Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) бесконечно заботливый и благородный Н. А. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». «Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях. купить билеты на оперу в Москве. Расписание, содержание, фото, продолжительность Закажите билеты на
Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
«Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором. Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. «Хованщина» — произведение столь неоднозначное, что каждый режиссер может трактовать оперу по-своему. Действие оперы происходит в Москве в 1682 году.
«Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского
Отдавая дань уважения этой версии, музыканты начиная с 1950-х годов выражают предпочтение авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. В свое время Кировский театр первым обратился к редакции Шостаковича 1960. В декабре 1988 года с приходом Валерия Гергиева к художественному руководству театром постановка эта была возобновлена. Это была первая крупная художественная акция Гергиева в новой роли.
Его развлекают плясками юные крестьянки. Боярин Голицын предостерегал Хованского о возможной опасности, но тот не поверил и отправляется по приглашению к интригану Шакловитому, будто бы на разговор к царевне Софье.
Тут его и настигает смерть. А боярин Голицын тоже во вражеских руках: стражники снаряжают его в ссылку. Сгущаются тучи над головами всех участников событий — Марфы, Досифея. Петровские полки идут к Кремлю Действие пятое Раскольник Досифей не хочет сдаваться врагу, готов умереть за правое дело. Он знает, что раскольники обречены и зовет их с собой — к смерти во имя истинной веры.
Раскольники с пением гимна, вместе с ними Марфа, шествуют на поляну, где разожжен костер. При появлении войск Петра старообрядцы восходят на костер и погибают. Весь раскольнический скит охвачен огнем. За этим с ужасом наблюдают люди. Возможно, просто перечитав либретто, не все поймут истинный пафос и смысл «Хованщины».
Мусоргский пишет оперу об обреченности народа, всего прежнего строя русской жизни.
Мусоргский начал писать "Хованщину" в 1872 году, но так и не закончил. На сцене Метрополитен опера звучит в оркестровке Дмитрия Шостаковича, последняя сцена - Игоря Стравинского. Танец "Пляски персидок" в четвертом действии поставлен знаменитым французским хореографом Бенжаменом Милльпье, который известен тем, что является постановщиком всех балетных номеров для кинохита "Черный лебедь" Даррена Аронофски.
Для него это стало дебютом на сцене нью- йоркского театра. Опера сошла со сцены после сезона 1998-1999 годов. В нынешнем сезоне "Хованщина" будет сыграна на сцене нью-йоркского театра шесть раз. Последний ее показ состоится 17 марта.
Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Упрямый князь велит высечь слугу,— кто осмелится потревожить его в собственной вотчине! Появляется Шакловитый. От имени царевны Софьи зовет он князя на тайный совет. Чванливый Хованский торжественно, под величальное пение облачается в парадные одежды. Князь не успевает переступить порог — наемный убийца поражает его кинжалом Действие четвертое. Сбылось предсказание Марфы — князя Голицына отправляют в ссылку. И остальных противников Петра не минет расправа: на Красной площади назначена казнь стрельцов, к раскольничьему скиту поcланы рейтары. Всеведущая Марфа хочет укрыть князя Андрея от казни.
Но Андрей не верит в провал заговора. Он трубит в рог, чтобы созвать стрельцов. Никто не отзывается. А когда Хованский видит, как стрельцов ведут на казнь, он понимает, что гибель неотвратима. Спастись, любой ценой спастись! Марфа увлекает его в скит. Тем временем стрельцам, положившим уже головы на плахи, от имени Петра боярин Стрешнев читает указ о помиловании. Действие пятое Ночь. Лесная поляна недалеко от скита.
Досифей один. Ему ясна обреченность раскольников. Трудно решиться на страшный шаг — самосожжение, но иного выхода нет. О том же говорит Андрею Марфа. Правда, для нее самосожжение — единственная возможность снова быть вместе с любимым. Вся братия готова во имя веры предать себя огню. И когда добираются до скита рейтары, их взорам предстает полыхающий, как гигантский костер, скит.
Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
Наконец, Досифей заступается за девушку. Действие 2 Иван Хованский упрекает князя Голицына из партии царевны Софьи за унижение стрельцов. Их мирит Досифей, чтобы сообща добиться своего. Однако от Шакловитого они узнают, что все уже, по сути, кончено: и Софья, и юный царь Петр требуют смерти Хованского и его «хованщины». Действие 3 «Страшен царь Петр»: Марфа предчувствует, что раскольникам гореть в огне. Хованский отказывается идти против Петра, это не имеет смысла. Действие 4 Наемник Шакловитого убивает Хованского. Голицына спешно ссылают, петровское войско стоит перед Кремлем. Стрельцы ждут смерти, но Петр их прощает.
Он понимает, что раскольники обречены. Старообрядцы шествуют со своим гимном. Марфа, поддерживая своего наставника, от своей свечи на поляне разжигает костёр, которому суждено стать погребальным. Они не боятся умирать за свою веру. Когда появляются войны Петра, Досифей с раскольниками, Марфа и Андрей ступают в костёр. Огонь охватывает их. Скит раскольников тоже объят огнём. Народ с ужасом смотрит на пламя, поглащающее человеческие жизни, полные веры и страданий. События, описанные в опере, основаны на реальных событиях второй половины 17 века. Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Лучше умереть, чем предать свою веру. Можете использовать этот текст для читательского дневника Оперы. Все произведения.
Он ждет Марфу — гадалку, способную предвидеть будущее. Увы, ее предсказания сулят князю изгнание и опалу, несчастливый поворот судьбы. Именно тут звучит знаменитая ария «Силы потайные». Голицын велит убить гадалку, но та успевает убежать. Затем на сцене — тут же, в покоях князя Голицына — появляется Хованский. И опять ссора между двумя боярами. И снова Досифей их разнимает. Марфа, увидев Досифея, вбегает в покои и умоляет пощадить ее, не убивать. Досифей ее утешает. Действие третье Толпа раскольников ходит по Стрелецкой слободе, они поют песни. Марфа у терема Ивана Хованского тоже поет народную песню «Исходила младёшенька», предчувствуя неизбежную беду. В этом же действии боярин Шакловитый выходит с арией «Спит стрелецкое гнездо». Однако нет, не спит — все пьют, кутят.
Действие второе. Князь жаждет власти, но не может решиться на мятеж. Страх перед царской немилостью парализует его волю. Желая заглянуть в будущее, зовет он гадалку Марфа предсказывает ему опалу Князь, чтобы не распространились слухи, приказывает слуге утопить гадалку на болоте. Разгорается ссора Ее прекращает Досифей — надо искать решение судьбы Руси. Запыхавшись вбегает Марфа. Гневно обличает она Голицына и рассказывает о том, как спасли ее петровцы. Страшную весть — Петр знает о заговоре и повелел с ним покончить — сообщает заговорщикам Шакловитый Действие третье. Картина первая. Стрелецкая слобода. Марфа, вспоминая о былой любви князя Андрея, в песне изливает горе. Песню Марфы слышит старая раскольница Сусанна. Она злобно грозит Марфе судом, отлучением от церкви. Марфе ненавистна глупая фанатичка. Рассказом о пылкой любви она приводит Сусанну в бешенство. Появившийся Досифей прогоняет старую раскольницу и теплым, сочувственным словом успокаивает Марфу. Пробуждаются с похмелья стрельцы. Разгорается буйное, бесшабашное веселье. Стрельцов пытаются унять их жены, но причитания разъяренных женщин на них не действуют. Прерывает буйство подьячий. Похоже, он насмерть запугай, он пришел сообщить стрельцам о беде: в слободе петровские рейтары, они не щадят ни старых, ни малых. Растерянные стрельцы молят Хованского вести их против рейтар. Но Хованский боится гнева Петра и советует стрельцам покориться, разойтись по домам. Картина вторая.
Хованщина как зеркало добра и зла
Юлия Маточкина в "Хованщине" поет с 2015 года, когда после победы на конкурсе Чайковского была принята в состав оперной труппы Мариинского театра. Но еще страшней новость, которую приносит боярин Шакловитый: царь узнал о заговоре, «обозвал хованщиной и велел сыскать». 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. Опера осталась неоконченной и завершена Н. А. Римским-Корсаковым. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина».
«Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского
Изображение предоставлено «Собака. С исторической точки зрения сюжет основывается на событиях первой половины XVII века — стрелецкий бунт 1682 года и раскол Русской православной церкви. Религиозный уровень повествования выражен в конфликте двух концепций миросозерцания — «Святая Русь» в образе старообрядцев противопоставлена «окну в Европу» начала Петровской эпохи.
России Л. Тадтаева Балетмейстер — лауреат Всерос. Бутримович Художник по костюмам — А. Мамаев «Хованщину» Мусоргский назвал народной музыкальной драмой. Поэтому постановка лишена декоративности и вычурности.
Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр. Это вообще что-то», - Ольга Щербова. Это наша культура, это наши корни. Это то, что нас питает морально, духовно. Это то, что нас держит, это наши скрепы», - Жанна Джулай. Валерия Горькая, Игорь Тринеев.
Мусоргский же использовал не только события конкретно этого бунта, но и второго 1689 и некоторые фрагменты третьего 1698 , после которого власть окончательно перешла к Петру I. Перейти к разделу «Историческая основа сюжета» История создания оперы «Хованщина» связана с различными этапами и влиянием различных личностей. Первоначально всю оперу оркестровал Николай Римский-Корсаков, внесший существенные изменения, такие как дополнение связующих элементов, изменение тональности и удаление некоторых фрагментов. Партитура Римского-Корсакова была опубликована в 1883 году, но вызвала критику за изменения, не всегда соответствующие замыслу Мусоргского. Тем не менее, работа Римского-Корсакова сыграла ключевую роль в том, чтобы «Хованщина» в итоге появилась на оперных сценах. Комитет Мариинского театра не допустил оперу к постановке, но она была впервые поставлена силами Музыкально-драматического кружка любителей.
«Хованщина»
Магическое впечатление от оперы Хованщина | Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. |
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина» | 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». |
«Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского
И снова Досифей их разнимает. Марфа, увидев Досифея, вбегает в покои и умоляет пощадить ее, не убивать. Досифей ее утешает. Действие третье Толпа раскольников ходит по Стрелецкой слободе, они поют песни. Марфа у терема Ивана Хованского тоже поет народную песню «Исходила младёшенька», предчувствуя неизбежную беду.
В этом же действии боярин Шакловитый выходит с арией «Спит стрелецкое гнездо». Однако нет, не спит — все пьют, кутят. И тут врывается на сцену подьячий, возвещая приход войска Петрова. Действие четвертое Пирует князь Хованский — широко, разгульно.
Его развлекают плясками юные крестьянки. Боярин Голицын предостерегал Хованского о возможной опасности, но тот не поверил и отправляется по приглашению к интригану Шакловитому, будто бы на разговор к царевне Софье. Тут его и настигает смерть. А боярин Голицын тоже во вражеских руках: стражники снаряжают его в ссылку.
Эту идею бережно сохранил и донес до публики режиссер-постановщик Леонид Баратов. Огромное количество массовых сцен и жемчужины народных мелодий-напевов, плавно перетекающих один в другой, создали невообразимое по красоте зрелище. В общем-то и интонационно большая часть мелодий близка именно крестьянским песням. Различные лики народа, предстающие перед нами, дают возможность оценить, что не всё гладко и тихо на русской земле, много в истории есть тайного и опасного. Часто один интонационный фон «наслаивается» на другой, дабы показать всю многоплановость ситуации, возникшей в связи с заговором и расколом. В первом действии выделим разудалую плясовую «Жила кума», хор стрельцов «Гой вы, люди ратные» и большой завершающий сцену хор а капелла «Ой ты, родная матушка-Русь».
Кстати говоря, и в хоровой массе, как часто и в жизни, есть свои «запевалы», люди из народа, для которых характерны небольшие, но яркие сольные высказывания в спектале это Виталий Ишутин, Григорий Карасев, Олег Сычёв. Во втором действии самобытно и одержимо звучит хор раскольников «Победихом, посрамихом». В следующем акте хоровой эпизод «Батя-батя, выйди к нам» передает нам оттенки страдания, молитвенных причитаний. Перед нами предстает народ, размышляющий о своей судьбе. Все это выпукло прозвучало в спекакле. В четвертом действии акцент сделан на танцевальные номера, блестяще представленные Александрой Иосифиди и артистками балета.
Особенно остро и трагично воспринимается зловещий контраст между развлекательной атмосферой в имении Хованского русские песни, танцы персидок и сценой его убийства. Последний акт завершается хором-молитвой «Господь мой». Народ и вера — две неотъемлемые составляющие русской истории. Даже самый трагичный момент композитор представлял, восхищаясь человеческой сущностью: «За призраком бьются раскольники, но какая сила — горят а не сдаются. Ни одному народу такое не приснится.
В конце концов Хованский происходил из знатного княжеского рода Гедеминовичей, и мог рассчитывать на большее, чем на доспехи воеводы. Тем временем, чувствуя слабость власти, активизировались старообрядцы, жестоко притесняемые государством и официальной Церковью. Они, стекаясь в Москву из дальних скитов, проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам. Эти претензии с энтузиазмом поддержал Хованский, полагая, что старообрядцы идеологически оформят захват им власти. Для Ивана Хованского, как и для его старшего сына Андрея, авантюра закончилась весьма печально — их убили люди царевны Софьи. Младший сын Хованского, Пётр, был сослан на Север, его потом помилует царь Пётр и отравит его воеводствовать в Киев. Что касается старообрядцев, то их дело не выгорело, и они продолжили сжигать себя в скитах. Крупнейшие эпизоды самосожжений староверов прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более четырёх тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687-м в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи старообрядцев, а в Палеостровском монастыре, на северном побережье от Онежского озера — 2700 раскольников. По общим подсчётам в самосожжениях конца XVII века погибли свыше восьми тысяч блюстителей старой веры. Русский самохолокост, да и только. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причём сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников. В одиночестве скорбит Досифей.
За такой долгий срок спектакль не разболтался — ни музыкально, ни сценически. Так может быть, дело в добротной режиссуре Леонида Баратова 1952 , выдающегося мастера сцены, работавшего в крупнейших музыкальных театрах страны? Внимание к реалистическим деталям, размах массовых сцен сообщали его постановкам историческую достоверность, монументальность. Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича незначительные коррективы в постановочный план тогда внес сам Баратов. К фестивалю Мусоргского в 1989 году спектакль отредактировал режиссер Эмиль Пасынков, а Валерий Гергиев освежил музыкальное восприятие, раскрыв неоправданные купюры. Реставрировались и знаменитые декорации Федора Федоровского, продолжившего в советское время традиции великих театральных художников Константина Коровина и Александра Головина.
Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко снова гремит "Хованщина". Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия.
Магическое впечатление от оперы Хованщина
Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях. просмотрите отзывы путешественников (2 142 шт.), реальные фотографии (1 778 шт.) и лучшие специальные предложения для Санкт-Петербург, Россия на сайте Tripadvisor. Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть.
Опера Мусоргского «Хованщина»
Все это выпукло прозвучало в спекакле. В четвертом действии акцент сделан на танцевальные номера, блестяще представленные Александрой Иосифиди и артистками балета. Особенно остро и трагично воспринимается зловещий контраст между развлекательной атмосферой в имении Хованского русские песни, танцы персидок и сценой его убийства. Последний акт завершается хором-молитвой «Господь мой». Народ и вера — две неотъемлемые составляющие русской истории. Даже самый трагичный момент композитор представлял, восхищаясь человеческой сущностью: «За призраком бьются раскольники, но какая сила — горят а не сдаются.
Ни одному народу такое не приснится. Какие лица, какие характеры». Яркими звездами на этом хоровом небосводе сияли солисты Мариинской оперы. Наиболее интересным по трактовке и наполненности представился в этот вечер образ раскольницы Марфы Ольга Бородина. Оттенки ее наполненного низами голоса идеально вписались в «кассандровское» начало героини, ее умение появляться в острые моменты развития сюжета.
Сольный эпизод во втором действии — «Силы потайные» — представляет нам гадание Марфы, предрекающее трагические события. Лирическая песня «Исходила младешенька» из третьего действия — один из самых ярких номеров оперы, запомнившийся широтой диапазона, красотой наполненности звука, великолепной драматической игрой исполнительницы. Вслед за Марфой в этом же действии уверенно звучал голос Николая Путилина в харизматичной арии Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо». По тону высказывания эту арию можно даже сравнить с сольными эпизодами Бориса Годунова. Декламационность, песенность и драматизм сплелись здесь воедино, чтобы произвести на свет новый музыкальный язык Мусоргского, революционный по своей природе.
Отметим и главу раскольников Досифея Владимир Ванеев.
В последующие годы оперу поставили в различных театрах по всему миру. В 1958 году Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, а в 1959 году появился фильм-опера «Хованщина». В 2018 году в Ростовском музыкальном театре была постановка с финальной сценой, аранжированной Игорем Стравинским.
Мусоргский использовал свои характерные методы в музыке и драматургии, включая индивидуализацию персонажей через музыку и введение народных песен. Опера объединяет жанры эпопеи, хроники и лирико-психологической драмы, что привело к использованию термина «монтажная структура» для описания ее построения. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года.
Премьеры в государственных театрах[ править править код ] Страница журнала « Искра », посвящённая постановке оперы в Мариинском театре 1911 После того как в Париже опера «Борис Годунов» вызвала огромный интерес, государственные театры стали задумываться о том, чтобы показать «Хованщину» [91]. Премьера оперы на сцене Мариинского театра состоялась 7 20 ноября 1911 года [35] , режиссёром был Фёдор Шаляпин, который, как и четырнадцать лет назад, исполнял партию Досифея. Его постановка не отличалась новаторскими идеями; своей целью он считал создание единого целого из элементов спектакля. Музыковед Исай Кнорозовский в журнале «Театр и искусство» писал, что грим у Шаляпина — такое же художественное произведение, как декорации Васнецова и Нестерова. Дирижёр Альберт Коутс тесно сотрудничал с Шаляпиным и соглашался на необходимые, по его мнению, оттенки [108]. Дирижёр Даниил Похитонов вспоминал о работе Шаляпина над постановкой оперы в Мариинском театре как о «самом замечательном периоде его артистической и режиссёрской деятельности». В спектакле были задействованы такие известные исполнители, как Иван Ершов , Павел Андреев , Василий Шаронов , и при этом в процессе постановки не возникло ни единого конфликта между ними.
В декабре 1912 года «Хованщина» была поставлена в Большом театре. Работу поручили режиссёру Петру Мельникову. Процесс постановки не оказался таким дружеским, как в Мариинском. Конфликт возник между Шаляпиным, прибывшим в Москву за неделю до премьеры для проведения генеральных репетиций, и дирижёром Вячеславом Суком , который отказался следовать свободному толкованию партитуры, в результате чего хор сильно разошёлся с оркестром. Сук утверждал, что хор слишком сильно увлекается драматизмом, «теряя палочку дирижёра», и требовал «статичного» пения, что, по мнению Шаляпина, было немыслимо. В результате последний вызвал из Петербурга Даниила Похитонова , который вместе с Коутсом дирижировал постановками в Мариинском театре. Он справился со своей задачей, и премьера прошла успешно. Отзывы о спектакле, в основном, касались Шаляпина как режиссёра. В одном из них, за авторством музыковеда Юлия Энгеля , отмечалось, что «он [Шаляпин] больше заставляет вникать в музыку и считаться с ритмом» [110].
Что же мы слышим в спектакле Мариинского театра? Валерий Гергиев дирижирует по партитуре оперы в оркестровке Шостаковича в редакции 1960 года, как указано на сайте постановки. Однако маэстро, отойдя от «буквы» партитуры Шостаковича, в двух принципиальных случаях отходит от оригинала. Первый эпизод касается второго акта, окончания знаменитой сцены «заговора князей», когда Федор Шакловитый объявляет, копируя манеру речи Петра I: «Обозвал хованщиной и велел сыскать». В редакции Шостаковича после этих слов звучит оркестровая постлюдия с фанфарами, построенная на теме марша Преображенского полка.
Гергиев, снимая маршевое оркестровое заключение, оканчивает сцену в соответствии с намерениями Мусоргского «на одном грозном аккорде p[ianissimo] с опущением занавеса» из письма Владимиру Стасову. Шакловитый — Алексей Марков, Василий Голицын — Евгений Акимов, Иван Хованский — Владимир Ванеев, Досифей — Станислав Трофимов Второе, принципиально важное изменение относится к кульминационному последнему пятому акту оперы, в котором действие происходит ночью в раскольничьем скиту. За отсутствием нотных материалов Мусоргского Шостакович в своей партитуре во многом следует редакции Римского-Корсакова, но по-иному переосмысляет финал. Уже после того, как все погибают в пламени, на сцене появляются солдаты Петровского потешного полка, отступающие в ужасе при виде догорающего пепелища. Шостакович развертывает финал и далее, дополняя оперу хоровым и оркестровым заключением, музыкально-философской рефлексией о прошедших событиях.
После петровцев на сцену выходят пришлые люди, смотрящие на языки пламени и оплакивающие Русь: «Ох ты, родная, матушка Русь, нет тебе покоя, нет пути». Затем следует перемена декораций и зрители вновь слышат симфоническую картину рассвета на Москве-реке. Андрей Хованский — Константин Артемьев, Марфа — Ксения Дудникова В версии Мариинского театра зритель не видит на сцене ни пришлых людей, ни петровцев, не узнает музыки рассвета. Марфа собственной рукой поджигает раскольничий скит. Разгорающийся пожар поглощает людей, запертых внутри.
Скит обрушивается. На фоне пламени опускается занавес.