Новости объем восточно сибирского моря

Восточно-Сибирское море Осенью влияние Тихого и Атлантического океанов ослабляется, что сказывается на понижении. Климат Восточно-Сибирского моря формируется арктическими воздушными массами и характеризуется строгими зимами, прохладными летами и сравнительно низким количеством осадков.

"Роснефть" выполнила рекордный объём геологоразведочных работ на шельфе Восточно-Сибирского моря

В 1644 году один из якутских казаков по имени Михайло Стадухин совершил плавание с целью исследования территорий. Он вышел с устья Лены с отрядом, прошёл по Индигирке, где построил судно, называемое кочем. Из устья Индигирки казак добрался до Колымы. Там Стадухиным и его отрядом был основан Нижнеколымский острог. Его помощник, Семён Дежнёв, пробрался сквозь восточную часть моря от Колымы до Анадырского залива в 1648 году, доказав, что через весь берег Восточно-Сибирского моря можно совершить сквозную навигацию. Им также по пути следования был основан город Анадырь — нынешний центр Чукотского автономного округа. Затем, во время проходящей здесь Великой Северной экспедиции, были подробно описаны материковые берега Восточно-Сибирского моря; открыты острова — Ляховские, Анжу, Новая Сибирь и другие. Арктический мореплаватель, небезызвестный Фердинанд Врангель, подробно описал побережье этого северного моря от самого устья Колымы до мыса Шелагинский в 1820 году, а через год, в 1821-м, с его помощью на карте появились Медвежьи острова. В сентябре 1875 года парусно-паровое судно «Вега», управляемое бароном Адольфом Эриком Норденшельдом, пересекло Восточно-Сибирское море.

Барон стал первым мореплавателем, которому удалось пройти вдоль всего берега Азии по Северному морскому пути. Этот очень важный для России путь был проложен вдоль моря — его появление датируется 1932 годом. По Северному морскому пути проходят регулярные рейсы начиная с 1935 года. Кратчайший маршрут, соединяющий европейскую часть России с Дальним Востоком и называемый законодательством РФ как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация», которая находится в Арктике и проходит не только по Восточно-Сибирскому, но также и другим морям Северного Ледовитого океана, — все это Северный морской путь. Он представляет собой главную арктическую артерию России. Для освоения природных ресурсов значение такой важной коммуникации, как Северный морской путь, неоценимо. Это магистраль, способная повлиять на укрепление экономики не только ближних арктических регионов, но и всей страны. Отмечается повышенное внимание мировых регионов к ресурсам Арктики, но акватория пути принадлежит России, являясь единственным коридором для снабжения регионов Арктики товарами и продовольствием.

Восточно-Сибирское море находится между Новосибирскими островами и островом Врангеля и граничит с морем Лаптевых на западе, с Чукотским морем — на востоке, а северной границей проходит по 79 градусу северной широты. Из названия понятно, что море омывает берег Восточной Сибири. Море считается мелководным.

При этом минимальное значение наблюдалось в 2012 году, когда размеры ледовой шапки и вовсе сократились до 3,41 миллиона квадратных километров. К счастью, после этого последовало необычайно холодное лето 2013-го и объём ледового покрова Арктики увеличился на треть. Когда Северный океан перестанет быть Ледовитым? Согласно спутниковым данным Управления, уровень мирового океана поднимается приблизительно на три миллиметра в год, а последние 25 лет — на семь сантиметров. Однако учёные убеждены, что процесс таяния льдов со временем ускорится и уже к концу столетия уровень мирового океана вырастет на 60-80 сантиметров. Более пессимистичных взглядов придерживаются исследователи Всемирного фонда дикой природы: там ждут повышения больше чем на метр. В Потсдамском институте климатических исследований и вовсе прогнозируют рост в 130 сантиметров. И отчасти последние оценки совпадают с выводами Межправительственной группы экспертов по изменению климата Организации Объединённых Наций. В Арктике в результате таяния льдов уже практически исчезли многолетние льды толщиной более пяти метров, сообщили в Норвежском полярном институте. По подсчётам учёных, их доля в начале 2010-х годов сократилась с 28 до шести процентов. Усугубляет положение и тот факт, что в некоторые зимние дни температура поднимается до значений, при которых происходит таяние льда. Всё это говорит о том, что в планетарном масштабе до момента, когда в Северном Ледовитом океане вовсе не останется льдов, совсем не далеко. Это приведёт к тому, что уровень мирового океана поднимется, по некоторым подсчётам, на семь-восемь метров.

На отдельных участках архипелага Шпицберген и Новая Земля увеличилась площадь припая. Вдоль западного побережья архипелага Новая Земля в массиве серо-белых льдов отмечаются включения однолетнего тонкого льда до 3-х баллов В Печорском море кромка дрейфующих льдов сместилась в северном направлении до 30 миль. Увеличилась площадь серо-белых льдов к северу и востоку от о. На подступах к проливу Карские Ворота преимущественно однолетний тонкий лед. В Карском море, в проливе Карские Ворота, сохраняется преобладание однолетнего тонкого льда в центральной и южной частях пролива. В северной части преобладают молодые льды и нилас. За прошедшую неделю увеличилось количество однолетнего среднего и тонкого льда на всей акватории моря. Увеличилась площадь припая в Байдарацкой губе у берегов полуострова Ямал. Частично взломался припай в Обской губе.

Некоторые острова целиком сложены из ископаемого льда и песка и подвергаются интенсивному разрушению. В море впадают крупные реки: Колыма , Алазея , Индигирка , Хрома. Побережье западной части моря до реки Колыма — низменное и сложено вечномёрзлыми аллювиально -морскими отложениями четвертичного возраста, включающими линзы ископаемого льда. Восточное побережье от реки Колыма до пролива Лонга гористое, местами обрывистое, сложено коренными породами; здесь развит денудационный тип берегов. Восточно-Сибирское море. Физическая карта. Подводный рельеф шельфа, образующего ложе моря, представляет собой равнину, слабо наклонённую с юго-запада на северо-восток. Дно западной части моря — плоская мелководная равнина, здесь расположена Новосибирская отмель. В южной части отмечены неглубокие желоба — следы древних речных долин доледникового и ледникового времени. Наибольшие глубины находятся в северо-восточной части. Современные донные осадки состоят в основном из песчанистого ила , содержащего раздробленные валуны и гальку, принесённые льдом. Земная кора Восточно-Сибирского моря характеризуется континентальным типом строения; мощность земной коры составляет 30—35 км. Регион сейсмически пассивен. Верхние горизонты земной коры относятся к области позднемезозойской складчатости , завершившейся в раннем мелу. В северной части моря, где располагается блок с древней домезозойской континентальной корой гипотетическая древняя Гиперборейская платформа , складчатые комплексы, возможно, имеют более древний возраст. В позднем мезозое в земной коре моря широко проявился рифтогенез , благодаря чему сформировалась система крупных осадочных прогибов, имеющих в плане сложный рисунок. Выделяются 3 фазы рифтогенеза: в раннем мелу, палеоцене и эоцене. Благодаря сейсмическим исследованиям в рифтогенных прогибах изучено строение осадочной толщи, в некоторых из них мощность осадков превышает 2 км. В основании ряда прогибов в сейсмических записях выделяются пачки высокоамплитудных отражений, которые интерпретируются как базальты ; их возраст датируется ранним мелом.

Изрезанность береговой линии восточно сибирского моря. Восточно-сибирское море в россии

Роснефть завершила сейсморазведку на лицензионном участке Восточно-Сибирский-1 Сибирского моря составляет 913 тыс. км2, средняя глубина 54 м, наибольшая- 915 м.
Аэросъемка Восточно-Сибирского моря потребует 420 млн рублей В Карском море большое количество островов (их общая площадь около 10 тыс. км2), сосредоточенных преимущественно в северо-восточной части моря.
Роснефть завершила сейсморазведку на лицензионном участке Восточно-Сибирский-1 Белые медведи, обитающие во льдах Восточно-Сибирского моря, относятся к одной из пяти генетически различающихся популяций этого вида.
Портрет моря: Восточно-Сибирское Климат Восточно-Сибирского моря имеет отличительную особенность: море находится под воздействием Атлантического и Тихого океанов.

Ученые выявили в Восточно-Сибирском море рекордный выброс метана

Размеры и глубина Максимальная глубина Восточно-Сибирского моря составляет 915 метров, а среднее значение этого показателя — 54 метра. В Восточно-Сибирском море пришлось задействовать ледоколы, чтобы вывести суда, впервые доставляющие сырье из балтийских портов в Китай по арктическому маршр. Восточно-Сибирское море имеет береговую линию, которая сильно отличается своим рельефом в восточной и западной части.

Восточно сибирское море самое. Восточно-Сибирское море: описание, ресурсы и проблемы

"Роснефть" выполнила рекордный объём геологоразведочных работ на шельфе Восточно-Сибирского моря с использованием одного судна. какого размера Восточно-Сибирское море, какой рельеф дна, состав воды, флора и фауна. ВОСТОЧНО – СИБИРСКОЕ МОРЕ—окраинное море Северного Ледовитого океана в Советской Арктике между Новосибирскими о-вами и о-вом Врангеля. ВОСТОЧНО – СИБИРСКОЕ МОРЕ—окраинное море Северного Ледовитого океана в Советской Арктике между Новосибирскими о-вами и о-вом Врангеля. Восточно-Сибирское море — самое мелководное из северосибирских и еще более удаленное от Атлантики, а с запада огражденное Новосибирскими островами. НК «Роснефть» с опережением сроков, предусмотренных лицензионными обязательствами, завершила сейсморазведочные исследования 2Д и сопутствующие геологоразведочные работы на лицензионном участке «Восточно-Сибирский-1» на шельфе Восточно-Сибирского моря.

Восточно-Сибирское море: описание, ресурсы и проблемы

Миграция углеводородов происходила по ограничивающим рифты разломам и вдоль предаптского несогласия. Тип флюида в прогнозируемых скоплениях контролируется типом и зрелостью органического вещества очагов генерации. Основными объектами поиска на континентальном шельфе ВСМ являются ловушки структурно-тектонического и литолого-стратиграфического типов в верхнемеловом и кайнозойском комплексах. Прогнозируемые по результатам моделирования скопления углеводородов в гипотетических резервуарах мелового и палеогенового возраста изображены на рис. Прогнозируемые скопления УВ в резервуарах верхнемелового и палеогенового комплекса Наиболее вероятные области аккумуляции УВ в резервуарах апт-верхнемелового комплекса Новосибирского бассейна располагаются преимущественно в их прибортовых частях на глубинах более 5 км. В палеогеновом комплексе скопления углеводородов прогнозируются преимущественно в северо-западной и центральной части, в меньшей степени — в прибортовых. Глубины залегания перспективных объектов менее 5 км. ИТОГИ В результате применения технологии моделирования генерационно-аккумуляционных углеводородных систем ГАУС на территории ВСМ была создана структурно-тектоническая модель осадочного чехла, модель катагенетической преобразованности горных пород, генерации, миграции и модель аккумуляции УВ. Сформированная модель включает четыре основных осадочных комплекса: доаптский, апт-верхнемеловой, палеогеновый, неоген-четвертичный. На территории ВСМ на стадии прогнозирования месторождений нефти и газа выявлено две нефтегазоматеринские толщи: апт-верхнемеловая и палеогеновая. Произведен расчет аккумуляций УВ в 11 крупных скоплениях и выделено три перспективных нефтегазовых комплекса: верхнемеловой, палеогеновый и неогеновый.

ВЫВОДЫ Проведенный анализ свидетельствует о высоком углеводородном потенциале недр ВСМ и позволяет выделить наиболее перспективные участки и объекты, а также наметить направления дальнейших исследований геолого-разведочных работ на нефть и газ. Грамберг И. Геология и полезные ископаемые России. Арктические и дальневосточные моря. Керимов В. Геология, поиски и разведка месторождений углеводородов на акваториях Мирового океана.

Как говорится в материалах к тендеру, аэрогеофизическая съемка в масштаба 1:500 000 пройдет в целях создания современной геолого-геофизической основы слабоизученной высокоперспективной на нефть и газ области Северного Ледовитого океана арктического шельфа и сопредельного глубоководья. Площадь участка работ составляет свыше 214,6 тысячи квадратных километров. Объем аэрогеофизических работ — 55,8 тысячи погонных километров без учета подлетов.

Рельеф дна почти ровный, с небольшим наклоном с юго-запада на северо-восток, отсутствуют очаги сейсмичности и вулканизма, значительные впадины или подъемы. В идеале карты берегов Восточно-Сибирского моря следовало бы корректировать каждый год. Основная часть побережья на западе и в центре представляет собой заболоченную тундру, схваченную многолетней мерзлотой. В последние десятилетия слой мерзлоты постепенно истончается и береговая линия меняет свои очертания. То же касается и большинства островов, песчаные почвы которых покрыты и перемежаются слоями и фрагментами ископаемого льда. Самая общая характеристика расположения Восточно-Сибирского моря — между Новосибирскими островами и островом Врангеля. Через проливы Дмитрия Лаптева, Этерикан, Санникова и пролив севернее острова Котельный архипелаг Анжу на западе соединяется с морем Лаптевых, на востоке — через пролив Лонга — с Чукотским морем. Условная северная граница совпадает с краем материкового шельфа. С юга береговая граница моря простирается от мыса Святой Нос на западе до мыса Якан. Большую часть года море покрыто льдом, навигация возможна с августа по октябрь. Направление дрейфа льда зависит от циклонических процессов в атмосфере Северного Ледовитого океана , влияющего и на скорость и направление течений. Зимой у полюса развивается область высокого давления, кроме того, на западную окраину моря проникают циклоны из Атлантики, хотя и эпизодически, не слишком часто, а в его восточные районы с Тихого океана, чаще, чем атлантические. Плюс оказывает свое влияние отрог Сибирского максимума обширного антициклона , выходящий к побережью и несущий холодный воздух с континента. Льды летом дрейфуют на северо-запад со скоростью 3-8 км в сутки. Наиболее свободное ото льдов пространство образуется к концу лета в западной части моря, когда тает так называемый Новосибирский названный так по островам припай в восточной части. Льды, отделяющиеся от Айонского океанического ледяного массива, держатся у восточных берегов моря, как правило, все лето, отступая к северу лишь вблизи устьев рек с их более теплыми водами. Свое нынешнее название море обрело лишь в 1935 г по представлению Русского географического общества. До этого его называли то Индигирским, то Колымским.

Подводный рельеф шельфа, образующего ложе моря, в общих чертах представляет собой равнину, очень слабо наклоненную с юго-запада на северо-восток. Дно моря не имеет заметных впадин и возвышенностей. Предполагают, что это следы древних речных долин, залитых морем. Область малых глубин в западной части моря образует Новосибирскую отмель. Наибольшие глубины сосредоточены в северо-восточной части моря. Заметное увеличение глубин происходит в горизонте от 100 до 200 м. Расположенное в высоких широтах, Восточно-Сибирское море находится в зоне атмосферных воздействий Атлантического и Тихого океанов. В западную часть моря хотя и редко проникают циклоны атлантического происхождения, в восточные районы — тихоокеанского. Климат Восточно-Сибирского моря — полярный морской, но с признаками континентальности. Самая крупная из впадающих рек — Колыма — за год дает около 130км3 воды, а вторая по величине река — Индигирка — 60 км3 воды в год. Все остальные реки за это же время вливают в море примерно 350 км3 воды.

Какая часть России уйдет под воду, если растает Арктика

Роснефть выполнила рекордный объем геологоразведочных работ на шельфе Восточно-Сибирского моря с использованием одного судна. Восточно-Сибирское море характеризуется не очень высоким речным стоком, по сравнению с прочими представителями бассейна Северного Ледовитого океана. В Восточно-Сибирском море пришлось задействовать ледоколы, чтобы вывести суда, впервые доставляющие сырье из балтийских портов в Китай по арктическому маршр. Восточно-Сибирское море является одним из самых суровых по ледовому режиму и природно-климатическим условиям. Где находиться Восточно-Сибирское море на карте в северном ледовитом океане, список впадающих рек, города на побережье, полный список островов, характеристики моря соленость и размер.

Восточно-сибирское море.

За некоторыми из них можно понаблюдать в диких условиях. Например, на Ушканьих островах находится самое большое лежбище нерп. Байкальская нерпа — единственное млекопитающее озера. Учёные до сих пор не знают, как она оказалась в Байкале. По оценкам экспертов, ежегодно из таких источников в воды Байкала попадает около шести тонн нефти. Несмотря на это, водоём остаётся чистым. С природными «загрязнениями» справляются нефтеокисляющие бактерии рода Rhodococcus — они буквально «съедают» нефть и тем самым не дают ей растекаться по озеру. Добыча нефти на Байкале запрещена, так как может привести к экологической катастрофе. К тому же байкальская нефть труднодоступна, добывать её невыгодно.

На Байкале есть обитаемый остров Байкал — это не только водная гладь, которая кажется бесконечной, но и несколько десятков островов. По оценкам 2017 года его постоянное население составляло 1682 человека. Приехать на Ольхон можно и нужно ради того, чтобы увидеть скалу Шаманку — одну из главных особенностей острова и место паломничество бурятских и якутских шаманов. Также на острове можно посмотреть на золотой песок Сарайского залива и вместе с местными экскурсоводами прогуляться по самым священным местам Байкала. Ольхон считается географическом и историческим центром Байкала. Интересная информация про лёд — он, как и вода, меняет цвет — может быть чёрным, как на фотографии, бирюзовым, прозрачным или белёсым. Метеорологи насчитывают более 30 видов воздушных потоков, каждый из которых имеет своё название. Например, ветер Баргузин дует в центральной части Байкала и приносит с собой солнечную погоду, а ветер Култук, наоборот, становится спутником дождей.

Условная северная граница совпадает с краем материкового шельфа. С юга береговая граница моря простирается от мыса Святой Нос на западе до мыса Якан. Большую часть года море покрыто льдом, навигация возможна с августа по октябрь. Направление дрейфа льда зависит от циклонических процессов в атмосфере Северного Ледовитого океана , влияющего и на скорость и направление течений. Зимой у полюса развивается область высокого давления, кроме того, на западную окраину моря проникают циклоны из Атлантики, хотя и эпизодически, не слишком часто, а в его восточные районы с Тихого океана, чаще, чем атлантические. Плюс оказывает свое влияние отрог Сибирского максимума обширного антициклона , выходящий к побережью и несущий холодный воздух с континента. Льды летом дрейфуют на северо-запад со скоростью 3-8 км в сутки. Наиболее свободное ото льдов пространство образуется к концу лета в западной части моря, когда тает так называемый Новосибирский названный так по островам припай в восточной части. Льды, отделяющиеся от Айонского океанического ледяного массива, держатся у восточных берегов моря, как правило, все лето, отступая к северу лишь вблизи устьев рек с их более теплыми водами. Свое нынешнее название море обрело лишь в 1935 г по представлению Русского географического общества.

До этого его называли то Индигирским, то Колымским. По причине сурового климата флора и фауна самого моря и земной тверди в его регионе не слишком разнообразны и отстают тут даже от соседних морей. И все же в конце лета самый теплый период в тундре вдоль берегов рек появляются даже ромашки. Среди льдов хозяйничают белые медведи, охотящиеся на обитающих здесь моржей и тюленей, по тундре бродят стада северных оленей, бегают песцы, на скалах гнездятся кайры, чайки, бакланы. В устьях рек водятся омуль, сиг хариус, белорыбица, полярная корюшка, лососевые голец и нельма, другие виды. При этом, надо заметить, воды моря и впадающих в него рек первозданно чисты, загрязнения, не критичные для окружающей среды, отмечаются в районе Певекского порта, где пока нет очистных сооружений, и Чаунской губы. Что касается истории заселения берегов этого моря человеком, то все сведения здесь основываются главным образом на теоретическом вычислении путей миграции предков эвенов, эвенков, якутов и чукчей. Называются фантастические цифры до 3 млн лет назад.

Он состоит преимущественно из однолетних льдов и к концу лета обычно разрушается. Подавляющая часть пространств на востоке моря занята отрогом Айонского океанического ледяного массива, который в значительной мере образует тяжелые многолетние льды. Его южная периферия в течение всего года почти примыкает к побережью материка, усложняя ледовую обстановку в море. Гидрохимические условия. Характерные черты гидрохимических условий Восточно-Сибирского моря иллюстрируют содержание и распределение кислорода и фосфатов в нем. Осенью и зимой воды Восточно-Сибирского моря хорошо аэрированы. Уменьшение содержания кислорода связано с расходом его на окисление органических веществ, что интенсивнее всего происходит у дна. Поэтому и кислородный минимум находится в придонном слое. Это объясняется слабым развитием фитопланктона под ледяным покровом. Восточно-Сибирское море город-порт Певек Хозяйственное использование. Труднодоступное Восточно-Сибирское море используется главным образом в транспортном отношении как часть Северного морского пути, по которой проходят транзитные перевозки и через порт Певек идут грузы снабжения в северные районы Восточной Сибири. Устьевое рыболовство и добыча морского зверя в прибрежных водах имеют значение только для местных жителей. Проблемы исследования Восточно-Сибирского моря сходны с проблемами изучения других арктических морей. Однако здесь в большей степени уделяется внимание изучению ледовитости моря, поведению Айонского ледяного массива главное препятствие для мореплавания , колебаниям уровня моря и их прогнозам, течениям, дрейфу льдов и т. Важные задачи — оперативное обслуживание навигации, изыскание путей продления ее сроков, выбор наиболее рациональных судоходных трасс и другие научно-прикладные вопросы, с решением которых связано дальнейшее хозяйственное освоение моря. Многие энтузиасты отправлялись в путь, мечтая замкнуть кольцо своего маршрута, обойдя северную шапку нашей планеты вдоль условной линии, к северу от которой и начинается та самая Арктика, как магнитом притягивающая всех, кто хоть раз побывал на ее просторах. Невероятные приключения ждали путешественников на этом тяжелом и опасном пути, который, как правило, длился не один год. Отважные люди шли на собачьих упряжках, пешком или на лыжах, плыли на каяках и яхтах, передвигались на снегоходах и даже поднимались в воздух на воздушных шарах , чтобы пересечь северную часть Атлантики, перебраться через Берингов пролив. Наша основная задача заключалась в том, чтобы намеченный маршрут можно было пройти единой командой, избрав такой способ передвижения, который был бы одинаково пригоден и для просторов тундры, и для арктического мелколесья, и для дрейфующих льдов Северного Ледовитого океана. Лучше любой другой техники могли бы соответствовать этим требованиям антарктические колесные вездеходы, которые мы собрали для того, чтобы дойти до Южного полюса. Но прежде чем отправляться в путь, нужно было максимально повысить их надежность. То есть практически создать новую машину, которая вобрала бы в свою конструкцию весь положительный опыт наших вездеходов прежних моделей, только имела бы еще более высокие технические показатели и максимальную надежность. На таких машинах мы и намерены были предпринять попытку пройти кольцевой маршрут вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Надо сказать, что новые машины действительно удались. Серьезных проблем с техникой не было, а приключений, как можно было ожидать с самого начала, хватило бы не на один сценарий приключенческого фильма. Наш путь, общей протяженностью не менее 25 000 км, который получил название «Полярное кольцо», мы разбили на три этапа. На первом этапе экспедиции, который проходил по побережью России от Ямала до Чукотки, за 50 дней путешествия было пройдено свыше 6 000 километров. Второй должен был соединить берега России с берегами Гренландии и Канады и пройти через точку Северного полюса. Третий, заключительный, этап запланирован на лето 2004 года: стартовав в канадском поселке Резольют-Бей, пройдя вдоль побережья Аляски и преодолев Берингов пролив, мы вновь финишируем на Чукотке. Чаунская Губа, остров Большой Роутан 11 мая 2002 года. Тридцать пятый день В этот день мы вышли из Тикси. Накануне целый день пришлось провести в автомастерских на погранзаставе — приводили в порядок машины. Пройдена уже большая часть маршрута, а за последние дни им досталось немало. Это и тяжелые торосы в районе острова Большой Бегичев, и настоящие песчаные бури в Оленекской протоке, и встречи с первой весенней водой. В устьях небольших рек и ручьев под снегом скапливается вода, образуя большие наледи, а то и просто озера. И все же больше всего поразило нас то, что встретили мы в среднем течении Оленекской протоки на реке Лене. Река образовала здесь бесконечное количество песчаных отмелей, кос, островов, которые и являют собой ту, самую гигантскую, дельту реки Лены. Берега низкие. Не всегда удавалось понять, по льду мы движемся или по земле. С материка постоянно дуют ветра, набравшие силу на просторах Лены, их сила такова, что снежный покров не образуется. Какая-то плотная серая масса, срывая песок и мелкие камни с промороженных песчаных барханов-застругов, несется по дельте на север, в сторону Ледовитого океана. Воздух наполнен песком, который сечет лицо, руки, стучит по одежде, корпусам вездеходов. Глаза невозможно даже приоткрыть. Песок набивается внутрь машины сквозь малейшие щели, образуя песчаные «сугробы» в самых неподходящих местах. Надолго запомнилась нам ночевка в районе озера Куогастах-Арыта. Снежно-песчаная буря совершенно лишила нас видимости. Машины просто скользят по ветру, не слушаясь руля, стоит только выехать на чистый лед. Нам едва удалось укрыться от ветра за обрывистым берегом мыса, вдающегося в русло, но и это не спасло. К утру машины завалило какой-то серо-коричневой смесью песка и снега. Страшно хочется пить. Вчерашний ужин и сегодняшний завтрак — всухомятку. О воде из талого снега страшно даже подумать. Покинув остров Макар, движемся по побережью моря Лаптевых16 мая 2002 года. Сороковой день Покидаем остров Макар в Янеком заливе. Ничем особым от десятков других таких же в этих краях этот остров не отличается, но есть одна деталь, превратившая его в исключительно притягательную точку для всех радиолюбителей мира — ни один из них с этого острова в эфир еще не выходил. И хотя утверждать это сложно — здесь когда-то стояла полярная станция и работал маяк, но тем не менее факт выхода с него в эфир никем зафиксирован не был, да и сама международная островная радиолюбительская программа IOТА родилась гораздо позже, чем здешняя полярная станция. А по сему наш радист Юрий Заруба, присоединившийся к маршрутной группе в Нижнеянске, не мог скрыть своего восторга. В составе нашей команды — некоторые замены. Вячеславу Государеву пришлось вылететь из Тигси в Москву. Причин было несколько, но одна из главных — спасать фотоархив и всю остальную информацию, накопившуюся в компьютере, который, наглотавшись гари и песка, «забыл» все пароли и ни в какую не хотел продолжать работать. В Нижнеянске к нам присоединился новосибирец Виталий Заруба, бессменный радист многих наших экспедиций. Вообще же Нижнеянск сегодня — это готовые декорации для фильма ужасов. Самые смелые фантазии режиссера, попытавшегося нарисовать брошенный город, вряд ли смогут соперничать с тем, что происходит с этим городом наяву. Мы подошли к нему глубокой ночью, при белесом сумеречном освещении. Первое, что мы увидели, — это какой-то старый высокий и совершенно бесконечный забор из колючей проволоки. Серые блоки двухэтажных домов с черными глазницами выбитых окон тянулись в глубь города, образуя мрачные улицы. Повалившиеся фонарные столбы, оборванные электропровода, горы занесенного снегом хлама, брошенная техника. Мы остановились в поисках прохода сквозь забор, опоясывающий город с запада, переговариваясь друг с другом по внутренней радиосвязи. Неожиданно в разговор вмешивается возбужденный и хорошо мне знакомый голос Юры Зарубы, который дежурит на нашей частоте, зная, что мы на подходе к городу. С его штурманским сопровождением по радио мы медленно двинулись по ночному Нижнеянску. Вот улица Первомайская, вот центральная площадь с огромной надписью на одном из зданий — Бассейн «Умка», вот котельная, напоминающая своим видом 4-й блок Чернобыльской АЭС после катастрофы... Еще минут 15 путаного хода по городу, и мы встречаемся с Юрием, который ждал нас в общежитии, — это одно из немногих городских зданий, где есть вода, правда, в виде ржавого кипятка, текущего из всех кранов. Большая же его часть — вообще без тепла и воды. Но люди, вынужденные здесь выживать в полном смысле этого слова, удивительно отзывчивы. Несмотря на горы собственных проблем, они находят возможность помочь нам и с жильем, и с небольшим ремонтом машин, и с заправкой. Узнали мы там и о совершенно диких, на наш взгляд, вещах. Где-то «наверху» было дано указание разбирать дома и все, что может пригодиться, для того, чтобы делать где-то неподалеку новый поселок для коренного населения. Среди бела дня подъезжали грузовики и куда-то вывозили то, что еще могло быть использовано для строительства. Нередко, в азарте, принимались за те дома, в которых еще жили русские, так что часто на дверях подъездов можно было увидеть надписи: «Не ломайте! Мы еще здесь живем! Потекло с крыш, снег напитался водой, ледовая корка раскисла. На выходе из города проехали мимо традиционной для советских времен «Доски почета». Вырезанный из металла проржавевший профиль Ленина, красные от ржавчины знамена, оторвавшиеся от стенда и издающие на ветру зловещий скрежет. Сверху остатки надписи, призывающей претворять в жизнь решения какого-то съезда КПСС. По сторонам старались не смотреть, чтобы не видеть этой тягостной картины... Сорок восьмой день Бухта Амбарчик. Весна бурно вступала в свои права. Тундра стремительно освобождалась от снега, оживала. По берегам появились горы. При низком вечернем или утреннем освещении картины возникали просто фантастические. Но воды с каждым днем становилось все больше и больше. И это немного беспокоило, ведь впереди был еще довольно долгий путь. Особенно трудно пришлось в устье Колымы. Вечером с трудом пробились к месту ночевки на острове Каменка. По набухшему снегу машины шли тяжело. Участки открытой воды казались более опасными, хотя это пока еще только верховая вода. Под ней все еще надежный лед. Со временем поняли, что идти по воде даже проще, но этот опыт пришел не сразу. Вначале пришлось досыта намучиться в снежном «болоте». К востоку от устья Колымы знаменитая бухта Амбарчик, вся покрытая водой. Выбирать дорогу практически бессмысленно. Шли напрямик, курсом на какие-то строения в глубине залива. Как на зло отказали дворники. Ветровое стекло заливало водой.

Восточно-Сибирское море Восточно-Сибирское море — располагается между островом Врангеля и Новосибирскими островами. Оно находится в акватории Северного Ледовитого океана и является окраинным морем. Так же его климатические факторы обусловлены расположением за полярным кругом. Но в 1935 году по инициативе Русского географического общества оно приобрело современное название. Площадь поверхности акватории равняется 944 600 квадратных километров. Физико-географические данные Восточно-Сибирское море с морем Лаптевых и Чукотским морем соединяется с помощью проливов. В центральной и западной части побережье значительно отлогое. К нему примыкают две низменности: Ниже-Колымская и Яно-Индигирская. Аккумулятивные участки, располагающиеся рядом с устьями рек, имеют чередование с термо-абразивными. Первые местами довольно сильно усыпаны песчаными косами и небольшими островками. На восточной части береговой линии, недалеко от устья реки Колымы, к побережью выходит отрогами Чукотское нагорье. Встречаются участки со скалистыми обрывами, высотой до 400 метров. Вторые слабо изрезаны. Представляют собой обрывистый отступ, достигающий в высоту до 30 метров. Встречаются прилегающие к отступу широкие полосы осушки из песка и ила. В Восточно-Сибирское море впадают всего две реки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий