1) ФАБ — фугасная авиационная бомба. Фугасные авиабомбы предназначены для поражения живой силы и бронетехники противника путем воздействия на них преимущественно продуктами взрыва и ударной волной. «На предприятии многократно увеличено производство авиационных бомб ФАБ-500, в два раза увеличено производство ФАБ-1500, а с февраля текущего года организовано массовое изготовление ФАБ-3000», — говорится в сообщении. Сразу отметим, что ФАБ-500, которая не оставила ничего живого на месте детонации в Авдеевке, является одной из самых слабых фугасных авиационных бомб в арсенале российской армии. После удара этих бомб горные ущелья складывались как карточные домики.В ходе СВО одной из самых распространенных бетонобойных бомб ВКС в большей степени использовали ФАБ — БетАБ-300.
ФАБ-1500 ускорит конец СВО: неплохо для бомбы 70-летней давности, но в чём суть?
Россия наращивает производство фугасных ФАБ 3000: в чем особенность и уникальность данных бомб | “ Наиболее известной считается американская ФАБ под названием GBU-43/B MOAB, которой дали прозвище «Мать всех бомб». |
В Краснодаре заметили, как перевозят мощные авиационные бомбы ФАБ-500 - ВИДЕО | 5 сентября 2023 года в СМИ и сообщениях военкоров впервые было упомянуто применение бомбы ФАБ-1500 с комплектом планирования и коррекции УМПК с фронтового бомбардировщика Су-34. |
ФАБ-500, ФАБ-1500: что о них известно, как применяют против ВСУ: Оружие: Наука и техника: | это историческое название фугасных авиабомб. |
Бомба авиационная фугасная (корпус)
Внутри корпуса имеется разрывной заряд и контактный взрыватель. Бомбы с насечками кроме того имеют взрыватель с замедлением. При встрече с преградой такая бомба разделяется на две части и через время, необходимое для поднятие на несколько метров, подрывается [1]. ПТАБ — противотанковая авиационная бомба. Предназначены для поражения бронированных объектов. Поражающим действием является кумулятивная струя , образующаяся при помощи кумулятивной выемки внутри корпуса бомбы. Также при подрыве корпус бомбы образует осколки, которые могут поразить живую силу и небронированную технику. Для эффективного воздействия кумулятивной струи взрыв должен происходить на расстоянии, называемом фокусным. Старые образцы бомб имеют контактный головной или донный взрыватель.
Цилиндрическую часть корпуса вальцевали из 4-мм стали и сваривали двусторонним швом без подготовки кромок. Коническую часть корпуса бомбы штамповали из 2-мм стали или сваривали из двух частей - конуса и дна. Все детали коробчатого стабилизатора штамповали из листовой стали толщиной 1-2 мм. После заводских испытаний ФАБ-50шг в 1943 г. И хотя грунт представлял собой суглинок толщиной 0,4 м глубже - песок , прочность корпусов определить не удалось - все авиабомбы упали на болотистую почву. Подрывы в наземных условиях дали воронки объемом 16,6 м3 при диаметре 5,6 м, а при сбрасывании с высоты 2000 м - 13,2 м3 при диаметре 5,2 м с временем замедления головного взрывателя 0,3 с. Диаметр бомбы ФАБ-50шг получился на 2 мм меньше минимально допустимого, но такое отступление не повлияло отрицательно на эксплуатацию бомб.
Со временем и отечественные бомбы с УМПК стали выглядеть вполне опрятно, что свидетельствует о том, что дело поставлено на поток и их продолжают совершенствовать. Фото ТАСС. Выглядела наша разработка несколько кустарно и вызвала у иностранных «экспертов», особенно почему-то у британцев, которые сами давно ничего не делают, какие-то нездоровые потуги на сарказм и жидкую критику. Закончилось всё буквально через месяц после первого применения.
Уже в мае профильные технические американские журналы вроде «Драйва» буквально сквозь зубы писали о том, что «поумневшие русские бомбы становятся серьезной проблемой». Видимо почувствовав хорошую отдачу и эффективность, наше Министерство Обороны не стало разводить бюрократические процедуры, а финансировало это производство из каких-нибудь секретных фондов. Полуторатонные бомбы сейчас находятся в стадии экспериментального применения, но их уже требуют как можно больше. Уже есть несколько модификаций модулей с различной компоновкой и предназначенные для всех основных калибров наших ФАБ.
Фото ТГ Файтербомбер. Таким образом, фактически с нуля была начата и запущена в массовое производство программа, за которую «Боинг» в своё время затребовал у Министерства ВВС США 5,7 млрд долларов и более пяти лет времени на окончательное доведение проекта до ума. Нашим конструкторам потребовалось на это всего девять месяцев. Не знаю уж, какая тут народная мудрость больше употребима, про «жареного петуха», или про то, что кто-то медленно запрягает, но быстро ездит.
Предназначена для поражения огнём живой силы и боевой техники. Масса зажигательных бомб не превышает 500 кг. Конструктивно зажигательные бомбы делятся на 2 типа: С пиротехническим зажигательным составом — используется во всех бомбах меньше 100 кг, и в некоторых с калибром более 100.
Пиротехническим составом как правило является термит со связующим веществом. Корпус обычно состоит из горючего металла электрон сплав алюминия с магнием. С вязкой огнесмесью — применяются для бомб калибром от 100 до 500 кг.
Огнесмесью является органические горючие вещества, загущённые до вязкого состояния специальными веществами каучук, жидкое стекло, полистирол. Также в конструкцию бомбы входит патрон с фосфором и небольшой заряд ВВ, после детонации, фосфор на воздухе самовоспламеняется и поджигает огнесмесь. ФЗАБ — фугасно-зажигательная авиационная бомба.
При срабатывании бомбы сначала детонирует зажигательная, а потом фугасная часть. ЗБ — зажигательный бак. Разброс и дробление осуществляется посредством гидроудара, возникающего при ударе о преграду.
Могут эффективно применяться только с малых высот. ОДАБ — объёмно-детонирующая авиабомба. Обеспечивает большую эффективность по живой силе и легкоуязвимой технике в том числе в открытых укрытиях , чем ФАБ.
При встрече с препятствием срабатывает диспергирующий заряд, разрушается корпус, дробится и разбрасывается горючее. Горючее испаряется и, смешиваясь с воздухом, образует облако топливовоздушной смеси.
Авиационные бомбы (Россия)
Российские авиабомбы ФАБ-250 были доработаны при помощи инерциальной навигационной системы, что превратило их в высокоточные боеприпасы. В России многократно увеличили производство фугасных авиационных бомб ФАБ-500, а выпуск ФАБ-1500 увеличился вдвое. В России многократно увеличили производство фугасных авиационных бомб ФАБ-500, а выпуск ФАБ-1500 увеличился вдвое. Расшифровка названия. Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ. Также обеспечивается больший разлёт осколков для ФАБ и ОФАБ, так как бомба падает с большим углом[1]. Штурмовые бомбы могут иметь встроенное или приставное исполнение[1].
Фугасные авиабомбы ФАБ-250
Небольшой размер воронок от действия ФАБ-5000 они объяснили тем, что пять взрывателей были установлены на мгновенное действие, а кроме того, большое поперечное сечение бомб препятствовало большему заглублению новых боеприпасов в грунт. Несколько позже было также отмечено, что наличие боковых взрывателей и сильно развитой системы дополнительных детонаторов обеспечивает настильность взрывной волны, что чрезвычайно важно при бомбометании по крупным населенным пунктам. По результатам испытаний военные пришли к выводу, что боевое применение ФАБ-5000 с самолетов Пе-8 вполне допустимо. Все агрегаты бомбардировочной установки, подвесной системы и системы подъема авиабомб работали безупречно, исключая единственный случай отказа аварийного сбрасывателя. Правда, в рабочей документации количество боковых взрывателей увеличили до шести для большей надежности, полноты и скорости детонации. В прессе ранее встречалось упоминание, что впервые «пятитонки» были применены 28 апреля 1943 г. Впрочем, о таких ничего не известно. Железные дороги и склады с горючим в окрестностях Орла также были поражены одной бомбой 4 июня и двумя бомбами 3 июля.
ФАБ-5000 сбрасывались на наступающие немецкие войска, но очень ограниченно, все-таки задачей ФАБ-5000 было разрушение долговременных укреплений, а не уничтожение живой силы противника. Есть упоминания, что сверхтяжелые бомбы применялись и в районе Могилева Белоруссия 26 мая 1943 г. Хельсинки, где был уничтожен военный завод и железнодорожные мастерские, позже на военные объекты были сброшены ещё 2 бомбы. Ещё одна ФАБ-5000 была сброшена 9 марта 1944 года во время советского наступления на Каменец-Подольский плацдарм, в результате чего на несколько дней было остановлено железнодорожное движение в районе н. Браилов Украина. Изображение бомбардировщика Пе-8 сбрасывающего ФАБ-5000. Картинка хорошая, но летит бомбовоз низковато — самого взрывной волной заденет!
Вторая бомба упала в густой строевой лес. В результате образовалась воронка диаметром восемь и глубиной три метра. В радиусе 55-70 м взрывной волной полностью снесло и отбросило около 600 деревьев с диаметром стволов 150-500 мм. Вот такую воронку оставляет авиабомба ФАБ-3000. В результате взрыва образовалась воронка диаметром 12 м и глубиной 4 м. В радиусе 14-21 м были повалены деревья, а в радиусе 24-34 м у деревьев с диаметром стволов 80-150 мм срубило верхушки.
На основании размера воронки от взрыва ФАБ-1000 испытатели предположили, что ее действие произошло с замедлением 0,3 с, которое обеспечило более глубокое проникание бомбы в грунт. Небольшой размер воронок от действия ФАБ-5000 они объяснили тем, что пять взрывателей были установлены на мгновенное действие, а кроме того, большое поперечное сечение бомб препятствовало большему заглублению новых боеприпасов в грунт. Несколько позже было также отмечено, что наличие боковых взрывателей и сильно развитой системы дополнительных детонаторов обеспечивает настильность взрывной волны, что чрезвычайно важно при бомбометании по крупным населенным пунктам. По результатам испытаний военные пришли к выводу, что боевое применение ФАБ-5000 с самолетов Пе-8 вполне допустимо. Все агрегаты бомбардировочной установки, подвесной системы и системы подъема авиабомб работали безупречно, исключая единственный случай отказа аварийного сбрасывателя. Правда, в рабочей документации количество боковых взрывателей увеличили до шести для большей надежности, полноты и скорости детонации.
В прессе ранее встречалось упоминание, что впервые «пятитонки» были применены 28 апреля 1943 г. Впрочем, о таких ничего не известно. Железные дороги и склады с горючим в окрестностях Орла также были поражены одной бомбой 4 июня и двумя бомбами 3 июля.
Роль бомб ФАБ в зоне боевых действий Главное условие для сброса многотонного фугасного боеприпаса это, конечно же, превосходство в воздухе, позволяющее безопасно использовать бомбардировочную авиацию. Свою значительную роль в 2023 - 2024 годы управляемые авиационные бомбы отыграли на Авдеевском, Бахмутском направлениях, а также в районе Крынок левый берег Днепра в Херсонской области Последствие применения расконсервированной ФАБ-3000 по заводу «Азовсталь» в Мариуполе 2022 год Те же ФАБ-1500 отыграли ключевую роль в прорыве российской армии на Авдеевском направлении, где за три месяца активных боевых действий в среднем сбрасывалось порядка 40 бомб ежедневно. В момент полномасштабного наступления на Авдеевку сбрасывалось по 150 бомб в сутки. Методы противодействия ковровым бомбардировкам фугасными боеприпасами ограничиваются лишь одним единственным эффективным методом - прятаться в укрытиях. Во время войны в Афганистане моджахеды организовывали блокпосты, на которых засекали перемещение советской авиационной техники, потенциально несущей фугасные авиационные бомбы, а после подавали дымовой сигнал, говорящий о необходимости максимально быстро сменить позицию или укрыться в безопасном месте. Перспективы применения трёхтонной бомбы Спустя два года боевых действий в России всё же решили возобновить производство ФАБ-3000. Не упоминалось, будут ли боеприпасы оснащаться системами управляемого корректирования, но можно предположить, что да, будут.
Целями для трёхтонных бомб станут укрепительные сооружения на подобие «Азовстали» в Мариуполе. Необходимо упомянуть и тот факт, что доставка громоздкой ФАБ-3000 по цели противника требует соответствующего носителя и если меньшие варианты бомб прикреплялись к Су-34, то это не тот случай.
Бомба может использоваться практически всеми боевыми самолетами ВКС, в том числе дальними и стратегическими бомбардировщиками. Боеприпас массой 500 килограммов представляет собой бетонобойную бомбу с устройством для пробивания отверстий в твердых материалах с последующим взрывом заряда внутри. Бомба способна с высокой точностью поражать объекты на расстоянии до 30 километров, что позволяет использовать ее как эффективное оружие для разрушения подземных укреплений и бункеров. Внутренний объем бомбы содержит 76 килограммов взрывчатого вещества и специальный донный детонатор, активирующийся при контакте с целью.
Благодаря своей форме и прочному корпусу боеприпас способен пробить до полутора метров бетона. Полноразмерные макеты этих боеприпасов представлены на Международном авиационно-космическом салоне — 2019 в подмосковном Жуковском. Оба боеприпаса являются высокоточным оружием благодаря установленной на них инерциально-спутниковой системе наведения. Авиабомбы прошли весь цикл испытаний и уже поступают в Воздушно-космические силы Российской Федерации. В этом году компания отмечает свое 50-летие. Необычная конструкция Разработка вооружения во время войны шла в авральном режиме, технические детали приходилось отрабатывать не за тупиками, а непосредственно на полигонах.
Задача создания тяжелой бомбы должна быть решена в кратчайшие сроки. Первым шагом к увеличению мощности бомб без увеличения веса стала замена стальных тяжелых корпусов тонкостенными железобетонными конструкциями. В результате боеприпас, имея прежнюю массу, стал нести больший заряд. Инженер-полковник Кравец предложил ставить сверхмощные боеприпасы на устаревшие модели бомбардировщиков ТБ-3 и управлять самолетом дистанционно по радио. Была создана 6-метровая бомба с массой взрывчатого вещества 4,2 тонны. Его собирали непосредственно в корпусе самолета из 6 цилиндрических деталей.
Внутри каждой секции разместили детонирующие гранаты. Взрывчатку готовили паритами по хорошему графику, земат соединили. Но конструкторы не смогли установить радиоуправление, от проекта отказались. Инженеры приступили к реализации очередного плана, полученный опыт помог им быстро проработать детали. Носителем боеприпасов решили сделать Пе-8 — тяжелый бомбардировщик с четырьмя двигателями и большим радиусом действия. Исходя из размеров самолета рассчитали допустимые параметры бомбы — длина 5 метров, диаметр 1 метр.
Но Пе-8 мог брать на борт только груз массой 4 тонны, а бомбоотсек не закрывался после установки ФАБ-5000. Проведенные испытания показали, что фронтовой бомбардировщик даже с нагрузкой до тонны способен подняться, долететь до цели и сбросить боекомплект. Модификации В середине 1930-х началось серийное производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была развита недостаточно и не могла покрыть дефицит стали и чугуна.
Все об авиационных фугасных бомбах - ФАБ - 500,1500, 5000 - Новости сегодня
Согласно экспертной оценке, взрыв относительно небольшой по размерам "царь-бомбы", ФАБ-3000 образует в земле огромную воронку, диаметром до 80-ти метров, при этом степень поражения от удара может достигать километра. Газета «Известия» со ссылкой на анонимный источник сообщает, что обнаруженная сегодня, 22 апреля, авиабомба, из-за которой в Белгороде объявлена эвакуация жителей 17 многоквартирных домов, залегает на глубине 5 м. Бомбу перевезут на полигон взрывотехники. Именно ФАБ-9000М-54 советский генералитет решил использовать против засевших в горах и ущельях моджахедов во время Афганской войны.
Первые, кто спешат на помощь: стало известно, сколько зарабатывают медики скорой
- ФАБ расшифровка. Что такое ФАБ? Значения онлайн -
- Удары с воздуха. Какие авиабомбы Россия применяет в СВО - 12.12.2023 Украина.ру
- Что такое ФАБ 3000
- Управляемые, фугасные авиационные бомбы (ФАБ) остановят контрнаступление ВСУ
- 10.1 Боеприпасы бомбардировочного вооружения
Все об авиационных фугасных бомбах - ФАБ - 500,1500, 5000 - Новости сегодня
Не так давно начали поступать сообщения о применении более тяжёлых бомб (ФАБ-1500) с УМПК. это историческое название фугасных авиабомб. На фоне военной операции на Украине ВКС России расконсервировали свободно падающие фугасные авиационные бомбы ФАБ-3000-М46.
В России расконсервировали бомбы ФАБ-3000 на фоне операции на Украине
Его для боевых действий готовят, а не для выставок. Специалисты отмечают, что ФАБ-3000-М46 наносит удары по промышленным объектам, плотинам и подземным бункерам. Стоит на вооружении такая авиабомба с 1946 года. Сконструирована она согласно бесхвостой аэродинамической схеме и имеет кольцевой стабилизатор.
Пока громоздкое оружие транспортировали для бомбардировки, радикалы успевали перебраться в другое труднодоступное место в гористой местности. Внушительное оружие при взрыве разрывало на куски выступающие части рельефа, скалы с грохотом обрушивались на землю.
Такое зрелище оказывало сильное психологическое воздействие на местных жителей, контактирующих с маджахедами, они понимали, что вступили в противостояние с серьезным противником. А для самих советских солдат взрыв ФАБ-9000 был полезен тем, что после разрушения скал открывался более удобный проход по гористой местности. Там они тоже не показали высокую эффективность. Несколько раз ФАБ-9000 применяли в Чечне. Сегодня это оружие входит в музейную композицию авиатранспорта, находящуюся на аэродроме «Дягилево» в Рязани.
Но, видимо, этого оказалось недостаточно. Могущественней этих авиабомб лишь тактические ядерные заряды. Минобороны РФ и Fighterbomber.
Летом того же года супербоеприпас применялся в Курской битве и при освобождении Орла. Известно еще о нескольких достоверных случаях использовании авиабомбы — в 1944 году при бомбардировке Хельсинки, и в 1945-м — опять же при штурме Кенигсберга. Опыт применения оказался неоднозначным. Тяжелые бомбы было очень непросто доставлять, из-за чего возникали сложности с полетами на дальние расстояния и точностью бомбометания. А массовое применение и вовсе оказалось невозможным. Кроме того из-за огромной разрушительной силы боеприпаса использовать его на фронте вблизи своих войск также опасались.
Еще больше По этим причинам в послевоенные годы приоритет в разработке оружия стратегического назначения был отдан ядерным боеголовкам и ракетным способам их доставки. Тем не менее авиационные гиганты — или «слоны», как их называли военные — не исчезли полностью.