Питались ямщики в скоромные дни неплохо — соответственно тяжелой работе. Разбираемся, что такое ямщик. Ямщик — Это название возницы заимствовано из тюркских языков, где словом ямчы.
Ямщик - это... Значение и происхождение слова "ямщик"
Значение слова Ямщик на это Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для. Сделано было такое распоряжение, чтобы ямщики были люди благонадежные из выборных и целовавших крест. Доставив путника на точку, ямщик возвращал коней обратно. 1. Возница на почтовых, ямских лошадях. Смотреть что такое «ЯМЩИК» в других словарях: ямщик — почтальон, возница, ямщичок Словарь русских синонимов. ямщик см. возница Словарь синонимов русского языка.
Происхождение слова Ямщик
Работа ямщика требовала огромной физической силы и специальных навыков. Он не только должен быть хорошим наездником, но и знать, как держать поводья, управлять лошадью и заботиться о ней. Ямщики были также ответственны за обслуживание повозок, их ремонт и поддержку в хорошем состоянии.
Однако, существовала более срочная почта, и для её доставки использовались почтари, которых также называли гонцы. Ямщик имел право загнать лошадь, перемещаясь сколь угодно быстро, и взять временно любую лошадь из любого дома или от человека, за исключением такого же царского гонца. Лошадь, отбившуюся по дороге, разыскивал смотритель яма. Он же возвращал хозяину взятую временно лошадь, оплачивая её прогон из расчёта длины пути. Стоимость 10-20 вёрст 10,66-21,32 км. Гонец имеет право выбирать коня, который ему покажется лучшим. На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка. Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50.
Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе». Он признавал высокую эффективность царской ямской службы: «…на таких почтовых лошадях мой слуга проехал за семьдесят два часа из Новгорода в Москву, которые расположены друг от друга на расстоянии шестисот вёрст…И это тем более удивительно, что лошади их очень малы и уход за ними гораздо более небрежен, чем у нас, а труды они выносят весьма тяжёлые». Работа ямщиков была нелегкой и порой смертельно опасной. Слова из песни «…в той степи глухой замерзал ямщик» полностью соответствовали действительности. Царские же гонцы которых стали называть фельдъегерями сами ездили в экипажах ямщиков, производя одним своим видом и нередко зуботычинами сильное впечатление на окружающих: «…трехаршинный мужичина какой-нибудь, ручища у него, можете вообразить, самой натурой устроена для ямщиков, — словом, дантист эдакой». Вот, например, гоголевская картина ямщика: «…— Вот я тебя палашом! Их отличительной чертой был ранец со срочной почтой на груди — его можно рассмотреть на большинстве картин и фотографий. Именно фельдъегеря были особой заботой станционных смотрителей. Подорожные При Иване III устройство ямской гоньбы лично контролировал московский князь, он сам подписывал подорожные грамоты с указанием направления, количества подвод, лошадей и прокорма. Так, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставляли 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».
В Российской империи нельзя было перемещаться по транспортным линиям без документов. Наиболее распространённой была стоимость проезда из расчёта 1 копейка или 1 деньга с версты. Как станционному смотрителю можно было определить, кому и сколько давать лошадей, и в какую очередь? Этот вопрос регламентировали подорожные — документы, с которыми необходимо было путешествовать. Внешний вид подорожных менялся, но не принципиально. Главное в них — указываемые количества лошадей. Рисунок, усиленно выдаваемый в Самаре за изображение С.
Система ямов, созданная или при Чингисхане, или при его потомках, была тем ноу-хау, которое позволило монголам создать крупнейшую империю в истории. Система ямов использовалась для связи центра Монгольской Империи а затем ее преемника — государства Золотая Орда с окраинами. Для того, чтобы посланцы правителя преодолевали огромные расстояния как можно быстрее, на дорогах на определенном расстоянии друг от друга были установлены станции, на которых посланец мог поменять уставших лошадей на свежих, отдохнуть и продолжать путь. Когда зависимость от Золотой Орды была преодолена, эта система сохранилась в русских землях и использовалась для связи между русскими городами. Их содержание обеспечивалось окрестным населением, которое несло «ямскую повинность», введенную еще монголо-татарами в начале XVIII века заменена налогами. Население было обязано содержать в порядке дороги и станции, поставлять повозки подводы , лошадей и корм для них, а также выделять из своей среды служащих для дежурства на станциях и собственно ямщиков — тех, кто занимался извозом государственных чиновников и грузов. Управляло «ямской гоньбой» отдельное учреждение — Ямской приказ. Стать ямщиком было много желающих — ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. Однако работа была не из легких — ямщику требовалась сила и выносливость, нужно было быть трезвым и ответственным. При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть». Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от каждого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем. Вдоль по Тверской-Ямской «Тройка». Указ предъявлял строгие требования к работе ямщиков — особенно к перевозке корреспонденции, которую нужно было везти «бережно, в мешках, под пазухою, чтобы на дожде не замочить и в пьяном виде не обронить на дороге если подмочат или потеряют, то будут подвергнуты пытке ». В случае нарушения целости сургучных печатей на государственных письмах ямщика ждало предварительное заключение и доставка в Москву на допрос а значит, снова пытки. А за каждый час опоздания ямщикам полагался один удар кнутом. В общем, служба была не из легких.
Об этих песнях написал А. Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога»: Что-то слышится родное То разгулье удалое, То сердечная тоска… О ямщиках поётся во многих песнях и романсах, написанных в XIX в. Среди них: «Степь да степь кругом…» на слова И. Сурикова, музыка народная; романс Я. Фельдмана на слова Н.
Когда я на почте служил ямщиком…
Поимка воров. Существовала еще и должность губного целовальника, обязанного помогать губному старосте ловить воров и разбойников, которых потом казнили или отправляли на каторгу. В данном случае "губной " произошло от слова "губить". Впоследствии, начиная с 19 столетия, целовальниками стали называть торговцев винных лавок, которые на кресте клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы его целовали. Ямщик Тройка резвых. Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала 20 века, которая также со временем трансформировалась. В переводе на современный лад: ямщики — это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Извозчик старой Москвы. А вот извозчики — водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, "ваньки", предоставлявшие услуги "Эконом-класса", были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски.
Они брали за поездку от 30 до 70 копеек. Богачи же брали себе "лихачей", имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля. Городской извозчик. Однако еще были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду - "голубчики" и "резвые". Они имели номерной знак и их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля. Бондарь Бондарь. Автор: С. В давние времена широко была распространена профессия бондаря, которая почти сошла на нет в 20 столетии, а на сегодняшний день их практически не осталось. Однако в свое время количество бондарей доходило 1000 человек в каждой губернии. Сколачивать бочки довольно кропотливое и сложное дело: дощечки должны прилегать настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.
Поэтому профессиональные бондари в старину ценились очень высоко. Автор: Игнатий Щедровский. Жгон или каталь.
Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту — Иван Пушкарёв. Описание Санкт-Петербурга… [10] Как отмечал И. Пушкарёв в 1839 году [11] , «ямщики, кроме извозничества, мало занимаются ремёслами, однако ж некоторые из них имеют довольно хорошее состояние». Ямщиков: муж. В данном случае в число «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Подробнее см.
Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. Ямские казачьи полки[ править править код ] Вскоре после начала русско-шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был сформирован Ямской казачий полк. Основу нового полка сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний [12]. Офицерский состав был набран из донских казаков.
Работа ямщика носит физический характер, поэтому кандидаты должны быть готовы к тяжелой физической нагрузке. Ямщик должен быть готов к работе в неприятных условиях, таких как запахи, грязь и шум, связанные с подъездом транспортных средств к гаражу или автосервису. В зависимости от работодателя и рабочего расписания, ямщик может сталкиваться с рабочими часами в ночное время или в выходные дни. Несмотря на физическую нагрузку, работа ямщика может быть благодарной и удовлетворительной, особенно для тех, кто увлечен автомобилями и механикой. Ямщик может иметь возможности для повышения квалификации, таких как обучение и сертификация в области автомобильного обслуживания или управления автопарками. Как стать ямщиком? Существует несколько путей, которые можно пройти, чтобы стать ямщиком и заняться этой древней и важной профессией: Образование. Один из способов получить профессиональное образование в данной сфере — поступить в колледж или университет, где обучают ямщиков. Такое обучение позволяет получить фундаментальные знания и навыки, необходимые для работы в этой области. Другой путь — начать свою карьеру с нуля, выполняя различные задачи, связанные с работой ямщика. Важно найти мастера, который согласится принять вас на стажировку и обучить всех тонкостей этой работы. Получение лицензии. В некоторых странах существует специальная лицензия, которую нужно получить, чтобы работать в качестве ямщика. Для этого требуется пройти определенные экзамены и соблюдать определенные требования. Независимо от выбранного пути, важно овладеть не только практическими навыками работы с лошадьми и колесницами, но и иметь хорошую физическую форму, а также ясно представлять свои обязанности и ответственность за безопасность пассажиров и лошадей. Роль в современном обществе Хотя в современном мире использование транспортных средств, таких как автомобили и грузовики, стало широко распространенным, роль ямщика до сих пор остается востребованной и важной. Во-первых, ямщики и их услуги необходимы для обеспечения безопасности дорожного движения и сохранения инфраструктуры в хорошем состоянии. Ямщики выполняют различные работы, которые позволяют избежать аварийных ситуаций и снизить риск возникновения поломок. Эти специалисты занимаются обслуживанием и ремонтом дорог, выполняют работы по заполнению ям, выравниванию покрытия и осуществлению других мероприятий по поддержанию дорожной безопасности. Их опыт и знания помогают обеспечить плавный и безопасный проезд для всех участников дорожного движения. Кроме того, ямщики также играют важную роль в экологическом аспекте. Они выполняют работы по установке и обслуживанию систем дренажа и очистки воды.
Так, Тверской ямской казачий полк был сформирован из ямщиков Тверской и Московской губерний перед Отечественной войной 1812 г. Полк принимал участие в боевых действиях на территории Пруссии, Саксонии, Франции. После заключения мира полк был расформирован, но память о героизме его воинов осталась в веках. Однако слово «ямщик» не исчезло из обихода. Перевозка людей и грузов по российским дорогам в те годы была небезопасна. Так, сбившись с пути холодной ночью, можно было замерзнуть насмерть. А еще приходилось опасаться набегов разбойников. Поэтому служба требовала от ямщиков терпения, отваги и большой силы. После появления в России первых железных дорог количество конных почтовых станций сильно сократилось.
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог
Почтовые станции и станционные смотрители | Разбираемся, что такое ямщик. Ямщик — Это название возницы заимствовано из тюркских языков, где словом ямчы. |
Почтовые станции и станционные смотрители: ru_oldrussia — LiveJournal | В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. |
Когда я на почте служил ямщиком… | Связанные новости. |
Происхождение слова Ямщик | Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо. |
Ямская гоньба
- Толковый словарь
- На государственной службе
- Ямщики на Руси | История События и Рассказ | Дзен
- Ямщик – это… определение и история
- Происхождение
Что такое ямщик? Кратко о профессии
В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Ямщик (от тюркского «дорога») — работник на государственной службе, который правил повозкой с запряженными в нее лошадьми. За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. Ямщик ударил по 783 чахлым клячам, которые, по необъяснимому вдохновению, свойственному только русским почтовым лошадям, вдруг вздернули морды и понеслись как вихрь.
Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной?
Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой.
После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить.
Это название появилось во времена Золотой Орды. Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции.
До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Вам будет интересно: Обучение в Колледже транспорта в Тюмени Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты.
Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить.
Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики.
Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи. Повинность Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: Ямщики были освобождены от налогообложения. Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков.
Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили. Таким образом, ямщик — это человек, управляющий экипажем и занимающийся перевозкой корреспонденции, грузов и пассажиров. До появления железных дорог «ямская гоньба» имела огромное экономическое значение. Это была одна из самых быстрых и эффективных почтовых служб во всем мире. Были кучерами на ямских лошадях.
Жили в селениях на почтовых трактах ямах.
Массово они стали проявляться в русских документах после Смутного времени[7, с. Применительно к ямскому делу, «ямскими бобылями» обычно называли неких приблудных «пришлых» людей, не нанятых общиной, не имевших, как следствие, своего надела выти в ямской слободе, не имевших и семьи как минимум, на момент прихода в слободу.
В ямской слободе бобыли обычно исполняли роль наймитов, обрабатывавших землю охотников и, возможно, ямских приказчиков. Кто-то из них занимался разными промыслами, а кто-то —и«черной работой». Жили ямские бобыли и своими дворами видимо, занимая дворы беглых ямщиков или просто опустелые охотничьи дворы ,ив домах ямских охотников очевидно, заплату или какие-то услуги.
За право жить подданные Вышневолоцкому яму бобыли, селившиеся вновь на землях старого Выдропусского яма 67; например, бобыли на ямской земле, подданные владимирскому яму, бобыли на костромской ямской земли, подданные яму ит. Однако в целом «до конца 16 века быть ямским охотником не могло представлять серьезных выгод, по крайней мере, таких, благодаря которым состав ямских слобод делался бы более или менее устойчивым»[7, с. Нельзя тут, правда, исключать итого, что кто-то из бобылей со временем приобретал статус «ямского охотника», но Гурлянд явным образом таких «сюжетов» не описывал.
Он так же не желает, чтобы власти убедились в том, что его смерть была не насильственной Как товарищ посреди степи в лютый мороз должен вырыть могилу? Как минимум у него должен быть лом и лопата. Не думаю, что ямщики все это возили, все-таки сани — не грузовик. Если бы дело было в лесу, товарищ мог бы повалить несколько деревьев, разжечь большой костер — и сам согрелся и землю под могилу разогрел. Но дело происходит в безлесой степи. Из песни можно сделать вывод, что умирающий ямщик просит доброго друга о последней услуге. Из текста стихотворения следует вопрос, заданный Остапом Бендером над могилой Паниковского: — Я часто был несправедлив к покойному. Но был ли покойный нравственным человеком? Нет, он не был нравственным человеком.
Умирающий занимался буллингом товарища. Буллинг — это проявление постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека. По сути — издевательство, травля. И вот теперь он просит свою жертву не только похоронить его, но и передать семье значительные материальные ценности — коней отцу, жене кольцо золотое.
Ямы и почта в России в старину
- Похожие слова
- 2. Тряпичник
- Рекомендуем
- Что значит слово «ямщик»?
Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик
Ямщик Тройка резвых. Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала 20 века, которая также со временем трансформировалась. В переводе на современный лад: ямщики — это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Извозчик старой Москвы. А вот извозчики — водители городского такси. Они также классифицировались.
К примеру, "ваньки", предоставлявшие услуги "Эконом-класса", были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек. Богачи же брали себе "лихачей", имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля. Городской извозчик. Однако еще были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду - "голубчики" и "резвые".
Они имели номерной знак и их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля. Бондарь Бондарь. Автор: С. В давние времена широко была распространена профессия бондаря, которая почти сошла на нет в 20 столетии, а на сегодняшний день их практически не осталось. Однако в свое время количество бондарей доходило 1000 человек в каждой губернии.
Сколачивать бочки довольно кропотливое и сложное дело: дощечки должны прилегать настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду. Поэтому профессиональные бондари в старину ценились очень высоко. Автор: Игнатий Щедровский. Жгон или каталь. Автор: Кугач Ю.
Хорошие мастера по валянию качественных валенок всегда на Руси пользовались уважением. За их работу платили достойные деньги. Артели жгонов-каталей ходили из деревни в деревню и валяли валенки из местного сырья.
В Ярославле, стоявшем на пересечении важнейших торговых путей, подобные заведения были очень популярны. В XIX веке здесь на 51 тысячу жителей приходилось 57 трактиров.
В трактирах нередко гуляли подвыпившие купчики, однако в целом обстановка была довольно чинной, чему немало содействовал авторитет трактирщика. В этом ремесле нашим ловким, смекалистым землякам не было равных. Ушинский, — где бы изза прилавка не выглядывала веселая физиономия ярославца». Попадались среди ярославских «рестораторов» и вовсе незаурядные личности. К примеру, потомственный трактирщик Егор Трехлетов коллекционировал старинные рукописи, имел лучшую в городе частную библиотеку и являлся членомкорреспондентом Русского археологического общества.
Провинциальный трактир не предлагал гостю кулинарных изысков, зато порции здесь отличались щедростью, цены — доступностью, а ассортимент — постоянством. Чехов, — в какой трактир ни зайди, непременно найдешь соленую белугу с хреном». Обязательным в трактире считалось наличие водки и стандартной закуски — «казенки»: кусок ветчины да соленый огурец. Начинали обед, как ни парадоксально, с чая. На стол выносили два чайника: маленький — с крепкой заваркой и большой — с кипятком.
Подавалась эта пара с четырьмя кусками сахара и стоила всего 5 копеек. Кипяток по мере употребления доливался без ограничений, пока не заканчивалась заварка. Отдавая дань традициям «быстрой езды», ярославцы и сегодня приглашают прокатиться с ветерком на лихих тройках. Парные упряжки, четверики, тройки практически круглый год катают всех желающих по паркам и набережным, обслуживают торжества и свадьбы. В 1997 году ярославская мэрия стала одним из инициаторов возрождения соревнований русских троек, и c тех пор один из этапов чемпионата неизменно проводится в Ярославле, а ярославские тройки не раз становились чемпионами России.
Примеры известных ямщиков Что такое ямщик? Ямщик должен обладать определенными навыками и знаниями. Во-первых, он должен быть опытным верховым или управляемым на поводу верховым наездником, чтобы правильно взаимодействовать с лошадью. Он должен уметь управлять и направлять лошадь, поддерживать контакт с ней и давать команды. Кроме того, ямщик должен знать основы ухода за лошадью, включая правильное кормление, груминг и лечение простых травм.
Важным аспектом работы ямщика является подготовка и обслуживание повозок. Он должен уметь осмотреть и исправить повреждения, такие как трещины или поломки, а также смазывать и регулировать механизмы повозок. Помимо этого, ямщик должен знать основы сборки и разборки повозок, чтобы легко выполнять ремонтные работы при необходимости. Работа ямщика требует ответственности, внимательности и терпения. Лошадь — это живое существо, и ее поведение может быть непредсказуемым.
Ямщик должен быть готов реагировать на любые изменения или проблемы, связанные с лошадью, и принимать соответствующие меры для предотвращения возможных происшествий. В современном мире роль ямщика не так актуальна, как ранее, так как транспортные средства стали более доступными и популярными. Однако, ямщики все еще могут быть востребованы в некоторых областях, таких как туризм или работа на фермах. Работа ямщика требует специальных навыков и знаний, и эта профессия остается важной частью истории и культуры. Определение и задачи Задачи ямщика включают следующие основные функции: Ухаживание за лошадьми, включая кормление, уборку и уход за их местом жительства, а также обеспечение необходимого уровня гигиены.
Обслуживание и ремонт ям, включая их рытье, кирпичную или бетонную облицовку, очистку и техническое обслуживание. Подготовка и управление колесницами, включая проверку и регулировку колес, седел и других компонентов, а также обеспечение безопасности пассажиров. Управление лошадьми и проведение необходимых маневров на дорогах, включая запряжку, оседлание и регулировку снаряжения. Оказание помощи владельцам лошадей и водителям колесниц на дорогах, включая оказание первой помощи при необходимости и решение различных проблем, связанных с лошадьми и колесницами. Ямщик — это не только работник, отвечающий за обслуживание лошадей, но и важный член общества, который способствует безопасности и комфортности движения на дорогах.
История профессии ямщика Профессия ямщика имеет длительную историю, насчитывающую сотни лет. Еще в средние века, когда транспортные средства были не так развиты, ямщики играли важную роль в обеспечении передвижения людей и грузов.
Согласно тогдашним правилам, он должен был включать в себя ямскую избу, постоялое место и хозяйственные строения — кузницу, сенник и конюшню. Скорее всего, Ямской двор возник на этом месте еще в год взятия Казани, то есть даже раньше, чем земли вокруг него были отданы под строение слободы. Приоритетное значение для Ямской слободы имело, разумеется, направление на Москву, совпадавшее на своем начальном участке с трассой 1-й Троицкой улицы, переходившей в Большую Московскую дорогу. Во главе слободы стояли ямской приказчик назначавшийся правительством и ямской староста выбиравшийся ямщиками. Были они людьми серьезными — состояли на полном казенном обеспечении и даже строились по наказу из столицы, для чего из Ямского приказа специально высылался "стройщик". Они и разруливали все "ямские" дела, подчиняясь при этом напрямую Москве, они же устанавливали количество "охотников" — исходя из сложившейся конъюнктуры.
Всего в слободе по данным Троицкого прихода за 1731 год насчитывалось 134 жилых двора: 86 ямских, 45 бобыльских и 3 двора нищих. Несмотря на то, что по указу царя Алексея Михайловича от 1643 года ямщикам запрещалось записываться в купцы, казанские ямщики активно торговали: будучи свободными от податей и обладая свободой передвижения, они даже составляли известную конкуренцию тяглым людям — лавки и даже кузницы! В силу специфики своей работы ямщики особенно предпочитали меновую торговлю, привозя изделия, чаще всего металлические, из Москвы, Нижнего Новгорода и других городов и выменивая их на меха и кожевенные изделия у местных тем самым нарушая государственную монополию на "мягкую рухлядь" — за эту статью дохода они постоянно боролись с купцами. При всем этом ямщики продолжали оставаться людьми государственными, и им полагалось жалованье, фактический размер которого в разные исторические эпохи мог разниться, как разнились и условия их службы — скажем, наши казанские ямщики получали денег не меньше своих московских собратьев, а вот "гонять" им приходилось раз эдак в пять реже. Вместе с тем не следует относиться к ямщицкому ремеслу пренебрежительно и легкомысленно дескать, укатил — да и поминай как звали, ни забот тебе, ни хлопот, да еще и жалованье платят , как раз наоборот — то был тяжелейший, изматывающий труд, требовавший крепких нервов и недюжинного здоровья. Если даже сегодня, проехав каких-то пару сотен километров на автомобиле, мы основательно выматываемся, что уж говорить о тех временах, когда в салоне не было кондиционера как не было и салона , а вместо дороги часто существовало лишь направление, которое легко можно было потерять, особенно в метель. Так что совершенно не случайно, что особенно много "жалестных" песен сложено в народе именно о ямщиках: Кони мчат-несут. Степь все вдаль бежит;Вьюга снежная на степи гудит.
Почтовые станции и станционные смотрители
Из какого языка пришло слово «ямщик» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Александр Пушкин, Культура, вяземский на развлекательном портале Ямщики Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов. Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим.
Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик
Кстати, чтобы быть принятым на государеву службу, нужно было еще доказать, что пользуешься доверием общества и известен как человек честный, не запойный, надежный. Работа ямщиков и оплачивалась соответственно — им полагалось немалое жалованье и многие льготы, например, они не исполняли земских повинностей. Ямщиков нельзя было записать в крепостные, они могли заниматься торговлей, ремеслами, собственным извозом и жили отдельными слободами, которых в Москве уже к концу XVI века было шесть. В названиях московских улиц еще сохранилась память об этих служивых людях — это Тверские-Ямские улицы и переулки.
По документам 1628 года известно, как одевались ямщики: зипун лазорев астрадинный 2,5 руб. Итого 6,4 руб. На почтовую службу в Московском государстве собирали специальный налог — ямские деньги.
Они шли как на оплату труда ямщиков, так и на содержание почтовых станций. Как писал немецкий дипломат и путешественник Адам Олеарий, побывавший в Москве в 1633 и в 1635—1639 годах, многие крестьяне старались попасть на ямщичью службу. Самым обустроенным трактом был тракт Москва — Казань, а самым загруженным — от Москвы к Пскову и Новгороду.
А вот мемуары жившего в Москве в 1670—1673 годах курляндца Якоба Рейтенфельса: «Что касается до сообщений сухопутных зимою русские ездят дорогами кратчайшими , то в Московии везде по большим дорогам расставлены лошади, которых можно брать за небольшую плату, и езда производится так быстро, что гонцы царские от самых отдаленных рубежей государства переносятся в столицу в самое короткое время». Ямы, или места, по которым расставлены лошади, находятся один от другого в семи и десяти немецких милях, писал Якоб Рейтенфельс. По его описанию, почтовая гоньба отправлялась классом людей, известных под именем ямщиков, которые были изъяты от всех прочих повинностей.
Уничтожить потребность в ямщиках смог только технический прогресс — со строительством железных дорог надобность в почтовых станциях постепенно отпадала, и с середины XIX века на просторах России песни ямщиков звучали все реже, пока вовсе не смолкли. Почты «немецкая» и «русская» Особенностью «русской» почты, столь восхищавшей иностранцев своей быстротой и храбростью ямщиков, было то, что почтовые экспедиции предпринимались по мере государственной необходимости, и собственно почтовые услуги населению не предлагались. Конечно, всегда можно было найти того, кто доставил бы попутно письмо в нужный город прямо адресату, или даже нанять собственного гонца, который мог отвезти и послание и посылки, но стоило это слишком дорого.
А между тем грамотных людей было немало не только среди аристократов, но и среди купцов и даже крестьян. Сохранился целый корпус частных писем XVII века, содержание которых мало отличается от всего того, что пишут люди и сегодня, просто используя иные технические средства. Семейные события: свадьбы, роды, болезни и смерть, образование детей, цены на продовольствие и прочее, моды, виды на урожай, погода… Почти все, как и сейчас.
Причем сохранились и женские письма, из которых понятно, что дамы того столетия не только были грамотны, но еще и детей сами учили. Такой вот «интеллигенции» среди «московитов» становилось все больше, и почтовые услуги ими явно были востребованы. Однако необходимости в регулярной «гражданской» почте власть долгое время не видела.
К чему все эти вольности, когда государственные интересы и так соблюдаются? С 1620 года Посольский приказ исправно получал заграничные газеты, по материалам которых составлялись «Куранты» — некий прообраз газеты, читаемой исключительно царем и первыми лицами государства. Даже когда глава Посольского приказа Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин после Валиесарского перемирия 1658 года предложил царю Алексею Михайловичу Романову 1629—1676 создать регулярную почтовую линию хотя бы из Москвы в Вильно, царь возражал, не видя в том необходимости: «Почта за рубеж есть, и второй не надобно».
Однако дипломат оказался в этом вопросе настойчив и своего добился. Голландец Ян ван Сведен оказался первым частным русским почтарем, получившим право с 1665 года на своих лошадях и силами своих служащих привозить из-за границы «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…». А доход предприимчивого иноземца складывался не только из бюджетных дотаций, но и от перевозки частной деловой корреспонденции.
Но то ли ван Сведен слишком часто просил увеличить дотации, то ли вышел из доверия, но с 1668 года его предприятие перешло к Леонтию Марселису.
Отсюда берет начало русская народная песня, спетая Шаляпиным: «Вдоль по Питерской, да по Тверской-Ямской, да с колокольчиком…» На Тверской-Ямской К строительству «ямов», с установленным расстоянием между ними 40 — 100 вёрст и предназначенных для смены лошадей и отдыха, приступили в начале ХIII века. Тогда и появились русские ямщики. Толковый словарь живого великорусского словаря Владимира Даля поясняет: ямщик — возница на ямских лошадях, возница вообще. Но ямщики всегда знали: они — ямщики, а извозчики, возницы, возчики и другие им подходящие синонимы, — это как городские таксисты, в границах одного поселения.
Дальше едут только ямщики. Почту привезли К концу XV века сложились первые регулярные ямские «рейсы» на гужевом транспорте по маршрутам: «Новгород — Псков», «Москва — Муром», «Москва — Литовский рубеж». Общая протяжённость российских почтовых дорог составила к 1725 году 10. Других средств передвижения на большие расстояния в то время не было. В далёкой от Центральной России Сибири первые почтовые станции появились в 1598 -1600годах.
Но царский Указ Павла I «…Быть по Сибири государственной дороге почтовым станом» поспел лишь в 1797году. В начале XIX века на российских дорогах работали более 3. Почтовая служба России тогда считалась одной из лучших в Европе. Несмотря на большие расстояния, плохие дороги, суровый климат и всего лишь 3 л. В начале XX в.
Содержатель гоньбы обязывался иметь на каждые пять пар одну летнюю и одну зимнюю повозки. В кондициях 1908 г. В документах оговаривался возраст ямщиков: не старше 50 и не моложе 16 лет. В более позднем контракте 1911 г. Так же не разрешалось ямщикам курить во время езды без разрешения пассажиров Е.
Орловский Интересно, что за важная фигура — «Ямщик» в российской истории и жизни? Попасть в ямщики было не просто, хотя по существу, крестьяне, имеющие лошадей, становились кучерами при своих, либо ямских лошадях. Жили при «ямах», получали жалованье от государства и освобождались от подушных налогов, благодаря чему профессия считалась почётной, государевой и популярной. Требования предъявлялись жёсткие, и кандидата в ямщики обсуждали всей округой. Он должен был обладать крепкой физической силой, иметь семью с ребёнком, причём мужского пола.
Но чтобы в карты и кости не играл и не бражничал. Кроме всего этого надлежало знать грамоту и уметь…свистеть!
Однако, ямщики все еще используются в некоторых областях, таких как туризм и фольклорные мероприятия, где перевозка на лошадях создает аутентичную историческую атмосферу. Примеры известных ямщиков в истории: 1. Марко Поло — известный итальянский путешественник и ямщик, который преодолел огромные расстояния на своих лошадях и верблюдах.
Описание и карты ямщиков, перевозивших апостола Павла во время его путешествий, имеются в Библии. Ямщики в Средневековье были сильно привилегированы и имели высокий социальный статус, некоторые из них даже занимали должности власти. Роль ямщика в средние века Ямщик в средние века был незаменимым звеном в системе транспортировки грузов и передвижения людей. Он выполнял множество функций, отвечая за безопасность и эффективность перемещения. Задачей ямщика было передвигаться на специальном транспорте — крытой колесной повозке, в которой перевозились пассажиры и товары.
Он не только управлял повозкой, но и заботился о состоянии и уходе за лошадьми, которые тянули транспортное средство. Ямщик несли на себе ответственность за сохранность груза и пассажиров, а также за соблюдение маршрута и сроков доставки. Ему приходилось преодолевать различные преграды на дороге, такие как высохшие реки или грязные болота. Ямщик был навыкателен и знал множество путей и дорог, чтобы выбрать наиболее безопасный и быстрый маршрут. Ямщик в средние века также выполнял функции информатора и связующего звена между различными торговыми и культурными центрами.
Он передавал новости, сообщал о событиях и являлся источником информации о том, что происходит в разных частях страны. Роль ямщика в средние века была неоценима.
Свое название слобода получила от тюркского слова "ям", первоначально означавшего повинность, установленную в ХIII веке монгольскими завоевателями, обязывавшую население участвовать в перевозках людей и грузов гужевым транспортом — другого, как вы сами понимаете, в ту пору не было. На Руси "Ямская гоньба" была учреждена при Иоанне III для осуществления регулярной почтовой службы, при нем же слово "ям" приобрело новый смысл — "ямами" стали называть низовые учреждения ямского ведомства, к которым прирезывались пашенные и сенокосные угодья, а иногда даже и деревни, доходы с которых шли на их содержание.
В середине XVI века в русских городах появилась отдельная социальная группа ямских охотников, предназначенная осуществлять "гоньбу" по правительственным надобностям, а вблизи ямских приезжих дворов для проживания ямских охотников стали устраивать специальные слободы. Соответственно "ямы" стали прообразами будущих почтовых станций, "ямская повинность" — предтечей фельдъегерской службы, ну а ямщики — прямыми предшественниками нынешних почтальонов или, если сказать точнее, фельдъегерей. Между прочим, наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве — как по своим размерам, так и по количеству охотников-ямщиков. Интересно, что словосочетание "охотник-ямщик" в данном случае трактуется в своем изначальном смысловом толковании — оно подразумевает, что человек согласился на повинность по своей охоте, то есть по собственному желанию.
По данным писцовых книг, в 1566 году охотников-ямщиков в Казани было 62 человека — для середины ХVI века огромное количество. Исходя даже лишь из этих цифр, можно утверждать, что царь Иван Васильевич желал поддерживать с только что завоеванной Казанью постоянную, прочную и быструю связь. В те времена Ямская слобода была огорожена частоколом, попасть за который можно было лишь через тщательно охраняемые башни с воротами — оно и понятно: почта — дело государево, во все времена овеянное ореолом служебной тайны. В писцовых книгах Казани 1566—1568 гг.
Слобода имела хорошо развитую планировочную структуру с единым центром — площадью у церкви Живоначальной Троицы, откуда расходились пути на Москву и на Нижнюю Волгу. Здесь же находилось главное административное учреждение слободы, присутственное место ямского приказчика — съезжий ямской двор. Согласно тогдашним правилам, он должен был включать в себя ямскую избу, постоялое место и хозяйственные строения — кузницу, сенник и конюшню. Скорее всего, Ямской двор возник на этом месте еще в год взятия Казани, то есть даже раньше, чем земли вокруг него были отданы под строение слободы.
Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие
русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам». Название профессии «ямщик» происходит от монг. зам, то есть дорога (см. Заимствованные слова в русском языке). Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях. Название профессии «ямщик» происходит от монг. зам, то есть дорога (см. Заимствованные слова в русском языке).