В Москве в выставочном зале федеральных архивов открылась выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. и Рижский мирный договор», где представлены уникальные документы и предметы, например, подлинные пропагандистские листовки и плакаты на русском и польском. Ровно 100 лет назад был заключен Рижский мирный договор, который предусматривал разделение территорий Беларуси и Украины и присоединение их западных земель к Польше. Польша вспоминает столетие Рижского мирного договора. 18 марта в Риге было подписано соглашение, которое оформило окончание польско-советской войны 1919 — 1921 годов.
Почему проигрыш в польско-советской войне стал бы благом для Польши
А уже 16 августа польский главком Юзеф Пилсудский отдал приказ о начале контрнаступления. Польский удар был нанесен в «мягкое подбрюшье» Западного фронта красных против Мозырской группы: поляки знали о ее слабости благодаря радиоразведке. Воспользовавшись ошибками советского командования, поляки отстояли независимость своей страны. В неудаче польской кампании сыграла свою роль оторванность основных сил Западного фронта от тыла. Кроме того, в решающий момент войскам не хватило подкреплений. Ответственным за сокрушительное поражение, — а под Варшавой погибли до 25 тыс. Объятый желанием непременно взять Львов, он всячески задерживал выполнение приказа главнокомандующего всеми вооруженными силами РСФСР Сергея Каменева о срочной отправке 12-й армии и 1-й Конной армии в расположение Западного фронта. Помощи Тухачевский так и не дождался. Устранить фактический саботаж решения главного командования удалось лишь посредством срочного отзыва Сталина в Москву. Но время было уже упущено: так и не взяв Львов, конница Буденного выдвинулась к Варшаве 21 августа, прибыв туда лишь 30-го — после разгрома основных сил Тухачевского. В конечном успехе были уверены все, начиная с Владимира Ленина.
С его одобрения для будущей советской Польши даже успели подготовить правительство во главе с Юлианом Мархлевским и Феликсом Дзержинским. Реагируя на кардинальное изменение обстановки, впрочем, Совнаркому пришлось просить о перемирии ради спасения своих деморализованных войск.
При условии, что последние не глухи к мнению исследователей. Это происходит также только тогда, когда историки и политики находят в себе желание и умение транслировать примирение и взаимопонимание в обществах своих странах. На фото: Анатолий Торкунов, Сергей Нарышкин В свою очередь открывшаяся выставка, по его мнению, как раз «работает» на сближение и диалог, а также способствует спокойному и полифоничному анализу прошлого нескольких современных государств Восточной Европы, которые исторически были частями Речи Посполитой и Российского государства в разных итерациях этих исторических доминант европейского континента. Сегодня такой анализ необходим, ведь, как сказал сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян , польско-советская война продолжает оставаться в центре дискуссии историков России и Польши.
Рижский договор, ознаменовавший завершение войны, имеет разные оттенки, отметил Александр Чубарьян, подчеркнув, что о негативных аспектах документа говорилось не раз. Он добавил, что договор представляет собой и исторический компромисс, который «лучше было бы осуществить без войны». Рижский мир также показал: без России урегулирование и нормальное функционирование этой части Восточной Европы невозможно, уверен Александр Чубарьян. Установить памятный крест на месте разрушенного храма Александра Невского в центре Варшавы, «немало сделавшего на ниве русско-западных отношений», предложил в год 800-летия святого благоверного князя помощник Президента РФ, Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. По распоряжению правительства Пилсудского он был взорван и разобран.
Таким образом, если бы такая помощь со стороны Польши была оказана, то это было бы наперекор международной общественности и также наперекор воли большинства польского общества, которое уже не желало войны и интервенции.
Сложно себе представить, что бы был поддержан второй Киевский поход. Тем не менее кто же все-таки победил в Риге в марте 1921 года — большевики, или все же это была ничья? Мнение Яна Писулиньского: Знаете, такие спортивные метафоры зачастую являются сильным упрощением, поскольку они размывают картину, хотя и они убедительны. Я бы этого не рассматривал в спортивных категориях. Можно сказать, что с перспективы международного плана Пилсудского и безопасности Польши Рижский договор ничего не давал. Он давал нам немного, то есть, не гарантировал безопасности со стороны большевистской России.
Одновременно с этим границы трудно было защищать ввиду того, что они не опирались ни на какие естественные препятствия. У нас были большие проблемы с национальными меньшинствами, часть которых поддавалась на большевистскую пропаганду. Таким образом, цена всего этого была высока. А с другой стороны, польское государство не было столь сильным, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность перед лицом угрозы в лице советов. Конечно, часть этой цены не принималась к сведению. Скажем, считалось, что Польша должна быть соответственно большой страной, и соответственно Восточная Галиция и Волынь считались землями, которые нам причитались, поскольку до разделов это была некогда часть Речи Посполитой.
Не было понятия о цене присутствия столь высокого процента национальных меньшинств. Большинство считало, что это польские земли, и жило тем далеким прошлым. В то же время, с точки зрения безопасности Польши Рижский договор был дефектным.
Карикатура на подписание договора Это соглашение до сих пор вызывает споры историков и исследователей этого периода. Самые популярные.
Почему Россия в 1921 году отдала часть своих земель Польше
В ноябре 1918 г. Основной целью польского руководства во главе с Ю. Пилсудским было возобновление Польши в исторических границах Речи Посполитой 1772 г. Весной 1919 г. Польша, поддержанная странами Антанты, начала наступление вглубь советской территории. В 1919-1920 гг. Однако польское правительство, пользуясь поддержкой союзников со стороны Антанты, а также стремясь выиграть время и использовать сложившуюся в первый период войны обстановку, выдвигало тяжёлые для советской власти условия переговоров.
В ноябре 1918 года, после провозглашения независимости Польши, возник вопрос о границах нового государства. Основной целью польского руководства во главе с Юзефом Пилсудским было возобновление Польши в исторических границах Речи Посполитой 1772 года. С осени 1918 года по весну 1920 года РСФСР неоднократно предлагала Польше установить дипотношения и разумную границу, но та отказывалась, ссылаясь на несвоевременность предложений.
За тот же период польские и советские войска, двигаясь навстречу, заняли западные губернии бывшей Российской империи, откуда с окончанием Первой мировой войны отводились оккупационные германские войска. Польша захватила всю Галицию и Волынь. Литовские и белорусские города, включая Вильно ныне — Вильнюс, Литва и Минск, несколько раз переходили из рук в руки. Но уже в июле в условиях успешного контрнаступления РККА Польша запросила англо-французского посредничества. Британский министр иностранных дел лорд Джордж Керзон предложил сторонам развести войска по линии Гродно — Брест, западнее Равы-Русской, восточнее Перемышля "линия Керзона", примерно соответствующая границам расселения этнических поляков и практически совпадающая с современной восточной границей Польши. Советско-польские мирные переговоры начались в Минске 17 августа 1920 года и продолжились в Риге 21 сентября на фоне польского наступления на Волыни и в Белоруссии. В начале октября польская делегация выдвинула свое требование по установлению границы: линия Дисна — Вилейка — западнее Минска — Лунинец — Сарны — Ровно — по реке Збруч; восточнее этой линии должна быть нейтральная полоса шириной 30-40 километров. Советская делегация, после некоторых протестов, приняла эти условия и 12 октября в Риге был подписан прелиминарный договор между РСФСР и Украиной с одной стороны и Польшей — с другой.
Пилсудский «справедливо опасался, что Советы скоро потребуют западные области Украины и Белоруссии». Международное положение Польши стало слабее, чем годом ранее — «референдумы на Вармии, Мазурах и в Повисле закончились неблагоприятно для Варшавы, а решение сверхдержав в Спа выделило Чехословакии большую часть Тешинской Силезии». Польша также «проиграла с точки зрения имиджа, потому что в западной публицистике подчеркивался авантюрный характер польской восточной политики». Однако мы хотели бы поставить вопрос иначе: а что произошло бы, проиграй Польша эту войну? Напомним, что первоначально Москва поставила следующий ультиматум Варшаве. Граница должна была проходить по линии Керзона, максимальная численность польской армии не могла превышать 50 тысяч человек, польские власти должны были разорвать союз с Петлюрой, военная техника отходила победившей стороне, предусматривалось создание народного ополчения из пролетариев. Формально Польша оставалась бы независимым государством, сама выбирала форму правления, но на самом деле она быстро превратилась бы в протекторат. Кстати, с этими условиями Варшаву призывал согласиться премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж. Но можно пойти и дальше. Вполне возможно, что в такой советизированной Польше возобладали бы силы, которые добились вхождения ее в состав Советского Союза в конце концов, эту идею лоббировал после Второй мировой войны Берут.
Правительство РСФСР понимало, что в краткосрочной перспективе Рижский договор, заключенный с Польшей, причиняет неудобства, бьет по престижу, авторитету, но считало, что он вряд ли будет действовать долго. Что я имею в виду? Процессы, происходившие на пространстве бывшей Российской империи, были очень трудно предсказуемы. Возникали различные государственные конфигурации, некоторые из которых не просуществовали и нескольких месяцев, как, например, в 1919 году Литбел — союз Литвы и Белоруссии... Все было достаточно зыбко. А вот Антанту, стоявшую за Польшей, Рижский договор вполне устраивал. По его итогам Польша становилась крупнейшим государством, созданным на обломках рухнувшей Российской империи, и вместе с прибалтийскими государствами и Финляндией отгораживала «цивилизованный» мир от большевистской угрозы с востока. Великодушие сильного — Фактически договор, заключенный в столице Латвии, стал реваншем Польши за все те унижения, которые ей нанесла Российская империя... Вообще о чем был этот договор? Обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых могла быть направлена против другой стороны. Польша также обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и исполнение религиозных обрядов. Обе стороны взаимно отказывались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны. Каждая из сторон предоставляла гражданам другой стороны полную амнистию за политические преступления. Россия согласилась возвратить Польской республике военные трофеи, все научные и культурные ценности, вывезенные с территории царства Польского начиная с 1 января 1772 года. А также в течение года обязалась уплатить 30 миллионов золотых рублей за вклад царства Польского в хозяйственную жизнь Российской империи и передать польской стороне имущества на сумму 18 миллионов золотых рублей, то есть де-факто выплатить репарации. При этом Польская республика освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи. И, кстати, именно тогда Государственная Публичная библиотека в Петрограде вернула Польше библиотеку Залуских. Напомню, это была одна из первых национальных библиотек мира. Она составляла 400 тысяч томов. А военным трофеем и собственностью российского правительства стала после того, как в 1794 году русские войска подавили восстание под руководством Тадеуша Костюшко и Суворов взял Варшаву. Книжное собрание перевезли в Петербург, где оно послужило основой Императорской Публичной библиотеки. Со стороны Советской России передача собрания Залуских независимой Польше была жестом доброй воли, рассчитанным на то, чтобы смягчить колоссальное противостояние, недоверие, выработанное за многие десятилетия. Можно было, разумеется, не отдавать библиотеку, ведь такой шаг могли оценить далеко не все: для широкого круга обывателей ее судьба не представляла никакого интереса. Но это было великодушие сильного государства. В определенном роде история с передачей библиотеки была не столько шагом в сторону Польши, сколько демонстрацией: советская страна начинает все с нуля, она ведет себя совершенно иначе, чем Российская империя. Это было действие, рассчитанное не столько на реакцию мирового или общеевропейского общественного мнения — скорее, на мировых интеллектуалов. Я думаю, оно было сделано очень грамотно, с расчетом на перспективу, на то, что Советам будут верить и доверять как стране, которая собирает народы под общей идеей равенства и братства. Уверен, что об этом поступке не стоит ни в коей мере сожалеть, хотя в итоге библиотека погибла в 1944 году — во время Варшавского восстания. Оставшись в нашем городе, она бы практически точно уцелела, поскольку коллекция Публички во время войны была полностью сохранена.
Рижский мир. Как большевики отдали Польше Западную Украину и Западную Белоруссию
пардон за высокий слог. Ровно 100 лет назад был заключен Рижский мирный договор, который предусматривал разделение территорий Беларуси и Украины и присоединение их западных земель к Польше. По этому поводу советская сторона направляла ноты протеста, обвиняя Ригу в нарушении мирного договора.
Рижский договор 1921 года
В Выставочном зале федеральных архивов (Москва, Б. Пироговская, 17) демонстрировалась историко-документальная выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор». О некоторых нюансах советско-польской войны и Рижского мирного договора — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости». Рижский договор — хотя в Москве он также считался соглашением, имевшим исключительно временное значение, — это утраченное единство восстанавливал. Мирный договор между Польшей, Россией и Украиной, подписанный в Риге 18 марта 1921 года, закончил польско-большевистскую войну 1919–1920 годов. Мероприятие проходило в читальном зале библиотеки для учеников 10-го класса Ружанской средней школы, учителей, работников и гостей библиотеки. В ходе лекции были рассмотрены исторические моменты важных событий в жизни нашего государства, таких как Рижский.
Рижский мир с Польшей
Булак-Булаховича, состоявшая из русских и белорусских антисоветских формирований. В Мозыре С. К концу ноября 1920 года части Красной армии отбросили «булаковцов» назад, за демаркационную линию. Одновременно на Случчине был организован мятеж, которым воспользовались белорусские эсеры. Они 14-15.
Прокулевичем, сформировали 1-ю Слуцкую бригаду из двух полков. После занятия Красной армией Слуцка 24. В этот же период начала действовать крестьянская вооруженная организация «Зеленый дуб», насчитывающая на востоке и западе Беларуси до 11 тыс. Они входили в компетенцию территориальной комиссии конференции.
Соображения комиссии на предмет прохождения советско-польской границы нашли 8 декабря 1919 года поддержку со стороны Верховного совета Антанты. Были определены населенные пункты и конкретные пункты за их пределами, которые можно было включить в пограничную линию на карте. Продолжение этой линии можно было отыскать на восток от населенного пункта Грубешов. Очередной пограничный пункт — Крылов.
Далее выразительно прослеживалось согласие на юрисдикцию советской стороны на пространство, которое с западного направления примыкало к Раве-Русской. Одновременно комиссию удовлетворяла юрисдикция Варшавы на территорию, что находилась на восток от населенного пункта Перемышль.
Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации. Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами. На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п. Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей. Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства.
Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам. Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора. Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше. Все требования о реэвакуации имущества должны быть заявлены Смешанной Реэвакуационной Комиссии в течение одного года со дня ратификации настоящего договора; по истечении этого срока никакие требования возвращающим государством приниматься не будут. Решение Смешанной Реэвакуационной Комиссии должно последовать в трехмесячный срок со дня поступления требования в Комиссию; реэвакуация имущества должна быть произведена в течение полугода с момента решения Смешанной Реэвакуационной Комиссии; истечение двух последних сроков не освобождает возвращающее государство от обязательства реэвакуировать то имущество, которое было своевременно затребовано. Статья XVI. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по фондам и капиталам, завещанным или пожертвованным для польских лиц юридических и физических и находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по капиталам польских общественных учреждений, находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи.
Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по имуществам и капиталам польского происхождения, принятым в заведывание Российского Правительства, ликвидированным или слитым со счетами казны и принадлежавшим общественным, культурным, религиозным и благотворительным учреждениям и обществам, равно как предназначавшимся на содержание церквей и духовенства. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по специальным капиталам и фондам, а также по общеимперским капиталам социального обеспечения, находившимся в заведывании отдельных ведомств и связанным по своему происхождению и предназначению отчасти или целиком с территорией или гражданами Польской Республики. Сроком, на который должно быть установлено сальдо расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам, имевшим счета с государственным казначейством, должна быть произведена предварительная ликвидация этих счетов, причем суммы, ассигнованные из казны на усиление капиталов, не будут считаться долгом капиталов казне. По мере завершения расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам и фондам, находившимся на хранении в казне или на вкладах в государственных и частных кредитных учреждениях бывшей Российской Империи, Россия и Украина обязуются учитывать в пользу Польши утрату российскою бумажно-денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчета. При производстве же расчетов по специальным капиталам и фондам, находившимся в заведывании отдельных ведомств и слитым со счетами казны бывшей Российской Империи, — изменение ценности денежной единицы не будет учитываться. При производстве окончательного расчета по специальным капиталам, фондам и имуществам Польше будет возвращено движимое имущество, поскольку оно окажется в заведывании Правительств России и Украины. В тех случаях, когда это имущество окажется ими ликвидированным, оно возмещается в соответственном эквиваленте; последнее не относится к русским ценным бумагам.
Статья XVII. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по вкладам, депозитам и залогам польских лиц юридических и физических в российских и украинских государственных, национализированных или ликвидированных кредитных учреждениях, а также в государственных учреждениях и кассах. При возмещении претензий, возникающих на основании этого пункта, Россия и Украина предоставят польским юридическим и физическим лицам все те права, которые в свое время были признаны за российскими и украинскими лицами юридическими и физическими. В отношении же лиц физических при производстве вышеуказанных расчетов Россия и Украина будут учитывать в их пользу утрату российскою денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчетов. Разрешение вопросов о регулировании частно-правовых отношений между лицами физическими и юридическими договаривающихся государств, а также разрешение вопросов о регулировании основанных на юридических титулах претензий лиц физических и юридических к правительству и государственным учреждениям другой стороной и обратно, — поскольку таковые вопросы не разрешены настоящим договором, — передается Смешанной Расчетной Комиссии, предусмотренной в статье XVIII настоящего договора. Настоящим пунктом предусматриваются правоотношения, возникшие до момента подписания настоящего договора. Сроком, к которому должны быть приурочены все расчеты, принимается 1 октября н. Все расчеты за материальные ценности устанавливаются в русских золотых рублях; в остальных случаях расчеты производятся на основаниях, предусмотренных в статьях XIV, XVI и XVII настоящего договора. Статья XIX.
Россия и Украина освобождают Польшу от ответственности по долговым и всякого рода иным обязательствам бывшей Российской Империи, в том числе возникшим из выпуска бумажных денег, казначейских знаков, обязательств, серий и свидетельств Российского Казначейства, по внешним и внутренним займам бывшей Российской Империи, по гарантиям разным учреждениям и предприятиям, по гарантированным займам таковых и проч. Статья XX. Россия и Украина обязуются признавать, согласно принципа наибольшего благоприятствования, автоматически, без особого договора за Польшей, ее гражданами и юридическими лицами все те права, преимущества и льготы, которые прямо или косвенно были или будут ими предоставлены любой третьей стране, ее гражданам и юридическим лицам в области реституции имущества и возмещения убытков периода революции и гражданской войны в России и Украине. В случаях, предусмотренных в первом абзаце этой статьи, Россия и Украина будут признавать обязательную силу не только за подлинными документами, удостоверяющими имущественные права польских лиц юридических и физических, но и за теми документами, которые будут выдаваться Смешанными Комиссиями, предусмотренными статьями XV и XVIII настоящего договора. Статья XXI. Статья XXII. Впредь до заключения торгового договора и железнодорожной конвенции обе договаривающиеся стороны обязуются допускать транзит товаров на нижеследующих условиях. Изложенные положения настоящей статьи должны лечь в основу предстоящего торгового договора в части, касающейся транзита. Договаривающиеся стороны предоставляют друг другу свободный транзит товаров по всем железнодорожным и водным путям, открытым для транзита.
Перевозка транзитных товаров будет производиться с соблюдением правил, установленных в каждом из договаривающихся государств для движения как по железным дорогам, так и по водным путям, принимая во внимание провозоспособность дорог и нужды внутреннего движения. Под свободным товарным транзитом обе договаривающиеся стороны понимают, что товары, перевозимые из России или Украины, а также в Россию или Украину через Польшу, равно как из Польши или в Польшу через Россию или Украину, не будут облагаться никакими транзитными пошлинами, ни иными транзитными сборами, независимо от того, следуют ли эти товары через территорию одной из договаривающихся сторон прямо, или же на пути выгружаются, временно останавливаются на складах и вновь нагружаются для дальнейшего следования, под условием производства этих операций в складах, находящихся под надзором таможенных властей страны, через которую товары следуют транзитом. Польша оставляет за собою свободу нормирования условий транзита для товаров германского и австрийского происхождения, ввозимых из Германии или Австрии через Польшу в Россию или Украину. Запрещаются к транзиту предметы вооружения, военного снаряжения и боевые припасы. Это ограничение не может быть распространено на предметы, хотя и являющиеся боевыми припасами, но не предназначенные для военных целей. Для провоза таковых товаров требуется заявление соответствующего правительства, что они не будут использованы как военные материалы. Изъятия допускаются также для товаров, по отношению к коим, в интересах народного здравоохранения, борьбы с эпизоотией и с заразой растений, могут применяться исключительные запретительные мероприятия. Товары третьего государства, перевозимые транзитом через территорию одной из договаривающихся сторон, при ввозе их на территорию другой стороны не будут облагаться ни иными, ни более высокими сборами, чем те, которые надлежало бы взимать с таких же товаров, прибывающих прямо из страны их происхождения. Фрахты, тарифы и иные за провоз транзитных товаров сборы не могут быть выше таковых, установленных за провоз однородных товаров местного значения на том же пути в том же направлении.
До тех пор, пока фрахты, тарифы и иные сборы не будут взиматься за провоз местных товаров в России и Украине, — плата за провоз товаров, идущих из Польши и в Польшу транзитом через Россию и Украину, не может быть выше платы, установленной для перевозки транзитных товаров наиболее благоприятствуемой страны. В виду необходимости надлежащего оборудования пограничных станций в пунктах схождения железных дорог обеих договаривающихся сторон, временно назначаются для транзитного движения из России и Украины через Польшу и обратно из Польши через Россию и Украину, передаточные станции на участках Минск — Барановичи и Шепетовка — Ровно, а именно: на территории Белоруссии и Украины для приема товаров, идущих с запада, ст. Минск до приспособления ст. Негорелое и ст. Шепетовка до приспособления ст. Кривин , а на территории Польши для приема товаров, идущих с востока, ст. Столбцы и ст. Порядок и условия транзитного движения подлежат установлению в железнодорожной конвенции, имеющей быть заключенной между договаривающимися сторонами после ратификации настоящего договора. Вместе с тем договаривающиеся стороны примут надлежащие меры к скорейшему, по возможности, приспособлению для транзитного движения также и других направлений с тем, что пункты смычки сходящихся дорог будут определены особыми соглашениями.
Передаточными пунктами на границах обеих сторон с другими государствами для транзитного движения будут служить все пограничные станции, которые открыты или будут открыты для международных сообщений. Для перегрузки транзитных товаров, прибывающих водой или следующих на воду, открывается в г. Пинске или на разъезде Припять перевалочный пункт, причем в этом пункте к пристани должен быть подведен рельсовый путь для подачи вагонов под перегрузку. Россия и Украина заявляют, что все обязательства, принятые ими по отношению к Польше, равно как и права, приобретенные ими на основании настоящего договора, распространяются на все территории, расположенные к востоку от государственной границы, указанной в статье II настоящего договора, которые входили в состав бывшей Российской Империи и при заключении настоящего договора были представлены Россией и Украиной. В частности, все вышеупомянутые права и обязательства распространяются на Белоруссию и ее граждан. Статья XXIV. Дипломатические отношения между договаривающимися сторонами устанавливаются немедленно по ратификации настоящего договора. Статья XXV.
В ноябре 1916 года было объявлено о создании Королевства Польского, фактически подчиненного Германии и Австрии. После поражения Германии в Первой мировой войне в ноябре 1918 года была провозглашена независимость Польши с Йозефом Пилсудским во главе. Он выступил за восстановление Речи Посполитой от Балтийского до Черного моря и начал осуществлять этот план, воспользовавшись ослаблением России. Это привело к советско-польской войне.
Каково было значение Рижского договора для истории Европы , а в особенности для ее политической архитектуры межвоенного периода? По-прежнему ли уместно традиционное умалчивание об этом мирном соглашении в размышлениях на тему европейской системы, сформированной после Первой мировой войны? Не стоит ли дополнить эту картину аргументами, указывающими на комплементарность Рижского договора относительно Версаля? А может быть, политическую систему межвоенного периода, в сущности, было бы правильнее называть Версальско-Рижской? Эти вопросы правомерны по истечении ста лет после заключения мира между Второй Речью Посполитой с одной стороны и Советской Россией и ее формальными союзниками, советской Белоруссией и советской Украиной, — с другой. Понимание европейской политики межвоенного периода невозможно без учета положений Рижского мира и его последствий. Уже по одной этой причине термин «Версальско-Рижская система» значительно лучше передает политические условия , а также международно-правовые основы европейского порядка, действовавшего в 1918-1939 годах. Автор понятия «Версальско-Рижская система» — Анджей Новак, один из самых выдающихся экспертов по польско-большевистской войне 1919-1921, автор монографии «Польша и три России». Противоречивое значение мирного договора Поскольку Советская Россия оспаривала версальский порядок , именно Рижский мир утверждал пролетарское государство в европейской политике. Это решение Совета символически восстанавливало системную связь России с ключевыми политическими институтами нового европейского порядка, которая была разорвана в результате заключения большевиками сепаратного мира с Германией в Брест-Литовске в марте 1918 года. Впрочем , Рижский договор имел с Брестским миром много общего. При анализе внешней политики большевиков, а в особенности при попытках поиска общих закономерностей и правил, руководивших стратегической мыслью Советской России, следовало бы рассматривать оба договора вместе. Именно как единое целое они определили ход истории в Центральной и Восточной Европе, а также внешнюю политику Советской России в большей степени, чем это принято считать. Рижский мир обеспечил многим народам Центральной и Восточной Европы время , необходимое для построения собственной государственности. Эти почти два десятилетия суверенитета предоставили историческое доказательство того , что бывшие провинции Российской империи в состоянии функционировать самостоятельно и развиваться быстрее, чем увлеченная коммунистическим экспериментом Россия. К этой традиции эстонцы , латыши, литовцы, поляки, финны, а в определенной степени даже белорусы и украинцы смогли обратиться в конце ХХ века, когда дезинтеграция советской империи вновь дала им шанс получить государственный суверенитет. В этом смысле Рижский мир позволил осуществить стремления народов Восточной Европы к самоопределению и предоставил время, необходимое для укрепления их государственной традиции. Управляемая большевиками империя вынуждена была принять эти стремления. Конечно, они уже сделали это ранее, как раз в Брестском договоре: тогда они признали субъектность Украины, а также отделение от России балтийских народов. Впрочем, политическое значение этого решения вызывает сомнение из-за известного нам сегодня подлинного отношения большевиков к положениям Брестского договора. Ленин называл мирный договор с Германией передышкой и приравнивал его к Тильзитскому миру. Он ссылался на тогдашнюю российскую традицию трактовать договор 1807 года как маневр царя Александра I , имевший тактический и временный характер. Гораздо большее значение, однако, имело то, что, приняв в Брестском договоре субъектность Украины, Латвии, Эстонии и Литвы, большевики одновременно разорвали политическое единство с державами Антанты. Рижский договор — хотя в Москве он также считался соглашением, имевшим исключительно временное значение, — это утраченное единство восстанавливал. Тем самым он вновь интегрировал Советскую Россию в новую европейскую политическую систему, хотя ее положение в этой системе по-прежнему оставалось неравноправным. Встреча советской и польской делегаций в Риге , 1920. Источник: Википедия Принимая положения Рижского договора , Советская Россия соглашалась на отделение бывших провинций Российской империи. Тем самым она подчинялась силам истории, склонившим авторов Версальского договора к тому, чтобы признать историческую необходимость выделения из германской и австро-венгерской империй новых государственных субъектов и учесть чаяния чехов, словаков, поляков, хорватов, финнов, эстонцев, латышей и литовцев при попытках начертить новую политическую карту Европы. Таким образом, идея самоопределения наций начинала преодолевать этос империи также и в России. Окончательно она одержала над ним верх лишь семь десятилетий спустя. Поэтому , с точки зрения исторического процесса, Рижский договор сыграл не последнюю роль в прерывании российской имперской традиции. В то же время , для белорусов и украинцев, которые тогда предпринимали первые попытки завоевания независимости, Рижский договор может служить символом краха этих стремлений. Так что не следует двигаться дальше , не задумавшись над схожестью значения Рижского договора и Андрусовского перемирия 1667 года, Согласно этому договору Украина была разделена на левобережную, которая отошла России, и правобережную, которая осталась в составе Польши. Кроме того , у нас по-прежнему нет ответа на вопрос: предоставила ли бы история хоть немного больше возможностей этим двум народам, если бы польско-советская граница уже в 1920 или 1921 году была проведена иначе? Например, если бы были приняты предложения, представленные 11 июля 1920 года в знаменитой ноте лорда Керзона, или, напротив, если бы граница прошла восточнее и в пределах Второй Речи Посполитой оказался Минск, что в ходе переговоров на тему прелиминарного [предварительного] мирного договора в Риге в октябре 1920 года было достижимо для польской стороны? Трудный путь к самоопределению наций Идея права наций на самоопределение и ее распространение в ходе Первой мировой войны не были капризом великих держав или диверсионной по отношению к Центральным державам концепцией выдающихся аналитических умов Антанты , вроде окружения лондонского еженедельника The New Europe. Напротив, это был плод длительного исторического процесса, уходящего корнями глубоко в эгалитарные лозунги французской революции. Поэтому Рижский договор также можно интерпретировать как важный элемент адаптации России к новым историческим условиям, ставшим следствием «пробуждения народов Европы», включая и те, что населяли Российскую империю. Подобно тому , как в XIX веке идея гражданского равенства завершила эпоху абсолютной монархии, так следующее столетие принесло победу идее равного права наций на самоопределение, положившую конец концепции «концерта великих держав» и всемогущества империй. В конечном счете, все европейские империи, не исключая Советского Союза, пали не столько вследствие впечатляющих военных неудач, сколько в результате распространения убеждения о том, что установление мира во всем мире невозможно без уважения права народов на свободу. Конечно, как и в случае продвижения идеи свободы личности, это был длительный процесс, охвативший почти целое столетие, полный горячих дебатов на тему диапазона применимости принципа самоопределения наций, случаев регресса и попыток силового противодействия стремлениям народов, оказавшихся в итоге безрезультатными. Конфликты были неотъемлемой частью этого процесса. Ведь , если границы свободы личности определяла, понятным для целых сообществ образом, свобода другого человека, то установить предел стремлениям наций к самоопределению было значительно труднее.
Почему Россия в 1921 году отдала часть своих земель Польше
18 марта 1921 года был подписан Рижский мир, завершивший советско-польскую войну. 18 марта 1921 г. в Риге между Российской и Украинской Советскими Социалистическими Республиками (РСФСР и УССР), с одной стороны, и Польшей с другой, был подписан мирный договор, завершивший советско-польскую войну 1919-1921 гг. В Москве в выставочном зале федеральных архивов открылась выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. и Рижский мирный договор», где представлены уникальные документы и предметы, например, подлинные пропагандистские листовки и плакаты на русском и польском. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Дело о 30 миллионах золотом: Рижский договор 1921 года
Рижский мирный договор» «Польско-советская война 1919—1921 гг. Рижский мирный договор» Историко-документальная выставка «Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор» и круглый стол, посвященные вооруженному противостоянию и дипломатическому урегулированию конфликта Советской России и Польши, откроются 16 марта в Выставочном зале федеральных архивов в г. Москве ул. Большая Пироговская, 17. Документы, представленные на выставке, свидетельствуют, что Советская Россия стремилась к установлению дипломатических отношений с Польшей и урегулированию вопросов территориального размежевания мирным путем. В январе 1920 г. СНК РСФСР обратится с заявлением к правительству Польши и польскому народу о признании Советским правительством независимости и суверенности Польской республики, с предложением разрешить спорные вопросы переговорами. Несмотря на идеологические установки лозунг «мировой революции» , советское руководство, будучи занято борьбой на внутренних фронтах Гражданской войны, изначально не имело возможностей по советизации Польши. Польское вторжение сопровождалось захватом большой территории, основную часть населения которой составляли белорусы и украинцы. В ходе войны советское руководство узнало о многочисленных жертвах среди мирного населения.
О них не любят вспоминать польские политики, когда говорят, к примеру, о жертвах Катыни, где, как следует из направленной первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву в 1959 году секретной записки председателя КГБ Александра Шелепина, было убито 4421 человек в основном пленных офицеров польской армии. Секретные соглашения "начальника государства Польского" Пилсудского с Петлюрой и телеграмма Ленина Троцкому о необходимости экстренного усиления Западного фронта, так называемая нота Керзона, с призывом заключить перемирие, многочисленные автографы Ленина, Сталина, Троцкого и даже трудовая книжка Дзержинского, члена Польревкома, за которым охотились польские власти, - эти и другие архивные документы рассказывают, как зрел нарыв польско-советских отношений, который вскрылся в 1939 году, когда СССР решил объединить Белоруссию и Украину в границах единого государства. Среди выставочных экспонатов есть немало доказательств страшной жестокости польских войск по отношению к мирному русскоговорящему населению. Например, телеграмма Льву Троцкому с Западного фронта об уничтожении поляками города Борисова и массовых жертвах среди горожан. Однако политический взгляд из Польши видит в этих событиях "чудо на Висле", которое позволило "спасти Европу от большевизма". Впрочем, документы говорят о другом: не будь польской агрессии против ее восточных соседей, не состоялось бы и похода Красной армии в Польшу.
Отвечают документы Кто принимал участие в конфликте? Когда началась война? В феврале 1919 года Польские войска вторглись в Белоруссию, захватили большую ее часть, а также всю Западную Украину. А союз с Петлюрой, подписавшим секретные соглашения с Юзефом Пилсудским, дал Варшаве предлог для второго похода на Украину в апреле 1920 года. К слову, согласно этим соглашениям, Польше передавались Восточная Галиция и часть Волыни.
Россия и Украина, с одной стороны, и Польша - с другой, руководимые желанием прекратить возникшую между ними войну и на основе подписанного 12 октября 1920 года Договора о прелиминарных условиях мира заключить окончательный, прочный, почетный и основанный на взаимном соглашении мир, решили вступить в мирные переговоры, для чего назначили своими уполномоченными: Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики за себя и по полномочию Правительства Белорусской Социалистической Советской Республики и Правительство Украинской Социалистической Советской Республики Правительство Польской Республики [... Риге, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных достаточными и составленными в надлежащей форме, согласились в нижеследующем: Статья I. Обе договаривающиеся стороны объявляют состояние войны между ними прекращенным Статья II.
Статья III. Россия и Украина отказываются от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к западу от границы, описанной в статье II настоящего Договора. Со своей стороны Польша отказывается в пользу Украины и Белоруссии от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к востоку от этой границы. Обе договаривающиеся стороны соглашаются, что, поскольку в состав земель, расположенных к западу от границы, описанной в статье II настоящего Договора, входят территории, спорные между Польшей и Литвой, - вопрос о принадлежности этих территорий к одному или другому из названных государств подлежит разрешению исключительно между Польшей и Литвой. Обе договаривающиеся стороны обязуются не создавать и не поддерживать организаций, имеющих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, либо покушающихся на ее территориальную целость, либо подготовляющих ниспровержение ее государственного или общественного строя путем насилия, равно как и организаций, приписывающих себе роль правительства другой стороны или части ее территории. Ввиду этого стороны обязуются не разрешать пребывания на своей территории таких организаций, их официальных представительств и иных органов, запретить вербовку, равно как ввоз на свою территорию и провоз через свою территорию вооруженных сил, оружия, боевых припасов, амуниции и всякого рода военных материалов, предназначенных для этих организаций.
Это благотворно сказалось на формировании и консолидации белорусской нации, на развитии ее экономики и культуры. Конституция БССР 1927 года. Начиная с 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав. В Конституции говорилось: - БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам; - закреплялось вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода; - определялись суверенные права БССР в составе Советского Союза: самостоятельно принимать свою Конституцию, вносить в неё изменения, создавать органы государственной власти; - подтверждался социалистический характер БССР и принадлежность земель, лесов, вод, промышленности и транспортной системы в государственной собственности; - признавались основные права личности и гражданина; - подтверждалось право свободно общаться на родном языке и возможности его преподавания в школах; - провозглашалось равенство белорусского, еврейского, польского и русского языков у белорусского оставался приоритет в международных отношениях и в государственном делопроизводстве ; - впервые закреплялись система местных органов власти, нормы избирательного права. Правом выбора пользовались все граждане, достигшие 18 лет, независимо от национальности и пола. Однако принцип всеобщего, равного избирательного права не осуществлялся, т. Кроме того, и те, кто получил такое право, отнюдь не обладали равными избирательными правами. Например, неравенство нормы представительства рабочих и крестьян при выборах в Советы определялись соотношением 5:1; - впервые в качестве столицы официально определён Минск. Специальный раздел Конституции был посвящен гербу, столице и флагу. Система высших органов власти по Конституции 1927 г. Правительственным органом общего руководства признавался СНК, состоявший из народных комиссариатов. Предусматривались следующие типы наркоматов: - союзные по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов; на заседаниях СНК БССР присутствовали их уполномоченные ; - союзно-республиканские Высший Совет Народного Хозяйства, торговли, продовольствия, труда, финансов, рабочее-крестьянской инспекции ; - республиканские земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, Центральное статистическое управление, Государственное политическое управление. Право БССР в 30-е годы. Конституция БССР 1937г. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую — социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма. Высшим органом власти в республике провозглашали Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство — Совет Народных Комиссаров. Работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа. Конституцией был утвержден герб, флаг республики, то есть символы белорусской государственности, а также столица. Равноправие белорусского и русского языков. Многие положения Конституции только декларировались например, свобода слова, печати и т. На практике подавлялись любые проявления, которые не совпадали с курсом парии и правительства. Законы СССР были обязательны на территории республики. Суверенитет республики был ограничен, т. В течение второй половины 1920-х гг. Частным лицам разрешалось открывать торговые и мелкие производственные предприятия. Постепенно должны были расширяться имущественные права граждан, а также круг наследников по закону в результате включения в него усыновлённых и их нисходящих. Гражданское законодательство 1920-29гг. С 1 июля 1922г. С 1924г. Кодекс состоял из общей и особенной частей всего 227 статей. За совершение контрреволюционных действий, бандитизм и других особо опасных преступлений предусматривалась высшая мера наказания — расстрел. Кодекс состоял из 2-х частей: общей и особенной. Все преступления делились на две категории: направленные против основ нового порядка; все остальные. Первая категория воспринималась как наиболее тяжкие преступления. Кроме расстрела, УК БССР предусматривал следующие наказания: лишение свободы или изгнание из страны на срок или бессрочно, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, поражение в правах. Кодекс состоял из трёх частей, регулировавших трудовое крестьянское землепользование, использование государственных земель, а также землеустройство и переселение. В нём устанавливалась предельная норма земли для крестьянского хозяйства.