Новости в чем ценность метода майевтики

Майевтика — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом, заключающийся в раскрытии истины путём последовательных вопросов.

Майевтика: ценность метода и его философия

Да, несомненно, к прекрасным. А упорство, соединенное с благоразумием, не будет ли прекрасной и хорошей вещью? Каково же оно будет без благоразумия? Очевидно, противоположной вещью, то есть дурной и плохой?

Стало быть, ты не назовешь нечто дурное и плохое хорошим? Не назову, Сократ. Следовательно, ты не признаешь такое упорство за мужество, поскольку оно нечто плохое, а мужество — дело хорошее.

Ты прав, Сократ, но в таком случае я попытаюсь дать третье определение мужества и скажу, что мужество есть благоразумное упорство. Надеюсь, это тебя удовлетворит. Оно, возможно, меня удовлетворило бы, но все дело в том, что я не знаю, что ты имеешь в виду, употребляя слово «благоразумное».

Благоразумное в чем? Во всем? И в большом и в малом?

Скажем, человек проявляет упорство в том, что тратит деньги благоразумно, зная, что в конечном счете он от этого только выиграет и приобретет больше. Назвал бы ты его мужественным? Клянусь Зевсом, нет.

Или, чтобы привести аналогичные примеры, скажем, врач остается упорным, проявляет твердость и на мольбы своего больного сына или другого больного, страдающих воспалением легких, отказывается дать им пить и есть. Назовем ли врача мужественным? Нет, и это не мужество.

Тогда возьмем, к примеру, человека, выказывающего упорство на войне и готового сражаться, но расчетливого в своем благоразумии. Он знает, что к нему придут на помощь; ему также известно, что он будет сражаться с более малочисленным и более слабым противником, к тому же находящимся в менее выгодной позиции. Скажешь ли ты, что этот человек, чья стойкость основана на расчете, более мужествен, чем тот воин, который находится в противоположных обстоятельствах своего лагеря и готов, тем не менее, сражаться, проявлять стойкость и упорство?

Мне кажется, последний мужественнее. Но ведь его стойкость менее осмотрительна, менее благоразумна, чем первого.

Он происходил из дема Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы Аттики. Отец Сократа—Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать — Финарета — повивальная бабка. Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз—в битве при Амфиподе в 422 г.

Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась одним из своих трагических событий. В 406 г. Победителей судили в совете пятисот. Будучи в это время пританом булэ заседателем в совете , Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу. Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены.

Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным афинским гражданином. Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно.

Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение. Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник, заслуживающий смерти.

Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака", в которой Сократ изображается мастером "кривых речей".

Таким образом, майевтика позволяет человеку самостоятельно осознать и почувствовать ценность, которая уже присутствует в его сознании, но требует раскрытия. Философия Сократа, основанная на майевтике, предполагает, что истина не является готовым продуктом, который можно передать в виде внешнего знания, но есть что-то внутри нас, что может быть обнаружено, если мы будем задавать себе и другим людям глубокие и мудрые вопросы. Майевтика помогает преодолеть поверхностные убеждения и априорные суждения, открывает возможность для саморазвития и самопознания. Таким образом, майевтика является философским методом, который помогает человеку раскрыть ценности, знания и истины в себе через диалог и задание провокационных вопросов.

Она позволяет обрести понимание и самосознание, а также превзойти поверхностные убеждения и предрассудки. Майевтика возглавляет путь к истинному самоосвобождению и высшим познаниям о собственной ценности в мире. Практическое применение майевтики в повседневной жизни Майевтика, философский метод, впервые предложенный Сократом, может быть полезным инструментом раскрытия ценности и осознания себя в повседневной жизни. Практическое применение майевтики помогает людям более глубоко понять свои мысли, убеждения и ценности. Вот несколько способов использования майевтики в повседневных ситуациях: Размышление и самоанализ.

Майевтика может помочь вам задавать вопросы себе и искать ответы внутри себя. Проявите любопытство и открытость в отношении своих мыслей и чувств. Задайте себе вопросы, которые помогут вам лучше понять свое отношение к определенным вопросам или ситуациям. Разбор ситуаций. Когда вам сталкиваетесь с проблемой или конфликтом, применение майевтики может помочь вам выявить скрытые факторы, осознать свои идеи и представления, а также предложить альтернативные решения.

Иван Дорофеевич Тарба Абхазский государственный университет Aннотация В статье рассматриваются смысловые основания ценностей, определяющих культурные нормы и образцы, а также культурность самого человека, его идентичность. Обосновано, что осмысление личностной идентичности состоит в различении подлинности и мнимости собственного существования посредством рефлексии по поводу традиционных ценностей. Такая рефлексия представляла собой майевтику, онтологическую по своей сути процедуру, помогающую рождению добродетелей человека.

Анализ диалога «Лахет», участники которого пытаются дать определение мужеству, позволяет выявить апофатическую целостность смыслового содержания традиционных ценностей. Подобная ценность, с одной стороны, обладает интуитивной самоочевидностью, которая позволяет узнавать мужественные действия. С другой стороны, она несет в себе возможность различных интерпретаций, отдающих приоритет тем или иным содержательным признакам.

Однако такие интерпретации не в состоянии вместить всю полноту смысла ценности, и понятийная определенность может привести к искажению ее содержания. Осмысление ценности направлено на сопряжение конкретности существования человека и универсального горизонта его человеческого бытия. Ключевые слова: культурный код , культурные универсалии , ценности культуры , производство идеалов , идентичность , герменевтика , майевтика , Сократ , понимание , самопонимание Культурологический поворот в гуманитарных науках распространяет понятие культуры на все социальное бытие человека.

Теперь уже невозможно говорить в духе Л. Моргана о «докультурных» народах, находящихся на стадии дикости и варварства. При подобном подходе культура рассматривается в качестве надбиологических программ, которые пронизывают все грани и аспекты жизни человека, представляют собой «генетический код» его «второй природы» Куда идет российская культура?..

Вместе с тем, такой предельно широкий подход размывает содержательное ядро данного феномена, поскольку, если в качестве культуры рассматривать все надбиологическое содержание жизни человека и общества, то в чем тогда состоит культурность культуры? Данную проблему А. Смирнов выражает в метафорах гена и организма: подобно организму, культура — это весь мир человека, все аспекты его жизни и деятельности, но, вместе с тем, подобно генам, культура составляет лишь микроскопическую часть этого организма см.

В качестве таких микроскопических «генов», определяющих культурный код общества и человека как «общественного животного», В. Стёпин рассматривает культурные универсалии, в которых заключены фундаментальные жизненные смыслы понимания человека, природы, нравственности и, в целом, обобщенный образ человеческого мира см. Такие универсалии представляют собой схемы, которые сортируют и квантифицируют социальный опыт.

Интериоризация данных схем определяет базовую структуру сознания человека, формирует специфику восприятия и осмысления мира. Тем самым универсалии культуры образуют самоочевидные, само собой разумеющиеся основания сознания и самосознания человека см. На этом уровне культура разворачивается как веер программ, определяющих устоявшиеся алгоритмы, нормирующие различные виды деятельности.

Вместе с тем, усвоение подобных алгоритмов неразрывно связано с интериоризацией присущего им ценностного содержания см. В них представлены оценочные стереотипы как стандарты престижа и успешности, которые определяют личностные предпочтения и жизненные ориентиры. С ними связано формирование принятых в определенном обществе норм и образцов поведения, следование которым отличают культурного человека от бескультурного варвара.

Соответственно, подобная очевидность универсалий культуры определяет ценностно-смысловой горизонт привычной понятности мира, равно как и осмысленности себя, своих планов и жизненных проектов в этом мире. Вместе с тем, подобные схемы, алгоритмы и модели осмысленной деятельности можно рассматривать, скорее, как культурную привычку, но не культуру в ее собственном смысле. Такая привычка разграничивает родную для человека культуру от всего непонятного, а поэтому варварского, в иных, внешних для него культурных традициях.

Однако такая привычка не способна разглядеть варварские вкрапления в собственных культурных формах. Поэтому культура при таком подходе фундирует деятельность как таковую, но не определяет специфический геном культурообразования. Подобный геном составляют не только привычные коды социальной деятельности, но и те ценности и идеалы, которые оправдывают эти коды.

Поэтому можно согласиться с положением Д. Пивоварова о том, что культура — это не любая деятельность, а ее специфический вид, направленный на производство идеалов. Причем идеалы культуры — это не ценности вообще, а ценности особого порядка, определяющие приемлемость определенного поведения.

Поэтому именно в идеалах культуры заключена как преемственность социокультурной традиции, так и ее трансформация, поскольку идеал критичен, нацелен на преобразование той действительности, которая сама же его порождает см. Ценности, формируемые в контексте производства идеалов, представляют собой не только наличную данность, определяющую значимость культурных образцов, но, прежде всего, заданность, обращенную в апофатические выси идеалов, в которых заключена подлинность человеческого бытия. Поэтому не программы, стандарты и образцы, которые квантифицируют и категоризируют жизненный опыт человека в определенном социуме, а обоснование их истинности определяет культурность социокультурной традиции.

То предчувствие, ощущение ускользающего мерцания Правды, воплощением которой выступают привычные для человека формы культуры. И культура предстает диалогом, эксплицирующим и утверждающим, осуществляющим это предвосхищение в тех самых кодах, программах, образцах и доминантах. Такой диалог обращен в духовную сферу культуры, которая не является областью конструктивистского произвола, но представляет собой особую реальность, обладающую не менее жесткой структурой, нежели реальность физическая см.

Таким образом, ценности находятся в двух измерениях. Первое можно обозначить как габитуальное бытование ценностей в привычных образцах соответствующей культуры, определяющей нормы повседневной жизни и связанные с ними традиционные ценности. Второе измерение ценностей связано с проникновением в духовную область идеалов человеческой жизни.

Данные области взаимосвязаны, поскольку, с одной стороны, духовный уровень ценностей является аксиологическим основанием и оправданием привычных ценностей повседневной жизни. С другой стороны, именно образцы, нормирующие пространство жизненного мира человека, а также реальные примеры, конкретизирующие смысловое содержание этих образцов, выступают зримым, явным воплощением ценностей и идеалов духовного порядка. Подобная взаимосвязь этих уровней запускает процедуры герменевтики, противонаправленное движение осмысления ценностей и идеалов культуры.

Майевтика: ценность и философия

Развитие самосознания и самопознания: Майевтика может быть полезным инструментом для исследования своих мыслей, чувств и убеждений. Она помогает задавать себе глубокие и проницательные вопросы, чтобы лучше понять себя, свои ценности и свои цели в жизни. Развитие критического мышления: Майевтика позволяет развивать навык анализа и оценки информации. Через постановку вопросов и проверку предположений, этот метод помогает выявлять логические ошибки, несостыковки и противоречия в аргументации. Принятие важных решений: Метод майевтики может помочь в сложных ситуациях, когда необходимо принять важное решение. Путем задавания себе вопросов и анализа альтернативных вариантов, майевтика облегчает процесс принятия решений и помогает выбрать наиболее подходящий вариант. Работа со сложными проблемами: Майевтика может быть эффективным инструментом для разрешения сложных и запутанных проблем.

Она позволяет уточнить важные аспекты проблемы, выявить их корни и найти новые, необычные подходы к ее решению. Развитие коммуникативных навыков: Майевтика способствует развитию навыков активного слушания, эмпатии и понимания других людей. Путем задавания открытых и глубоких вопросов, майевтика помогает установить глубокие и значимые контакты с другими людьми. Обучение и преподавание: Метод майевтики может быть полезным инструментом для учебного процесса и преподавания. Он помогает студентам развивать свое мышление и критическое мышление, а также повышает уровень вовлеченности и активности студентов в учебном процессе. Развитие творческого мышления: Майевтика способствует развитию творческого мышления, позволяя задавать себе вопросы и исследовать новые идеи.

Она помогает расширять границы мышления и находить новые, нестандартные решения.

В чем суть сократического метода? В чем суть метода?

Сократический метод — это способ ведения диалога, в ходе которого один собеседник задает вопросы, а другой отвечает на них. Цель задающего вопросы — сделать так, чтобы собеседник усомнился в своих знаниях, но с помощью уточняющих вопросов нашел правильный ответ. Где применяется Майевтика?

Каков результат применения метода Сократа? Метод Сократа предупреждает ненужные споры. Когда собеседник вас не понимает, хочется ему втолковать, интонации становятся более давящими и напряженными.

Но если вы собьетесь на монолог и начнете давить, скорее всего, вы столкнетесь с сопротивлением и проиграете. Ответы пользователей Отвечает Давлат Костин В чем ценность этого метода — так это действительно в том, что он помогает найти ответы на сакральные и даже порой экзистенциальные темы. Отвечает Яночка Кожемяко Презентация к методическому семинару на тему "Использование метода майевтики метод сократической беседы на уроках самопознания ".

Он создан Э. Гуссерлем 1859-1938 и получил развитие в работах М. Хайдеггера, М. Шелера, Ж. Сартра и у таких русских мыслителей, как Л. Карсавин, С. Франк, И.

Ильин, Г. Шпет и др. Гуссерль стремился выйти к безусловным, самоочевидным первоначалам всякого знания, к его чистым структурам. Феноменологический метод помогает перейти от дуализма физической и метафизической реальностей к монистическому взгляду на бытие. Человеческое сознание имеет две ипостаси — опытную эмпирическое «эго» и до-опытную трансцендентальное «эго». Эмпирическое «эго» восприимчиво к отдельным фактам, погружено в мир явлений, частностей. Его содержание — предсознание чистые эйдосы , в которых сосредоточено то необходимое и всеобщее, что имеется во всех конкретных вещах и фактах.

Через интуицию человек приникает в смыслы эйдосов. Феноменология разработала сложную систему способов погружения в содержание индивидуального «Я» «Эго» и поиска в нем безусловных форм, которые предшествуют человеческим представлениям о должном и нравственности. В результате человек предстает не как марионетка высших сил, а как самозаконодательствующий субъект, несущий в самом себе необходимые предпосылки для цивилизованного существования. Герменевтика исследует практику постижения и истолкования разнообразных смыслов, содержащихся в письменной и устной речи, в знаках и символах, в суждениях о должном и сущем. Ее основателем считается немецкий мыслитель Ф. Шлейермахер 1768-1834 , видевший в герменевтике универсальный метод всех гуманитарных дисциплин. В данном методе главным является вопрос о том, как возможно понимание смыслов сущего и должного и каковы пределы свободы в толковании, интерпретации текстов и устной речи.

Источник: Философский энциклопедический словарь греч. Именно эти искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужный вопрос в нужный момент. Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов буквально — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance от гр. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ.

Источник: Философский словарь от гр. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности. Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь от греч. Благодаря М. Образец М. Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность. Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину. Источник: Тематический философский словарь греч. Это фиксируется в принципе «знаю, что не знаю ничего». Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных прежде всего социальных феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах.

Майборода Источник: Новейший философский словарь греч. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею «не беременна». Развернутое описание «метода» М. Читайте также: Стоит ли прощать измену близкого человека: советы психолога осуществил Платон: «Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным… от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому.

По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден — я и боги». Смысл майевтического искусства — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом с помощью Сократа, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я» — Plat. В дальнейшем «майевтика» и производное прилагательное «майевти-ческий» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в х на «майевтический» диалог «Алкивиад» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Procl. In Ale.

Энциклопедический словарь повивальное искусство» — засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реплика о «выкидыше» мысли в комедии Аристофана «Облака». Впоследствии встречается как термин платонической традиции. Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я». Теэтет, 150d , отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов.

Этот метод помогает улучшить качество нашей мысли и помогает нам достичь более целостного и глубокого понимания мира. Полное объяснение Майевтика помогает обнаружить ошибочные убеждения и противоречия в мыслях человека. Часто люди, не задумываясь, принимают за истину то, что им говорят или чему их учат. Метод Сократа помогает развить критическое мышление и самостоятельность в мышлении.

Сократ большую ценность придавал не конкретному ответу на вопрос, а самому процессу размышления и обсуждения. Он считал, что только через диалог и исследование каждый может обнаружить истину в собственной душе. В итоге, метод майевтики помогает людям развивать свое мышление, раскрывать свои способности к обдумыванию сложных вопросов и формулированию своих собственных истин. Он способствует саморазвитию и личностному росту, а также помогает создать более глубокое понимание себя и окружающего мира. Несколько важных правил Майевтика, метод сократической беседы, играет ключевую роль в развитии мышления и поиске истины. Однако, чтобы достичь положительного результата, необходимо соблюдать определенные правила, которые помогут эффективно провести диалог. Первое правило — уважение. Важно уважать собеседника, его мнение и убеждения, даже если они кажутся нам неправильными или нелогичными. Зачастую, приверженность к своим убеждениям не позволяет нам рассмотреть другие точки зрения. Вместо того, чтобы критиковать или нападать, Сократ предлагает быть терпимым и прислушиваться к мнению других.

Второе правило — задавание вопросов. Сократ основывал свой метод на активном задавании вопросов. Это помогает развить критическое мышление и побудить собеседника к самостоятельному поиску ответов. При этом, вопросы должны быть открытыми и не включать в себя предлагаемые ответы. Цель вопроса — помочь собеседнику понять свои мысли и аргументы. Третье правило — слушание. Важно прислушиваться к мнению и аргументам собеседника. Вместо того, чтобы предполагать, что мы уже все знаем, нужно быть открытым для новых идей и готовым пересмотреть свои взгляды. Слушание поможет нам лучше понять аргументы собеседника и обнаружить возможные логические несоответствия. Четвертое правило — анализ.

Майевтика подразумевает глубокий анализ вопросов и ответов. Необходимо разбираться в предложенных аргументах, анализировать их логическую последовательность и подвергать сомнению принятые истины. Анализ помогает нам обнаружить слабые места в аргументации и улучшить свое понимание проблемы. Пятое правило — сознательность и честность. Майевтика требует от нас быть честными, как с собой, так и с собеседником.

В чем ценность метода майевтики кратко

Или вы стали родителями, а муж совершенно этому не рад. Нужен ли здесь спор или дискуссия? Может, хватит внутреннего диалога, чтобы понять свой смысл и сравнить со смыслом супруга? А после сделать выводы, насколько вы сможете существовать вместе. Майевтика в психотерапии Естественно, этот метод применяется в психотерапии. Задача психотерапевта — откопать ответы на вопросы в клиенте. Он сам должен найти выход из ситуации, а психотерапевт, как и Сократ, являются лишь проводниками и помощниками. Метод не будет работать, если: Фото автора Griffin Wooldridge: Pexels Клиент не понимает сути вопросов. Бессмысленно задавать вопросы, на которые у клиента нет ответов. Например, нет смысла спрашивать у молодого человека, что он будет делать в старости и какие эмоции при этом испытывать. Все вопросы должны быть на тему «здесь и сейчас».

Клиента возвращают к тому, что и так известно. Спрашивать о том, что человек говорит в данный момент — бессмысленно. А вот узнать его отношение к тому, о чем он не стал говорить, имеет больший смысл. Если он вовремя выкрутился, увернулся от ответа, скрыл за эмоцией своё мнение на этот счет — это знак, что нужно копать сюда. Уводить в общее. Клиент часто говорит абстрактно и обобщенно. Например: «в моей жизни все плохо». Нужно подвести его к конкретному «плохо». Что именно? Разве здоровье близких — плохо?

Любящий муж — плохо? Любимая работа — плохо? Навязывать свою точку зрения. Цель психотерапевта — помочь найти конкретное решение для клиента, которое подойдет именно ему. Причём ценности психотерапевта и клиента могут быть разными, но это не даёт право склонять второго к верному и правильному решению. Для каждого из нас «правильное» своё. В чем смысл майевтики? Самое главное в этом методе — помочь собеседнику найти ответы на его вопросы. При этом важно: Не направлять в правильную сторону. Не склонять к своему мнению.

Идти рядом как наставник. Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels Задавать правильные вопросы, конкретные. Не все виды вопросов подходят для диалога. Ориентироваться на ответы собеседника. Быть гибким. Строить новые вопросы в зависимости от ответов и пути собеседника. Этот метод подходит для людей, стремящихся осознать истину, найти ответы на вопросы, разрешить внутренние конфликты. В быту вести такой диалог нет смысла. Скорее всего, он превратится в спор и ничем полезным не закончится для обоих собеседников. Невозможно направить того, кто не хочет никуда двигаться.

Ты можешь тянуть его за руку, толкать, уговаривать. Но, если человек, твердо стоит на своем, то сдвинуть его с этой точки практически невозможно. Максимум, он сделает пару шагов вперед, а потом вернётся. Источник Майевтика — это. Майевтика в философии Великий философ Сократ изобрел уникальный метод ведения дискуссии под названием майевтика. Это весьма эффективный прием, которым пользуются и в наше время. По сути, он является едва ли не единственным способом убедить своего оппонента в обратном. При этом собеседника можно умело загнать в тупик его же утверждениями. В чем же сущность и уникальность этого метода? Попробуем в этом разобраться.

В целом, Сократ в своей жизни только то и делал, что задавал вопросы. Ему очень нравилось беседовать с самоуверенным человеком, наблюдать за тем, как он, запутавшись в его каверзных вопросах, моментально утрачивал всю свою спесь и уверенность. Нужно отметить, что диалог по принципу «вопрос-ответ» активно использовался и другими философами, в частности — софистами. Однако у них такой спор был лишь самоцелью. А вот Сократ никогда не занимался словоблудием, он считал, что любой диалог должен вести к определенной цели. В своих беседах он и сам пытался отыскать ответы на фундаментальные вопросы бытия: "Что такое добро из зло? Примеры майевтики Сократа Сократ был очень лукавым, ироничным и опасным собеседником. Обычно в беседах он притворялся наивным простачком, заманивая оппонента в свои коварные сети. Сохранилась запись разговора мудреца с неким Меноном. Для начала Сократ спросил последнего о роде его деятельности.

Не подозревая никаких подвохов, добродушный Менон начинает поучать философа. Однако очень скоро, вследствие грамотно поставленных вопросов, собеседник окончательно теряется. Сократ же, в свою очередь, продолжает иронизировать над наивной жертвой. Когда оппонент лишался своей самоуверенности, он был готов к совместному поиску истины. Спрашивая другого, Сократ и сам исследовал предмет разговора, потому как не считал себя знающим. Вот почему он называл свое искусство «повивальным», ведь в таком диалоге и рождалась истина. Короткие выводы Таким образом, майевтика в философии — это искусство задавать вопросы. Сократ был уверен, что «знать — это значит знать, что это такое».

Отец Сократа—Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать — Финарета — повивальная бабка. Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз—в битве при Амфиподе в 422 г. Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась одним из своих трагических событий. В 406 г. Победителей судили в совете пятисот. Будучи в это время пританом булэ заседателем в совете , Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу. Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным афинским гражданином. Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение. Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака", в которой Сократ изображается мастером "кривых речей". В один из дней 399 года до н.

Размывание начального допущения. Тупиковая ситуация аналогия с лабиринтом. Демонстрация невежества «мудр только Бог». Разоблачение предрассудка. Наставительная беседа-совет. Учитель: что самое главное в жизни? Ученик : «Я глубоко убеждён, что каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни». Учитель: вы, безусловно, правы, друзья. Люди, имеющие хорошее здоровье, могут быть счастливыми. Учитель: например, человек, красивый и привлекательный или богатый и с положением в обществе обязательно ли будет в жизни счастливым? Ученики : нет , не обязательно. Учитель: представьте, что вам нужен совет человека. К какому человеку вы обратитесь? К красивому, здоровому, богатому, имеющему положение в обществе или счастливому? Ученики : скорее всего к счастливому человеку. Презентация к методическому семинару на тему "Использование метода майевтики метод сократической беседы на уроках самопознания " Тема: Радостнее сделать жизнь. Качества: … "Умейте в каждой вещи найти не худшее, но лучшее". Тема: Искусство быть здоровым.

Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы

Несмотря на древность майевтики, она до сих пор один из самых эффективных методов психотерапии. «Развернутое описание «метода» майевтики осуществил Платон: «Теперь мое повивальное. Как майевтика связана с другими диалогами Платона? Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует развитию критического мышления, самосознания и саморазвития. Ценность майевтики заключается в том, что она помогает развить критическое мышление, способность к саморефлексии и анализу собственных мыслей. МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому.

Майевтика - это... Майевтика в философии

О его философских позициях мы знаем из трудов Ксенофонта, Платона, Аристофана, Аристотеля и других мыслителей, поэтому вероятно некоторые утверждения могут быть спорными, исходя из особенностей изложения каждого конкретного «пересказчика». Оно означает, что, каких бы высот человек не достиг в своих рассуждениях, он не желает оставаться на месте и продолжает идти вперед, не обманывая себя тем, что, якобы, нашёл истину. Здесь будет уместно напомнить, что у Сократа были как и сторонники, восторгавшиеся им, так и враги, его ненавидевшие. Более всего ненавидели Сократа софисты, сделавшие своей профессиональной деятельностью говорить о том, что верно, а что — нет, ведь человек, покусившийся на их самодовольство, сначала воспринимался ими как беспокойный горожанин, а в итоге, как преступник, который заслуживает смерти. Первым обвинением против Сократа можно назвать постановку комедии Аристофана «Облака», где Сократа изображали профессионалом «кривых речей». А позже против него был написан довольно объёмный текст, автором которого явился Мелет, где Сократ обвинялся в том, что он не признаёт общепризнанных богов, вводя своих, и развращает молодёжь. Мелет требовал смерти философа. Другие философы, бывшие современниками Сократа, не могли простить ему его ошеломительной иронии над человеческой глупостью, его яркое противопоставление себя обществу, а также пророчества о том, что после его смерти, к которой они же его и приговорили, всех их постигнет кара ещё более суровая. Сократа осудили и приняли решение казнить, однако он, имея возможность совершить побег и уйти в изгнание, отказался от этого.

Судебный процесс по делу Сократа был в подробностях описан Платоном и Ксенофонтом в их произведениях со схожими названиями «Апология Сократа», а процесс и обстоятельства казни позже описал Платон в диалоге «Федон». И этому есть объяснение: до Сократа ещё не один мыслитель мира античности не делал направление самопознания сутью своего учения и основополагающим принципом своей деятельности. Смысл этой позиции заключается в том, что никакие навыки и знания не являются гарантией благополучия и счастья, так как всё это имеет значение и смысл только в зависимости от того, насколько познано добро и зло. Причём, даже их познание не станет благом, если не приводит к успокоению души. Изречение «Познай самого себя» олицетворяло для Сократа признание души человека как руководящего начала в нём и призыв к осознанной и духовной жизни. Если же говорить о нравственности, то, согласно Сократу, она является индивидуальной и автономной. Истинно нравственный поступок может быть совершён только осознанно и по собственному желанию.

Майевтика: философия и применение этого метода Принципы майевтики: 1. Философское исследование: майевтика основывается на философских принципах и пытается помочь людям самостоятельно развивать свои идеи и знания. Диалогический подход: майевтика основывается на диалоге между участниками, где одна сторона задает вопросы, а другая ищет ответы. Через диалог возникают новые идеи и решения. Интуиция: майевтика предполагает использование интуитивных способностей участников для нахождения новых идей и концепций. Майевтика может применяться в различных областях, включая философию, педагогику, психологию и бизнес. В философии, майевтика может быть использована для развития и расширения философских идей и теорий. В педагогике, майевтика может быть использована для стимулирования учеников к самостоятельному исследованию и развитию их мыслительных способностей. В психологии, майевтика может быть использована для помощи личностному развитию через развитие интуитивного мышления и поиск скрытых убеждений и проблем. В бизнесе, майевтика может быть использована для поиска новых идей и решений, развития инноваций и улучшения креативности и продуктивности. Майевтика является мощным инструментом для поиска и развития идей и знаний. Этот метод позволяет нам открыть истину и расширить свое понимание мира. Применение майевтики может привести к переосмыслению жизни и обретению новых путей и решений. Философия и сущность майевтики Сущность майевтики заключается в том, что благодаря вопросам, задаваемым философом, индивид вынужден размышлять и искать ответы.

Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть". Другие философы не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящей мысли. И вот меня, человека медлительного и старого Сократу было тогда 70 лет , догнала та, что настигает не так стремительно, - смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных, - та, что бежит быстрее, - испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Он добровольно дал распять себя на кресте " отеческих законов " и поступил весьма хитроумно и дальновидно, лучшим образом продемонстрировав неистинность этих законов всему миру. Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так же как тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их "огня и воды". И это не случайно: ни один из мыслителей античного мира, кроме Сократа, не сделал установку на самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом всей своей деятельности. Иначе говоря, никакие знания и никакие навыки сами по себе не гарантируют благополучия и не делают человека счастливым: технические и иные знания «полезны» т. Более того, и знание добра и зла, по Сократу, не является подлинным благом, если оно остается только голым знанием и не ведет к «врачеванию души», к укреплению ее «здоровья». Таким образом, дельфийское «Познай самого себя» было для Сократа признанием души руководящим началом в человеке, призывом к «заботе о душе», к осмысленной духовной жизни, к воспитанию благородства духа. Норма нравственности по Сократу - автономна и индивидуальна. Настоящий нравственно положительный поступок, по мнению философа, человек может совершить только осознанно и по собственному желанию. В случае если человек поступает хорошо только потому, что так принято в обществе, его поступок нельзя назвать нравственным, ведь он вызван не его личным порывом, а исключительно привычкой поступать так, как и все. Соответственно, нормой нравственности для Сократа становится индивидуальность в совершении хорошего поступка и его автономность от общественного мнения.

Это и отражено в названии «Школы майевтики». Культурно-исторические основания. Несколько слов о культурно-исторической традиции. Значение понятия "майевтика" раскрывается в I томе собраний философских сочинений Платона, состоящего из ранних сократических диалогов. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода - диалектики, говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки. Повивальное ремесло по древнегречески — майевтика. Оно помогает рождению человека, а вопросы Сократа помогают рождению самостоятельно сформулированных понятий о благе в сознании беседующих с ним людей. В культурной истории человечества есть твердо установленный факт, что ученики Сократа основали различные философские школы, стоящие на разных ценностных основаниях. Так киники поставили главной задачей разработку метода автаркического греч. Киренаики основной жизненной задачей считали достижение удовольствия, однако совершенно определенного: мудрец наслаждается удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им. В мегарской школе был особенно силен критический запал. Наконец, это всемирно известная академия Платона. Ученик Платона Аристотель основал «ликей», а также разработал правила формального мышления. На наш взгляд, «метод Сократа» - майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования. Щедровицкого и Н. Мы, являясь их учениками, в рамках этой традиции шестнадцать лет назад начали реализовывать проект «Школа майевтики». В этой школе ученики, студенты, аспиранты и педагоги учатся разрабатывать и реализовывать собственные гуманитарные проекты. Щедровицкий в 1979 году впервые организовал коллективную мыслительную деятельность и рефлексию в форме организационно-деятельностной игры ОДИ. Организация образовательного процесса на сессиях «Школы майевтики» также происходит в форме ОДИ. Организация образовательного процесса. Основные процессы, организуемые на сессиях и семинарах «Школы майевтики»: коллективное выявление и развитие личностных позиций посредством исследования, понимания, критического отношения к позиции автора культурного текста под текстом понимаются любые предметы и явления мировой культуры: научные тексты и художественные произведения, нормы и правила, ценности и смыслы и т. Образовательный процесс в «Школе майевтики» будет организован в шесть этапов. Первый этап обучения предполагает организацию самоопределения участников выездных сессий 3 - 4 раза в год от 3 до 5 дней «Школы майевтики» к предлагаемой модели образования. Дети и взрослые занимают позицию «непонимающего слушателя», которая специально инспирируется организаторами. Слушателям, чтобы понять и разобраться в том что происходит, вынуждены задавать вопросы на понимание: «Правильно ли я понял…? Неориентированные на дальнейшее саморазвитие в рамках предлагаемой традиции критического рационализма , на третий этап не попадают. На третьем этапе происходит дополнение выездных мероприятий новыми формами работы: деловыми играми, семинарами и лекциями, целью которых является освоение средств гуманитарной методологической культуры рефлексии, критического мышления, понимания, культурно-ценностного самоопределения, позиционного анализа ситуации, схематизации и др. Попытка разработки и реализации собственных мини-проектов заканчивается фазой рефлексивного анализа с целью проявления и фиксации своего способа понимания, личностной позиции. Если первая попытка была неудачной, попытки повторяются до получения позитивного результата. Под культурным текстом понимаются научные, художественные и публицистические тексты, документальные, игровые и анимационные фильмы, драматические постановки, песни и любые другие формы воплощения ценностей и смыслов людей как в наглядно-образной, так и в знаково—символической форме. Проявление своего способа понимания, личностной позиции можно считать окончанием обучения на третьем этапе в школе майевтики. Под позицией понимается интегральное отношение к деятельности, культуре, социуму и самому себе. Мы выделяем шесть позиций: «иждивенец», «имитатор», «исполнитель», «организатор», «новатор», «классик». В подростковом возрасте жизненная позиция еще достаточно слабая, подверженная изменениям и корректировкам. Ребенок «прыгает» с позицию на позицию, но годам к двадцати пяти человек уже вполне сознательно выбирает одну из представленных позиций и, как правило, уже практически не меняет ее до конца жизни. Гуманитарное проектирование ставит и пытается решить две фундаментальные проблемы. Возможно ли, при создании определенных условий повлиять на выбор подростка так, чтобы одной из ведущих жизненных ценностей для него стала ценность саморазвития, поиск призвания, самореализация в разработанном и реализованном им культурном проекте? Возможно ли «разоформить» взрослого человека и организовать ситуацию его саморазвития из занимаемой им бесперспективной жизненной позиции в деятельностную и творческую? Жизненная позиция складывается из отношений человека к деятельности, к другим людям и вытекающим из этого типа объединений; из его отношения к культуре и соответственно уровню образования, имеющемуся у него типу мышления; и, наконец, из отношения к себе самому сквозь призму ценности саморазвития. По вертикали снизу вверх выделены уровни развития жизненной позиции в направлении повышения ответственности человеком за свою жизнь. Всего нами выделено шесть уровней. Кратко охарактеризуем каждый из них. Предельным случаем, фиксирующим не только почти полное отсутствие процессов развития и саморазвития, но скорее обнаруживающим ситуации личностной деградации является первая, описываемая нами, жизненная позиция «иждивенца». Она характеризуется отсутствием выполняемой профессиональной или какой-либо случайно организованной деятельности, отношения к людям только как источникам поступления необходимых ресурсов. Социальные связи у человека, занимающего такую позицию, случайные, ситуативные. Объединения с другими людьми возможны как стихийно складывающиеся группы выживания или так определившиеся люди существуют в роли «приживальщиков» при обладающих материальными ресурсами людях.

Интенсивное общение

обозначает конкретные приемы уста­ новления истины. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по древнегречески – майевтики). Ценность метода майевтики в философии: основные принципы. В чем ценность этого метода – так это действительно в том, что он помогает найти ответы на сакральные и даже порой экзистенциальные темы. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике

Этот метод основывался на задавании вопросов и интеллектуальном взаимодействии с собеседником, с целью достижения понимания истины и развития мышления. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует саморазвитию и развитию мышления. Сократ считал, что истинное знание уже находится в каждом человеке, и его задача заключается в том, чтобы помочь этому знанию раскрыться и проявиться. С помощью вопросов и рассуждений Сократ стимулировал собеседника к самостоятельному анализу и синтезу информации, к поиску истины и формированию своей собственной точки зрения. Таким образом, майевтика дает возможность не только усвоить знания, но и развить критическое мышление и способность анализировать и синтезировать информацию. Еще одним важным аспектом метода майевтики является его этическая ценность. Сократ считал, что человек должен стремиться к познанию истины и развитию своего мышления не ради самого знания, а во имя добра. Он утверждал, что только владение истинными знаниями позволяет человеку принимать правильные решения и поступать морально.

Майевтика помогает собеседнику осознать свои убеждения, обнаружить противоречия и недостатки своей логики, и, как результат, развить моральность и этическую осознанность. Таким образом, метод майевтики Сократа имеет огромную ценность для саморазвития и развития мышления. Он позволяет человеку не только обрести знание, но и развить свой критический анализ, мыслительные навыки и способность принимать этически верные решения. Майевтика является не только философским методом, но и практическим инструментом, который может быть применен для развития самого себя и своего разума. Майевтика подразумевает активное поисковое обсуждение, которое помогает человеку обнаруживать свои скрытые мысли и чувства. Сократ применял метод майевтики, чтобы помочь своим собеседникам достичь истины, не предлагая готовых ответов или учений.

И поскольку нас влечет к прекрасному, а добродетель есть влечение делать добро , и мы познаем, что добродетель и есть самое прекрасное, то нас не сможет не влечь к ней сильнее, чем ко всему остальному. Таким образом, если мы истинно знаем, что есть добро то есть на основе знания отличаем нечто как именно добро, противоположное негативному - злу: принципиальность от беспринципности; порядочность от беспорядочности; бескорыстие от корысти; нестяжательство от стяжательства; трезвость от пьянства; почтительное отношение к родителям от грубого неуважительного отношения к ним и т. Итак, мы ранее отметили, что открытый Сократом диалектический метод представляет собой движение мысли к пониманию идеи. Ниже мы проанализируем то, на что опирался Сократ в своем методе: на иронию, маевтику, индукцию. Рассмотрим эти три стороны метода Сократа. Первая сторона его метода - ирония с греч. Главная его ирония выражена в знаменитом принципе Сократа "я знаю, что я ничего не знаю". Философ, лишенный иронии, не философ, а либо болтун, либо догматик то есть тот, кто не видит никакого движения вперед по отношению к тому, что уже считает достигнутой истиной. Философия же - это свобода, она должна видеть свою суть в движении мысли, в открытости такому движению. А ирония - это есть постоянная насмешка над самонадеянностью человека, что он якобы уже все знает и всего достиг. Когда Сократ беседовал с афинянами, в процессе чего задавал им вопросы, заставляющие собеседника задумываться, сомневаться в выраженной им ранее мысли, а наиболее самокритичные начинали разочаровываться в своей прежней самонадеянности. Здесь и начинается философия. Впоследствии Платон, а затем и Аристотель говорили, что философия начинается с удивления. Кто не умеет удивляться, никогда не поймет, что есть философия. Ирония Сократа обращает человека в первую очередь против самого себя. Если догматическая самоуверенность мешает двигаться мысли, то ирония снимает это. Ирония ведет к очищению ума для его дальнейшего просвещения. Итак, ирония - очищает от самонадеянности и самоуверенности в достижении человеком истины во всей ее полноте и глубине. Поэтому Сократ и выдвинул принцип "я знаю, что ничего не знаю". Вторая сторона метода Сократа - майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. Сократ говорил о том, что надо научиться принимать духовные роды, ведь философия - поиск истины, философия должна способствовать рождению истинной мысли. У Сократа это состояло в том, что он задавал вопросы, решение которых вело к истине. По Сократу, преподавание - это самоучение, нельзя научить, если нет потенции на учение у объекта учения. Рождение истины - это рождение ее нами самими. Повивальное искусство истины происходит в процессе вопрошания. Философия и есть любовь к истине, самая высокая и самая бескорыстная, когда философ то есть любящий мудрость, любящий и ищущий истину как бы вопрошает мир и человека как его часть о его тайнах. Любовь же живет в процессе, а не в результате. Философия тоже процесс любви. Она, как и любовь, движет, воодушевляет. Вот в чем диалектика метода Сократа. Поэтому Сократ - главный герой философии. Он и есть любовь к истине.

Метод майевтики базируется на принципе вопросов и ответов. Сократ задавал провокационные и глубокие вопросы, стараясь пробудить в собеседнике скрытые знания и истины, которые уже имелись, но были забыты или закрыты собственными убеждениями. Таким образом, майевтика позволяет человеку самостоятельно осознать и почувствовать ценность, которая уже присутствует в его сознании, но требует раскрытия. Философия Сократа, основанная на майевтике, предполагает, что истина не является готовым продуктом, который можно передать в виде внешнего знания, но есть что-то внутри нас, что может быть обнаружено, если мы будем задавать себе и другим людям глубокие и мудрые вопросы. Майевтика помогает преодолеть поверхностные убеждения и априорные суждения, открывает возможность для саморазвития и самопознания. Таким образом, майевтика является философским методом, который помогает человеку раскрыть ценности, знания и истины в себе через диалог и задание провокационных вопросов. Она позволяет обрести понимание и самосознание, а также превзойти поверхностные убеждения и предрассудки. Майевтика возглавляет путь к истинному самоосвобождению и высшим познаниям о собственной ценности в мире. Практическое применение майевтики в повседневной жизни Майевтика, философский метод, впервые предложенный Сократом, может быть полезным инструментом раскрытия ценности и осознания себя в повседневной жизни. Практическое применение майевтики помогает людям более глубоко понять свои мысли, убеждения и ценности. Вот несколько способов использования майевтики в повседневных ситуациях: Размышление и самоанализ. Майевтика может помочь вам задавать вопросы себе и искать ответы внутри себя. Проявите любопытство и открытость в отношении своих мыслей и чувств. Задайте себе вопросы, которые помогут вам лучше понять свое отношение к определенным вопросам или ситуациям.

Сократический диалог подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли. Почему этику Сократа принято считать этическим рационализмом? Позиция Сократа, которая получила название «этический рационализм» включала в себя нравственный образ жизни, благодушные поступки, признание единства знаний и добра и стремление к реализации истинно нравственных поступков человеком, который осведомлен о том, что есть «зло», и что есть «добро». Что значит Сократ? Его деятельность открыла новое русло в развитии античной философии. Какие проблемы пытался изучить Сократ? Сократ родился в Афинах примерно в 469 г. Он занимался вопросами морали и нравственности, пытался определить, что такое добродетельная жизнь, обсуждал общественные и политические проблемы. В чем особенности философского метода Сократа? Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно- нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Метод Майевтики Сократа: искусство преодолевать противоречия

Имен-но в силу этого качества при изучении периода ан-тичной истории в технических вузах применение сократического метода майевтики оправдано не только как иллюстративный материал, но и несет в себе значительный эвристический потенциал. Метод майевтики Сократа Суть майевтики («повивальное искусство») была не в том, чтобы научить истине через постулаты, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Майевтика — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом, заключающийся в раскрытии истины путём последовательных вопросов.

12. «Майевтика» как метод познания Сократа.

Метод майевтики имеет ценность в философии, поскольку он способствует активному и самостоятельному осмыслению мира и самого себя. Метод Майевтики: незаменимый метод постижения истины. Рассматриваемый нами метод майевтики не утратил своей актуальности даже спустя более двух тысяч лет после его изобретения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий