Герои великой отечественной войны и их подвиги кратко для детей с фото. В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения оборонительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности. Ярким выражением общенародного характера Великой Отечественной войны явилась помощь населения фронту, его движение за создание фонда обороны. Трудовой подвиг новосибирцев в годы Великой Отечественной войны. «Город трудовой доблести» ― почетное звание, установленное Федеральным законом от 1 марта 2020 года «в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».
Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне
Вспоминая героев Великой Отечественной войны, не стоит забывать и о тех, кто работал в тылу. Эти люди ежедневно совершали трудовые подвиги и приближали Победу. Во времена Великой Отечественной войны, по ее рассказам, они, дети, шли на работу голодными или «позавтракав» лепешками из травы, которые мать испекла. Великая Отечественная война.
Трудовой подвиг советского народа 1941-1945 г.г.
С радостью и гордостью встретили это решение. Наш город заслужил такое признание. Анастасия Смирнова, труженица тыла: - В 1941 году меня, шестнадцатилетнюю, от школы фабрично-заводского обучения направили в Новосибирск. Сама я из Саратовской области, другие ребята и девушки приехали со всей страны - из Ярославля, Калининграда, Ростова, Воронежа.
В одном бараке нас ютилось 78 человек. Я работала на авиационном заводе электромонтажницей - нужно было протягивать электропроводку в крыльях самолетов. Трудились сверхурочно - сколько машин подали на участок, столько и надо было оборудовать.
Бывало и по восемь-десять самолетов в день. Каждую неделю мы отправляли эшелоны на фронт. Конечно, тыл ковал Победу.
Президент также поблагодарил всех железнодорожников за ответственное отношение к работе, преданность профессии и готовность трудиться на благо страны и народа. Как писала «Парламе нтская газета», ранее поздравительное послание по случаю Дня железнодорожника направила и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Спикер подчеркнула, что работа железной дороги способствовала расширению межрегиональных и международных связей, а также повышению мобильности граждан.
Каждый шестой самолет, участвующий в воздушных сражениях, был собран в Казани. Здесь также работали великие ученые и конструкторы, вклад которых в Победу трудно переоценить, — Курчатов, Королев, Туполев, Петляков. Ускорители для военных бомбардировщиков и реактивные снаряды для бесствольных систем полевой реактивной артиллерии «Катюша» были созданы в конструкторских бюро столицы Татарстана. Все это и многое другое говорит о том, что Казань достойна присвоения звания «Город трудовой доблести». А главное, что этого хотят и жители города, отметила парламентарий. В качестве примера она рассказала о том, в канун 8 Марта они с председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Еленой Кузьмичевой встретились с женщинами, которые были награждены орденами и медалями за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны.
Работоспособное мужское население, самый производительный пласт народа, подлежал мобилизации и отправке на фронт. И хотя это были высококлассные специалисты с огромным опытом, но и им по приезду на новое место, приходилось в чистом поле поднимать стены цехов, обустраивать рабочие площадки, настраивать работу оборудования, и главное — обучать новых работников! Ведь прежние квалифицированные рабочие уже воевали с гитлеровцами. Могучие дела из слабых рук Даже оказавшись в эвакуации, многие мужчины сразу после настройки и отладки оборудования, кроме работы, приступали к обучению женщин и детей, профессиям токарей, фрезеровщиков, вальцовщиков. Герои тыла Великой Отечественной войны, женщины и подростки, до этого никогда не бывавшие на заводах, жадно поглощали новые знания и буквально поселялись в цехах. Согласно директиве 1941 года СовНарКома, мобилизации на тыловой фронт подлежало всё работоспособное население от 16 лет до 60. Массовый героизм, не позволяет выделить кого-то особенного, из когорты тружеников тыла приравненных к ветеранам ВОВ. Дети труженики тыла в годы Великой Отечественной войны Хихлущенко Марии не было и 16 лет, когда она встала к токарному станку, на эвакуированном танковом заводе в Ленинск — Кузнецке. Трудовая смена по 12 часов, а затем 3 километра надо идти до своей деревни, там у матери ещё трое младших братьев и сестёр. А на следующий день обратно 3 километра на завод. И она была не одна, в их смене таких подростков было 12 человек! На сборочных конвейерах трудились вообще малыши! Мальчикам и девочкам, было по 12 лет, когда их допускали до станков и на линию по сборке автоматов и пулемётов. Разумеется, что про учёбу пришлось забыть на время войны, ведь фронту нужно оружие и снаряды. Хлеб — всему голова Но не только на заводах и фабриках ковалась великая победа. На полях и фермах колхозов женщины и дети проявляли запредельную выносливость и самоотверженность. Труженики тыла в годы войны на селе, содержали домашнюю скотину, получали от неё молоко и мясо, но сами этим не пользовались! Всё на фронт! Всё для победы! Карповникова Александра пошла работать заправщицей в тракторную бригаду, в 1942 году, ей было всего 12 лет. А через год, она села в кабину этой грохочущей машины, и с 13 лет до 18, пахала землю в родном селе Ново-Алексеевка.
Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне
Никогда не померкнет в памяти потомков беспримерный трудовой подвиг сургутян в годы Великой Отечественной войны. Исследование системы награждения за трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны, орденов и медалей, присуждаемых за героизм и заслуги. В столице Удмуртии были свои трудовые подвиги. Герои великой отечественной войны и их подвиги кратко для детей с фото.
На Камчатке презентовали сборник о трудовом подвиге жителей Корякии во время ВОВ
Трудовой подвиг новосибирцев в годы Великой Отечественной войны. Предлагаю вашему вниманию кадры, сделанные во время Великой Отечественной войны – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, женщины, после войны на развлекательном портале «Город трудовой доблести» ― почетное звание, установленное Федеральным законом от 1 марта 2020 года «в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». В годы Великой Отечественной войны тело Ленина было эвакуировано из мавзолея в Москве в город Тюмень. 80-летие подвига», приуроченная к 80-летию начала освобождения Крыма и Севастополя от оккупации в ходе Великой Отечественной войны.
«Я пришла на завод 20 июня, а через два дня началась война»: трудовые подвиги ижевчан в годы войны
Это высокое звание предполагается присваивать городам, жители которых проявили трудовой героизм и самоотверженность, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на городских промышленных предприятиях во время Великой Отечественной войны. На звание "Город трудовой доблести" претендуют два десятка муниципалитетов, получивших экспертное заключение Российской академии наук о наличии оснований для присвоения звания.
Так об этом рассказывали воспитатели: «Вот холодное, мрачное утро.
Целыми стайками и в одиночку бегут дети в сад, что-то бережно сжимая в руке. Лица их оживлены улыбками. Они несут овощи для посылки: кто морковь, кто лук.
Каждый третий снаряд и броня каждого второго танка были сделаны из магнитогорской стали. Скопировать ссылку.
Группа технологов, которой руководил К. Мамонтов, при обработке пазов ствольной коробки применила протягивание и добилась повышения производительности в 5-6 раз. Много ценных предложений дал бывший питерский рабочий, специалист по обработке стволов Н. Только одна его работа по переводу нарезки резьбы с токарных станков на резьбофрезерные разгрузило дефицитное оборудование и снизило затраты времени на 63,2 человеко-часа на 1000 изделий. Среди героев труда было много женщин. Вот что написал в книге «Завод заводов» историк-краевед, доктор исторических наук Евгений Шумилов: «Если парнишки, подрастая, прорывались через «бронь» и уходили на фронт, то матери, сестры и жены фронтовиков оставались на заводе безотлучно.
Были и вдовы, работавшие с особым ожесточением. По горячим цехам все-таки процент сильного пола сохранялся близ мирных норм.
Подвиг во время великой отечественной
Контент доступен только автору оплаченного проекта Героизм и самоотверженность на фронте и в тылу Анализ проявлений героизма и самоотверженности советского народа как на фронте, так и в тылу в условиях войны. Контент доступен только автору оплаченного проекта Вклад народа в победу Исследование конкретных примеров и фактов, демонстрирующих значимость трудового подвига народа в достижении победы в Великой Отечественной войне. Контент доступен только автору оплаченного проекта Духовные качества народа в условиях войны Рассмотрение роли духовных ценностей, веры, морали и патриотизма советского народа в период Великой Отечественной войны. Контент доступен только автору оплаченного проекта Награды и заслуги за трудовой подвиг Исследование системы награждения за трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны, орденов и медалей, присуждаемых за героизм и заслуги. Контент доступен только автору оплаченного проекта Патриотизм и единство народа в годы войны Анализ роли патриотизма, единства и солидарности народа в преодолении трудностей и достижении победы в годы Великой Отечественной войны. Контент доступен только автору оплаченного проекта Социальные изменения после войны Исследование влияния трудового подвига народа на социальные изменения в Советском Союзе после окончания Великой Отечественной войны.
Причем сделано это было в условиях полной информационной неопределенности: не было ясности, какими силами наступает противник, какие потери понесла Красная армия, какие предприятия разрушены, что фронту нужно в первую очередь.
На земле было уничтожено около 800 и в воздухе более 400 самолетов [4]. Как видим, уже в первые дни и месяцы войны были приняты документы, охватывающие все сферы жизнедеятельности страны и ставшие фундаментом, на котором ковалась Победа. Эвакуация Надо отдать должное умению советского руководства в сжатые сроки мобилизовать все ресурсы страны для сопротивления агрессору. Основная трудность в перестройке экономики на военный лад состояла в том, что все мобилизационные мероприятия пришлось проводить в условиях уже начавшейся войны, вынужденного отступления Красной армии и потери огромной территории, насыщенной крупными промышленными предприятиями. Эвакуации подлежали важнейшие промышленные и оборонные предприятия с территории Европейской части СССР. Конечно, они переводились не в чистое поле.
Для предприятий в восточных регионах страны заранее были подготовлены площадки, создавались резервы мощности, обеспечивалось резервирование по потреблению электроэнергии и готовились помещения, как для размещения заводского оборудования, так и для эвакуированных работников и членов их семей. При этом учитывался опыт Первой мировой войны, в ходе которой пришлось эвакуировать предприятия Варшавского и Прибалтийского промышленных узлов. В течение июля — ноября 1941 года на Восток было эвакуировано 1523 промышленных предприятий. Вместе с эвакуированными заводами и фабриками на Восток прибыло более 10 млн. Большинство эвакуированных предприятий были размещены в Омске, Новосибирске, Кирове, Нижнем Тагиле, Кемерово, Чебоксарах, Челябинске, Красноярске, Казане и другие промышленные центры страны. Огромная нагрузка легла на железнодорожный транспорт, который с началом войны был переведен на военный график работы.
О значении, которое руководство страны придавало железнодорожному транспорту, свидетельствует и тот факт, что народным комиссаром путей сообщения стал заместитель наркома обороны СССР А. Всего же по железным дорогам за вторую половину 1941 года прошло около 1,5 млн. Для эвакуации одного только сталеплавильного завода «Запорожсталь» потребовалось 8 тысяч вагонов [7]. Как же железнодорожникам удалось перевезти такое количество груза и людей с учетом того, что паровозов в стране было всего около 26 тысяч, часть из которых попала под вражеские бомбежки или находилась в ремонте? Во многом это стало возможным благодаря новым методам организации работы: были внедрены скоростное формирование и скоростное продвижение маршрутов, вождение большегрузных составов весом 600-800 тыс. Причем сделано это было в условиях, когда немцы захватили Донбасс, и страна потеряла основного поставщика угля.
Интенсивность движения была такова, что бывали дни, когда поезда шли на расстояние 800-1000 м друг о друга. Железнодорожники своим героическим трудом обеспечивали нужды фронта и тыла, несмотря на регулярные налеты немецкой авиации на важнейшие железнодорожные узлы, станции, мосты, воинские эшелоны и поезда. Только с 22 июня по декабрь 1941 года фашистская авиация совершила 5939 налетов на прифронтовые дороги и сбросила на железнодорожные объекты свыше 46 тыс. Сроки, в которые удалось эвакуировать основной промышленный потенциал, разместить предприятия на новом месте и организовать выпуск продукции просто поражают. Так, распоряжение вывезти трубопрокатный завод из Днепропетровска было отдано 7 августа, первый эшелон с заводским оборудованием отправился в путь 9 августа, а 24 декабря завод уже начал давать продукцию! Последняя группа работников Харьковского танкового завода покинула город 19 октября, а уже 8 декабря харьковские танкостроители собрали первые 25 танков Т-34 и отправили их на фронт [8].
К концу 1941 года в новых местах дислокации было размещено 1910 крупных предприятий, в том числе 122 авиационных завода, 43 завода танковой промышленности, 71 — наркомата вооружений, 96 — наркомата боеприпасов, 199 — наркомата черной металлургии, 80 — наркомата минометной промышленности, 91 — наркомата химической промышленности, 65 — наркомата среднего машиностроения, 57 — наркомата тяжелого машиностроения [9]. Во многом благодаря хорошо организованной и проведенной масштабной эвакуации промышленности и трудовых ресурсов на Восток, к концу декабря 1941 года падение промышленного производства было приостановлено, а с марта 1942 года его объем стал возрастать. Именно это позволило к началу 1943 года иметь такую военную экономику, которая обеспечила проведение крупнейших стратегических операций: Курская битва и Киевская наступательная операция. Верт, побывавший на многих фронтах и долгие годы живший в СССР, в своей книге «Россия в войне: 1941-1945 гг. Наркоматы: путь на Восток! В сентябре 1941 года был образован Наркомат танковой промышленности, а в ноябре — Наркомат минометного вооружения.
Еще до войны были учреждены наркоматы авиационной промышленности, вооружения и боеприпасов. Намечалось строительство новых заводов в восточных районах страны. Так, для увеличения добычи угля планировалось ввести в действие 59 каменноугольных шахт и заложить еще 23 угольные шахты и 3 разреза. Броневую сталь для танков выпускал Мариупольский завод имени Ильича, чей самый мощный в СССР бронепрокатный стан «1250» был эвакуирован в Магнитогорск еще в июле. К производству танков были также подключены Челябинский и Сталинградский тракторные заводы, Сормовский судостроительный завод. Ряд предприятий привлекались к выпуску танковых двигателей, бронекорпусов, башен.
Московские предприятия на военный график работы были переведены уже 23 июня, но только 14 октября ГКО принял решение об эвакуации всех оборонных предприятий. Одним из первых в Новосибирск по особому распоряжению Л. Берии был эвакуирован Московский завод цветных металлов. К концу ноября было вывезено 498 предприятий и около 210 тыс. Для их перевозки потребовалось около 71 тыс. Ленинградские предприятия раньше других столкнулись с необходимостью эвакуации, поскольку немцы уже 12 июля вышли к Лужскому укрепрайону.
Но успели эвакуировать только некоторые цеха Кировского завода, с 1939 года выпускавшего тяжелые танки КВ, и Ижорского завода, производившего для танков бронекорпуса, а также 92 предприятия, специализировавшихся на военном производстве. Перемещение производительных сил в восточные районы страны без преувеличения приняла гигантские размеры. Некоторые промышленные наркоматы были вынуждены эвакуировать почти все свои заводы.
Фото: victory. В октябре 1943 года детсады Красноярска собрали и отправили в подарок красноармейцам Карельского фронта 30 тонн овощей. Так об этом рассказывали воспитатели: «Вот холодное, мрачное утро. Целыми стайками и в одиночку бегут дети в сад, что-то бережно сжимая в руке.
Ананьино добровольцами уходили на фронт, в том числе и его директор Евгений Коновалов. Женщины и подростки стали основной рабочей силой завода. На территории завода действовала прачечная, которая выполняла заказы на стирку военного белья. Некоторых работниц завода переводили надомницами по вязке носков и перчаток с заданием 30 пар перчаток и 50 пар носков мужских и женских за три месяца на одного человека, оплата — 10 рублей за пару. Выходные дни объявлялись рабочими. Вся выработанная в эти дни продукция шла для детдомов, детских приемников-распределителей, детских трудовых колоний и учащихся школ. При подготовке к зиме сначала все необходимые ремонты и утепления проводились в семьях красноармейцев и эвакуированных. В конце 1945 года на территории завода был организован лагерь для военнопленных. Рабочим и служащим было запрещены любые контакты с ними: разговаривать на русском или немецком языках, показывать что-либо жестами, обменивать, покупать или принимать вещи в подарок. Лиц, замеченных в этом, сразу же брали под стражу и передавали военно-полевому суду как пособников врага. Военнопленных отправляли на лесозаготовки. Регулярно проводились проверки организации труда и условий быта военнопленных. Кинотеатр имени Горького Во время войны в кинотеатре имени М. Горького был расположен на площади Революции демонстрировали художественные фильмы, такие как «Зоя», «Украина», документальные ленты про войну. Многие работники кинотеатра, в том числе и директор А. Соколов, были мобилизованы в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. В сентябре 1941 года на случай воздушной тревоги в кинотеатре была создана группа самозащиты. На чердаке в каждом углу находились ящики с песком для тушения пожаров. В 1944 году в кинозале была установлена радиоточка для передачи «важных сообщений». Работниц, которые «честно и добросовестно трудились на своем посту», премировали отрезами ткани на «летнее платье», белье. Забота об эвакуированных Жители Вологды проявляли большую заботу об эвакуированных, усыновляли детей, оставшихся сиротами. В первый день войны на фронт были мобилизованы директора многих школ, дома пионеров и детского парка. В школах было введено круглосуточное дежурство и обязательное проведение светомаскировки. Война не сломила твердый характер педагогов. В школах строго следили за посещаемостью, делали все возможное, чтобы дети получали образование. Из приказа заведующего гороно г. Вологды от 09 октября 1941 года: «Предлагаю всем заведующим и директорам школ всех детей-переростков, не окончивших начальные школы, лично свести в 11 начальную школу для обучения их в группе подростков». Некоторые дети не могли посещать школу — у них не было обуви.
Трудовой фронт Великой Отечественной
Лаврентий Берия. В преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне все больше вспоминают фронтовые подвиги ветеранов, при этом, несколько в тени остается трудовой фронт, который ковал щит и меч страны. Труд работников заводов был, пожалуй, не менее героическим — в отсутствие миллионов мужчин, ушедших на фронт, женщины, подростки, старики работали по 12-14 часов, делали оружие, танки, самолеты, автоматы, а инженеры изобретали новые типы вооружения. Но для того, чтобы промышленность вышла на пиковые результаты, пришлось осуществить тяжелейшую и уникальную операцию, подобной которой не было в истории — речь идет об эвакуации предприятий на восток, в результате тысячи заводов были перевезены от линии фронта, на Урал, в Сибирь, Казахстан и Поволжье. Только на Урал было перевезено свыше 600 предприятий, 404 из которых — в Свердловскую область. О роли эвакуации и трудового фронта в победе над Германией, о том, в чем Гитлер едва не переиграл Сталина и о том, как "клятые москали угнетали бедную Украину", рассказал в интервью Накануне. RU историк, автор учебников по истории России Евгений Спицын.
Вопрос: Американский режиссер Оливер Стоун в недавнем документальном фильме затрагивает тему трудового фронта в СССР и называет эвакуацию заводов второй индустриализацией, которую осуществил Сталин. Согласитесь ли с такой оценкой, насколько масштабной была эта задача? Евгений Спицын: Второй индустриализацией я бы это не назвал, это слишком смело. Но это на самом деле было существенным вкладом в победу. Тогда было эвакуировано 1 тыс. Это же не просто вывезли в чистое поле завод, станки, а вывезли людей, которые могли бы на этих станках работать.
Один из сподвижников Сталина написал мемуары, в которых он приводит такой забавный эпизод. На приеме в Кремле, в честь Дня Победы, Сталин подошел к полководцам, и спросил их: скажите, а как вы думаете, кто одержал победу в этой войне? Они стали перечислять полководцев, людей, советский народ и т. Тогда Сталин махнул рукой, подозвал к себе одного из наркомов и сказал, что это они выиграли войну, потому что все полководческие дарования, героизм, мужество не стоят выеденного яйца без стали, чугуна, танков, самолетов и т. Фактически, это была первая война моторов такого масштаба. Эта эвакуация сыграла колоссальную роль.
Вопрос: Америка кичится своим лендлизом, благодаря которому Красная армия победила на восточном фронте, и определенный вклад он внес, конечно. Но без этой мобилизации трудовых ресурсов, эвакуации — возможна ли была победа, "выехали" бы на помощи союзников только? Евгений Спицын: Это была мобилизационная экономика высочайшего уровня, за нее отвечали Вознесенский, Косыгин, отчасти Микоян, Шверник. Очень большую роль сыграл генерал армии Хрулев, который был начальником тыла Красной армии. Была мобилизация сил всей страны, и в том числе, экономики. Американский историк Шервуд, который написал знаменитую книгу "Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца", приводит в книге слова Гопкинса, который отвечал во время войны за поставки по ленлдизу, что "все наши поставки — это ерунда по сравнению с тем, какой вклад внес Советский Союз в победу над нацистской Германией" и что эту победу одержала, прежде всего, Красная Армия.
Это абсолютно правильно. Вопрос: Известно, что Совет по эвакуации был созван на третий день войны — было ли это спонтанным и необходимым решением, и совет действовал с чистого листа, или какие-то планы на этот счет имелись? Евгений Спицын: Когда генеральный штаб разрабатывал планы, то было разработано два плана: план стратегического развертывания войск и мобилизационный план. Это обычная практика составления планов на случай ведения войны, последний такой план был разработан в июне 1940 года — ровно за год до начала войны. Он обсуждался на Главном военном совете. Сталин был не очень доволен этим планом и дал поручение его частично переработать и в вопросах стратегического развертывания, и в вопросах мобилизационного развития экономики.
Конечно, это не решалось спонтанно, были определены заранее и те, кто будет этим заниматься, и каким образом будет происходить эвакуация основных производств. Но многие вещи, безусловно, приходилось решать сходу. И потом, вы не забывайте, когда шла индустриализация страны, то и на востоке создавались заводы двойного назначения. Много шутили, почему у нас макароны были диаметром 7,62 мм, тем не менее, если надо было, переоборудовали быстро эти поточные линии под изготовление винтовочных патронов. А до этого, они, например, делали макароны высшего сорта, торговали ими. То есть, это все хорошо известно, и понятно, что это была не спонтанная эвакуация, но надо понимать, что в условиях стремительного наступления немцев, а оно действительно было стремительным, это была очень тяжелая задача.
В блокадном Ленинграде был крупнейший Кировский завод, который производил и танки, и многое другое, до последнего работал ленинградский тракторный завод. Сложностей было много. Вопрос: Огромное количество спекуляций есть на тему того, что "Сталин был не готов" и т. В чем, на Ваш взгляд, была причина столь быстрого продвижения Германии? Евгений Спицын: Когда Гитлер подписывал план "Барбаросса", главная ставка там делалась на молниеносную войну — блицкриг. Последняя директива под планом "Барбаросса" была подписана 11 июня, за 11 дней до начала войны.
А тут тягаем дрова, топим печки. Потом золу эту берем и в котлы вместо мыла, потому что мыло привезут, и тут — оно кончилось. Белье грязное, вшивое. В крови… Зимой тяжелое от крови…» — говорила сержант Светлана Катыхина, боец полевого банно-прачечного отряда. Полковая прачечная в лесу За неполные четыре месяца Зимней войны советско-финский конфликт 1939—1940 годов через руки банно-прачечного отряда Северо-Западного фронта прошло почти 6,8 млн кг белья, то есть в среднем по 57 т в день! А ведь впереди была еще Великая Отечественная. Блокадная Джоконда Учащиеся ремесленного училища за сборкой минометных мин в блокадном Ленинграде Из-за нехватки рабочей силы на заводах наравне с женщинами работали подростки 14—16 лет и даже младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет. Сталина, который долгое время был единственным советским предприятием, где выпускали моторы для истребителей, трудились около 8000 подростков.
Работала токарем. Часто даже не уходила домой из цеха — ночевала прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. Помню, ботинки у меня были брезентовые, на деревянной подошве. За хорошую работу получила нормальную обувь и материал на платье. Вот радости было…» — вспоминала Александра Беляева, в мирное время ставшая депутатом пермского горсовета. По воспоминаниям другой работницы завода, Анны Титовой, особенно тяжело работать было зимой: «Работали мы по 12—16 часов в день. В цехах было очень холодно, потому ходили все время в телогрейках». Чтобы поддержать боевой дух ребят, руководитель завода, генерал Анатолий Солдатов за переработку нормы поощрял юных передовиков подарками: парой валенок и — вот настоящая ценность!
Токарь 3-го разряда пятнадцатилетняя Вера Тихова слева у станка в блокадном Ленинграде. Воскова в блокадном Ленинграде После награждения юным токарям, электрикам, слесарям и контролерам полагался обед: суп, каша, чай вместо обычной баланды. Сегодня собирательным образом работающих подростков военного времени стала так называемая «блокадная Джоконда» — фотография токаря Петроградского завода Веры Тиховой. В свои 15 лет девочка выполняла полторы взрослые нормы и даже стала токарем 3-го разряда. За баранкой Мария Яковлева. Автомобиль ГАЗ-АА «полуторка» , который она водила «Песенка фронтового шофера» стала гимном тех, кто во время войны не расставался с «баранкой». В основном шоферами во время войны были женщины. Находились в прифронтовой полосе.
Идет наступление — и мы рядом.
Коминтерна — орденом Трудового Красного Знамени 1944 г. Многие предприятия получили переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны.
Около 32 тысяч кировчан в 1945—1950 гг. Многие труженики предприятий Кирова в годы войны были награждены орденами Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и другими орденами и медалями.
Здесь также работали великие ученые и конструкторы, вклад которых в Победу трудно переоценить, — Курчатов, Королев, Туполев, Петляков.
Ускорители для военных бомбардировщиков и реактивные снаряды для бесствольных систем полевой реактивной артиллерии «Катюша» были созданы в конструкторских бюро столицы Татарстана. Все это и многое другое говорит о том, что Казань достойна присвоения звания «Город трудовой доблести». А главное, что этого хотят и жители города, отметила парламентарий.
В качестве примера она рассказала о том, в канун 8 Марта они с председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Еленой Кузьмичевой встретились с женщинами, которые были награждены орденами и медалями за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. На эту встречу пришли 160 человек.
«Мы воевали»: как женщины спасали тыл
До Великой Отечественной войны работал в колхозе шофером. В Ульяновске вспомнили работников предприятия, которые во время Великой Отечественной войны снабжали фронт всем необходимым. Памятное мероприятие прошло 6 мая на Центральном железнодорожном вокзале. Во время Великой Оте-чественной войны младший техник-лейтенант Фё-дор Бузов участвовал в боях с немецко-фашистскими оккупантами на Южном, Северо-Западном, 2-м Белорусском. Трудовой подвиг Ижевска, совершённый в годы Великой Отечественной войны не знает аналогов в мировой истории.
Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова
Город Владимир в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 (документы и воспоминания). В преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне все больше вспоминают фронтовые подвиги ветеранов, при этом, несколько в тени остается трудовой фронт, который ковал щит и меч страны. Во время войны рабочие Ижевского металлургического завода работали, не щадя себя. Две бабушки, тётя, проработавшие в годы войны в колхозе и тесть, не попавший на фронт по возрасту (1928 года рождения), но проработавший на лесозаготовках в Сибири, награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Трудовой подвиг на войне
Опубликовано: 28 февраля 2022 В колледже проходят классные часы, посвященные трудовым подвигам земляков во время Великой Отечественной войны. Во время войны было эвакуировано много заводов на Урал, они стали базой для создания новых предприятий.
Бригада машиниста депо Отрожка Юрина 8 суток жила в паровозе, без конца совершая рейсы с техникой к Воронежскому фронту и обратно — с ранеными. Когда у людей заканчивались силы, вспоминали, что на фронте ещё тяжелее, и работали дальше. В одной из поездок на перегоне Ададурово — Неткачево на поезд, который вёл машинист Егоров, спикировал фашистский самолёт, сбросив несколько бомб.
С локомотива была сбита дымовая труба, выбиты стекла в кабине, осколками стекла ранены помощник и кочегар. С трудом доехали до станции Ададурово, сделав трубу из найденного металла, проследовали в Балашов. Машинист депо Балашов Баландин отмечал: «Нам приказали ехать на Калач. Приняли поезд с танками и повезли его.
Не доезжая до Бутурлиновки остановились. Танки разгрузили. Они своим ходом пошли к линии фронта. Станция Бутурлиновка вся была забита эшелонами с войсками и техникой.
Вскоре фашисты стали её бомбить. После бомбёжки меня без сознания сняли с телеграфных проводов, мой помощник Василий Курышев погиб». А вот что вспоминал машинист Лащук из специального паровозного батальона : «Три сталинградских месяца я запомнил на всю жизнь. Ездили по кольцу Петров Вал — Филоново и до Таловой.
Сколько было вдоль путей паровозов, вагонов разбитых. А станции — сплошные руины. Мы тогда считали, если немец тебя меньше 5 раз с воздуха на перегоне перехватит — значит, день удачный. Однажды на станцию приехали без будки — в пути её снесло взрывом».
О паровозной бригаде машиниста Рыжова ходили легенды. В один из рейсов они доставили к фронту боелетучку со снарядами, а обратный путь оказался отрезанным — разъезд заняли фашисты. Паровозники решили прорываться ночью. Тщательно замаскировали топку, попросили артиллеристов устроить для них «звуковую маскировку» и под канонаду проскочили разъезд на большой скорости.
По участку Лиски — Алексеевка двойной тягой следовал транспорт с горючим.
Она была хорошей рассказчицей и сохранила оптимизм, активность и трудолюбие последнего дня. Анны Васильевны Сирик- Смоляровой не стало около года назад. Как и многим другим представителям её поколения, Нине Васильевне пришлось пережить на своём веку немало мытарств. В 30м, в голодовку, умерла её мать. Отец дважды оставался вдовцом, и в общей сложности, в семье было 8 детей, родных и сводных братьев и сестер. Что такое нелегкий крестьянский труд, Нина узнала очень рано. Уже с 8-9 лет дети начинали работать в колхозе: на току, на птичнике, на ферме или в поле. Словом, куда отправят. Учились урывками, писали на газетах.
Юность Нины пришлась на огненные сороковые. Мужчины ушли на фронт, и работать на земле стало некому. По возвращении в родную станицу, Нина Васильевна работала трактористкой. И как работала! Спали по 3-4 часа и с 5ти утра снова на трактор. В труде Нина Васильевна была ударницей, о ней писала районная газета. В 1944г Нина вышла замуж за агронома и переехала в село Калинина под Краснодар. Ныне Прикубанский р-н г. За месяц до победы родила первую дочь, через два года вторую, и еще через два- третью. Никаких декретных отпусков не было в помине: каждый раз она трудилась до самого дня родов, и уже через неделю выходила на работу.
В начале ноября 1950г семья переехала на жительство в пос. В 1952г родился сын.
В Барнауле был построен завод АТЗ, который во время войны оказался единственным, выпускавшим трактора для фронта и тыла. Также этот город стал крупным поставщиком в армию сапогов и полушубков. В 2020 году 20 городов России за выдающийся труд их населения во время ВОВ получили почётное звание Города трудовой доблести. Для тружеников тыла существовали награды. Самой массовой была утверждённая в июне 1945 года медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Таких вручили свыше 16 млн, в том числе и первым лицам государствам — Молотову, Кагановичу, Маленкову и другим.
Помимо этого, были медали за трудовую доблесть и трудовое отличие, ордена «Знак почёта» и Трудового Красного Знамени.