Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Терлик – род кафтана до пят, с короткими рукавами и с перехватом в талии, с застежкой на груди.
В старину: род короткого кафтана WOW Guru
Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь. Домашний кафтан — одежда богатых людей, которую носили только дома. Домашний кафтан застегивался на пуговицы. Становой кафтан шили по фигуре, «по стану» с перехватом на талии. Становой кафтан имел короткие, до локтя, рукава. Поддёвка считалась более благообразным одеянием, нежели простой кафтан. Имела сзади сборки. Щеголеватые поддевки без рукавов, сверх полушубков, надевали состоятельные ямщики. Носили поддёвку и богатые купцы. Польский кафтан появился в XVII веке.
Верхняя часть кафтана от пояса плотно охватывала фигуру, а нижние полы — широкие. Рукава очень широкие и пышные у плеча и узкие от локтя до кисти. Терлик — кафтан, который носили царские охранники рынды , сокольничьи и другие. Был похож на польский кафтан. Терлик имел спереди особый нагрудник, застегивавшийся на правой стороне груди и правом плече. Тегиляй — броневой кафтан. Чуга — кафтан для верховой езды и для военных. Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза. В сочинении итальянца Ф. Тьеполо, составленном по рассказам очевидцев, русская пехота середины XVI века описывается следующим образом: «Пехота носит такие же кафтаны как и конница , и немногие имеют шлемы».
Турские — без воротника, с застёжкою на шее и левом боку. Кафтанец — суженный и укороченный кафтан. Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы. Азям шился из тонкой ткани и носился только летом. Армяк — широкое, долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат. Шился из фабричной материи — толстого сукна или грубой шерсти. Богатые армяки выделывались из верблюжьей шерсти. Был верхней одеждой крестьян не только мужчин, но и женщин. Отмечается, что для лиц, пожалованных кафтаном, отменялись телесные наказания[4].
Источники: 1. Энциклопедия русского быта XIX века. Фон Винклер, 1895. Morgor Moromets 21 Oct 2017 at 9:05 pm ПОДДЁВКА Поддёвка диковинка — русская верхняя распашная длинная до или ниже колен одежда с длинными рукавами, отрезная сзади по талии, со сборками на спине, со стоячим или отложным воротником. Носили и мужчины и женщины. Изготавливалась из тёмного сукна домашней выработки или чёрного, синего фабричного сукна, на подкладке, а для зимы — на кудели, непряденой шерсти, вате. Источник: Шангина И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. Рукава были у него гораздо короче, нежели у ферязи, и почти без оборок. Иногда терлики делались на меху.
Интересно, что у монгольских народов терликом монг. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона 1890—1907. В другом источнике упоминается, что это старинный кафтан со стоячим воротом и короткими рукавами[2] на Руси IX - XVI вв [3]. По мнению оружиеведа М. Горелика, название происходит от монгольского хатангу дегель — «прочный, как сталь, кафтан». Согласно Доржи Банзарову, термин «тегиляй» происходит от монгольского слова «тегель», означающего «шитьё, стёжка». Причем Банзаров считал, что «древнерусский тегиляй» — это доспех, который монголы в XIX веке называли «олбок», тогда как собственно термином «тегиляй» они стали называть монгольский доспех хуяг, аналогичный русскому куяку[4]. Тегиляи не признавались полноценным доспехом в Московской Руси, являясь защитным снаряжением второго сорта. Согласно «Уложению о службе 1555-1556 года», одному из законодательных актов, входившему в число реформ Ивана Грозного, помещик обязан был выставить «тегиляйного» воина в том случае, если поместье или вотчина была больше 100, но меньше 200 четвертей[5].
Шушпан, как правило, завершал комплекс с понёвой, и носили его не подпоясывая.
В ряде случаев девичьи шушпаны назывались серяками. Серяк чупрун — широкая туникообразная одежда из домотканого сукна белого или серого характерен для Тульской губернии. Горловина, край пол, низ рукавов и подол окаймлялись шерстяным плетёным галуном. При ношении серяк чупрун подпоясывали кушаком с «махреными» концами, которые располагались и спадали спереди. В Михайловском уезде на Рязанщине шушпан называли юпочкой. Юпочка юпа напоминала шушпан, но была значительно короче. Праздничная юпа часто изготовлялась без рукавов, с проймами, отделанными бархатом, кумачом, лентами, позументом. Низ такой одежды почти на половину длины отделывали кумачом, а поверх него — лентами иногда выложенными зубчиками , позументом, бархатом, вышивкой, тесьмой. По краю подола располагали красную шерстяную бахрому с белым бисером или кружево из белых нитей с красными зубцами. На полах с каждой стороны нашивались полосы кумача примерно 10 см шириной , поверх кумача — позумент.
Повседневную юпу изготовляли с рукавами и декорировали по низу узкой тесьмой [1].
Происхождение слова и появление зипуна Откуда же пришло к нам в русский язык это странное, но по-своему красивое слово? Исследователи предполагают, что корни этого слова нужно искать в арабском языке. Именно там было слово, которое толковалось как «халат, длинный кафтан». Через определённое время и кочевой образ жизни слова, оно попало в новогреческий язык, а оттуда уже в русский в результате заимствований. И в том значении зипун был кофтой или курткой. Древним оказалось не только слово, но и сам вид одежды. Хотя в первозданном виде зипун выглядел несколько иначе.
С каждым новым веком зипун видоизменялся. Зипун считался важным элементом костюма казаков, военные походы даже называли «походами за зипунами» Высказывания из русской классики со словом «зипун» Поэты и писатели писали свои произведения с исторической точностью. Они употребляли в своих текстах слова, помогающие понимать время, в котором жили их герои. Мастер описания внешности Николай Васильевич Гоголь не мог пройти мимо тех названий элементов одежды, которую носили девушки и парубки на Украине: «Пестрые платки, повязки, повойники, зипуны, бороды всех родов: заступом, лопатой и клином, рыжие, русые и белые, как серебро, покрыли всю площадь».
Коронационный костюм Петра 2. Коронационный костюм Петра 1. Венгерские кафтаны при Петре 1.
Мужской кафтан камзол при Петре 1. Камзол Петра 1 в Эрмитаже. Камзол и кафтан 18 век в России. Рубаха косоворотка 16 век. Рубаха-косоворотка древняя Русь. Рубаха косоворотка 19 века. Рубаха косоворотка 14-17 века музей.
Стрелецкий зипун. Зипун на Руси в 17 веке. Кафтан русского мужика 17 века. Кафтан и камзол в 18 века. Кафтан мужской 19 век. Мода Петровской эпохи мужской камзол. Камзол Россия 18 век.
Зеленый кафтан. Русский кафтан. Зеленый кафтан мужской. Ферязь одежда на Руси. Русь одежда 17 век кафтан ферязь. Кафтаны- ферязь Московской Руси. Кафтан ферязь.
Зипун у бояр. Жюстокор и камзол. Камзол мужской 18 19 век. Боярский кафтан 17 век. Кафтан Ивана Грозного. Одежда 16 века зипун кафтан. Терлик одежда.
Одежда Петровской эпохи проект. Русско народный костюм в Петровскую эпоху. Стёганый полукафтан у татар, кавказских народов. Одежда Казаков кафтан казакин. Кафтан донских Казаков. Зипун Донского казака 17 века. Кафтан одежда.
Кафтан русский народный костюм. История русского народного костюма. Камзол Петра 1 в историческом музее. Зипун и армяк. Характеристика кафтан одежда. Стрельцы Ивана Грозного. Стрельцы Ивана Грозного одежда.
Зипун Стрельцов. Стрелецкий кафтан 17 века. Кафтан в старину. Зипун что это такое в старину. Мужская верхняя одежда в старину. Камзол мужской эпохи Петра 1. Мода Петровской эпохи камзол.
Петровский кафтан. Военный камзол Петра 1.
старинная русская одежда, род короткого кафтана
В современном казахском языке каптау означает «покрывать, обшивать»[2]. Таким образом, по всей вероятности, речь шла о верхней одежде покрытом другим материалом. Подпоясывался кафтан, как правило, кушаком обычно другого цвета. Застегивался встык — крючками на левую сторону[3]. Разновидности кафтанов шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик и так далее.
Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем. Украинский полукафтан назывался свиткой. В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как молёная одежда, то есть одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом. Верхние часто делались тёплыми, с мехом или со стеганной на вате подкладкой ватник. Простые обычные кафтаны были: дождевые, ездовые, столовые, смирные и др.
Нарядные кафтаны имели отложное ожерелье на воротнике, золотые петлицы с кистями спереди, запястья у рукавов и кружева на полах. Ожерелье, запястья и петлицы иногда обшивались драгоценными камнями и жемчугом. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь. Домашний кафтан — одежда богатых людей, которую носили только дома.
Домашний кафтан застегивался на пуговицы. Становой кафтан шили по фигуре, «по стану» с перехватом на талии. Становой кафтан имел короткие, до локтя, рукава. Поддёвка считалась более благообразным одеянием, нежели простой кафтан. Имела сзади сборки.
Щеголеватые поддевки без рукавов, сверх полушубков, надевали состоятельные ямщики. Носили поддёвку и богатые купцы. Польский кафтан появился в XVII веке. Верхняя часть кафтана от пояса плотно охватывала фигуру, а нижние полы — широкие. Рукава очень широкие и пышные у плеча и узкие от локтя до кисти.
Терлик — кафтан, который носили царские охранники рынды , сокольничьи и другие. Был похож на польский кафтан. Терлик имел спереди особый нагрудник, застегивавшийся на правой стороне груди и правом плече. Тегиляй — броневой кафтан. Чуга — кафтан для верховой езды и для военных.
Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза. В сочинении итальянца Ф. Тьеполо, составленном по рассказам очевидцев, русская пехота середины XVI века описывается следующим образом: «Пехота носит такие же кафтаны как и конница , и немногие имеют шлемы». Турские — без воротника, с застёжкою на шее и левом боку. Кафтанец — суженный и укороченный кафтан.
Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы. Азям шился из тонкой ткани и носился только летом. Армяк — широкое, долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат. Шился из фабричной материи — толстого сукна или грубой шерсти.
Богатые армяки выделывались из верблюжьей шерсти. Был верхней одеждой крестьян не только мужчин, но и женщин. Отмечается, что для лиц, пожалованных кафтаном, отменялись телесные наказания[4]. Источники: 1. Энциклопедия русского быта XIX века.
Фон Винклер, 1895. Morgor Moromets 21 Oct 2017 at 9:05 pm ПОДДЁВКА Поддёвка диковинка — русская верхняя распашная длинная до или ниже колен одежда с длинными рукавами, отрезная сзади по талии, со сборками на спине, со стоячим или отложным воротником. Носили и мужчины и женщины. Изготавливалась из тёмного сукна домашней выработки или чёрного, синего фабричного сукна, на подкладке, а для зимы — на кудели, непряденой шерсти, вате.
Реактивная а. Тяжелая а. Род войск с таким вооружением. Служить в артиллерии.
Наука, изучающая технику огнестрельных орудий и их применение. Артиллерийская подготовка перед наступлением. Творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства актер, певец, музыкант. Оперный а. Цирковой а. Драматический а. Человек, к-рый обладает высоким мастерством в какой-н. Артистическая уборная.
Артистическое фойе. Тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе. Высокий а. Свойственный артистам, характерный для них. Артистические склонности. Артистическая внешность. Очень искусный. Артистическая работа.
Артистически нареч. То же, что артистический в 3 знач. Травянистое растение сем. Воспаление сустава, суставов. Инфекционный а. Ревматический а. АРФА, -ы, ж. Щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми внутри нее струнами.
Играть на арфе.
Публикации раздела Традиции По одежке встречают Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами.
На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.
Рубаха Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии.
Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную.
Кафтан в старину. Старинная одежда зипун. Кафтан на Руси в старину. Одежда Порты и кафтан.
Становой кафтан-зипун. Камзол мужской при Петре 1. Кафтан и камзол при Петре 1. Камзолы 18 века мужские Петр 1. Камзол это в древней Руси.
Зипун одежда древней Руси. Зипун крестьянина 19 века. Русская зимняя одежда мужская. Зимняя одежда на Руси. Полукафтан 19 век.
Кафтан 17 век. Парчевой кафтан. Кафтан русский мужской 18 века. Кафтан Русь 17 век. Кафтан 16 века Русь.
Армяк одежда в древней Руси. Кафтан Гнездово. Русский национальный костюм зипун и кафтан. Рубаха косоворотка 16 век. Рубаха косоворотка 17 век.
Рубаха косоворотка 19 века. Рубаха косоворотка донских Казаков. Бешмет татарский мужской. Бешмет 17 век Северный Кавказ. Казакин татарский.
Кафтан бешмет. Боярский кафтан 17 века России. Зипун у бояр. Кафтан боярина 17 века. Кафтан 17 века Московская Русь.
Сермяга зипун 19 века. Казакин одежда мужская 19 век. Армяк кафтан камзол. Зипун и армяк. Армяк зипун кафтан.
Армяк, зипун, ферязь, опашень.. Боярский кафтан. Боярский кафтан 17 век 17 век. Кафтан на Руси 16 век. Крестьянский зипун древняя Русь.
Казацкий кунтуш. Польский Жупан 17 век.
Короткий кафтан
пережиток старины. Архалук – в старину: род короткого кафтана. 11. В старину: род короткого кафтана. 'Старинная русская одежда, род короткого кафтана': ответы и похожие вопросы из кроссвордов и сканвордов. WOW Guru Ответы» Мееру» Уровень 6590» В старину: род короткого кафтана. Д. Ушаков объясняет так же, добавляя сведения о материале, из которого в старину шили одежду, называя его толстым сермяжным сукном.
Короткий кафтан
на Руси простой кафтан или зипун; на Украине - теплая верхняя одежда, род охабня, шуба, тулуп. Кафтаны в старину носили все, начиная от царя и кончая простым крестьянином. (устаревшее) азиатское короткое мужское платье, заменяющее халат. Ответ на вопрос сканворда старинная русская одежда, род короткого кафтана, слово из 7 букв. А.
Онлайн кроссворд #3272
WOW Guru наверняка получит некоторые дополнительные обновления. Не волнуйтесь, мы сразу же добавим новые ответы, как только сможем. Не забудьте добавить закладку на эту страницу и поделиться ей с другими.
Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами.
Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе. Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках.
Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам. Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой.
Облоухий — долгоухий, ушастый, длинноухий. Обмежа — полоса вдоль межи см. Образа — обида, оскорбление, недовольство. Обрядня — женская работа в избе по хозяйству, наведение порядка в избе, сам порядок. Обык — обычай. Ов, ова, ово — этот, эта, это; тот, та, то. Овощи — все вообще плоды: и овощи, и фрукты. Одесную — справа. Однолична — одинакова, неизменна, такова же. Однорядка — старинная верхняя мужская одежда. Одонье, одонок — круглая, с острой вершиной, кладь хлеба в снопах или круглый стог сена. Одры страдные — рабочие повозки со скамьями. Ожерелье — пристяжной вышитый стоячий воротник рубахи или зипуна. Оказия — удобный случай; возможность с кем-либо или чем-либо доставить письмо, посылку и т. Окрутить — одеть; нарядить молодую после венца в женскую одежду ; обвенчать. Ометюк — обметенный край платья или покрывала. Омшаник — уконопаченный махом сруб для зимовки пчел. Онучи — обмотки для ноги под сапог или лапоть, портянка. Оный — тот. Опара — заправленное дрожжами или закваской забродившее тесто. Опашница — короткая мантия свободного покроя из богатой ткани. Опока — иней. Опорки — обувь, сделанная из старых сапог, у которых отрезаны голенища; остатки стоптанной и изодранной обуви. Опорки — рванные сапоги. Опресноки — пресные хлебцы, употребляемые в церковном ритуале. Опричнина — при Иване Грозном часть государства, управляемая непосредственно царем. Орать — пахать. Оргия — пиршество, сопровождающееся безудержным разгулом и распутством. Оселок — точильный камень. Осминник — восьмая часть, доля земли хлеба. Основа — продольные нитки ткани при тканье на кроснах см. Остронлив — осторожен. Остуда — неприятность, обида, оскорбление, стыд, досада, охлаждение, гнев, размолвка.
В Саратовской губернии это одежда типа чапана, в Олонецкой - это чуйка, в Казанской - азям имел узкий шалевый воротник который был отделан другим материалом, чаще плисом в Псковской губернии армяк имел воротник и узкие отвороты, запахивался неглубоко ДОХА - на Руси шуба с мехом внутри и снаружи, то есть двойная, на Урале - шуба из сайгака мехом вверх. Это длинный, прямой балахон, поддерживаемый на плечах одной или двумя полосками материи. В национальном костюме это поня-тие означает рубашку без рукавов. Кроме того, оно означает саван для усопших, а также рубище кающихся грешников и осужденных. Для традиционного русского костюма характерна прямокройная, со свободно падающими линиями одежда. Модулем ее кроя является ширина полотнища домотканой ткани.
В старину: род короткого кафтана WOW Guru Подсказки
Таким образом, русский кафтан имел длину до колен или чуть выше, поскольку исподние кафтаны были немного короче тёплых. Представляет собой короткий кафтан до талии со сборками на спине и воротником-стойкой. Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.
Шушпан Старинная русская верхняя одежда
В кроильной книге царского двора длина зипуна значилась в 1 аршин и 6 вершков,когда платье на весь рост было в длину 2 аршина и 3 вершка. ЗИПУН У людей простых и небогатых зипуны были из крашенины, зимние из сермяги, у состоятельных — шелка,тафты,чаще белого цвета с пуговицами. Иногда рукава пришивались к нему из другой ткани материи. Например, сам зипун был из белого атласа,а рукава у него — из серебряной объяри. Воротники у зипуна были узкие и невысокие,но прой как и к рубахе пристегивался шитый жемчугом и камнями отдельный воротник — обнизь. На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий, однако была различной по покрою. Он шился до пят или до икр, чтобы показать раззолоченные сапоги.
По длине различали два вида кафтанов: кафтан и кафтанцы. Рукава у них были очень длинные и собирались в складки или брыжи. В зимнее время эти рукава служили муфтой от холодов. Разрез на кафтане был только спереди и отторачивался тесьмою Вдоль по кафтану, параллельно с разрезом , по обеим сторонам делались нашивки из другой ткани и другого цвета и на эти нашивки пришивались завязки с кистями и снурками шнурками ,иногда пришивались навесные петли , а на другой стороне — пуговицы для застежки. В дальнейшем стали использовать только пуговицы до 12-13 штук на груди. Нижняя часть кафтана всегда была расстегнутой.
Воротники у кафтана были невысокими из под них высовывалась обнизь зипуна или ожерелье рубахи. На изнанку кафтана использовалась ткань низшего достоинства, чем лицевая. Зимние кафтаны делались на мехах, но легких, подобные теплые кафтаны назывались кожухами. Мужчины красовались так же своими поясами. Они были и длинными и различны по отделке. Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывался нож или ложки.
Чуги застегивались на пуговицы и были, по желанию, так же расшиты как кафтаны. Ферязями назывались одежды, надеваемые так же как и кафтаны, на зипуны. Они были с длинными рукавами, широкие в плечах и уже кафтанов в подоле. У Флетчера при описании русской одежды ферязь представлена третьим верхним платьем — первое зипун, второе или среднее — узкий кафтан с ножем и ложкою за поясом под которым англичане разумели чугу , третье ферязь — просторное платье, окаймленное пазументом. Все, что можно вывести из сбивчивых описаний других авторов по ферязи, это то, что ферязь был более комнатный род кафтана. Название его персидское и вошло к нам в 16 веке.
Оно было в употреблении как у царей, так и в народе. Опашень была летняя одежда, осенью и весной одевали однорядку. Как опашень ,так и однорядка были широкими и длинными до пят с длинными рукавами. Охабень — плащ с рукавами и с капюшоном. Ферезя — плащ с рукавами одевался во время дороги. Епанча был двух родов: одна дорожная из верблюжьей шерсти или грубого сукна, другая нарядная из богатой материи ,подбитая мехом больше для пышности, чем для тепла.
Шубы были самым нарядной одеждой. Множество мехов в доме было признаком зажиточности и довольства. Шубы покрывались сукном и и шелковыми тканями и шились мехом вовнутрь. Но были так же шубы и и просто меховые, назывались подобные шубы — нагольные. Одежда предпочиталась ярких цветов и с отделкой. Траурные цвета носили только в печальные дни.
По шапке можно было узнать происхождение и достоинство. Высокие шапки означали знатность происхождения и сана. Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белых и красных цветов. К рукавам пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугом. Поверх рубах надевался летник: одежда, не доходившая до пят, но с длинными и широкими рукавами. Подол обшивался другой материю с золотой тесьмою и унизывался так же жемчугом.
Вдоль одежды на передней стороне был разрез,который застегивался до самого горла, потому что приличие требовало,чтобы грудь женщины была закрыта как можно плотнее. Летник у зажиточных шился из более легких тканей, например,.
Бахрама, бахрома — тесьма, один край которой снабжен сплошным рядом свисающих нитей, шнурков или других подвесков. Пришивалась к краям одежд и уборов от араб. Гайтан, гойтан — шнурок для подвешивания крестов или иконок на груди. Однако Фасмер полагал, что в виду христианского значения этого слова его надо считать заимствованным у греков греч. Гапель — застежка, бляшка с крючком перс. Кайма — полоса по краю ткани, отличающаяся от нее цветом, узором казак. Калита — кожаная сумка, которая иногда привешивалась к поясу вместе с тузлуками тат.
Капторга — металлическое украшение у пояса род застежек. У калмыков хапторга означает металлический футлярчик у пояса, употребляющийся только в качестве украшения. Серьга — по Рейфу, слово татарское. В Россию серьги привозились с Запада и с Востока, но «гораздо распространеннее были восточные серьги». В тюркских языках серьги называются: у мишарей, алтайцев и казаков — сырга, у астраханских ногайцев — срга, на джагатайском языке исырга. Тузлук — украшение или принадлежность пояса. Савваитов предполагает, что это была солонка, которую привешивали к поясу во время путешествий тур. Самоцветные камни, судя по названиям, были заимствованы из Ирана. Это: алмаз перс.
Материи и материалы для одежды и обуви Ардаш — низший сорт шелка, вывозившегося из Персии перс. Алача — шелковая или полушелковая ткань персидского или бухарского изделия тат. Упоминается в путешествии Афанасия Никитина за три моря тат. Алтабас — особого рода парча, шелковая с золотом. Алтабас в Московской Руси был наиболее распространенной шелковой тканью, по ценности занимавшей второе место после аксамита. Привозился он в Россию как с Запада, так и с Востока, причем наибольшее число алтабасов, сохранившихся в наших музеях от XVI века по их узорам указывает на их западное происхождение, а от XVII века — на восточное. Древнейший датированный саккос из алтабаса относится к 1540 г. По объяснению Савваитова и Иностранцева, слово алтабас тюркское, образовавшееся их двух слов: алтун — «золото», и бязь — «ткань». Атлас, отлас — шелковая, глянцевитая гладкая ткань перс.
Наиболее распространенными атласами в Московской Руси были тюркские, т. Они вошли в употребление на Руси в начале XV века. Байберек, бамберек, банберск — ткань из крученого шелка, гладкая или с золотыми и серебряными узорами. По Академическому словарю, «байберек» название бухарское, по определению Савваитова — греческое от «бамбакерос». Бурметь — грубая бумажная персидская ткань перс. Бязь — бумажная ткань вроде толстого миткаля. Дороги, дараги — азиатская шелковая ткань большею частью полосатая или клетчатая. Дымка — род легкой бумажной материи тур. Зарбоф, изорбаф — золотая или серебряная ткань с узорами, вырабатывалась исключительно на Востоке; в России употреблялась преимущественно на верхнюю праздничную одежду.
Зендень — бумажная ткань, употреблявшаяся обычно на подкладку или на бедные ризы в сельских церквах. Вырабатывалась в Бухаре во многих селениях, в том числе и в селении Зандана или Зендене, от которого и получила свое название. Зуфь — шерстяная ткань, комлот разных цветов перс. Камка — шелковая цветная ткань с разными узорами перc. Канаус — восточная материя из некрученого шелка перс. Кармазин — ткань темно-красного цвета перс. Киндяк — бумажная набойчатая ткань. Упоминается в путешествии Афанасия Никитина от перс. Кисея — редкая бумажная ткань казак.
Кумач — бухарская бумажная ткань преимущественно красного, реже синего и др. Кутня — восточная ткань из шелка и бумаги, большею частью полосатая. Миткаль — толстая хлопчатобумажная ткань. Иностранцев производит название ткани «миткаль» от перс. Мухояр — бухарская ткань с шелком и шерстью перс. Объярь — плотная шелковая ткань с золотыми и серебряными струями и разными узорами перс. Объярь — одна из излюбленных тканей в русском быту, шедшая преимущественно на верхние одежды: кафтаны, ферязи, шубы, верх шапок, а также на церковные облачения.
Что такое Кафтан татарина? Почему Кафтан татарина именно Посмотреть ответ Происхождение слова Посмотреть ответ. Всё это будет доступно в ближайшее время.
Бюджетный вариант ферязи завязывался на шнуры, а петлицы его отличались скромностью и не превышали числом 3—5. Эксклюзивные же кафтаны украшались семью дорогими петлицами с кистями, которые могли, как завязываться, так и застегиваться. По краю ферязи обшивались галуном или золотым кружевом. Опашень Очень напоминает ферязь, однако опашень менее торжественен. Как правило, он выполнял функцию плаща-пыльника или летнего пальто. Опашень шили из сукна или шерсти без подкладки, без украшений, иногда даже без застежки. Рукава длиною до подола вшивались только сзади. Вся передняя часть проймы и оката рукава обрабатывалась обтачкой или тесьмой, благодаря чему опашень можно было надеть как безрукавку: руки в рукавах от нижнего кафтана просовывались в прорези, а рукава опашеня оставались висеть по бокам или завязывались назад.