За основу для памятника скульптор Алексей Архипов взял знаменитый портрет Всеволода Мейерхольда кисти Бориса Григорьева. Издание узнало у пресс-службы Новой сцены театра Им. Мейерхольда, что Лисецкий находится дома и по рекомендации врачей временно не будет участвовать в премьере. 28 июля в подмосковной Балашихе на улице Есенина сгорела дача театрального режиссера Всеволода Мейерхольда и его жены, актрисы Зинаиды Райх. Мейерхольд тяготел к театру гротеска с его неожиданными карикатурными изображениями, зрелищностью и традициями площадного искусства. Мейерхольд работал много, спал по пять-шесть часов в сутки, так как управлял театром, был режиссером и актером.
Кирилл Люкевич устроит в Александринке «Кабаре им. Мейерхольда»
Художественным руководителем Центра им. Мейерхольда стал Дмитрий Волкострелов - ТАСС | В подмосковной Балашихе пожар охватил дачу Всеволода Мейерхольда — российского и советского театрального режиссера-новатора. |
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего» | Дачу приобрела супруга Мейерхольда Зинаида Райх, здесь они прожили с 1926 по 1939 год, когда именитого режиссера арестовали. |
Telegram: Contact @rentv_news | В этой страсти к самосотворению Мейерхольд, тогда 26-летний артист МХТ, признавался в письме Антону Чехову: «Я часто страдаю, зная, что я не то, чем должен быть. |
«Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах | В подмосковной Балашихе сгорела дача, ранее принадлежавшая театральному деятелю Всеволоду Мейерхольду и актрисе Зинаиде Райх. |
ВЗГЛЯД / В подмосковной Балашихе сгорела дача режиссера Мейерхольда :: Новости дня | Режиссер присутствовал на сцене, стоял в темноте на кафедре и время от времени читал редкие и скупые ремарки. |
Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь
Казус Мейерхольда Ноябрь 2024 — апрель 2025 В 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения реформатора сцены Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства посвятит этому событию выставочный проект, в котором попытается дать свой ответ на вопрос «Что такое Мейерхольд». Личность мастера будет исследоваться через многообразие его творческих взаимовлияний. Его художественная среда - режиссеры, артисты, художники, писатели, с которыми он вел диалог, порой через века.
Сам Всеволод Эмильевич в сложившейся непростой ситуации нередко, что называется, «подливал масла в огонь», регулярно отправляясь на продолжительные гастроли заграницу.
Фото: biographe. Некогда они вместе играли в любительских спектаклях, между молодыми людьми завязался служебный роман, а свадьбу они отпраздновали в родной для жениха Пензе. Годом позже в семье родилась первая наследница, которой дали имя Мария, затем на свет появились дочери Татьяна и Ирина. В 1921-м году в труппу режиссера пришла актриса Зинаида Райх, в которую Всеволод Эмильевич практически сразу влюбился без памяти, несмотря на то, что был старше неё на два десятка лет.
Она тут же стала примой его театра «ГосТиМ», ради неё мужчина оставил семью, и вскоре женился на Зинаиде. Более того, режиссер даже усыновил детей своей новой избранницы: сына Константина и дочку Татьяну, рожденных в предыдущем браке Райх с поэтом Сергеем Есениным. Фото: 24smi. После этого на режиссера обрушился шквал критики и обвинений.
Тогда Райх решила заступиться за возлюбленного, и написала письмо Сталину, в котором открыто обвиняла его в том, что он попросту не разбирается в театральном искусстве. Вероятно, такой дерзкой выходкой женщина подписала приговор себе и супругу. Лояльность режиссера к новой власти не стала для него спасением, над его головой сгущались тучи, и о дальнейшей своей участи мужчина, конечно же, догадывался. Тем не менее, он не воспользовался возможностью эмигрировать в Европу, и не остался в Париже, когда у него был шанс во время последних гастролей.
Однако, в списке награждаемых фамилии Всеволода Эмильевича не оказалось. Режиссер попытался доказать, что он по-прежнему «свой», и, как и раньше, лоялен к советской власти, ведь в его театре шли постановки о колхозной деревне, а также воспевались новые герои. От попавшего в опалу и оставшегося без работы режиссера отвернулись практически все друзья, которые еще совсем недавно хвалили его постановки и гордились знакомством с ним. Едва ли не единственным человеком, протянувшим Мейерхольду руку помощи, оказался Станиславский, назначивший его на должность режиссера возглавляемого им Оперного театра.
Когда летом 1938-го года Константин Сергеевич скончался, опальный режиссер воспринял случившееся как личную драму, и тяжело переживал, а также счел это событие предвестником беды для самого себя. Всеволод Мейерхольд: арест и расстрел В июне 1939-го года режиссер был арестован, а в его квартире провели обыск.
Дача режиссера Мейерхольда сгорела в Балашихе. Видео В Балашихе пожарные ликвидировали пламя на даче режиссера Мейерхольда Читать 360 в В Балашихе загорелась бывшая дача советского режиссера Всеволода Мейерхольда и актрисы Зинаиды Райх. Специалистам удалось справиться с открытым горением.
В результате он сделал себя чужеродным телом в организме советского искусства, он стал чужым театром». Статья заканчивалась риторическим вопросом: «Разве нужен такой театр советскому искусству и советским зрителям? В театре Мейерхольда шли бурные собрания: актеры отмежевывались от своего опального руководителя. А 7 января 1938 г. Последний спектакль в театре был сыгран 8 января 1938 г. В день закрытия театра А. Гладков спросил у Мейерхольда, где бы он теперь предпочел работать — в драме или в опере. На что Мейерхольд ответил: «Я, как Хлестаков, согласен в любое богоугодное заведение, кроме тюрьмы…» На ситуацию с театром Мейерхольда оперативно среагировало военное ведомство. В связи с постановлением Правительства о ликвидации театра имени Мейерхольда, как чуждого советскому искусству, по приказанию Комвойск округа, прошу об исключении народного артиста Мейерхольда В. В этот тяжелый момент на помощь Мейерхольду пришел его учитель К. В январе 1938 г. В мае 1938 г. Мейерхольд был назначен режиссером оперного театра Станиславского, а 7 августа 1938 г. Станиславский умер. Но не только Станиславский тревожился о Мейерхольде. Его позвал в Ленинград Л. Вивьен, художественный руководитель Академического театра драмы имени А. И в декабре 1938 г. Мейерхольд показал там свою третью постановочную редакцию лермонтовского «Маскарада». Он мечтал о многих постановках на ленинградской сцене: «Гроза» А. Островского, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Гамлет» В. Он продолжал работать и в оперном театре в Москве. Но участь В. Мейерхольда была уже практически решена. Вступительную речь на конференции произнес А. После основных докладов одним из первых в прениях взял слово Мейерхольд. Его встретили, как отмечено в стенограмме, «бурные аплодисменты». Это было единодушное выражение чувств аудитории. Не дожидаясь окончания работы конференции, В. Мейерхольд убыл по делам в Ленинград, где был арестован в ночь на 20 июня 1939 г. Кировым квартире на набережной реки Карповки. Пензы — прошу конвоировать с очередным маршрутом 21 июня 1939 г. Москву, в распоряжение Нач. Воинова, 25. Для конвоирования указанного особо—опасного преступника назначьте особый конвой под командой опытного мл. Через некоторое время В. Мейерхольд был отправлен в Бутырскую тюрьму. Во время допросов в тюрьме его подвергали изощренным пыткам, а 2 февраля 1940 г. В ночь с 14 на 15 июля 1939 г. Но он, видимо, об этом так и не узнал. Через пятнадцать лет после расстрела Мейерхольда М. Гнесин, помогавший ему в 1919 г. Мейерхольда, за 1918 — 1939 гг. In the article are unknown documents of the Russian State Military Archive used. These documents concern destiny and creative activity of outstanding Soviet director V. Mejerhold for 1918 — 1939. Meyerhold, the director, theater, Trotsky, military department, Vsevobuch, the honourable Red Army man, prison, arrest, a special escort.
Центр им. Мейерхольда
Вернувшись в Ленинград, Мейерхольд ведёт переговоры с художественным руководителем Леонидом Сергеевичем Вивьеном по поводу работы в Александринском театре. Мейерхольда Дмитрий Волкострелов — о разногласиях с директором, горизонтали власти и «катке Станиславского». Театральный режиссер Всеволод Мейерхольд жил и работал в этом доме с 1926 года до ареста в 1939-м. В этой страсти к самосотворению Мейерхольд, тогда 26-летний артист МХТ, признавался в письме Антону Чехову: «Я часто страдаю, зная, что я не то, чем должен быть. Вернувшись в Ленинград, Мейерхольд ведёт переговоры с художественным руководителем Леонидом Сергеевичем Вивьеном по поводу работы в Александринском театре.
Что смотреть на марафоне Александринки в честь 150-летия режиссера Всеволода Мейерхольда?
Telegram: Contact @rentv_news | 9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального деятеля Всеволода Мейерхольда. |
Музей Мейерхольда закрыт | В мае руку помощи Всеволоду Мейерхольду протянул Станиславский, назначив режиссером возглавляемого им Оперного театра. |
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Притянул он на свою сторону и Мейерхольда, который, по словам Фокина, состоялся как режиссёр исключительно благодаря Александринскому театру. Будучи одновременно режиссером, актером и антрепренером, Мейерхольд сыграл около 100 разноплановых ролей за три сезона. И, когда Мейерхольда позвали в консервативный Суворинский театр, совсем не подходящий режиссеру-новатору, именно она потребовала, чтобы он отказался! Она 20 лет работает в музее Всеволода Мейерхольда, расположенного в его квартире по Брюсову переулку. С 1907 года Мейерхольд занимал пост главного режиссера Александринского и Мариинского Императорских театров в Петербурге.
Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда
Жизнь режиссера-новатора ХХ века Всеволода Эмильевича Мейерхольда, трагически оборвавшаяся в застенках НКВД, и его личность, не укладывающаяся в привычные рамки. Подпишитесь на канал Россия 24 В Санкт-Петербурге сегодня был открыт памятник театральному режиссеру Всеволоду Мейерхольду. Там дотла сгорела дача легендарного театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. Там дотла сгорела дача легендарного театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. Как главный режиссер Оперного театра им. К. С. Станиславского Мейерхольд и проходит по тюремным бумагам. Режиссёр театра Мейерхольда Л.В. Варпаховский, реабилитированный после семнадцати лет отсидки, рассказал М. Бабановой, что ему после реабилитации показали в прокуратуре.
Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда
Отмечается, что прибывшие на место происшествия пожарные сумели ликвидировать возгорание. Ущерб, нанесенный постройке, устанавливается сотрудниками спецслужб. Ранее из-за пожара, который произошел в соседнем ресторане, пострадала квартира помощницы российского режиссера Константина Богомолова Ольги Росляковой. В момент возгорания она находилась дома, но выбежала на улицу, когда увидела дым.
Здесь будет создана экспозиция «Мейерхольд. Открытие будущего», посвященная открытиям знаменитого режиссера, сформировавшим язык современного театра. Современные музейные средства помогут познакомить наших зрителей с особенностями творческого почерка Мейерхольда, ощутить реформаторский дух гениального режиссера, проследить разные вехи его жизни.
Перед каждым посетителем откроется мейерхольдовская глубина — масштаб его новаторских подходов и актуальность сценических решений, которые используются и сегодня режиссерами во всем мире. Музей-квартира открылась как филиал Бахрушинского музея 8 лет назад, в год 140-летия со дня рождения Вс. В музейном собрании хранится 20-тысячный фонд Государственного театра им. Мейерхольда ГосТиМ, 1920-1938 гг.
Ни малейшего отношения к театру она не имела. Учиться же она стала на режиссерском факультете и актрисой стать не собиралась. Можно найти относящиеся к тому времени высказывания Вс. Таким образом, в 1924 году в возрасте 30 лет она сыграла свою первую роль, причем большую, не имея никакой профессиональной подготовки.
Есенина о В. Мейерхольде и З. Зинаида Райх в роли Аксюши в спектакле «Лес». Однако его спектакли, позже признанные шедеврами, — «Мандат» 1925 , «Ревизор» 1926 , «Горе уму» 1928 — вызывают все больше нареканий и справа, и слева. Были места неравного значения и в нем, но так именно и дышит всякая творческая ткань: тут ядро, там протоплазма. Первая гроза Всеволод Мейерхольд на репетиции. ГосТИМ получил бюджетное финансирование только в 1927 году, гораздо позже, чем так называемые АКИ, академические театры. Но и это не помогло в довольно отчаянном положении, в котором оказался Мейерхольд.
Сторонников не было. От травли у Мейерхольда апатия и художественное упрямство. Искать связей, улещивать кого-то , домогаться нет сил у Мейерхольда администрация в театре, как на грех, все годы слабая, не энергичная , а потому я решила, простите, родной очень Вас таким чувствую — оттого реву всегда от удовольствия, когда вижу Вас , просить и умолять о помощи и поддержке» «…Мы оказались в невероятном одиночестве». Письмо З. Райх А. Горькому 20 июня 1928 года. Публикация, вступительный текст и примечания В. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века.
Распространяется слух о том, что Мейерхольд собирается остаться в Европе, и газеты торопятся сообщить о расформировании его театра. На этом фоне Мейерхольд пытается объяснить Луначарскому серьезность проблем своего здоровья: «После рентгеновского обследования врачами поставлен диагноз: расширение сердца, аорты и болезнь печени. Все это вызывает необходимость трехнедельного лечения в Виши, после чего придется выехать для продолжения курса на юг Франции. Убедительно прошу Вас заявить печати, что слухи о моем отъезде за границу навсегда абсолютно неверны. Уверен, что Вы примете все меры не только к сохранению театра моего имени, но и к улучшению его положения. Руководство театром я не оставлял ни на одну минуту даже во время лечения. Буду неустанно переписываться с теми товарищами, которым мною предложено временно руководить труппой» В. Париж, 19 сентября 1928 года На репетиции спектакля «Баня» по пьесе Владимира Маяковского в Московском Государственном театре им.
Так что и гастроли разрешены, и даже выделены деньги на реконструкцию старого здания тетра. Успокоенный Мейерхольд пишет своему младшему другу, композитору Оборину: «Осень сейчас здесь такая чудесная. Столько в ней здоровья и крепости! Смотрю и думаю: моя осень должна быть вот такой же. Хочу этого, и будет так. Но ведь в природе, ах, какие хитрые модуляции. В нежном трепете желтых листьев слышу музыку весны и той, которая позади, и той, которая скоро снова придет. Нет отдельно осени, нет отдельно весны.
Здесь сплетения, как в венке сонетов. Вот отчего так люблю юность. Вот отчего так полюбил Вас, милый Лев Николаевич. О сердце моем что писать? Локшиной Хеся Александровна Локшина 1902—1982 — советский режиссер и сценарист. Отсрочка дана. Из письма Всеволода Мейерхольда Льву Оборину. Пресса и зрители принимают театр с огромным энтузиазмом, успех Зинаида Райх описывает в своем письме тому же Оборину: «Позавчера генералка, вчера премьера.
Успех, триумф!!! Он ходит довольный и счастливый! Как же! Овации и аплодисменты были столь бурные, что он долго не уходил со сцены, публика буквально ревела от восторга! Вечера спектаклей наших насыщены электричеством восторга. Розы — желтые, розовые, красные, лилии, водяные лилии, даже какое-то розовое дерево! Так долго и упорно нам не везло в Париже».
И умел работать с артистами: а как же у него играли прекрасные артисты - и Бабанова, и Ильинский, и Гарин... Ему было скучно просто ставить спокойные спектакли, ему нужно было взорвать все Мейерхольд нач инал именн о как артист, а как режиссер - это была Студия на Поварской, в Москве, 1905 год... Студия была организована по инициативе и под покровительством Станиславского. Называлась она тогда лабораторией. Сегодня это крайне распространенное слово, ставшее штампом, чуть что, все говорят: у меня лаборатория. Три человека и я - не трогайте нас, мы работаем лабораторно... Энергия заблуждения - тоже великая энергия... А там Станиславский совершенно определенно ставил задачу: для него было важно создание этой лаборатории в 1905 году, чтобы помимо реалистической, психологической линии Художественного театра искать, нащупывать и другие формы театра, и в том числе новые формы взаимодействия со зрителем. Всеволод Мейерх ольд известен не то лько как режиссер, но и как актер. На фотографии - Мейерхольд в ц ентре в ф ильме "Белый орел". Фото: РИА Новости Тогда из этой студии ничего не вышло, она быстро закрылась, потому что молодые люди во главе с Мейерхольдом реш ительно лабо раторничали вплоть до анекдотических вещей. На каком-то спектакле они пробовали, как долго можно артисту говорить в полной темноте. Сегодня этим никого не удивишь - ну, подумаешь. А сто с лишним лет назад такие первые новаторские опыты вызывали шок. Станиславский, когда пришел, сказал: "Зажгите свет. Свет дайте! И вот тут они не состыковались. Там были еще и другие опыты, которые Станиславскому не понравились, и Мейерхольд был о бижен, но не хочу этого касаться. Главное, что в студии состоялись первые пробы нового взаимодействия со сценическим пространством, с другой атмосферой. Дальше в камерных студиях не очень знают, что Мейерхольд работа л в Петерб урге в студиях в камерных пространствах он совершенно изменял форму декорационной живописи, но его все время мучила мысль: как сломать рампу, что делать, какие найти формы. Я думаю, если бы в те годы ему показать, как на нашей Новой сцене ездят плунжера, он был бы в восторге... Потом - как он взаимодействует с Александринским театром. Он понимает, что это шикарный зал, но он не может позволить зрителю просто сидеть и смотреть замечательные декорации Головина. Он начинает искать пути взаимодействия - зажигает свет. Сегодня, опять же, ну что особенного - 20 раз зажгут, 20 раз погасят... А по тем временам, в 1910 году, это смелый шаг, хотя тоже не новость - он просто использовал прием старинного итальянского театра, когда горели свечи, канделябры, и весь спектакль был полумрак. А когда возникло электричество, Мейерхольд сразу э то использ овал - в "Дон Жуане". Опять же, для того чтобы зрителя встряхнуть. Он зажигает и гасит свет, он позволяет Варламову общаться со зрительным залом - это тоже прием, который позволяет вывести зрителя из состояния монотона, к которому он привык. По ходу спектакля он поручил Варламову, потому что это был любимец и его все знали, увидев знакомого в зале, с ним здороваться, спрашивать, как семья... Это все его взаимодействие с формой, с пространством, которое я называю атмосферой спектакля. А дальше революция - и тут уже у него были возможности более активно взаимодействовать. Он выходил на площади, даже физкультурный парад для него был спектаклем. Он действовал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, он очень любил особые обстоятельства. Мейерхольд как режис сер действ овал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, любил особые обстоятельства. На фотографии: сцена из спектакля "Баня" по пьесе Маяковского в постановке Мейерхольда.
Все, везде и всюду: самые смелые эксперименты Мейерхольда
В Балашихе загорелась дача Всеволода Мейерхолда - Афиша Daily | 28 июля в подмосковной Балашихе на улице Есенина сгорела дача театрального режиссера Всеволода Мейерхольда и его жены, актрисы Зинаиды Райх. |
Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником | В подмосковной Балашихе сгорела дача театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. |
Всеволод Эмильевич Мейерхольд | Но скандал неожиданно привел к удаче — Мейерхольда пригласили работать режиссером Императорских театров. |
О судьбе Мейерхольда посетители узнают на виртуальной выставке
Ощущение, что он все время бежит, летит вперед, потому что у него перспектива вот сюда - в наши годы и дальше... Ему было скучно просто ставить спокойные спектакли, ему нужно было взорвать все. Представить себе, что Мейерхол ьд, предпо ложим, сидит в комнате с завешенными шторами при зажженной свечке и медитирует - вряд ли... Фото: ТАСС Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества. Мейерхольд был одерж им желанием делать спектакль не просто в классической коробке и на классической сцене. Он был новатор, изобретатель и по рождению, и по своей генетике, кроме того, он был невероятно театрально эрудирован и образован. Он знал старинные театры и приемы многих театров - от восточного, старинного испанского, итальянского театра дель арте, китайского театра, японского театра и так далее. Он был одержим страстью как лучше взаимодействовать со зрителем в пространстве.
Цель была одна - выстроить напряжение так, чтобы зритель не чувствовал себя беспечно. Это вообще самая главная проблема для любого режиссера, если он серьезный режиссер и не ставит перед собой задачу только развлечь: как выстроить напряжение, чтобы зритель не чувствовал себя спокойно, откинувшись в кресле, и не выпадал из зоны эмоционального восприятия. Чтобы он все время был в напряжении, необязательно со сдвинутыми бровями, но был постоянно подключенным к тому, что происходит. Это задача очень важная, причем она другая, если пространство на тысячу человек или на пятьдесят человек или на двадцать - тут совершенно разные подходы. Кто там плачет?! Как не знал артистов? Он сам был очень хорошим артистом.
Учился-то у Станиславского. Начинал-то играть во МХАТе. Поэтому знал и внутреннюю технику очень хорошо. И умел работать с артистами: а как же у него играли прекрасные артисты - и Бабанова, и Ильинский, и Гарин... Ему было скучно просто ставить спокойные спектакли, ему нужно было взорвать все Мейерхольд нач инал именн о как артист, а как режиссер - это была Студия на Поварской, в Москве, 1905 год... Студия была организована по инициативе и под покровительством Станиславского. Называлась она тогда лабораторией.
Сегодня это крайне распространенное слово, ставшее штампом, чуть что, все говорят: у меня лаборатория. Три человека и я - не трогайте нас, мы работаем лабораторно... Энергия заблуждения - тоже великая энергия... А там Станиславский совершенно определенно ставил задачу: для него было важно создание этой лаборатории в 1905 году, чтобы помимо реалистической, психологической линии Художественного театра искать, нащупывать и другие формы театра, и в том числе новые формы взаимодействия со зрителем. Всеволод Мейерх ольд известен не то лько как режиссер, но и как актер. На фотографии - Мейерхольд в ц ентре в ф ильме "Белый орел". Фото: РИА Новости Тогда из этой студии ничего не вышло, она быстро закрылась, потому что молодые люди во главе с Мейерхольдом реш ительно лабо раторничали вплоть до анекдотических вещей.
На каком-то спектакле они пробовали, как долго можно артисту говорить в полной темноте. Сегодня этим никого не удивишь - ну, подумаешь. А сто с лишним лет назад такие первые новаторские опыты вызывали шок. Станиславский, когда пришел, сказал: "Зажгите свет. Свет дайте! И вот тут они не состыковались. Там были еще и другие опыты, которые Станиславскому не понравились, и Мейерхольд был о бижен, но не хочу этого касаться.
Обаятельный, светлый, легкий, открытый и отзывчивый человек», — говорится в сообщении на сайте учреждения. Решетников родился в 1950 году, является выпускником Красноярского училища искусств. Среди театральных работ актера — роли в постановках «Темные аллеи», «Тихий шорох уходящих шагов», «Матренин двор», «Ромео и Джульетта», «Чайка».
Кроме того, он снялся в спортивной драме «Начни сначала». На прошлой неделе стало известно о смерти актера Юрия Омельченко. Он скончался в больнице от повторного инсульта в возрасте 48 лет.
Согласно информации на сайте компании, распространяемая информация не соответствует действительности, все торги по реализации авиационной техники проведены в соответствии с законодательством, при этом иностранные компании к торгам не допускались. Отмечается, что списанная техника ликвидируется и вывозится с территории предприятия только в виде лома цветных металлов. Ранее Австралия отказалась отдать старые вертолеты для ремонта и передачи Киеву и предпочла их утилизировать.
Вчитайтесь в эти строки дела, и вы поймете не только то, как сочинялись такие документы, но и кто этим занимался. Установлено, что в течение ряда лет Мейерхольд состоял в близких связях с руководителями контрреволюционных организаций — Бухариным и Рыковым. Арестованный японский шпион Иошида Иошимасу еще в Токио получил директиву связаться в Москве с Мейерхольдом. Там все начиналось с заполнения анкеты арестованного. Я держу ее в руках и, видит Бог, не могу унять дрожи в пальцах: ведь этот леденящий кровь документ был пропуском в самый настоящий ад. Из этой анкеты мы узнаем, что Всеволод Эмильевич родился в 1874 году в Пензе, по национальности — немец, образование — среднее. Отец, который был купцом, умер, мать — тоже. Жена — Зинаида Райх, актриса. Дети — Есенина Татьяна, 21 год, и Константин, 19 лет.
Всеволод Эмильевич — член ВКП б с 1918 года. Через несколько дней начались допросы. Они шли днем и ночью. Уже через неделю следователи добились весьма ощутимых результатов: Мейерхольда вынудили написать собственноручное заявление самому Берии. Сверхвредительство в этой организации с совершенной очевидностью было в руках Троцкого. Результатом этой преступной связи была моя вредительская работа на театре… Во-вторых. В годы приблизительно 1932—1935 состоял в антисоветской правотроцкистской организации, куда был завербован Милютиной. В этой организации состояли Милютин, Радек, Бухарин, Рыков и его жена. Был привлечен в шпионскую работу неким Фредом Греем английским подданным , с которым я знаком с 1913 года.
В принципе следствие можно было заканчивать и дело закрывать, так как Всеволод Эмильевич признался практически во всем, что ему вменялось в вину. Правда, он забыл, что является еще и японским шпионом, но ему об этом очень скоро напомнят. И все же следствие решило выяснить детали, касающиеся вредительской деятельности Мейерхольда в области искусства. Мое антисоветское влияние распространялось не только на таких моих учеников, но и на ряд представителей других искусств. Назовите их! И Мейерхольд назвал. Понимал ли он, что делает? Отдавал ли себе отчет в том, что по каждому названному имени тут же начнется оперативная разработка, что каждый из его друзей может оказаться в соседней камере? Мы еще получим ответы на эти вопросы, а пока что он — воспользуемся тюремным жаргоном — безудержно кололся.
Именно этого и добивался следователь: ему нужно было сломать не только физически, но и морально не очень здорового 65-летнего деятеля искусств. Путаясь и сбиваясь, возвращаясь от одних событий к другим, Всеволод Эмильевич причисляет к антисоветски настроенным людям композиторов — Шостаковича, Шебалина, Попова, Книппера, прозаиков и поэтов — Сейфулину, Кирсанова, Брика, Иванова, Федина, а также многих актеров, художников и режиссеров.
Мейерхольд как режиссер действовал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, любил особые обстоятельства. На фотографии: сцена из спектакля "Баня" по пьесе Маяковского в постановке Мейерхольда. Он мог только мечтать об уничтожении рампы, но сделать это не так просто. У него на сцене в желтых, зеленых париках играют, экспериментируют, и он не может выдержать, что в зале люди просто сидят в креслах и все.
Он делает помост через весь зал, запускает туда артистов, а в какой-то момент вдруг по этой дороге выезжает мотоцикл с коляской, останавливается посреди зала, и он встает, а он был невероятно популярен, да еще в своем театре, и говорит: товарищи, подписывайтесь на облигации такого-то займа! И уезжает. Я не очень понимаю, как это корреспондируется с дальнейшим действием, потому что такой наглый ход, с моей точки зрения, сильно может разрушать все, что до этого играется и потом. Но это ход очень решительный. Может, эти заемщики его спонсировали? Это уже догадки, но факт остается фактом.
Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества Он идет на такие приемы, чтобы сбить безучастие. Он доходит даже до того, что абсолютно нагло сажает подставных лиц в зал. В "Оптимистической трагедии" был монолог матроса, который погибает, и он писал мелом на доске: нас осталось столько-то... Его играл артист Боголюбов, и умирал, сползал, и дальше ремарка автора Вишневского - в зале плачут, и ведущий говорит: кто там хныкает, нас не надо оплакивать. Но Мейерхольд понимал прекрасно, что плакать никто не будет. И надо спровоцировать эту сцену - как на панихиде: кто-то всхлипнул, уже другое состояние вокруг...
Он сажает подставных лиц, и когда матрос говорит "нас осталось там... Прием цирковой, абсолютная наглая подстава, но - красиво. Но главное, это же связано с сущностью сцены - не просто придумано вообще, а решена ремарка автора. Хотя ее выбросить было бы самое простое... Он все время провоцирует на взаимодействие. Устраивает в зрительском фойе инсталляции, как мы это сегодня называем.
Ставит спектакль на тему колхозной деревни - в фойе зрителей ждет выставка достижений народного хозяйства: снопы, какие-то тыквы лежат, фрукты... Для нас сегодня это обычное дело. Но тогда это были абсолютные новости. Чужой среди своих В спектакле "Мейерхольд. Чужой театр" показано осуждение режиссера всей труппой. Тогда, да и позже, газета "Правда" была как главный рупор - я это еще застал в советское время.
И появление материала того или иного толка означало важный сигнал либо к закрытию, либо к открытию. Большая статья, большой разворот. Мы достали подлинник той газеты 37-го года и хотим поставить ее в витрине в фойе, чтобы люди посмотрели - это тоже интересный факт. Портрет Мейерхольда кисти Бориса Григорьева. Этот образ - в основе памятника во дворе Новой сцены Александринского театра. Фото: Предоставлено Александринским театром Меня мучил вопрос: как это все произошло?
Идет блестящая биография, она сталкивается с методом социалистического реализма, который возникает. Метод - это коридор, в который ты должен войти, обязательно в нем жить и существовать, иначе ты не здесь, ты чужой. Чужой театр, и ты чужой...
Всеволод Мейерхольд
Один находится в городе Пензе, где он родился. Второй памятник теперь есть в Петербурге». В преддверии 10-летия новой сцены Александринского театра по инициативе Валерия Фокина площадка получила имя Всеволода Мейерхольда. Художественный руководитель отмечает, что движение режиссера в сторону реформации началось именно в Петербурге.
Мать - Альвина Даниловна урождённая Неезе. Он был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье.
Детей обучали репетиторы, у Карла было пять братьев и две сестры. Отец давал придирчиво контролировал их траты. В отличие от мужа Альвина Даниловна была натурой возвышенной, устраивала музыкальные вечера. Именно она приобщила детей к театру. Карл и его братья играли в любительских спектаклях.
Гимназический курс Карл Мейергольд, трижды остававшийся на второй год, завершил поздно - в 1895 году окончил 2-ю мужскую гимназию в Пензе. В ней позже учился выдающийся актёр немого кино Иван Мозжухин. К слову, историческое здание 2-й Пензенской мужской гимназии в г. Пензе по улице Володарского, 5 сохранилось до наших дней и является памятником истории и культуры федерального значения в настоящее время в нём располагается управление образования г. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета.
В том же году, по достижении совершеннолетия 21 года , Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина. В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 26 октября 1898 года открылся театр, он играл Василия Шуйского. В легендарной постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплева, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах».
Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в «Венецианском купце» У. Шекспира 1898 , Иоанн Грозный в трагедии А. В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название Новая драма Товарищество новой драмы.
В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу».
В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию. В 1906 году он был приглашён Верой Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Это стало началом «театра условности» в России. Иванова с В.
Шварсалон с роли Эусебио.
Именно эта статья дала знак к началу уничтожения Театра имени Мейерхольда, а затем и самого мастера. В спектакле показана начальная точка этого пути - коллективное обсуждение, фактически осуждение режиссера его труппой. Мейер хольда в но вой постановке Александринского театра играет Влади мир Кошевой сле ва.
Новатор по генетике - Мне повезло - я общался с людьми, которые работали с Мейерхол ьдом, были у него на репетициях, были у него дома... Как Мейерхол ьд смотрел : подбородок чуть вперед и - взгляд сверху, а это всегда человека характеризует. Ощущение, что он все время бежит, летит вперед, потому что у него перспектива вот сюда - в наши годы и дальше... Ему было скучно просто ставить спокойные спектакли, ему нужно было взорвать все.
Представить себе, что Мейерхол ьд, предпо ложим, сидит в комнате с завешенными шторами при зажженной свечке и медитирует - вряд ли... Фото: ТАСС Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества. Мейерхольд был одерж им желанием делать спектакль не просто в классической коробке и на классической сцене. Он был новатор, изобретатель и по рождению, и по своей генетике, кроме того, он был невероятно театрально эрудирован и образован.
Он знал старинные театры и приемы многих театров - от восточного, старинного испанского, итальянского театра дель арте, китайского театра, японского театра и так далее. Он был одержим страстью как лучше взаимодействовать со зрителем в пространстве. Цель была одна - выстроить напряжение так, чтобы зритель не чувствовал себя беспечно. Это вообще самая главная проблема для любого режиссера, если он серьезный режиссер и не ставит перед собой задачу только развлечь: как выстроить напряжение, чтобы зритель не чувствовал себя спокойно, откинувшись в кресле, и не выпадал из зоны эмоционального восприятия.
Чтобы он все время был в напряжении, необязательно со сдвинутыми бровями, но был постоянно подключенным к тому, что происходит. Это задача очень важная, причем она другая, если пространство на тысячу человек или на пятьдесят человек или на двадцать - тут совершенно разные подходы. Кто там плачет?! Как не знал артистов?
Он сам был очень хорошим артистом. Учился-то у Станиславского. Начинал-то играть во МХАТе. Поэтому знал и внутреннюю технику очень хорошо.
И умел работать с артистами: а как же у него играли прекрасные артисты - и Бабанова, и Ильинский, и Гарин... Ему было скучно просто ставить спокойные спектакли, ему нужно было взорвать все Мейерхольд нач инал именн о как артист, а как режиссер - это была Студия на Поварской, в Москве, 1905 год... Студия была организована по инициативе и под покровительством Станиславского. Называлась она тогда лабораторией.
Сегодня это крайне распространенное слово, ставшее штампом, чуть что, все говорят: у меня лаборатория. Три человека и я - не трогайте нас, мы работаем лабораторно... Энергия заблуждения - тоже великая энергия... А там Станиславский совершенно определенно ставил задачу: для него было важно создание этой лаборатории в 1905 году, чтобы помимо реалистической, психологической линии Художественного театра искать, нащупывать и другие формы театра, и в том числе новые формы взаимодействия со зрителем.
Всеволод Мейерх ольд известен не то лько как режиссер, но и как актер. На фотографии - Мейерхольд в ц ентре в ф ильме "Белый орел". Фото: РИА Новости Тогда из этой студии ничего не вышло, она быстро закрылась, потому что молодые люди во главе с Мейерхольдом реш ительно лабо раторничали вплоть до анекдотических вещей. На каком-то спектакле они пробовали, как долго можно артисту говорить в полной темноте.
Сегодня этим никого не удивишь - ну, подумаешь.
Мейерхольда» опубликован в газете « Правда » 8 января 1938 года [23]. В мае 1938 года Константин Станиславский предложил безработному Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре. После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой « Риголетто ». Мейерхольд высоко ценил дарование композитора Сергея Прокофьева , неоднократно пытался поставить оперу « Игрок », балет « Стальной скок », однако желание режиссёра не было осуществлено, как и в случае с оперой « Семён Котко ». Арест и расстрел[ править править код ] Фотография НКВД после ареста 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде ; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск [24] [ нет в источнике ]. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх , протестовавшей против методов одного из агентов НКВД [25] [ неавторитетный источник ]. Вскоре 15 июля она была убита неустановленными лицами. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками [26] , Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР.
В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову : …Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток… [27] Предписание В.
В Петербурге отменили спектакль "Мейерхольд. Чужой театр" из-за травмы актёра
9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального деятеля Всеволода Мейерхольда. Режиссёр театра Мейерхольда Л.В. Варпаховский, реабилитированный после семнадцати лет отсидки, рассказал М. Бабановой, что ему после реабилитации показали в прокуратуре. В мае 1938 года Константин Станиславский предложил безработному Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре. Дачу приобрела супруга Мейерхольда Зинаида Райх, здесь они прожили с 1926 по 1939 год, когда именитого режиссера арестовали.