Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. В Прощеное воскресенье в храмах проводятся богослужения. церковный праздник, который бывает перед Великим постом, бывает Чин Прощения у православных христиан, католиков и мусульман, почему говорят: Бог простит, что отвечать, как отмечать заговенье на Великий пост по-христиански - в статье.
В Прощённое воскресенье на Украине продолжают гибнуть православные люди
Кандидат филологических наук И. Грачев из Рязани, так характеризует этот праздник: «Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена».
У древних славян, название Масленица связывалось с празднованием встречи весны, то есть начала нового года 1 марта 21-23 марта до 15-16 в. В эту пору вся природа оживала, а домашние животные приводили приплод. Телились коровы, и у них было много молока, это означало, в доме было достаточно - сливочного масла.
Слово масло пошло от изначального слова мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло стало символом достатка и благополучия, нового богатого и сытого года. Славяне делали блины на Масленицу, которые своей округлой формой олицетворяли земное отражение солнца.
Блин, должен был быть, как маленькое солнце — круглый и горячий. Смазать блин маслом — это было символичным поднесением дара солнцу, маслом задабривали его. Многие историки и исследователи считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.
А этнограф прошлого века И. Снегирев высказывал предположения, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия.
В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле". Так же, как мы встречаем Новый год и Рождество в первую половину января, придаваясь праздничному веселью и обильному возлиянию, так и в древности славяне с размахом встречали Новый год, только в начале весны.
Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель. Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне.
Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью.
Нельзя оставлять маленьких детей одних в комнате, а тем более, если они в слезах. Маленького ребенка на всю жизнь могут напугать темные силы. Еще один запрет касается завязывания кос и в целом, чего-либо на себе - спутаются мысли и пойдут наперекосяк все планы на будущее.
Нельзя стричься, завиваться, окрашивать волосы, делать причёску — волосы будут плохо расти. Фото: pixabay. Чтобы в жизни был мир, благополучие и счастье, стоит пригласить гостей, самим сходить в гости или просто в людное место, встретиться с друзьями. Особенно стоит обратить внимание на встречу со старыми друзьями, с которыми давно не виделись.
По народным приметам, если 26 февраля тепло и тает снег — весна ранняя и тёплая. Пасмурный и прохладный день — весна окажется холодной и будет продолжаться долго. Синички распелись — к ранней весне. Фото: МК в Бурятии Холодный день — лето будет жарким и засушливым.
Лес будто посерел — ожидайте морозы. Иней на деревьях — будет собрано много мёда.
Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно. Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо. К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба.
Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить — может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз — мы потихоньку и будем учиться смирению. Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы. На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться… — Дело в том, что прощение — это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика. В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.
А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида — этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес. Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался. Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков. Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. Беседовала Валерия Посашко.
Масленица: обычаи и традиции, Прощеное воскресенье
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года - Погода | В воскресенье 26 февраля заканчивается масленичная неделя. |
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года - Погода | В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. |
Какого числа Прощёное воскресенье в 2024 году — суть праздника, как правильно извиняться | Особенности церковного праздника Прощеное воскресенье: история появления празднования, традиции, которые сохранились до наших дней. |
Суть прощёного воскресенья, какого числа прощёное воскресенье | ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. «Прощайте, и прощены будете» (Лк. |
Подать записку
- Прощеное воскресенье в 2024 году – 17 марта: смысл Прощеного воскресенья и как просить прощения
- Когда Прощёное воскресенье в 2024 году?
- Прощеное воскресенье 2023: что нельзя делать и перед кем можно не извиняться
- Что можно и нельзя делать на Масленицу в 2024 году и как праздновать христианину
- История праздника Масленицы
- Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года - Погода
Прощёное воскресенье у славян
последний перед началом Великого поста. Прощеное воскресенье можно назвать венцом подготовительного периода перед Великим постом. В Прощеное воскресенье в храмах проводятся богослужения.
Войти на сайт
Кстати, Кикимора очень не любит мужчин, старается по-всякому выжить их из дома. Поэтому и пытались хозяева поскорее с ней распрощаться. Защитить от пакостей Кикиморы мог амулет: камень куриный бог, горлышко от бутылки, потрепанный лапоть. Старики считали, что проверенным средством, оберегающим от капризов мифического существа, является верблюжья шерсть, положенная под порог дома. Однако, самым верным способом избавиться от духа считался ритуал, проведенный 17 марта в день Герасима. Ритуал, чтобы Кикимору выгнать из дома На рассвете 17 марта вся семья уходила из дома. Оставалась в избе только самая старшая женщина, которая тщательно выметала мусор из всех уголков, а затем обметала печь, приговаривая слова заговора: «Ах ты, Кикимора, нежданная гостья, уходи, больше в наш дом не заходи. Сожгу тебя, окаянную, в печи, чтобы больше к нам не могла прийти.
Затем выносила мусор к дереву, на котором поселился грач. После все углы сбрызгивала святой водой. Каждый входящий в дом должен был у входной двери перекреститься, чтобы Кикимора, которая могла прицепиться к одежде, снова не оказалась в избе. Масленица в 2024 году Начало Масленицы — понедельник 11 марта. По традиции, Масленица длится на протяжении всей недели, но главный праздник, когда сжигается чучело, проходят проводы зимы и другие праздничные мероприятия, отмечается в воскресенье. В 2024 году — воскресенье Масленицы выпадает на 17 марта. Соответственно христианскому календарю, сразу после Масленицы, начиная с 18 числа, начинается Великий пост, который продлится до 4 мая, а 5 мая — Пасха.
Вся Масленичная неделя поделена на определённые этапы, каждый день имеет свои традиции и обычаи. Понедельник: Встреча. Простыми словами, люди ходили друг к другу в гости. Вторник: Заигрыши. День сватовства и смотрин невест. Среда: Лакомка. Зять приходил к тёще на блины.
Четверг: Разгул. Начало широкого празднования. Праздничные развлечения, пиры, потехи, различные праздничные игры. Пятница: Тёщины вечёрки. Тёща приходила к зятю на блины. Суббота: Золовкины посиделки. Невестка приглашает в гости золовок и других родственников своего супруга.
Воскресенье: Проводы. Окончание Масленичной недели. Совершаются самые главные торжества, мероприятия, игры, обрядовые и традиционные действа, сжигание чучела. Прощёное воскресенье в 2024 году В христианской традиции последний день перед Великим Постом или последний день Масленицы называется Прощёным воскресеньем. Принято просить друг у друга прощения за те обиды, которые были причинены за год. Важно не только просить самому прощения за те вещи, за которые на вас в обиде, но также и прощать всех своих обидчиков, чтобы в Великий пост войти с чистым сердцем и помыслами. Человеку, перед которым вы несёте вину, стоит сказать: «Прости меня» или «Прости Христа ради!
По традиции, на это необходимо ответить словами: «Бог простит, и я прощаю». Однако не только по просьбе можно прощать людей, но и просто так. Если вы держите на кого-то обиду, простите его, и вы почувствуете, как вам самим станет легче от того, что вы сбросили с себя такой тяжёлый груз.
Но уже на следующий день губернатор Ставрополья Владимир Владимиров заявил, что в эти дни сейчас не до народных гуляний. Да тут ещё вскоре и пришли скорбные известия из соседний страны. Печально известные «грузы 200» стали приходить практически во все республики Северного Кавказа.
Понятное дело, даже православным жителям этих регионов стало не до народных гуляний. А вот просить друг у друга прощения русские и украинцы вполне могли бы сегодня. Но, боюсь, не будут. Многие уже потеряли своих боевых товарищей — ранеными и безвозвратно, из души уже огрубели и из всех слов у них остались друг для друга только непарламентские выражения.
Для чего ели блины С самого утра Прощеного воскресенья наши предки начинали печь блины, причем готовили их как можно больше, а потом целый день ели. Особое внимание уделялось первому воскресному блину. Если он получался румяным, это говорило о том, что в семье все будут здоровы и счастливы, а вот бледный блин считался предвестником того, что скоро чье-то здоровье в семье сильно пошатнется.
С утра верующие собираются в храмах на богослужениях, а после — заговляются на Великий пост… Прощения друг у друга в этот день просят даже далекие от веры люди, у старообрядцев и тем более все строго и образцово — так, как это было и в дореформенной Руси. Древлеправославные верующие знают, что в Великий пост необходимо «входить» с чистым сердцем, не обремененным обидами и даже мыслями о каких бы то ни было разногласиях с братьями и сестрами по вере. Священники первыми кланяются в ноги прихожанам, подавая пример смирения, испрашивая прощения за все вольные и невольные обиды, нанесенные пастве, а прихожане в ответ «прощаются» с пастырем, также земно кланяясь ему. Сегодня в последний раз перед Пасхой верующие вкушают молочную пищу и яйца, поэтому днем есть традициями устраивать семейные обеды или братские трапезы, где часто подводят итоги минувшего мясоеда — времени от поста Рождественского до поста Великого.
Прощёное воскресенье
Почему Прощеное воскресенье не имеет ничего общего с Масленицей? | Особенности церковного праздника Прощеное воскресенье: история появления празднования, традиции, которые сохранились до наших дней. |
Сегодня — Прощёное воскресенье – Заря Кубани Новости Славянска-на-Кубани | Поскольку Прощеное воскресенье выпадает на последний день Масленицы, считается, что ее нужно проводить хорошо, собравшись за праздничным столом с блинами. |
Славянский праздник Вербохлест
Дабы ответствовать на сие, напомним, что в том же самом поучении, в котором Спаситель наш говорит о молитве втайне, говорит и о даре, принесенном ко алтарю: "аще принесеши дар твой ко алтарю" Мф. Из сего видно, что заповедью о тайной молитве не отменяется обязанность участвовать в общественном церковном богослужении. Но есть и в сем случае своего рода осторожность, чтобы не являться человекам тщеславно, а смиренно предстоять Отцу Небесному, Иже в тайне. Если, стоя в церкви, ты совершаешь действия благоговения, общие всем присутствующим, но стараешься удерживать, или делать неприметными особенные в тебе движения возбужденного благочестия, воздыхания или вопли, готовые исторгнуться, слезы, готовые пролиться: в сем расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему, Иже в тайне. Вот почему, прежде всего, Он говорил: "блажени милостивии" Мф.
Он дает эту заповедь не столько для получающего, сколько для подающего милостыню, чтобы, то есть, и тогда, как никто нас не обижает и не влечет в судилище, мы презирали богатство и раздавали его бедным. Впрочем, и в настоящем случае Он еще не все открыл. Хотя в пустыне Он и показал чрезвычайные подвиги для добродетели нелюбостяжания, однако не поставляет их на вид, так как еще не время было открыть это. Теперь Он хочет разобрать только обыкновенные помышления человеческие, и предлагает Свои слова более в качестве советующего, нежели законодателя.
Не скрывайте себе сокровищ на земли, говорит и присовокупляет: идеже червь и тля тлит, идеже татие подкапывают и крадут. Таким образом, Он как самым местом, так и свойством предметов доказывает вред земных сокровищ и достоинство небесных. И здесь не останавливается, но представляет и другое соображение. Во-первых, Он побуждает слушателей к добродетели тем самым, чего они больше всего страшатся.
Чего страшишься ты, говорит Он? Ужели истощится твое богатство, если ты подашь милостыню? Нет: подавай милостыню - и тогда оно не истощится; и что удивительнее, оно не только тогда не истощится, но еще получит большое приращение, потому что к нему присовокупятся и блага небесные. Он здесь прямо еще не говорит об этом, но в дальнейшей речи утверждает это.
Ибо с устремлением разумения не соединено даже и труда, но можно для нас без усилия, посредством желаний быть там, где бы ни пожелали. Так что желающему и на земле удобно вести небесный образ жизни, как скоро, по руководству Евангелия, будем мудрствовать небесное и слагать в тамошних сокровищницах богатство добродетели; ибо «не скрывайте... Эти слова показывают, что в горней жизни не обитает никакой тлетворной для блаженства силы. Многоразлично действующая своею разнообразною злобою на гибель этой жизни, то наподобие моли проникающая в разум, делая непригодной ту часть души , в которую внедрится; то, если вскорости не будет изгнана из одной части, посредством поедающей и истребляющей силы переползая к близлежащим частям, как знак своего движения эта сила оставляет след повреждения везде, куда бы ни приблизилась.
Если же внутреннее непоколебимо, сила эта строит злоумышления посредством внешних обстоятельств; она проламывает стену к сокровищнице сердца или другою страстью опустошает хранилище души, гневом, печалью или иною подобною страстью окрадывая разум. Итак, поскольку в небесных сокровищницах, как говорит Господь, нет ни моли, ни тли, ни хищнической злобы, научающей тому, о чем мы упомянули, то туда должно переносить наше делание, где собранные сокровища, недоступные хищению и умалению, не только навсегда остаются, но и наподобие семян производят многоразличное приращение. Необходимо, чтобы воздаяние было велико, соответственно естеству приявшего сокровище на хранение. Действуя сообразно своему естеству, мы приносим мало, — такова уж наша природа, — поэтому прилично, чтобы Тот, Кто во всем богат, за вверенное Ему малое воздал тем, что имеет по естеству.
Итак, никто да не унывает, внося в Божественные сокровищницы по силам своим, но пусть пребывает в надежде исполнения обещания Сказавшего, что малое Он заменит великим, воздав небесным за земное, вечным за временное; эти же блага такого рода, что их ни мыслию нельзя постичь, ни словом изъяснить; о них учит богодухновенное Священное Писание: ниже око виде, ниже ухо слыша, ниже на сердце человеку взыдоша, яже уготова Бог любящым Его 1Кор. Толкование Евфимия Зигабена Червь и тля обозначают зародившуюся в душе мысль, которая поедает тайно все душевные блага; а подкапывающие воры — это приходящие извне похвалы, которые подкапывают легкомысленные планы и крадут скрытые сокровища добродетели. Изгнав болезнь тщеславия, благовременно поставляет закон о нестяжательности, так как ничто так не производит любви к богатству, как тщеславие. Отсюда люди выдумали и толпы рабов, и множество евнухов, и отягченных золотом лошадей, и серебрянные столы, и всякий другой блеск не по необходимости, а напоказ.
Впрочем, как же положить на небеса серебро и золото? Мы не имеем на это возможности. Небо очень высоко, и нам не достать его рукой. Не видим и лествицы, какую видел патриарх Иаков, чтобы взойти по ней и положить на небеса, что есть у нас».
Но Господь учит: хотя небо и очень высоко, однако-же можете полагать на него некрадомое сокровище правды. Есть же у тебя и лествица, возводящая с земли на небо - спасительный Крест, есть и ступени на ней - догматы пречистых Евангелий. Итак, восходи по ним в небесные обители, чтобы прославиться на век. Но будь также внимателен к сказанному Мною.
Толкование святителя Иоанна Златоуста То есть, хотя и ничего подобного см. Что может быть бедственнее этого? Такой человек впадает в рабство, более тяжкое, чем рабство всякого раба, и, что всего гибельнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку. Сколько ни беседуй с тобою, имея ум пригвожденный к богатству, ты не можешь услышать ничего полезного для себя.
Но как пес в логовище, прикованный к заботам о деньгах крепче цепи, бросаешься ты на всех приходящих к тебе, - занимаешься только тем, чтобы для других сохранить лежащее у тебя сокровище. Но так как мысль эта превышала понятие слушателей, и как вред, так и польза, проистекающие от богатства, для многих не были очевидны, и, чтобы понять это, нужен был ум довольно проницательный, то Спаситель, после предварительного объяснения, и сказал: "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Лопухина Смысл ясен. Жизнь человеческого сердца сосредоточивается на том и около того, что человек любит.
Человек не только любит такие или иные сокровища, но и живет, или старается жить около них и вместе с ними. Смотря по тому, какие сокровища человек любит, земные или небесные, и жизнь его бывает или земною или небесною. Если в сердце человека преобладает любовь к земным сокровищам, то небесные отходят для него на задний план и наоборот. Здесь, в словах Спасителя, глубокое обличение и объяснение тайных, сердечных человеческих помышлений.
Как часто мы заботимся, по-видимому, только о небесных сокровищах, но сердцем своим привязаны бываем только к земным, и самые наши стремления к небу бывают только видимостью и предлогом для сокрытия от посторонних взоров нашего любвеобилия к сокровищам только земным. Цель употребления «твое» вместо «ваше», может быть, заключалась в том, чтобы обозначить индивидуальность сердечных склонностей и стремлений человека со всем их бесконечным разнообразием. Один любит одно, другой другое. Знакомое всем выражение «у меня сердце лежит» или «не лежит к тому-то» почти равнозначительно евангельскому выражению 21 стиха.
Его можно перефразировать так: «где находится то, что ты считаешь своим сокровищем, туда будут направляться и сердечные помыслы твои, и любовь твоя». Троицкие листки игумена Пантелеимона Но не одно богатство может так завладеть сердцем человека: всякая страсть может сделаться его идолом, его сокровищем, с которым ему жаль расстаться. Посмотрите на человека, для которого все сокровище сердца - это плотские греховные удовольствия. Его сердце отравлено ядом разврата, его воображение переполнено нечистотами греха: до того ли ему, чтобы думать о Боге, о Небе, о спасении души?
Или вот человек, у которого вся душа занята заботой о почестях, наградах, отличиях, повышениях... Этот честолюбец готов унижаться до раболепства перед сильными мира сего, хитрит, лукавит, жертвует совестью и законом: он не остановится ни перед чем, лишь бы столкнуть ближнего, занять его место. Какое черствое, холодное сердце у этого человека! Придет ли ему на ум позаботиться о будущей жизни, о Царстве Небесном?
Его царство, его сокровище - здесь, на земле, в почестях и отличиях земных. А где сокровище его, там и его сердце. Укажем еще пример. Вот женщина, которая всю свою жизнь отдает в жертву страсти к нарядам и убранствам.
Нищий так не заботится о куске хлеба насущного, как она тревожится о том, как бы одеться получше других, как бы кто-нибудь не перещеголял ее... А удалось это - в сердце уже подняла голову другая страсть - тщеславие... Когда ей заботиться о детях? Что ей за дело до того, что у мужа недостает средств на обновы для нее?
И сколько огорчений, даже несчастий семейных бывает из-за этой пустейшей страсти к нарядам!... Найдется ли в сердце такой женщины место для Бога, для заботы о спасении души?... Но всех таких земных сокровищ, всех греховных привязанностей, к которым склонно наше сердце, и не перечтешь: сколько грехов, столько и идолов, которым человек отдает свое сердце. А для Христова ученика должно быть только одно сокровище - Бог и святой Закон Его.
Если ты любишь Бога всем сердцем, всем помышлением твоим, то и все желания твои должны быть обращены к единому Богу. Живи и на земле только для Бога, потому что нигде ни в чем не может наше сердце найти мира и блаженства, кроме как у единого Бога. А Он обитает только в чистой совести, и Сам, Своей благодатью, приходит в наше сердце, но только тогда, когда там будет для Него место чистое, а не скверное... Проповеди "Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших" Мф.
О какие это простые, какие вместе с тем глубоко, глубоко правильные слова! Какая глубокая правда в них! Ну скажите, если человек так ненавидит обидчика своего, что никак не хочет простить его, то заслуживает ли он прощения от Бога? О нет, конечно, нет.
Господь и Бог наш Иисус Христос, Кровью Своей пречистой искупивший грехи всех людей, искупил и грех обидчика твоего. А ты, окаянный, не хочешь простить, когда Сам Христос простил. О как это страшно! Господь и Бог наш сказал в другой раз: "Аще убо принесеши дар твой ко олтари и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим...
О как это справедливо! О сколько великой Божией правды в этом! Для всякого монаха слово "прости" должно быть самым привычным и самым обязательным словом. На все обвинения, на все укоры, на все обиды и оскорбления должен он всегда отвечать: прости, прости меня, брат мой.
Глубоко и низко кланяясь, должен он говорить это слово, чистое и святое слово. И знаем из житий святых, что было много таких монахов, на которых взводили незаслуженно тягчайшие обвинения, и они не оправдывались, а только низко кланялись и говорили: — "Простите меня, братия мои! Почему не поворачивается язык наш сказать: прости, прости меня? Сам диавол удерживает, сам диавол не позволяет сказать это святое и чистое слово, ибо знает прекрасно, какую огромную силу имеет оно.
Ведь мы молимся ежедневно в молитве Господней: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, — так, как мы, и Ты оставь, а если не оставляем, и ты не оставь. С ужасом услышал я, что среди вас нашлась несчастная женщина, которая никогда не молится этой молитвой Богу, потому что в ней эти слова: она не хочет оставить, никогда не прощает своих обид, потому предпочитает совсем никогда не произносить этой молитвы, завещанной нам Самим Господом Иисусом Христом. А велик гнев Божий на тех, кто не прощает ближним своим. Есть немало примеров этого в житиях святых, только один пример приведу вам.
Недавно мы праздновали память святого мученика Никифора. Это был простой мирянин. Он был в большой сердечной дружбе со священником Саприкием. Но как это иногда бывает, диавол разрушил эту братскую любовь и посеял ненависть в сердце Саприкия и, сколько потом ни просил Никифор: — "Брат мой, прости меня!
И вот настало время мучений Саприкия. Его долго истязали и мучили, потом повели за город, чтобы там отрубить ему голову. Видел все это Никифор. Он бежал вслед за Саприкием и воинами, ведшими его, и умолял: — "Отче Саприкие!
Прости меня! И вот, когда уже должны были отрубить ему голову, он вдруг поднял руки и сказал: — "Не убивайте, не убивайте! Я отрекусь от Христа! И сохранил свою мерзкую жизнь.
А вместо него Никифор, исповедуя веру во Христа, тут же был усечен мечом. О как это страшно — не прощать ближним нашим прегрешений их! Разве знаем мы, что творится в сердце их? Может быть, они слезно каются пред Богом в той обиде, которую причинили нам, а мы, не желая ничего знать, грубо и безжалостно отказываем им в прощении.
У всякого из нас есть много грехов. Все мы не раз наносим обиды ближним своим; и установлено, чтобы в нынешний вечер недели сыропустной взаимно испрашивали мы прощения друг у друга во всех прегрешениях. Все вы покайтесь, все простите прегрешения ближним вашим, а в первую очередь простите меня. Благословите, отцы и братия, и простите мне, грешному, елико согреших во днешний день и во вся дни живота моего.
Испрашивая друг у друга прощения, в первую очередь должны подойти ко мне, прося прощения, те, которых поставил Господь пастырями вашими, а потом уже и все вы, паства моя, чада мои, Богом мне данные. Мы вступаем в Великий пост через особый чин прощения, и это не случайно. Первыми словами проповеди Спасителя были слова, призывающие к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» Мф. Если вдуматься в эти слова, то возникает много вопросов.
Спустя две тысячи лет мы видим, что Царствие Божие в мире не наступило. Но ведь Спаситель многократно говорил о приближении Царствия Божиего: «Истинно говорю вам, что многие из стоящих здесь не увидят смерти, как узрят Царствие Божие, грядущее в силе» Мк. И это не напрасные слова — это свидетельство о великой истине, что с пришествием в мир Спасителя Царствие Божие стало доступно каждому человеку. Каждый, кто приходит в этот мир, имеет возможность войти в Царствие Божие.
Но есть непременное условие, есть некий «проходной билет» в это Царствие, и этим условием является покаяние. Царствие Божие, которое, по слову Самого Спасителя, внутри каждого человека Лк. Царствие Божие есть полнота бытия и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. В переводе на обычный человеческий язык, которым мы пользуемся, Царствие Божие есть великое, абсолютное счастье, больше которого нет ничего.
Удивительно, что для вхождения в это царствие не требуется ничего из того, что является столь вожделенным, столь необходимым, столь важным для каждого современного человека. Чтобы войти в это царствие, не нужно занимать высокого места в обществе. Чтобы войти в это царствие, не нужно быть могущественным, обладающим властью человеком. Чтобы войти в это царствие, не нужно денег, не нужно человеческого успеха.
Чтобы войти в это царствие, нужно покаяться — и никаких других условий нет. А потому Царствие Божие открыто для всех — для богатых и для бедных, для могущественных и для слабых, для удачливых и даже для тех, кто очень неудачлив с обыденной точки зрения. А почему именно покаяние? Потому что Царствие Божие — это царство, где присутствует Бог, где нет зла, где нет лжи, где нет нравственной грязи, где свет и правда.
Свет Божественного Царства не может войти в злохудожную душу, ибо свет и тьма несовместимы. Если в свете тьма, то это уже не свет — мы это хорошо знаем из жизненного опыта. Там, где свет перемешивается с тьмой, там сумерки, а сумерки — это не свет. Там, где грех и зло, там не может быть в полноте Божией правды и Божиего Царства.
Каждый из нас несет внутри себя человеческую неправду и грех. Более того, в течение жизни мы так сращиваемся со своими грехами, что они становятся частью нашего бытия; иногда мы опираемся на эти грехи, чтобы добиваться своих жизненных целей. Сегодня тот день, когда мы должны подумать о своей жизни, ясно представить себе, что с нашими грехами и с нашей неправдой мы не сможем войти в Царствие Божие. Господь, нисходя к каждому из нас, дает нам удивительную способность к самоочищению.
Этой силой, очищающей человеческий разум и человеческое сердце, является покаяние. Покаяние есть в первую очередь осознание своей неправды. Мы признаем целесообразность самокритики во многих областях человеческой деятельности. Мы считаем, что политические деятели, неспособные критически оценить свои собственные действия, поступают неправильно.
Мы считаем, что начальник, неспособный критически взглянуть на свою работу, подвержен ошибкам. Мы считаем, что исполнитель, который не умеет трезво оценить свои действия, чаще всего допускает ошибки. Почему же, допуская критическую оценку своих профессиональных возможностей, способностей и действий и считая это непременной положительной чертой каждого человека, мы часто исключаем покаяние из нашей жизни? Покаяние и есть критическая оценка самого себя, но не перед лицом людей, потому что в самокритическом отношении к себе всегда присутствует нечто не соответствующее в полной мере истине — из-за слабости, из-за боязни, из-за неготовности раскрывать душу другим людям.
Покаяние есть возможность сбросить с себя грех, сказав самому себе правду о своей собственной жизни, и сделать это пред лицом Божиим. Вот почему покаяние — в центре великопостного поприща. Чтобы помочь человеку раскаяться пред Богом, Церковь вводит его в особую благодатную стихию великопостных богослужений, молитвы, частого причащения Святых Христовых Таин. Время поста — это время очищения души, время, когда мы готовим себя к принятию Царствия Божия.
С чего же должно начаться наше покаянное поприще? Оно должно начаться с очень простого и одновременно очень трудного дела. Мы должны в первую очередь найти в себе силы и мужество принести покаяние перед нашими ближними, как бы трудно и больно это ни было. Перед лицом тех, кого мы обидели и даже перед лицом тех, кто нас обидел, принести покаяние, сказать простое слово «прости».
Сказать его не машинально, не по обычаю только, но с полным осознанием того, что без этого примирения с ближним не может быть внутреннего очищения человека, не может начаться дорога в Царствие Божие. И Церковь призывает нас к этому деянию сегодня. Найдем в себе силы сказать нашим ближним «прости». В первую очередь тем, с кем мы живем бок о бок, входя нередко в бытовые, семейные конфликты.
Сказать это и тем, с кем мы работаем и с кем наши отношения также могут быть омрачены. Сказать это и ближним, и дальним, потому что раскаяние пред ближним есть первый шаг на пути нашего раскаяния пред Богом. И да поможет всем нам Господь обрести внутреннюю силу, дабы сегодня сделать столь важный шаг на пути к Царствию Божиему. Я сознаю, что и мне не все удается сделать так, как, может быть, от меня ожидали люди.
Сознаю, что мои слова могут кого-то раздражать, вызывать несогласие, порождать конфликтный потенциал. Я сознаю также и то, что по человеческой немощи не могу сделать всего того, что хотел бы сделать и чего от меня часто ожидают. Также сознаю и то, что по человеческой немощи мог кого-то обидеть — вольно и невольно, словом или делом или даже мыслию своею. За все это перед вами, а в вашем лице — перед всей Церковью, перед народом нашим приношу покаяние.
Птицам также приписывали свойство изгонять из дома и со двора нечистую силу. Поэтому на Герасима вываживали кикимору. Чтобы унять нечисть, приглашали в дом знахаря, который осматривал все углы избы, обметал печь и читал заговоры. Кикимора могла вернуться в дом только осенью, после отлета грачей в теплые края. Запреты дня 17 марта стирку, уборку и другие подобные занятия лучше отложить на потом. Не следует отказывать никому в прощении, и не стоит выходить из дома после захода солнца, так как в этот вечер души умерших родственников могут посетить живых. Нельзя подстригаться, завиваться или проводить любые другие процедуры с волосами. Считается, что манипуляции с шевелюрой могут негативно повлиять на локоны. Также рекомендуется избегать проведения вечера в одиночестве; вместо этого следует общаться и веселиться в кругу семьи.
После окончания службы принято подавать милостыню нуждающимся. В этот день люди просят у родных, друзей, умерших родственников прощения, отпускают обиды. Прощеное воскресенье завершает Масленицу. В этот день заканчиваются торжественные проводы зимы и подготовка к Великому посту. Как и на всей Масленичной неделе, хозяйки пекут блины. Молодые девушки гадают на суженого, исполнение желания. Люди чтят память умерших родственников и посещают их могилы на кладбище. Существует традиция ходить в баню, чтобы смыть с себя все грехи. Как провести праздник Попросите прощения у близких и знакомых, простите обиды Совершите доброе дело — уступите место в общественном транспорте, покормите бездомное животное, переведите старушку через дорогу и т. Подайте милостыню нуждающимся Сходите в храм на службу, помолитесь Проведите день в семейном кругу Можно ли совершать в Прощеное воскресенье Крещение Церковь не запрещает крестить ребенка в этот день. Свадьба Расписаться в этот праздник можно. Однако от пышных гуляний лучше откажитесь. Ведь это последний день перед Великим постом. Венчание Венчаться в этот день нельзя. Таинство венчания не совершается в течение Сырной седмицы — Масленицы. Как просить прощения и прощать Просить прощения нужно в первую очередь у тех, кого вы действительно чем-то обидели. Делать это лучше при личной встрече.
Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати — Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву. Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника — обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше Мф. Истинное духовное наше сокровище — быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, то есть чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека — дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» «Лествица», слово 10. Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним. Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его Рим. Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это — не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям. Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить. Сотворение Адама и Евы. Первые люди предстоят пред Господом. Изгнание из Рая. Плач о потерянном Рае. Фрагмент северной двери иконостаса. Средняя Русь. Ибо вся наша праведность — как рубище нечистой жены перед Богом. И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания. И губит все наши труды и подвиги, навечно отлучая от Божьей благодати, ибо «не живет Дух Святой там, где есть гнев» Никон Черногорец. В прологе из жития святых 9-е февраля есть одна очень трогательная история о святом мученике Никифоре ок. В городе Антиохии жили два друга — священник Саприкий и мирянин Никифор, любившие друг друга о Господе. Но диавол позавидовал их нелицемерной любви и посеял между ними вражду. И вражда эта так разгорелась, что если они даже встречались на улице, то бежали в разные стороны, ослепленные бесовской злобой. И так они оба — Саприкий и Никифор, забыв о законе Христовом, устремились к вечной погибели.
Прощённое воскресенье 17 марта. Почему лучше не выходить из дома в день Герасима Грачевника
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье | Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста – имеет три названия: Неделя сыропустная (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресение. |
Проводы зимы и начало Великого поста: как провести Прощеное воскресенье | В Прощеное воскресенье принято просить друг у друга прощения за те обиды, которые были причинены за год. |
Прощёное воскресенье | Русский след | У некоторых европейских народов Вербное воскресенье зовется Пальмовым. |
Прощеное воскресенье в 2024 году – 17 марта: смысл Прощеного воскресенья и как просить прощения
Пятница — тещины вечерки. Этот день проводили в кругу семьи и близких. С ответным визитом теща приходила в гости к зятю. Суббота — золовкины посиделки.
Молодые невестки приглашали к себе золовок и других родственников мужа. Воскресенье — прощеный день. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные за год обиды.
Кульминация Масленицы — сжигание на костре соломенного чучела, олицетворяющего уходящую зиму, под веселые возгласы и песни. Вечером поминали усопших и ходили на кладбище. Традиции Масленицы направлены на то, чтобы проводить зиму и встретить весну.
Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник. В этот день обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
Просить прощения было принято даже у усопших: люди специально отправлялись на кладбище, чтобы покаяться и поклониться умершим родственникам. Даже сам государь в дореволюционной России в Прощёное воскресенье по традиции обращался к своим подданным с просьбой прощения. Таким образом, очищенными, обновленными и обретшими мир в душе православные готовились вступить в Великий пост. Также в этот день церковь вспоминает трагедию изгнания Адама из Рая. Отсюда третье название прощёного воскресенья — Адамово изгнание. В библейской трактовке грех прародителей человечества заключался в нарушении Божьей заповеди послушания и в злоупотреблении свободой воли. Именно грехопадение Адама и Евы стало причиной многих скорбей и бед, переживаемых людьми на земле. Поэтому для христиан так важно в Прощёное воскресенье отпускать грехи и обиды. Только простив друг друга, люди могут надеяться на прощение Отца Небесного. Языческие корни и традиции С прощёным воскресеньем также связаны и другие обряды, уходящие корнями ещё в языческие времена.
Масленица, праздник прощания с зимой, который отмечали древние славяне, совпал по времени с Сырной седмицей православного месяцеслова. Поэтому после крещения Руси Масленица преобразовалась в Прощёное воскресенье, и обычаи двух праздников в русской культуре постепенно срослись. Для древних славян Проводы зимы были радостным и разгульным праздником, знаменующим окончание холодов и начало весны. Отмечали это событие играми, плясками, песнями, катанием на санях и каруселях, поеданием блинов и, конечно же, сжиганием чучела Масленицы.
Монахи могли стать жертвой хищных зверей или ядовитых змей, заболеть, встретиться с разбойниками и погибнуть. Перед исходом они собирались на совместное богослужение, после которого просили друг у друга прощения. Монахи очень хорошо понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы, если так случится, с мирным и легким сердцем предстать перед Богом. Со временем появился чин прощения.
Во время него настоятель храма или монастыря после вечерни кланяется прихожанам и просит у них прощения, те также отвечают ему поклоном. Чин прощения со временем ушел в народ. Даже если человек не посещает церковь, принято в Сыропустную неделю просить прощения у родственников и близких людей. Значение Прощеного воскресенья Людям свойственно ошибаться, а Прощеное воскресенье — шанс каждого получить прощение за все проступки и прегрешения, совершенные вольно или невольно за прошедший год. Прощеное воскресенье напоминает, что обида, злость и, как следствие, отсутствие душевного мира может сильно осложнить наше существование в вечности, в которую каждый из нас может перейти внезапно и в которой уже ничего нельзя исправить. Что для освобождения души от этого греховного груза нужно научиться прощать тех, кто тебя обидел, задел, оскорбил. Последнее лишь призвано помочь нам осознать очень важную вещь: прощать своих обидчиков нужно каждый день. Прощать, независимо от количества и тяжести нанесенных обид, прощать, не считая.
Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз" Мф 18:21—22. Как просить прощения и простить Признать свою вину и отпустить ее другому желательно при личной встрече или хотя бы по телефону. Если вы не уверены, что ваше прощение готовы принять, напишите сообщение по почте или в соцсетях. Однако бывают ситуации, когда с человеком совершенно невозможно связаться. В таком случае зажгите свечу и попросите прощения возле иконы. Главное — искренне осознать свою неправоту.
Если с признанием своей вины все понятно, то с необходимостью простить другого возникают большие сложности. Сам по себе обидевший вас человек может быть каким угодно — добрым, злым, глупым, слабым… Его поступки нужно осудить, а вот его самого пожалеть за то, что он, возможно, так и не научился любить и делать добро. Простить не значит забыть или оправдать.
На Герасима хозяйки пекли грачей из теста и угощали ими детей. Птицам также приписывали свойство изгонять из дома и со двора нечистую силу. Поэтому на Герасима вываживали кикимору. Чтобы унять нечисть, приглашали в дом знахаря, который осматривал все углы избы, обметал печь и читал заговоры.
Кикимора могла вернуться в дом только осенью, после отлета грачей в теплые края. Запреты дня 17 марта стирку, уборку и другие подобные занятия лучше отложить на потом. Не следует отказывать никому в прощении, и не стоит выходить из дома после захода солнца, так как в этот вечер души умерших родственников могут посетить живых. Нельзя подстригаться, завиваться или проводить любые другие процедуры с волосами. Считается, что манипуляции с шевелюрой могут негативно повлиять на локоны.
Когда отмечают Масленицу
- Прощеное воскресенье в 2023 году: что надо говорить и как отвечать
- Прощеное воскресенье когда наступит и что делать | 360°
- Масленица древний праздник наших предков!
- Сайт общественно-политической газеты Славянского района.
- В Прощённое воскресенье продолжают гибнуть православные люди
Почему Прощеное воскресенье не имеет ничего общего с Масленицей?
Прощёное воскресенье у славян На радио пришёл вопрос от слушателя: "Может кто подскажет информацию о прощёном воскресенье, что-то не получается найти, всё только на религиозную тему". Древний Славянский праздник Вербохлест был распространенным и любимым праздником славян, который в народной жизни приобрёл этнические самобытные черты. В последний день масленичной недели россияне традиционно отмечают Прощеное воскресенье. Согласно церковным канонам, без очищения души от обид не имеет особого смысла следовать пищевым ограничениям во время Великого поста.
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года
Прощеное воскресение до революции называли «целовальником», потому что при встрече православные просили друг у друга прощения, прощали обиды и трижды целовались. Прощёное воскресенье: традиции православия предписывают просить друг у друга прощения, забывать обиды, поминать усопших. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. В исторических документах Прощеное воскресенье упоминается с конца XVII века.
Прощенное воскресенье у славян
– Вербное воскресенье – одно из главных праздничных событий у православных. У православных верующих всего мира наступило Прощеное воскресение — впереди Великий пост. Все Прощеное воскресенье нельзя предаваться плохим мыслям, жаловаться и ругаться, чтобы войти в пост с чистыми мыслями. Особенности церковного праздника Прощеное воскресенье: история появления празднования, традиции, которые сохранились до наших дней. В Прощеное воскресенье завершаются народные гулянья, проводится обряд сжигания Масленицы (речь идет о соломенном чучеле — символе уходящей зимы). Сегодня православный мир отмечает Вход Господень в Иерусалим или, как принято называть его в народе, Вербное воскресенье.