с другой стороны ему жалко этого простого крестьянского парня, «сосунка», которого он толкает на дурной путь. По отношению к Гавриле, Челкаш часто проявляет разное отношение: сочувствие, жалость, доброту, жестокость, неприязнь. Эти противоречия подчёркивают непостоянный нрав Григория и недоверие к новому подельнику. Они слишком разные: свободолюбивый, смелый, независимый, уверенный в себе, познавший жизнь Челкаш и приземлённый, молодой, трусоватый, покорный Гаврила. Столкновение двух этих людей и, последовавшая следом, драма лишь подчёркивают подозрения Челкаша и говорят о его благородстве, презрении к подлости и предательству. В возникшей ситуации вор и пропойца поступил благороднее, чем простой крестьянский парень. Добыча не сделала из него убийцу и злодея, он выдержал испытание деньгами, оказался духовно выше Гаврилы. Однако, развязка произведения вызывает чувство тревоги за дальнейшую жизнь главного героя, показывает его ненужность обществу. Источник Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш» В ранних рассказах М. Горького преобладают герои, которых можно назвать «сильными личностями». Они тяготеют к абсолютной свободе, независимости, им свойственны некоторая агрессивность и асоциальность. Характеристика образа Челкаша соответствует этим параметрам. Личность Григорий Челкаш — главный герой рассказа Горького. Читателям он представлен как смелый, опытный и ловкий вор. Но в прошлом он был сыном состоятельного крестьянина, служил в гвардии и был женат. Что заставило его бросить былое благополучие и стать босяком, автор не уточняет, но упоминает о том, что его герой «разочаровался в радостях крестьянской жизни». Таким образом, становится понятным, что Челкаш относится к горьковским «сильным личностям», которые, по Ницше, приходят в этот мир, «чтобы не соглашаться». Он живёт в одном из южных приморских городов и занимается контрабандой, а также пьянствует. Будучи босяком и жуликом, он мог получить много денег за одну воровскую вылазку, но деньги у него, по всей видимости, не задерживались, и выглядел он оборванцем. Внешность Челкаш был высоким, сутулым и костлявым мужчиной. Его чёрные с проседью волосы указывали на то, что он далеко не молод, но ещё достаточно силён: автор отмечает его жилистые кулаки, а также крепкую хватку рук — сторож не смог вырвать свою руку из руки Челкаша. Горбатый хищный нос подчёркивал сходство со степным ястребом. Походка его тоже была ястребиной: он всё время как будто к чему-то прицеливался, зорко поглядывая вокруг — так ястреб подкарауливает свою добычу.

Что привело Челкаша к воровству: история и причины

  • Почему Челкаш стал вором: история и причины
  • Кто такой челкаш
  • Анализ произведения «Челкаш» М. Горького
  • Место и время действия
  • Кто такие люди дна? "Челкаш"
  • Образы героев в рассказе “Челкаш” М. Горького

Челкаш краткое содержание

Находясь в равном положении, Челкаш нравственно выше Гаврилы. Он швыряет деньги Гавриле в лицо и "плюёт в его чистые глаза". Гаврила униженно просит прощения, но деньги всё равно отбирает, жадность его давит. Просьба о прощении уже не воспринимается как нравственный поступок. Благородно опять ведёт себя Челкаш: он прощает несостоявшегося убийцу.

Важно то, что для каждого из нас свобода, и совершаемый нами выбор. В 1891 году Горький попал в больницу города Николаева.

Там он услышал от соседа по палате, одесского босяка, историю его скитаний. Один из рассказанных им эпизодов послужил основой для «Челкаша». Горький перенёс исповедь случайного знакомого на бумагу лишь в 1894-м, по просьбе Владимира Короленко, писателя и главы журнала «Русское богатство». Тот верил в талант начинающего автора, и Горький его не разочаровал. Короленко оценил в черновике произведения, написанном всего за два дня, его силу и целостность. Рассказ «Челкаш», краткое содержание которого вы сейчас прочтёте, поделён на три части: знакомство Челкаша с будущим напарником, ночная морская поездка на «дело» и расставание героев.

По сигналу грузчики устраиваются на обед. В это время на горизонте появляется Гришка Челкаш — свой человек среди местных, безработный босяк и контрабандист. Герой не в духе, он ищет своего приятеля и подельника. Таможенный сторож говорит ему, что бедолага в больнице: он сломал ногу. Челкашу срочно нужна для него замена. На улице вор примечает молодого крепкого паренька, явно из крестьян.

Они знакомятся. В разговоре юноша жалуется новому знакомцу, что недавние попытки найти заработок в городе провалились, а ему нужны деньги. Потом он спрашивает, чем занимается Челкаш. Тот отвечает, что он рыбак.

В разные стороны с Челкашом. Дорога Челкаша понятна — стал вором и умрёт вором. О другом он вряд ли и думать будет. Это читатель будет думать: зачем Горький поэтизирует вора, наделяя его романтическими качествами, заставляя совершать поступки благородные и почти фантастические для него самого. То ли от следования традиции, продолжая рассказы о благородном Робине Гуде, защитнике обездоленных, но в новых социальных условиях. То ли для того, чтобы подчеркнуть: вор, человек «дна», босяк обладает такими качествами, которые вряд ли присущи богатым и сильным хозяевам жизни. Такое толкование рассказа долго было в ходу. То ли ведётся рассказ к тому, чтобы подумал читатель: «Нет, мил человек, ты отдал легко, потому что легко и просто тебе досталось». Ведь возможен и такой поворот в восприятии происшедшего. Образ жизни и поведение Челкаша могут в одних вызвать сочувствие, в других удивление, в третьих презрение. Кажется, что ясна дорога Гаврилы — в деревню, в дом, в зятья. А что, если он прельстится мыслью о лёгкой добыче денег? Ведь и такой поворот в судьбе персонажа вполне вероятен.

Он живет нынешним днем, не заботясь о работе и не признавая своего бедственного положения. Став отбросом общества, он гнал от себя мысли об этом, заглушая их выпивкой. Только море давало герою успокоение, ведь в нем он был королем ситуации. Внешность Челкаша Челкаша влечет вкус свободы, поэтому он идет на воровство. Он — потерянный для общества человек, который, имея все, что необходимо, не ценил этого. Утратив семью и статус, он предпочитает не думать о произошедшем, не менять ситуацию. Алкоголик и бродяга, мужчина заглушает душевную боль, чтобы избежать признания своего бедствия. Собственная жизнь противна герою, но к другой ему было не пробиться. Цитаты Несмотря на бедственное положение главного героя, его негативный образ, грехи и проступки, Горький наделили Челкаша великим характером, сравнимым с величием моря: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной». Челкаш сознавал серьезность своего падения. Он боялся вспоминать о своем прошлом, потому что мысли угнетали и не давали покоя, разъедая душу мужчины: Дух мужчины был сломлен жизненными перипетиями, цельным в нем оставались только благородство и человеческие принципы. Гордость и благородство теплились в его душе, позволяя не достигать дна бездны, в которую стремительно падало его человеческое существо. Поэтому Гаврила вызывал у него неприязнь. Краткое содержание поможет быстро познакомиться с произведением и теми глубокими мыслями, которые выразил в нем Горький. Спустя год произведение появилось на страницах «Русского богатства». Поздний романтизм с умело вплетенными реалистичными элементами — отличительные черты рассказа «Челкаш». Кратко описывая сюжет, следует уточнить, где и когда происходят события. В гавани туда-сюда в суете бегают люди. Оглушительная музыка трудового дня — это звенящие цепи, грохот вагонов, пароходных свистков и криков рабочих. Наступает обеденное время, и об этом сообщает звон колоколов. События разворачиваются так: Краткое содержание: «Челкаш», I глава Ближе к обеду среди грузчиков мы видим главного героя рассказа — вора по имени Гришка Челкаш. Ему нужен друг и подельник Мишка. По словам сторожа, тот находится в больнице из-за отдавленной ноги. Гришка не унывает и думает о том, где бы найти помощника. Парень чувствует уважение к «рыбаку», а Челкаш опаивает его. В какой-то момент неприязнь к Гавриле постепенно переходит в чувство, похожее на отеческое. Парень боится воды, замечает отсутствие снасти и начинает нервничать. Челкаш прикрикивает на него и заставляет быстро грести. Лодка проходит мимо охраны, и вор сообщает напарнику, что если бы их поймали, то им бы не поздоровилось. На этом приключения не заканчиваются: Челкаш увлеченно рассказывает Гавриле, что в эту ночь «тяпнул полтысячи», а то и больше. Парень при этих словах задумывается о своем убогом хозяйстве, а в Челкаше видит равного себе крестьянина. Вор также мысленно обращается к своему прошлому: вспоминает родные места, детство, родителей, супругу, как отец гордился им, гвардейским солдатом. За разговорами мужчины добираются до барки и остаются в ней на ночлег. Разбудив Гаврилу, он сказал, что пора возвращаться на берег. Парень с интересом спросил о выручке. Показав 540 рублей, Челкаш отдал 40 из них Гавриле, а остальное оставил себе. После того как сообщники сошли на берег, разыгрываются следующие события: Герои расходятся — так заканчивается произведение «Челкаш». Читать его интересно: динамичный сюжет захватывает дух и завораживает психологизмом. Тот рассказывает соседу о своих жизненных перипетиях. Через три года после этих событий Горький по мотивам услышанного создает рассказ и передает его В. Коллега его одобряет и помогает напечатать на страницах «Русского богатства». Анализ рассказа «Челкаш»: тема и проблематика Главная тема произведения — это судьба человека. На ее фоне автор рассматривает проблему человеческих взаимоотношений. Проблематика построена на вопросах моральных ценностей. Система образов позволяет читателю осмыслить основные моральные коллизии на примере историй Челкаша и Гаврилы: Отметим, что сам вор родился в крестьянской семье, у него была собственная семья, он когда-то служил гвардейцем. Вспоминая о прошлом, Челкаш тоскует, но все же не желает возвращаться к той былой рабской жизни. Ему дорога свобода, пусть и добытая преступным путем. Основную мысль, которую хотел выразить автор, можно сформулировать так: «Мы сами превращаем себя в рабов». Особенности композиции и жанра Композиционная характеристика «Челкаша» такова: Произведение небольшое по объему, в нем одна сюжетная линия, описан короткий временной промежуток, в событиях задействованы два персонажа. Эти признаки соответствуют определению рассказа. Художественное направление «Челкаша» — реализм. Автору удалось создать оригинальную интерпретацию традиционных образов, углубиться в психологию, кратко и емко выразить глубокую идею. Узнавайте обо всем первыми Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах. Дехтерев Челкаш является главным героем одноименного рассказа Максима Горького «Челкаш». Образ и характеристика Челкаша в рассказе «Челкаш» Горького: описание внешности и характера «. Он был уверен, что ловкости хватит у него. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Слышно было злое скрипение зубов и робкое пощелкивание какими-то костяшками. Его привычные к потрясениям нервы уже успокоились. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену. Отец-то был из первых богатеев в селе. Больно ты закомурист. Малого было жалко, и малый был нужен. Еще спасибо скажут, как узнают. По плану кратко изложена история создания рассказа, дано содержание текста в сокращении, которое можно прочитать по главам, характеристики героев, определены темы, проблематика и основная идея. Материалы, данные в сокращении, можно использовать для читательского дневника и при работе над сочинением. История создания Горький описал случай, услышанный им от одесского босяка, с которым лежал в больнице в Николаеве. Мужик попал в лечебное заведение после того, как был избит сельскими мужиками за то, что вступился за истязаемую женщину. Максим Горький настоящее имя — Алексей Максимович Пешков 1868-1936 — русский писатель, прозаик, драматург. Написано в августе 1894 года в Нижнем Новгороде. Однажды молодой писатель поделился воспоминаниями с В. Короленко, который посоветовал написать об этой истории и дал впоследствии положительный отзыв к рассказу, опубликованному в 1894 г. Сюжет, взятый из жизни босяков, заставил задуматься о тех, кого раньше считали всего лишь изгоями общества. Максим Горький Челкаш краткое содержание по главам Начинается повествование с описания морского порта, где голубое небо стало мутным от пыли, а солнце не отражается в морской воде из-за этой сероватой вуали. Волны моря, вспененные от хлама, закованные в гранит гавани, подавляются тяжестью судов, их бортами и остроносыми килями. Пространство заполнено звоном якорных цепей гудящих пароходов, грохотавшими вагонами, дребезжащими телегами, шумом и грохотом, криками портовых людей. Эти звуки сравниваются с гимном богу торговли — Меркурию. Железные чрева огромных торговых судов, которые презрительно шипят и свистят, наполняют товарами ничтожные и пыльные людишки, таскающие на спинах огромные тяжести, чтобы заработать себе небольшой кусок хлеба. Величественные корабли, блестящие на солнце, противопоставлены усталым, оборванным и потным людям. Автор видит в этом жестокую иронию, ибо созданное человеком его же и поработило. Глава I К полудню, когда уставшие грузчики уже обедали, появляется Гришка Челкаш, который только проснулся. Весь гаванский люд знает этого ловкого вора. Он разыскивает своего подельника Мишку. Таможенного сторожа, который осведомлен о его промыслах, приветствует по-приятельски, но пугает обещанием зайти в «гости», намекая, что тот тоже ворует. Все его побаиваются, но и уважают. Оставшись без напарника, который попал в больницу, Челкашу случайно встретился крестьянский парнишка Гаврила. Тот рассказал, что подрабатывал на покосе, потому что у него умер отец, осталась старуха мать, хозяйство пришло в запустение. Думал в зятья пойти к зажиточному мужику, но тот заставит долго на себя батрачить. Гавриле нужны деньги, и Челкаш, назвавшись рыбаком, предлагает заработать. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Они заходят в трактир, им подают все в долг. Тот, кто казался жуликом, вызвал у Гаврилы уважением тем, что он известная личность и к нему относятся с доверием. Захмелевшего парня Гришка уложил в тени спать, почувствовав себя господином, думает о том, что в его власти сделать с жизнью этого человека что угодно. Глава II Ночью, украв лодку, они поплыли на дело. Челкаш любил море, в котором отражаются на глади огоньки фонарей. В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше. Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его. Доплыв до места, Челкаш отбирает у него паспорт, чтобы не сбежал, и исчезает в темноте пристани. Стало еще страшнее одному в темноте и зловещей тишине, и он обрадовался возвращению хозяина, который спустил в лодку какие-то тюки.

Анализ произведения Максима Горького «Челкаш»

Старый бы поправил. Лошадь как? Она и есть, да больно стара, черт. Ха-арошую лошадь! Корову… Овец… Птицы разной… А?

Ох ты, господи! Было когда-то свое гнездо… Отец-то был из первых богатеев в селе… Челкаш греб медленно. Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся о ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей. Двое людей мечтали, покачиваясь на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя.

Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль о деревне, желая немного ободрить и успокоить его. Сначала он говорил, посмеиваясь себе в усы, но потом, подавая реплики собеседнику и напоминая ему о радостях крестьянской жизни, в которых сам давно разочаровался, забыл о них и вспоминал только теперь, — он постепенно увлекся и вместо того, чтобы расспрашивать парня о деревне и ее делах, незаметно для себя стал сам рассказывать ему: — Главное в крестьянской жизни — это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом — грош ему цена — да он твой.

У тебя земля своя — и того ее горсть — да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо… Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе… Так ли? Гаврила глядел на него с любопытством и тоже воодушевлялся.

Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело, и видел пред собой такого же крестьянина, как и сам он, прилепленного навеки к земле потом многих поколений, связанного с ней воспоминаниями детства, самовольно отлучившегося от нее и от забот о ней и понесшего за эту отлучку должное наказание. Ах, как верно! Вот гляди-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго.

Челкаш одумался… Он почувствовал это раздражающее жжение в груди, являвшееся всегда, чуть только его самолюбие — самолюбие бесшабашного удальца — бывало задето кем-либо, и особенно тем, кто не имел цены в его глазах. Чай, таких-то, как ты, — много! Эх, сколько несчастного народу на свете!.. Шатающих… — Садись, тюлень, в весла!

Они опять переменились местами, причем Челкаш, перелезая на корму через тюки, ощутил в себе острое желание дать Гавриле пинка, чтобы он слетел в воду. Короткий разговор смолк, но теперь даже от молчания Гаврилы на Челкаша веяло деревней… Он вспоминал прошлое, забывая править лодкой, повернутой волнением и плывшей куда-то в море. Волны точно понимали, что эта лодка потеряла цель, и, все выше подбрасывая ее, легко играли ею, вспыхивая под веслами своим ласковым голубым огнем. А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни.

Челкаш дрогнул и оглянулся тревожным взором хищника. Гребни-ка погуще… — Задумался? Сейчас вот сдам и денежки получу… Н-да! Кабы мне, горюну!..

Эх, и сыграл бы я песенку с ними!.. Сейчас бы… И Гаврила полетел на крыльях мечты. А Челкаш молчал. Усы у него обвисли, правый бок, захлестанный волнами, был мокр, глаза ввалились и потеряли блеск.

Все хищное в его фигуре обмякло, стушеванное приниженной задумчивостью, смотревшей даже из складок его грязной рубахи. Он круто повернул лодку и направил ее к чему-то черному, высовывавшемуся из воды. Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь, мелкий, теплый, весело звякавший, падая на хребты волн. Лодка стукнулась носом о корпус барки.

Дождь пошел еще, не мог раньше-то! Эй вы, губки!.. В минуту они были на палубе, где три темных бородатых фигуры, оживленно болтая друг с другом на странном сюсюкающем языке, смотрели за борт в лодку Челкаша. Четвертый, завернутый в длинную хламиду, подошел к нему и молча пожал ему руку, потом подозрительно оглянул Гаврилу.

Гаврила, идем! Есть хочешь? Потом он вытянулся рядом с Гаврилой, заложив руки под голову, поводя усами. Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу, и плескались волны о борта… Все было грустно и звучало, как колыбельная песнь матери, не имеющей надежд на счастье своего сына… Челкаш, оскалив зубы, приподнял голову, огляделся вокруг и, прошептав что-то, снова улегся… Раскинув ноги, он стал похож на большие ножницы.

III[ править ] Он проснулся первым, тревожно оглянулся вокруг, сразу успокоился и посмотрел на Гаврилу, еще спавшего. Тот сладко всхрапывал и во сне улыбался чему-то всем своим детским, здоровым, загорелым лицом. Челкаш вздохнул и полез вверх по узкой веревочной лестнице. В отверстие трюма смотрел свинцовый кусок неба.

Было светло, но по-осеннему скучно и серо. Челкаш вернулся часа через два. Лицо у него было красно, усы лихо закручены кверху. Он был одет в длинные крепкие сапоги, в куртку, в кожаные штаны и походил на охотника.

Весь его костюм был потерт, но крепок, и очень шел к нему, делая его фигуру шире, скрадывая его костлявость и придавая ему воинственный вид. Тот вскочил и, не узнавая его со сна, испуганно уставился на него мутными глазами. Челкаш захохотал. Ну и пуглив же ты!

Сколько раз умирать-то вчера ночью собирался? Ведь можно было душу загубить на всю жизнь! Да ведь это — как тебе сказать? Из-за какой корысти?..

Ничего… Это можно… — Стой! А как душу-то загубишь?.. Челкаш весело хохотал. Едем на берег… И вот они снова в лодке.

Челкаш на руле, Гаврила на веслах. Над ними небо, серое, ровно затянутое тучами, и лодкой играет мутно-зеленое море, шумно подбрасывая ее на волнах, пока еще мелких, весело бросающих в борта светлые, соленые брызги. Далеко по носу лодки видна желтая полоса песчаного берега, а за кормой уходит вдаль море, изрытое стаями волн, убранных пышной белой пеной. Там же, вдали, видно много судов; далеко влево — целый лес мачт и белые груды домов города.

Оттуда по морю льется глухой гул, рокочущий и вместе с плеском волн создающий хорошую, сильную музыку… И на все наброшена тонкая пелена пепельного тумана, отдаляющего предметы друг от друга… — Эх, разыграется к вечеру-то добре! Он был уже мокр с головы до ног от этих брызг, разбрасываемых по морю ветром. Гаврила пытливо посмотрел на него… — Ну, сколько ж тебе дали? Гаврила увидал пестрые бумажки, и все в его глазах приняло яркие, радужные оттенки.

А я ведь думал: врал ты мне!.. Это — сколько? Кабы этакие деньги!.. Хочешь, сейчас дам?

Я приму! Гаврила весь трепетал от ожидания, острого, сосавшего ему грудь. Прими, брат, пожалуйста! Очень я тебя прошу, прими!

Не знаю я, куда мне такую кучу денег девать! Избавь ты меня, прими-ка, на!.. Челкаш протянул Гавриле несколько бумажек. Тот взял их дрожащей рукой, бросил весла и стал прятать куда-то за пазуху, жадно сощурив глаза, шумно втягивая в себя воздух, точно пил что-то жгучее.

Челкаш с насмешливой улыбкой поглядывал на него. А Гаврила уже снова схватил весла и греб нервно, торопливо, точно пугаясь чего-то и опустив глаза вниз. У него вздрагивали плечи и уши. Нехорошо… Впрочем, что же?..

Крестьянин… — задумчиво сказал Челкаш. И он отрывисто, торопясь, точно догоняя свои мысли и с лету хватая слова, заговорил о жизни в деревне с деньгами и без денег. Почет, довольство, веселье!.. Челкаш слушал его внимательно, с серьезным лицом и с глазами, сощуренными какой-то думой.

По временам он улыбался довольной улыбкой. Волна подхватила лодку и ловко ткнула ее в песок. Лодку нужно вытащить подальше, чтобы не смыло. Придут за ней.

А мы с тобой — прощай!.. Отсюда до города верст восемь. Ты что, опять в город вернешься? На лице Челкаша сияла добродушно-хитрая улыбка, и весь он имел вид человека, задумавшего нечто весьма приятное для себя и неожиданное для Гаврилы.

Засунув руку в карман, он шелестел там бумажками. Челкаш посмотрел на него. Челкашу стало не по себе при виде такого возбуждения в этом парне. Он ждал, чем оно разразится.

Гаврила начал как-то странно смеяться смехом, похожим на рыдание. Голова его была опущена, выражения его лица Челкаш не видал, смутно видны были только уши Гаврилы, то красневшие, то бледневшие. Мнется, как девка!.. Али расставанье со мной тошно?

Эй, сосун! Говори, что ты? А то уйду я!.. Песчаный и пустынный берег дрогнул от его крика, и намытые волнами моря желтые волны песку точно всколыхнулись.

Дрогнул и Челкаш. Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак. Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и просительным шепотом Гаврилы: — Голубчик!..

Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?.. Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду!

Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?..

Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох!

Дай ты их мне! Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, сидел на песке, откинувшись назад и упираясь в него руками, сидел, молчал и страшно таращил глаза на парня, уткнувшегося головой в его колени и шептавшего, задыхаясь, свои мольбы. Он оттолкнул его, наконец, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки. Жри… — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу.

И, бросив деньги, он почувствовал себя героем. Разжалобился вчера я, вспомнил деревню… Подумал: дай помогу парню. Ждал я, что ты сделаешь, попросишь — нет? А ты… Эх, войлок!

Разве из-за денег можно так истязать себя? Жадные черти!.. Себя не помнят… За пятак себя продаете!.. Спаси Христос тебя!

Ведь это теперь у меня что?.. Вовек не забуду!.. И жене и детям закажу — молись! Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя.

Никогда не станет таким!.. И эта мысль и ощущение, наполняя его сознанием своей свободы, удерживали его около Гаврилы на пустынном морском берегу. Челкаш молчал и по-волчьи скалил зубы. Гаврила все изливался: — Ведь я что думал?

Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!..

Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Слышно было злое скрипение зубов и робкое пощелкивание какими-то костяшками.

У Челкаша хищная худоба, а также горбатый, хищный нос и прицеливающаяся, зоркая походка: "Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал. Своим воровским ремеслом он зарабатывает довольно крупные суммы, но эти деньги у него, судя по всему, не задерживаются: "... Он любит отпускать колкие смешки и шутки: "Но он, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.

Так, когда у вора не оказывается денег, он без проблем обедает в долг в трактире: "... Нервы Челкаша привыкли к потрясениями: "Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления... Его привычные к потрясениям нервы уже успокоились.

Такие занятия и образ жизни устраивают этого героя. Происходит встреча Челкаша, и Гаврилы где и происходит завязка об общем уговоре. Во второй части раскрывается нутро главных героев и личный душевный мир. Отправляясь вместе в море писатель описывает в Грише добрые качества которые заложены в герое, а в Гавриле трусливость и предательство так как мужчина готов бросить напарника в трудную минуту. Третья часть.

Включает в себя завязку и кульминацию. Автор открывает характеры героев. Челкаш делиться деньгами с Гаврилом, у мелочного подлого Гаврилы пробуждается желание завладеть украденными деньгами, главный герой разочаровывается в напарнике и швыряет в него деньги. Рассказ заканчивается картиной моря смывающего следы конфликта. Произведение Горького учит тому, чтобы не спешить открывать душу и доверять первому встречному, для начала узнать ближе человека и проверить какой человек в обстоятельствах.

Краткое содержание по главам 1 глава. Во время обеда грузчиков в порту появился Гришка Челкаш. Герой пьянствовал, Гришка знаменитый умелых ловкий вор в порту, которого знали окружающие. Челкаш напоминал хищной худобой ястреба, костлявый, с небритостью, ходил в дырявых одеждах, без обуви. Челкаш хотел чтобы напарником по воровству стал Миша, но сторож на таможне сообщил Грише, что Мишка попал в больницу, а затем выпроводил вора с территории порта.

Гриша осматривал взглядом улицу и заметил там молодого в крестьянской одежде парня на мостовой называли Гаврила мужчина добродушно смотрел на Гришку, и решил с ним заговорить назвавши себя рыбаком скрыл правдивую информацию о себе. Отец крестьянина умер, осталась старая мать и маленький участок неплодородной земли. Единственный способ поднять хозяйство — стать зятем в статусном доме. Но в этом случае парню придется работать на отца супруги.

О честности Челкаша говорит тот факт, что ему часто дают взаймы, зная, что он вернёт деньги. Столкновение Опустившийся, вечно пьющий, ворующий Григорий, в душе остался благородным и добрым. При найме Гаврилы в нём борются два чувства: с одной стороны, ему нужен помощник, чтобы пойти на дело, но, с другой стороны ему жалко этого простого крестьянского парня, «сосунка», которого он толкает на дурной путь. По отношению к Гавриле, Челкаш часто проявляет разное отношение: сочувствие, жалость, доброту, жестокость, неприязнь.

Эти противоречия подчёркивают непостоянный нрав Григория и недоверие к новому подельнику. Они слишком разные: свободолюбивый, смелый, независимый, уверенный в себе, познавший жизнь Челкаш и приземлённый, молодой, трусоватый, покорный Гаврила. Столкновение двух этих людей и, последовавшая следом, драма лишь подчёркивают подозрения Челкаша и говорят о его благородстве, презрении к подлости и предательству. В возникшей ситуации вор и пропойца поступил благороднее, чем простой крестьянский парень. Добыча не сделала из него убийцу и злодея, он выдержал испытание деньгами, оказался духовно выше Гаврилы. Однако, развязка произведения вызывает чувство тревоги за дальнейшую жизнь главного героя, показывает его ненужность обществу. Заключение Образ Челкаша в одноимённом рассказе М. Горького, неоднозначный и противоречивый, вызывает уважение и симпатию.

Кто такой челкаш в рассказе горького

Максим Горький, «Челкаш» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Максим Горький, Россия, знания на развлекательном портале Кто мне ближе – Челкаш или Гаврила? челкаш это кто такой Писатель Максим Горький. Значение слова ЧЕЛКАШ. «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. Уже в 1895 году «Челкаш» был напечатан в журнале «Русское богатство» и принес автору широкую известность.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий